Рождественское послание Патриарха и Синода Болгарской Православной Церкви (версия для печати)/Православие.Ru Рождественское послание Патриарха и Синода Болгарской Православной Церкви Православие.Ru , 11 января 2011 г. “Возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь” (Лк. 2: 10-11) Возлюбленные о Господе чада нашей святой Церкви! Сегодня день радости! Той несказанной радости, о которой когда-то Ангел Господень принес благую весть вифлеемским пастырям, а через них – и всему человечеству: “Родился Спаситель, Который есть Христос Господь” (Лк. 2: 11). По всему миру разносятся сегодня слова божественного евангелиста: “Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную” (Ин. 3: 16). И наша радость светла и возвышенна, когда вся вселенная оглашается неземной, неслыханной вестью: Бог родился! Сегодня Церковь торжествует и в радости своей призывает всех: “Христос рождается – славьте Его! Христос сходит с небес – встречайте Его! Христос на земле – вознеситесь!” (катавасии на Рождество Христово). Чудесен этот день – первый день “благоприятного года Господня” (Лк. 4: 19); день, когда исполняется великая тайна благочестия: “Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире” (1 Тим. 3: 16). И ничто никогда не сможет омрачить эту радость и это ликование, ибо сегодня в мир мрака и безнадежности приходят Свет и Надежда, ибо против греха и смерти встает Сама Праведность и Сама Жизнь, потому что ложь “поднебесных духов злобы” властно побеждена Самой Истиной. И уже нечего нам бояться, ибо “с нами Бог” (Ис. 8: 10). Поэтому Церковь сегодня поет в своей радости: “Рождество Твое, Христе, Боже наш, озарило мир светом познания” (Тропарь, гл. 4). В преславный день Рождества Христова совершается событие, ожидаемое веками потомками ветхого Адама, которым Сам Бог обещал их избавить от власти зла и смерти (ср.: Быт. 3: 15). И вот Бог, Который “верен” (Втор. 7: 9) и у Которого “не останется бессильным никакое слово” (Лк. 1: 37), “ради нас, человеков, и ради нашего спасения сошел с небес и воплотился от Святого Духа и Девы Марии и стал человеком” (Символ веры). Во Христе, Новом Адаме, сыны человеческие снова могут стать сыновьями Божьими. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. Во Христе, о Котором пророчествовали пророки и Которого мир ждал с самой сокровенной надеждой, совершилось искупление и спасение человеческого рода. Во Христе нам была дана возможность даром приобрести “святость” и “жизнь вечную” (Рим. 6: 22). Поэтому сегодня мы радуемся. Поблагодарим и воспоем лежащего в вифлеемских яслях Богомладенца, в Котором всегда “была жизнь” (Ин 1: 4), Который “дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного” (1 Ин. 5: 20), и от Которого мы даром приняли “благодать на благодать” (Ин 1: 16).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Сретение Господне Событие праздника и его эортологическая динамика В праздник Сретения Господня Церковь воспоминает важное событие в земной жизни Господа Иисуса Христа (см.: Лк. 2: 22–40 ). В сороковой день по рождении Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм – центр религиозной жизни богоизбранного народа. По закону Моисееву (см.: Лев. 12 ), женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона. В это время жил в Иерусалиме праведный старец Симеон. Ему было откровение, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. По внушению свыше благочестивый старец пришел в храм в то время, когда Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли туда Младенца Иисуса, чтобы исполнить законный обряд. Богоприимец Симеон взял Богомладенца на руки и, благословив Бога, изрек пророчество о Спасителе мира: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» ( Лк. 2: 29–32 ). Пресвятой Деве праведный Симеон сказал: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец» ( Лк. 2: 34–35 ). В храме была также 84-летняя вдовица Анна, пророчица, дочь Фануилова, которая постом и молитвой служила Богу в храме день и ночь. Она «славила Господа и говорила о Богомладенце всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» ( Лк. 2: 37–38 ). До Рождества Христова все праведные мужи и жены жили верой в грядущего Мессию – Спасителя мира и ожидали Его пришествия. Последние праведники уходящего Ветхого Завета – праведный Симеон и Анна, пророчица, – удостоились встретить в храме Носителя Нового Завета, в Котором уже соединились Божество и человечество.

http://pravoslavie.ru/34023.html

Международная монашеская конференция «Святоотеческое наследие в свете афонских традиций: духовное руководство». Екатеринбург, 27–29 мая 2016 года.      Я немного сузил тему своего доклада и хотел бы сказать о тех искушениях, с которыми может встретиться монастырь на своем пути. Всякий православный монастырь – это, помимо прочего, еще и подлинная семья, в ее центре – отец, окруженный детьми. Монахи в обители могут происходить из разных стран, могут быть очень разными по возрасту, образованию, культурным традициям и воспитанию, у каждого из них свое прошлое, но все они приходят в монастырь с одной целью – очиститься от страстей, достигнуть действием Божественной благодати просвещения ума и обожения. Все они приходят или, во всяком случае, должны приходить только ради любви ко Христу, ибо именно это составляет первую, главнейшую заповедь Божию: Возлюби Господа Бога твоего от всего сердца твоего и от всего разумения твоего и от всей души твоей (Мф. 22, 37). А сверх того еще и возлюби ближнего своего как самого себя (Мф. 22, 39), что служит естественным следствием и свидетельством исполнения первой заповеди. Намереваясь стать монахом, человек совершает сильнейший рывок, предельно напрягает все силы, вложенные в его существо, чтобы отказаться от мира и от всего мирского: родителей и родственников, друзей и знакомых и даже от самого себя. Категоричное слово Господа: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя (Лк. 9, 23), – звучит для будущего монаха как непререкаемый закон. За исполнение этого слова ему предстоит бороться всю жизнь. В начале монашеского пути заповедь «отвергнись себя» представляется человеку бездной, которую ему надо преодолеть. Нередко, пытаясь перепрыгнуть через эту бездну, он оказывается в непростых, поистине трагичных условиях, и тогда удержать его от падения могут только вера во Христа и Его любовь. Как говорил один современный старец, первое испытание – это заповедь отвергнуться отца и матери, еще же и души своей, и это первая пещь искушения, в которую попадает желающий монашествовать. Если же ему удается это исполнить, то, как жаждущий олень, он спешит к месту своего покоя и предает себя ради любви Христа, Небесного Жениха, в руки игумена, отца своей новой семьи о Христе, то есть монашеского братства. А братство, как и всякая семья, с радостью принимает нового члена в свои объятия. Все это, конечно, ради Христа и Его любви. Отныне главное в жизни нового монаха – видеть перед собой игумена, ставшего для него отцом и старцем.

http://pravoslavie.ru/94056.html

Монеты времен Христа появились в Томске Томск, 21 января 2011 г. Собрание церковно-исторического музея Томской духовной семинарии пополнилось уникальной нумизматической коллекцией. Архиепископ Томский и Асиновский Ростислав передал музею несколько древних монет, которые имели хождение во времена земной жизни Иисуса Христа и упоминаются в Евангелии, сообщает портал " Богослов " . Посетители церковного музея смогут увидеть динарий с изображением Римского кесаря (императора) Тиберия, во время царствования которого звучала Евангельская проповедь Спасителя, происходили Его крестные страдания и славное воскресение. Динарий - это римская серебряная монета, весившая примерно 3,8 грамма. Она многократно упоминается в Евангельских текстах. Так в притче о милосердном самарянине рассказывается о человеке, пострадавшем от разбойников, над которым сжалился милосердный самарянин. Он перевязал несчастному раны, устроил его в гостиницу, заплатив два динария (причем в русском переводе монета в этой притче названа сребреником, но в тексте оригинала упоминается конкретная серебряная монета – динарий). (Лк.10,25-37). В другом месте Евангелие рассказывает о том, как сребролюбивый Иуда, осуждая женщину, возлившую на голову Христа драгоценное миро, говорит, что его можно было бы продать более чем за 300 динариев (Ин.12,5). А апостол Филипп на повеление Спасителя накормить пять тысяч проголодавшихся человек, отвечает, что «им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя бы понемногу» (Ин.6,7). Но самый яркий евангельский рассказ с упоминанием динария повествует об искушении Христа фарисеями. Они, желая подловить Его в слове, хотели обвинить либо перед римскими властями в подстрекательстве к неуплате налога, либо перед народом в пособничестве завоевателям. «Позволительно ли платить подать кесарю, или нет?» – спрашивали они. «Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры? Покажите мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. Услышавши это, они удивились и, оставивши Его, ушли» (Мф. 22,15-22).

http://pravoslavie.ru/44219.html

Архив Пн Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла за Божественной литургией в день памяти прп. Димитрия Басарбовского в Бухаресте 27 октября 2017 г. 13:37 27 октября 2017 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, совершающий визит в Румынскую Православную Церковь , принял участие в торжественном богослужении по случаю дня памяти небесного покровителя Бухареста преподобного Димитрия Басарабовского. Литургия состоялась на площади святых равноапостольных Константина и Елены. Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам богослужения с проповедью. Ваши Блаженства! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! Сегодня празднуется память преподобного Димитрия Басáрбовского, небесного покровителя града Бухареста, и за Божественной литургией мы только что слышали чтения службы преподобному из Послания святого апостола Павла к Галатам о распятии плоти, плодах духа и о жизни по духу (Гал. 5:22 – 6:2), а затем — заповеди блаженства из Евангелия от Луки (Лк. 6:17-23). Обетования небесного блаженства всем, кто истинно последует за Христом, изложены по-разному в Евангелиях от Луки и от Матфея. Евангелист Матфей приводит Нагорную проповедь Спасителя, где дается полный свод девяти заповедей блаженства, включая заповеди о кротости, милосердии, чистоте сердца и миротворчестве. Евангелист Лука упоминает только четыре заповеди блаженства: о нищете духовной, об алчущих, о плачущих, о гонимых и подвергающихся бесчестию. Эти заповеди предельно строги и аскетичны, они призывают встать на путь самоотречения и сораспятия Христу. Неудивительно, что именно это Евангельское чтение нам предлагает Церковь в дни памяти святых, угодивших Богу на монашеском поприще. Жизнь каждого христианина — это самоотречение на пути ко Христу. Монашеский путь к Богу считается особенно трудным подвигом, оттого и монахов мы чаще называем подвижниками. При крещении все христиане дают обет отречения от сатаны, но монахи при постриге приносят дополнительные, ещё более строгие обеты. Они наиболее решительным, явным образом отрекаются от мира и от всего, что в нём, ради новой жизни во Христе. Чем же оправдывается такой подвиг? Что обещано тем, кто на себя этот подвиг принимает?

http://patriarchia.ru/db/text/5047479.ht...

Изображения Тайной Вечери: От фресок в катакомбах до картин Сальвадора Дали Самых ранних христианских художников занимала тема Тайной Вечери. Интерес к ней не исчезал с веками. 17 апреля, 2014 Самых ранних христианских художников занимала тема Тайной Вечери. Интерес к ней не исчезал с веками. О том, как изображалась Тайная Вечеря византийскими мастерами, западными художниками Средневековья и Возрождения, русскими художниками XIX века, знаменитым сюрреалистом, африканскими художниками середины прошлого века рассказывает кандидат искусствоведения Наталья Боровская. Первые изображения Тайной Вечери принято относить еще к эпохе римских катакомб, хотя знаменитую сцену трапезы в катакомбе Святого Себастьяна (III век) многие исследователи склонны считать языческим произведением. Бесспорный образец ранней традиции – мозаика византийского храма Сант Аполлинаре Нуово в Равенне (VI век), в которой мы видим весьма нестандартный подход к событию. Крупная фигура Христа и сидящие за ним апостолы образуют плотный полукруг возле стола, на котором лежат… пять хлебов и две рыбы, т.е. «атрибуты» чуда Умножения хлебов, которое воспринимается как «пролог» Евхаристии. Такая иконографическая комбинация помогает ощутить связь между словами Иисуса на Вечере: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19) и обращением к ученикам в момент умножения хлебов: «Вы дайте им есть» (Мк. 6, 37). В средневековом искусстве при изображении Тайной Вечери на первом месте, безусловно, оказывался евхаристический аспект. Согласно византийскому канону в алтарной части храма (апсиде) на самом видном месте помещалась монументальная композиция «Причащение апостолов». Она давала не историческое изображение конкретного Евангельского события, а символическую трактовку Таинства, и этим объясняется ряд сюжетных условностей. Прежде всего – отсутствие Иуды и обязательное присутствие апостола Павла, что с исторической точки зрения некорректно и почти абсурдно. Во многих храмах византийского происхождения можно встретить в композиции не одну, а две фигуры Христа, что должно было стать символом Его Богочеловечества. Именно это мы видим в мозаике из Софийского собора (XI век) и Михайловского Златоверхого монастыря (XII век) в Киеве.

http://pravmir.ru/kartiny-i-freski-tajna...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 3, 2010 год ЖЕНЩИНА В ЦЕРКВИ Первый весенний номер журнала мы решили посвятить теме «Женщина в Церкви» и поразмышлять над женскими призваниями сквозь призму разных жизненных ситуаций. Женственность и мужественность — дары Творца человеку. Бог изначально «мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек» (Быт. 5, 2). Различие полов, как различие уникальных призваний, служений, ипостасей, является величайшей ценностью. Интересные размышления приводит наша современница Жозетта Круассан в своей книге «Призвание женщины, или Священство сердца»: «Во всех языках корни слов „мужчина“ и „женщина“ различны, словно речь идет о различии по существу. И только иврит использует один корень, подчеркивая взаимную дополняемость. Мужчина произносится „иш“: буквы алеф-йод-шин, а женщина — „иша“: буквы алеф-шин-ней. Когда мужчина и женщина соединяются в любви, то получается йод-ней — две буквы, образующие имя Бога: Ях. Оба эти слова („иш“ и „иша“) содержат одинаковые буквы алеф-шин, обозначающие эш — огонь. Итак, если мужчина и женщина теряют свое „я“, если они забывают о смирении и молитве, то остается лишь „эш“, огонь разрушающий. Исключая Бога из своей жизни, они могут только уничтожать друг друга. Ибо любые взаимоотношения должны быть троичными, если мы не хотим господства одного над другим». Есть в женской и мужской сути что-то похожее и что-то совершенно иное и принципиально не познаваемое до конца. «Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив», — изумляется апостол Лука (Лк. 24, 22-23). Женскому любящему сердцу оказалось доступно то, что никак не укладывается в мужской голове. С другой стороны, Христос говорит, что в Нем теряют значение национальные, социальные, гендерные и другие человеческие различия: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3, 28). Новый Завет, устами Его Основателя и учеников, доводит эту мысль до логического абсолюта: человек как таковой — и мужчина, и женщина — обретает в Боге то исключительное достоинство, масштаб которого задается даром свободы. И здесь, в самом деле, нет «ни мужеского пола, ни женского». Возможно, Господь нам хочет что-то важное сказать о Себе и о наших отношениях с Ним через это разделенное единство? И говорит строками Писания и через мистические откровения святых.

http://old.aquaviva.ru/archive/2010/3/71...

О христианской любви Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 5, 1995 6 сентября, 2009 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 5, 1995 Мы так привыкли к словосочетанию «христианская любовь», мы столько раз слышали проповеди о ней и призывы к ней, что нам трудно бывает постичь вечную новизну, необычность того, что заключено в этих словах. Фото: kruvasya OrthPhoto.net Мы так привыкли к словосочетанию «христианская любовь», мы столько раз слышали проповеди о ней и призывы к ней, что нам трудно бывает постичь вечную новизну, необычность того, что заключено в этих словах. На новизну эту указывает Сам Господь в Своей прощальной беседе с учениками: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» (Ин 13:34). Но ведь о любви, о ценности и высоте любви мир знал и до Христа, и разве не в Ветхом Завете находим мы те две заповеди — о любви к Богу (Втор 6:5) и о любви к ближнему (Лев 19:18), про которые Господь сказал, что на них утверждаются закон и пророки (Мф 22:40)? И в чем же тогда новизна этой заповеди, новизна, притом не только в момент произнесения этих слов Спасителем, но и для всех времен, для всех людей, новизна, которая никогда не перестает быть новизной? Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно вспомнить один из основных признаков христианской любви, как он указан в Евангелии: «любите врагов ваших». Помним ли мы, что слова эти заключают в себе не иное что, как неслыханное требование любви к тем, кого мы как раз не любим? И потому они не перестают потрясать, пугать и, главное, судить нас. Правда, именно потому что заповедь эта неслыханно нова, мы часто подменяем ее нашим лукавым, человеческим истолкованием ее — мы говорим о терпении, об уважении к чужому мнению, о незлопамятстве и прощении. Но как бы ни были сами по себе велики все эти добродетели, даже совокупность их не есть еще любовь. И новую заповедь, возвещенную в Евангелии, мы поэтому все время подменяем старой — любовью к тем, кого мы уже и так по-человечески любим, любовью к родным, к друзьям, к единомышленникам. Но мы забываем при этом, что про эту — только природную, человеческую любовь в Евангелии сказано: «кто любит отца или мать сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф 10:37) и «кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер тот не может быть Моим учеником» (Лк 14:26). А если придти ко Христу и означает исполнение Его заповедей, то, очевидно, христианская любовь не только есть простое усиление, распространение и «увенчание» любви природной, но коренным образом от нее отличается и даже противопоставляется ей. Она есть действительно новая любовь, подобной которой нет в этом мире.

http://pravmir.ru/chto-takoe-xristianska...

Подвиг неосуждения Русская народная линия Православие. Самодержавие. Народность. Информационно-аналитическая служба Вход или регистрация Вход Регистрация / Забыли пароль? Закрыть Главная Авторы РНЛ ТВ Актуальные темы Союз писателей России Выбор читателей О нас itemscope itemtype="" > Подвиг неосуждения монах Селафиил (Филипьев)   13.03.2007 352 Время на чтение 3 минуты Преподобный Максим Исповедник говорит: " Не должно ли ужаснуться, вострепетать..., что когда Бог Отец, не судя никого, Сам " весь суд отдал Сыну " (Ин. 5,22), Сын же вопиет: " Не судите, да не судимы будете " (Мф. 7,1); " не осуждайте, и не будете осуждены " (Лк. 6,37), подобно и апостол: " Не судите никак прежде времени, пока не придет Господь " (1 Кор. 4,5), и еще: " Тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя " (Рим. 2,1), когда говорю это, так есть: люди, оставя плакаться о своих грехах, взяли суд из рук Сына, и сами, как бы безгрешные, судят и осуждают друг друга! Небо ужасается сему и земля трепещет " ( " Христианская жизнь по " Добротолюбию " , Харбин, 1930 г.). Проходят столетия, а люди по-прежнему стоят перед все той же неприступной стеной осуждения и не могут преодолеть ее. Адам в раю, оправдываясь перед Богом, осудил Еву; Каин, осудив в душе брата своего Авеля, убил его; грех осуждения привел иудеев к убийству Мессии; и нас, новых каинитов и фарисеев, осуждение толкает на ежедневное духовное убийство братьев своих. Осуждение мучает и самих осуждающих, оно не дает душе успокоиться, заставляет непрестанно следить за действиями окружающих и горьким ядом подозрительности отравляет душу. Один современный нам старец как-то сказал: " Встать на путь спасения легко: нужно только твердо решить, что с этой минуты больше не будешь никого осуждать " . Умом эти слова можно понять, но как их исполнить на деле? Для этого необходимо уразуметь, в чем причина осуждения. А причина в нашей ложной самооценке: осуждает другого тот, кто считает себя вправе судить, кто себя ставит выше брата своего, кто себя видит якобы лишенным тех грехов, в которых обвиняет окружающих. Тот, кто не осознал собственной духовной порчи, никогда не перестанет осуждать ближних.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Разделы портала «Азбука веры» Милосердие – 1) Божественное сущностное свойство, рассматриваемое в богословии как одна из сторон Божьей благости ; неразрывно с Божественным правосудием и премудростью; в отношении разумно-свободных существ обнаруживается в желании и готовности Бога оказывать им надлежащую милость, проявлять долготерпение, снисхождение, очищать от грехов ; 2) одна из естественных (природных) черт образа Божия в человеке ; 3) христианская добродетель , уподобляющая верующего Творцу ( Гал.5:22-23 ), заключающаяся в сострадательном отношении к ближнему. Как согласуются между собой такие Божественные свойства , как милосердие и правосудие? Несмотря на кажущуюся противоречивость Божественного милосердия Божественной справедливости, между ними нет ни малейшего взаимного противоречия. Бог беспределен во всех Своих свойствах и совершенствах. Это значит, что ни милосердие не препятствует проявлению правосудия, ни правосудие — милосердию (см. подробнее: Сколько у Бога свойств? ; Что такое Божественная беспредельность и каковы её основные черты? ). Выражаясь иначе, Божья справедливость всегда милосердна, равно как и Божье милосердие — всегда праведно. В силу своей ограниченности человек бывает не в состоянии одновременно проявлять и максимум милосердия, и максимум справедливости. Отсюда недоумение: как можно одновременно и миловать, и наказывать? Между тем, для Бога не трудно проявляя милость, проявить справедливость, и наоборот. Любое Божественное действие всегда сопряжено с благостью, всеведением и высочайшей премудростью. Следовательно, карая грешника, Господь поступает не просто как Грозный Судья, но и как Мудрый, Благой Воспитатель. Хорошо понимая, что для грешника лучше, даже и наказывая его, Он руководствуется не требованием мести, а соображением пользы. В этом и состоит милосердие. Проявляя же по отношению к людям милосердие, Господь никогда не преступает через нормы справедливости, праведности. Милосердный самарянин ( Лк.10:25-37 ) Почему, если Бог безграничен в Своём милосердии, Он не освободит всех вообще грешников от вечных адовых мук?

http://azbyka.ru/miloserdie

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010