Потому всякий верующий и любящий Господа стремится пройти Его же путем, иметь те же чувствования, какие и во Христе Иисусе (Флп. 2, 5), Который, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2, 6–7, 8). В этом кенотическом самоумалении Господь остается единым с Отцом: Я и Отец – одно (Ин. 10, 30). Усвоив человеческую природу (и в силу этого – человеческую волю), Он предает эту волю в волю Отца: да будет воля Твоя (Мф. 6, 10); как заповедал Мне Отец, так и творю (Ин. 14, 31); Я соблюл заповеди Отца Моего (Ин. 15, 10); Моя пища есть творить волю Пославшего Меня (Ин. 4, 34); не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца (Ин. 5, 30); ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца (Ин. 6, 38); не Моя воля, но Твоя да будет (Лк. 22, 42). Господь дает образ совершенной любви ( Бог есть любовь Ин. 4, 8]), совершенного послушания Богу, совершенного единства с Ним. Он просит Отца даровать подобное же (хотя не сущностное, но благодатное) единство и верующим во Христа, то есть " рабам Христовым " : соблюди их во имя Твое, чтобы они были едино, как и Мы (Ин. 17, 11); да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино (Ин. 17, 21); да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них (Ин. 17, 26). Только в свете этого и может рассматриваться антиномия, предложенная Б.П. Вышеславцевым: Бог хочет, чтобы человек был Его рабом – и Бог не хочет, чтобы человек был Его рабом. Эти антиномичные положения, в силу их несовместимости, уничтожают друг друга в плане эмпирического мышления, и оба неразрывно актуализируются в акте веры [ CXCI ]. Встреча Бога и человека происходит по взаимному волеизъявлению: хочешь ли быть здоров? (Ин. 5, 6) – спрашивает Господь у расслабленного; Господи! если хочешь, можешь меня очистить (Лк. 5, 12),– говорит Господу прокаженный. Зов Бога к человеку и человеческий отклик на этот зов всегда есть дело свободы, веры и любви, а не акт насилия и принуждения. Человек волен откликнуться, а волен и спрятаться от Бога, прикрыв свою наготу смоковными листьями. Но коль скоро Бог устанавливает такие отношения с человеком, признавая его свободу, то и человеческая свобода вольна откликнуться на призыв долженствования, покрываемого любовью, или отвергнуть его. Но и сама сфера человеческого долженствования не полна без того, чтобы включить в нее свободу воли как нечто должное.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

. Буквально: «начало родовых мук», родовых схваток. Ср. Гад 4:19, 27, 1 Фес 5:3 и Отк 12:2: «мука родами», «муки рождения». В ветхозаветных апокрифах так обозначалось особенно драматическое время непосредственно перед пришествием Мессии (Книга Юбилеев 23:18), по-еврейски: ПЧга – «страсти мессианские». . Дан 9:27, 11:31; 12:11; 1 Мак 1:54. . Это не слова Иисуса, а ремарка евангелиста, заимствованная затем Матфеем (24:15). . Почти буквальное воспроизведение стиха Дан 12:1 по Септуагинте, где др.-евр. «время тяжкое» передано как «день скорби». . Лука помещает эту сентенцию не в эсхатологической беседе на Елеонской горе, а несколько ранее: «Сказал также ученикам: придут дни, когда пожелаете видеть хотя бы один из дней Сына человеческого, и не увидите; и скажут вам: вот, здесь, или: вот, там, – не ходите и не гоняйтесь» . Воспроизведение ветхозаветных пророчеств Ис Иез Иоил 2:1-6,10; Ам 8:9; Соф 1:15 и др. . Реминисценция Дан 7:13. . Впоследствии под «родом сим», упомянутым здесь, стали понимать человечество в целом или уже христиан («род верных»). В Мф 11:16, Лк 17:25 «родом сим» обозначены современники Иисуса, не веровавшие в него и в Иоанна Крестителя; в Мф 12:41, 23:36, Мк 8:12 и Лк 11:29, 50 собирательное «род сей» относится к оппозиционным Иисусу фарисеям и книжникам. . Во времена Иисуса Книга пророка. Даниила была ещё не канонической, хотя пользовалась огромной популярностью. Иосиф Флавий был о ней самого высокого мнения (Древности, X 11.7). . В Вульгате: «в глубине», «в тайнике». Ср. Мф 6:6; Лк 12:3, 24. . Еврейская поговорка, восходящая к Иов 39:30. Ср. Лк 17:37. . Под этим «знамением», «знаком» отцы Церкви понимали крест, на котором был распят Христос. Ср. Сив «О блаженное древо, на коем Бога распяли!/Не на земле тебе пребывать стоит, а на небе,/Когда Бог огненный взгляд обновленный как молнию кинет» (перевод М. и В. Витковских). . В более ранних списках Евангелия от Матфея этот стих выглядел так же, как и в Евангелии от Марка: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, а только Отец Мой один». Его использовали ариане в полемике против защитников догмата о единосущии Отца и Сына.

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

Господь Иисус – детство, юность и все время до общественной проповеди провел в галилейском городе Назарете 3 , почему этому городу и усвоено название его отечества: «пришедши в отечество свое учил» и пр. ( Мф.13:54 ). Это был небольшой городок, стесненный в нагорной лощине между двумя хребтами гор. Жители его не пользовались доброй славой между соседями: «из Назарета может ли быть что доброе?» – таково было убеждение их, выраженное одним из жителей Каны ( Ин.1:46 ). Здесь-то впервые и обнаружилось враждебное расположение к Господу Иисусу за его проповедь . Так, первая проповедь его в Назаретской синагоге разрешилась тем, что все слушавшие «исполнились ярости и, встав, выгнали его вон из города, и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его; но Он, прошедши посреди их, удалился» ( Лк.4:15–30 ). И удалился навсегда, избрав своим местопребыванием Капернаум ( Мф.4:13 ; Мк.1:14 ; Лк.4:31 ). Капернаум был небольшой, но очень цветущий город 4 ( Лк.20:15 ), расположенный при Генисаретском озере, иначе называемом – «море Галилейское, море Тивериадское» 5 ( Мф.4:18 ). Здесь, на берегах этого озера, Господь Иисус положил начало своей церкви призванием первых апостолов. Сюда же во всю последующую жизнь возвращался Он после проповеди в разных местах Галилеи и Иудеи, так что берега этого озера, и особенно Капернаум, сделались для Него как бы другой родиной («он пришел в свой город» и пр.). Галилее и вообще была посвящена главная деятельность Иисуса 6 , но местности близ Галилейского озера преимущественно. Это озеро от двадцати пяти до тридцати верст в длину и от семи до десяти в ширину, хотя и представляется продолговато-круглым (овальным), но образует от Тивериады к северу, на пространстве верст пятнадцати, род залива. Здесь-то и было то плодотворное поле, где божественное семя Иисуса нашло наилучшую почву. Здесь по этому северному берегу озера раскинута была роскошная обильная ключами и оттого самой богатой растительностью всегда цветущая долина, «страна Генисареткская» – собственно так называемая. Здесь разбросаны были на недалеком расстоянии один от другого города и селения: Вифсаида, Хоразин, Капернаум, Магдал, Гемала, Далмануфа, Тивериада 7 . Значит, здешняя местность дала Иисусу самых искренних, преданных на жизнь и смерть, друзей – учеников и учениц: Иоанна Иакова, Андрея, Петра и пр.; Марию из Магдала (магдалинскую, т. е. Магдалину), Иоанну, Сусанну и других. Единственный апостол из двенадцати, которого дала Иудея, был Иуда Искариотский 8 , но и тот сделался предателем. Начало проповеди Иисуса

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

1). Господь Иисус Христос для нашего спасения Себе умалил, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся, якожечеловек, смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя ( Флп. 2, 7–8 ); Он всегда творил у годная Отцу Своему, а посему и Отец не оставлялКго единаго ( Ин. 8, 29 ), не раз ограждая жизнь Его среди опасностей, которыми окружала ее злоба врагов ( Мф. 2, 12–15 ; Лк. 4, 29–30 ; Ин. 10, 39 ), пока наконец не пришел час Его (12, 23; ср. 7, 6, 30). Он соделался причастником Святого Духа по человечеству, хотя по Божеству Сам подает духовные дары и освящает всю тварь. Святой Дух нисшел на Него по крещении ( Мф. 3, 16 ) и пребысть на Нем ( Ин. 1, 32 ), и Отец Небесный двукратно – при крещении и преображении Его – свидетельствовал: сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих ( Мф. 3, 17; 17, 5 ). Не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах; трости надломленной не переломит и льна курящагося не угасит; будет производить суд по истине; не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда и на закон Его будут уповать острова, или, по переводу LXX толковников: и на имя Его языцы уповати имут (ст. 2–4). Спасительные дела Господа Иисуса Христа, как небесного Учителя людей, показали не только то, что на Нем почил Дух Божий, но и то, что почил в виде голубине. Без всякого внешнего блеска, с великим смирением и кротостию, Он является Провозвестником Евангелия. Не приемля славы от человек ( Ин. 5, 41 ), Он не искал толпы праздных или движимых пустым любопытством слушателей и не делал знамений пред родом лукавым ( Мф. 12, 39 ), проявляя Свою всемогущую силу с целью благотворения страждущим – там, где встречал веру ( Мф. 8, 13; 9, 22 . и др.). Голос Его не был слышен и среди гонений, которые воздвигали на Него злобные враги Его; кротко удержал Он учеников Своих, желавших низвести огнь с неба на самарян, не принявших Его, утомленного от пути ( Лк. 9, 52–55 ). Если иногда слышались из уст Его упреки неблагодарным, то эти упреки были проникнуты глубоким состраданием ( Ин. 10, 32; 18, 23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

II, 3. Задаток неизреченного благодеяния Духа мы, верующие, получили через святое и трижды блаженное призывание [Святой Троицы] в [Таинстве] Крещения 423 для возрастания и преуспеяния в совершенном наследии [Царства Небесного] и для приумножения таланта ( Мф. 25, 14–30 ; Лк. 19, 12–27 ), доверившись великому и чистому таинству. Ибо Божественный Дух Утешитель, данный апостолам, а через них – единственной и истинной Церкви Божией 424 для служения ей различным и многообразным способом, соразмерным вере, сопребывает от часа крещения с каждым, кто приступает к этому таинству, побуждаемый подлинной верой. Ведь, как говорится в Евангелии, каждый получает [свою] мину, чтобы пустить ее в оборот, приумножить и преувеличить ( Лк. 19, 12–27 ; Мф. 25, 14–30 ). II, 4. Подобно тому как рожденное в веке сем дитя не остается навсегда в младенческом состоянии, но ежедневно возрастает с необходимостью некоей последовательности по неизреченным законам природы до тех пор, пока не станет совершенным мужем и не достигнет полноты умственных сил, таким же образом рожденный свыше от воды и Духа ( Ин. 3, 3–5 ) не должен оставаться в младенческом состоянии духовного возраста, но ему следует, посредством многих усилий, трудов и терпения во время борения с духовным соперником, преуспевать и возрастать до тех пор, пока он не достигнет полноты духовного возмужания, согласно словам апостола: «доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возращали в Того, Который есть Христос» ( Еф. 4, 13–15 ). В другом месте апостол еще говорит: «не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» ( Рим. 12, 2 ). Он говорит, что пришедшим в меру возраста и достигшим разумного совершенства духа следует поспешать к [познанию] совершенной воли Божией 425 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Благочестивая Лидия из города Фиатир, занимающаяся торговлей тканями, служила своим имуществом апостолу Павлу и его спутникам ( Деян.16:14–15 ). Книга деяний содержит краткое, но емкое повествование о помощи друг другу членов первохристианской общины Иерусалима: «Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» ( Деян.2:44–45 ). Для членов апостольской общины материальные блага имели, тем самым и земную и небесную ценность. Они совершали с «внешними людьми» сделки купли-продажи, и, в то же время, в отношениях с братьями «никто из имения своего ничего не называл своим» ( Деян.4:32 ). Апостол Павел свидетельствует, что христиане Македонии оказывали материальную помощь своим братьям в Палестине «по силам и сверх сил» ( 2Кор.8:3 ). В качестве примера любви к ближнему, Иисус в одной из своих проповедей привел милосердного самаритянина, позаботившегося об избитом разбойниками совершенно незнакомом ему человеке ( Лк.10:30–37 ). Исходя из приоритета духовной ценности материальных благ, христианское учение ориентирует христианина на то, чтобы использовать всякую возможность для осуществления небесных инвестиций. Христиане, достигавшие высоких ступеней духовного совершенства, относились к своему имуществу так, как призывал относиться к нему Спаситель в Своей нагорной проповеди: «И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду», «Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся» ( Мф.6:40,42 ; Лк.6:30–35 ). Многие из них раздавали свое имущество нищим, надеясь на сокровища на небесах ( Мф.19:21 ). Например, это те, кто принимал монашество и давал обет нестяжания. Но и для этих христиан, достигших высокой степени совершенства, материальные блага имели земную ценность. В противном случае не было бы жертвы, не было бы волевого выбора, не было бы победы над грехом в себе. Эта земная ценность, правда, для них была ничтожна в сравнении с бесконечным благом будущей жизни.

http://azbyka.ru/sbornik-statej-o-xristi...

Итак, Бог не обманщик, – ибо кто не сочтет, что верить в это преступно и нечестиво? – но справедливейший распределитель наград и ролей, нечто – что достойно Его одного и Ему одному приличествует, как например, просвещать души и Самого Себя представлять им для всецелого наслаждения, делая их мудрыми и блаженными – делающий лично Сам; другое [совершающий] при помощи служащего Ему творения, расположенного в соответствии с непреложными законами сообразно заслугам; и кому-то Он приказывает, а кому-то дозволяет, так что подобным образом Божественный Промысл простирается вплоть до управления малыми птицами, как говорит Господь в Евангелии, и до украшения [полевой] травы, а также и до числа наших волос ( Мф.6:26–30, 10:29–30 , Лк.12:6–7, 24–28 ). Об этом сказано также: «Достигает же от конца и до конца крепко, и управляет всем приятно» ( Прем.8:1 ). 3. А по поводу того, что посредством подчиненных Его законам служений душ Бог наказывает и воздает заслуживающим заслуженные кары, в то время как Сам пребывает в высшей степени невозмутимым, написано вполне ясно: «Ты почитаешь несвойственным Твоей силе осудить того, кто не заслуживает наказания. Ибо сила Твоя есть начало правды, и поскольку Ты Господь всех, Ты принуждаешь Себя щадить всех. Силу Твою Ты показываешь неверующим в совершенство силы, а в знающих обличаешь дерзость. Свое же, будучи Господом сил, Ты судишь с кротостью, и управляешь нами с великой милостью» ( Прем.12:15–18 ). 4. Также подтверждает Господь и то, что сперва в земных вещах совершается восхождение к небесной праведности, предписываемой более твердым, когда говорит Он: «И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?» ( Лк.16:12 ) А то, что сообразно своему уровню бывает научаема душа, и Сам Господь показывает, говоря: «Еще многое имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить» ( Ин.16:12 ), и апостол [подтверждает], когда говорит: «И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими. Я питал вас молоком, а не твердой пищей, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах; потому что вы еще плотские» ( 1Кор. 3:1–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Домостроительство Духа имеет этапы постепенного раскрытия в истории. В Послании к Ефесянам Апостол пишет: В Нем и вы, услышав слово истины и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом (Еф 1:13). Этой отсылкой к ветхозаветным обетованиям показывается, что Дух, хотя и действовал в мире до пришествия Христа (говоря через пророков), но преизобильное явление Его человечеству, как это произошло в Церкви, стало возможным только после пришествия в мир Христа. Это явление Духа было, согласно апостолу Павлу, обетовано в Ветхом Завете как нечто грядущее, то есть еще не имеющее места быть. Таким образом, мы видим разделение домостроительства Духа как минимум на два этапа: до и после Христа. О действии Его в мире до пришествия Христа говорится лишь то, что Лицо Духа Святого есть автор Ветхозаветных писаний: о сем свидетельствует нам и Дух Святый; ибо сказано (Евр 10:15) 65 ; что же касается второго этапа, то здесь указывается, что Духом Святым верующие запечатлены в день искупления (Еф 4:30), то есть схождение и обитание Духа Святого в них стало возможным благодаря подвигу Иисуса Христа, в Котором исполнились обетования и Дух был дан верующим. Подателем Духа является Бог-Отец: Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его (Еф 1:17, также см. 1 Фес 4:8; Гал 3:5). Используя различные выражения, апостол Павел утверждает, что Дух дан верующим. Посредством дарования Духа осуществляется духовное единение между Христом и верующим. Другими словами, действие Святого Духа есть проявление любви Божией, или Его спасающая интенция. Апостол утверждает: мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога (1 Кор 2:12); в выражении ™k тоа Qeoa употреблена конструкция, отличная от par¦ тоа PamrXj в Ин 15:26, видимо, потому, что апостол Павел говорит о домостроительном посланничестве, в то время как у апостола Иоанна речь идет о вечной внутритроичной реальности. В двойном предостережении Апостола не оскорблять Духа Святого (Еф 4:30 и Евр 10:29) видится очевидный параллелизм синоптическому есликто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек (Мк 3:29; ср. Мф 12:32; Лк 12:10). Для апостола Павла это также крайний грех, подлежащий тягчайшему наказанию, но если выражение Господа относится к неверующим хулителям, то речь святого Апостола в обоих случаях относится к тем, кто, уверовав и получив благодать Святого Духа, предал Его, обратившись ко греху.

http://pravmir.ru/pnevmatologiya-novogo-...

Домостроительство Духа имеет этапы постепенного раскрытия в истории. В послании к Ефесянам апостол пишет: В Нем и вы, услышав слово истины... и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом ( Еф.1:13 ). Этой отсылкой к ветхозаветным обетованиям показывается, что Дух, хотя и действовал в мире до пришествия Христа (говоря через пророков), но преизобильное явление Его человечеству, как это произошло на Церкви, стало возможным только после пришествия в мир Христа. Это явление Духа было, согласно апостолу Павлу, обетовано в Ветхом Завете как нечто грядущее, то есть, еще не имеющее места быть. Таким образом, мы видим разделение домостроительства Духа как минимум на два этапа: до и после Христа. О действии Его в мире до пришествия Христа говорится лишь то, что Лицо Духа Святого есть автор Ветхозаветных писаний: [о сем] свидетельствует нам и Дух Святый; ибо сказано: ( Евр.10:15 ) 58 . Что же касается второго этапа, то здесь указывается, что Духом Святым верующие запечатлены в день искупления ( Еф.4:30 ), то есть, схождение и обитание Духа Святого в них стало возможным благодаря подвигу Иисуса Христа, в Котором исполнились обетования и Дух был дан верующим. Подателем Духа является Бог-Отец: Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его ( Еф.1:17 ; также см. 1Фес.4:8 ; Гал.3:5 ). Используя различные выражения, апостол Павел утверждает, что Дух дан верующим. Посредством дарования Духа осуществляется духовное единение между Христом и верующим. Другими словами, действие Святого Духа есть проявление любви Божией или Его спасающая интенция. Апостол утверждает: мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога ( 1Кор.2:12 ). В выражении ek tou Theou употреблена конструкция, отличная от para tou Patros в Ин.15:26 , видимо, потому, что апостол Павел говорит о домостроительном посланничестве, в то время как у апостола Иоанна речь идет о вечной внутритроичной реальности. В двойном предостережении апостола не оскорблять Духа Святого ( Еф.4:30 и Евр.10:29 ) видится очевидный параллелизм синоптическому если кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек ( Мк.3:29 ; Мф.12:32 ; Лк.12:10 ). Для апостола Павла это также крайний грех , подлежащий тягчайшему наказанию, но если выражение Господа относится к неверующим хулителям, то речь святого апостола в обоих случаях относится к тем, кто, уверовав и получив благодать Святого Духа, предал Его, обратившись ко греху.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Домостроительство Духа имеет этапы постепенного раскрытия в истории. В послании к Ефесянам апостол пишет: В Нем и вы, услышав слово истины... и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом (Еф 1:13). Этой отсылкой к ветхозаветным обетованиям показывается, что Дух, хотя и действовал в мире до пришествия Христа (говоря через пророков), но преизобильное явление Его человечеству, как это произошло на Церкви, стало возможным только после пришествия в мир Христа. Это явление Духа было, согласно апостолу Павлу, обетовано в Ветхом Завете как нечто грядущее, то есть, еще не имеющее места быть. Таким образом, мы видим разделение домостроительства Духа как минимум на два этапа: до и после Христа. О действии Его в мире до пришествия Христа говорится лишь то, что Лицо Духа Святого есть автор Ветхозаветных писаний: [о сем] свидетельствует нам и Дух Святый; ибо сказано: (Евр 10:15) ; что же касается второго этапа, то здесь указывается, что Духом Святым верующие запечатлены в день искупления (Еф 4:30), то есть, схождение и обитание Духа Святого в них стало возможным благодаря подвигу Иисуса Христа, в Котором исполнились обетования и Дух был дан верующим. Подателем Духа является Бог-Отец: Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его (Еф 1:17 также см. 1Фес 4:8; Гал 3:5). Используя различные выражения, апостол Павел утверждает, что Дух дан верующим. Посредством дарования Духа осуществляется духовное единение между Христом и верующим. Другими словами, действие Святого Духа есть проявление любви Божией или Его спасающая интенция. Апостол утверждает: мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога (1Кор 2:12); в выражении ek tou Theou употреблена конструкция, отличная от para tou Patros в Ин 15:26, видимо, потому, что апостол Павел говорит о домостроительном посланничестве, в то время как у апостола Иоанна речь идет о вечной внутритроичной реальности. В двойном предостережении апостола не оскорблять Духа Святого (Еф 4:30 и Евр 10:29) видится очевидный параллелизм синоптическому если кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек (Мк 3:29; Мф 12:32; Лк 12:10). Для апостола Павла это также крайний грех, подлежащий тягчайшему наказанию, но если выражение Господа относится к неверующим хулителям, то речь святого апостола в обоих случаях относится к тем, кто, уверовав и получив благодать Святого Духа, предал Его, обратившись ко греху.

http://pravoslavie.ru/1519.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010