Не наполняю ли Я небо и землю? (Иер.23:24).    Предметом Божественного Промысла являются растения и животные:     Он (т. е. Бог) покрывает небо облаками, приготовляет для земли дождь, произращает на горах траву и злак на пользу человеку; дает скоту пищу его и птенцам ворона, взывающим к Нему (Пс.146:8-9). В Мф.10говорится, что ни одна птица не упадет на землю без воли Божией.    Особым предметом Божественного Промысла является человек. Христиане не считают, что уверенность в Божественном промышлении о каждом человеке есть самообольщение. Наоборот, самое достойное Божественного Промысла — это история человечества и каждого человека в отдельности. Бог печется о вас (1 Пет.5:7), — говорит ап. Петр. Бог внимает нашим молитвам: Приклони, Господи, ухо Твое, и услышь меня (Пс.85:1). Промысл распространяется на всех людей — не только на праведников, но и на грешников. Каждый человек и его благо являются предметом Божественного попечения. Он [Бог] повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф.5:45). Об этом же говорят и многие евангельские притчи: о полевых лилиях (см.: Мф.6:28-30), о пропавшей овце (см.: Лк.15:3-7), о потерянной драхме (см.: Лк.15:8-10), о блудном сыне (см.: Лк.15:11-32).    Однако Промысл Божий о людях проявляется неодинаково. Мы не знаем, по какой причине Промысл Божий более проявляется в жизни одних и менее в жизни других. Можно утверждать, что Бог более явно промышляет о людях благочестивых, нежели о грешниках, хотя и последние не изъяты из действия Промысла. Об этом говорит Священное Писание:     Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам (Ин.14:21).     Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога Живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных (1 Тим.4:10).    Различают два вида Промысла: а) общий Промысл, который объемлет весь мир как совокупность всех родов существ с действующими в них силами и законами; и б) частный Промысл, который распространяется на частные предметы, явления и отдельные существа.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Христианский апологет середины II в. Афинагор Афинский пишет: «Ничто ни на земле, ни на небе не изъято из управления и провидения Божия, и попечение Творца простирается на все сокровенное и явное, малое и великое. Ибо все сотворенное имеет нужду в Промышлении Творца, и каждое существо в частности, относительно своей природы и назначения, для которого оно создано» 592 . По словам Климента Александрийского , «учение, следующее Христу, мир этот производит от Бога и промышление Его видит даже в мелочах...» 593 . Священное Писание также ясно свидетельствует, что Промысл Божий распространяется на все мироздание: Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? ( Иер.23:24 ). Предметом Божественного Промысла являются растения и животные: Он (т. е. Бог) покрывает небо облаками, приготовляет для земли дождь, произращает на горах траву и злак на пользу человеку; дает скоту пищу его и птенцам ворона, взывающим к Нему ( Пс.146:8–9 ). В Мф.10 говорится, что ни одна птица не упадет на землю без воли Божией. Особым предметом Божественного Промысла является человек. Христиане не считают, что уверенность в Божественном промышлении о каждом человеке есть самообольщение. Наоборот, самое достойное Божественного Промысла – это история человечества и каждого человека в отдельности. Бог печется о вас ( 1Пет.5:7 ), – говорит ап. Петр. Бог внимает нашим молитвам: Приклони, Господи, ухо Твое, и услышь меня ( Пс.85:1 ). Промысл распространяется на всех людей – не только на праведников, но и на грешников. Каждый человек и его благо являются предметом Божественного попечения. Он [Бог] повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных ( Мф.5:45 ). Об этом же говорят и многие евангельские притчи: о полевых лилиях (см.: Мф.6:28–30 ), о пропавшей овце (см.: Лк.15:3–7 ), о потерянной драхме (см.: Лк.15:8–10 ), о блудном сыне (см.: Лк.15:11–32 ). Однако Промысл Божий о людях проявляется неодинаково. Мы не знаем, по какой причине Промысл Божий более проявляется в жизни одних и менее в жизни других. Можно утверждать, что Бог более явно промышляет о людях благочестивых, нежели о грешниках, хотя и последние не изъяты из действия Промысла. Об этом говорит Священное Писание:

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Продолжим рассказ о гадаринском бесноватом. Христос сжалился над ним и изгнал из несчастного легион бесов, которые просили у Спасителя дозволения войти в стадо свиное. Христос дозволил, и бесы тут же проявили свое губящее начало, сбросив стадо свиней с крутизны в море ( Мф.8:28–32 ; ср. Мк.5:1–13 ). Кто же потопил свиней? Не бесноватый, который сидел у ног Христа, не болезнь беснования вошла в свиней. Очевидно, что это дело легиона бесов, которые были изгнаны. После столь ясного учения Христа, кажется, нет места никаким сомнениям касательно достоверности бытия злых духов. Однако, не все видят в словах Христа учение о действительном существовании злых духов, многие думают, что словам Христа нельзя придавать буквального смысла, потому что Он мог приспособляться к понятиям Своих современников. Такое мнение решительно не имеет никакой цены на следующих основаниях: 1) Христос никогда не лгал, и не мог лгать, и постоянно боролся с предрассудками. По Своей любви к истине и людям, Господь не мог бы предостерегать последних и вносить в их души страх пред злобными и могущественными врагами рода человеческого, если бы этих врагов на самом деле не было; 2) Сам Спаситель смотрел на бесноватых, как на жилище демонов, а потому, когда беседовал с бесноватыми, то обращался с речью не к больному, а прямо к демонам, называя их духами нечистыми и повелевая им выйти из человека больного ( Мк.1:25,5 и 8–9). Говорил Христос и о том, что делает изгнанный из человека бес: Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным (то есть свободным от добродетелей). Если найдет таким, тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого ( Мф.12:43–45 ; Лк.11:24–26 ); 3) злые духи, находившиеся в людях, как существа отдельные от тех лиц, в которых обитали, устами бесноватых исповедовали Иисуса Христа Сыном Божиим, трепеща Его могущества и власти над ними, и этим невольно свидетельствуя, что они Им побеждены ( Мф.8:29 Лк.4:33 ).

http://azbyka.ru/zlye-duxi-i-ix-vliyanie...

39–39. Кто находится в состоянии нравственной беспечности, тот не смотря на общее бедствие, настоящее или грядущее, предается веселостям ( 1Кор.15:32 ). В последние дни появятся наглые ругатели, которые станут поступать по собственным своим похотям, и говорить: где обетование пришествия Христа. Ибо с тех пор, как стали умирать отцы наши от начала творения, все остается так же ( 2Пет.3:3–4 ). 40–41. Во время общего бедствия Бог одного милует, а другого наказывает. Язва ходит во мраке, зараза опустошает в полдень: но кто живет под покровом Всевышнего, того зло не коснется ( Пс.90 ). Гл. 25. Ст. 1–13. Да будут чресла ваша (ума вашего – 1Пет.1:13 ) препоясаны (истиною – Еф.6:14 ), и светильники (мысли, сердце) горящими. Будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, как придет и постучится, тотчас отворить ему ( Лк.12:35–36 ). В ожидании скорого пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся, и раскалившиеся стихии растают, потщитесь явиться пред Богом нескверными и непорочными в мире ( 2Пет.3:12 ). Во всяко время да будут ризы твоя белы (т. е. ризы души твоей), и елей (добрых дел) на главе твоей да не оскудеет. Еккл.9:8 . Сл. Мф.6:17 . 8–9. Бесполезны молитвы к праведникам, когда Господь приидет судить живых и мертвых, самые праведники будут чувствовать тогда недостаток в своей вере и добрых делах. 13. Не коснит Господь (исполнением) обетования (прийти на суд), но долготерпит на нас, не хотя, да кто погибнет, но да все в покаяние приидут ( 2Пет.3:9 ). 37–39. Если праведник делает кому добро, то он не примечает, когда и кому делает: ибо все, что ни делает, делает в Боге и для Бога, чтобы в будущем достигнуть вечной жизни ( 1Тим.6:18–19 ). Берегитесь раздавать милостыню вашу пред людьми, с тем чтобы они вас видели: иначе не будет вам награды от Отца вашего небесного ( Мф.6:1 ). Раздавай милостыню так, чтобы левая рука твоя не ведала, что делает правая ( Мф.6:3 ). 42–45. Не забывайте странноприимства ( Ис.58:7–8 ): ибо чрез сие некоторые, не зная, угостили Ангелов. Помните узников, как бы и вы с ними были во узах; и страждущих, так как и вы сами находитесь в теле ( Евр.13:2–3 ), подверженном страданию.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

Только в Новом Завете Бог открывается Отцом всех людей, и Богом не иудеев только, но и язычников ( Мф.5:45 ; Рим.3:29 ). Вообще теократическое царство Израиля или царство Божие в Ветхом Завете имело внешний характер государства, основанного на юридическом договоре, а не на любви; то было царство и время закона, а не благодати ( Евр.8:7–13 ; Ин.1:17 ). Здесь, в этом теократическом царстве Израиля, пока еще человек не дорос до свободного, разумного служения Божеству, царство Божие поддерживалось силой различных внешних средств, законов и учреждений ветхозаветной религии; но, когда человек созрел для высшего духовного служения Божеству, является Иисус Христос и основывает именно это царство Божие, царство нравственное. О цели Своего пришествия на землю и вместе с тем – сущности Своего многообъемлющего дела Господь наш Иисус Христос по различным обстоятельствам и не один раз в различных выражениях учил перед Своими слушателями. В одних местах Иисус Христос полагает сущность Своего дела в откровении Божественном, сообщении человеку истинного знания о Боге, просвещении человека. Именно эту мысль выражает Иисус Христос в след. словах: «Отче, Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое. Ныне уразумели —170— они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть». ( Ин.17:6–7 ; ср. 14:6–7; 12:46). В других случаях сущность Своего дела Господь указывает в спасении людей от греха, спасении души человеческой, сообщении этой погибшей человеческой душе жизни вечной: «...Сын человеческий пришел не погублять души человеческие, а спасать». ( Лк.9:56 ср. Ин.3:16–17; 6:38–40; 12:47 ср. Мф.1:21 ). Весьма часто главную цель Своего пришествия Иисус Христос указывал, как известно, в страданиях и крестной смерти за грехи людей, для их искупления 965 . Цель Своего пришествия Господь еще указывал в призвании людей к покаянию: «Я пришел призвать», говорит Он, «не праведников, но грешников к покаянию» ( Мф.9:13 ; Мк.2:17 ; Лк.5:31–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

5,28). Поэтому и протискивалась она сквозь народ. Впрочем, если бы и могла она подойти к Нему беспрепятственно, то стеснялась бы, как и любая женщина с Востока, объявить Ему перед людьми, какой болезнью она страждет. Посему и говорила она [не вслух, а] про себя, чтобы никто не слышал ее: «Только бы коснуться мне Его одежды — и всё; чтобы не узнал об этом ни Он, ни народ». И прикоснулась она к Нему — и выздоровела. И тотчас иссяк (в серб.: иссох. — Пер.) у ней источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни (Мк. 5,29). Без лекарств, расходов и болей, спустя двенадцать лет, больная стала здоровой. А теперь время бежать прочь — чтобы ни Он, ни кто–либо другой об этом не узнал. Но напрасно, дщерь человеческая, [пытаешься ты скрыться — от Всеведущего убежать невозможно. — Кто прикоснулся к Моей одежде? — спросил Иисус Своих учеников. Но они едва ли не с иронией ответили Ему: Наставник! народ окружает Тебя и теснит, — и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне? (Мк. 5,30; Лк. 8,45). — Я чувствовал силу, исшедшую из Меня, — настаивал Иисус. — Кто это до Меня дотронулся? Женщина, увидев, что не может утаить того, что с ней приключилось, сильно испугалась и, вся дрожа и трепеща, пала на колени пред Иисусом и сказала Ему всю правду. — Дщерь! — объявил ей Иисус, — вера твоя спасла тебя; иди с миром… и будь здорова от болезни твоей (Мк. 5, 32–34; Мф. 9, 20–22; Лк. 8,43–48). Почему сказал Он ей: Будь здорова от болезни твоей — если она уже стала здоровой? Иисус хочет дать ей понять: «Будь навсегда здорова от твоей болезни; не бойся — сей недуг не возвратится, только храни эту веру». Подробно описываем мы данный пример как характерный для многих или[, лучше сказать,] для всех больных, прикоснувшихся к Иисусу и обретших здравие. Налицо, во–первых, их недоверие к людям, [сомнение в том,] что те им помогут; во–вторых — их [крепкая] вера в Иисуса; и в–третьих — сила, целебная сила, исходившая из Иисуса при соприкосновении с Его телом или одеждами. И сегодня. Не взыскуют ли и сегодня подобного исцеления миллионы христиан по всему мipy, касаясь своей душой Христова Духа либо своими руками и устнами Его одежд? Да, и сегодня протискиваются к нему все те, кому земля и сыны земли не способны предоставить врачеваний.

http://predanie.ru/book/217172-edinyy-ch...

Евангелист Лука подчеркивает исполнение в Иисусе пророчеств о предстоящем страдании Раба Господня (Лк 22. 37; Ис 53. 12). В проповеди в синагоге Назарета Христос говорит об исполнении в Его служении пророчества Ис 61. 1-2 (Лк 4. 18-22). Идея исполнения пророчеств Исаии в служении Христа характерна и для Евангелия от Иоанна. Все 3 цитаты используются здесь для обличения неверия иудеев и обоснования исполнения мессианских пророчеств в Иисусе. В произнесенной в Капернауме речи о хлебе жизни Христос ссылается на слова из Ис 54. 13: «И все сыновья твои будут научены Господом...» (Ин 6. 45: «и будут все научены Богом». Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне»). Неверие, с к-рым столкнулся Раб Господень (Ис 53. 1), прообразовало и ситуацию проповеди Иисуса (Ин 12. 38; ср.: Рим 10. 16). Наконец, евангелист прямо утверждает, что пророк говорил о Христе, когда он «видел славу Его» (Ис 6; ср.: Ин 12. 41; Beauchamp. 1989. P. 348-349; Young. 1955; о влиянии богословия глав 40-55 на Евангелие от Иоанна см.: Reim. 1974. S. 162-183). В кн. Деяния св. апостолов цитаты из И. п. к. служат тем же целям. Ссылка на Ис 66. 1-2 в конце речи первомч. Стефана (Деян 7. 49-50) подчеркивает слепоту иудеев; о ней же со ссылкой на Ис 6. 9-10 говорит в последней речи ап. Павел (Деян 28. 26-27). Слепота иудеев оправдывает начало миссии к язычникам, которую апостолы Павел и Варнава уже в Антиохии обосновывали словами из пророчества Ис 49. 6: «…Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли» (ср.: Деян 13. 47). Ап. Филипп благовествует евнуху об Иисусе, указывая на исполнение в Нем пророчества о страдающем Рабе Господнем (Ис 53. 7-8): «как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих. В уничижении Его суд Его совершился» (Деян 8. 32-33). Пророчество о «завете вечном, неизменных милостях, [обещанных] Давиду» (ср.: Пс 15. 10), последняя явная цитата из Ис 55. 3, понято как пророчество о Воскресении (Деян 13. 34; ср.: Dupont. 1961).

http://pravenc.ru/text/674802.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор архангелов. Икона. Ок. 1643 г. (НХГ) [евр.      ,    ], библейское выражение, употребляемое для обозначения ангелов: «...выслушай слово Господне: я видел Господа, сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем, по правую и по левую руку Его» (3 Цар 22. 19; ср.: 2 Пар 18. 18; ср.: Лк 2. 13), в т. ч. падших: «И будет в тот день, посетит Господь воинство выспреннее (евр.    , букв.- воинство высоты) на высоте и царей земных на земле. И будут собраны вместе, как узники, в ров, и будут заключены в темницу, и после многих дней будут наказаны. И покраснеет луна, и устыдится солнце, когда Господь Саваоф воцарится на горе Сионе и в Иерусалиме…» (Ис 24. 21-23), и небесных светил: «И дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды и все воинство небесное, не прельстился и не поклонялся им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом» (Втор 4. 19). Также это выражение может служить указанием на множественность, напр., когда обетованное Давиду потомство сравнивается с В. Н. (Иер 33. 22; ср.: Иов 25. 3, также   в значении «множество», LXX: ριθμς, в Ис 34. 2). Однако контекст далеко не всегда позволяет указать его точное значение. Попытку провести различение и закрепить его филологически, по-видимому, представляют собой различные греч. эквиваленты евр.    , предложенные в переводе Семидесяти, где данное выражение может передаваться как στρατι το ορανο (букв.- воинство неба, напр., в 3 Цар 22. 19; Неем 9. 6b - α στρατια τν ορανν (букв.- воинства небес); ср.: Лк 2. 13; Откр 19. 14) или δναμις το ορανο (букв.- сила неба, напр., в 4 Цар 17. 16; 2 Пар 18. 18; ср.: Пс 32. 6; Мф 24. 29 и пар.; 26. 64 и пар.; Рим 8. 38; Еф 1. 21; 2 Фес 1. 7; 1 Петр 3. 22); κσμος το ορανο (букв.- устройство, мир, украшение неба, напр., во Втор 4. 19; 17. 3; ср.: Быт 2. 1); ο στροι το ορανο (букв.- звезды неба, напр., в Дан 8. 10; ср. τ στρα в Ис 34. 4; 45. 12).

http://pravenc.ru/text/155128.html

Поэтому и протискивалась она сквозь народ. Впрочем, если бы и могла она подойти к Нему беспрепятственно, то стеснялась бы, как и любая женщина с Востока, объявить Ему перед людьми, какой болезнью она страждет. Посему и говорила она [не вслух, а] про себя, чтобы никто не слышал ее: «Только бы коснуться мне Его одежды – и всё; чтобы не узнал об этом ни Он, ни народ». И прикоснулась она к Нему – и выздоровела. И тотчас иссяк (в серб.: иссох. – Пер.) у ней источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни ( Мк.5:29 ). Без лекарств, расходов и болей, спустя двенадцать лет, больная стала здоровой. А теперь время бежать прочь – чтобы ни Он, ни кто-либо другой об этом не узнал. Но напрасно, дщерь человеческая, пытаешься ты скрыться – от Всеведущего убежать невозможно. – Кто прикоснулся к Моей одежде? – спросил Иисус Своих учеников. Но они едва ли не с иронией ответили Ему: Наставник! народ окружает Тебя и теснит, – и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне? ( Мк.5:30 ; Лк.8:45 ). – Я чувствовал силу, исшедшую из Меня, – настаивал Иисус. – Кто это до Меня дотронулся? Женщина, увидев, что не может утаить того, что с ней приключилось, сильно испугалась и, вся дрожа и трепеща, пала на колени пред Иисусом и сказала Ему всю правду. – Дщерь! – объявил ей Иисус, – вера твоя спасла тебя; иди с миром... и будь здорова от болезни твоей ( Мк.5:32–34 ; Мф.9:20–22 ; Лк.8:43–48 ). Почему сказал Он ей: Будь здорова от болезни твоей – если она уже стала здоровой? Иисус хочет дать ей понять: «Будь навсегда здорова от твоей болезни; не бойся – сей недуг не возвратится, только храни эту веру». Подробно описываем мы данный пример как характерный для многих или[, лучше сказать,] для всех больных, прикоснувшихся к Иисусу и обретших здравие. Налицо, во-первых, их недоверие к людям, [сомнение в том,] что те им помогут; во-вторых – их [крепкая] вера в Иисуса; и в-третьих – сила, целебная сила, исходившая из Иисуса при соприкосновении с Его телом или одеждами. И сегодня. Не взыскуют ли и сегодня подобного исцеления миллионы христиан по всему миру, касаясь своей душой Христова Духа либо своими руками и устнами Его одежд? Да, и сегодня протискиваются к нему все те, кому земля и сыны земли не способны предоставить врачеваний.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Святые отцы всегда подчеркивали реальность человеческой личности Иисуса Христа, и при этом говорили, что нерасторжимым, неизреченным образом Его человеческое естество было соединено с Его Божественным естеством, а потому для нас Он не просто человек, но Богочеловек Иисус Христос и Спаситель мира. Мы можем вспомнить еще один эпизод из Евангелия от Луки, где рассказывается, что когда Иисусу было 12 лет, родители вместе с Ним пришли в Иерусалимский храм, а так как там было много людей, то они Его потеряли: идя обратно, они обнаружили, что Его нет с ними. Они вернулись в храм и увидели Его, «сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушающие Его дивились разуму и ответам Его» (Лк. 2:46-47). То есть смотрите, что получается: 12-летний Иисус сидел среди учителей и спрашивал их, в то же время они удивлялись разумности Его ответов. Это значит, что Он у них учился, но в то же время это означает, что Он уже в 12-летнем возрасте обладал такой мудростью, которая удивляла окружающих. Я хотел бы завершить эту передачу словами апостола Павла: «И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение» (Евр. 9:27-28). Я желаю вам всего доброго и да хранит вас всех Господь. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 .

http://patriarchia.ru/md/db/text/5663323...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010