Священное Писание исполнено законоположений, побуждений, примеров, обещаний, наград и мздовоздаяний за милостыню, по коим всем ясно видеть можно, коликую милостыня имеет благодать и силу. И что она предписана законом, в том всяк может увериться, когда прочтет сии Господни слова:  «Обаче от сущих дадите милостыня: продадите имения ваша и дадите милостыню» (Лк11:41, 12:33). Какое другое законоположение яснее и выразительнее сего законоположения? Смотрите же, коликую благодать и силу имеет милостыня! Милостыня имеет крыле, коими она возлетает на небеса, и предстоит всегда пред престолом Божиим, да Всевышний воззрев и воспомянув о ней, помилует нас. Истину сию открыл нам Бог, послав Ангела своего к Корнилию сотнику возвестить ему следующее:  «Молитвы твоя и милостыни твоя взыдоша на память пред Бога»  (Деян 10:4). Милостыня есть превыше всякой жертвы: всякое доброе дело, из любви к Богу творимое, есть жертва, Богу приносимая.  Любовь, смирение, целомудрие, послушание, пост, молитва, сокрушение сердца суть жертва, по сим словам Давида:  «Жертва Богу дух сокрушен»  (Пс 50:19), но так как и всякое другое деяние благих дел, милостыня преимущественнее всех жертв. Хощет Бог жертв, хощет добрых дел, потому что Сам Он установил жертвоприношения, Сам же Он есть и благих дел Источник; а дабы показать, что Он милостыню предпочитает всем другим жертвам, то рек:  «Шедше же научитеся, что есть: милости хощу, а не жертвы»  (Мф 9:13). Я предпочитаю, говорит Он, милость и самой жертве. Милостыня не есть дар, как некоторые думают, но даяние взаим: в сем займе, милуяй дает, нищий берет, а Бог делается поручителем. Попекись, глаголет Господь, о бедном немощном, и ежели что издержишь на него, Я воздам тебе, когда прииду паки в мир судить живых и мертвых .  «Прилежи ему: и еже ащеприиждивеши, Аз, егда возращуся, воздам ти»  (Лк 10:35). Слышите:  «Аз, — глаголет, — воздам ти»? И какого другого поручителя можно найти вернее, богатее и истиннее Бога? Поелику же платить долг настояще обязывается должник, а не поручитель: для сего Преблагий Бог, дабы более расположить сердца наши к подаянию милостыни, делается из поручителя должником, и яко должник обещается заплатить долг сими словами:  «Взаим дает Богови милуяй нища, по даянию же его воздастся ему » (Пр 19:17). Какое чудесное дело! Милостыня отступает от всех законов: по законам природы, порядка и ума, одолжения человеческие неприличны Богу. Но милостыня делает его должником человеку: видите, коликую силу имеет милостыня?

http://bible.predanie.ru/evangelyskoe-ch...

Таким образом, дерево называется бесплодным потому, что или не приносит плода, или приносит, но не хороший. Это тот Сеон, о котором написано: уже секира при корене древа лежит ( Лк3:9 ); потому что это было бесплодное дерево, подсеченное и срубленное Господом и по высоте сравниваемое с высотой кедров, о которых мы читаем: видех нечестивого превозносящегося и высящася, яко кедры Ливанския, и мимоидох, и се не бе, и взысках его, и не обретеся место его ( Пс36:35–36 ). И вполне справедливо говорит мимоидох, потому что пред тем, кто проходит мимо века сего и кто может сказать: мимошед увижду видение великое сие ( Исх3:3 ), кедр исчезает, и нельзя будет найти места высокомерия. Он также был крепок, как дуб, дерево самое твердое и самое крепкое. Поэтому Филон, человек самый красноречивый из евреев, полагает, что Исав от него получил название δρινον, то есть дубовый, хотя имя Исава может означать также ποημα, то есть делание, именно в отношении к худым делам. Об этом сильном и крепком Господь говорит в Евангелии: егда крепкий вооружився хранит свой двор, в мире суть имения его; егда же креплей его нашед победит его, все оружие его возмет на неже уповаше, и корысти его раздает ( Лк11:21–22 ). И нам Господь дал дар сокрушать вверху и истреблять плоды этого аморрейского Сеона, что означает, как мы сказали, бесплодное дерево, потому что они были худыми, и это для того, чтобы кто либо не стал их есть, считая хорошими, и не погиб. Также корни его Он срубил и уничтожил, чтобы не было впоследствии никаких отраслей от худого дерева. Сам Господь вывел нас из века сего, и в течение сорока лет, каковое число всегда означает огорчение, пост, печаль и скорбь, путем бедствий и злоключений привел в святую землю, чтобы мы сначала получили во владение землю Аморрея, и чтобы страна, принадлежавшая некогда ему, сделалась нашей собственностью, а впоследствии, чтобы из наших сыновей избирать пророков, всех святых мужей, которые получили дух пророческий, и о которых подробнее мы читаем в послании к Коринфянам ( 1Кор14 ), и чтобы из юношей наших или избранных избирать назореев и освященных, которые, принося души свои в жертву Богу, не касаются вина, могущего опьянять и извращать ум, чтобы получить волосы Сампсона, на голове которого покоилась сила и победа ( Суд16:17 ), потому что глава человека есть Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Так как Им сотворен дух, то Он возвещает людям слово Свое или объявляет человеку речь его, потому что Он знает тайные помышления и понимает то, что тайно и в безмолвии говорит дух, согласно с тем, что мы читаем у Иеремии по еврейскому тексту: мало сердце человека (или всех и людей) и неизследимо, кто познает его? Я Господь, испытующий сердце и проникающий внутренности ( Иер17:9–10 ). Об этом Писание свидетельствует также в сто тридцать восьмом псалме: несоделанное мое видесте очи Твои ( Пс138:16 ). Смысл этого следующий: прежде, чем я был создан; прежде, нежели были образованы члены мои, когда я еще заключался в семени, меня видели глаза Твои. И Иеремия слышит от Господа: прежде неже Мне создати тя во чреве, познах тя, и прежде неже изыти тебе из ложесн, освятих тя, пророка во языки поставих тя ( Иер1:5 ). И евангелист говорит: ведый Господь помышления их ( Лк11:17 ). Если мы будем читать: возвещает человеку слово Свое, то это нужно понимать согласно с выше сказанными словами: Господь Бог ничего не соделает, не открыв тайны Своей рабам Своим, пророкам ( Ам3:7 ). Возвещающий же помышления человека и слово его или Свое, есть тот же самый, Кто образует утреннюю зарю и рассвет и покрывает все облаками, и шествует по высотам земным, и имя Которого есть Господь Бог всемогущий. Вместо этого у LXX 26 читается: возвещает среди людей о Христе Своем. Отсюда еретики выводят заключение о сотворении Духа Святого следующим образом: Он творит Дух и возвещает среди людей о Христе Своем; следовательно, первый 27 был сотворен, а о втором 28 возвещается среди народов. Им мы ответим, что смысл [этого места по чтению] LXX и общепринятого перевода (Вульгата) следующий: Кто есть творец всего и производит гром и образует горы, тот также изводит ветры из хранилищ своих и, как создатель всего мира, обещает людям Сына Своего, Христа. По возвещении же о Христе открывается нам свет истины, но не вполне, потому что мы теперь отчасти видим и отчасти знаем, и [как бы] в зеркале и в образе созерцаем грядущее ( 1Кор13:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...