Прошло после того около часа времени ( Лк.22:59 ), о Петре забыли; и он опять вошел во двор и уселся у костра, прислушиваясь внимательно ко всему, что говорили об Иисусе. Вероятно, напряженное внимание его ко всякому слову, сказанному об Иисусе, его нервность и галилейское наречие выдали его: все, сидевшие вокруг костра, посмотрели на него подозрительно, а один из них сказал: «Точно и этот был с Ним, ибо он Галилеянин» ( Лк.22:59 ). Петр, по-видимому, хотел что-то возразить, потому что стоявшие тут же сказали ему: «Точно, и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя». Ввиду этой новой улики, Петр начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух ( Мф.26:73–74 ); а Господь, выведенный к этому времени из судилища, взглянул на Петра. Петр увидел Господа и тут только вспомнил сказанное ему несколько часов назад: «Прежде, нежели петух пропоет дважды, трижды отречешься от Меня» ( Лк.22:61 ; Мк.14:72 ). И вышел Петр со двора и горько заплакал ( Лк.22:62 ). Да, наиболее ревностный из всех Апостолов, пылкий Петр, любивший своего Учителя всеми силами своей души, отрекся от Него, клялся и божился, что даже не знает Его. И горько заплакал Петр 7 сознавая свой грех; но, однако, и после этого он не объявил себя ближайшим последователем и учеником Иисуса, не захотел разделить с Ним Его участь, отрекся и от слов своих, так недавно сказанных Ему: «Господи! я душу мою положу за Тебя»( Ин.13:37 ); «с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти» ( Лк.22:33 ); «если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь» ( Мф.26:33 ); «хотя бы мне надлежало и умереть с Тобой, не отрекусь от Тебя!» ( Мк.14:31 ). Прошло всего часа четыре с тех пор, как Петр этими словами хотел уверить Господа в своей верности и преданности Ему. Неужели же Петр так скоро забыл их? Нет, не мог он забыть их; а отрекся он от своих слов, надо полагать, потому что утратил веру в Иисуса, как в Мессию, т.е. еврейского царя-завоевателя. Иисус – чудный Человек, Пророк, особенно любимый Богом, но не Мессия, не Тот, Кому даны были эти уверения. Так мог думать Петр, и такие мрачные думы могли довести его до отречения от Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Когда Господь наш учил о блаженствах, Он воззрел на учеников: «возвел Иисус очи Свои на них и начал говорить: Блаженны нищие в духе своем» (ср.: Лк. 6:20. Мф. 5:1–3), то есть нищие потому, что все отвергают от себя. И дабы не отрекались от самой бедности, добавляет: «Блаженны кроткие» (Мф. 5:5). «Кротчайшим человеком был Моисей… из всех сыновей народа своего» (ср.: Чис. 12:3), и: «на кого… призрю и в ком буду обитать, если не в кротких и смиренных сердцем» (ср.: Ис. 66:2). Также «вспомни, Господи, Давида и всю кротость его» (ср.: Пс. 131:1), и: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:29), — «Блажен, кто алчет и жаждет правды» (ср.: Мф. 5:6), как (и в другом месте) говорит (Писание): «не алчет хлеба и не жаждет воды, но алчет и жаждет, дабы слышать слово Господа» (ср.: Ис. 49:10. Пс. 41:3. 62:2). — «Блаженны, кои чисты сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8), как и пророк в своей молитве просил, говоря: «сердце чистое сотвори во мне, Боже» (ср.: Пс. 50:12). Сердце праведников чисто, и они, как и Моисей (ср.: Исх. 33:18–23), Бога узрят. «Блаженны, кои чисты сердцем», потому что сердце есть орган дыхания и до тех пор не перестает биться, пока человек жив, и когда сердце свято, оно сообщает свою святость всем членам. «В сердце, — говорит, — все помыслы злые» (ср.: Мк. 7:21. Мф. 15:18). — «Блаженны, которые плачут, поелику они утешены будут» (ср.: Мф. 5:4), как и там: «если с Ним терпим, (с Ним) и прославляемся» (ср.: Рим. 8:17). — «Блаженны миротворцы, ибо… будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5:9), — поскольку Ангелы, когда благовествовали, сказали: «слава в вышних Богу, и на земле мир» (Лк. 2:14). «И устроил мир, — говорит (апостол), — Кровию Креста Своего между тем, что на небе, и тем, что на земле» (ср.: Кол. 1:20). И когда (Господь) посылал учеников Своих, сказал им: «В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему» (Лк. 10:5). Итак, миротворцев называет сынами Божиими, как и говорит: «кои ходят духом Божиим, сии суть сыны Божии» (ср.: Рим. 8:14). — «Блаженны, которые изгнание терпят ради правды» (ср.: Мф. 5:10), как говорит (в ином месте): «будут гнать вас и предадут вас» (ср.: Лк. 21: 12), и: «и те, кои хотят жить в правде Иисуса Христа, потерпят гонение» (ср.: 2 Тим. 3:12). Потому апостолы, когда подвергались поношению, радовались, «ибо удостоились потерпеть безчестие за имя Его» (ср.: Деян. 5:41), как Господь и заповедал им: «вы радуйтесь, и веселитесь, ибо велика награда ваша на небе» (Мф. 5:12), и: «в тот день возрадуетесь» (ср.: Лк. 6:23).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

Ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь ( Лк. 2:11 )». Вот преисполненные силы слова. И в то время, когда они, пораженные, слушали, внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее ( Лк. 2:13 ). Ибо хотя один ангел и объявил им о Рождении Господа, вместе с тем, чтобы [пастухам] не показалось, что лишь один из [числа ангельских сил] свидетельствует об этом, все [небесное] воинство в единстве воспело общую хвалебную песнь: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! ( Лк. 2:14 ). Однако, если, по мнению заблуждающихся, на небесах разрушительный грех – это якобы повседневное явление, то разве может здесь, в вышних, [вместе с грехом] также пребывать и слава? 6 И если на земле [каждый день происходят войны,] то почему [ангелами] здесь провозглашается мир?. Но видите – сказано ясно! Слава в вышних; значит, здесь [на небесах] нет никакого противоборства, никакой распри. Но и на земле, где каждый день происходят войны, все же преобладает мир. Где же здесь мир? В человеках. Среди язычников нет мира, но почему? Среди иудеев нет мира, но почему? Потому что мир [пребывает] лишь среди тех людей, в ком благоволение, то есть среди тех, в ком родился Христос. Пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем ( Лк. 2:15 ). Оставим наше пустынное святилище и отправимся в Вифлеем. И посмотрим, что там случилось [по тексту Вульгаты 7 буквально: И посмотрим, как исполнилось слово] ( Лк. 2:15 ). Подлинно [духовно] трезвящиеся, они не сказали «давайте посмотрим на Младенца, возвещенного [ангелами]», но сказали: «посмотрим на исполнившееся Слово. В начале было Слово… И Слово стало плотию ( Ин. 1:1:14 ). Это Слово, Которое всегда пребывало, теперь стало для нас зримым, сделавшись ради нас [плотью]. И посмотрим, как исполнилось это слово, о чем возвестил нам Господь. Это Слово исполнилось ныне, ведь Оно и есть Сам Господь. Так давайте посмотрим, как Слово, Которое есть Сам Господь, ныне открыло Себя, явившись во плоти.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/sv...

Совершать богослужебные действия полагалось лишь священникам, которым помогали левиты; всем прочим это категорически возбранялось. Известно, что преступивший запрет царь Озия был поражен от Бога проказой (см.: 2Пар.26:16–23 ). Корея, Дафана и Авирона, восставших против богоустановленного священства, живыми поглотила земля (см.: Числ.16:1–33 ). И царя Саула Бог отрешил от царствования, как безумца, потому что он принес жертву Богу вместо священника (см.: 1Цар.13:1–14 ). Таким образом, в Ветхом Завете было священство всеобщее, в силу которого все израильтяне именовались царственным священством и народом святым ( Исх.19:5–6 ; и 1Пет.2:9 ) и священство богоучрежденное, ограниченное родом Аарона и имеющее три степени: первосвященническую, священническую и левитскую (см.: Исх.28:1–3 ). Вместе с тем уже во времена пророческие, за семьсот лет до пришествия Христова, Бог предсказал, что изберет Себе священников не только из колена Левиина и из потомков Аарона, но из всех народов земли, по закону благодати: Я... приду собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою. И положу на них знамение, и пошлю из спасенных от них к народам... и они возвестят народам славу Мою и представят всех братьев ваших от всех народов в дар Господу... на святую гору Мою, в Иерусалим... Из них буду брать также в священники и левиты, говорит Господь ( Ис.66:18–21 ) 120 . Христос, будучи Сам концом закона ( Рим.10:4 ), установил по Своем пришествии в мир новое священство (см.: Евр.7:12 ). Из множества учеников Он избрал двенадцать, которых назвал апостолами (см.: Мф.10:1–2 ; Мк.3:13–19 ; Лк.6:13–16 ), а затем еще семьдесят (см.: Лк.10:1–24 ). Впоследствии двенадцать апостолов поставили в Церкви семерых диаконов (см.: Деян.6:3–6 ). Двенадцать апостолов были научены Господом совершать крещение и во время земного Его служения крестили народ (см.: Ин.4:2 ). Те же двенадцать научились от Него помазанию больных елеем и изгнанию бесов (см.: Мк.6:7–13 ; Иак.5:14–15 ), молитве и преломлению хлеба то есть Божественной литургии (см.: Мф.26:26–28 ; Мк.14:22–23 ; Лк.22:19–20 ). Этим же двенадцати Господь являлся в течение сорока дней по воскресении, говоря о Царствии Божием ( Деян.1:3 ). И на них же сошел в день Пятидесятницы Дух Святой, ниспосланный Господом от Отца и облекший их силою свыше для проповеди Евангелия (см.: Деян.1:5; 2:1–4 ; Лк.24:48–49 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

" Посему пришел в отечество Свое и учил их в синагогах их» (ср. Мф.13:54 ). Разве не было другого народа или другой страны, кроме Иудейской? Но это написано для того, чтобы обличить и подвергнуть порицанию лживых маркионитов 183 . «После сего, говорит, вошел, по обычаю Своему... в синагогу их в день субботний» (ср. Лк.4:16 ). Но 184 какой же мог быть обычай у того, кто тогда (еще в первый раз) являлся? Ведь только что пришел в Галилею. И не начал учить вне синагоги, но в синагоге. Потому что из богослужения их обнаруживается, что беседовал с ними о Боге их; иначе надлежало бы Ему проповедовать вне синагог. Вошел в Вифсаиду к Иудеям и ничего иного из того, что говорили Ему, не высказал, кроме только этого: «Врач! исцели Самого Себя» ( Лк.4:23 ). И взяли Его и повели вон на вершину горы. Невероятно, чтобы (только) это слово Христа возбудило их к (такому) гневу 185 . Но если 186 беседовал с ними о Творце (мира), и вследствие этого они дали Ему такой ответ и вывели Его с целью низвергнуть, то почему в другом месте евангелист не указывает того (же)? А что граждане ненавидели Его, о том свидетельствуют Его слова: «пророк не принимается в ...отечестве» ( Лк.4:24 ). Не принял ни Анафоф Иеремию ( Иер.1:1 , Иер.11:21–23 ), ни Фесва (не послушала) Илию ( 3Цар.17:1 ), ни Авел-Мехола – Елисея ( 3Цар.19:16 ), ни Рама – Самуила ( 1Цар.7:17, 8:7, 19 ), и не принял ни народ Моисея, ни Израиль Господа. Посему Илия презрел жен их ( 3Цар.17:10–24 ), а Елисей – мужей их ( 4Цар.5:1–14 ) 187 . Так и Христос назвал Иудеев неверующими для посрамления их и сириян почтил более, чем их, – посему и исполнились гнева. Но это было ничто иное, как предлог. «Врач! – говорят, исцели Самого Себя» ( Лк.4:23 ), – то есть Сам спасись от нас, прежде чем спасать нас. Хотя нуждались в исцелении, однако вследствие их неверия исцелить их не мог. По произволению своему низвергли Его, по Божеству Своему Он не упал ( Лк.4:30 ). Когда воля (их) хотела свергнуть Его, воздух покорно поддержал Его крыльями своими. Не упал, дабы хотя таким образом научить неверующих вере. Может быть, потому (евангелист и) говорит: «приняли... Его... галилеяне» ( Ин.4:45 ). Когда увидели то, что сделал Он среди них, то никто не осмелился предпринять что-либо против Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

«Радуйся». Обычное приветствие, равняющееся нашему «здравствуй». «Благодатная» – точнее: облагодатствованная или удостоившаяся особых милостей от Бога. «Господь с Тобою». Это не только пожелание, а засвидетельствование действительного факта. Ангел знает, что Господь действительно пребывает с Марией. «Благословенна Ты между женами». Эти слова в новых изданиях греческого текста обыкновенно исключаются, как заимствованные будто бы из 42-го стиха. Но они имеются в некоторых уважаемых древних греческих кодексах и переводах. Они указывают на то, что Пресвятая Дева – самая счастливейшая между женами. Лк.1:29 .  Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. Пресвятая Дева не неверие и сомнение обнаруживает, а, как Дева в высшей степени смиренная, смущается только чрезвычайностью похвалы, какой удостоилась от Ангела. Не смея от смущения прямо обратиться с вопросом к Ангелу, Она Сама в Себе старалась разобрать, что могло означать для Нее такое необыкновенное приветствие. Лк.1:30 .  И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; «Ты обрела благодать». Эти слова разъясняют и утверждают прежнее обращение Ангела к Деве: «Благодатная». Она, конечно, приобрела милость от Бога особыми Своими добродетелями, Своими душевными качествами – верой, смирением, чистотой. Лк.1:31 .  и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Ангел говорит здесь явно словами пророка Исаии ( Ис.7:14 ), которыми пророк предвозвестил рождение Мессии от Девы (см. комментарии к Мф.1:21 ). Лк.1:32 .  Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; Лк.1:33 .  и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Здесь изображаются свойства и деятельность Сына Пресвятой Девы. «Он будет велик» – велик именно тем, что наречется или будет (ср. Мф.5:9–19 ) Сыном Всевышнего, конечно, как человек, потому что по Божеству Он вечно сын Вышнего Бога (блж. Феофилакт). «Престол Давида, отца Его». О пришествии великого Царя из рода Давида предсказано было самому Давиду ( 2Цар.7:12–19 ). Но если Сын Пресвятой Девы называется здесь потомком Давида, то этим самым ясно показывается, что Пресвятая Дева происходила из рода Давидова: Она только одна – без Иосифа – здесь выступает рождающей Мессию, потомка Давидова, Который таковым здесь представляется именно по Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Для Иисуса Бог оставался Отцом даже в тот момент, когда Он подвергался тяжелейшим испытаниям. По свидетельству евангелиста Луки, последнее, что Иисус произнес на кресте, было: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» ( Лк.23:46 ). С этими словами Он испустил дух. Тело Иисуса было снято с креста и погребено, по обычаю, в пещере. В субботний день, совпадавший с иудейским праздником пасхи, Его тело пребывало в гробу, а женщины, Его последовательницы, «остались в покое по заповеди» ( Лк.23:56 ). Пьета. Микеланджело Буонарроти. Италия. 1499 г. Воскресение Рано утром в первый день недели (впоследствии получивший в русской традиции наименование «воскресенья») женщины пришли к гробнице Иисуса, чтобы помазать Его тело ароматическими маслами. Они увидели, что гробница пуста, и ангелы возвестили им о том, что Иисус воскрес ( Мф.28:2–7 ; Лк.24:4–7 ). После этого двое учеников – Петр и Иоанн – прибежали к гробнице и увидели в ней лишь погребальные пелены, оставшиеся от Иисуса ( Ин.20:3–10 ). Затем воскресший Иисус явился Марии Магдалине 41 прямо у гробницы ( Мк.16:9 ; Ин.20:11–18 ), другим женщинам, когда они шли от гробницы ( Мф.28:9–10 ), двум ученикам на пути в Эммаус (Мк..16:12–13), группе учеников ( Мк.16:14 ; Лк.24:36–50 ; Ин.20:19–25 ). Спустя восемь дней Иисус вновь явился ученикам ( Ин.20:26–29 ), а затем еще неоднократно являлся разным группам Своих последователей ( Ин.21:1–23 ; 1Кор.15:5–7 ). Наконец, явившись ученикам на горе в Галилее, Он сказал им: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:18–20 ). После этого Он «вознесся на небо и воссел одесную Бога» ( Мк.16:19 ). Воскресение Иисуса Христа стало той главной вестью, которую апостолы – ученики Иисуса, избранные Им Самим для продолжения Его дела,– понесли в мир. Оно было основной темой их проповеди. Значение этого факта было настолько очевидным и безусловным для ранней Церкви, что апостол Павел, обращаясь к христианам Коринфа, мог сказать: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» ( 1Кор.15:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Если мы посмотрим, как использовалось это выражение иудеями до Иисуса, мы увидим разнообразие смыслов. Часто так называли человека вообще. В Книге Иезекииля, где выражение «сын человеческий» появляется более 90 раз, оно описывает пророка как хрупкого человека перед лицом Бога Всемогущего. Третий вариант употребления содержится в Книге Даниила (7:13–14). Пророк описывает свое видение: Видел я в ночных видениях, вот с облаками небесными шел как бы сын человеческий, дошел до Ветхого Днями [« Бога Всемогущего] и подведен был к нему. И ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили ему, владычество его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство его не разрушится. Здесь «сын человеческий» – персонификация святых Всевышнего (7:18, 27). В более поздней апокалиптической литературе, например, Подобиях Еноха (Ен 37–61) и 2 Книге Ездры 13, «Сын Человеческий» превратился в сверхъестественное существо, Избранника, которому предназначено появиться как мессианскому правителю Царства Божьего. Какое из этих ветхозаветных значений больше всего повлияло на Иисуса? Анализ евангельских отрывков, говорящих о «Сыне Человеческом», показывает: Иисус, очевидно, отождествлял себя с небесным Сыном Человеческим из видения Даниила, но при этом вкладывал в данное понятие новый и более глубокий смысл. Рассмотрим кратко типичные случаи использования данного выражения в Евангелиях. Их можно разделить на три группы: 1)Использование в контекстах, связанных с действиями Иисуса во время его общественного служения. Иисус называет себя Сыном Человеческим, когда исцеляет параличного ( Мк.2:10 ), оправдывает действия своих учеников в субботу ( Мк.2:28 ), отвечает желавшему следовать за ним ( Мф.8:20 / Лк.9:58 ), проводит контраст между собой и Иоанном Крестителем ( Мф.11:19 ; Лк.7:34–35 ). 2)Использование для указания на будущее пришествие Сына Человеческого на облаках небесных ( Мф.24:27 ; Мк.13:26–27:14:62 ; Лк.17:24–30 ). Мотив прославления взят, видимо, из Дан.7:13–14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

«Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в царство Божие» ( Мф.19:24 ), – сказал Спаситель богатому юноше 12 . «Не собирайте себе, – убеждает Спаситель, – сокровища на земле, где моль и ржа истребляют, и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют, и где воры не подкапывают и не крадут. Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» ( Мф.7:19–21 ). Непрочность земного благополучия, которым люди хотели обеспечить себе счастье, Христос подтверждает и примером – притчей о любостяжательном богаче, надежды которого на счастье жизни разрушились перед страхом смерти ( Лк.12:16–21 ). Вместо земных благ Спаситель предлагает людям озаботиться приобретением сокровищ духовных, которые, несомненно, ведут к истинной цели жизни и действительному счастью. Свойства членов Царства Божия указаны Господом в нагорной проповеди. Совершенствование жизни человеческой, по учению Господа, должно начинаться с совершенствования личного настроения каждого отдельного человека. «Блаженны нищие духом... блаженны плачущие... блаженны кроткие... блаженны алчущие и жаждущие правды... блаженны милостивые, чистые сердцем, миротворцы, изгнанные за правду, претерпевшие всевозможные мучения и страдания за имя Господа И. Христа», – вот те заповеди, которыми Спаситель начал изображение истинной жизни человека, как члена царства Божия. Сознание своих несовершенств вместо фарисейского горделивого признания своей праведности, что Спаситель картинно изобразил в притче о мытаре и фарисее (1 заповедь блаженства, Лк.18:10–13 ); искреннее сокрушение о своих грехах по примеру плакавших у ног Спасителя и получивших утешение грешниц (2 зап., Лк.7:37–39 ); кротость и незлобие, к приобретению которых Господь приглашал коварных иудеев указанием на детей (3 зап., Мк.18:3 ); усердное искание правды в жизни, к познанию которой Христос и призывал людей Своей проповедью (4 зап., Ин.7:37, 8:32, 14:6 ); милость и помощь ближнему вместо обычных притеснений и насилий, оценить значение которых для жизни Великий Учитель приглашал в притче о милосердном царе и безжалостном заимодавце (5 зап., Мф.18:23–35 ); стремление к освобождению своего сердца от обольщений искушениями зла, так как интересы сердца, по мысли Спасителя, определяют и всё направление жизни человека (6 зап., Мф.6:21–25 ); желание и водворение мира по примеру Самого Спасителя, принесшего на землю мир (4 зап., Ин.14:27 , Лк.10:5 ); искренность убеждений до готовности претерпеть за них по примеру ветхозаветных праведников всякие невзгоды и мучения (8, 9 зап., Мф.11:7–9 Мф.23:31 , Ин.15:27, 16:1–5 ), – вот те духовные свойства и качества, которые должны составлять, по учению Спасителя, содержание духовных стремлений человека, поставившего своей целью жизни – совершенствование духа и искание царства Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

Под прекращением жертвы, может быть, разумеются и самые замыслы антихриста совершенно прекратить принесение её и постоянные усилия его достигнуть этой цели, а также и результаты этих замыслов и усилий. Антихрист, сказано в книге же Даниила, даже возмечтает отменить у святых праздничные времена и закон (7:25). Но хотя святые будут преданы в руку его до времени и времён и полу времени, однако слово „возмечтает” показывает, что он не успеет вполне осуществить своих разрушительных замыслов. Действительно, воссядут судьи и отнимут у него власть губить и истреблять до конца (7:26). Ему не удастся уничтожить все религии, всех людей отторгнуть от Бога и сделать своими последователями и совершенно искоренить совершение евхаристии. Поклонятся ему только погибающие, не написанные в книге жизни. Прочие останутся верны Богу и Христу, будут служить Им, будут приносить и вкушать бескровную жертву. По мере того, как царство антихриста будет расширяться, – не сразу и не без сопротивления подчинятся ему все народы и племена, – число избранных будет сокращаться, потому что антихрист и его приверженцы будут убивать всякого, не поклоняющегося образу зверя ( Откр. 13:15 ); и к концу царствования его, не поклонившихся ему, останется так мало, что Сын человеческий, пришедши, найдёт ли веру на земле ( Лк. 18:8 )? Но всё-таки немногие избранные останутся ( Мф. 24:22 ). Как в начале христианства, верующие во Христа укрывались от преследования язычников в катакомбах, где и совершали Богослужение и приносили бескровную жертву: так и перед кончиной мира избранные Божии, скрываясь от гонения антихристова в тайных и неприступных местах, будут день и ночь молить Бога об избавлении от врага ( Лк. 18:7 ) и укреплять себя вкушением Тела и Крови Христовых ( Откр. 12:14 ). Ожидая ежечасно смерти, они будут причащаться возможно чаще. И Бог подаст им защиту вскоре ( Лк. 18:8 ): силой их пламенных молитв и ради их избавления от антихриста и сократятся дни этого врага их, дни великой скорби ( Мф. 24:22 ; Лк. 18:7, 8 ). Таким образом, изречения о прекращении жертвы в последнюю полседьмицу мира означают то, что антихрист возмечтает совершенно искоренить евхаристическую жертву, как и всякое Богослужение, что во всё время своего царствования он будет употреблять все средства для достижения этой цели, и что он почти достигнет её: явное, общественное и торжественное принесение прекратится. А к концу его царствования и тайно совершать Евхаристию и Богослужение будут весьма немногие и притом с препятствиями и опасностями. Мерзость запустения, стоящая на святом месте, и седьмины Данииловы

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010