Имя «Иисус», данное Младенцу при рождении, в переводе с еврейского означает «Господь спасает». Греческое слово «Христос», многократно употребляемое в Новом Завете по отношению к Иисусу, означает «Помазанник» 27 . Оно указывает на священническое, пророческое и царское достоинство Иисуса 28 , на Его особую миссию по отношению к народу Израильскому и ко всему роду человеческому. Рождение Иисуса Христа сопровождалось сверхъестественными знамениями: ангелы возвестили пастухам о Его рождении ( Лк.2:8–18 ), волхвы с востока, ведомые таинственной звездой, пришли, чтобы поклониться Ему ( Мф.2:1–12 ). На восьмой день по рождении Младенец Иисус, по иудейскому закону, был обрезан ( Лк.2:21 ), а на сороковой Мария и Иосиф принесли Его в Иерусалимский храм, «чтобы представить пред Господа». Там их встретил праведный старец Симеон, предсказавший, что Иисус станет «светом к просвещению язычников» и славой народа Израильского ( Лк.2:23–33 ). Сретение Господне. Барельеф Крещение Иисуса и выход на проповедь В пятнадцатый год правления римского императора Тиберия 29 на берегах Иордана явился пророк, призывавший людей к покаянию и совершавший над ними обряд крещения – погружения в воды Иордана в знак очищения от грехов. Об этом пророке – в церковной традиции он именуется Иоанн Креститель или Иоанн Предтеча – свидетельствуют все четыре евангелиста, а также иные исторические источники (в частности римский историк иудейского происхождения Иосиф Флавий, живший в I веке). Крещение Господне. Мозаика собора св. Марка. Венеция. 13 век Приходившему к нему народу Иоанн говорил: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем». Когда Иисус пришел на Иордан, чтобы принять крещение от Иоанна, тот сначала пытался удержать Его и говорил: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» Но Иисус ответил: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду». Тогда Иоанн допустил Его к крещению. И, когда Иисус выходил из воды, «отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» ( Мф.3:11–17 ; Мк.1:9–11 ; Лк.3:21–22 ). К этому времени Иисусу было около тридцати лет ( Лк.3:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Наконец, как на цель Своего пришествия, Иисус Христос указывает на основание царства Божия, проповедание Евангелия царства Божия: «И другим городам благовествовать Я должен царствие Божие, ибо на то Я послан». ( Лк.4:43 ). По евангелию, проповедь о царстве Божием составляет главное содержание благовестия и вообще учения Христа и Его апостолов; она выражает кратко сущность Его дела (см. Мф.4:17 ; Лк.8:1; 9:11 ; Мк.1:14 ср. Лк.9:2; 10:9 ). Итак, спрашивается, в чем же нужно видеть общую цель, которая объединяла бы все вышеназванные цели Христова пришествия? Не в чем ином, как в основании царства Божия или, по терминологии св. Матфея, царства небесного. Все прочее в отношении к этой цели является средством включительно до искупления ( Лк.19:12 ). Иисус Христос Сам называет Себя царем, напр. на суде у Пилата, в ответ на вопрос последнего: «Царь ли ты, или нет?» – «Я Царь... царство Мое не от мира сего: если бы от мира сего было царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне царство Мое не отсюда» ( Ин.18:36–37 ). Далее Он называет —171— Себя царем в притче о страшном Суде ( Мф.25:34 ), царем называют Его ученики Его ( Ин.12:15 ; Мф.21:5 ср. Лк.1:32–33 ). Вообще Спаситель не отвергал веры в Него, как в Мессию, со стороны иудейского народа, а отвергал только ложные представления о Мессии и Его царстве. Торжественным и всенародным царским входом в Иерусалим Иисус Христос дал свидетельство миру о Себе, как Мессии, а Крестом отвергнул иудейское понимание Его царства 966 . Не силой, а правдой, не мечом, а Крестом пришел Спаситель основать Свое царство. Роковая ошибка иудейского народа заключалась в неправильном понимании царства Божия, возвещенного Иисусом Христом. Эта ошибка в разных формах повторяется даже доселе, когда достаточно выяснился характер царства Христова в человеческой истории. Ошибка эта пагубна для всей нашей веры, ибо она касается существа христианства, и в какой бы тонкой форме она ни возникала, ею в ничто превращаются все благословения Евангелия и наша вера во Христа-Мессию.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf 3. Рацион Чем питались Иисус и Его ученики? Рацион их чаще всего был самым простым; основу его составляли обычные, наиболее употребительные продукты: хлеб, рыба, вода, вино. Хлеб и рыба неоднократно упоминаются в Евангелиях в качестве основной пищи учеников Иисуса: сама их профессия предполагала, что питались они в основном рыбой. На Тайной Вечере Иисус преподает ученикам хлеб и вино, и даже после Своего воскресения преломляет с ними хлеб ( Лк. 24:30 ) и разделяет трапезу, состоящую из хлеба и рыбы ( Ин. 21:13 ). Однако рацион Иисуса и Его учеников, по-видимому, не всегда ограничивался самыми простыми продуктами. Иисус принимал приглашения на обед от людей разного социального положения: об этом не однажды упоминается в Евангелиях. Мы видим Его возлежащим в доме мытаря Матфея ( Мк. 2:15 ), в доме Симона прокаженного ( Мф. 26:6–7 : Мк. 14:3 ), в доме Симона фарисея ( Лк. 7:36–40 ), в доме одного из начальников фарисейских ( Лк. 14:1 ), в доме Лазаря ( Ин. 12:1–2 ). Эти званые обеды предполагали наличие разнообразных блюд и большого количества гостей. Относительно трапезы в доме Матфея-Левия евангелист Лука прямо говорит, что хозяин сделал для Иисуса большое угощение, отмечая, что там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними ( Лк. 5:29 ). Глагол «возлежать», употребляемый в Евангелиях неоднократно в описании этих трапез, указывает на обычай, широко распространенный в греко-римском мире, принимать пищу, полулежа на специальных диванах (или подстилках), расположенных вокруг низкого обеденного стола. По Своему образу жизни Иисус сильно отличался от Иоанна Крестителя. Если тот жил в пустыне и народ приходил к нему, то Иисус Сам ходил по городам и селениям, проповедуя на улицах, в синагогах и частных домах. Если Иоанн отличался особым аскетизмом, на что евангелисты обращают специальное внимание ( Мф. 3:4 ; Мк. 1:6 ), то об Иисусе ничего подобного в Евангелиях не говорится. Сам Иисус противопоставлял Свой образ жизни образу жизни Крестителя: Ибо пришел Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет; и говорите: в нем бес. Пришел Сын Человеческий: ест и пьет; и говорите: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам ( Лк. 7:33–34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Объясн. Бог именуется живым в противоположность идолам, которые были мертвы, потому что они ничто в мире: 1Кор.8:4 . В противоположность им Бог именуется живым как вечно сущий, имеющий в Себе полноту жизни: Ин.5:26 . Изображение живого и истинного Бога не есть «ничто» в мире. Мертво дерево, мертвы краски, но изображаемый красками лик не мёртв, – он соответствует действительно бывшему явлению вечно живого Бога; явления же эти были пророкам Исаии: Ис.6:5 , Даниилу: Дан.7:13–14 , при крещении Спасителя: Лк.3:22 , и во всей истории сошествия на землю Иисуса Христа: 1Тим.3:16 . 1Тим.3:16 . «И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верой в мире, вознёсся во славе». Объясн. Бог явился во плоти, и, присоединим, сделавшись видимым, соделал достопоклоняемым Свой видимый образ, или Своё изображение: Ин.14:9:1:14 ; Гал.3:1 . Откр.4:2–3 . «И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе; и на престоле был Сидящий; и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису». Объясн. Описание наружного вида, в котором явился Тайновидцу Бог Отец, изобличает самоуверенность тех, которые отрицают всякую возможность изображать и представлять Божество в видимом образе. Правда, мы не должны думать, что Божество само по себе, по существу Своему, подобно золоту, или серебру, или камню: Деян.17:29 . Однако невидимый Бог, когда благоволил явиться Иоанну, то принял видимый образ и представлялся подобным человеку, сидящему на престоле, и вид Его был, как вид ясписа и сардиса, драгоценных каменьев. Этим дана возможность верующему человечеству изображать Бога в тех образах, в коих Он благоволил показать Себя: Дан.7:9:13–14 ; Ин.1:14 ; Лк.3:22 . Исх.33:20 . «И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть; потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых». Объясн. Здесь говорится о невозможности видеть Господа по Его существу, ибо если Господа не мог видеть Моисей, с которым «говорил Господь... как бы говорил кто с другом своим»: Исх.33:11:23 , то тем более не могли видеть Его другие люди. По сему в Новом Завете прямо сказано: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил»: Ин.1:18 , и далее: «Бог явился во плоти»: 1Тим.3:16 ; сравн. Кол.2:9 . В тех видах, в каких Господу угодно было являться людям, православные христиане и изображают Его на святых иконах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Искушения Христа не ограничились И. в пустыне. Об этом говорится в Евангелии от Луки: «...окончив все искушение, диавол отошел от Него до времени» (Лк 4. 13). Христа искушают книжники и фарисеи (Мф 16. 1; ср.: Мк 8. 11; Мф 19. 3; ср.: Мк 10. 2; Мф 22. 18; ср.: Мк 12. 13-15; Мф 22. 34-36; Ин 8. 3-7), народ (Лк 11. 16) и даже ученики (Лк 22. 23-27). Требование знамения с небес, к-рое предъявили фарисеи Христу, а также провокационный вопрос о подати кесарю были в конечном счете направлены на выяснение природы Его власти. В обоих случаях Христос обличает фарисеев в лукавстве и утверждает, что Мессия не должен ни быть политическим вождем Израиля, ни привлекать к Себе последователей с помощью чудес. Он уклоняется от провозглашения Его царем после чудесного насыщения 5000 человек (Ин 6. 15); и перед лицом Пилата Он свидетельствует, что Его Царство не земное, а Сам Он не земной владыка (Ин 18. 36). О том, что за попытками помешать Иисусу Христу идти крестным путем стоит диавол, говорится в Евангелии от Марка: в ответ на уговоры не принимать крестных страданий Христос называет Петра сатаной (Мк 8. 32-33). Время, когда диавол вернулся, чтобы завершить искушение Христа, пришло тогда, когда Христос был предан: «...теперь ваше время и власть тьмы»,- говорит Господь первосвященникам (Лк 22. 53). Предложение сотворить чудо («если Ты - Сын Божий...»), с к-рым диавол обратился к Христу в начале И. в пустыне, повторяется и на Кресте: «Если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого» (Лк 23. 37; см.: Navone J. The Temptation Account in St. Luke (4. 1-3)//Scripture: The Quarterly of the Catholic Biblical Association. 1968. Vol. 20. N 51. P. 66). И., которым подвергается человек Молитва в Гефсиманском саду. Миниатюра из Евангелия. 1059 г. (Ath. Dionys. 587m. Fol. 66r) Молитва в Гефсиманском саду. Миниатюра из Евангелия. 1059 г. (Ath. Dionys. 587m. Fol. 66r) Христос учит быть бескомпромиссным в отношении соблазнов: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Мф 5.

http://pravenc.ru/text/674970.html

Право собственности Писанием установлено твердо, хотя безусловный собственник – только Бог. Условная собственность дана еще в раю: усвоены мужу жена, жене муж, по силе любовного труда друг для друга. Но определённая собственность стала по изгнании из рая: землю, потом политую, терпеливым трудом усмиренный, вскормленный и оберегаемый скот, жилище, одежду, – все это потрудившийся назвал: «мое», потому что его волей, умом и трудом это устроено. Даже рабовладельчество имело своим основанием опасный труд покорения. Но еще в законе Моисеевом все виды собственности подвергнуты значительным ограничениям: назначены были юбилейные годы, в которые сокращались права человека на землю, на данное другому в долг; закон взял под свою защиту и рабов, обязывал господ при известных условиях отпускать их на волю. В Евангелии выдвинут на вид условный переходящий характер собственности. Зазнавшемуся собственнику Господь говорит: «безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил»? ( Лк.12:20 ). Обладание собственностью Господь в притче о неправедном управителе приравнял управлению чужим имуществом и в сравнении с истинным душевным богатством земное обладание Господь назвал мамоною неправды, богатством неправедным. Только для того и полезно это неистинное богатство, чтобы через раздаяние его приобрести себе небесных друзей ( Лк.16:1–12 ). Тщетная надежда – угодить Богу при преданности сердца земному богатству. Не можете служить Богу и маммоне ( Лк.16:13 ). В виду такого губительного характера богатств, удаляющих нас от вечного счастья, освобождение от богатства путем милосердия является делом разумной предусмотрительности, выгодного обмана: Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудеваемое на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает. Где сокровище ваше, там и сердце ваше будет ( Лк.12:33,34 ). Горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете ( Лк.6:24,25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

Этот именно смысл выражен в позднейшей речи Петра к иудеям: «Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись пред лицом Пилата, когда он полагал освободить Его. Но вы от святого и праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу, а Начальника жизни убили» ( Деян. 3:13–15 ). Весь суд Пилата над Иисусом есть ряд попыток его освободить Иисуса. Требуя от Пилата смерти Иисуса, иудеи были вынуждены ( Ин. 18:29–31 ) выставить против Него такое обвинение, которое было достаточным основанием смертного приговора с точки зрения римского судопроизводства: они обвинили Его в присвоении царского титула и в возмущении народа против власти кесаря ( Лк. 23:2–3 ; Ин. 18:33 ; Мф. 27:11 ; Мк. 15:2 ). Пилат, узнав из допроса Иисуса, что Он царь в духовном смысле, как проповедник истины ( Ин. 18:34–37 ), объявил иудеям, что признает Его невинным ( Ин. 18:38 ; Лк. 23:4 ). Затем, услышав из продолжавшегося обвинения иудеев, что Иисус из Галилеи, области Иродовой, Пилат отослал Его к Ироду Антипе, бывшему в эти дни также в Иерусалиме. Тот, обманувшись в надежде увидеть от Иисуса чудо, уничижив Его и насмеявшись над Ним, возвратил Его в светлых одеждах к Пилату, не найдя Его достойным смерти, о чём Пилат снова объявил иудеям ( Лк. 23:6–15 ). Далее Пилат хотел воспользоваться пасхальным обычаем отпускать народу одного узника, которого хотели. Между тем, как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: «не делай ничего праведнику тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него». Евангелие не из тех книг, авторы которых интересуются женскими снами по пустому любопытству; но евангелисты не забывают даже такой мелкой черты, чтобы не опустить ничего из побуждений Пилата и его стараний освободить Иисуса Христа. Но народ, возбуждённый первосвященниками и старейшинами, просил правителя отпустить известного узника Варавву, который во время мятежа сделал убийство, а Иисуса погубить ( Мф. 27:15–23 ; Мк. 15:6–13 ; Лк. 23:17–21 ; Ин. 18:39–40 ). Далее Пилат отдал Иисуса на биение и поругание воинам, которые возложили на Него терновый венок, одели Его в багряницу, дали Ему в правую руку трость, и приветствовали Его царем, и били тростью по голове; осмеянного и избитого, в терновом венце и багрянице, Пилат вывел Его к народу со словами: «се, человек», надеясь вызвать в народе сострадание и жалость к Нему. Но первосвященники и служители, и весь народ, увидев Его в таком уничижении, с великим криком требовали, чтобы Он был распят ( Ин. 19:1–6 ; Лк. 23:16, 22–23 ; Мф. 27:27–30 ; Мк. 15:16–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

  Что сказал сотник, когда умер Иисус? «Истинно Человек этот был праведник» (Лк 23:47). «Истинно Человек сей был Сын Божий» (Мк 15:39). В библейском контексте «Сын Божий» вполне могло иметь значение «праведник», так что и Марк, и Лука передают смысл слов сотника совершенно верно. Непонимание смысла этого выражения и приводит к недоумениям современных читателей.   Кто сказал женщинам о том, что случилось с телом Иисуса? Юноша, облеченный в белую одежду (Мк 16:5) или Ангел Господень, отваливший камень от двери гроба (Мф 28:2). Это также пример непонимания смысла библейского слова — в данном случае, слова «ангел». Ангелы в Библии — это не младенчики с крылышками, как иногда их изображали художники ренессанса, а именно мужи (или юноши) в белой одежде. Ангел Господень в данном случае и выглядит как «Юноша, облеченный в белую одежду».   Где Иисус учил своих учеников «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное...»? На горе, как сказано у Мф 5:1. Или на ровном месте: «...сойдя с ними (с горы), стал Он на ровном месте» (Лк 6:17)? На горе, на ровном месте, в поле, в городе, на берегу — везде. Очевидно, что обращаясь к аудитории в разных местах, Господь повторял Свое учение сходными словами неоднократно, как это делает любой учитель. Мы с таким же успехом могли бы спросить: так где Мария Ивановна, учительница географии, рассказала ученикам, что Волга впадает в Каспийское Море — в 6-й аудитории на втором этаже или в 3-й на первом? Здесь иллюзия противоречия возникает из-за невнимательного чтения и непонимания того, в чем состояла деятельность Господа в пору Его земного служения.   Узнал ли Иоанн Креститель Иисуса после его крещения? Иоанна 1:32-33 подразумевает, что да, Матфея 11:2-3 — что нет. Речь идет о следующих стихах Писания: И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым (Ин 1:32,33).

http://foma.ru/est-li-v-biblii-oshibki-i...

9 . Что-то скверное есть во мне и встает на дыбы в гордыне греха. Пусть падет оно; пусть будет оно уничтожено. Если оно падет, тогда то, что прежде было падшим, восстанет. Мой «внутренний человек» ( Рим.7:22 ) некогда лежал поверженный, а «внешний человек» ( 2Кор.4:16 ) стоял во весь рост. До того, как я уверовал в Иисуса, все доброе во мне находилось в униженном положении, а злое – торжествовало. После Его пришествия все злое во мне рухнуло, и исполнилось сказанное: «Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса…» ( 2Кор.4:10 ) и «Умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение» ( Кол.3:5 ) и прочее. 10 . Падение всех этих пороков есть благо. Об этом падении сказано: «Где будет труп, там соберутся орлы» ( Мф.24:28 ). Слово «труп» происходит от глагола «падать». Такое падение есть благо, ибо Иисус и пришел, прежде всего, для этого; Он не смог бы ничего восстановить, если бы прежде не было падения. Так пусть же Он сперва придет и разрушит все злое во мне, а когда зло будет разрушено и умерщвлено во мне, пусть то, что есть во мне доброго, восстанет и обретет жизнь, чтобы достичь нам Царствия Небесного во Христе, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия 17. Евангелие от Луки 2:33–38. Вновь на отрывок, начинающийся со слов: «Иосиф и Матерь Его дивились сказанному о Нем», до того места, где написано об Анне. 1 . Лука, который написал: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» ( Лк.1:34 ),и ясно передал нам, что Иисус был сыном Девы и не был зачат человеческим семенем, также утверждает, что Иосиф был Его отцом, когда говорит: «Отец 7 же и Матерь Его дивились сказанному о Нем» ( Лк.2:33 ). Почему тогда св. Лука называет Иосифа отцом, если он им не был? Тот, кого устроит простое объяснение, скажет: «Святый Дух почтил Иосифа, назвав его отцом, потому что он растил Иисуса». Однако тот, кто ищет более глубокое объяснение, может сказать, что родословная Господа идет от Давида к Иосифу. Каким бы наименование Иосифа отцом Спасителя ни казалось бессмысленным, он назван «отцом» Господа, чтобы дать ему место в родословной. Поэтому Его отец и Мать «дивились сказанному о Нем» – как ангелом и многочисленным воинством небесным, так и пастухами.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Мы знаем, что у синоптиков такое исповедание от лица всех апостолов было произнесено лишь апостолом Петром ( Мф. 16:16 , Мр. 8:29 , Лк. 9:20 , ср. Мф. 14:33 ), и Христос торжественно подтверждает это исповедание как такое, которое не плоть и кровь открыли Ему, но сам Отец Небесный ( Мф. 16:17 ); на этой вере как на камне утверждается Церковь Христова (16:18, 19). Подобное исповедание, конечно, помимо воли исторгалось из уст бесов, очевидно в силу их духовного знания: «выходили также и бесы из многих с криком и говорили: Ты Христос, Сын Божий. А Он запрещал им сказывать, что они знают, что Он Христос» ( Лк. 4:41 ). – Так различна была ценность, как и самый характер этого исповедания у Петра и бесов. В Иоанновом Евангелии мы имеем и еще один частный случай подобного исповедания, помимо общего свидетельства Иоанна Крестителя о Христе (1:34), именно оно исторгается, даже вопреки первоначальному сомнению, из уст Нафанаила: «Равви! Ты – Сын Божий, Ты – Царь Израилев» (1:49), в ответ на явленную ему прозорливость Иисусову. Подобен этому и другой случай исповедания Христа Сыном Божиим, которое вызвано было самим Христом, вопросившим прозревшего слепорожденного: «Ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: и кто Он, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его; и Он говорит с тобой. Он же сказал: верую, Господи» (9. 35–38). Однако эти исповедания не возводятся от этого частного случая к постижению его общего значения для мира, как это имеет место у Петра с одной стороны, у Марфы с другой. После этого Марфа понесла Марии благую весть о пришествии Господа, позвала ее «тайно»: «Учитель здесь и зовет тебя» (11:28). В Евангелии прямо не сказано об этом зове. Он, очевидно, подразумевается. Однако, если это так, то можно предположить, что в зов этот включено было и благовестив Христово о Себе самом, только что слышанное и воспринятое Марфой. Однако горе Марии владело ею, что и выразилось в том же обращении ко Христу, как и ее сестры (11:32), причем это горе ее, разделяемое и пришедшими с нею иудеями плачущими, нашло отклик и в душе самого Господа: «и сам восскорбел духом и взволновался» 35 (11:33) и «прослезился» 36 (11:35). «Скорбя внутренно приходит ко гробу» (11:39).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010