По этой причине время земной жизни именуется временем странствования, земля – местом «пришельствия» ( Пс.118:54 ), а обитающие на ней «странниками» ( Пс.38:13 ). Таково, увы, наше положение ныне. Но не всегда оно было таково. Жизнь скитальческая началась с уходом от Бога и допущением греха, который переселил человека из Рая на землю и который гонит его далее, загоняя во гроб и мрачную темницу ада. Но несмотря на то, что путь греха ведет в погибель, идут этим путем весьма многие, ибо он «пространен» ( Мф.7:13 ). И хотя практически невозможно остановить всеобщее стремительное движение по широкому пути суетных развлечений и греховных наслаждений, все же требуется делать попытки остановить хотя бы некоторых, отговорив их от дальнейшего шествования по пути смерти. И даже если попытки эти окажутся безуспешными, все равно их требует делать Тот, «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» ( 1Тим.2:4 ). Особенно это требует Он от тех, кто находится в числе «стражей дома Израилева». Избирая из среды народа пастырей по сердцу Своему» ( Иер.3:15 ) и поставляя их на стражу для охраны стада Своего ( Иер.31:10 ), Он дает каждому из них следующее наставление: «Я поставил тебя стражем дому Израилеву, и ты будешь слушать слово из уст Моих, и будешь вразумлять их от Меня. Когда Я скажу беззаконнику: «смертью умрешь!», а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтобы он жив был, то беззаконник тот умрет в беззаконии своем, и Я взыщу кровь его от рук твоих. Но если ты вразумлял беззаконника, а он не обратился от беззакония своего и от беззаконного пути своего, то он умрет в беззаконии своем, а ты спас душу твою» ( Иез.3:17–19 ). Одно это уже является сильным побуждением для служителя Божиего наставлять всех встречаемых ему странников земных на «путь добрый и прямой» ( 1Цар.12:23 ). Это же побуждает и нас повести беседу о пути, ведущем к райскому древу жизни ( Быт.3:24 ), вход к которому открыт с некоторых пор и для беззаконных, если они оставляют путь беззакония хотя бы и в последний момент ( Лк.23:42–43 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

39. «Благословен Ты, Господи Боже отцов наших, хвально и прославлено имя Твое вовеки…» (Дан. 3:26). 40. В церковнославянском «вам», но в греческом здесь не дательный падеж, а родительный: μν. Это слово относится к последующему: …ες παραδσει με, т. е. «[из] вас… один предаст Меня». Искусственный порядок слов в данном случае обусловлен желанием прп. Космы начать тропарь с буквы Υ ради акростиха. 41. «Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня» (Ин. 13:21). 42. Ср. первый тропарь 3-й песни канона. 43. «Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня…» (Мф. 26:23). 44. Ирмос 8-й песни традиционно отсылает ко второй части Песни вавилонских отроков: «Благословите, все дела Господни, Господа, пойте и превозносите Его во веки. Благословите, Ангелы Господни, Господа, пойте и превозносите Его во веки…» (Дан. 3:57-88). 45. Ср.: «Благословите, все дела Господни, Господа, пойте и превозносите Его во ве-ки» (Дан. 3:57). 46. Ср. в предыдущем тропаре: «...преданные огню». 47. Ирмос 9-й песни традиционно отсылает либо к Песни Богородицы, либо к Песни Захарии из Евангелия от Луки, однако здесь единственной отсылкой является слово «величаем» в конце ирмоса: «И сказала Мария: величит душа Моя Господа…» (Лк. 1:46). 48. То есть в Синайской горнице. 49. παναβεβηκτα λγον — это выражение в том же значении встречается у Оригена в комментарии на Евангелие от Луки. 50. Верным переводом было бы «тем ихже тайноводствую». 51. «…И послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху…» (Лк. 22:8). 52. «Господь положил Меня началом путей Своих для дел Его» (Притч. 8:22). 53. φσις νωθεσ μοι — выражение νωθεσα τ λγ φσις (соединенная Слову природа) неоднократно встречается у прп. Максима Исповедника и у последующих авторов. 54. Богословский термин «тропос взаимообмена [свойств]» (τρπος τς ντιδσεως) указывает на то, что в Боговоплощении присущие Божественной природе качества стали во Христе принадлежать и человеческой природе. Это выражение неоднократно используется прп. Иоанном Дамаскиным и другими авторами. Я благодарю Г.И. Беневича, обратившего на это мое внимание.

http://patriarchia.ru/db/text/5918899.ht...

   1) Я и сам то же и в себе чувствовал, и ныне часто чувствую, отчего бывает страх, и ужас, и тоска, и в других то же замечаю, ибо не с одним тобой это случается. Но спасения во Христе не отчаиваюсь, и «чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века», как в Символе читаем, что и другим, и тебе советую.    2) Примечай, что Писание Святое нам, грешным и смущаемым, во утешение гово­рит: «верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти греш­ников, из которых я первый, -» говорит апостол Павел (1 Тим 1:15). Итак, спасет и нас, греш­ных, поскольку и мы грешники. И еще: «Сын Человеческий» (то есть Христос), «пришел взыс­кать и спасти погибшее» (Лк 19:10).    Итак, и нас взыщет, поскольку и мы из по­гибших. И еще: «пришел призвать не праведни­ков, но грешников к покаянию», — говорит Хри­стос (Мф 9:13). И еще: «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы вся­кий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него», — говорит Христос (Ин 3:16—17).    Отсюда можно заключить, что Христос пришел в мир не судить нас, но спасти, и спа­сет нас непременно, если истинно веруем в Него. Придет второй раз судить. Но кого? Не просто грешников, но грешников непокаявшихся, покаявшимся же грешникам и верую­щим в Него объявить милость и благословение Отца Своего Небесного и ввести в небесное Свое царствие; им Он говорит: «Придите, бла­гословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира» (Мф 25:34).    Итак, есть грешникам кающимся надеж­да, есть утешение печалящимся и сетующим. «Отверзаются» двери милосердия Божия стуча­щим, «дается» просящим прошение их, «обрета­ется» ищущим (см. Мф 7:7—8) Бог со всем не­бесным сокровищем. Входят в жизнь вечную разбойники, мытари, любодеи и прочие грешники кающиеся. Есть и нам, грешным, надежда, поскольку Бог «на лица не смотрит» (Втор 10:17), но всех грешников кающихся равно милует и спасает.    3) Когда нам помысл находит такой: как нам быть с апостолами, пророками, мучени­ками и прочими великими святыми, которые в стольких добродетелях просияли — мы по­мыслу нашему да отвечаем так: мы с разбой­ником желаем быть, который при самом конце жития своего один испустил глас с по­каянием: «помяни меня, Господи, когда придешь в царствие Твое! -» и услышал от Христа, на Кресте висящего: «Истинно говорю тебе: ныне же будешь со Мною в раю» (Лк 23:42—43). А если с разбойником тем будем в раю, то и со Хри­стом Самим, поскольку разбойник тот со Христом в раю, а следовательно, и со всеми святыми. Ибо где Христос, там и все святые. Помолимся же ко Христу с разбойником: «по­мяни меня, Господи, когда придешь в царствие Твое». И еще: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Жи­ваго, пришедый в мир грешныя спасти, от нихже первый есмь аз: молюся убо Тебе, по­милуй мя», — и прочее.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Блудный сын (Путник). Иероним Босх. Нидерланды. 1510 г. В этой притче покаяние представлено как постепенный процесс, начинающийся с того, что блудный сын приходит в себя, вспоминает об отце и решает вернуться к нему. Далее от слов он переходит к действиям. Однако главный герой притчи – не сын, а отец, символизирующий Бога. Когда человек возвращается к Богу и приносит покаяние, Бог не осуждает его, но принимает с распростертыми объятиями. Притча показывает, что покаяние – это всегда встречное движение человека и Бога. Отец в притче не просто терпеливо ждет, пока сын приблизится к Нему: увидев его, он бежит ему навстречу. Из уст отца не слышно ни одного слова осуждения или упрека. Господь Иисус Христос говорит о Себе: «Я пришел не судить мир, но спасти мир» ( Ин.12:47 ). Женщине, взятой в прелюбодеянии, Иисус сказал: «Женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя?.. И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» ( Ин.8:10–11 ). Когда фарисей ожидал, что Иисус осудит женщину-грешницу, помазавшую ноги Его драгоценным миром, Иисус вместо осуждения сказал ей: «Прощаются тебе грехи... Вера твоя спасла тебя, иди с миром» ( Лк.7:48, 50 ). О тех, кто покаялся благодаря проповеди Иоанна Крестителя, Иисус говорил, обращаясь к фарисеям: «Истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие, ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему» ( Мф.21:31–32 ). Возвращение блудного сына. Рембрандт Харменс ван Рейн. Эскиз Покаяться никогда не поздно Покаяться никогда не поздно, и даже самый закоренелый преступник может на излете жизни принести покаяние и получить прощение от Бога. Это показывает пример благоразумного разбойника, который, будучи распят вместе с Иисусом, осознал греховность своего прежнего образа жизни и обратился к Нему со словами: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» На это Иисус ответил: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною В раю» ( Лк.23:42–43 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В конечном итоге вопрос о цели имеет решающее значение: использует ли он свои таланты для личного обогащения, для удовлетворения плотских похотей, для развлечений и страстей, или он становится соработником у Бога ( 1Кор. 3:9 ), вкладывая свои способности в дело Божие. Бог ищет Себе союзников и соработников. Придя на землю, Он выбирал из множества людей тех, кого хотел привлечь к Своему делу, Своей миссии. Некоторые из позванных оставили все и последовали за Ним ( Мф. 19:27 ; Мк. 10:28 ; Лк. 5:11; 18:28 ). Другие, напротив, отошли с печалью, ибо у них было большое имение ( Мф. 19:22 ; Мк. 10:22 ; Лк. 18:23 ). В конечном же итоге это имение оказалось для тех, кто не последовал за Иисусом, талантом, зарытым в землю. Они не вошли в радость Господина своего, и Он не поставил их над многими городами, как поставил апостолов, которые в каждом городе, куда приходили, основывали церкви и становились во главе их. Так притча о талантах и минах сбылась в судьбе тех, кто были ее непосредственными слушателями, – апостолов Иисуса Христа. 6. Ожидание хозяина дома Нам осталось рассмотреть короткую притчу, которой завершаются притчи Иисуса в Евангелии от Марка. Она является частью поучения, произнесенного по выходе из храма Иерусалимского, когда Иисус сидел на горе Елеонской. Аналогичное поучение имеется также в Евангелии от Матфея. Оно включает, в частности, призыв к бодрствованию: Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего ( Мф. 24:42–43 ). У Марка этот же призыв перерастает в притчу: Смотрите, бодрствуйте (γρυπνετε), молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время. Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому свое дело, и приказал привратнику бодрствовать (να γρηγορ). Итак, бодрствуйте (γρηρορετε), ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру; чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими. А чтó вам говорю, говорю всем: бодрствуйте (γρηρορετε) ( Мк. 13:33–37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Вспомним, наконец, что самое осуждение Христа на крестную смерть было вызвано Его официальным признанием Своего Божества. Когда первосвященник Каиафа под клятвой спросил Христа: Скажи нам, ты ли Христос, Сын Благословенного? Христос ответил: ты сказал, употребив установленную форму утвердительного ответа ( Мф.26:63 ; Лк.22:70 ; Ин.19:7 ). Теперь следует уяснить другой, связанный с этим очень важный вопрос: откуда Каиафа, многие иудеи и даже демоны (!) могли почерпнуть идею, что Мессия будет Сыном Божиим? Ответ здесь один: из ветхозаветного Священного Писания . Именно оно подготовило почву для этой веры. Действительно, еще царь Давид, живший за тысячу лет до рождества Христова, в трех псалмах именует Мессию Богом ( Пс.2 , Пс.44 , Пс.109 ). Еще яснее раскрыл эту истину пророк Исаия, живший за 700 лет до Р.Хр. Предсказывая чудо воплощения Сына Божия, Исаия писал: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: С нами Бог . И немного далее пророк еще определеннее раскрывает свойства Сына: И нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности ( Ис.7:14, 9:6 ). Такие наименования нельзя применить ни к кому, как только к Богу. О вечности Богомладенца писал также пророк Михей ( Мих.5:2 ). Пророк Иеремия, живший примерно лет двести после Исаии, именует Мессию Господом ( Иер.23:5, 33:16 ), подразумевая Того Господа, Который послал его на проповедь ; а ученик Иеремии, пророк Варух, написал следующие замечательные слова о Мессии: Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми ( Вар.3:36–38 ) – т.е. Сам Бог придет на землю и поживет среди людей! Вот почему более чуткие из иудеев, имея такие определенные указания в Священном Писании , могли без колебаний признать в Христе истинного Сына Божия. Замечательно, что еще до Рождества Христова праведная Елисавета встретила Деву Марию, ожидавшую Младенца, следующим торжественным приветствием: благословенна Ты между женами, и благословен Плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? ( Лк.1:42–43 ). Ясно, что у праведной Елисаветы не могло быть другого Господа, кроме Того, Которому она служила с детства. Как объясняет ап. Лука, Елисавета сказала это не от себя, а по вдохновению от Духа Святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Итак, один разбойник, слева, у которого внутри была фабрика по производству злых помыслов, «...злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас» ( Лк. 23:39 ). Он, хотя и видел всё, не поставил ни одного вопросительного знака в своём помысле. Другой же, справа, имевший добрые помыслы, смотрите, как противостал: «Другой же напротив унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осуждён на то же ? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли; а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешъ в Царствие Твое!» ( Лк23:40–42 ). И оба одного и того же всесильного Бога имели возле себя, чтобы им помочь, однако один препятствовал своим злым помыслом Богу помочь ему, в то время как другой – хотя и сделал страшные преступления и был справедливо наказан – своим добрым помыслом «подвиг» Бога, сказавшего ему в тот момент: «...аминь глаголю тебе, ныне же будешь со Мной в раю» ( Лк.23:43 ). Поэтому нам нужно знать, что и Сам Бог «не может», хотя и весьма хочет помочь нам, если мы не имеем добрых помыслов, В духовном преуспеянии послушника играет величайшую роль то, имеет ли послушник добрые помыслы, а не то, что является ли духовник святым...» Глядя и под другим углом зрения на тему помыслов, Старец выделял и придавал особую силу этому свойству любви, т.е. тому именно, что «любовь не мыслит зла». Говорил, что «нужно всегда, притом и в самых плохих случаях, не позволять в нашу душу входить злым помыслам, Кто всегда, во всяком случае, имеет произволение склоняться к доброму помыслу, тот никогда не потеряет или не потерпит вреда от него ни в чём. Жизнь человека сего, который непрестанно питает себя благими помыслами, есть непрестанный праздник. Это аналогично тому, какую кто имеет машину, такое производит и дело. Какое вещество заложит и в каком месте находится – не имеет, столь большого значения. Приведу тебе такой пример, чтобы ты понял: Если один имеет машину, которая изготовляет пули, и в эту машину заложить самый лучший материал, который у него есть, например золото, – машина его преобразует в разрушительную вещь, будет выдавать золотые, разрушительные пули; если заложат серебро – произведет серебряные пули; железо – железные пули; глину – глиняные пули, одним словом, эта машина, какой ни дашь ей материал, от многоценного и наилучшего до незначительного, машина эта, поскольку так она устроена, всегда будет выдавать разрушительные пули. Если же теперь, переделать эту машину так, чтобы она изготовляла, скажем, чаши, и если заложить глину – произведёт глиняную чашу, железо – железную, золото – золотую, и тому подобное.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

На Кресте над головой Христа воины укрепили беленую дощечку с надписью, составленной Понтием Пилатом: «Иисус Назорей, Царь Иудейский» ( Ин.19:19 ). Рядом с Иисусом Христом воины точно так же распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую сторону от Него. Так сбылось предсказание древнего пророчества: «и к злодеям причтен» ( Лк.22:37 ; Ис.53:12 ). Окончив казнь, воины стали делить между собою одежды Христа. Они разорвали их по швам на четыре части. Хитон же Христов не имел швов, так как был соткан (вероятно, рукой Божией Матери) сверху донизу. Не желая портить его, воины бросили между собой жребий, кому он достанется. И здесь поразительно и буквально исполнилось пророчество о Христе: «Делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий» ( Пс.21:19 ). Затем воины сели поблизости на камнях, чтобы сторожить казненных, а сотник с отрядом стражи наблюдал за порядком в толпе. И стоял народ и смотрел. Торговцы и ремесленники и праздные люди – все пришли сюда, чтобы видеть ужасное зрелище казни. А первосвященники с книжниками, старейшинами и фарисеями, глядя на распятого Христа, торжествовали свою победу и громко издевались над Ним: «Других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него; уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын» ( Мф.27:42–43 ). Проходящие же злословили Его, кивая головами и говоря: «Разрушающий храм и в три дня Создающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста» ( Мф.27:39–40 ). И воины ругались над Христом. Кругом была ненависть и злоба. Не было слышно ни одного сочувствующего голоса, чтобы утешить и морально поддержать Страдальца. Все, знавшие и любившие Христа, женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели, не смея приблизиться ко Кресту. «…И ближние мои стоят вдали» ( Пс.37:12 ). Слыша издевательства первосвященников и старейшин, один из распятых разбойников, который был слева от Спасителя, тоже начал злословить Его. «Если Ты Христос, – говорил он, – спаси Себя и нас» ( Лк.23:39 ).

http://azbyka.ru/deti/novy-j-zavet-v-izl...

После совершения суда люди получат, по учению Христа Спасителя, полное и окончательное решение своей участи. Грешные пойдут в муку вечную, а праведники в жизнь вечную ( Мф.25:46 ). В чем будет состоять жизнь вечная, на то находится в учении Христа Спасителя немало указаний. Она будет продолжаться с того времени в Царстве, уготованном от сложения мира ( Мф.25:34 ), в постоянном общении не только с Ангелами и с великими праведниками ( Мф.8:11 ), но и с источником всякого блаженства – Богом: Отче, взывал Он в молитве к Богу Отцу, которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира ( Ин.17:24 ). При ней будет, кроме того, полное удовлетворение всем тем духовным стремлениям, какие присущи человеку. Блаженны алчущие и жаждущие правды, говорит Он, ибо они насытятся ( Мф.5:6 ). Вообще блаженство, ожидающее праведников, так будет, по учению Христа Спасителя, велико, что только образ солнца может выразить до некоторой степени это величие. Тогда праведники воссияют, как солнце, говорит Он, в Царствии Отца их ( Мф.13:43 ). Впрочем, степени блаженства будут различны. В доме Отца Моего, говорит Христос Спаситель, обители многи суть ( Ин.14:2 ). Праведный Судия имеет воздать каждому по делам ( Мф.16:27 ), а дела людей не одинаковы. Правда, и утоливший жаждущего чашею холодной воды, во имя ученика, не потеряет награды своей ( Мф.10:42 ), тем не менее пострадавший за имя Христово получит много более. Радуйтесь и веселитесь, говорит Христос таковым, ибо велика ваша награда на небесах ( Мф.5:12 ). Насколько блаженна будет участь праведников, настолько бедственна будет участь грешников. Она одинакова будет с участью диавола, похотям которого, вместо воли Отца Небесного, следуют люди грешные. Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его ( Мф.25:41 ). Этот огонь будет, по учению Христа Спасителя, неугасающим ( Мк.9:45 ). Место, где грешные будут подвергаться его мучению, совершенно противоположно тому, где находятся праведники ( Лк.16:23 ). Оно называется Христом Спасителем геенной ( Мк.9:45 ). В нем, кроме огня, вечный мрак ( Мф.8:12 ) и червь не умирающий ( Мк.9:46 ). Хотя все такие обозначения и трудно понимать в строго-буквальном смысле, тем не менее и придавать им только образное значение – тоже нельзя. Прекрасно говорит о том св. Иоанн Дамаскин : „грешники, говорит он, преданы будут огню вечному, не такому вещественному, какой у нас, но такому, какой известен одному Богу 523 . И степени мучений будут, впрочем, различны. Раб, говорит Христос Спаситель, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого; кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут ( Лк.12:47–48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Смотри, как ведет [Господь] к совершенству Отца тех, которые блюдут Божии повеления. Любя врагов, говорит Он, благословляя проклинающих и благотворя ненавидящим вас, будете совершенными и сынами Небесного Отца. Разве не потому Он совершен, что повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных ? Ведь и без этого Он был, есть и будет совершенным и пресовершенным. Но вы будьте совершенными, имея любовь ко всем [людям] и молясь за врагов. Как говорит [Господь] в другом месте: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною (Мф 19:21) 42 . Итак, Преблагий 43 показал, что следует делать возлюбившим блаженное совершенство, а именно: любить врагов, благословлять проклинающих, благотворить ненавидящим, молиться за обижающих и гонящих, продавать имение и раздавать нищим. Из любви к врагам и последующего рождается в душе покой и невозмутимость [духа] 44 , благодаря чему здесь возводится и свершается вместилище для Святого Духа 45 , и [человек] делается совершенным подражателем Христа, изрекшего: Прости им, ибо не знают, что делают (Лк 23:34). А из продажи имения и раздаяния его нищим происходит тройная польза: нестяжательность, милостивость и следование Христу, как то сказано: вот, мы оставили все и последовали за Тобою (Лк 18:28) 46 . Если же ты спросишь, что же будет с нами, то услышь неложное обетование о многом воздаянии, а именно о том, что вместо увядающих [и преходящих стяжаний] в веке сем, ты получишь во сто крат большее наследие в веке грядущем (ср. Мк 10:30) 47 . Но поскольку [наше] слово о любви, то к ней мы и возвращаемся. [Господь говорит]: Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного (Мф 5:44–45) ; также: Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф 6:14–15) 48 . Наконец, в притче о десяти тысячах талантов, приводящей в трепет, Он как бы подводит итог: Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его (Мф 18:35) 49 .

http://pravmir.ru/desyat-slov-o-zapovedy...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010