Сославшись на слова Павла: «Кого он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына своего» и Иоанна: «Верующий в Меня, дела, которые творю я, сотворит, и больше них сотворит», он, стараясь сохранить заданную программу, полностью копирует сцену казни Иезидбузида с евангельского описания распятия Христа. Приведя Иезидбузида на судилище, сорвали с него одежду («Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды его разделили на четыре части, каждому воину по части и хитон». – Ин.19:23 ). Агиограф не удерживается от того, чтобы не вложить в уста Иезидбузида слова, говорящие о сходной с распятием Христа ситуацией: «Воистину должно быть так, ибо во время своего добровольного распятия сын моего Господа Единородный спаситель нагим был распят на кресте». Дальнейшее описание казни ведется в полном соответствии с Евангелием. Среди многолюдного судилища было установлено три креста. На одном из них распяли Иезидбузида: «Он был пригвожден к кресту на многолюдном судилище и стрелами пронзали ему бока». А рядом с ним распяли еще двух приговоренных к смерти, одного по правую сторону, другого по левую («И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону», – Лк.23:33 ). Один из осужденных, когда подвели его к кресту, «стал целовать ноги святого мученика и, взяв земли, смешанной с кровью, которая стекала с него, положил себе за пазуху» Его тут же убили, метнув в него стрелу. А другой, левосторонний, стал молить судей: «Не предавайте меня смерти, я согласен принять магию». (Один из повешенных злодеев злословил его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда сам осужден на то же?... и сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое». – Лк.23:39–43 ). И, как тело Христа, оставили тело Иезидбузида на кресте. А верующие, споспешествуемые Богом, взяли тело святого, обвили плащаницей и с большими почестями опустили в могилу (Иосиф из Аримафеи «купил плащаницу и, сняв Его, обвил плащаницей и положил его во гробе».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Проблема бессмертия человека. Далее, отрицание физического воскресения порождает серьёзную проблему, касающуюся христианского бессмертия. Если Христос не воскрес в том же самом физическом теле, в котором был распят, тогда и для нас не остаётся надежды, что мы сможем восторжествовать над физической смертью. Только благодаря физическому воскресению Христа может верующий торжествующе воскликнуть: «Смерть! где твоё жало? ад! где твоя победа?» ( 1Кор. 15:55 ). Ведь это возможно только в силу физического воскресения Христа, «разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие» ( 2Тим. 1:10 ). Как сказал Павел коринфянам, «если Христос не воскрес [...] умершие во Христе погибли» ( 1Кор. 15:17–18 ). Проблема безнравственного обмана. При отрицании физического Воскресения возникает серьёзная этическая проблема обмана. Никто не сможет, честно читая евангельские повествования о явлениях Христа после Воскресения, отрицать, что Иисус стремился убедить сомневающихся учеников в реальности Его вполне физического тела. Он сказал им: «посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» ( Лк. 24:39 ). Он также ел в их присутствии ( Лк. 24:41–43 ). Он предложил Фоме: «подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» ( Ин. 20:27 ; см. воскресение Христа: свидетельства). С учётом контекста, состоящего из учения Иисуса и веры иудеев в физическое воскресение (ср. Ин. 11:24 ; Деян. 23:8 ), эти высказывания не могли бы получить в понимании учеников никаких других разумных объяснений, кроме того, что Иисус стремится убедить их – Он воскрес в том же самом физическом теле, в котором умер. Если воскрешённое тело Иисуса было всего лишь нематериальным телом, получается, что Иисус ввёл Своих учеников в заблуждение. Если воскрешённое тело Иисуса не было осязаемым, физическим телом, то Он лгал. Свидетельства физического Воскресения . Как показано в статье воскресение Христа: возражения – доводы против Воскресения не имеют под собой основы. Более того, свидетельства физической природы Воскресения, напротив, чрезвычайно весомы. Хотя часть изложенного ниже выступает одновременно и свидетельством исторической достоверности Воскресения, это также подтверждение того, что Иисус в Своих явлениях не был подобен бесплотным ангелам. Напротив, Он демонстрировал вполне материальное тело – то самое тело, в котором был распят.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Мало им было своих страданий! «Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого» ( Лк.23:36–37 ). Но вскоре, как увидим, и первые, и вторые, и третьи начнут приходить в себя. И первым, как ни странно, пришел в себя один из распятых злодеев. В его сердце что-то вдруг переломилось. И в то время, как «один из повешенных злодеев» вместе со всеми «злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас», «другой же, напротив», вдруг проникся сочувствием к невинно страдающему рядом безумцу, который мнит себя кем-то великим. Он «унимал» своего товарища «и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же?» Он признал полную справедливость своей казни, сказал, что «мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а», указывая на Иисуса, он не указывает на Его высокое достоинство, но лишь говорит, что Иисус «ничего худого не сделал. И» разбойник нашел силы, в своих нечеловеческих страданиях хоть как-то утешить «ненормального», который и на кресте продолжает мнить себя царем Иудейским. Он «сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» Но, обратившись к Иисусу не всерьез, разбойник вдруг услышал совершенно серьезное, сказанное со властью: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк.23:39–43 ). Заметим, что этих слов никто из людей не слышал. Даже Иоанн Богослов, который стоял возле креста, не сообщает о них. Для всех этот злодей так и уходил из этой жизни злодеем. А пишет об этом Лука, который был учеником Павла. А Павлу Господь, являясь лично уже после Своего Вознесения, открывал многие тайны. Так что не стоит спешить утверждать о загробной судьбе любого, даже самого неприятного нам человека. «При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» ( Ин.19:25–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

«Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему» ( Лк. 2:49 ), говорил Он ещё в двенадцатилетнем возрасте Своим родителям. «Нам надлежит исполнить всякую правду» ( Мф. 3:15 ), ответил Он Иоанну Крестителю. «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» ( Ин. 4:34 ), говорил Он ученикам Своим. «Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» ( Ин. 6:38 ), учил Он иудеев. Вся Его жизнь определялась сознанием должного: «Мне должно», «должно Сыну человеческому» ( Лк. 4:43 ; Ин. 3:14  и др.). Даже во время Гефсиманского борения, когда наиболее обнаружилась немощь Его человеческой природы, в Нем не прерывалось и не ослабевало желание исполнять не Свою волю, но волю Отца ( Мф. 26:39, 42 пар.). И Он действительно исполнил всю волю Божию о Себе. «Я всегда делаю то, что угодно Отцу» ( Ин. 8:29 ): таково было Его непрерывное и безусловное сознание. Научая Своих учеников всегда молиться Богу об оставлении грехов, Он Сам, часто молясь, никогда не обращался к Отцу с молитвою об оставлении грехов: князь мира сего не имел в Нем ничего ( Ин. 14:30 ). В последнем итоге, вопрос о безгрешности Христа с религиозно-исторической точки зрения есть вопрос об энергии и непосредственности Его богосыновнего самосознания. Во Христе это самосознание было природным и всецело определяющим началом, а не логическим выводом, не отвлечённою мыслью, не внешним призванием. В степени ясности и содержательности оно усиливалось в Нем по мере Его духовного возрастания, но было в Нем всегда непосредственным и всецелым основанием сознательной деятельности 387 . Какова же была воля Божия о Христе? В чём состояло для Него отчее «должно»? Общее содержание воли Отца о Сыне было то, чтобы Он дал миру жизнь вечную, которую имел в Себе ( Ин. 3:16–17 и мн. др.). В этом своём содержании воля Отца вполне совпадала с самосознанием Христа и даже с Его самочувствием. Как естественно для физической жизни человека стремление к питанию и продолжению рода, как естественно для свободно-разумной душевной жизни человека желание развития и общения с подобными себе, так для божественно-духовной жизни Христа было естественно желание духовного рождения чад Божиих, дарования людям общения с ней (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Мф.1:22–23 ). «Не спрашивай», – говорит святой Иоанн Златоуст , – «каким образом Дух образовал Младенца в Деве. Если при естественном действии невозможно объяснить способа зачатия, то как можно объяснить его, когда чудодействовал Дух... Безумны те, которые с любопытством исследуют и тщательно стараются постигнуть рождение неизреченное… Не думай также, что ты все узнал, когда слышишь, что Христос родился от Духа. Узнав и об этом, мы еще многого не знаем; например, как Невместимый вмещается в утробе? Как Всесодержащий носится во чреве жены? Как Дева рождает и остается девою?” 436 – «Елисавета исполнилась Святого Духа... и сказала: и откуда это мне, что пришла Матерь Господа (еще носимого во утробе) ко мне?» ( Лк.1:41–43 ). Следовательно, Пресвятая Дева Мария зачала от Духа Святого, носила в Своей утробе и родила не человека только, а Богочеловека, т.е. с самого момента зачатия Бог Сын внутренне и нераздельно соединился с человеческим естеством, восприняв его в Свою Ипостась, почему именуется Она Богородицею или Божией Матерью. Приснодевство Божией Матери «Воплощение Христово совершилось содействием Святого Духа, так что Святая Дева, как была Девою прежде зачатия (ср. Ис.7:14 ), так и в зачатии, и после зачатия, и в самом рождении пребыла Девою. Ибо Иисус Христос родился от Нее, сохранив невредимо печать ее девства, а потому Она и после рождения пребывает Девою в бесконечные веки» (Прав. испов., Часть 1, ответ. на вопр. 39). 437 «И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь Бог Израилев вошел ими, и они будут затворены» ( Иез 44:2 ). Блаженный Феодорит , объясняя это пророчество, замечает: «снисходя к нашему немощному слуху, представляет сей образ, и в нем, как вероятно, дает нам понять Девическую утробу, которою никто не входил и не исходил, кроме Самого только Владыки». 438 Почитание Божией Матери «Ибо отныне будут ублажать (μακαριоσι) 439 Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный» ( Лк.1:48 ). «И отныне ублажат Меня все роды, не одна Елисавета», – объясняет блаженный Феофилакт , – «но и роды верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Несомненный Свидетель сему Сам Христос Господь. С первого же дня выступления Своего на проповедь Он на Себе испытал " искушение от диавола " (Мф. 4, 1). Когда ученики воротились с проповеди, сказали Господу: " И бесы повинуются нам о имени Твоем. Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию… Однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах " (Лк. 10, 17–20). И лукавый может и внушать нам свои мысли лжи или похищать из души истину. Конечно, для нас это непостижимо. Но Свидетель этому Сам Господь. Вот как Он объясняет ученикам притчу Свою о сеятеле: " Ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его — вот кого означает посеянное при дороге " (Мф. 13, 19). Притчу о плевелах Господь так же объясняет апостолам: " Поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы — сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол… " (38–39 ст.). Диавол есть зародитель хульных мыслей: " хульными " называются не только богохульные помыслы, но и вообще всякие дурные мысли (о страстях, о дурном чем-либо в людях, о нелепостях). И это началось с прародительницы Евы, которой " змий " нашептал хулу на Бога, будто Он по зависти не велел первым людям вкушать плодов от дерева, " которое среди рая " (Быт. 3, 3–5); потому что сами будем, " как боги, знающие добро и зло " . И евреев Христос поэтому назвал детьми диавола, от которого зарождаются ложные мысли: " Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец, и отец лжи " (Ин. 8, 44). Поэтому они и не веруют во Христа (ст. 43). И самому апостолу Петру предсказал: " Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера Твоя… " (Лк. 22, 31–32). И еще раньше, когда апостол стал упрашивать Его — не допустить Себя до страданий, Господь резко ответил: " Отойди от Меня, сатана! " (Мф. 16, 23); ибо за этой просьбой Петра Христос презирал искушение диавола. И эти же самые слова — " отойди от Меня, сатана! "  — Христос сказал и самому сатане при искушении в пустыне (Мф. 4, 10) И на Тайной Вечере, после лицемерного причащения Иуды " вошел в него сатана " (Ин. 13, 27).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

Наиболее яркий пример подобного рода — эпизод, когда Иисус приходит «в Свое отечество», т. е. в Свои родные края в Назарете. Вот как по-разному написано об этом в Синоптических Евангелиях: от Марка от Матфея от Луки 6, 5-6: И не мог совершить там никакого чуда, только на немногих больных возложив руки, исцелил их. И дивился неверию их. 13, 58: И не совершил там многих чудес по неверию их. В Лк. 4, 16-30 рассказывается об отвержении Иисуса в Назарете после Его проповеди в синагоге. Обратим внимание на «не мог», а также на «дивился». Об Иисусе, в Которого христиане с самого первого поколения веровали как в Сына Божия (ср. Мк. 1, 1; 15, 39), такое просто невозможно придумать! Сюда же можно отнести уже упомянутое архаичное в своей неразвернутости исповедание Петра «Ты Христос» (Мк. 8, 29). В Мк. можно встретить и другие детали, которые в состоянии озадачить читателя, усвоившего истину о том, что Иисус — всеведущий Сын Божий. Вот почему они удалены у других синоптиков. Так, Иисус, оказывается, не все знает. Он не знает, о чем говорят люди, ученики, и спрашивает их: от Марка от Матфея от Луки 9, 16: Он спросил книжников: о чем спорите с ними? В Мф. 17, 14-21 этого нет В Лк. 9, 37-43 этого нет 9, 33: Пришел в Капернаум; и когда был в доме, спросил их: о чем дорогою вы рассуждали между собою? В Мф. 18, 1-5 этого нет 9, 46-47: Пришла же им мысль: кто бы из них был больше? Иисус же, видя помышление сердца их... Подобная неожиданность на фоне привычных богословски более безукоризненным высказываниям представляется более весомым аргументом в пользу хронологического приоритета Марка, чем упомянутая выше живость изложения. Вообще же, эти «неожиданность», «непонятность», «странность» составляют неотъемлемую черту не только Мк. (здесь, быть может, эта черта наиболее выразительна), но других Евангелий и Священного Писания в целом, начиная с Ветхого Завета . Это та самая «странность», которую К.С. Льюис назвал странным «изгибом», свойственным христианству и свидетельствующим о его подлинности:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Эти исцеления уникальны (см. чудеса: значение для апологетики) тем, что всегда были немедленными и полностью успешными; неизвестно, чтобы происходили рецидивы, а болезни были с медицинской точки зрения неизлечимы, как в случае слепого от рождения ( Ин. 9 ). Иисус даже воскресил из мёртвых несколько человек, в том числе Лазаря, тело которого уже начало разлагаться ( Ин. 11:39 ). Иисус превращал воду в вино ( Ин. 2:7 и далее), ходил по воде ( Мф. 14:25 ), умножал хлебы ( Ин. 6:11 и далее), вернул слепому зрение ( Ин. 9:7 и далее) и паралитику – возможность ходить ( Мк. 2:3 и далее), изгонял бесов ( Мк. 3:10 и далее), исцелил множество самых разных болезней ( Мф. 9:35 ), в том числе проказу ( Мк. 1:40–42 ), и даже в нескольких случаях воскрешал мёртвых ( Мк. 5:35 и далее; Лк. 7:11–15 ; Ин. 11:43–44 ). На вопрос, Мессия ли Он, Иисус указал на чудеса в качестве свидетельства, подтверждающего Его слова: «пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокажённые очищаются и глухие слышат, мёртвые воскресают» ( Мф. 11:4–5 ). Это сочетание чудес было заблаговременно предсказано пророками в качестве особого знака пришествия Мессии (см. Ис. 35:5–6 ). Никодим даже сказал: «Равви! мы знаем, что Ты – Учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог» ( Ин. 3:2 ). Уникальность смерти. Смерть Христа была окружена событиями, представляющими собой чудеса (см. смерть Христа). В их число входила тьма, павшая на землю от полудня до трёх часов дня ( Мк. 15:33 ), и землетрясение, от которого разверзлись гробы и разодралась завеса в храме ( Мф. 27:51–54 ). То, как Иисус принял жестокие муки распятия, было чудом. Чудом было Его отношение к тем, кто Его мучил и издевался над ним, когда Он молился: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» ( Лк. 23:34 ). Чудом, в сущности, было и то, как Он умер. Иисус сказал: «Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять её; никто не отнимает её у Меня, но Я Сам отдаю её» ( Ин. 10:17–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Итак, один разбойник, слева, у которого внутри была фабрика по производству злых помыслов, «...злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас» ( Лк. 23:39 ). Он, хотя и видел всё, не поставил ни одного вопросительного знака в своём помысле. Другой же, справа, имевший добрые помыслы, смотрите, как противостал: «Другой же напротив унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осуждён на то же ? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли; а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешъ в Царствие Твое!» ( Лк23:40–42 ). И оба одного и того же всесильного Бога имели возле себя, чтобы им помочь, однако один препятствовал своим злым помыслом Богу помочь ему, в то время как другой – хотя и сделал страшные преступления и был справедливо наказан – своим добрым помыслом «подвиг» Бога, сказавшего ему в тот момент: «...аминь глаголю тебе, ныне же будешь со Мной в раю» ( Лк.23:43 ). Поэтому нам нужно знать, что и Сам Бог «не может», хотя и весьма хочет помочь нам, если мы не имеем добрых помыслов, В духовном преуспеянии послушника играет величайшую роль то, имеет ли послушник добрые помыслы, а не то, что является ли духовник святым...» Глядя и под другим углом зрения на тему помыслов, Старец выделял и придавал особую силу этому свойству любви, т.е. тому именно, что «любовь не мыслит зла». Говорил, что «нужно всегда, притом и в самых плохих случаях, не позволять в нашу душу входить злым помыслам, Кто всегда, во всяком случае, имеет произволение склоняться к доброму помыслу, тот никогда не потеряет или не потерпит вреда от него ни в чём. Жизнь человека сего, который непрестанно питает себя благими помыслами, есть непрестанный праздник. Это аналогично тому, какую кто имеет машину, такое производит и дело. Какое вещество заложит и в каком месте находится – не имеет, столь большого значения. Приведу тебе такой пример, чтобы ты понял: Если один имеет машину, которая изготовляет пули, и в эту машину заложить самый лучший материал, который у него есть, например золото, – машина его преобразует в разрушительную вещь, будет выдавать золотые, разрушительные пули; если заложат серебро – произведет серебряные пули; железо – железные пули; глину – глиняные пули, одним словом, эта машина, какой ни дашь ей материал, от многоценного и наилучшего до незначительного, машина эта, поскольку так она устроена, всегда будет выдавать разрушительные пули. Если же теперь, переделать эту машину так, чтобы она изготовляла, скажем, чаши, и если заложить глину – произведёт глиняную чашу, железо – железную, золото – золотую, и тому подобное.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

Вместе со Спасителем на Голгофе были сораспяты двое разбойников. «Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас» ( Лк.13:39 ). Так изливались боль, озлобление и безысходность разбойника неблагоразумного, распятого по левую руку Спасителя. Распятый же справа, «напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». И, обращаясь к Спасителю, разбойник благоразумный произносит удивительные слова: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое». И сказал ему Иисус: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (см. Лк.13:40–43 ). Воистину поразительный эпизод: приговоренный к смерти разбойник видит рядом с собой такого же обреченного, страждущего, беззащитного, побежденного обстоятельствами и слабого человека из плоти и крови. И вдруг какой-то неведомой внутренней силой прозревает в Нем Того, Кто уже сегодня вступит в Царство Свое. Значит, Царство Его – Царство Небесное, и тогда это Сын Божий, внешне не отличимый от обычного человека. Когда следовавшие за Спасителем люди исповедовали Его Сыном Божиим, видя многие чудеса и слыша слово Его учения, то это представляется объяснимым. Исповедание же разбойника, случайно оказавшегося с уничиженным Христом в Его и свой последний час, лежит вне логического обоснования. В Евангельской истории это – проявление абсолютной, безусловной и самодостаточной веры. С этой верой умирающего разбойника не может сравниться ни вера апостолов, ни учеников, ни последователей Спасителя, ибо разбойник исповедует в поверженном человеке, всецело находящемся во власти своих мучителей и палачей, Сына Божия. Чего требует от Бога наше маловерие, чтобы нам уверовать в Господа? Непременно – могущества, всесилия, чуда, знамений: «Помоги! Соверши! Яви Твою власть в моей жизни! Сделай то, о чем я прошу, здесь и теперь!» Ведь «Ты еси Бог, творяй чудеса» ( Пс.13:15 ). А если нет чуда, то и Бога нет. Бог без чуда, устрояющего нашу жизнь согласно нашим же представлениям о благе, человеческому маловерию не нужен. Как это отличается от той великой и спасительной веры, с которой покидал этот мир благоразумный разбойник!

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010