1 Так именуют себя в выходных листах первые печатные Уставы, оканчивая изданными при патр. Иосифе, и нынешний старообрядческий (единоверческого издания) устав. 2 Peregrinatio ad loca sancta 34 Правосл. Сборник, 20 вып., стр. 54 3 Лк. 24:53. 4 Пс. 150. 149:1, 3. 5 Пс. 21:23. 26; 49, 14. 23. Ср. Евр. 13:15 6 Числ. 10:10. 7 Священные трубы заменяли также у евреев наши колокола: ими созывался народ к скинии, а впоследствии д.б. и в храм; для этой цели было при скинии две серебряных трубы; когда трубили в обе вместе, это было призывом для всего народа; звук одной трубы – для одних начальников; для снятия стана трубили тревогу (Числ. 10:1—7). Место об этом их книги Числ читается в нашей и р.-католической церкви при благословении колоколов. При храме число труб доходило до 100 (1 Пар. 15:24; 2 Пар. 5:12. Ср. Иосиф Флавий . Antiqu. III, 12, 6). Трубы имели только священное употребление. Они напоминали рожки, которыми ныне муэззины сзывают на молитву магометан. Олесницкий (А.) . Древнееврейская музыка и пение. Труды Киев. Духов. Акад. 1871, 11, 117. 8 1 Пар. 16:40. 41. 9 Суд. 9:13. Талмуд, Erachin, Hemarah 11 10 М. б. Места псалмов, где должно было происходить такое повышение тона и аккомпанемент труб, обозначены загадочным термином selah . Этот термин имеют 39 псалмов (напр. 7, 21, 22) и песнь Аввакума; 16 псалмов имеют его 1 раз, 15 – 2 раза, 7 пс. И песнь Авв. — 3 раза, один псал. (88) – 4 раза. LXX переводят этот термин διαψαλμα , славянская Библия опускает. Термин, как и перевод его у LXX, объяснялся различно (древнейшее объяснение: «во век»), но большинство склоняется к мнению, что он означает начало строф или изменение голоса и тона музыки, и скорее всего поднятие последнего вверх. Sommer J . Biblishe Abhandlungen, 1 B, Bonn 1844, I. Erklärung des Sela. S. 1—84. Думают также, что selah означает место песни, где должен был останавливаться один хор, и другой повторять пропетое первым, и что слово составляет первые буквы слов: sok lemahla haschar – возвратись певец к началу. Олесницкий . Др.-евр. Муз. И пение. Т.К.Д.А. 1871. 12, 371.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

В Вопр. Как бл. Тихон беседует о Великодушии и терпении? Отв. Кн. 6. гл. 6. §213. Терпение и великодушие есть добродетель, которая, во всякой противности, печали и скорби приключающейся, предается воле Божией и изволяет лучше все претерпеть и перенесть, нежели пред Богом согрешить. Или великодушие есть добродетель, укрепляющая сердце в подвиге крестном, и сохраняющая от негодования и роптания, и научающая на волю Божию во всем полагаться; и не иное что есть, как самая вера, подвизающаяся против самолюбия плоти и покоряющая ее в послушание воле Божией. И хотя верный, немощию плоти убеждаемый, молится и просит избавления от скорби: дух бо бодр, плот же немощна ( Мф. 26:41 ); однако же, последуя начальнику веры и совершителю Иисусу Сыну Божию, прилагает слово: не моя воля, но Твоя да будет, Отче ( Лк. 22:42 )! Так Давид, Св. праотец Христов по плоти, в гонении и печали своей взывал: аще обрящу благодать пред очима Господнима, и возвратит мя и покажет ми Его (кивот Божий) и лепоту Его. И аще тако речет: не благоволих в тебе: се аз есмь, да сотворит ми по благому пред очима Своима ( 2Цар. 15:25, 26 ). Причины, к великодушному терпению одушевляющие, суть сии: 1) все, что ни бывает, по Божию промыслу бывает: благая и злая, живот и смерть, нищета и богатство от Господа суть ( Сир. 11:14 ). Сим должно успокаиваться и укреплять себя в терпении, что все от Господа происходит, и в бедах с Иовом взывать: аще благая прияхом от руки Господни, злых ли не стерпим ( Иов. 2:10 )? Хотя плотскому нашему рассуждению бедствие кажется злом: но, поскольку от благого Бога посылается, ради пользы нашей, есть, без сомнения, благо: ибо оно имеет целию своею то, чтобы нас духовно благополучными сделать. 2) Грехи наши, коими оскорбили Бога, далеко превышают Божие наказание, какое бы оно ни было: ибо Бог всегда наказует нас менее, нежели мы заслужили. 3) Наказание, чрез беды и напасти бывающее, есть знамение Божия милосердия к нам: его же бо любит Господь, наказует ( Евр. 12:6 ). 4) Бог, по богатству благости, кротости и долготерпения, на покаяние нас ведущего, терпит нам, ожидая нас на покаяние ( Рим. 2:4 ): убо и нам должно терпеть, когда наказует нас за грехи, и благодарить Ему за отеческое наказание; потому что чрез сие наказание ищет нашего спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42     Писатель порицает тех, кои льстят богатым и тем лишь губят их. К богатым должно быть обращено слово лишь серьезное (глава 1) Некоторые из богатых, слыша слова Господа: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» ( Мф. 19:24 ; Мк. 10:25 ; Лк. 18:25 ), отчаиваются в своем спасении и небрегут о нем. Их писатель уверяет, что при правильном понимании данных слов Спасителя в них вовсе не содержится никаких оснований для подобного страха, и молится о даровании просвещения свыше для объяснения слов Господа правильно и для пролития в читателей убеждения, что не плотски они должны быть понимаемы, а духовно (главы 2, 3, 4) Далее писатель развивает, как вопрос богатого юноши Христу Господу представил удобный случай указать ему более возвышенную и совершеннейшую точку зрения, чем Моисеев закон, в полном познании Бога и Христа Спасителя; но юноша, соблазнившись словами: «Продай имение твое» ( Мф.19:21 ), – отходит (главы 5, 6, 7, 8, 9, 10) Между тем, это продай нужно было понимать не буквально о пожертвовании всей собственности, а только о внутреннем духовном отрешении сердца от разнузданных страстей и доброй трате имущества на бедных (главы 11, 12, 13) Потому что богатство само в себе безразлично, злом же оно становится или добром вследствие своего употребления. Продажа богатств, следовательно, означает очищение сердца от пороков и безпорядочных движений, которые и в душе человека, не имеющего никаких средств, могут существовать в форме алчности к богатствам (главы 14, 15, 16) Душа чистая от сего должна следовать за Христом; это душа, на земное имущество смотрящая, как на дар Божий, и утрату его умеющая переносить равнодушно, между тем как стремление к умножению богатств запутывает в сети мира. Из этих положений опять потом выводятся уже названные положения о назначении богатств для целесообразного пользования ими и о духовном понимании слов Спасителя (главы 17, 18)

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Скачать epub pdf Глава 10 Иносказательные изречения Господа о двери во двор овчий и о добром пастыре (10–18), и распря о сем между иудеями (19–21). Речь Господа о Себе как Мессии в праздник обновления (22–39) и удаление Его на Иордан (40–42). 1. Ин. 10:1 . Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник; Иез. 34 ; Пс. 22 д.; Пс. 79 д.; Иер. 23 д.; Мих. 2:12 . 2. Ин. 10:2 . а входящий дверью есть пастырь овцам. 3. Ин. 10:3 . Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовёт своих овец по имени и выводит их. Мк. 13:34 ; Деян. 14:27 ; Ис. 43:1, 45:3 . 4. Ин. 10:4 . И когда выведет своих овец, идёт перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. 5. Ин. 10:5 . За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса. Истинно, истинно говорю вам и пр.: продолжается речь к фарисеям, начатая в конце предшествующей главы в ответ вопрос – И они не слепы ли (40–41). После грозного ответа на насмешливый вопрос их, Господь иносказательно раскрывает им, что они не истинные, как они мечтали, руководители религиозной жизни народа, и гибельные руководители, если бы только слушался их народ, – что они только развращают народ, ясным выражением чего служит их злобное противодействие истинному руководителю народа – Мессии. Эта речь Господа идёт не прерываемая, как обыкновенно, спорливыми фарисеями, потому что они не понимали сначала иносказательной речи Его (ст. 6), и это дало Ему удобство беспрепятственно, не прерывая, за один раз представить прекрасное иносказание во всех его чертах. Когда уже Он окончил изображение, тогда только поняли Его враги Его, и произошла между ними, как нередко, распря (ст. 19–21). – Кто не дверью входит во двор овчий и пр.: образ выражения заимствован от пастушеской жизни в Палестине. Для ночлега стад, когда почему-либо неудобно было оставлять их на ночь на пастбище, пользовались иногда природными пещерами, по местам довольно обширными, иногда делали особенные более или менее обширные искусственные загороди, иногда открытые, иногда крытые; сюда на ночь загонялись стада, закрывались двери, и кто-нибудь из пастухов, большею частью не главных, оставались при дверях на страже (ср. прим. к Лк. 2:7–8 ). – Кто не входит во двор овчий прямым законным путём – чрез дверь, тот этим самым показывает, что он не собственник стада и не законный пастух, а хищник – вор и разбойник, ибо собственнику и пастуху нет нужды входить не чрез дверь. – Перелазит инуде: через изгородь, которая большею частью была не очень высока, или проломав дыру, или чрез подкоп и пр. – Вор – тот, кто похищает собственность другого без шуму, тайком; разбойник – тот, кто отнимает силою.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Глава 24 Зач. 112. Путешествие жен мироносиц ко гробу Христову. Четвертое воскресное евангелие. О пришествии жен мироносиц ко гробу Христову повествуют и св. Еванг. Матфей ( Мф.28:1 и дал.) и Марк ( Мк.6:2 и дал.). Евангел. Лука повествует об этом согласно с ними, но только с тем различием, что, опуская их подробности, вносит свои. Еванг. Матфей прежде путешествия жен мироносиц на гроб Спасителя, повествует о самом воскресении Христовом (28:1 ст. и дал.) Равным образом еще прежде повествования о воскресении, он описывает, как враги Христовы поставили стражу к Его гробу ( Мф.27:62 и дал.) Еванг. же Лука, как равно и Марк, опуская эти события, прямо говорят о мироносицах. Лк.24:1 . Во едину же от суббóт зелó рáно приидóша на грóб, носящя яже уготóваша аромáты: и другия с ними: (В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие;) Во едину от суббот (в первый день недели). Суббота у евреев – седьмой и последний день недели, день праздничный (4-ая запов.). Едина от суббот или первый день недели; это – первый день после субботы, в который Господь воскрес и который с того времени у нас христиан называется воскресным: этот день был третьим от Его смерти. Что Господь имел воскреснуть в третий день, это пророчески представлено было прор. Ионою, который, будучи поглощен китом, на третий день живым был извергнут им из чрева, и об этом Сам Господь неоднократно предсказывал Своим Апостолам. Так и совершилось на самом деле. «А как считается воскресение Христово тридневным, узнай, пишется в Пасхальном синаксаре: вечер четверга и день пятка – вот сутки, по еврейскому счету, ночь пятка и день субботний – другие сутки; субботняя ночь и день недельный – третьи сутки. Здесь начало дня принимается за целый день». В каком часу последовало воскресение Христово, этого определить нельзя; полагают, утром после полуночи (Амвр. Медиол.). Зело (очень) рано, у Матфея, на рассвете, у Марка, весьма рано. Приидоша на гроб (пришли они), т. е. женщины, которые следовали за Господом из Галилеи и смотрели на Него распятого (23:49). Ниже (10 ст.) св. Лука указывает трех из них, но прибавляет, что с этими тремя были и другие. Носяще, яже уготоваша (приготовленные) ароматы, т. е. благовонные масти, какими, по обычаю иудеев, намазывали тела умерших. Масти эти составлялись из разных благовонных веществ и различно. Бывали они из одного вещества, нардового цельного мира ( Марк. 3 ), но большею частию составлялись из смешения разных веществ ( Иов.41:22 ), – чистого оливкового масла и привозных веществ, особенно из мирры, нарда и ладана и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Е. А. Булгаковой Господь благословит Вас, родная моя Лиза, за память обо мне, Го­сподь поможет Вам устроить свою душу. Вы глубоко, верно опреде­лили первое свое состояние – первоначальное, радостное, светлое, легкое. Второе состояние – это подмена подлинного призрачным, духовного – плотским. В нем привыкли видеть ценности, которые являются мнимыми. Таковы повышенное чувство экстаза и даже плотские состояния (не отдавая себе в последних отчета). Почув­ствовав неправильность, Вы не открыли всей правды, от этого и помощи не было. Родная моя, не унывайте, это часто повторяемый путь. Ничего необычного в этом нет. Для греховного пути это свойственно, мож­но сказать, нормально. При этом Вы много познали и сейчас сознае­те. А это великое дело. Прошу Вас: живите проще, не гоняйтесь ни за какими состояниями. Помните, что если нужно, Господь дает сам. Живите по примеру вдовицы, принесшей Господу две лепты (см.: Мк. 12:41–44 ; Лк. 21:1–4 ): «Господи, у меня ничего нет, душа пуста, сердце каменное, но я верую в Тебя и приношу Тебе последние две лепты, которые с трудом собрала у себя внутри». Вот так просто и нужно жить. Господь увидит Ваше смирение, Ваш труд и даст Вам то, что Вы и не подозреваете, даст радость тихую о Духе Святом. Радость незаметную, смиренную, благодатную. Совсем не такую, что Вы ценили раньше и желали иметь. Храни Вас Господь! Простите меня за небрежное писа­ние. Тороплюсь, хочется ответить. Сердцем не сразу заживете, а молитву молящемуся, по слову Святого Писания, дает Господь (см.: 1Цар. 2:9 ). Вы в смирении делайте лишь возможное для Вас в этом направлении. В. В. Величко Глубокоуважаемый и дорогой Валериан Вадимович! При вхождении во Святый пост земно Вам кланяюсь и про­шу прощения за все содеянное мною. Простите за все! Передайте мой сердечный привет всем Вашим. Да благословит Вас Господь в Ваших общих трудностях! Переданное Вашими «если помнит о нас, то скажите...» для меня доставило душевную тревогу. Родной Валериан Вадимович! Всегда помню, благодарю и до сих пор по временам тянусь к вам ко всем, как бывало и раньше. Очень прискорбно, что письмо мое ко дню Вашего ангела с моей глубокой благодарностью за Ваше вни­мание к болезни моей не дошло до Вас. Может быть, где и найдется еще, может быть, в книге какой завалялось.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Об обетованном Мессии, Господе нашем Иисусе Христе Несть бο иного имене под небесем, даннаго в человецех, о нем же подобает спастися нам, кроме Иисуса Христа ( Деян.4:12 ). Более пяти тысяч пятисот лет люди, верующие с благоговением и нетерпением, ожидали Мессию – Искупителя и Спасителя, обещанного человечеству после грехопадения прародителей, который и явился в определенное Богом время. Велика была радость истинных Израильтян, когда они сподобились узреть Христа! Так, праведный Симеон, взявши на руки чаемого им Спасителя, воскликнул: «ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу твоему с миром, яко видесте очи мои спасение Твое» ( Лк.2:28 ). Радовались и многие другие, увидевши Христа: «мы нашли Мессию», говорил Апостол Андрей брату своему Симону ( Ин.1:41 ). И сколько было затем подобных голосов, когда Евангельская проповедь послышалась в мире и коснулась сердца людей. Число верующих в Господа Иисуса умножалось тогда с каждым днем. Но то ли теперь? Современные евреи, особенно ярые талмудисты, мало обращаются ко Христу, хотя ежедневно молят Господа о ниспослании им Мессии, не понимая, что тысяча восемьсот лет тому назад Он явился уже в мир и прежде всего к Израилю: во своя прииде и свои Его не прияша ( Ин.1:11 ). Не грустно ли это?! И как не пожалеть о заблуждении Израиля! Православный христианин нередко смущается безверием еврея и хочет ему в этом помочь, а еврей отворачивается от его доброго слова, а иногда прямо говорит: «ваш Христос не Мессия; если бы он был наш желанный Мессия, то мы не страдали бы так: Он совершил бы спасение Израиля, собрал бы нас от всех стран земли, ввел бы в Иерусалим, устроил бы там царство Израиля и Сам бы царствовал над нами, как сказано в священном писании ( 2Цар.7:16 . Иез.36:24 ). А ваш Христос сделал ли это? Христианин, нередко не знает, как нужно отвечать на это, а еврей остается в прежнем заблуждении. В виду сего и составлена эта маленькая книжка; цель ее – уяснить христианские истины и если не вразумить, то обличить заблуждающегося в вере еврея. Прими же ее благосклонно читатель христианин на пользу души и выступи, при удобном случае с ней, как Давид с пращею, против супостатов веры Христовой, которых теперь не мало, и не только среди евреев, но, к прискорбию, и между христианами; они заявляют громко и бесстыдно о своем безверии 1 и многих неопытных в вере христианской увлекают в погибель. Сражайся же верующий за веру Христову с кем бы то ни было – Иудеем или утратившим веру христианином. Помни заповедь христову: кто исповедует Меня пред людьми, исповедаю его и Я пред Отцом Моим Небесным ( Мф.10:32 ). Ο прообразах Иисуса Христа

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

Отдел третий. БОГ КАК СПАСИТЕЛЬ. ХРИСТОЛОГИЯ 3. Образ ипостасного соединения двух естеств в Господе Иисусе Христе Рассматриваемая в беспристрастной исторической действительности Богочеловеческая Личность Господа Иисуса, хотя и содержит в Себе два совершенных естества, Божественное и человеческое, но, тем не менее, Она всегда одна-единственная, всегда одна и Та же, и таковой Себя проявляет. Изображая реальность двух естеств в Господе Христе и очевидность их ипостасного соединения, Святое Откровение не пытается путем логического, дискурсивного анализа показать, или удостоверить, т. е. объяснить человеческому сознанию самый способ этого соединения. И в этом случае, как почти и во всем, Откровение не доказывает, а являет; представляет факты такими, каковы они суть в своей непосредственной исторической наглядности и данности, встречая нас как бы упреждающими словами: «кто имеет уши слышать, да слышит», «кто имеет очи видеть, да видит». Оно констатирует факты, не истолковывая их, потому что в их достоверности и незамысловатости содержится их истинность и оправданность. Оно просто и искренно изображает Господа Иисуса Христа таким, каким Он был в Своей Богочеловеческой реальности, не добавляя к Нему ничего фиктивного, вымышленного, и не отнимая у Него ничего подлинного, очевидного. В преданности историческому реализму новозаветное Откровение неподражаемо и не имеет себе равных. О Господе Иисусе Христе оно свидетельствует, собственно, только то, что люди в непосредственной, исторической, евангельской действительности слышали, что видели своими глазами, что рассмотрели и осязали их руки, что самым критическим и самым скептическим образом они проверили (ср. 1Ин.1:1 ; 2Пет.1:16 ; Деян.4:20 ; Ин.20:24–28 ; Лк.24:11, 37–41 ). Откровение свидетельствует: «Бог явился во плоти» ( 1Тим.3:16 ), но не объясняет таинственного внутреннего процесса этого явления, а лишь добавляет, что это «великая благочестия тайна». Но дабы обращенный к Богу человеческий дух не остался в полном неведении об образе ипостасного соединения двух естеств в Господе Иисусе, Божественное Откровение говорит нам о Нем столько, сколько человеческое естество может вместить.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Псалом 109 Мессия – Христос есть Царь и Первосвященник, имеющий победить мир. Псалом Давиду. 1. Рече Господь Господеви моему: седи одесную мене, Дóндеже положу враги Твоя подножие ног Твоих. Боговдохновенный пророк Давид говорит о Христе – Спаситель. По откровению св. Духа, Христос есть Господь, имеющий победить всех своих врагов. Пророк говорит: «Сказал Господь Господу моему», – Господь первый, по-еврейски, Иегова, сказал Господу другому, по-еврейски, Адонаи. – " Седи одесную Мене», – это есть тоже, что, восседая на престоле по правую сторону царя, быть ему соправителем; следовательно, Господь – Адонаи должен царствовать вместе с Богом. – «Доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих». По обычаю древности, побежденные, приближаясь к победителям, должны были повергаться ниц пред ними, в знак полной покорности, а победители – в знаке полного покорения побежденных, становились ногою на голову их; те, таким образом, служили им некоторое время как бы подножием (I. Нав.10:24 ). Посему – положить врагов в подножие ног, значит совершенно их покорить. Кто сей Господь – Адонаи? Это – Христос. Однажды, когда собрались ко Иисусу Христу саддукеи и фарисеи и предлагали Ему различные трудные вопросы, не имея веры в божественное достоинство Его лица, то «Иисус, обратившись к фарисеям, спросил: что вы думаете о Христе? чей Он Сын? Говорят Ему книжники: Давидов. Говорите им Иисус: как же Давиде, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын Ему? И никто не мог отвечать Ему ни слова: и с того дня никто уже не смел спрашивать Его» ( Мф.24:34,41–46 ; Мк.12:34–37 ; Лк.20:40–44 ). Очевидно, по пророчеству Давида, Христос есть Сын Божий, а потому и Господь самого Давида. Это решительно утверждает и Ап. Павел. В своем послании к Евреям, Ап. Павел, свидетельствуя о божестве Иисуса Христа, и о превосходстве Его, как Единородного Сына Божия, над Ангелами, между прочим, говорит: «Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» ( Евр.1:4, 13–14 ). – Что Христос, во исполнение сего пророчества Давида, восшел на небеса и возседит одесную Бога Отца, о семь свидетельствует Ев. Марк, говоря: «Господь вознесся на небо и воссел одесную Бога ( Мк.16:19 ). В день Пятидесятницы, по сошествии Святого Духа, Апостол Петр, обратившись к собравшимся сюда Иудеям и другим «благоговейным людям», так свидетельствовал о Христе: «Давид не восшел на небеса; но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Итак, твердо знай, весь дом (народ) Израилев, что Бог соделал Господом и Христом сего Иисуса, которого вы распяли. Слышав это, они умилились», замечает Дееписатель ( Деян.2:34–37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Псалом 2. Торжество Царя-Мессии над восстающими против Него народами В псалме 2-м изображается восстание царей и народов против Господа и Его Помазанника, усмиряемое определением небесного Владыки о Его Помазаннике, как вечном Сыне Его, которого Он поставил царём над Сионом, отдав Ему во владение все народы земные и дав Ему власть строго карать непокорных. В заключение псалма, псалмопевец увещевает мятежников образумиться и покориться Господу и Помазаннику Господню. Черты образа Царя-Помазанника и Его отношения к Господу, особенно во всей их совокупности, не подходят ни к одному из царей еврейского народа и прямое и полное применение свое находят только в лице обетованного Спасителя, которому по преимуществу усвоялось имя Помазанника, Мессии или Христа (Χριστς) ср. Ин.1:20, 25:41 ). Поэтому уже у евреев древнейшим и господствующим объяснением 2 псалма было объяснение его о Мессии, которого во времена Иисуса Христа и называли, заимствованными из этого псалма, наименованиями: «Христос, Сын Божий» ( Мф.26:63 ), или: «Христос, Сын Божий и Царь Израилев» ( Ин.1:49 ) 103 и только с века, в противоречие христианам, они стали объяснять его применительно к царю Давиду 104 . А в Новом Завете мы имеем многие прямые и ясные свидетельства, что помазанник, о котором речь во 2 пс., есть предвечный Сын Божий, Господь наш Иисус Христос ( Евр.1:5; 5:5 ; Деян.13:32–33 ), и что восстание царей и народов следует понимать о борьбе неверующих против Христа и Его царства, которая, начавшись восстанием против него иудейских властей и народа с Иродом и Пилатом ( Деян.4:25–27 ; ср. Лк.18:31–32 ), и продолжаясь в гонениях и преследованиях Его последователей (ср. Ин.15:20 ; Мф.10:18; 23:34 ), достигнет крайней своей степени в борьбе антихриста «которого Господь Иисус убьёт духом уст своих и истребит явлением пришествия своего» ( 2Сол.2:8 ; Апок. 19:15 ; ср. 2:27; 12:5). В таком именно смысле объясняли этот псалом и все отцы и учители восточной и древней западной церкви. В какое время и при каких обстоятельствах сообщено было Давиду такое откровение о Христе и Его царстве, в точности определить нельзя.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010