Как и следует ожидать, католические богословы не любят канонической постановки вопроса об исхождении Св. Духа. Обычно они оправдывают изменение, сделанное Западною церковью в восьмом члене Символа веры тем, что учение об исхождении Св. Духа и от Сына имеет твердые для себя основания в Св. Писании. Рассмотрим все те места, на которые ссылаются католики в оправдание своего учения об исхождении Духа Святого и от Сына. Так они ссылаются на следующие слова Спасителя, сказанные апостолам: «Когда же прийдет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца» ( Ин.15:26 ). Если же,– говорят католические богословы,– Сын посылает Духа, то ясно, что последний исходит от Сына. Означенное толкование католиков опровергается данным же текстом, если вчитаться в него повнимательнее. Говоря: «Я пошлю вам (Св. Духа)». Спаситель тот час же показывает от Кого Он пошлет, именно Он говорит «от Отца». Если бы Дух Св. исходил и от Сына, Спаситель не сделал бы добавления «от Отца». Сделав же последнее, Он ясно показал, что Дух Святой исходит только от Отца. Сказанные слова об исхождении Св. Духа Спаситель еще более раскрывает дальнейшими словами: «Дух истины, Который от Отца исходит», после которых не остается никакого сомнения, что Спаситель учил об исхождении Св. Духа только от Отца. Нельзя также заключать об исхождении Св. Духа и от Сына только на основании слов Спасителя «Я пошлю», как делают католические богословы, так как тогда должно признать, что и Сам Сын исходит от Духа как известно, в Писании имеются места, говорящие о послании Сына Духом Святым: В 48-й главе книги пророка Исаии содержатся следующие слова, которые пророк говорит от имени Сына Божия: «Приступите ко Мне, слушайте это... и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его» ( Ис.48:16 ). И в другом месте: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем» ( Ис.61:1 ; Лк.4:18 ). Значит, если католические богословы, на основании слов Спасителя «Я пошлю» утверждают, будто Дух Святой исходит от Сына, тогда пусть утверждают и другую ересь, будто Сын исходит от Духа, иначе будут противоречить себе. Сличив вышеприведенный текст Св. Писания ( Ин.15:26 ) с другими, одинаковыми по содержанию, мы увидим, что выражение «Я пошлю» соответствует выражению «Я умолю». В 16 ст. 14 гл. Иоанна передаются слова Спасителя: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя». Уверенный в непременном исполнении Своей молитвы Христос говорит в другом месте «Я пошлю». Но как для посольства Св. Духа в мир нужно было умолять Отца, то Спаситель и говорит: «Я пошлю вам от Отца».

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Беспредельная любовь Сына Человеческого простирает руку спасения сыну погибели и в этот последний момент; Иисус обращается к сознанию Иуды, будит в нем совесть и призывает опомниться в самый последний момент совершения им злодейского предательства. Он предупреждает его и внушает: если уж не опомниться теперь, то раскаяться после. Он называет Иуду и в этот момент другом и указывает на ненормальность его положения в качестве предводителя вооруженной толпы народа, а не в сообществе учеников. Своим вопросом Христос призывает его вникнуть в свое дело: «друг, для чего ты пришел?» И в ответ на это Иуда совершает самый акт предательства: с сожженной совестью и очерствелой душой Иуда, обличенный Христом в своем злом умысле, «тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его» ( Мф. 26:49 ; Мк, 14:45). На устах его мед, а в сердце желчь 1 . На любовь Христа он ответил поруганием над любовью: он целует Иисуса с радостным восклицанием «Равви! Равви!» ( Мк. 14: 45 ) и этим целованием выдает Иисуса врагам Его. Это целование было условным знаком предательства: «Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его» ( Мф. 26:48 ) «и ведите осторожно» ( Мк. 14:44 ). Такое действие Иуды – позор для всего человечества, раз среди него мог появиться Иуда. И этот позор Иуды Христос отметил глубоким укором сожаления о совершенном окаменении сердца «сына погибели: Иисус же сказал ему: Иуда!» – называя его по имени, чтобы в последний раз подействовать на его сердце и обращением к его совести заклеймить его личный позор, – «целованием ли предаешь Сына Человеческого?» (Лк, 22:48). Иуда совершил свое дело: целованием выдал Иисуса воинам и указал им, кого они должны были взять. С этого момента “лобзание Иудино” стало клеймом гнусного позора для людей! И на языке человеческом нет даже слов для смягчения такого клейма. Символом святой любви Иуда выдал врагам своего Учителя, Который называет его “другом” Своим. Но глубина падения Иуды заключается не в его крайнем и постыдном лицемерии, которое играет в данном случае второстепенную роль, а в его действительном торжестве, в том, что он свое сатанинское дело довел до конца.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/i...

Как воды обыкновенно с высоких гор на низкие места стекают, так реки дарований Божиих в долины смиренных сердец ниспускаются. И как сосуд пустой все удобно вмещает, так сердце, от суеты мирской и от гордости освобожденное, удобно к восприятию дарований Божиих. Бог милостиво и человеколюбиво смотрит на смиренное сердце, как Пресвятая Богородица говорит: «Призрел Он на смирение Рабы Своей» ( Лк.1:48 ). Бог, богатый в милости и щедротах, всем хочет подать благодать Свою. Но, поскольку не во всех находит удобное к восприятию сердце, потому не всем подает, а только тем, которые «нищие духом» и признают нищету свою, «алчут и жаждут правды Его» ( Мф.5:3, 6 ). Как в начале Бог сотворил небо и землю, такие дивные дела из ничего, так Тот же Бог и ныне все из ничего творит. Кто считает, что он – ничто, из того нечто, как Всемогущий, соделывает. Отсюда бывает, что смиренный невежда и земледелец разумнее и мудрее в звании христианском, нежели гордый мудрец мира сего, хотя красивых речей и письма не знает. Поэтому апостол говорит: «Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым» ( 1Кор.3:18 ). 5) Как на смиренное сердце изливаются дарования Божии, так в смиренном сердце, как в некой сокровищнице, сохраняются. Ибо такое сердце благодать и страх Божий окружает и, как верный страж, хранит его. Не так надменная гордость, но она и то, что и имеет, губит. Так прародитель наш в раю, когда захотел богом быть, потерял и то, что имел, Богом данное; захотел богом быть, но «сравнялся с несмысленными скотами и уподобился им» ( Пс.48:21 ), – этого зла и сыны его причастились, и оплакать довольно не можем. Смирение есть как основание некое, на котором духовную храмину добродетелей должны мы созидать. Смиренный, без сомнения, «уподобляется мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне» ( Мф.7:24–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Лк.1:43 .  И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Лк.1:44 .  Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. После первого излияния восторженного чувства, Елисавета начинает смиренно размышлять о том, по какой причине она удостоилась столь великой чести, как посещение ее Матерью Мессии («Господа»). «Ибо...» – здесь Елисавета указывает основание, по которому она объявила Марию Матерью Мессии. Откровение об этом она получила от Святого Духа, Который дал ей понять движение младенца в ее утробе как его приветствие приблизившемуся Мессии. Лк.1:45 .  И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа. «Блаженна Уверовавшая». Елисавета знает даже и то, что Мария уверовала в слова Ангела (стих 38): Дух Святой, так сказать, открыл пред ней всю картину Благовещения. Она говорит о Марии в третьем лице, потому что представляет себе Благовещение событием уже прошедшим, как бы вошедшим уже в историю – она повествует... «Потому что». Кажется, союз «потому что» лучше заменить здесь союзом «что» ( τι может иметь и такое значение). Елисавета должна была указать содержание «веры» Марии, сказать, во что именно Та уверовала. Она и делает это, вообще обозначая все, возвещенное Марии Ангелом, словами: «сказанное Ей от Господа». «Совершится» – точнее: наступит полное осуществление ( σται τελεωσις). Лк.1:46 .  И сказала Мария: величит душа Моя Господа, Лк.1:47 .  и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, Лк.1:48 .  что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; В этих стихах содержится первая строфа хвалебной песни Богоматери. Здесь, как равно и в следующих строфах, Пресвятая Дева выражает чувство Своего благоговения пред Богом словами ветхозаветных священных гимнов, и прежде всего словами песни Анны, матери Самуила ( 1Цар.2:1 и сл.). «И сказала Мария» 4 . Это замечание указывает на то, что следующая песнь есть личное излияние чувств Пресвятой Девы, а не сказана по особому внушению Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Как благосклонным лицом смотрит на грешницу, омывающую слезами ноги Его и любезным и утешительным голосом говорит ей: «Прощаются тебе грехи» (Лк.7:48). Как человеколюбиво разрешает прелюбодейку: «Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин 8:11). Как благосклонно и милостиво принимает всех приближаю­щихся к Нему мытарей и грешников (Лк.15:1). Как живо изображает Свое милосердие, тща­тельное и усердное ко взысканию грешников, во образе хозяина, который, «имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит ли девяноста девяти в пустыне и не пойдет ли за пропавшею, пока не найдет ее? А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью», и прочее (Лк.15:4-5 и далее). Какой милостивый Свой взор во время самого страдания обращает на отвернувшегося ученика (см. Лк.22:61), и со взором милость и благодать Свою подает ему в утешение и укрепление его, «чтобы не оскудела вера его» (Лк.22:32). Как милостивую руку помощи, уже на Кресте вися, подает разбойнику, и почти из самых адовых врат восхищает его и открывает двери небесного царствия: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк.23:43). Как, наконец, с высоты славы Своей милостивым и человеколюбивым гласом ударяет в уши и сердце Савла, бывшего хульника, гонителя и обидчика! «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня» (Деян.9:4), — и из гонителя проповедником имени Своего и всей вселенной учителем делает (см. 1 Тим 1:13). Так кротко, так милостиво, так человеколюбиво поступает с грешниками Господь наш! Ибо «не хочет смерти грешника, но чтобы тот обратился от пути зла и был жив» (Иез 18:23). Итак, если имеем такого милосердного Господа нашего, придите, отложим темное облако противных помышлений, которое покрывает сердца наши, и, «отвергнув дела тьмы, облечемся в оружия света» (Рим 13:12), вспомним, «откуда мы ниспали», и, вспомнив, «восплачем пред Господом, сотворившим нас» и искупившим Кровью Своею, «ибо Он есть Бог наш, и мы народ паствы Его и овцы руки Его» (Пс.94:6-7). Возвысим все единодушно от сердца глас наш: «Скоро да явятся нам щедроты Твои, Господи, ибо мы весьма обнищали! Помоги нам, Боже, Спасителю наш, славы ради имени Твоего.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Прежде всего, о Матери Мессии имеются пророчества в священных ветхозаветных книгах ( Быт.3:15 ; Пс.44:10–18 ; Ис.7:14 ; Мих.5:3 ). Это однозначно указывает на то, что в многовековой истории спасения человечества Ей отведено особое место. Поэтому явившийся к Ней архангел Гавриил, извещая об этом великом событии, называет Её благодатной. Слово это во всей Библии ни к одному лицу больше не применяется. Архангел прибавил слова, в которых заключено свидетельство о том, что Матерь Мессии отмечена особым избранничеством: благословенна Ты между женами ( Лк. 1:28 . В ответ на эти слова Дева Мария смутилась и стала размышлять, что значит это приветствие. Архангел Гавриил сказал: Ты обрела благодать у Бога.Греческое evres harin точно соответствуют еврейскому masa hen (находить благоволение). В Ветхом Завете эти слова значили Божественное избрание определенного лица в планах спасения людей. Можно твердо и решительно сказать, что почитание Божией Матери началось еще при Её жизни. Об этом свидетельствует евангелист Лука, когда описывает посещение Матерью Божией дома святой Елизаветы. Они были близкие родственники, и отношения между ними были привычными, но сошедшая на Деву Мария благодать Святого Духа настолько возвеличила Её, что Елизавета воскликнула громким голосом: И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? ( Лк. 1:43 . Как только приветствие Её дошло до слуха Елизаветы взыграл младенец радостно во чреве ее. Есть ли что-либо общее между холодными рассуждениями о Божией Матери протестантов и возвышенными словами о Деве Марии святой Елизаветы: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! ( Лк. 1:42 . Это не были лишь выражением восторженных чувств праведной Елизаветы. В ответ на её слова Матерь Божия воспела: величит душа Моя Господа( Лк.1:46–47 ). Она говорит: отныне будут ублажать Меня все роды ( Лк. 1:48 . Исполняется ли это евангельское слово у протестантов? Разве православные христиане сами установили почитание Божией Матери? Именно в святом Евангелии мы находим слова: сотворил Мне величие Сильный ( Лк. 1:49 . Почему Спаситель сказал: «Отец Мой более Меня»?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

О ложных пророках и отношении к ним народа см. Иер.5:31, 23:17 ; Мих.2:11 . Лк.6:27 .  Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, Лк.6:28 .  благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Здесь начинается первая часть беседы (продолжается она до 39-го стиха). Евангелист Лука опускает все, что говорит в Евангелии от Матфея Христос о Своем отношении к Моисееву закону и к его истолкователям ( Мф.5:17–48 ), а также Его обличения против лицемеров – ревнителей закона ( Мф.6:1–18 ). Хотя все эти речи Христа евангелисту были известны (ср. Лк.16:17–18 ), однако он не счел нужным их приводить, потому что читатели его Евангелия, стоявшие далеко от иудейских отношений, не могли интересоваться раскрытием неправильности воззрений книжников и фарисеев в понимании закона Моисеева. Евангелист Лука прямо сообщает изречения Христа, которые имели всеобщее назначение. «Вам, слушающим». Христос, очевидно, противополагает Своих настоящих слушателей тем «богатым», о которых Он только что говорил. Эти люди способны к нравственному усовершенствованию. Первой заповедью в наставлениях к этим слушателям у евангелиста Луки является заповедь о любви к врагам, которая в Евангелии от Матфея занимает место в конце 5-й главы ( Мф.5:44 ). Лк.6:29 .  Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку. «Ударившему тебя» (см. Мф.5:39–40 ). «Отнимающему...». У евангелиста Матфея наоборот – нужно отдать и верхнюю одежду. Но у Матфея речь идет о судебном взыскании, а здесь – о разбойническом нападении, грабеже. Грабитель же, естественно, хватает прежде всего верхнюю одежду. Господь, по свидетельству евангелиста Луки, повелевает отдать такому грабителю и «нижнюю» рубашку. Лк.6:30 .  Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад. (См. Мф.5:42 ). «Не требуй», т.е. подожди, когда он отдаст сам. Если тот не платит, значит, ему нечем заплатить... Лк.6:31 .  И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Как благосклонным лицом смотрит на грешницу, омывающую слезами ноги Его и любезным и утешительным голосом говорит ей: «Прощаются тебе грехи» ( Лк.7:48 ). Как человеколюбиво разрешает прелюбодейку: «Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» ( Ин 8:11 ). Как благосклонно и милостиво принимает всех приближающихся к Нему мытарей и грешников ( Лк.15:1 ). Как живо изображает Свое милосердие, тщательное и усердное ко взысканию грешников, во образе хозяина, который, «имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит ли девяноста девяти в пустыне и не пойдет ли за пропавшею, пока не найдет ее? А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью», и прочее ( Лк.15:4–5 и далее). Какой милостивый Свой взор во время самого страдания обращает на отвернувшегося ученика (см. Лк.22:61 ), и со взором милость и благодать Свою подает ему в утешение и укрепление его, «чтобы не оскудела вера его» ( Лк.22:32 ). Как милостивую руку помощи, уже на Кресте вися, подает разбойнику, и почти из самых адовых врат восхищает его и открывает двери небесного царствия: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк.23:43 ). Как, наконец, с высоты славы Своей милостивым и человеколюбивым гласом ударяет в уши и сердце Савла, бывшего хульника, гонителя и обидчика! «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня» ( Деян.9:4 ), – и из гонителя проповедником имени Своего и всей вселенной учителем делает (см. 1Тим 1:13 ). Так кротко, так милостиво, так человеколюбиво поступает с грешниками Господь наш! Ибо «не хочет смерти грешника, но чтобы тот обратился... от пути зла и был жив» ( Иез 18:23 ). Итак, если имеем такого милосердного Господа нашего, придите, отложим темное облако противных помышлений, которое покрывает сердца наши, и, «отвергнув дела тьмы,... облечемся в оружия света» ( Рим 13:12 ), вспомним, «откуда мы ниспали», и, вспомнив, «восплачем пред Господом, сотворившим нас» и искупившим Кровью Своею, «ибо Он есть Бог наш, и мы народ паствы Его и овцы руки Его» ( Пс.94:6–7 ). Возвысим все единодушно от сердца глас наш: «Скоро да явятся нам щедроты Твои, Господи, ибо мы весьма обнищали! Помоги нам, Боже, Спасителю наш, славы ради имени Твоего.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

С этой промыслительной значимостью числа двенадцать связано и избрание апостола Матфия на место Иуды Искариота ( Деян.1:21–26 ) 167 . Двенадцать апостолов избраны Спасителем для того, чтобы пребывать с Ним, проповедовать ( Мк.3:14 ) и свидетельствовать об исполнении пророчеств: «Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему» ( Лк.24:45–48 ). Во время Своей земной жизни Господь запрещал апостолам идти к язычникам, они должны были проповедовать только избранному народу: «Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева» ( Мф.10:5–6 ). А после Воскресения Христова задача апостолов коренным образом изменилась, теперь их проповедь должна была охватить весь мир: «идите, научите все народы» ( Мф.28:19 ), «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» ( Мк.16:15 ) 168 . Двенадцать апостолов – это Симон (Петр) и его брат Андрей, братья Иаков и Иоанн Зеведеевы, Филипп, Варфоломей (Нафанаил), Фома, Матфей (Левий), Иаков Алфеев и его брат Иуда Иаковлев (Фаддей, Леввей), Симон Зилот (Кананит), Иуда Искариотский. По Вознесении Господа, вместо Иуды жребием был избран и причтен к апостолам Матфий ( Деян.1:15–26 ). Первыми к апостольскому служению были призваны Андрей, Иоанн, Иаков, Симон, нареченный Петром, Филипп и Нафанаил ( Ин.1:35–49 ). Андрей и Иоанн прежде были учениками Иоанна Крестителя ( Ин.1:35–40 ). После первой встречи с Христом они еще некоторое время продолжали заниматься рыболовством, видели чудеса Господа в Галилее, слышали Его проповедь ( Лк.4:31–5:1 ). Апостолы оставили все ( Лк.5:11 ) и последовали за Спасителем после чудесного улова рыбы ( Лк.5:2–12 ). Евангелист Лука говорит о Петре, Иакове и Иоанне ( Лк.5:10 ), другие евангелисты указывают и на четвертого – Андрея ( Мф.4:18–22 , Мк.1:16–20 ) 169 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В. Кто составляет небесную Церковь ? О. Божья Матерь, св. Ангелы и скончавшиеся в вере христиане. В. Как мы относимся к небесной Церкви? О. Божью Матерь, св. Ангелов и прославленных христиан или Угодников мы чтим, поклоняемся им и просим их молитв о нас. О непрославленных же христианах мы сами молимся, чтобы Господь простил им грехи и прославил их. В. Какое почитание воздается нами Богоматери? О. Большее, чем всем Ангелам и Угодникам Божиим. В. Почему Ее мы преимущественно почитаем? О. Потому, что Господь Ее больше всех прославил, так как Она удостоилась быть Материю Божьею по плоти. Апостол свидетельствует, что «Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены » ( Гал.4:4 ). Посему-то и праведная Елизавета, встречая Богоматерь, воскликнула: «откуда это мне, что пришла Матерь Господа Моего ко мне» ( Лк.1:43 ). В. Кто научил нас чтить и превозносить Богоматерь? О. Первыми научили этому нас Архангел Гавриил, и Дух Святый через праведную Елисавету. «Ангел, вошед к ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою, благословенна ты между женами " ( Лк.1:28 ). Так же прославила Богоматерь и праведная Елизавета по научению Духа Святого. «Елисавета исполнилась Святаго Духа и воскликнула громким голосом и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего» ( Лк.1:41–42 ). В. Как отнеслась к Своему прославлению Сама Богоматерь? О. Богоматерь признала это прославление. Она сказала: «отныне будут ублажать Меня все роды», т. е. все христианские поколения ( Лк.1:48 ). В. Почему же даже Сама Богоматерь признала возвеличение Свое? О. Потому, как сказала она, что «сотворил мне величие Сильный» ( Лк.1:49 ), т. е., Сам Господь Бог. В. Чтут ли сектанты Богоматерь? О. Нет, не чтут, а считают Ее простой женщиной и не называют Матерью Господней, а прямо Марией. Из этого ясно, что они не христиане, так как на них не сбывается пророчество Богоматери, что Ее будут ублажать все роды христианские. Даже и татары-магометане, и те чтут Богородицу, а сектанты хуже их. 29. О почитании Св. Ангелов и угодников Божиих

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010