Мф.27:55 .  Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему; (Ср. Мк.15:40 ; Лк.23:49 .) Женщины стояли и смотрели издали, будучи не в состоянии чем-либо облегчить мук Распятого. Они поименовываются дальше. Ср. Лк.8:3 . Мф.27:56 .  между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых. (Ср. Мк.15:40–41 .) Матфей говорит сначала о служении женщин, а потом называет их по именам; Марк – наоборот. У Матфея говорится только о многих женщинах, которые следовали за Христом из Галилеи, служа Ему; Марк проводит различие между галилейскими женщинами и «многими другими», пришедшими с Ним в Иерусалим. Но точно неизвестно, были ли тут и иерусалимские женщины, кроме галилейских. О сестрах Лазаря, которые, вероятно, тут были, евангелисты не упоминают. О женщинах, стоявших при Кресте, см. комментарии к Мф.20:20 . Вместо «Иосии» в важных кодексах читается «Иосифа». Но в кодексах ABCD и многих переводах ωσ – Иосий, которого, впрочем, не смешивают с упоминаемым в Мф.13:55 . Иакова Марк называет «малым» или «меньшим» ( το μικρο), вероятно, в отличие от Иакова Зеведеева. Предполагают еще, что Иаков назывался так, потому что был мал ростом. Мф.27:57 .  Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; (Ср. Мк.15:42–43 ; Лк.23:50–51 ; Ин.19:38 .) У Иоанна ( Ин.19:31–37 ) перед тем рассказывается о перебивании голеней у разбойников и о прободении копьем ребра Иисуса Христа. Этот рассказ синоптики пропускают. Следующий день – суббота – день покоя. Она начиналась с «появлением на небе трех звезд», или приблизительно с шести часов вечера по нашему счету. Это и был «второй» вечер, с которого по случаю наступления субботы прекращалась всякая деятельность. Первый же вечер начинался около трех или четырех часов пополудни. Промежуток между первым и вторым вечером назывался временем «между вечерами». В это время, если и был пасхальный день, дозволялось исполнять, по крайней мере, некоторые работы, что хорошо видно из Евангелий, которые в настоящем, как и во всех других случаях, служат более надежным историческим источником, чем, например, Талмуд. Иосиф, по всей вероятности, жил в Иерусалиме, хотя все евангелисты и называют его человеком «из Аримафеи». Неизвестно, какая Аримафея (Рама) здесь подразумевается: Рама ли в колене Вениаминовом, или в колене Ефремовом – родине пророка Самуила (см. комментарии к Мф.2:17–18 ). Ср. 1Мак.2:34 . Вероятно – последняя. Иоанн добавляет, что Иосиф был тайным учеником Иисуса Христа – «из страха от Иудеев».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Следы таковых путешествий довольно ясные находим в сказаниях евангелиста Луки. Он четыре раза упоминает о том, что Христос шел в Иерусалим: ( Лк.9:51, 13:22, 17:11, 19:28 ). Нельзя думать, что в этих местах говорится об одном путешествии, что в последних трех указаниях содержится только повторение первого указания на путешествие Господа в Иерусалим на последнюю пасху; нет, это указания на разные, путешествия Господа из Галилеи в Иудею, хотя евангелист и не упоминает о возвращении Его опять в Галилею. 338 А так как в общем расположении событий с повествованием Луки сходны повествования Матфея и Марка, и так как события, описываемые у Луки между помянутыми указаниями его на путешествия Господа, описываются и в двух первых Евангелиях; то, значит, и по ним Христос путешествовал ранее последней пасхи из Галилеи в Иудею. – К тому же заключению приходят и некоторые другие указания евангелистов. Например: по сказаниям евангелистов Матфея и Марка при допросе Иисуса Христа у Каиафы утверждали, что Христос говорил: «могу разрушить храм Божий и в три дня воздвигнуть его» ( Мф.26:61 ; Мк.14:58 ; ср. Мф.27:40 ). Спрашивается: когда высказано было это или нечто подобное Христом? – Из повествований Матфея и Марка этого не видно, а из Иоаннова Евангелия узнаем, что когда Христос пришел в Иерусалим на первую во время своего общественного служения пасху, то сказал между прочим: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его (разумея храм тела своего, как поясняет Иоанн Ин.2:19,21 ). Далее: в Иерусалиме, между членами Синедриона, Христос имел ученика Иосифа Аримафейского, и об этом мы знаем из повествований трех первых евангелистов ( Мф.27:57 и дал. Мк.15:42 и дал. Лк.23:50 и дал.). Иосиф жил в Иерусалиме, имел здесь и гробницу, и весьма вероятно, что он сделался учеником Господа во время прежних посещений Христом Иерусалима. Потом, из повествования Луки ( Лк.10:38 и дал.) мы видим, что Христос был в близких отношениях с семейством Лазаря, жившим в Вифании близ Иерусалима; эта близость отношений несомненно предполагает пребывание Христа в Иерусалиме и окрестностях его ранее последней пасхи.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/o...

«Беседы на Послание к Евреям» (Ερμηνεα ες τν πρς Εβραους πιστολν; In epistulam ad Hebraeos argumentum et homiliae 1-34; CPG, N 4440; PG. 63. Col. 9-236; Field. 1845-1862. T. 7; рус. пер.: Творения. Т. 12. Кн. 1. С. 5-281), произнесены, вероятно, в Антиохии в 396-397 гг. ( Opelt. 1970. S. 68-69; Mayer. 2005. P. 252), но опубл. после смерти святителя по стенографическим записям, собранным антиохийским пресв. Константином (о к-ром И. З. упоминает в одном из писем, см.: Ioan. Chrysost. Ep. 114//PG. 52. Col. 670), как это следует из сохранившегося в рукописях названия (см.: PG. 63. Col. 9). В связи с этим долгое время считалось, что беседы относятся к последним годам к-польского служения И. З.: к 402-403 или к 403-404 гг. (см.: Bonsdorff. 1922. P. 112-116; Quasten. Patrology. Vol. 3. P. 450). Помимо пространных толкований И. З., легших в основу большинства последующих визант. новозаветных комментариев, ему принадлежит множество бесед на отдельные места из НЗ: Гомилия «На притчу о должнике десяти тысяч талантов» (Мф 18. 23-35) (De decem millium talentorum debitore; CPG, N 4368; PG. 51. Col. 17-30; рус. пер.: Творения. Т. 3. Кн. 1. C. 1-16), предположительно произнесена в Антиохии в 387 г. ( Baur. 1929-1930. Bd. 1. S. 235). Гомилия «На слова: «Жатвы много» (Мф 9. 37)» (In illud: Messis quidem multa; CPG, N 4441.11; PG. 63. Col. 515-524), вероятно произнесена в К-поле в июле 399 г. ( Bonsdorff. 1922. P. 74-75). И. З. рассуждает о том, что понимает евангелист под словом «жатва», и для объяснения рассматривает историю эфиоп. евнуха (Деян 8). 7 Слов «О Лазаре» (Ες τν Λζαρον; De Lazaro conciones; CPG, N 4329; PG. 48. Col. 963-1054; рус. пер.: Творения. Т. 1. Кн. 2. С. 778-877), произнесены скорее всего в янв.-февр. 388 г. ( Bonsdorff. 1922. P. 5; Baur. 1929-1930. Bd. 1. S. 235) или в 393 г. ( Lietzmann. 1916. Col. 1816; Grillet B., Guinot J.-N. Introduction//SC. 362. P. 280). Посвящены толкованию притчи о богатом и Лазаре (Лк 16. 19-31). Слово «О расслабленном» (Ες τν παραλυτικν; In paralyticum demissum per tectum; CPG, N 4370; PG. 51. Col. 47-64; рус. пер.: Творения. Т. 3. Кн. 1. C. 34-50), произнесено, вероятно, во время Великого поста 398 г. (ActaSS. Sept. T. 4. P. 512). Посвящено сравнению рассказа евангелиста Иоанна об исцелении расслабленного у Овчей купели (Ин 5) с рассказом евангелиста Матфея об исцелении расслабленного, положенного на постели (Мф 9. 1-7).

http://pravenc.ru/text/540881.html

...В бесконечных просторах Космоса несётся шар Земли. Он несёт на себе страдания, печаль и кресты людские. И все они теперь разделились. Или направо от Креста Христова, или налево. Или крест ко спасению, или – в погибель. Страдания Иосифа Аримафейского и Никодима Это были последние соприкоснувшиеся в Тот День с Великим Страдальцем. В отличие от возвышенной, утончённой скорби Иоанна в Иосифе и Никодиме мы видим страдание деятельных практических людей. Страдание, приведшее не столь к осознанию и восприятию тайны Креста, сколь к конкретным делам и последнему служению почившему Страдальцу. Когда почил Спаситель, совершилось ещё одно чудо и неожиданность. В то время, как явные ученики и Апостолы затаились из страха пред иудеями, два тайных ученика, раньше таившихся от страха иудейска, теперь явно осмелились совершить последнее служение Господу – погребсти Его. Иосиф из Аримафеи, человек богатый, знаменитый, член Совета ( Лк.23:50 ), был тайным учеником Христа. Он ведь всё знал, как один из ведущих членов синедриона. Знал о совете убить Христа. Наверняка знал о предательстве Иуды, о тридцати сребрениках. А в Тот День ещё ночью был оповещён прийти на суд над Назарянином. О, как мучился он при этом! Мучился, видя козни против своего Учителя. Мучился, не имея в себе силы открыть своё внутреннее состояние и заступиться за Учителя, объявить о лжи и лжесвидетельствах, собираемых синедрионом. Мучился в метании меж двух огней. В одном только нашел силы – на всех этих заседаниях и судилищах его не было. Не участвовал в их делах ( Лк.23:51 ). Но знал и не заступился. Не заступился и мучился. Не сладки мучения малодушных и неутверждённых. Но вот всё было кончено. И подкуп предателя, и суд, и казнь. Мог ли Иосиф после этого снова пойти в синедрион и как ни в чём не бывало трудиться дальше с убийцами Христа? Нет, этого он уже не мог! И в нём, как и в разбойнике, мир перевернулся. Малодушный становится храбрейшим. Он осмелился идти к Пилату и просить Тело Иисусово. И тут его уже не мучил страх за свою жизнь. Он страшился и мучился только от одного: а вдруг Пилат не отдаст Распятого. И тогда он не сможет проявить того служения любви Покойному, которое не проявил Живому. И как рад был, когда Пилат разрешил.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Мф.27:49 .  а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его. (Ср. Мк.15:36 .) У Марка множественное число – «постойте». При виде человеколюбивого поступка воина нашлись люди, которые превратили это в предмет издевательств. У Матфея слова говорятся воину «другими». У Марка воин говорит их «другим». Понятно, что могло быть и то и другое. Вероятно, у Марка говорится о другом воине, а не о том, который поднес губку в первый раз. Мф.27:50 .  Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. (Ср. Мк.15:37 ; Лк.23:46 ; Ин.19:30 .) У синоптиков не встречается слова, помещенного у Иоанна, – «совершилось»; у Матфея, Марка и Иоанна нет слов, помещенных у Луки: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой». Все синоптики употребляют здесь выражение «громкий крик». Был ли этот крик со словами или без слов – трудно сказать. Судя по тому, что такое же выражение употреблено у Мф.27:46 и в параллели у Марка, можно думать, что Христос и перед самой Своей смертью произнес какие-нибудь слова, которые, вероятно, не были расслышаны и потому не дошли до нас. Но могло быть и иначе. Первого мнения держится Цан. «Испустил дух» – обычное народное выражение, указывавшее на смерть. Мф.27:51 .  И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; (Ср. Мк.15:38 ; Лк.23:45 .) Лука связывает раздирание завесы с тем, что «померкло солнце». Здесь все признаки начавшегося землетрясения. Многие принимают, что это было не естественное землетрясение, а чудесное. Но какое же землетрясение может быть неестественным? Раздирание завесы, равно как и многие другие обстоятельства, о которых сообщается в апокрифах, в Талмуде и Иосифом Флавием, – все это могло быть следствием землетрясения. Под завесой храма здесь следует считать завесу, отделявшую святое святых от святилища. Согласно Иерониму, non velum templi scissum, sed super liminare templi mirae (infinitae) magnitudis corruisse (fractum esse atque divisum – не завеса храма разодралась, а брус храма огромной величины обвалился).Это сообщение Иероним нашел в Евангелии евреев. Понятно, что это возможно было во время землетрясения, но раздирание завесы этим не исключается.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Он паки явится с Иисусом с небес». (§§ 36, 38, 40 и 41).             1) Св. Писание говорит о двух крестах – о кресте духовном: Мр. 8:34 ; Мф. 10:38 и о кресте вещественном, на котором был распят Христос: Иоан. 19:17 ; Мф. 27:32; Мр. 15:21,30 ; Иоан. 19:25 . 2) О вещественном кресте Христовом были прообразования еще в Ветхом Завете: Исх. 12:7  и 13; 17:11–13; Числ. 21:9 ; и Иоан. 3:14–15 ; Прем. 16:7 , – были и пророчества: Пс. 59:6  и Иоан. 14:6 ; Иса. 62:10 и Иоан. 1:23 ; Мф. 24:30. 3) Основания к почитанию св. Креста: он святой жертвенник: Исх. 29:37 ; и Евр. 9:28 ; Рим. 8:3; 3:25 ; Иис. Нав. 5:15  и 1Петр. 1:19; 2:24 ; он слава Христа: Иоан. 17:1 ; Лк. 24:26 ; Фил. 2:8–9 ; Иоан. 16:7 ; он – орудие нашего спасения: Кол. 1:19–20; 2:14 ; Еф. 2:16 ; Прем. 14:7 ; он печать Божия на челах Его рабов: Иез. 9:4–5 и От. 7:2–3; 9:4; От. 14:1; 22:4; – победное знамя Христа и христиан: Пс. 59:6 ; Иса. 62:10; Мф. 24:30. 4) Св. Апостолы чтили крест и хвалились им: 1Кор. 1:18 ; Гал. 6:14 . 5) Можно молиться руками: Пс. 62:5; 140:2 ; Мр. 10:16 ; Лк. 24:50–51 ; Деян. 6:6; 14:23 ; 1Тим. 4:14; 5:22  и 2:8. 6) Прообраз крестного знамения: Быт. 48:13–14 . 7) Непочитающие св. Крест и крестное знамение – враги креста Христова. Фил. 3:18 . О святых постах православной церкви «Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола. И постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» (Мф. 4:2). «Сей же род (диавол) изгоняется только молитвой и постом» (Мф. 17:19–21). «Придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься, в те дни» ( Мар. 2:20 ; Мф. 9:15). «Во всем являем себя, как служители Божьи... В трудах, в бдениях, в постах» ( 2Кор. 6:5 ).                         Пост так же стар по времени, как и само человечество, ибо он установлен еще в раю, когда «заповедал Господь человеку в раю говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него» ( Быт. 2:16 ). Нарушение райского поста повлекло за собой великие для человека последствия: изгнание его из рая, проклятие его и произраставшей ему плоды земли, лишения, болезни, борьба плоти с духом, отчуждение от Бога, рабство диаволу и смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Перевод: «Ты искупил нас от подзаконная проклятия драгоценной Твоей кровью: быв пригвожден ко кресту и прободен копием, источил людям безсмертие. Спасе наш, слава Тебе». За сим следует Шестое Евангелие , от Марка, зачало 67: «Во время оно, воины ведоша Иисуса». Конец: «Да видим и веру имеем Ему» ( Мк.15:16–32 ). Лишь к середине евангельских чтений (шестое Евангелие) приводит Церковь повествование о самом распятии. В сем чтении, начало которого совпадает с предыдущими двумя (надругательства и бичевание во дворе Пилата), изображено распятие с двумя разбойниками, и хулы изрыгавшиеся на Распятого, как Его врагами, так и разбойниками, терпевшими одну участь с Ним. Из сего видно, что в начале оба разбойника принимали участие в самоубийственном кощунстве, но потом один из них, как некогда блудный сын, «пришел в себя». Что заставило его очнуться и сбросить обольщение зла? – Конечно, не внешняя сила Распятого: пречистыя руки Спасителя были также крепко пригвождены, как и руки обагренные убийством. Лишь внутренняя правда Страдальца одна обличала Сущность Того, Кого разбойник поносил. Могучая сила кротости сделала свое дело: в Распятом был узнан и исповедан сошедший на землю Бог. После Богородична – возглашается прокимен, изображающий тяжелую и мучительную деталь Распятия: «Разделиша ризы Моя себе и об одежде Моей меташа жребий» ( Пс.21:19 ), и стих: «Боже, Боже Мой, вонми Ми, Вскую оставил Мя еси» ( Пс.21:2 ). Седьмое Евангелие , от Матфея, зачало 113: «Во время оно, пришедше воины». Конец: «Воистину Божий Сын был сей» ( Мф.27:33–54 ). Одинаковое по содержанию с предыдущим Евангелием, настоящее чтение пополняет его следующими деталями: землетрясением и прочими знамениями, возвестившими смерть Христа (ст. 51–53) и исповеданием Его сотником: «Воистину Он был Сын Божий» (ст. 54). Следует чтение псалма 50-го «Помилуй Мя, Боже», а за ним Восьмое Евангелие от Луки, зачало 111: «Во время оно, ведяху со Иисусом и ина два». Конец: «От Галилеи зряще сих» ( Лк.23:32–55 ). Предлагаемое чтение пополняет предыдущее повествование о Голгофе молитвой распинаемаго Спасителя: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» ( Лк.23:34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Подчеркивая истинность смерти Иисуса, Иоанн тем самым готовит читателей и к истинности Его грядущего Воскресения, к истинности Его победы над смертью . Попутно Иоанн показывает свершение еще двух ветхозаветных пророчеств, касающихся этих последних событий земной жизни Господа: «Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится. Также и в другом месте Писание говорит: воззрят на Того, Которого пронзили» ( Ин.19:31–37 ). Погребение И тут выходят на передний план тайные до сих пор ученики Христовы. «И как уже настал вечер, – потому что была пятница, то есть день перед субботою, – пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета» ( Мк.15:42,43 ), «человек добрый и правдивый, не участвовавший в совете и в деле их» ( Лк.23:50,51 ), «ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев» ( Ин.19:38 ), – «который и сам ожидал Царствия Божия». Он «осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. Пилат удивился, что Он уже умер», потому что умирание на кресте было не только мучительным, но и долгим, «и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? И, узнав от сотника», что двоим, как и приказал Пилат, перебили голени, а Иисус к этому времени уже был мертв, – «отдал тело Иосифу» ( Мк.15,43–45 ). «Пришел также и Никодим, – приходивший прежде к Иисусу ночью, – и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи. На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый», то есть пещера для погребения, склеп, «в котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко» ( Ин.19:39–42 ), «привалив большой камень к двери гроба» ( Мф.27:60 ). «Была же там Мария Магдалина и другая Мария («Мария Иосиева» Мк.15:47 ), которые сидели против гроба» ( Мф.27:61 ). «Возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди» ( Лк.23:56 ). «На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого. Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать» ( Мф.27:62–66 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Лк.1:32 и 33), и относить и Иисусу Христу. А обетование о непрекращении священства левитского относится, во-первых, к ветхозаветным священникам левитам, служение которых восстановится по возвращении Иудеев из плена Вавилонского ( Иер.33:11 ), а, во-вторых, к новозаветным священнослужащим, которых Господь Мессия поставит в Церкви Своей ( Еф.4:12 ) из среды нового Израиля вместо левитских священников (ср. Исх.66:21 ). Наконец, обетование о бесчисленном умножении царского семени Давида и священнослужащих левитов, как бесчисленны звезды и песок морской ( Иер.33:22 ), относится ко всем христианам, которых Господь Иисус Христос «сделал царям и священникам Богу и Отцу Своему (Ап.1:6 и 1, Петр.2:5 и 9). §14. Общий смысл пророческих речей Иеремии пророка Обличая Иудеев, пророк Иеремия настойчиво разъяснял им, что преступления их, особенно явное, официальное и государственное идолопоклонство при Манассии (15:1 и 4), нарушают по существу Синайский завет Бога с Евреями (гл.2:1–3,5;9;11:10 и др.). Несмотря на то, что Господь многократно через Своих пророков призывал Евреев к покаянию, они оставались упорно нераскаянными. Нарушителями завета явились главным образом цари и гражданские правители (22:1–23:1), священники (11:19–23; 22 и др.) и лже-пророки (23:9–40), а потом уже и весь народ. Кроме того, во времена Иеремии нечестие народов и гордое превозношение и насилие царей их достигли крайней степени, и суд Божий имел разразиться над народами и царями их страшными бедствиями войны; этот суд Божий, по пророчествам Иеремии, должен начаться «от дома Божия» (25:29 ср. 1Пет.2:17 ), т.е. с народа Божия, и распространиться на все народы западной Азии, Египта и всех приморских стран Средиземного моря (25:8–31). Совершитель этого суда Божия будет Вавилонский царь Навуходоносор; но и Вавилон и царь его по прошествии семидесяти лет сами погибнут от народа севера, все тогдашние народы земли должны испить из чаши вина ярости Господней. В частности, пророк Иеремия предсказывал бедствия войны, кроме Иудеи, следующим народами и странами: 1) Египту (46:2–26), 2) Филистимлянам (47), 3) Моаву (48), 4) Аммонитянам (49:1–6), 5) Едому (ст.7–22), 6) Дамаску или Сирийцам (ст.23–27), 7) Кидару и царствам Асорским в Аравии (ст.28–33), 8) Еламу (ст.34–39) и 9) наконец Вавилону (гл.50 и 51).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

" сделанный грех рождает смерть " (Иак.1:15); " грех вошел в мир, и грехом смерть " (Рим.5:12); " Ибо возмездие за грех - смерть " (Рим.6:23). 47. " Оказывается, грехами своими мы давно уже отлучены от Бога, от благодатного внутреннего общения с Церковью. Перерезали духовную связь, пуповину, через которую наши души и дух питаются благодатью Духа Святого " (16:8). 48. " Авраам, отец ваш (иудеев - а.к.), рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался " (Ин.8:56). 49. Цитата из Рим.2:14 приведена нами в соответствии с Синодальным изданием Библии. 50. О благодати Божией, даваемой людям в период от первородного греха и до Искупительной Жертвы Христа, в Священном Писании говорится и в отношении Ноя (Быт.6:8,9), Гедеона (Суд.6:17-23), Иеремии (Иер.1:5), Девы Марии (Лк.1:30), а также в отношении непоименованных людей, обладающих определенными качествами: смирением, премудростью (Прит.3:34; 8:35). 51. " души лишились благодати Божией, укреплявшей естественные силы невинного человека в направлении к добру Греховному повреждению подверглись все силы души: ум, воля и сердце " (23:319. Книга 1). " Праотеческого греха зло неисцельно заразило душу нашу со всеми ее силами, так что умом слеп, ВОЛЕЮ преслушлив, СЕРДЦЕМ отвращен от БОГА учинился человек. Отсюда воспоследовало, что между добром и злом распознать не может и часто вместо ДОБРА ЗЛО избирает, ДОБРОДЕТЕЛЬ ПОРОКОМ и порок добродетелию называет; РАДУЕТСЯ о том, что ему зло и вредно, ПЕЧАЛИТСЯ о том, что ему полезно. Сия пагубная тьма РАЗУМ человеческий объяла. СЕРДЦЕ и ВОЛЯ человеческая не иное что замышляет и хочет, как только противное воле Божией " (83:229). " Западная антропология говорит о грехопадении человека только как о потере Божественной благодати, при сохранении естественного состояния души. Для восточной же антропологии грехопадение представляется более глубокой драмой в истории мира: человек выпал из центра своей жизни, на место Бога он поставил себя. Богоборческий импульс, разорвав союз человека с его Творцом, деформировал саму человеческую природу. Дух стал отключенным от души, будучи оторванным от Бога; душевные силы также разобщились между собой: разум, чувство и воля то вступают в согласие, то противостоят друг другу " (30:68,69).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/202/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010