Объяснение. «Великую пропасть» для прощения грехов готовят себе хулители на Духа Святого: Мф.12:31 ; Церковь молится не за таких умерших хульников, а за скончавшихся с верою и покаянием, но не успевших принести плоды, достойные покаяния: Мф.22:32 ; Рим.14:8 ; Вар.3:4–5 ; Иер.16:6–7 . Лк.23:43 . «И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю». Объяснение. Разбойнику была явлена Господом особая милость, как принёсшему плоды, достойные покаяния: Лк.23:41 , Много ли найдётся таких людей, которые, подобно разбойнику, в последний час принесут плод, достойный покаяния? Святая Церковь и вспомоществует своими молитвами тем, которые умерли с покаянием, но не успели принести достойных плодов, помня завет Спасителя: Лк.11:9–10 ; Мф.22:32 . 1Пет.1:17 . «И если вы называете Отцом Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего». Объяснение. Справедливо, что Бог нелицеприятно судит каждого по делам, но молитвами об умерших Церковь Православная не нарушает суда Божия по делам человека так же, как этот суд не был нарушен молитвою Авраама об Авимелехе: Быт.20:1:17 ; или молитвою Иова о друзьях: Иов.42:8–10 . Примеры молитвенного ходатайства за умерших нам даёт само Священное Писание: 2Мак.12:43–45 и друг. 1Пет.3:18–19 . «Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлён по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сошед, проповедал». Объяснение. Как тогда, пред восстанием из гроба, Христос проповедовал, благовествовал пленникам ада: 1Пет.4:6 , так и теперь может Он оживить благой вестью о помиловании всякой души умершего человека по молитвам Церкви Христовой: Мф.7:7 ; Ин.11:40 ; Тов.4:17 . Рим.2:5–6 . «Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его». Объяснение. Эти слова относятся к будущему Пришествию Господа и страшному суду, когда моление не приносит умершим пользы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

«как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24, 27). 2. ОБРАЗ И СОДЕРЖАНИЕ БУДУЩЕГО СУДА ХРИСТОВА Совершителем последнего суда будет Сам Господь Иисус Христос, ибо «Отец … весь суд отдал Сыну» (Ин. 5, 22), «Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых» (Деян. 10, 42). В осуществлении суда будут участвовать также а) Ангелы, которые «соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие» (Мф. 13, 41) и «отделят злых от среды праведных» (Мф. 13, 49); б) апостолы, которым Господь сказал: «сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Лк. 22, 30); в) вообще святые — «разве вы не знаете, что святые будут судить мир?» (1 Кор. 6,2). В качестве подсудимых будут выступать: а) все люди, ибо «всем нам должно явиться пред судилище Христово» (2 Кор. 5, 10); б) падшие ангелы, которых Господь «соблюдает в вечных узах на суд великого дня» (Иуд. 6). Можно предположить, что суд будет проходить в два этапа: сначала суд над христианами, святыми, а затем над нехристианами и падшими ангелами (1 Kop. 6, 3) с участием святых. Предметом суда и основанием для осуждения будут а) добрые и злые дела, «чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Кор. 5,10); б) слова, ибо «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12, 36-37); сердечные» (Евр. 4, 12), которые Господь обнаружит, осветив «скрытое во мраке» (1 Кор. 4, 5). Суд будет производиться в соответствии с силами и дарованиями каждого (Лк. 12, 48) и с учетом внешних условий жизни (Мф. 11, 21-23), ибо «нет лицеприятия у Бога» (Рим. 2, 11). Приговор (Мф. 25, 32-4б) будет приведен в исполнение Ангелами (Мф. 13, 42, 50). Суд Христов нельзя мыслить вполне по аналогии с совершением человеческого суда, который состоит из двух частей: а) исследование правоты или виновности подсудимого; б) произнесение над ним приговора. Бог как всеведущий Судия не нуждается в первой части, поэтому суд Христов следует понимать в смысле приведения подсудимого к осознанию своего действительного нравственного состояния.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2444...

Образ будущего суда достаточно подробно представлен в Священном Писании. Совершителем Последнего суда будет Сам Господь Иисус Христос, ибо Отец... весь суд отдал Сыну ( Ин.5:22 ), и Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых ( Деян.10:42 ). В осуществлении суда будут участвовать также а) ангелы, которые соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие ( Мф.13:41 ) и отделят злых из среды праведных ( Мф.13:49 ); б) апостолы, которым Господь сказал: ...сядете на престолах – судить двенадцать колен Израилевых ( Лк.22:30 ); в) вообще святые, ибо Господь сказал: Разве не знаете, что святые будут судить мир? ( 1Кор.6:2 ). Последний суд будет носить всеобщий характер (см.: Деян.17:31 ). В качестве подсудимых на этом суде будут выступать: а) все люди, ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово ( 2Кор.5:10 ); б) падшие ангелы, которых Господь соблюдает в вечных узах... на суд великого дня ( Иуд.1:6 ). Можно предположить, что суд будет проходить в два этапа: сначала суд над христианами, святыми, а затем над нехристианами и падшими ангелами (см.: 1Кор.6:3 ) с участием святых. Предметом суда и основанием для осуждения будут: а) добрые и злые дела, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое ( 2Кор.5:10 ); б) слова, ибо за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда ( Мф.12:36–37 ); в) намерения сердечные ( Евр.4:12 ), которые Господь обнаружит, осветив скрытое во мраке ( 1Кор.4:5 ). Суд совершится по всей правде Божией, т. е. будет производиться в соответствии с силами и дарованиями каждого (см.: Лк.12:48 ) и с учетом внешних условий его жизни (см.: Мф.11:21–23 ), ибо нет лицеприятия у Бога (см.: Рим.2:11 ). Приговор (см.: Мф.25:32–46 ) будет приведен в исполнение ангелами (см.: Мф.13:42, 50 ). Всеобщий суд именуется также окончательным, поскольку его определения не подлежат пересмотру и будут иметь вечный характер (см.: Мф.25:46 ). Суд Христов нельзя мыслить вполне по аналогии с совершением человеческого суда, который состоит из двух частей:

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

13-20; Лк 9. 18-21), Иисус начинает учить, что Ему надлежит пострадать, быть убиту и воскреснуть на третий день. Так в тексте Евангелия сближаются темы мессианства и страдания. В Мф 20. 20-23 тема будущего царства Христа еще теснее сближается с образами предшествующего этому страдания («Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь?»). В Лк 22. 28-30 Иисус, обращаясь к ученикам, связывает участие в Своем грядущем царстве с нынешними скорбями: «Но вы пребыли со Мною в напастях Моих, и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых». О грядущем царстве Иисуса говорит благоразумный разбойник на кресте в Лк 23. 42-43. Царство это понимается в эсхатологическом ключе и сближается (отождествляется?) с раем. Когда над Иисусом насмехаются солдаты (Мф 27. 29; Мк 15. 17-19; Лк 23. 37; Ин 19. 2-3), первосвященники, книжники, старейшины и фарисеи (Мф 27. 41; Мк 15. 31-32), в основе насмешек лежит факт, что позорной казни подвергается Тот, Кого считали претендовавшим на роль царя. Солдаты возлагают на Иисуса шутовские атрибуты царской власти (терновый венец, «царскую» багряницу). Однако для всей последующей христ. традиции эти атрибуты становятся знаками подлинного царского достоинства М., смысл к-рого заключен в том, что Царь-М. принимает на Себя страдания за Свой народ. Поскольку сцена шутовской (а на самом деле - глубоко символической) коронации Иисуса и Его облачения в «царские» одежды представлена во всех четырех Евангелиях, такая переинтерпретация царского достоинства М. должна была произойти еще до написания канонических Евангелий. Образ Мессии-царя связан в Евангелиях не с темой победоносной войны, а с темой страдания; такое понимание фигуры М. появляется лишь в христианстве - иудаизм того времени, насколько можно судить по сохранившимся текстам, не знал образа страдающего М. Христос (Мессия) как потомок Давида Важным компонентом иудейского царского мессианизма являлась вера в то, что М.

http://pravenc.ru/text/Мессией.html

31 . Какой силой вразумлен ты, разбойник? Кто научил тебя поклоняться презираемому и вместе с тобой Распятому? О свет вечный, просвещающий омраченных! Посему справедливо и услышал он: надейся не потому, что дела твои дают право тебе надеяться, но потому, что находится здесь благодатный Царь. Долговременно бы должно быть прошение; а благодать дарована весьма скоро. Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю ( Лк.23:43 ). Поскольку сегодня услышал ты голос Мой и не ожесточил твоего сердца (см. Пс.94:7–8 ), я весьма скоро изрек определение против Адама, весьма скоро прощаю тебе. Ему сказано было: в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь ( Быт.2:17 ). Ты ныне покорился вере, ныне тебе и спасение. Он пал, вкусив от древа; и ты посредством древа вводишься в рай. Не бойся змея, не извергнет тебя; ибо пал он с неба. Не говорю Я тебе сегодня: отойдешь ты, но: ныне со Мною будешь ( Лк.23:43 )». Надейся, не будешь извержен, не бойся пламенного меча: он устыдится Владыки. Как велика и неизъяснима благодать! Верный Авраам еще не вошел туда, куда разбойник входит. Еще не вошли Моисей и пророки, а разбойник беззаконный входит. Удивлялся этому и прежде тебя Павел, говоря: А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать ( Рим.5:20 ). Терпевшие зной еще не вошли, а в одиннадцатый час пришедший вошел. Никто не ропщи на Домовладыку, поскольку говорит Он: друг!., не обижаю тебя ( Мф.20:13 ). Не имею ли Я власти располагать Моим, как хочу? Разбойник хочет добро творить, но смерть предупреждает. Я не только ожидаю дел, но и веру приемлю. Пришедши пасти в вертоградах, Я пришел пасти и в кринах (см. Песн.6:1–2 ). Обрел Я овча погибшее ( Лк.15:4–5 ): беру его на рамена мои, ибо он верит так, как сам сказал: Я заблудился, как овца потерянная; помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! ( Пс.118:176 ; см. Лк.23:42 )». 32 . «Я предвозвестил в песнях о винограде невесте Моей, и эти слова говорил ей: Пришел я в сад мой, сестра моя, невеста ( Песн.5:1 ). На том месте, где Он распят, был сад ( Ин.19:41 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Разделы портала «Азбука веры» Всемогущество — существенное свойство Божье, проявляющееся в том, что Бог может совершать всё, что хочет, когда и как хочет, причём, без малейшего затруднения никто и ничто не в силах препятствовать Его действиям. Всемогущество Божие обнаруживается, в частности, в творении мира и в промышлении о нем. При этом нужно иметь в виду, что между волеизъявлением Божьим и связанным с ним Божественным действием нет хронологически измеряемого промежутка: «Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось» ( Пс.32:9 ). Всемогущество Божие проявляется как на небе, таки на земле. Он – не только Творец мира, но и Его Царь, Вседержитель. Он по Своему усмотрению располагает Своим творением ( Иер.27:5 ), созданным Его словом и «духом уст Его» ( Пс.32:6,9 ). Он властвует над силами, проявляющимися в мире природы и в социальном пространстве ( Пс.64:8 ). Он заставляет горы «прыгать» или «дымиться» ( Пс.113:4; 143:5 ), превращает пустыни в источники вод ( Пс.106:35 ), реки в пустыню, источники вод в сушу ( Пс.106:33 ). От Его взора трепещут горы и основания земли ( Сир.16:19 ). Священное Писание многократно свидетельствует о всемогуществе Бога: «Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен» ( Быт.17:1 ). «Бог творит все, что хочет» ( Пс.134:6 ). «Он делает, чего хочет душа Его» ( Иов.23:13 ). «Вот, Я Господь, Бог всякой плоти; есть ли что невозможное для Меня?» ( Иер.32:27 ). В Евангелии от Луки говорится, что у Бога не останется бессильным никакое слово ( Лк.1:37 ). Если Бог всемогущ, то почему иногда утверждается, что Он что-то не может? Учение о всемогуществе Божьем выражено в Священном Писании со всей определенностью ( Иов.42:2 ). Вместе с тем Книги Писания содержат выражения, как будто бы противоречащие этому учению. Так, например, о Боге утверждается, что Он не может проявлять Себя как несправедливый ( Иов.34:10 ), не может отречься Себя ( 2Тим.2:13 ) и т. п. Против учения о Божественном всемогуществе выдвигались такие, порожденные отрицательной критикой вопросы, ответы на которые должны подтвердить его ложность или, по крайней, заставить верующих усомниться в его истинности. К числу таких вопросов принадлежат: может ли Бог умереть?, может ли Он создать такой камень, который не сможет поднять?, может ли, наконец, совершить невозможное (сделать то, что не может)?

http://azbyka.ru/vsemogushhestvo

Тело ломимое не означает просто физическое тело. На языке Священного Писания – это плоть, то есть все человеческое существование. И слова «сие творите в Мое воспоминание» означают прежде всего это преломление. Первое слово, которое употребляет Церковь , говоря о Евхаристии, – преломление. В Книге Деяний святых апостолов мы читаем о первых христианах, о том, что они пребывали в учении апостолов, в послушании и в преломлении хлеба. И в другом месте: «Они преломляли хлеб по домам». А в Евангелии от Луки сказано, что апостолы узнали Христа в преломлении хлеба. И есть еще слово апостольское, которое мы слышали сегодня за Божественной литургией. «Всякий раз, – говорит апостол Павел, – когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет». Мы не сомневаемся, что апостол имеет в виду и Воскресение Христово. Но слово, которое мы слышим здесь, – смерть. Тайная Вечеря – это жертвенное приношение Господа на Кресте, которое Он предлагает Своим ученикам, совершенное явление Его любви к нам, наше спасение. Господь до конца возлюбил Своих учеников, как мы читаем в Евангелии от Иоанна. Христос совершает Пасху вместе со Своими учениками, ту Пасху, которую Он совершит, когда Сам станет Пасхальным Агнцем в Великую Пятницу. И нам открывается, что и в умовении ног, и в Евхаристии – свидетельство одной и той же любви Господа, отдающего Свою жизнь за нас. Возрадуемся о даре Христовом, приносимом Им сегодня Своей Церкви. Но не будем забывать, что Великий Четверг уготовляет Великую Пятницу – с тем чтобы и мы могли праздновать Пасху Христову не только в полноте радости, но и в полноте ответственности, которой требует Пасхальная тайна. Великая Пятница Утреня Евангелия Последования Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа: 1-е. Ин, 46 зач., 13, 31 – 178, 1. 2-е. Ин, 58 зач., 18, 1–28. 3-е. Мф, 109 зач., 26, 57–75. 4-е. Ин. 59 зач., 18, 28 – 19, 16. 5-е. Мф, 111 зач., 27, 3–32. 6-е. Мк, 67 зач., 15, 16–32. 7-е. Мф, 113 зач., 27, 33–54. 8-е. Лк, 111 зач., 23, 32–49. 9-е. Ин, 61 зач., 19, 25–37. 10-е. Мк, 69 зач., 15, 43–47. 11-е. Ин, 62 зач., 19, 38–42. 12-е. Мф, 114 зач., 27, 62–66.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Чадо, хотя и так и так ты согрешил, однако же не отчаивайся в Божием милосердии; признавай себя пред Богом виновным, жалей, что согрешил; а Бог и это твое малое покаяние и сокрушение сердца примет, ибо не от долгого времени покаяние зависит, но от усердия кающегося. Вот тебе примеры милосердия Божия к кающимся грешникам, которые Святое Писание, Духом Святым написанное, предлагает; приведи их себе на ум и всегда помни: Мытаря, великого грешника, в едином часе к Нему возопившего, простил Бог (Лк 18:9-14). Блудного сына, расточившего имение свое с блудницами, любезно принял (Лк 15:10-32). Грешнице великой, плачущей, отпустил грехи многие и сказал: Прощаются грехи ее многие (Лк 7:47). Разбойника, на кресте при последнем часе возопившего так: Помяни меня, Господи, когда приидешь в царствие Твое! (Лк 23:42), – простил и сказал так: Ныне же будешь со Мною в раю (Лк 23:43). Петра, трижды отвергшегося и плакавшего о согрешении, любезно принял и снова утвердил в апостольском чине. Манассию, царя иудейского, ниневитян, беззаконновавших и покаявшихся, простил (2 Пар 33:1-20; Ион 3). Да и Сам говорит неложными устами: Не хочу смерти грешника, – и прочее (Иез 33:11). Вот, чадо, как Бог к грешникам кающимся милосерден! Тот же милосердный Бог и ныне ту же к кающимся грешникам милость являет. Потому что Он – Создатель наш, а мы создания Его; Он – Бог наш, а мы люди Его; Он – Господь наш, а мы рабы Его; Он – Отец наш, а мы сыны Его недостойные, – потому всячески умилостивится над нами, когда к Нему со слезами и сожалением обращаемся. Он и твое сокрушенное исповедание милостью Своею приемлет и благодатью Своею грехи твои отпускает ради смерти возлюбленного Сына Своего Господа нашего Иисуса Христа. Будь же обнадежен в спасении своем, мужайся, утверждайся, противных этому никаких дум в голову не приемли!» По утешении приобщает иерей больного Тела и Крови Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, говоря такие слова: «Вот тебе милосердый и человеколюбивый Христос Бог наш Тело и Кровь Свою преподает в знак Своей к тебе милости и любви, в напутствие жизни вечной: прими, любезнейший, этот залог вечной жизни с духовной радостью и любовью, и благодари великого Милостивца, и, сими Святыми Тайнами укреплен, будь благонадежен. Благодать Господа нашего Иисуса Христа да будет с тобой, вразумляющая, укрепляющая, ограждающая, наставляющая в тихое вечной жизни пристанище, и Ангел Божий, верный твой хранитель, аминь». Увещание апостола к пастырям

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Мф.17:18 .  И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час. (Ср. Мк.9:25 ; Лк.9:42 ). «Ему» ( ατ) относится к «демону», это видно из параллельных мест Марка и Луки, где запрещение ясно относится к демону. Мф.17:19 .  Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? В Мк.9:28 говорится, что это было, когда Спаситель вошел в дом. Где находился этот дом, неизвестно. Мф.17:20 .  Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; (Ср. Лк.17:6 ). Речь Христа нельзя понимать в буквальном смысле. Эта речь образная, указывает на возможность достижения при помощи веры чрезвычайных результатов. Мф.17:21 .  сей же род изгоняется только молитвою и постом. (Ср. Мк.9:29 ). Некоторые экзегеты, ссылаясь на то, что 21-го стиха нет в некоторых рукописях и переводах, признают этот стих позднейшей вставкой или заимствованием из Мк.9:29 . «Сей род» относится, конечно, к демонам. «Изгоняется только молитвою и постом», т.е. только истинно верующий делается способным при помощи молитвы изгонять демонов. Мф.17:22 .  Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, (Ср. Мк.9:30–31 ; Лк.9:43–44 ). Vulgatä: Conversantibus autem eis in Galilea.) Греческое слово συστρεφομνων указывает на тесное сближение, пребывание вместе с исключением посторонних лиц. С этим согласны показания Марка и Луки. Марк и Лука указывают далее на недостаточное понимание учениками речи Спасителя, Матфей – на их скорбь (стих 23). «Сын Человеческий» здесь, очевидно, поставляется в связь с выражением «в руки человеческие». Мф.17:23 .  и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились. (Ср. Мк.9:31–32 ; Лк.9:44–45 ). По свидетельству Марка, слова Спасителя о страданиях, смерти и воскресении были ученикам непонятны, а спросить Его они боялись. Матфей об этом не говорит, но только добавляет, что ученики «весьма опечалились». Печаль эта была вызвана, конечно, скорбными сообщениями Христа. «Потому они и скорбели, что весьма любили Учителя» (свт. Иоанн Златоуст ). На основании слова «опечалились» нельзя, впрочем, заключать, что слова Христа были ученикам вполне понятны. Этим соображением устраняется кажущееся разноречие между Матфеем и другими синоптиками.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В изумительном поэтическом плане с очевидностью раскрывается аллегория, которая, однако, является только первой, потому что за ней, естественно, следует второй и высший слой её. На верном и твердом фундаменте первой аллегории и восстают новые образы, которые дорисовываются с совершенной ясностью при свете Новозаветного Писания. Какой иной образ можно видеть в царе Соломоне, особенно в отношении к Суламите, символизирующей народ Божий, как не образ Мессии – Христа? Когда родился Соломон, «Господь возлюбил его, и послал пророка Нафана, и он нарек имя ему: Иедидиа, по слову Господа» ( 2Цар.12:24–25 ), что значит – «возлюбленный Богом». Пророки ожидали, что когда народ взыщет царя своего, Господь восстановит им пастырем «Давида князем вечным» ( Иер.30:9 ; Иез.34:23, 37:24–25 ; Ос.3:5 ). На Соломоне, непосредственном сыне Давидове, на первом могло осуществиться пророчество о Мессии. Но пришел последний Потомок Давида, о Котором ангел возвестил: «Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его, и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца» ( Лк.1:32–33 ). Он в евангельской истории исповедуется Сыном Давидовым ( Мф.1:1, 21:9 ; Мк.10:47 ; Лк.20:41 ; Ин.7:42 и пр.) называется новым Царем Израилевым ( Лк.19:38 ; Ин.1:49 ) нового вечного царства. Он-то и есть Сын Божий, возлюбленный Отцом ( Мф.3:17 и пр.), и Сын Человеческий, Мессия ( Дан.7:13–14 ). Если в дни Соломона «не осталось неисполненным ни одного слова из всех благих слов Его (Бога), которые Он изрек через раба Своего Моисея» ( 3Цар.8:56 ), то в дни Мессии-Христа исполнилось все Писание, закон и пророки, и совершилось дело спасения, которое Бог поручил Ему исполнить. ( Ин.17:4 ; Лк.4:21 ). Из пророчески-прообразовательного смысла аллегорических образов книги Песнь Песней укажем кое-что. Знакомство – первый момент истории святой любви. Подобно Суламите, ветхозаветная церковь нашла Царя своего Мессию в самой простой пастушеской обстановке, если не в саду под яблоней, то в поле и в пещере, в уничижении бедных людей. Христос явился пред народом Божиим, как Соломон пред Суламитой, не в царском величии, а в смирении. И не мы пришли к Нему, а Он – к нам. Как Суламита не увидела сразу в Соломоне царя, а предположила пастуха, так и избранные люди народа Божия не сразу узнали в Иисусе своего Мессию, а разве только Пророка и Учителя ( Лк.7:16 ; Мф.7:28 ). И только в самом конце Его пребывания на земле познали в Нем Сына Божия и Царя Небесного Царства. Соломон приходил в свой сад в сокрытии своего царского звания, и Сын Божий явился, как человек, в сокрытии Своего Божественного достоинства..

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010