В Евангелии, читаемом на литургии ( Мф. 12, 30–37 ) в субботу 8-й седмицы по Пятидесятнице, содержится обличительная речь Спасителя о грехах языка человеческого, из которых величайшим грехом представляется хула на Духа Святого. Ближайшим поводом к этой речи послужило превратное истолкование фарисеями чудес Спасителя. В одно из Своих путешествий по Галилее Иисус Христос совершил поразительное чудо, изгнанием беса возвративши зрение и язык одному несчастному. Чудо это произвело столь сильное впечатление на народ, что он, уже готовый усматривать в лице и действиях Иисуса Христа исполнение пророчества Исаии о временах Мессии ( Ис. 35, 5–6 ), с удивлением говорил: «Не это ли Мессия, Сын Давидов?». Такое доброе настроение умов народа, эти благоприятные для Чудотворца речи не могли понравиться врагам Его – фарисеям и книжникам, бывшим свидетелями чудесного исцеления бесноватого. Для них, как и для всего народа, должно было быть очень ясно, что это исцеление есть дело Божественное, могло быть совершено только силой Божией, и однако же из одного только опасения потерять свое могучее влияние на народ они не желали признать чудотворную Божественную силу во Христе. Решившись во что бы то ни стало отвергнуть Иисуса Христа как Богопосланного Мессию, даже нарочито из Иерусалима прибывши следить за Ним и подавлять народное к Нему расположение, эти своекорыстные и лукавые ( Мф. 3, 7; 12, 34 ) заправители народа, по великой своей злобе на Чудотворца желая уронить Его авторитет в общенародном мнении, пустили молву, что Иисус изгоняет бесов не иначе как силой веельзевула, князя бесовского ( Мф. 12, 24 ). Нелепость этого объяснения чудес Христовых и невозможность исцеления бесноватых силой бесов Спаситель изобличает тем, что при таком странном суждении фарисеев следовало бы признать, что сатана сам старается разрушить свое собственное царство на земле, являясь врагом себе, а тогда не могло бы и существовать царство сатаны ( Мф. 12, 25–26 ). С другой стороны, если исцеление Христом бесноватого они приписывают силе князя бесовского, то какой силой изгоняют бесов иудейские заклинатели, которым Господь в силу молитвенного обращения их к Нзему иногда посылал помощь в борьбе со злыми духами (ср. Деян. 19, 13 )? Так как между веельзевулом и Иисусом Христом нет и не может быть ничего общего ( Мф. 12, 28–30 ), то очевидно, что Иисус Христос совершает Свои чудеса Духом Божиим или «перстом Божиим» ( Лк. 11, 20 ), и потому за свои неправые суждения о чудесах Спасителя, за свою дерзкую клевету на Него фарисеи и книжники подвергнутся тягчайшей ответственности. «Потому , – говорит в заключение Господь, – глаголю вам: всяк грех и хула отпустится человеком; а яже на Духа хула не отпустится человеком; и иже аще речет слово на Сына Человеческаго, отпустится ему; а иже речет на Духа Святаго, не отпустится ему ни в сей век, ни в будущий» ( Мф. 12, 31–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Глава двенадцатая Ин.12:1 . Иисус же прежде шести дний пасхи прииде в Вифанию, идеже бе Лазарь умерый, его же воскреси от мертвых. Ин.12:2 . Сотвориша же ему вечерю ту, и Марфа служаше: Лазарь же един бе от возлежащих с ним. Евангелие любимого ученика говорит точнее и определительнее предшествующих синоптических Евангелий о пребывании Господа в Иудее и Иерусалиме и о днях, предшествовавших великой и страшной жертве, приносимой за род человеческий. Но и у Матф. 26и сл. и у Мк. 14:3 , и сл. есть прямое указание на помазание Господа миром женщиной во время вечерней трапезы в Вифании, с тою особенностью, что дом, в котором учреждена была трапеза, назван домом Симона прокаженного, а имени этого нет у Иоанна Богослова, а что с другой стороны Иоанн указывает, что жена синоптических Евангелий, помазавшая Господа миром, была Мария. Что Мария и жена синоптических Евангелий одно и тоже лицо – мы убеждаемся и тем, что в Евангелиях Матфея и Марка как в Евангелии Иоанна Господь останавливает высказанные женщине упреки за трату мира и говорит при этом: «нищих всегда имеете с собою». Во всех трех Евангелиях событие сие имеет место перед входом в Иерусалим и страданием Господа. Очевидно, что это одно и то же событие, о котором говорят все три Евангелиста, с тою особенностью, что у Иоанна назван тот, который высказал мысль о напрасной трате мира, а именно говорится, что это был Иуда Искариотский, и притом указаны и тайные причины, т. е. состояние души его, вследствие которого он заявил свое мнение о мире. Нет нужды повторять, что мы выше сказали в начале 11-й главы о том, что Мария и блудница Лк. 7не имеют ничего общего между собою. Мы здесь присовокупим только, что по ходу рассказа Евангелиста Луки 1180 блудница омывала ноги Господа слезами где-то в Галилее, в доме фарисея Симона, правда одноименного с Симоном прокаженным, – у которого по Матфею 26:6, Господь был в Вифании, – но конечно не тожественного с ним 1181 . У Иоанна вовсе нет указания, в чьем именно доме была трапеза, и она могла происходить в доме родственника Лазаря по имени Симона прокаженного (вероятно исцеленного Господом), и который быть может был отец Лазаря и сестер его 1182 . Этим бы обяснялось почему Лазарь был одним из возлежащих, а не хозяином пиршества и почему Марфа служила при трапезе.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Господь наш Иисус Христос во время Своей земной жизни, нигде не проводил время более спокойно и счастливо, как только в Вифании, в семействе Марфы и Марии и брата их Лазаря, что видно из указания Евангелиста Иоанна Богослова, который говорит: Любляше же Иисус Марфу и сестру ея и Лазаря ( Ин.11:5 ). Из сказаний свв. Евангелистов вот что нам известно об этом благочестивом семействе. Так, Евангелист Лука повествует, что однажды Господь был в Вифании и здесь одна женщина именем Марфа пригласила Его в свой дом. Сестра же Марфы – Мария – села у ног Иисусовых и слушала поучения Его. Между тем Марфа хлопотала как бы получше угостить Господа и, подойдя к Нему, сказала: Господи, или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить! скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отымется от нее ( Лк.10:38–40 ). Кроме того, три Евангелиста упоминают в своих Евангелиях о сестре Марии, почти совершенно тождественно передавая рассказ о помазании Иисуса Христа драгоценным миром на вечери в доме Симона прокаженного, которое совершила Мария – сестра воскрешенного Лазаря. Рассказ Евангелистов излагается так: За шесть дней до Пасхи, накануне вшествия Христа в Иерусалим на вольную страсть, когда Христос был в Вифании на уготовленной Ему вечери, в доме Симона прокаженного, и воскрешенный Христом Лазарь разделял с Ним трапезу, а Марфа служила Ему, Мария, взяв сосуд с драгоценным миром, помазала им ноги Иисуса, отерла их волосами своими и возлила миро на главу Его. При этом Иуда Искариот выразил свое мнение, что лучше было бы продать это миро, а вырученные деньги отдать нищим; Господь Иисус Христос на это возразил: «Что смущаете эту женщину? Она доброе дело сотворила для Меня, потому что нищих вы всегда имеете у себя и благотворить им можете, когда хотите, но Меня не всегда имеете. Она что могла, то и сделала, излив на Мое тело сие миро, она приготовила Меня к погребению. И вот Я вам истинно говорю, что где бы не проповедалось Евангелие, в целом мире, будет сказано о том, что она сделала» ( Мф.26:6–13 ; Мк.14:3–9 ; Ин.12:1–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Грех Беседуя о мысленном корабле, жизни всякого христианина, мы снова вспомним святого Амвросия, который сказал, что из-за одного Иуды на море поднялась буря и волны на корабль апостольский ( Мф. 14:22–24 ), и скажем: в корабле жизни нашей в каждом отдельно сидит Иуда – наш тяжкий грех и обыкновенная страсть. Как Иуда был вор, предатель, льстец и самоубийца, так и обыкновенный грех наш есть вор, ибо обкрадывает нас, губя все наши труды и подвиги, которыми мы хотели заслужить милость у Господа Бога нашего; он есть предатель, ибо предает нас на вечную смерть в геенне; он есть и льстец, ибо, усладив в малом, наполняет нас вечной горечью; он есть, наконец, и убийца, ибо убивает и душу нашу, и добрую славу. Пока такой Иуда, то есть наш тяжкий грех и обычная наша страсть, будет находиться в корабле жизни нашей, пока он не будет изгнан из нас совершенным покаянием, до тех пор мы не будем плавать безбедно и не достигнем доброй пристани. Вспомним пророка Иону. Он был муж праведный перед Господом, был святой пророк, а кто не знает, что он пострадал в море только за один грех ослушания? «Господь воздвиг на море крепкий ветер, и сделалась на море великая буря, и корабль готов был разбиться. И устрашились корабельщики, и взывали каждый к своему богу» ( Ион. 1:4–5 ). О как много тяжких смертных грехов среди нас! Как же мы хотим иметь тишину? Великие грехи низложили сильных с престолов, разрушили царства, разорили города, рассеяли великие полки, опустошили страны, и пощадили ли они хоть одного злого человека? Мерзкие грехи навели потоп на людей прежнего мира (см. Быт. 7 ), пролили огонь на города содомские (см. Быт. 19:24 ), превратили у египтян реки в кровь (см. Исх. 7 ) и их же потопили в Чермном море (см. Исх. 14:27 ). Кого же из нас они могут спасти? Тяжкий грех проломил небо под Люцифером и до ада разверз землю под Дафаном и Авироном (см. Чис. 26:10 ), утвердил великую пропасть между богатым и Лазарем (см. Лк. 16:19–26 ), «ангелов, не сохранивших своего достоинства... соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня» ( Иуд. 1:6 ), людей превратил в скотов, как Навуходоносора, и в бесчувственные столпы, как жену Лотову (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Закрыть itemscope itemtype="" > Надо ли детям молиться или где поставить запятую «Молиться нельзя не молиться»? 27.12.2013 400 Время на чтение 6 минут - Батюшка, мы со своим сыном ежедневно читаем акафисты, каноны, молимся по целому часу! - Печально! Весьма печально! - Что печально?! - То, что вы заставляете ребенка молиться. - Как, батюшка, разве не надо детям молиться? Вы же сами на проповеди говорили о важности молитвы! - Да, да, конечно же, говорил! И все же весьма печально, то, что делаете вы. Зачем вы заставляете свое чадо молиться? Ваш ребенок уже не желает ходить в храм, ваш ребенок не желает исповедоваться и причащаться, да и занятия в воскресной школе стал пропускать. Вы заставляете свое чадо молиться, казалось бы, это очень хорошее и праведное дело. Но каковы плоды ваших усилий и ваших молений? Не задумывались? Надо ли детям молиться? Странный вопрос! Как же возможно жить без молитвы? Не возникла ли столь безумная мысль в душе больного на голову человека? Для любого православно верующего человека молитва - это буквально все: не только излияние сердечных желаний и прошений пред Богом, но и путь к Богу, причастие Жизни, «открытие сердца» навстречу подлинному бытию. Ведь «без Меня, - возглашает Господь, - не можете творити ничесоже» (Ин. 15, 5). А потому «просите и дано будет вам... ибо всякий просящий получает» (Мф. 7, 7-8), и, несомненно, «бодрствуйте и молитесь, чтоб не впасть в искушение» (Мф. 26, 41), а, значит, «всегда молитесь и не унывайте» (Лк. 18, 1). Господь молился часто и подолгу, и радостно-ликующе (славлю Тебя, Отче неба и земли), и напряженно-мучительно до кровавого пота (Гефсиманская молитва). Отрок Варфоломей (прп. Сергий Радонежский) своей усердной молитвой стяжал особую Божью благость: из отстающих в учении вышел в лучшие ученики. И все же сомнения одолевают. Молитва - не простое дело, молитва - особый труд. Может ли вынести этот труд ребенок? Не иссякнут ли его силы раньше времени, не родится ли в душе его через утомление недовольство и даже ненависть, злоба, которые будут в дальнейшем спроецированы и на Бога, и на Церковь, и на всю духовную жизнь? Ведь не каждый человек столь талантлив как прп. Серафим и прп. Сергий? Немало мы знаем примеров, когда дети, воспитываясь в сугубо церковной обстановке, не подтвердили в своей жизни веру, стали людьми безверными, безрелигиозными, и даже противниками подлинной христианской жизни.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > Пока в мире есть добро, Бог даёт нам время для покаяния и изменения жизни 07.03.2023 327 Время на чтение 6 минут Источник: Новогрудская епархия Похоже, что мы стоим на пороге планетарной катастрофы. Произошедшее в Турции землетрясение ошеломило весь мир. По словам турецких экспертов, сила подземных толчков была эквивалентна силе взрывов 500 атомных бомб. Некоторые города буквально стерты с лица земли в считанные мгновения. Ученые бьют тревогу, наблюдая резкий рост сейсмической активности в мире и разогревание планеты изнутри. Возможно, огонь уже рвется наружу, напоминая людям, что если первый мир погиб в воде, то второй сгорит в огне... Обо всем этом мы и беседуем с архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ, наместником Свято-Успенского Жировичского монастыря. — Происхождение землетрясений в Турции и Сирии, Ваше Высокопреосвященство, гигантского земного разлома породило немало версий. Однако многие эксперты, да и простые люди сходятся в одном: сбываются апокалиптические предсказания... — Невозможно и представить страдания людей во время этого бедствия и ужас потерь. Директор Европейского регионального бюро Ханс Клюге признал мощные землетрясения, которые обрушились на Турцию и Сирию в начале февраля, самым сильным стихийным бедствием в Европе за последние 100 лет. Все в мире связано, и в ряде стран следом за Турцией также зафиксированы землетрясения, правда, менее сильные, а также невероятных размеров град и сильные осадки. Поэтому апокалиптические настроения неудивительны. Человечество живет в страшной реальности, ситуация только ухудшается, и люди с опаской смотрят в завтрашний день. Похоже, что начинает сбываться евангельское предупреждение: «Люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются» (Лк. 21:26)... Всеми случающимися катаклизмами Господь напоминает нам о скоротечности земного бытия, близости последних дней, которые мы сами активно приближаем своими грехами. И эти грехи — не только постоянные войны, но и полное отвержение современным миром Божиих законов. Люди, забыв о Боге, Его Промысле, отдают себя во власть темных сил.

http://ruskline.ru/opp/2023/03/07/poka_v...

Замечания на 25-ю статью: изменения в литургиях Иоанна Златоустого и Василия Великого Денисов указывает на одиннадцать изменений в чине литургии по изложению новопечатных книг против книг старописьменных и старопечатных, за которые обвиняет православную церковь в нарушении веры, а именно следующие: 1) в количестве просфор на проскомидии; 2) в изъятии частиц из третьей и прочих просфор; 3) в пении антифонов; 4) в пении трисвятой песни; 5) в приложении к певаемому пред Евангелием и после Евангелия стиху «слава Тебе Господи»; 6) в отложении поклонов на великом выходе; 7) в херувимской песни; 8) в заключительных словах 50-го псалма; 9) в прибавлении к стиху: Достойно и праведно; 10) в звоне к словесам Господним и 11) в откровении глав монахам при произнесении сих же слов Господних. Рассмотрим все эти обвинения. 1) Денисов обвиняет православную церковь за употребление на проскомидии пяти просфор вместо семи. Но на каком основании он полагает употребление именно семи просфор на литургии за догмат веры, обвиняя св. церковь за отменение двух просфор, как за изменение догмата веры или за повреждение сущности таинства Евхаристии? – этого он не указывает, а только обвиняет голословно. Во святом же Евангелии у всех трёх Евангелистов, повествующих об учреждении таинства Евхаристии, говорится о едином хлебе. Так, Евангелист Матфей пишет: прием Иисус хлеб и благословив, преломи, даяше учеником, и рече: приимите, ядите: сие есть тело мое ( Мф. 26:26 ). Евангелист Марк: прием Иисус хлеб и благословив, преломи и даде им, и рече: приимите и ядите: се есть тело мое ( Мк. 14:22 ). Евангелист Лука: и прием хлеб, хвалу воздав, преломи и даде им, глаголя: сие есть тело мое, еже за вы даемое: сие творите в мое воспоминание ( Лк. 22:19 ). Итак, из повествования евангельского явствует не только то, что сам Господь совершил таинство Евхаристии на едином хлебе, а не на хлебах, но и то, что он повелел так же совершать оное и Апостолам: сие творите в мое воспоминание. В апостольских посланиях также не обретается повеления совершать сие таинство на семи хлебах, а говорится, напротив, о едином же хлебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых О некоторых Богородичных иконах Икона является общим языком Церкви, она выражает общеправославное учение, общеправославный аскетический опыт и общеправославное богослужение. Церковный образ всегда выражал Откровение Церкви, неся его в видимых формах церковному народу как ответ на его вопросы, как руководство и наставление. Божественное Откровение и его приятие человеком составляют единое действие в двух направлениях: путь откровения и путь познания; Бог нисходит и открывается человеку; человек, восходя к Богу, сообразует свою жизнь с полученным откровением. Икона - видимое свидетельство схождения Бога к человеку и устремления человека к Богу. Образ освящает душу посредством зрения - первого из чувств, по толкованию святых отцов: " Светильник телу есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло " (Мф. 6,22). Иконы несут человеку откровение грядущего преображенного мира и приобщают его к нему. Почитание икон основывается на их содержании и на благодатном присутствии изображаемого. Церковь в утверждении почитания икон опирается на догмат воплощения Христова, на полноту вочеловечения Бога Слова. Канонически почитание икон основывается на постановлении VII вселенского собора, которое признается имеющим непререкаемую силу для Церкви. Икона дает чувство осязательного присутствия Божия, но она предполагает для своего существования изобразимость Бога в человеке, который по сотворению своему имеет образ Божий (Быт. 1,26). Бог остается неизобразим в премирном бытии Своем, но в откровении Своем человеку Он имеет образ и может быть описуем. Воплощение второго Лица Святой Троицы есть основной догмат христианства. Необходимое условие воплощения - согласие Девы Марии: " буди Ми по глаголу твоему " (Лк. 1,38). Бог воспринимает человеческую природу, Им созданную, воспринимает от Божией Матери всю полноту человеческого естества, не изменяя Божества и не смешиваясь с человечеством, соединяется в единого истинного Бого-Человека: " Слово плоть бысть, чтобы плоть стала Словом " , - по выражению святого Марка Подвижника (V век).

http://pravicon.com/text-15

Кто Он, Иисус из Назарета? Владыка Иларион пытается дать ответ, убедительный для наших современников 26 октября, 2016 Владыка Иларион пытается дать ответ, убедительный для наших современников Рецензия на книгу митрополита Илариона (Алфеева) «Иисус Христос. Жизнь и учение. Книга первая. Начало Евангелия» (Москва, 2016). Новая книга митрополита Илариона (Алфеева) является первой частью задуманного им обширного многотомного проекта, посвященного исследованию жизни и учения Иисуса Христа. Митрополит Иларион отдает себе отчет в том, что «к настоящему времени об Иисусе написано и сказано столько, что… прибавить к сказанному давно уже нечего». Читатель спросит: зачем же тогда пускаться в новое исследование? Автор предвидит такой вопрос и отвечает на него: «Каждая новая эпоха рождает новые попытки осмыслить Его личность, и в каждом новом поколении к этой личности обращаются священнослужители, богословы, писатели, поэты, художники, композиторы, не говоря уже о миллионах простых людей, верующих и неверующих, каждый из которых пытается найти… ответ на вопрос: кто Он?» (с. 6). Кто Он, Иисус из Назарета? Этот вопрос задавали себе апостолы (Мк. 4:41. Лк. 8:25), над его решением бились Вселенские соборы. Не мудрено, что и в нашем поколении он продолжает волновать сердца и будоражить умы миллионов, что и сегодня люди стоят перед этим неотвратимым вопросом. Владыка Иларион пытается дать на него такой ответ, который был бы убедителен для наших современников, и делает это изнутри церковной традиции, опираясь на весь двухтысячелетний опыт Православной Церкви. Богословский талант вкупе с литературным даром, которым он, несомненно, обладает, позволяет сделать этот ответ внятным как для верующих во Христа, так и для тех, кто еще только ищет истину. Образ Христа, представленный в Евангелиях, обладает огромной притягательной силой. Эта человечность Иисуса и есть самое великое откровение Бога о Себе. Бог во Христе Иисусе стал человеком, чтобы, как говорит евангелист Иоанн, «явить» нам Бога (Ин. 1:18), а точнее, «объяснить» нам Его (в оригинальном греческом тексте – именно «объяснил», «истолковал»: ξηγ σατο экзегесато , что блаженный Иероним когда-то гениально перевел на латынь через enarravit, «рассказал»). Интерпретируя евангельские рассказы о Христе, эту «человеческую историю Иисуса», автор воссоздает Его «живой образ… на основании имеющихся источников» и представляет «Его учение так, как оно отражено в Евангелиях» (с. 8). В этом автор совершенно верен церковной традиции понимания Евангелий и истолкования слов и дел Иисуса, потому что «все детали Его человеческой истории имеют прямое отношение к тому Откровению, которое Бог дал людям через Него как Своего Единородного Сына. Сквозь Его человеческие черты проступают черты лика Божия; Его человеческое слово является словом Божиим, обращенным к людям» (с. 8).

http://pravmir.ru/kto-on-iisus-iz-nazare...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИГУМЕН [греч. γομενος - управитель, руководитель], начальник мон-ря; в РПЦ титул, присваиваемый как иерархическая награда иеромонахам (соответствует протоиерею белого духовенства). В НЗ слово γομενος обозначает вообще начальствующего («Но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий - как служащий» - Лк 22. 26; «начальствующих между братиями» - Деян 15. 22) и переводится на рус. язык также как «начальник» (Деян 7. 10; 14. 12), «вождь» (Мф 2. 6), «наставник» (Евр 13. 17). Применительно к епископу слово γομενος в древней Церкви употреблялось в значении «начальствующий над Церковью» ( Sozom. Hist. eccl. 7. 8; Суг. Alex. In Luc. 5//PG. 72. Col. 553). Епископы «для мирян своих - пророки, начальники (ρχοντες), вожди (γομενοι)...» (Const. Ap. II 25. 7; «начальник и вождь (γομενος) ваш» - Ibid. II 26. 4; ср.: Ibid. III 5. 3). Ηγομενοι называет Феодорит , еп. Кирский, вождей (епископов) сообщества выступивших против свт. Афанасия I Великого ( Theodoret. Hist. eccl. I 28). О γομενος как руководителе монашеской общины упоминают прп. Иоанн Лествичник: «...испросив у игумена лавры (τν τς λαρας γομενον) келлию...» ( Ioan. Climacus. 4. 110//PG. 88. Col. 721A); прп. Иоанн Мосх: «...авва Геронтий, игумен ( γομενος) монастыря святого отца нашего Евфимия...» ( Ioan. Mosch. Prat. spirit. 21//PG. 87. Col. 2868B). В начале устройства монашеской жизни управление мон-рями осуществляли особые лица - «отцы» (ββς). Появившиеся именования «игумен» и «архимандрит» долгое время употреблялись как синонимы, нек-рые авторы считают, что по крайней мере до сер. VI в. между ними невозможно установить разницу, они стали различаться не раньше X в. ( Marin. P. 86, 88). Начальники больших и известных мон-рей на Востоке стали именоваться архимандритами (ρχιμανδρτης, ρχων τς μνδρας), а малых - И. ( Никодим [Милаш], еп. Право. С. 656). Функции И. как настоятеля мон-ря соответствуют таковым архимандрита ( Marin. P. 87; Никодим [Милаш], еп. Право. С. 656). (О начальнике мон-ря в Западной Церкви см. ст. Аббат ; должность И.- настоятеля мон-ря имеется в вост. католич. Церквах.)

http://pravenc.ru/text/293525.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010