Скачать epub pdf Глава 9 1. Исцеление слепорожденного 1 И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. 2 Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? 3 Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. 4 Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. 5 Доколе Я в мире, Я свет миру. 6 Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, 7 и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим. История исцеления слепорожденного занимает в 9-й главе Евангелия от Иоанна сравнительно небольшое пространство: всего семь стихов (1–7). Однако оставшаяся часть главы (стихи 8–41) является прямым продолжением этой истории. Таким образом, собственно рассказ о чуде занимает около 1/6 данной главы: все остальное – это богословский комментарий к нему. «И, проходя, увидел человека, слепого от рождения» В Евангелиях упомянуты многие случаи исцелений от слепоты. Два похожих случая возвращения Иисусом зрения двум слепцам мы встречаем в Евангелии от Матфея ( Мф. 9:27–31 иМф. 20:34). Матфей также упоминает об исцелении бесноватого слепого и немого ( Мф. 12:22 ). Марк рассказывает об исцелениях безымянного слепого в Вифсаиде ( Мр. 8:22–26 ) и Вартимея в Иерихоне ( Мр. 10:46–52 ). То же исцеление в Иерихоне описано у Луки ( Лк. 18:35–43 ). И Матфей, и Лука упоминают об исцелении Иисусом многих слепых ( Мф. 15:31; 21 :14Лк. 7:21). Однако только в Евангелии от Иоанна рассказывается об исцелении человека, слепого «от рождения». В других случаях мы не знаем никаких подробностей о слепых, которых исцеляет Иисус: от рождения ли они были слепыми или стали таковыми на каком-то этапе своей жизни, и если да, то по какой причине. Можно предположить, что слепой, описываемый Иоанном, – единственный слепорожденный из всех упоминаемых в Евангелиях слепцов. Поэтому рассказанная Иоанном история имеет особый смысл, отраженный в восторженных словах самого исцеленного: «От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному» ( Ин. 9:32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Беседа на Евангелие тридцать первой недели по Пятидесятнице Исцеление слепого (Почему Господь иногда не исполняет прошений наших) Сегодня слышали мы, братие, из Евангелия о исцелении слепого Иисусом Христом ( Лк. 18:35–43 . Зач. 93). ... " Когда... Иисус подходил к Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыни, и, услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое? Ему сказали, что Иисус Назорей идет. Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. Шедшие впереди заставляли его молчать; но он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня. Иисус, остановившись, велел привести его к Себе: и, когда тот подошел к Нему, спросил его: чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога; И весь народ, видя сие, воздал хвалу Богу». ... Евангелие это почти все понятно и без объяснения. Для более же полного объяснения его следует решить два вопроса: первый – для чего народ запрещал слепцу кричать к Иисусу Христу об исцелении? и второй: для чего Иисус Христос спрашивал слепца о том, чего он хочет от Него? Иисус Христос и без того знал желание слепца. Слепому запрещали кричать к Иисусу Христу для того, чтобы не беспокоить Его – вероятно, Иисус Христос в это время поучал народ, и не хотелось, чтобы ради слепцов прервалась Его беседа. Другие же, каковы, например, фарисеи, запрещали потому, что оглашение Иисуса Христа на весь народ сыном Давидовым или, что то же, – Мессией, не нравилось им. Иисус Христос, как всеведующий, несомненно знал, о чем хочет просить Его слепец, но спрашивал слепца об этом при народе для того, чтобы все слышали из уст самого слепца о его слепоте, и не было бы после со стороны фарисеев какого сомнения или подозрения в чудесном исцелении его. Настоящее евангельское чтение особенно поучает нас, братие, тому, что милость Божия дается человеку не просто, а по заслугам его, по вере. Не что другое, а «вера твоя спасла тебя», – сказал Господь, исцеляя слепца. Итак, вот в чем, братие, по большей части причина того, что иные из нас не получают от Бога просимого ими – в недостоинстве, в недостатке веры их. Во время жизни Иисуса Христа на земле, без сомнения, как и всегда, было много больных всякого рода, но всех ли Он исцелял? Нет – только некоторых, и именно тех, которые имели должную веру в Него, значит были достойны того. Потому что, как густые облака препятствуют солнечным лучам падать на землю, так и грехи наши мешают милости Божией сходить на нас с Неба.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/b...

Никто не жил без веры; разбойник же, уверовав только, был оправдан ( Лк.23:40–43 ). И не говори мне: он не имел времени жить праведно, потому что и я не оспариваю этого, но указываю на то, что вера сама по себе спасла. Если бы он с верой остался в живых и пренебрег делами, то лишился бы спасения. Рассматривается же теперь и расследуется то, что и вера сама по себе спасла, а дела сами по себе никогда не оправдывали совершителей. И желаем тщательно увидеть, что дела без веры не животворят? Имел доброе о себе свидетельство Корнилий из-за дел милостыни и молитв ( Деян.10 ); но он не знал Христа, веруя Богу, но еще не узнав Слова Божия. И так как дела были прекрасны и удивительны, то они были угодны Раздаятелю благ и любвеобильному Богу; но так как великий глаз правды и истины, нелицеприятный и праведный Судия видел, что хотя дела прекрасны, но мертвы, потому что не имеют веры, то послал божественного ангела, раздающего награды за дела, чтоб прекрасного борца увенчать верой; тот говорит ему: Корнилий, «молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом» ( Деян.10:4 ). Поэтому, если была услышана молитва , говорит он, и были приняты милостыни, то чего мне недостает для праведности? «Итак, пошли людей в Иоппию, – говорит ангел, – и призови Симона, называемого Петром, который, придя, скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой» ( Деян.10:5–6 ). Вот, дела не могли спасти. Если, благодаря тому, что возвещает Петр, спасается и сам Корнилий, и дом его, то Корнилий еще не имел спасения по причине дел, пока вера не водворилась в нем – рядом с его делами. Поэтому и Петр, блаженный и чтимый Христом апостол, придя из Иоппии и увидев Божию благодать, излитую на тех, которые тогда считались иноплеменниками, проникнув в Божие определение, говорит: «истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе... поступающий по правде приятен Ему» ( Деян.10:34–35 ). Не сказал: «во всяком народе... поступающий по правде» спасается, но: приятен Ему, то есть, делается достойным того, чтоб быть принятым.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

33 Оторви сердце от мира, и миру не за что будет держаться: «если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности» (Рим. 8: 10). 34 Если иногда кажется, что ничего не получается, не переживай, – получается! Только не там, где ты ждешь. 35 Если ты закрываешь сердце от людей, то закрываешь его и от Бога. «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп. 2: 5). 36 Только смирившись, человек может уверовать в Бога. 37 Чем ближе к людям, тем дальше от Бога. Чем ближе к Богу, тем ближе к людям. 38 Мысли – это не жизнь. Жизнь – это чистое сердце. 39 Не стыдись признаваться, что ничего не знаешь, тем более, что это так и есть. 40 Только глупость полагается на саму себя. 41 Чистое сердце не может быть недобрым. 42 Мир – это мир смерти, в котором тебя не ждет ничего, кроме гибели. 43 Бог – это мир безсмертия, в котором нет ничего, кроме Вечной Жизни. 44 Оставь смерть, выбери Жизнь – Христа. 45 Мир наступает на душу не вещами, а страстями, «ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Лк. 12: 34). 46 Ценность человека состоит в его постоянном поиске Бога. 47 Постящихся и молящихся много, а добрых и кротких – мало. 48 Самые сложные вещи понять проще, чем самые простые, которые понять несравненно сложнее. 49 Поймай свою птицу счастья – легкий, порхающий, безпокойный и непоседливый ум – сетью постоянной внимательной молитвы. Гуруноскиты 50 Нам неприятно не то, что люди поступают нехорошо, а то, что мы о них нехорошо думаем. 51 Важно не то, что ты думаешь о Боге, а то, – пребываешь ли ты в Нем своим сердцем, «ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» (Рим. 8: 13). 52 Жизнь в суете – это лики смерти. Жизнь в отречении от суеты – это лик Безсмертия. 53 То, что принадлежит нам, от нас не уйдет, даже если мы будем убегать от него. А то, что нам не принадлежит, мы никогда не догоним, даже если будем за ним гнаться. 54 Те, кто в религии утешаются лишь душевными поверхностными переживаниями, не изменяясь глубоко внутренне, остаются людьми от этого мира; «если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф. 5: 20).

http://isihazm.ru/?id=197

Человек! Когда я посмотрю на тебя, на твои земные чувства, на твою плоть, когда вспомню о дне рождения и о последующих днях младенчества и возрастания твоего доселе и потом перенесусь мыслию ко дню смерти твоей, а затем к вечности, которая тебе присуждена от сложения мира, тогда я не знаю, чему дивиться: ничтожеству ли твоему, или всемогуществу и благости Творца, Который благоволил даровать тебе жизнь и твое телесное и смертное тело облечь некогда в безсмертие? Удивление мое возрастает, когда я вижу, что тебе, плоти и крови, Господь Бог, Царь Вечный, дает вкушать собственную Плоть и Кровь, так как Он во дни плоти Своей преискренне восприял плоть и кровь нашу ( Евр. 5:7, 2:14 ), чтобы сделать тебя вечно живым (6). Высокое существо – человек, чудное создание Божие, по образу Его сотворенное! Если в состоянии падения он способен ко многим удивительным делам, которые он произвел и производит, как мы постоянно видим это и в истории, и в современном нам мире, то к чему он способен в состоянии святости и совершенства? Но более всего в нем заслуживает внимания, удивления, благоговения, благодарности всесердечной то, что он может уподобляться своему Создателю – Богу, что он предназначен к бессмертию, к вечному блаженству в Боге и с Богом, что он некогда просветится, как солнце, в Царствии Отца своего Небесного! Господь, предвидя эту славу верных избранных Своих, говорит: " тогда, во Втором пришествии, праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» ( Мф. 13:43 ) (7). Еще образ в человеке Святой Троицы: мыслящий ум – образ Бога Отца; сердце, в котором пребывает и изображает себя ум, – образ Сына Божия, ипостасной премудрости Божией; уста, через которые исходит то, что есть в мыслях и на сердце, суть образ Духа Святого. «Дунул, и говорит им: примите Духа Святаго...» ( Ин. 20:22 ). Когда «из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния... хуления» ( Мф. 15:19 ), то это исходит гнездящийся в сердце человека злой дух... А когда «добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе» ( Лк. 6:45 ), то это есть образ исхождения Святого Духа от Отца через Сына. Велик человек! Не напрасно сказано: «Я сказал: вы – боги и все – сыны Вышнего» ( Пс. 81:6 ). «Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание (то есть что сказано, то сказано верно, непреложно), – Тому ли, Корого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий?» ( Ин. 10:35, 36 ). О, достоинство! О, величие человеческое! Не иначе смотри на человека, особенно христианина, как на сына Божия и принимай его как сына Божия, беседуй с ним, обращайся с ним как с сыном Божиим по благодати во Христе Иисусе Господе нашем (6).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Апостол Павел любит нанизывать цитаты одну на другую. Иногда он просто обрушивает на своих читателей целый каскад цитат. Например, в главе 3 Послания к Римлянам, где апостол говорит о современном ему падении нравов, каждый его тезис – ветхозаветная цитата: «Ноги их быстры на пролитие крови» ( Рим.3, 15 ) – это из первой главы Книги притчей Соломоновых, стих 16: «ноги их бегут ко злу и спешат на пролитие крови». ( Притч.1:16 ) А это Псалтирь, ( Пс.35 ): «Нет страха Божия перед глазами их» ( Рим.3:18 ), а всего там семь цитат подряд. – Но ведь и Сам Спаситель говорит на этом языке. Это мы, читая в Евангелиях Его слова, зачастую не узнаем древней цитаты, не чувствуем связи Его проповеди с Писанием. – В отличие от нас, окружение Спасителя знало Писание наизусть. Тогда не было никакой разбивки на главы, на стихи. Мы теперь говорим: глава такая-то, стих такой-то. А они просто называли два-три первых слова определенного стиха, и все понимали, что имеется в виду. И когда Господь говорил, апеллируя к Ветхому Завету, все понимали, о чем идет речь, и улавливали связи с хорошо известными книгами. Например, когда Он говорит, что Царство Небесное «подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки» ( Лк.13:21 ), мы не слышим здесь никакой аллюзии на Ветхий Завет . А окружавшие Спасителя сразу слышали: Книга Бытия, глава 18 – посещение Авраама тремя чудесными мужами. Стих 6: Авраам говорит Сарре, чтобы она взяла три сата (меры) муки и испекла пресные (без закваски!) хлебы для гостей. (см.: Быт.18:6 ) Учитывая это, слышавшие, вероятно, понимали: хлеб любви, который человек подносит Богу, отныне заквашивается Царством Небесным, то есть самой любовью Божиею. Иной пример – притча о злых виноградарях (см.: Мф.21:33–46 ). Все образы этой притчи – виноградник, точило, башня, ограда – взяты из песни, которой открывается 5 глава книги Исаии. Только если в Ветхом Завете «Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев» ( Ис.5:7 ), то в евангельской притче остается вопрос: что же такое виноградник? Чуть ниже Сам Господь дает на него ответ: «Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» ( Мф.21:43 ). Итак, виноградник – Царство Небесное, явленное с приходом Христа, и чтобы оставаться виноградником и приносить плоды, Израиль должен быть привит к Нему (то есть принять Его). Продолжение этой темы мы находим в Евангелии от Иоанна, где Господь говорит: «Я есмь лоза, а вы ветви» ( Ин.15:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

«И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною» ( Ин.17:19 ). Что значит: «посвящаю Себя»? Приношу Тебе жертву. Жертвы же все называются святыми, как и действительно свято все, принесенное Богу. Но так как в ветхом завете освящение было в прообразе, под видом овцы, а теперь оно уже не в прообразе, но в самой истине, то Он говорит: «чтобы и они были освящены истиною» Твоею. И их самих Я посвящаю Тебе, и делаю приношением. Это Он говорит или потому, что Глава их делается жертвою, или потому, что они и сами будут жертвою. «Представьте, – сказано, – тела ваши в жертву живую, святую» ( Рим.12:1 ), и еще: «считают нас за овец, обреченных на заклание» ( Пс.43:23 ). Таким образом и без смерти Он делает их жертвою и приношением. А что словом: «посвящаю» Он намекал на Свою жертву, это видно из того, что следует далее. «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их» ( Ин.17:20 ). Так как Он умер за верующих, а между тем сказал: «за них Я посвящаю Себя», то, чтобы кто не подумал, что Он умер только за апостолов, Он прибавил: «не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их» ( Ин.17:20 ). 2. Чрез это Он опять ободрил их души, показав, что будет много учеников. Так как Он сделал общим достоянием то, что им принадлежало по преимуществу, то опять утешает их, объявляя, что они же будут виновниками и спасения других. А сказав и о спасении их, и об освящении верою и жертвою, Он говорит, наконец, о единомыслии и тем заключает Свое слово. Этим Он начал, этим и оканчивает. В начале Он сказал: «заповедь новую даю вам» ( Ин.13:34 ), а теперь: «да будут... едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе» ( Ин.17:21 ). Слово: «как» опять не означает, по отношению к ученикам, точного равенства, потому что для них таковое и невозможно было. Оно значит: сколько возможно для людей, – подобно тому, как и в словах: «будьте милосерды, как и Отец ваш» ( Лк.6:36 ). А что значит: «в Нас» ( Ин.17:21 )? По вере в Нас. Так как ничто столько не соблазняет всех, как раздор, то он старается, чтобы были едино. Что же, скажешь, – достиг ли Он этого? И очень достиг, – потому что все, уверовавшие чрез апостолов, суть едино, хотя некоторые из них и отделились. Впрочем, и это (отделение) не укрылось от Него; напротив, Он предсказал и о нем, и показал, что оно происходит от человеческого нерадения. «да уверует мир, что Ты послал Меня» ( Ин.17:21 ). Это же самое Он говорит и в начале: «по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» ( Ин.13:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Проклятие, смерть и новая жизнь Крестная смерть освобождает нас от проклятия как следствия греха. Ап. Павел говорит: «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» (Гал. 3, 13). Проклятие, которое есть «осуждение греха праведным судом Божиим», выражается прежде всего в недоступности для человека богообщения, в отлучении человека от Бога как Источника жизни. Крестная смерть, снимая проклятие, возвращает эту возможность. С этого момента смерть для человека — уже не тупик, а вход в Царство Божие. Врата рая снова открываются для человека. Подтверждением этого являются слова Спасителя, обращенные к благоразумному разбойнику: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23, 43). На Кресте во всей полноте открывается любовь Божия к человеку. «…Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками…» (Рим. 5, 8). Жертва Христова и Таинства Но уже в этой жизни мы приобщаемся к плодам Жертвы Христовой и соединяемся с Богом. В первую очередь в Крещении. Крещение — это наше умирание и воскресение со Христом. Так говорит апостол Павел. В крещении в нас умирает греховный человек, и из купели, как из гроба, встает новое творение Божие — сын или дочь Божии. Апостол напоминает нам, что мы умерли для греха, и так и должны жить — как мертвые для греха, живые для Бога. И в течение всей своей дальнейшей жизни мы должны умирать для греха, как говорит апостол Павел, «сораспинаться Христу», чтобы жить для Бога. Причастие — это тоже приобщение к Жертве Христовой. На каждой Литургии мы вспоминаем о ней и благодарим Бога. Одна и та же кровь — Кровь Христова — течет по нашим жилам и объединяет нас друг с другом. Наше призвание в том, чтобы это объединение всех членов Церкви через Жертву Христа было не только невидимым, но и видимым. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою», - говорит Христос. (Ин.13:35) Молитва Христу Владыко Христе Боже, Иже страстьми Своими страсти моя исцеливый и язвами Своими язвы моя уврачевавый, даруй мне, много Тебе прегрешившему, слезы умиления; сраствори моему телу от обоняния Животворящего Тела Твоего, и наслади душу мою Твоею Честною Кровию от горести, еюже мя сопротивник напои; возвыси мой ум к Тебе, долу поникший, и возведи от пропасти погибели: яко не имам покаяния, не имам умиления, не имам слезы утешительныя, возводящия чада ко своему наследию. Омрачихся умом в житейских страстех, не могу воззрети к Тебе в болезни, не могу согретися слезами, яже к Тебе любве. Но, Владыко Господи Иисусе Христе, сокровище благих, даруй мне покаяние всецелое и сердце люботрудное во взыскание Твое, даруй мне благодать Твою и обнови во мне зраки Твоего образа. Оставих Тя, не остави мене; изыди на взыскание мое, возведи к пажити Твоей и сопричти мя овцам избраннаго Твоего стада, воспитай мя с ними от злака Божественных Твоих Таинств, молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих. Аминь.

http://predanie.ru/velikijpost/zhertva-h...

Рим.1:21:23, 25 . «Но как они, познавши Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце... И славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся... Они заменили истину Божию ложью и поклонялись и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь». Объясн. В этом месте изложено обличение римлян из язычников в идолопоклонстве. Хотя римляне и могли приобрести познание об истинном Боге из рассматривания окружающей природы (ст.20) и некоторые действительно узнали Бога (ст.7–8), но другие не познали, и, покорив под свою власть все народы древнего мира, они в свой храм (Пантеон) собрали богов всех завоёванных ими народов: Прем.12:24 : здесь были Ваал вавилонский, Астарта финикийская, Апис (бык) и крокодилы египетские и пр. и пр. Об этих-то богах апостол Павел и говорит Римлянам. К спасительным изображениям истинного бога, т.е. святым иконам, это место никакого отношения не имеет, ибо в лице Иисуса Христа слава Бога нетленного не изменена в тленный образ: Кол.1:15 ; Евр.1:3 ; Он имел облик человека, испытывал все потребности и нужды человеческие: Мф.13:55–56 ; Флп.2:6–8 , и отличался от тленного человека только отсутствием греха: 1Пет.2:22 . Гал.3:6–7 . «Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность ( Быт.15:6 ). Познайте же, что верующие суть сыны Авраама». Объясн. Апостол здесь говорит не о том, что Авраам спасся без видимых священных изображений, а что он поверил Богу, и это вменилось ему в праведность, и что все верующие суть сыны Авраама. Служение Авраама Богу было не только духовное, но и обрядовое: Быт.12:8 . Гал.4:8 . «Но тогда, не знавши Бога, вы служили богам, которые в существе не боги». Объясн. Здесь говорится не о христианском состоянии Галат, – а когда они служили языческим богам: Деян.7:40–43:19:35 ; следовательно, к священным изображениям это место не относится, так как они представляют нам действительные явления истинного Бога и святых лиц: Лк.3:22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

И пусть начало Царствия Божия, сокрытого в Церкви учеников Иисуса, кажется малоприметным, это начало – необходимая предпосылка и залог того, что в конце времен весь мир сможет найти свое спасение именно в Царствии Божием. Так и будет, и об этом говорит следующая притча о горчичном зерне. е) Притча о горчичном зерне (Мк.4,30–34) (Мф 13,31–32; Лк 13,18–19) 30 И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его? 31 Оно – как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; 32 а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные. 33 И таковыми многими притчами проповедовал им слово, сколько они могли слышать. 34 Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все. В этой притче два образа. Во-первых, в Палестине горчичное зерно вошло в поговорку, как мельчайшее из всего сущего. Так, выражение «вера с горчичное зерно» значит малейшая вера. Такое горчичное зерно вырастало и становилось деревом. Птицы очень любили маленькие черные семена этого дерева и поэтому вокруг него всегда вились тучи птиц. К тому же в Ветхом Завете большие царства обычно сравниваются с деревом, причем подчиненные и платящие дань народы сравниваются с укрывающимися в ветвях дерева птицами, и потому дерево с птицами на ветвях означает здесь великое царство и составляющие ее народы. Эта притча говорит нам: пусть вас не обескураживает скромное начало. Надо помнить, что всё имело свое начало. Ничто не появляется вдруг, совершенно завершенным. Просто мы обязаны делать то, что в наших силах. Царство Божие (или Церковь ) уподоблено дереву, а птицы символизируют страны и языческие народы, нашедшие защиту на его «территории». Царство Божие началась с Одного, с Иисуса Христа, и должно охватить весь мир. В конце нашего отрывка говорится о том, что толпа «внешних» расходилась, после того как Иисус переставал учить их притчами. Одни, наверное, уходили, задумавшись, «сколько они могли слышать», то есть понимать Благую весть Иисуса. Другие – так ничего и не поняв. Но небольшая группа учеников оставалась с Иисусом Христом, и Он объяснял им значение всего. Человек, желающий научиться чему-то у Христа, должен жить с Ним, следовать за ним, сопровождать Его. В этом основной смысл всех прочитанных сегодня притч о тайне Царствия Божия. 5. Страх. «Не бойтесь!» (Мк.4:35–5:43)

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010