Для Апостолов дается действительнейшее орудие и средство нападения на мир в добром и одержания над злом победы. Орудие это есть слово Премудрости Божией, имеющее собой просветить мир, и оно не только откроет Апостолам путь в мир, но и защитит их, призвав под их знамя «чад премудрости», которые примут и оправдают ее ( Мф.11:19 ). «...Всякий, кто от истины, – говорит Иисус Христос, – слушает гласа Моего» ( Ин.18:37 ), и всякий «поступающий по правде идет к свету» ( Ин.3:21 ). Для Апостолов, как сынов света и проповедников Божественной истины ( Ин.12:36 ), Св. Писание есть светильник, которого тьма этого мира и этого века не только не может объять собой и погасить, но не может и сама не обличиться как таковая, т.е. как тьма, и люди этого мира пойдут к свету, потому что обличатся перед ними «злые дела мира» ( Ин.3:20 ). Поэтому Св. Писание есть главное и самое действительное нападение на мир в добром. «...Мы имеем вернейшее пророческое слово, – говорит Апостол Петр уверовавшим во Христа, – и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших» ( 2Пет.1:19 ). Этот восход утренней зари в сердцах людей, при рассвете в них дня, или, как говорит Иисус Христос, раскрытие в самой душе человека Царствия Божия ( Лк.17:21 ), создаст Апостолам и их приемлемость в мире, и охрану им среди людей, потому что не все в мире сыны тьмы этого века, но найдутся сыны мира, дома мира и даже целые города мира ( Мф.10:13 ; Лк.10:6 ). В этих городах и домах мира от сынов мира Апостолы будут предупреждены всякой внимательностью, окружены почетом и будут безопасны, ибо будут защищены, а потому должны оставаться там, говорит Иисус Христос, должны есть и пить там ( Лк.10:7–8 ). Однако и том случае, когда Апостолы не будут приняты в домах или городах, они не должны являться пассивными лишь зрителями равнодушия к истине людей или ожесточения их, но со всей силой своего апостольского авторитета должны судить тот дом или тот город за их нечестие, ожесточение или упорство в злой воле. «Если же придете в какой город, – говорит Иисус Христос, – и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите: и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие» ( Лк.10:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

В этом случае, скажем словами этого же Апостола: «Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге» ( 1Ин.4:15 ). И потому «имеющий сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни» ( 1Ин.5:12 ). Следовательно, пока на земле есть христианские народы, исповедующие воистину, что Христос есть Сын Божий, до тех пор об умалении Царства Божия на земле и речи быть не может. Частные падения в Церкви врачуются средствами самой же Церкви. Судить о состоянии Царства Божия на земле по этим частным падениям незаконно, и подлежит даже величайшему сомнению – справедливо ли иметь решительный суд даже о частной падающей воле? «Ты кто еси судяй чуждему рабу? – говорит Апостол Павел. – Своему Господеви стоит или падает. Станет же, силен бо есть Бог поставити его» ( Рим.14:4 ). Воля человеческая есть больная воля, и не в том ли обнаруживается наибольшая сила жизни Церкви, и благоухающий цвет ее, и высокое достоинство ее, и слава ее, и торжество ее, что она, имея объектом своим больную волю человека, творит ее наивозможно здоровою, настолько здоровою, что нравственный идеал христианства остается для нее свойственным, родным и собственным? «Не здоровые имеют нужду во враче, – говорит Иисус Христос, – но больные. Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» ( Мф.9:12–13 ; Мк.2:17 ; Лк.5:31 ), и Церковь христианская, верная своему призванию, в духе и силе своего Верховного Вождя и Божественного Главы, не святых только и праведных блюдет в ограде своей, но и падших, обращающихся к ней, возводит в святость и непорочность. Пример обращения Закхея-мытаря ( Лк.19:5–9 ), образ евангельской грешницы, облившей ноги Иисуса Христа слезами, отиравшей их своими волосами, целовавшей и намощавшей их драгоценным миром ( Лк.7:37–48 ), история обращения Савла, дышащего «угрозами и убийством» ( Деян. 9:1–18 ), даже образ разбойника, исповедавшего Иисуса Христа Господом с креста своего ( Лк.23:42 ), живы до сегодняшнего дня в Церкви Христовой, и это явление, несомненно, свидетельствует собой об особенной и чрезвычайной жизненности Церкви Божией на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Не боятся же Бога те, которые бесстрашно дерзают закон Его нарушать. Таких людей желания не исполнит, поскольку сами они воли Его не исполняют; и молитвы не услышит, поскольку сами Его не хотят слушать и каяться: но лицо Господне против делающих зло, чтобы истребить от земли память о них (Пс. 33:17). Услышал в Вавилоне трех отроков, и от огня избавил, но – почитающих Его и не отдавших чести Его образу золотому. Слушает и ныне, но тех, которые почитают Его устами и сердцем, и не поклоняются гордости мира сего, как высокому и позлащенному идолу, которого князь тьмы и мира сего поставляет к бесчестью имени Божия и погибели человеческой. Таковых, говорю, которые не страсти свои, ни золото и серебро, создание Божие, но Создателя почитают и поклоняются, слушает и в разожженной печи искушения прохлаждает, утешает и увеселяет благодатью Своею; вкладывает в уста их пресладкую песнь благодарения: Благословен еси, Господи Боже отец наших, и хвальный, и превозносимый вовеки (Дан. 3:52). § 233. Слушает и грешников, но перестающих грешить и кающихся. Услышал Манассию, царя Иудина, но со смирением исповедующего грехи свои и оставившего мерзости свои (2 Пар. 33). Услышал ниневитян, но через проповедь Ионину покаявшихся (Ион. 3). Услышал Закхея, но смирившегося и кающегося (Лк. 19:2-10). Услышал блудницу, но плакавшую и омывшую слезами ноги Его (Лк. 7:37-38). Принял блудного сына, но оставившего чужую беззаконную страну и возвратившегося к Нему со смирением и покаянием: Отче! Я согрешил против неба и пред Тобою и уже недостоин называться сыном Твоим; прими меня в число наемников Твоих (Лк. 15:17-24). Ибо грешник до тех пор грешник, пока грешить не перестает и живет в бесстрашии. А когда отстанет от грехов и в грехах кается, уже Божией благодатью к числу праведных присоединяется. Поэтому и грешники таковые не должны упования своего откладывать, но без сомнения должны ожидать милости Божией во Христе Иисусе, Который пришел в мир спасти грешников (1Тим. 1:15; Лк. 19:10). Глава 9. О молитве

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

«Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы веруя в Сына Божия, имели жизнь вечную. И вот, какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда мы просим чего по воле Его, Он слушает нас; а когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего не попросили, – знаем и то, что получаем просимое от Него» ( 1Ин.5:13–15 ). Итак, мы увидели, что в Священном Писании нам дан пример того, что молиться можно и должно к Господу нашему Иисусу Христу как Богу. 3.10. Эмфатическое «ego» (Я) Иисуса Христа А вот примеры так называемого эмфатического ego (то есть такого произношения слова «Я», при котором слушатель мог понять, что говорящий – Кто-то Великий, власть Имущий). Христос Господь очень часто так употреблял слово «Я», подчеркивая самим произношением Свое Божество. О Божественной власти в словах Иисуса остались в Евангелии такие изречения: «И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» ( Матф.7:28–29 ), «И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники» ( Марк.1:22 ), «И дивились учению Его, ибо слово Его было со властью» ( Лк.4:32 ). Ярче всего Божественное «Я» Иисуса проявилось в шести «антитезах», где Он, между прочим, отменяет и дополняет Богом же данный ветхозаветный закон (а кто, кроме Бога, это может делать?): «Вы слышали, что сказано древним...– А Я говорю вам...» – и т.д., см. Евангелие от Матфея 5:31 . Один из самых известных специалистов в области новозаветной науки Иоахим Иеремиас сказал, что Христово «Я» подчеркивало, «что говорящий сознает себя представителем Бога». Иисус фактически осознает Себя Богом: «Кто Меня принимает, не Меня принимает, но пославшего Меня» ( Мк.9:37 , неоднократно повторяется; Мф.10:40 ; Лк.9:48 ср. 10:16; Ин.12:44; 13:20 ). В трех притчах о потерянном ( Лк.15 ), в притче о добром работодателе ( Мф.20:1–15 ) и притче о двух молящихся ( Лк.18:9–14 ) Иисус оправдывает Свое поведение поведением Бога; он действует так, как если бы Он был заместителем Бога... Это эмфатическое ego проходит через все речения Иисуса, дошедшие до нас в предании. Оно не имеет параллелей в окружавшей Иисуса среде». (И. Иеремиас «Богословие Нового Завета»).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opasnost...

Но зачем этот символический образ снова повторен пред учениками? Чрез этот факт ученики получили новое и сильное ручательство и укрепление, и наставление в деле прохождения своего служения. С одной стороны, этим указано им, что их деятельность при Господнем содействии будет иметь полнейший успех, что они пойдут, и плод мног принесут. А с другой стороны, этим показывалось, что они получат за свою деятельность великую награду от пославшего их Господа. Как Отец завещал Ему царство; так и Он обещал Своим ученикам: сядет Он на престоле, и они на двенадцати ( Лк.22:29,30 ). В самом деле, для чего явившийся Воскресший спрашивает учеников: дети, есть ли у вас пища, и когда они сказали Ему: нет, – Сам дает совет, как найти то, чего спрашивает? Между тем, когда ученики вышли на берег, они нашли здесь разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб. Но Иисус спрашивает у них той рыбы, которую они теперь поймали, и затем говорит им: приидите, обедайте. Чт о значит это ловление рыб и принесение их к Господу, и что за пища, которую Он Сам предложил им? Ловление рыб учениками – это уловление людей Апостолами, принесение рыб к Господу – введение людей в царство Христово. Пища, предложенная ученикам Спасителем – это награда за совершенное ими служение. Призвание учеников к трапезе после того, как они принесли Христу требуемое, указывает на то, что эта награда ожидает их тогда, когда они выполнят возложенное на них служение. Прекрасно эту истину еще при Своей жизни под образом притчи о рабе и господине раскрыл Сам Господь. Пришедшему с поля рабу не скажет господин: пойди, скорее садись за стол; напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить ( Лк.17:7–8 )? Но зато, когда этот раб беспрекословно выполнит все, что повелел господин его, тогда господин сам препояшется и посадит раба, и, подходя, станет служить ему ( Лк.12:37 ). Итак, ученики беспрекословно должны выполнить возложенное на них служение; подобно рабу, должны потрудиться на ниве Божией, без ропота перенести все нужды и бедствия, – и за все это сами не должны считать себя достойными награды, но, и исполнив все повеленное им, должны говорить: мы рабы ничего не стоящие; потому что сделали то, что должны были сделать ( Лк.17:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dej...

Мф.16:24 .  Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, (Ср. Мк.8:34 ; Лк.9:23 ). Матфей говорит, что эта речь была сказана только ученикам; Марк – ученикам и народу; Лука – всем. Очень трудно объяснить, откуда взялся здесь народ. Речь евангелистов показывает, что события не происходили с такой быстротой, как это у них представляется. Златоуст объясняет стих так: «Я, – говорит Спаситель, – не заставляю, не принуждаю; но предоставляю это собственной воле каждого. Поэтому и говорю: «если кто хочет». Я приглашаю на доброе дело, а не на злое и тягостное, не на казнь и мучения, к чему Мне нужно было бы принуждать. Дело само по себе таково, что может вас привлечь. Говоря таким образом, Христос только сильнее привлекал к последованию за Ним». Крест здесь не может означать насильственной смерти. Мф.16:25 .  ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее; (Ср. Мк.8:35 ; Лк.9:24 ). «Нефеш» (душа) в позднейшем еврейском тексте означает личность. Поэтому у Луки ( Лк.9:25 ) выражение двух первых евангелистов ( Мф.16:26 ; Мк.8:36 ) «душе своей» заменено местоимением «себе». Так же у Семидесяти и Иов.32:2 ; Притч.1:18, 19:8 ; Ам.6:8 . Значит, смысл слов Спасителя таков: кто хочет себя сберечь, тот потеряет себя и т.д. Здесь один из парадоксов, которыми вообще богат Новый Завет . Указывается на жизнь вследствие самоотречения, простирающегося до полной потери этой самой жизни. Мф.16:26 .  какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? (Ср. Мк.8:36–37 ; Лк.9:25 ). Слово «выкуп» ( ντλλαγμα) у Семидесяти и в еврейском тексте обозначается по-разному ( Руфь.4:7 ; 3Цар.21:2 ; Иов.28:15 ; Иер.15:13 ; Ам.5:12 ; Сир.6:15, 26:17 ). Смысл слов Христа понятен. Душа человеческая имеет такую ценность, что весь внешний мир ее не стоит. Если человек действительно, а не мнимо погубит душу свою или самого себя, то такое погубление для него невознаградимо ничем. Поэтому человек должен заботиться о том, чтобы спасти душу свою, а такое спасение находится в полной зависимости только от следования за Христом и подражания Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ср. Мф.23:37–39 ); 3)Иудеи отведутся в плен во все народы и Иерусалим будет попираем язычниками ( Лк.21:24 ); настанут «времена язычников». Под язычниками здесь должно разуметь вообще всех не – иудеев; если период ветхого завета может быть назван временем иудеев, новозаветный период до того времени, когда «Израиль спасется» и не принявшие некогда Мессию воскликнут: «благословен Грядый во имя Господне!», – очевидно, называется «временем язычников». 45 Имея в виду выражения евангелия «прежде же всего того» ( Лк.24:12 , и «этому надлежит быть прежде» (ст. 9), мы в ряду признаков, предшествующих пакипришествию Господа, должны далее поставить войны, военные слухи, глады, моры, землетрясения по местам ( Лк.24:9–11 ; Мф.24:6–8 ; Мк.13:7–8 ); это все – начало болезней, но еще не конец. Появятся лжеучители, лжепророки, во многих охладеет любовь, Евангелие будет проповедано всем народам и тогда придет конец ( Луки 21:8 ; Мф.24:10–14 ; Мк.13:6 ; Мк.13:10 ). «И будут знамения на солнце, луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море возшумит и возмутится; люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесныя поколеблются и тогда увидят Сына Человеческаго, грядущаго на облаке с силою и славою великою» ( Лк.24:25–27 ; Мф.24:27–31 ; Мк.13:22–27 ). Нужно заметить, что слово ττε – тогда, встречающиеся в речи Господа, указывает на связь предсказываемых событий: при разрушении Иерусалима были, по свидетельству Иосифа Флавия войны, голод, землетрясения, появление кометы; эти предвестники гибели былого значения священного иудейского города и храма в миниатюре, в малом виде являются типом, или образом того, что будет пред кончиной мира – в чрезвычайных великих размерах. Сектанты – адвентисты настойчиво утверждают, что признаки второго пришествия Христова сбылись – именно: землетрясение имело место в Лиссабоне в 1755 году, темный день и ночь – 19 мая 1780 года и необычайное падение звезд, наблюдавшееся в С. Америке, – 13 ноября 1833 года.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassmotr...

5, 45), не презирает нищих душой (ср. Мф. 5, 3). 66. Ибо и им Он благовествует, как свидетельствует Он Сам, взяв [книгу] Исаии и прочитав: «Дух Господень на Мне, ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня проповедывать пленным освобождение и слепым прозрение»; «закрыв» же «книгу и отдав служителю, сел»; и когда все [очи] были устремлены на Него, говорит: «Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» (Лк. 4, 18–21 [Ис. 61, 1]).XI. 67. Нужно знать, что толиким Евангелием охватывается и всякое благодеяние, свершенное для Иисуса, как, например, [поступок женщины], творившей худые дела (ср. Лк. 7, 37), но раскаявшейся и смогшей благодаря искреннему удалению от зла возлить благовоние на Иисуса (ср. Мк. 14, 3) и распространить по всему дому запах мира (ср. Ин. 12, 3), обоняемого всеми, [находившимися] в нем . 68. Потому и написано: «Где ни будет проповедано Евангелие сие во всех народах, сказано будет в память ее и о том, что она сделала» (Мф. 26, 13). Ясно, что к Иисусу относятся [благодеяния], свершенные для учеников Его. Ведь, указывая на испытавших добро, Он говорит его сотворившим: «Кому вы сделали это, то сделали Мне» (Мф. 25, 40), — так что всякое благодеяние, свершенное нами по отношению к ближнему, вносится в Евангелие, записываемое на небесных скрижалях и читаемое каждым, кто удостоен знания всего. 69. Но и с другой стороны часть Евангелия отведена для обличения согрешивших против Иисуса. 70. В Евангелие включены и предательство Иуды (Мк. 14, 10); и крики нечестивого народа: «Истреби от земли такого!» (Деян. 22, 22); и: «Распни, распни Его!» (Лк. 23, 21); и глумления увенчавших Его терниями (ср. Мф. 27, 29); и тому подобное. 71. Следовательно, можно заключить, что всякий предатель учеников Иисуса считается предателем Иисуса. В самом деле, Он [говорит] [пока] еще гонителю [христиан] Савлу: «Савл, Савл, что ты гонишь Меня?» — и: «Я Иисус, Которого ты гонишь» (Деян. 9, 4–5). 72. Кто же те обладатели терний, которыми они увенчивают Иисуса, бесчестя [Его]? Это подавляемые «заботами, богатством и наслаждениями житейскими», которые, получив Слово Божие, «не плодоносят» (Лк.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

Он отвечал им притчей о сотне овец и пропаже одной из них, которую, нашедши, пастырь нес на плечах своих. С какой мыслью была предложена притча, Он указал тотчас же: сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии ( Лк. 15:7 ). Предложив затем притчу о десяти драхмах и потере одной из них, Он закончил и эту подобным же образом. Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся ( Лк. 15:10 ). Потом Он предложил и третью притчу о человеке, имевшем двух сыновей и разделившим между ними имущество. Когда младший из них, растратив имущество, стал терпеть нужду и питаться мякиною, кормом свиней: то, по возращении к отцу своему, был принят им. Когда старший брат позавидовал этому, отец поставил ему на вид, что он должен бы радоваться и веселиться: потому что брат его был мертв и ожил, пропадал и нашелся. Эти три притчи Он сказал против фарисеев и книжников, которые не хотели допустить покаяния для грешников и спасения душ мытарей. Сказал же, говорит затем евангелист, и к ученикам Своим, и говорил, без всякого сомнения, притчу, так же как и прежде книжникам и фарисеям. Этой притчею Он увещал учеников к милосердию, и говорил, только другими словами: прощайте, и прощены будете ( Лк. 6:37 ), чтобы вы с чистой совестью просили в молитве Господней: остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим ( Мф. 6:12 ). Что же это за притча, убеждающая учеников к милосердию? Один человек был богат и имел приставника( Лк. 16:1 ), или управителя: ибо такое значение имеет ιχονμος. Приставник же (villicus) есть собственно правитель деревни; почему от villa (деревня) и называется villicus. А ιχονμος распоряжается как деньгами, так и произведениями деревенскими, и всем чем владеет господин. Почему и прекрасная книга Ксенофонта называется ιχονμιχς, так как (по толкованию Туллия) учит не деревенскому хозяйству, но управлению целым домом. Итак вышесказанный управитель был обвинен пред своим господином, будто расточает его имущество.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Брак в Кане Галилейской. Клеймо иконы “Воскресение Христово, с клеймами земной жизни Христа”. Кон. XVI в. (ВОКМ) Иисус Христос запрещает любой развод. Но вместе с тем Он принимает в свое общество и тем самым в Царство Божие блудниц, прощая их грехи (рассказ о прощеной грешнице - Лк 7. 36-50), так что «мытари и блудницы» идут в Царство Божие (Мф 21. 31-32). Особенно показателен в этом отношении рассказ о женщине, обвиненной в прелюбодеянии (Ин 8. 1-11), в котором блудница получает прощение, даже не засвидетельствовав своей веры, в отличие, напр., от рассказа о прощеной грешнице (Лк 7. 50). В этой истории прощение облечено в слова афористической премудрости: «...кто из вас без греха, первый брось на нее камень» (Ин 8. 7). Доброта всепрощения и строгие требования Иисуса Христа не противостоят друг другу, но нерасторжимы в евангельской этике: когда Иисус Христос прощает и принимает грешников, само прощение подвигает их к тому безусловному покаянию и обращению, к-рого требуют Его заповеди Царства. Наконец Иисус Христос не только требует нерасторжимости брака и указывает условие его нерасторжимости, но высказывается также за отказ от брака ради Царства Божия, равно как за оставление брака и семьи ради следования Ему. «...Есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» (Мф 19. 12). «Оскопление» здесь фигурально означает отказ от брака и половых сношений вообще ( Schneider. 1935. S. 765-766). Этот отказ от брака имеет совсем иной характер, чем отказ от брака у ессеев, к-рые удалялись от него, чтобы приготовить войско избранных к священной войне за установление Царства Божия. Иначе у Иисуса Христа: отказ от брака возможен лишь для избранных (и Он Сам являет им пример), ибо уже ныне они всецело приняты в грядущее Царство и полностью вовлечены в него. Возможно, слово о «скопцах» объясняет и то, что Иисус Христос извлекает Своих учеников, по крайней мере временно, из брака и семьи: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк 14. 26). Здесь «ненависть» понимается не в психологическом смысле, но как оборотная сторона исключительной любви (ср.: Мф 6. 24); в параллельном месте Мф 10. 37 вместо «ненавидеть» стоит «более любить». Этому отказу от брака и семьи, согласно Мк 10. 21, соответствует отказ от собственности.

http://pravenc.ru/text/344423.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010