Вопрос 62. О том, что написано в Евангелии, что Иисус крестил больше, чем Иоанн, хотя Сам Он не крестил, но ученики Его (Ин.4:1–2) Спрашивают: приняли ли Святого Духа те, кто был крещен тогда, когда, как написано, Господь через учеников своих крестил больше, чем Иоанн; ибо в другом месте Евангелия говорится так: «Ибо Дух еще не был дан, потому что Иисус еще не был прославлен» ( Ин.7:39 ). И проще всего ответить следующим образом: Господь Иисус, Который даже мертвых воскрешал, мог бы не дать умереть никому из этих [крещеных] до тех пор, пока они не приняли бы Духа Святого после Его прославления, то есть воскресения из мертвых и восшествия на небо. Но приходит на ум тот разбойник, которому было сказано: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк.23:43 ), не принявший даже и самого крещения. Хотя Корнилий и уверовавшие вместе с ним из язычников восприняли Святого Духа прежде, чем были крещены ( Деян.10:44–47 ); [так что] я не вижу, каким образом и разбойник этот смог бы без Святого Духа сказать: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое» ( Лк.23:42 ); ведь говорит же апостол: «Никто не назовет Иисуса Господом, как только Духом Святым» ( 1Кор.12:3 ). Плод веры [разбойника] Господь показывает Сам, сказав: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю». Следовательно, как благодаря невыразимому могуществу властвующего Бога и справедливости самое крещение было вменено верующему разбойнику, так что в качестве принятого наличествовало в свободной душе то, что принять распятым телом он был неспособен, так же точно и Дух Святой втайне был даруем до прославления Господня, а после явления Его Божественности преподавался более явно. И сказано так: «Ибо Дух еще не был дан»; то есть еще не явился таким образом, чтобы все признали, что Он дан; так же как и Господь еще не был прославлен среди людей, однако вечная Его слава [никогда] не прекращалась. В соответствии с этим и пришествие Его называется явлением в смертной плоти, ибо пришел туда, где был, поскольку «пришел к своим, и в этом мире был, и мир через Него начал быть» ( Ин.1:10–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Вопрос: Что означают надписи и буквы на кресте? Митрополит Иларион: Кресты в православной традиции часто сопровождаются разными надписями. Во-первых, когда изображается распятие, то над головой Иисуса Христа изображается табличка, на которой написано: Иисус Назорей — Царь Иудейский. Чаще это надписание бывает сокращенным: четыре буквы ИНЦИ. Также греческие буквы ИС и ХС, которые означают Иисус Христос. Также нередко возле креста изображаются буквы НИКА. Это греческое слово, которое означает «победа» и указывает на крест как символ победы Господа Иисуса Христа над смертью. Затем на некоторых крестах иногда изображаются стоящие рядом орудия, которые использовались при распятии — это копие, которым был пронзен бок Спасителя, и губка, которая была на трости поднесена к Его устам. Возле этих предметов часто размещаются буквы К и Г, означающие, соответственно, копие и губку. Кроме того, нередко под крестом Спасителя изображается череп и две кости. Это связано с тем, что по преданию Господь Иисус Христос был распят на том самом холме, на котором был погребен первый человек — Адам, и что Кровь Иисуса Христа, которая имела искупительный смысл, когда истекла из Его бока, достигла головы Адама. Этот череп с костями часто сопровождается буквами Г и А, которые означают голова Адама. Наконец, нередко возле креста помещаются буквы МЛРБ, которые указывают на богослужебное песнопение, где говорится «место лобное рай бысть», то есть буквально означает «лобное место превратилось в рай», «лобное место стало раем». Это, опять же, указывает на искупительный смысл страданий Господа Иисуса Христа. Мы помним, что когда Господь висел на кресте, то один из разбойников обратился к Нему и сказал: «помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» (Лк. 23:42). И Господь сказал: «ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43). Вот обо всем этом напоминает нам крест Господень и те буквы, которые иногда размещаются возле его изображения. Вопрос: Иисус Христос молился Своему Отцу: «да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17:21). Однако христиане единства не сохранили. Почему?

http://patriarchia.ru/db/text/5554682.ht...

Господь говорил: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас (Ин. 13, 34). Самый явный признак этой любви - любовь к врагам. Если человек исполнит все остальные заповеди, но не будет любить врагов, он уже не ученик Христа страдающего, он не христианин, он внутренне чужд Христу. Великий афонский подвижник нашего столетия преподобный Силуан говорит: «Как нам узнать, правильно ли мы верим в Бога, как нам узнать, в благодати ли мы, или чужды Богу?» И сам отвечает: «Если у тебя есть любовь к врагам, значит ты в благодати, значит вера твоя права и истинна. А если нет у тебя любви к врагам, то знай, что ты далек от Духа Святого, далек от Христа Спасителя, ты чужд Ему». Итак, первая заповедь, данная с Креста - любовь к врагам, которая определяет всю нашу вечную жизнь. Около Христа были распяты два разбойника, два злодея. Всю жизнь свою они занимались этим страшным ремеслом. Жили в пещерах, скалах. Бросались на людей, точно дикие звери на свою добычу, грабя и убивая. Их тоже преследовали как диких зверей. Наконец поймали, закованных привели на суд и осудили на крестную казнь. И эти два злодея вместе с толпой насмехались и хулили Христа. Так иногда и мы в страданиях еще больше ожесточаемся и вместо покаяния хулим Бога. Но вот один из разбойников услышал слова Спасителя, услышал Его молитву о врагах. И он понял, что около него - Сын Божий и Мессия, около него распята Сама воплощенная Любовь. Открылись у него очи сердца, и он увидел Христа в Божественном сиянии, и сказал товарищу своему: мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И, обратившись ко Христу, воскликнул: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! (Лк. 23, 41-42). Он исповедал Господа Царем, хотя не царская мантия, а раны и кровь были на теле Его. Вместо золотого престола - страшный Крест, вместо скипетра - гвозди, которые пронзили руки Христа. Но разбойник сердцем своим познал, что около него - Владыка Неба и Земли. Он сказал: достойное по делам нашим приняли. Это первое покаяние! Он винил не кого-нибудь, а только самого себя в том, что он заслужил грехами своими, своими злодеяниями мучительную смертную казнь. Помяни меня!.. Он не просил у Господа вечного спасения, он только просил, чтобы Господь вспомнил его в Царствии Своем. И вот разбойник получает царственно-величественный ответ: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23, 43).

http://ruskline.ru/opp/2018/aprel/06/o_k...

И когда был вознесен на крест, повешены были с ним два разбойника, из коих один, висевший по правую сторону, славил Его и молил: «помяни меня, Господи, когда приидеши во Царствие Твое!» ( Лк.23:42 ); другой же, находившийся по левую сторону, хулил Его. Ум прежде, нежели воспрянет от сна беспечности, находится в согласии со своими врагами. Когда же Господь наш Иисус Христос возбудит его от нерадения и даст ему силу видеть и рассуждать обо всем, тогда может он взойти на крест. В то время враг начинает (непрестанно) хулить и произносить неподобные слова в надежде, не ослабеет ли ум в подвиге и не возвратится ли опять к прежней беспечности. Здесь сбывается то же, что сказано о двух разбойниках, коих взаимную приязнь разделил Собою Господь наш Иисус Христос, из которых один безрассудно уничижал Его, а другой дотоле молился, пока не удостоился услышать: «истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк.23:43 ). Вот это тот (благоразумный) разбойник, который восхитил рай и вкусил от древа жизни! 3 . Опять говорил он о Святом Причащении, что это такой дар, который составляет и соединяет нас с Богом. Если это так, то где же, спрашивается, у нас сие соединение? Будучи побеждаемы страстями гнева, или зависти, или вражды, или человекоугодия, или честолюбия, или тщеславия, или ненависти, или другими какими-либо страстями, мы далеко отстоим от Бога. Еще говорил: «Когда мы совершаем молитвы наши и какая-либо из сих страстей господствует в сердце нашем, то суетен труд наш и неприятен Богу». «Почему же, возразил некоторый старец, во время самой молитвы не обуздывается действие страстей?» Он отвечал: «Когда дождь орошает землю засеянную, то она дает растения; если же не засеяна, то не производит оных. Итак, да тщится каждый исторгнуть из сердца своего злые семена, и более не произрастут в нем. Бог хочет, чтобы человек был Ему во всем подобен. Для того Он и пришел в мир, и пострадал, чтобы исправить поврежденное естество человеческое, пресечь (злые) наши хотения и изгнать «лжеименный разум» ( 1Тим.6:20 ), возобладавший душами нашими.

http://azbyka.ru/otechnik/Isajja/duhovno...

Иуда – воистину порождение (потомок) тех ехидн (евреев), которые ели манну в пустыни и в то же время роптали на Питавшего их; они, неблагодарные, еще имея во рту своем пищу, клеветали на Бога. И этот злочестивец, держа небесный хлеб во рту, устроил измену против Спасителя. О, ненасытный нрав! 68 О, дерзость бесчеловечная! Питающего он продает и Владыку, Который любил (его), он предал на смерть. Воистину он – беззаконный сын тех (нечестивцев) и вместе с ними получил себе в удел погибель. Но избавь, Господи, души наши от такого бесчеловечия. Ты – единственный в долготерпении, несравнимый! Вход с Евангелием. По входе – Свете тихий. Прокимны: гл. 1. Изми мн Господи, от человека лукава, от мужа неправедна избави мя. Избавь меня, Господи, от человека злого; сохрани меня от притеснителя ( Пс. 139:1 ). Гл. 7. Изми мя от враг моих Боже, и от возстающих на мя избави мя. – Избавь меня от врагов моих, Боже мой! Защити меня от восстающих на меня ( Пс. 58:2 ). Прокимен пред Апостолом, гл. 7. Князи людстии собрашася вкупе на Господа и на Христа Его. Князья народов совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его ( Пс. 2:2 ). Паремии: Исх. 19:10–19 , Иов 38:1–23, 42:1–5 . Ис. 50:4–11 . Апост. чт. 1Кор. 11:23–32 . Еванг. Мф. 26:1–20 , Ин. 13:3–17 , Мф. 26:21–39 , Лк. 22:43–45 , Мф. 26:40–27:2 . Вместо Херувимской песни. Вечери Твоея тайныя днесь Сыне Божий, причастника мя приими; не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, яо яко разбойник исповедую Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем. Аллилуйя – (3-жды). Сын Божий! сделай меня ныне участником Твоей тайной вечери (удостой причаститься), потому что я не расскажу тайны врагам Твоим, не дам такого Тебе целования, как Иуда (не буду изменять Тебе худою жизнью), но, как разбойник, исповедаю Тебя: помяни меня, Господи, во Царствии Твоем ( Лк. 23:42 .) Аллилуйя (3-жды). Во святой и великий пяток на утрени По шестопсалмии и великой ектеньи – вместо Бог Господь – Аллилуйя – 3-жды. Тропарь: Егда славши... и чтение 1-го Евангелия. Егда славнии ученицы см. л. 83. 1-е Евангелие Иоанна 13:31–18:1.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Не все, возлюбленные, могут сейчас присоединиться к нашей молитве, но всех мысленно с этого святого амвона призываю не забывать молитву преподобного Ефрема Сирина, сегодня она особенно актуальна. И Господь, услышав наши молитвы, по нашей вере пошлет нам исцеление, здравие и спасение. Господь да благословит всех вас!» Вечером того же дня митрополит Ювеналий совершил вечерню с акафистом Божественным Страстям Христовым (Пассию). По окончании чтения Евангелия архипастырь обратился к молящимся: «Возлюбленные отцы, дорогие братья и сестры! Сегодня мы совершили уже третью Пассию, Воспоминание о страданиях и крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа, и каждый раз мы получаем какое-то назидание. Сегодня мне хочется обратить ваше внимание на одно очень важное для каждого из нас обстоятельство. Мы стараемся исполнять заповеди Божии, жить по-христиански, ходим в церковь, но по-человечески бываем слабы, нарушаем заповеди Божии, не проявляем любви и милосердия к ближним, часто живем так же, как люди, которые не знают Христа. А когда придет час смертный, то можем прийти в отчаянье: вспомним все, чему учила Церковь, о чем читали в Святом Евангелии, но не исполняли, вспомним, как жили по своей воле и по своим похотям. И те слова, которые мы слышали сегодня, нас очень вдохновляют. Мы слышали о Божием милосердии, о том, как велика любовь Божия к человеку. На кресте рядом со Христом был распят разбойник, который получил по заслугам. Буквально через несколько минут он должен был умереть, но увидел рядом с собою Господа Иисуса Христа, Который любит мир, любит человека, Который может простить его, и в предсмертных муках, обращаясь ко Христу, разбойник просит Его об одном: " Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое " ( Лк. 23:42 ). И что он услышал? Не разбирательства его дела, не подтверждения того, что он разбойник, что он правильно осужден и достоин смерти. Как только Господь увидел сердце, исполненное покаяния, то вмиг сказал: " Ныне же будешь со Мною в раю " ( Лк. 23:43 ).

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Однако непременным условием исцеления была вера больного. Иисус сказал: Если скольконибудь можешь веровать, все возможно верующему ( Мк.9:23 ). Даже маленького зернышка веры оказывалось достаточным для того, чтобы Господь совершал чудо. Его сила никогда не действовала магически, не опираясь на человеческое сознание. Господь хочет того, что служит нам ко спасению, а без веры человек спастись не может. Вера порождает чудеса, а не чудеса – веру, и именно веру Господь искал у тех, кто приходил к Нему. Почему Господь исцелял болезни? Почему Он не совершал какиенибудь другие чудеса? Например, не обратил Иордан вспять, не приказал солнцу взойти на западе, а закатиться на востоке? Болезнь – следствие греха. Все чудеса Христа направлены на спасение, на освобождение от него человека. Согрешившей Еве было сказано: Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рожать детей ( Быт.3:16 ), а Адаму: В поте лица твоего (то есть тоже мучительно. — Г.Ф.) будешь есть хлеб » доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься ( Быт.3:19 ). Современная медицина занимается телом и до души и грехов ей дела нет. В древности же лечение больных не отрывалось от их душевного исцеления. «Врачу душ и телес», — обращаемся мы к Господу. Разрыв души и тела – один из многих трагических разрывов, существующих в этом мире. Во Христе это разделение упраздняется. Глубинно, понастоящему исцелять больных можно, лишь врачуя их души. Третье чудо – воскрешение мертвых. Смерть – конечный результат человеческого греха: Ибо в день, в который ты вкусишь от него (от дерева познания добра и зла), смертью умрешь ( Быт.2:17 ). Бог смерти не сотворил, смерть не предусмотрена в Промысле Божием. Человек не должен был умирать, для бессмертия и было в раю древо жизни. Христос, сокрушая дела дьявола, вторгается и в эту область. Все Его чудеса – сотериологичн 93 , Он побеждает и упраздняет смерть. Рассказывают, что некто на похоронах хотел прочесть прощальную речь, основываясь на какойнибудь погребальной речи Господа. К своему удивлению, в Евангелии он этого не обнаружил. Присутствие Христа на похоронах всегда завершалось воскрешением мертвых: Тебе говорю, встань! ( Лк.7:14 ). И встает умершая дочь Иаира ( Мф.9:18–19, 23–25 ; Мк.5:22–24, 35–43 ), встает сын Наинской вдовы ( Лк.8:41–42:4956 ), выходит Лазарь из гроба ( Ин.11:145 ). Христос пришел не для того, чтобы оплакивать умерших, а для того, чтобы победить смерть. Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа? ( Ос.13:14 ; 1Кор. 15:55 ).

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

Отче! прости им, ибо не знают, что делают ( Лк.23:34 ). Эти слова Господа Иисуса Христа не только о распинателях Его, не только о воинах, пробивающих Его руки и ноги гвоздями, делящих Его одежды, унижающих Его. Эта молитва Спасителя, преисполненная безмерной любви, о всех нас – согрешающих ежедневно, ежечасно, грехами своими наносящих бесчисленные раны Господу, Который, несмотря ни на что, продолжает нас любить и продолжает за нас молиться. Припадая к Святой Плащанице, уподобимся благоразумному разбойнику, воскликнув с надеждой: Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое , дабы услышать благословенное обещание: Ныне же будешь со Мною в раю ( Лк.23:42, 43 ). Потому что, какие бы грехи мы ни совершали, что бы ни произошло с нами, слово покаяния, обращенное к Господу, отверзает врата Царствия Небесного. Господь всегда готов простить нас, если приступаем к Нему с верой и любовью. Подходя к Святой Плащанице, встанем пред лицом Божией Матери, Которую мы убийством обездолили, ибо все повинны в смерти Ее Божественного Сына. Не чувствуя под собой ног, не видя ничего вокруг, стояла Она у креста. Господь умирал, а Она соумирала. Многие с любопытством, злорадством или изумлением глядели на Христа, но никто не мог посмотреть в глаза Его Матери… А мы сейчас не просто видим Ее духовными очами, мы слышим Плач Богородицы – пронзающее душу и выраженное в изумительных словах горе Матери, оплакивающей неутешную потерю. И у Нее, Усердной Заступницы рода христианского, мы просим защиты и заступления, потому что Ее неустанному предстательству Распятый на кресте Господь вручил всех нас верных и неверных чад Своих. Пречистой Кровью Господь наш Иисус Христос омывает грехи всего человечества, никто не оставлен, никто не лишен любви Всеблагого Спасителя. По слову апостола Иоанна Богослова: Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев ( 1 Ин.3:16 ). Порадуем же Вселюбящего Господа взаимной христианской любовью, которая животворит, освящает, озаряет несказанным светом всю нашу жизнь, делает ее глубокой, широкой, способной вместить присутствие Божие. Аминь. Другие проповеди

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Подобным рассуждениям почти столько же лет, сколько и христианству. Уже в конце I века по Р. Х. святой апостол Иоанн Богослов, автор четвертого Евангелия, обличал последователей докетизма (от греч. δοκεν — «казаться») — религиозного направления, в основе которого было убеждение, что воплощение Господа с самого начала было призрачным, а не реальным. Людям, мол, лишь казалось, что Иисус Христос — Человек из плоти и крови, в действительности же Он всегда оставался только бесплотным Духом. Соответственно, и мучения Спасителя на Кресте были иллюзорными, считали докеты: Бог не мог страдать. Впоследствии эти идеи подхватили гностики (от греч. γνσις — «знание»). Этим словом называют представителей разных сект, которых объединяло абсолютно превратное представление о Христе. Христа они изображали как такого «посредника» между Богом и людьми, который пришел в первую очередь просветить людей от тьмы невежества (а не спасти от греха и смерти!) и для вящей убедительности продемонстрировал им свою смерть, которой «в действительности» не было. Некоторые из гностиков заходили еще дальше и выдвигали версии, будто распяли в итоге вообще другого человека, а Христос в последний момент чудесным образом избежал казни. Все эти домыслы звучат абсолютно отвратительно, и мы не стали бы о них упоминать, если бы не хотели показать, где корни сегодняшних сомнений в подлинности страданий Спасителя. На самом деле, читая Евангелие, невозможно ни на минуту предположить, что страдания Господа были какие-то «фальшивые» или «театральные». Хотя — обратите внимание! — уже в Евангелии находятся люди, которые как раз ставят их подлинность под сомнение и издеваются над страдающим Спасителем! Кто же именно? Во-первых, книжники, первосвященники, старейшины и фарисеи, те, кто были врагами Христу с самого начала, верхушка иудейского общества. Они откровенно веселятся над своим распятым Богом: Других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него; уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын (Мф 27:42–43). И во-вторых, один из злодеев, распятых рядом со Христом: он злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас (Лк 23:39). Все это люди, закосневшие во зле и бессердечности, за которых Христос продолжает из последних человеческих сил молиться Отцу: Прости им, ибо не знают, что делают (Лк 23:34).

http://foma.ru/v-chem-tragedija-stradani...

Противников нашей веры возмущало (и возмущает сейчас), что дурной человек может обратиться ко Христу – и получить полное прощение. Что мы можем сказать на это? Мы верим в прощение грехов Мы, действительно, верим в прощение грехов – в том числе, в возможность обрести прощение перед самой смертью . Эту возможность никак нельзя назвать гарантированной. Иногда человек умирает внезапно, иногда приближается к смерти в состоянии, когда он уже не способен принимать осознанные решения, бывает, что многолетнее ожесточение во грехе закаляет его упорство до полной несгибаемости – когда, например, уже очень пожилые и стоящие на пороге вечности люди бывают болезненно властолюбивы. Откладывать покаяние до смертного одра (и вообще его откладывать) было бы в высшей степени безрассудно. Не нужно играть на краю пропасти. Но возможность такого покаяния существует – Евангелие говорит о том, что разбойник, распятый по правую руку от Господа Иисуса, который покаялся только на кресте. Причем он явно не был случайной или невинной жертвой – казни через распятие предавали либо мятежников (Господа облыжно обвинили в мятеже), либо разбойников и убийц. Сам он говорит «мы [осуждены] справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал» ( Лк.23:41 ) Так в рай входит бандит, который покаялся перед смертью : «И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк.23:42:43 ) Каждый из нас, независимо от того, как долго, упорно или тяжко он грешил, может прийти к Богу в покаянии и вере, и получить полное прощение. Священное Писание говорит об этом очень настойчиво. Это послание о прощении возвещают уже ветхозаветные пророки: «Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник – помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив» ( Ис.55:7 ) «Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако; обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя» ( Ис.44:22 )

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010