Подвиг преподобничества В главе о чудесах о.Иоанна уже говорилось, что не они составляют самое высокое достоинство угодников Божиих, а их святая жизнь; чудеса же являются результатом и знамением – да и то не всегда и не обязательно – их святости. Поэтому и в о.Иоанне нас должно больше привлекать и удивлять его внутреннее совершенство, его духовные подвиги, или иначе: его святая жизнь. В этом – главное величие святых людей. Да и во всяком вообще христианине важно больше всего его внутреннее состояние. Об      этом говорит нам Евангелие. Когда ученики Христовы возвратились с проповеди, то «с радостью... говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем» ( Лк.10:17 ). Что же Господь? Он не порадовался с ними, а, наоборот, умерил и их радость: «Тому не радуйтесь, что духи вам повинуются; но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (20), то есть что они «записаны» в книге жизни небесной, как граждане Царства Небесного, или как спасенные. Слово «записаны» взято из земных порядков: граждане приписаны к какому-либо государству, городу, месту; и чем славнее это государство, тем славнее подданство гражданина. Во времена Спасителя и апостолов было почетным, важным и ценным иметь право «Римского гражданина» ( Деян.22:25–29 ). Но для верующего человека ценнее всего иметь право Небесного гражданина. А если важно иметь и «власть наступать» на всю силу вражию ( Лк.10:19 ), то опять лишь с той стороны, что это было свидетельством поражения сатаны, бывшего доселе «князем мира сего» ( Ин.12:31 ): а теперь он «осужден» (16:11) и «изгнан будет вон» (12:31) и «из мира сего», как он был низвергнут прежде и «с неба». Потому Господь на слова учеников о власти их над демонами и сказал им: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» ( Лк.10:18 ), после его духовного падения: Господь низверг его. А теперь и люди – ученики – попирают бесов, впрочем не своею силою, а «о имени Христовом». И тем не менее не этому радуется Господь за Своих учеников, а о том, что им Отец Небесный открыл Сына Своего и дал веру в Него; а теперь, после чудес и над бесами, эта вера усилилась у них.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Таинство Креста смущает и мысль, и чувство – кажется непонятным и странным это «ужасное смотрение»... Вся священная жизнь Богочеловека была единым великим подвигом долготерпения, милосердия, любви... И вся она озарена присносущным. сиянием Божества – правда, незримым для плотского и греховного мира... Но на Голгофе, не на Фаворе, совершается спасение – и Крест следует за Иисусом и на самый Фавор (ср.: Лк.9:31 )... Христос приходит не только для того, чтобы учить со властию и сказать людям имя Отчее, и не только для дел милосердия. Он приходит пострадать и умереть. Об этом Он сам свидетельствовал не раз – пред смущёнными и недоумевающими учениками. И не только пророчествовал о грядущей страсти и смерти, но прямо говорил, что Ему «надлежит», что Ему должно пострадать и быть убиту... Именно «надлежит», не только предстоит... «И начал учить их, что Сыну человеческому много должно пострадать, быть отвергнуту старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и воскреснуть в третий день». ( Мк.8:31 ; Мф.16:21 ; Лк.9:22 ; ср.: Лк.24:26 )... «Надлежит» не только по закону мира сего, не только по законам ненависти и злобы. Смерть Господа вполне свободна. Никто не отнимает жизни у Него. Он сам полагает душу Свою, по Своей воле и власти – «имею власть» (ξουσαν χω!) ( Ин.10:18 ). По катехизическому определению, Он страдал и умер «не потому, что не мог избежать страдания, но потому что восхотел пострадать»... Восхотел не только в смысле вольного долготерпения или непротивления, не в том только смысле, что попустил совершиться над Собою беснованию греха и неправды. Не только попустил, но изволил... Умереть «надлежало» по закону Божию, по закону правды и любви. Это не необходимость греховного мира. Это – необходимость Божественной любви. Таинство крестное начинается в вечности – «в недоступном для твари святилище триипостасного Божества»... И в земном таинстве раскрывается премирная тайна Божией Премудрости и Любви. Потому и говорится о Христе как об Агнце, «предуведенном прежде сложения мира» ( 1Пет.1:19 ) и даже – «заколенном от сложения мира» ( Откр.13:8 )... И, как говорил Филарет Московский , «Крест Иисусов, сложенный из вражды иудеев и буйства язычников, есть уже земной образ и тень сего небесного Креста любви» 124 ... В эту Божественную необходимость крестной смерти с трудом проникает человеческая мысль.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Наша христианская любовь к своим ближним не ограничивается одною земною жизнью, не прекращается и смертью, так как по апостолу любовь никогда не прекращается, не перестает ( 1Кор.13:8 ), а пред Богом все люди и живые и умершие – живы суть, так как Он не есть Бог мертвых, но Бог живых ( Лк.20:28 ). Эта любовь наша к умершим нашим братьям должна проявляться в молитвах ко Господу, в поминовениях и милостынях за них. Молитва живого за умершего собрата нашего есть самый лучший плод любви, и православная наша церковь , заботясь с материнской любовью о спасении всех живых своих чад, не забывает в своих молитвах и умерших членов церкви. Пример молитвы за усопших мы находим прежде всего в Священном Писании Ветхого Завета. Во дни благочестивого вождя Иудейского, Иуды Маккавея, когда, при обозрении павших на поле сражения, найдена была в их одеждах добыча от даров идольских (за что они и пали), все Иудеи «благословивше правый суд Господень… к молению обратишася» (2Макк.12:39–42). А сам Иуда Маккавей тогда-же, собрав дары истинному Богу, послал в Иерусалим принести за грех (мертвых) жертву для того, чтобы Бог простил их грехи. Точно также благочестивый Товит завещал сыну своему раздавать милостыню при гробе праведных ( Тов.4:17 ). А премудрый сын Сирахов учит приносить жертвы по усопшим, подавать милостыню и молиться за них ( Сир.7:36 ). И много есть таких мест в св. Писании Ветхого Завета, которые свидетельствуют о том, что еще в Ветхозаветной церкви существовал обычай молиться за умерших ( Исх.13:14 ; Чис.19:11–12; 20:30 ; Втор.9:25; 34:8 ; 1Цар.31:11–13 ; Пс.85:5 ; Иер.16:7 ). Верование ветхозаветной церкви в возможность облегчить участь умерших молитвою и делами благотворительности за них не только не отменено в новозаветной церкви Иисусом Христом и апостолами, но подтверждено и усилено их свидетельствами о нём. Все христиане, как члены одного духовного тела, или церкви, глава которой есть Иисус Христос, должны любить друг друга ( 1Ин.4:11 ); содействовать друг другу в достижении высших целей своей жизни – спасения ( 1Пет.1:3–6 ); молиться друг за друга ( Иак.5:16 ) и за всех людей вообще ( 1Тим.6:18–19 ); подавать милостыни за них, как жертвы благоприятные Богу ( Евр.13:16 ). В другом месте Христос говорит, что всякий грех и хула простится человеку, хула же на Духа Святого не простится человеку ни в сем веке, ни в будущем ( Мф.12:31–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Выражение «в тот день» стало синонимом последних времен, когда Бог по Своему милосердию простит грехи Своего народа и снова обручит его Себе «в правде и суде, в благости и милосердии» ( Ос. 2:19 ; ср. Ос. 14:4 ). Тогда Господь заключит с Израилем новый завет: «но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом» ( Иер. 31:31 ). Господь «возрастит» Изралию «Отрасль праведную», Которая «будет производить суд и правду на земле» ( Иер. 33:15 ). Праведность обновленного народа Израиля больше не ставится в зависимость от его собств. праведности перед Богом. Осознание того, что спасение даруется единственно по милости Божьей, становится столь явным, что всякая праведность грешника перед Богом приписывается исключит. доброте Бога. Выражение «Господь – оправдание наше!» станет именем Нового Иерусалима ( Иер. 33:16 ). Из всех ветхозаветных пророков Иеремия имел наиб. ясное представление о грядущем спасении, связывая его с последними временами. Однако после возвращения из плена израильтяне вновь стремятся достичь собств. праведности через строгое соблюдение Закона, и, исходя из этого, ожидают своего О. перед Богом. В НОВОМ ЗАВЕТЕ 1) в НЗ понятие «О.» встречается только в значении «оправдание человека пред Богом», а именно: а) признание правоты Бога ( Мф. 11:19 ; Лк. 7:35 ; Рим. 3:4 ; 1Тим. 3:16 ); б) попытка оправдания пред Богом ( Лк. 10:29 ); в) получение оправдания Богом ( Лк. 18:14 ). Если в Лк. 18 говорится об О., даруемом в настоящее время, то в Мф. 12 имеется в виду О. на Последнем суде; 2) О. в посланиях ап. Павла: а) для апостола основой О. людей является крестная смерть Иисуса Христа. Говоря о праведности человека пред Богом, Павел не подразумевает верность Закону Моисея. Для этого он слишком глубоко убежден в истинности сказанного в Пс. 13Под О. человека Павел понимает О. Богом уверовавшего грешника. Этот грешник получает О. через искупит.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Итак, кто не верит в загробную жизнь, тот не имеет и веры в Бога! . Бог вездесущ, однако есть особенное место Его присутствия, где Он является во всей Своей славе и вечно пребывает с избранными Своими, по словам Иисуса Христа: где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой ( Ин.12:26 ). Верно и обратное: кто не был слугой истинного Бога, тот и после смерти не будет вместе с Ним, а потому для него требуется особое загробное место во вселенной. Здесь начало учения о двух состояниях усопших душ: состоянии награды и наказания. В таинстве смерти душа, отделившись от тела, переходит в страну духовных существ, в царство ангелов. И в зависимости от характера земной жизни она присоединяется или к Ангелам добрым в Царство Небесное, или к ангелам злым – в ад. Эту истину засвидетельствовал Сам Господь наш Иисус Христос . Благоразумный разбойник и нищий Лазарь тотчас после смерти попали в рай; а богатый оказался в аду ( Лк.23:43 ; Лк.16:19–31 ). «Мы веруем, – провозглашают восточные патриархи в своем «Исповедании Православной веры», – что души умерших блаженствуют или мучаются, смотря по своим делам. Разлучившись с телом, они переходят или к радости, или к печали и скорби; впрочем, не чувствуют ни совершенного блаженства, ни совершенного мучения, ибо совершенное блаженство или совершенное мучение каждый получит после общего воскресения, когда душа соединится с телом, в котором жила добродетельно или порочно». Слово Божие открывает нам, что за гробом души попадают в различные места. Нераскаянные грешники несут заслуженное наказание, а праведные получают награду от Бога. Книга Премудрости Соломона излагает учение о двойственном загробном состоянии: праведники живут вовеки; награда их – в Господе, и попечение о них – у Вышнего. Посему они получат царство славы и венец красоты от руки Господа, ибо Он покроет их десницею и защитит их мышцею ( Прем.5:15–16 ). Нечестивые же, как умствовали, так и понесут наказание за то, что презрели праведного и отступили от Господа ( Прем.3:10 ). Место пребывания праведных душ в Священном Писании называется по-разному: Царством Небесным ( Мф.8:11 ); Царством Божиим ( Лк.13:20 ; 1Кор.15:50 ); раем ( Лк.23:43 ), домом Отца Небесного. Состояние же отверженных душ, или место их пребывания, называется геенной, в которой червь не умирает и огонь не угасает ( Мф.5:22 ; Мк.9:43 ); печью огненной, в которой плач и скрежет зубов ( Мф.3:50 ); тьмой кромешной ( Мф.22:13 ); адским мраком ( 2Петр.2:4 ); адом ( Ис.14:15 ; Мф.11:23 ); темницей духов ( 1Петр.3:19 ); преисподней ( Флп.2:10 ). Это загробное состояние осужденных душ Господь Иисус Христос и называет «смертью», а души осужденных грешников, находящихся в этом состоянии, называет «мертвецами», ибо смерть есть удаление от Бога, от Царства Небесного, это лишение истинной жизни, блаженства.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bud...

Они свидетели «великого землетрясения», когда сошедший с небес ангел сообщает им о воскресении «Иисуса распятого»: «Его нет здесь - Он воскрес» - о предстоящем явлении Христа в Галилее и устрашает стражников (Мф 28. 1-10). Неск. иначе событие изображено в др. Евангелиях: в Евангелии от Луки говорится о «двух мужах в одеждах блистающих», к-рые возвестили пришедшим о воскресении И. Х. (Лк 24. 4); согласно Евангелию от Иоанна, доказательствами воскресения И. Х. становится сама пустая гробница и первое явление Воскресшего Господа Марии Магдалине (Ин 20. 11-18). Воскресший Христос неоднократно является ученикам, удостоверяя их в истинности Своего телесного Воскресения, укрепляя в них веру и подготавливая к принятию обетованного Св. Духа (ср.: Ин 16. 7). Его не сразу узнают, Мария Магдалина принимает его за садовника (Ин 20. 15), у учеников, долго беседовавших с Ним по дороге в Эммаус , «открылись глаза» лишь перед тем, как Он стал невидим для них (Лк 24. 31), ап. Фома уверовал лишь после того, как Спаситель повелел ему: «Подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин 20. 27). (Подробнее о событии воскресной ночи и согласовании свидетельств Евангелий см. в ст. Воскресение Иисуса Христа ). Воскресший Господь встречает учеников, пришедших по Его повелению в Галилею, и дает им Великое поручение: «...идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф 28. 19-20). Вознесение Господне. Икона. 1300 г. (Галерея икон, Охрид) Вознесение Господне. Икона. 1300 г. (Галерея икон, Охрид) Евангелие от Луки завершается рассказом о вознесении Господа (Лк 24. 50-51; ср.: Деян 1. 9-11; Мк 16. 19). Повелев не отлучаться из Иерусалима и ждать обещанного от Отца (Лк 24. 49; Деян 1. 4), И. Х. выводит учеников из города на гору Елеонскую (Деян 1. 12) и, подняв Свои руки, подает им благословение , а затем возносится на небо. В Деяниях св. апостолов сказано, что возносящегося Христа сокрыло облако, и тогда явились «два мужа в белой одежде», к-рые возвестили Его Второе пришествие.

http://pravenc.ru/text/Иисус ...

   Что ещё нам назвать?..    Так что можешь ты дать, если сама ничего доброго ниоткуда не берешь?    О таковой любви сказано: «Не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым» (1 Тим. 5:22).    Или не нужен тебе врач, душа моя? Но вспомни, как во дни оны сказал Христос ученикам: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Мф. 9:12; Мк. 2:17; Лк. 5:31). Неужели осмелишься ты назвать себя здоровой — то есть совершенно безгрешной? Но ведь Господь говорит: «Я не пришел праведных призвать, потому что не нахожу их, так как все согрешили (см.: Пс. 13:1—3); ежели бы можно было найти праведных, Я не пришел бы». Неужели Христос — не для тебя пришел?    Как же тогда он помилует тебя?     Помилуй мя, Боже, помилуй мя    Новаго привожду ти Писания указания, вводящая тя, душе, ко умилению: праведным убо поревнуй, грешных же отвращайся и умилостиви Христа молитвами же, и пощеньми, и чистотою, и говением    «Смотри ныне, душа — говорит учитель Критский: — я привожу теперь тебе указания Нового писания, вводящие тебя на высоту умиления; итак, поревнуй праведным, грешных же отвращайся и умилостиви Христа молитвами и постом, и чистотой, и говением».    Вот сущность времени Великой четыредесятницы, в коем мы пребываем сейчас! Нас ожидает светлое Христово Воскресение. И, готовясь соприсутствовать ученикам Его, видевшим воочию Христа Распятого и узревшим великое чудо, Христа Воскресшего, — готовясь к тому, чтобы глазами Марии Магдалины увидеть отваленный от гроба камень и броситься опрометью к апостолам, чтобы уведомить их о чуде (См.: Ин. 20:1—2); к тому, чтобы явлением Его избавиться, как Магдалина, от семи бесов (См.: Мк. 16:9), досаждающих нам; к тому, чтобы вместе с Петром и Иоанном, их святыми ногами бежать к отверстому гробу Господню (См.: Ин. 20:3—8); к тому, чтобы слухом жен-мироносиц услышать ангельский глас: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите» (См. Мф. 28:5—7); к тому, чтобы, вместе с Лукой и Клеопой, и у нас открылись глаза для лицезрения в духе славы Воскресшего Господа (См.: Лк. 24:13—35; Мк. 16:12—13), чтоб и нам явился Он, как «явился Симону» (Лк. 24:34) и после — ученикам Своим, войдя в горницу Сионскую сквозь затворенные двери (См.: Лк. 24:36—49; Мк. 16:14—18; Ин. 20:19—23), — готовясь духом лицезреть Христа воскресшего и с Собою вся воскресившаго, мы должны крепко уразуметь, каким надлежит быть этому приуготовлению.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Воскрешение праведного Лазаря. Святоотеческие толкования трудных мест «Наступает время, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» (Ин.5: 25) I. Вера Моисею и пророкам, исцеление слепорожденного, притча о богаче и нищем Лазаре «Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16: 31) Невообразимое количество чудес сотворил Господь над народом израильским. Но большее из всех — воскрешение Лазаря. Дивный Ловец человеков избрал непокорных иудеев очевидцами чуда, и те сами показали гроб умершего, отвалили камень от входа в пещеру, вдохнули смрад разлагающегося тела. Своими ушами услышали призыв мертвецу воскреснуть, своими глазами увидели первые его шаги по воскресении, своими руками развязали погребальные пелены, убедившись, что это не призрак . Что же, все иудеи уверовали во Христа? — Отнюдь. Но пошли к начальникам и «с этого дня положили убить Иисуса» (Ин. 11: 53). Так подтвердилась правота Господа, изрекшего устами Авраама в притче о богаче и нищем Лазаре: «Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16: 31). А ведь Израиль ждал Мессию именно в это время. Знали иудеи, что заканчиваются прореченные Даниилом семьдесят седьмин лет от указа о восстановлении Иерусалимского Храма до помазания Святого (Дан. 9: 24), что потомков Иуды покинул царственный скипетр (Быт. 49: 10), а в Назарете появился Учитель, по слову Которого мертвые восстают и прокаженные очищаются. «Исследуйте Писания, …они свидетельствуют обо Мне» (Ин. 5: 39) — обращался Христос к знатокам Писаний. Но те не верили ясным пророчествам и требовали чудес и знамений с неба. Когда же Господь творил чудеса, не верили и им . Воскрешение Лазаря неотделимо от другого, всколыхнувшего Израиль чуда — исцеления слепорожденного (см. Ин. 9: 1-41). Если излечение больного глаза ещё можно приписать человеческому врачебному искусству, то учреждение зрения — одному лишь Божественному действию. Иудеи это чудо отвергли, ибо «не поверили, что он (слепорожденный) был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит?» (Ин. 9: 18-19).

http://pravoslavie.ru/30002.html

Диавол и злые духи искушают людей, стремясь их обмануть. Диавол пытался искушать даже Самого Христа, однако Спаситель отверг все искушения ( Мф 4:1–11 ; Мк 1:12–13 ; Лк 4:1–13 ). Диавол не открывает человеку свою истинную сущность, маскирует зло под добро. Желая отвратить человека от Бога, диавол может принимать «вид ангела света» ( 2Кор 11:14 ). Диавольское искушение является испытанием, помогающим человеку укрепиться в добре и верности Богу. Злые духи могут приобретать власть над человеком, который «сам по себе падает, когда предается нерадению и поблажает своим похотям и Бесы пользуются ложью, чтобы завлечь и обмануть человека ( Ин 8:44 ). Злые духи могут действовать через других людей — магов, знахарей, гадателей, астрологов, экстрасенсов. В Ветхом Завете неоднократно говорится о запрете волшебства. Моисей передает израильтянам заповеди Господни: «Не ворожите и не гадайте… Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них» ( Лев 19:26, 31 ). Иисус Христос пришел, чтобы «разрушить дела диавола» ( 1Ин 3:8 ) и Своей «смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола» ( Евр 2:14 ). Христос изгонял нечистых духов, вселявшихся в людей ( Мк 1. 27 ), наделял апостолов властью изгонять бесов ( Мк 16:17 ; Лк 9:1; 10:17 ). Хотя сатана уже «осужден» ( Ин 16:11 ), он не прекращает своей борьбы не только во время земной жизни Иисуса Христа, но и после Его Воскресения; он препятствует христианской проповеди ( 1Фес 2:18 ). Ложь и коварство он проявит и во время пришествия антихриста, которое «по действию сатаны» будет сопровождаться «всякою силою и знамениями и чудесами ложными» и «всяким неправедным обольщением» ( 2Фес 2:9–10 ). § 4. Совершенство творения Сотворенный Богом мир — благ. В библейском повествовании о шести днях творения неоднократно говорится, что создаваемый Богом мир — благ (хорош, добр): «И увидел Бог, что это хорошо» ( Быт 1:10; 1:4,12,18,21,25 ); «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» ( Быт 1:31 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

В голове же нет жизни, а только ее верхушка. Жизнь в сердце, и только исходящее из сердца может воздействовать на целые эпохи жизни. Епископ Феофан Затворник (107, 271-272), (115, 455). Гордые и надменные иудеи, желая прервать беседу с учениками, подошли к Нему с вопросом: " Какой властью Ты это делаешь? " (Мф. 21, 23). Поскольку иудеи не могли унизить Его чудес, то ставят Ему в вину Его поступок с тор-гующими в храме. Подобный вопрос предложили они и у евангелиста Иоанна, хотя не теми же словами, но с тем же смыслом: " Каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать? " (Ин. 2, 18). И Христос отвечал им: " Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его " (Ин. 2, 19). И здесь Он приводит их в крайнее затруднение. Отсюда видно, что случай, описываемый Иоанном, был в начале служения Иисуса, когда Он только что начал творить чудеса, а описываемый Матфеем был при конце Его служения. Смысл вопроса иудеев был такой: получил ли Ты учительскую кафедру, рукоположен ли во священника, что проявляешь такую власть? Хотя Христос ничего не сделал, что показывало бы гордость, а только установил благочиние в храме, но, не имея ничего сказать против Иисуса, иудеи и в этом Его укоряют. Впрочем, из-за чудес они не смели укорять Его в то самое время, когда Он изгнал торгующих из храма, но укорили Его уже после, когда увидели Его. Что же Христос? Он не прямо отвечает на их вопрос, показывая тем, что они могли знать о Его власти, если бы захотели, но Сам спрашивает их: " Крещение Иоанново с небес было, или от чсловеков? " (Лк. 20, 4). Но как это относится к делу, спросишь ты? Прямо. Если бы они сказали: " с небес " , Он отвечал бы им: " Почему же вы не поверили ему? " (Лк. 20, 5). Потому что если бы верили Иоанну, то и не спрашивали бы об этом, так как Иоанн говорил о Нем: у Него " Я недостоин развязать ремень обуви " (Лк. 3, 16). И еще: " Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира " (Ин. 1, 29). И также: " Приходящий свыше и есть выше всех " (Ин. 3, 31). И опять: " Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое " (Мф. 3, 12). И если бы иудеи поверили Иоанну, то им нетрудно было бы понять, какой властью Христос делает это. Поскольку же иудеи лукаво отвечали Ему: " Не знаем " (Лк. 20, 7), то Христос не сказал им: " И Я не знаю " . Но что же? " И Я не скажу вам, какою властью это делаю " (Лк. 20, 8). Если бы они в самом деле не знали, надо было бы научить их. Но так как они поступали лукаво, и Христос справедливо ничего не отвечал им. Почему же иудеи не сказали, что крещение Иоанново было от людей? Боялись народа, сказано. Видишь ли развращенное сердце? Богом всюду пренебрегают, а для людей все делают. Ибо и Иоанна боялись для людей, уважая святого мужа не ради него самого, но для народа. Для народа они не хотели веровать и в Иисуса Христа. Вот где источник всех зол для них! Святитель Иоанн Златоуст (116, 371-372).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010