О вольнодумцах О крещении Откр.14:1–4 . Если о 144000 девственниках, стоящих на горе Сион; и следующих всюду за Агнцем, не сказано, что они крестились от воды и Духа, то не сказано о них даже и того, в каком завете они жили, а потому нет никакого основания делать из этого места вывода о способе крещения, освященного Самим Господом: Лк.3:21 ; Ин.3:5 . О Вавилоне О свящ. изображениях Откр.14:19–11 . Антихристово изображение не имеет никакого отношения к св. иконам и не противоречит им; так как из Писания видно, что есть чаша Господня и есть чаша бесовская, трапеза Господня и трапеза бесовская: 1Кор.10:21 , скиния Божия, и скиния Молохова: Деян.7:43 , храм Божий и храм Дагона: 1Цар.5:2 ; как видно отсюда, названия одинаковые, но сущность совершенно несовместимая. Поэтому, если по попущению Божию, будет икона бесовская, то она не может унизить своим названием достоинства священных изображений, равно как и поклонники изображения антихриста не имеют ничего общего с почитателями святых икон: 2Кор.6:16 . О почитании св. угодников Божиих Откр.14:13 . Прославляются здесь и ублажаются мученики за Христа и все благочестивые, умирающие с верою во Христа и надеждой на Бога. Если угодникам Божиим и в земной жизни за их праведность воздавалось почитание: Гал.4:14 , то тем более они достойны почитания в жизни загробной, в Церкви небесной, в небесном Иерусалиме: Евр.12:22–23 . О кончине мира Откр.14:14 . Думаем (говорит Андрей, Арх. Кесарийский), что виденный на облаке, подобный сыну человеческому, есть Христос, венец же на Нем означает царскую власть Его над видимыми и невидимыми силами, золотой же он, по причине драгоценности у нас сего металла, серп же означает кончину, ибо и Сам Господь кончину мира назвал жатвою: Мф.13:39 . О казнях Откр.16:2 . В последующих казнях: ст.3–4, замечается сходство с казнями Египетскими. Сходство притеснений сопровождается и одинаковыми наказаниями. Что касается подтверждения этих казней примерами из истории Рима, то малоизвестность того времени скрывает от нас разгадку открытую здесь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/k...

1132. " Один " " и " " Другой " " относится к Ипостасям Святой Троицы; " одно " " и " " другое " " — к двум природам во Христе. Впервые в святоотеческой христологии средний род, указывающий на " " природу " " , противопоставляется мужскому роду, указывающему на " " Ипостась " " : ср. Grillmeier. Christ I,370. 1133. Письмо 101 (1–е Кледонию); SC 208, 42–48=2.9–10. 1134. См. Kelly. Doctrines, 292. 1135. См. Lietzmann. Apollinarius, 251. 1136. Сл. 22, 13, 1–15; SC 270, 246–248=1.343–344. 1137. PG 37, 467–468=2.131. 1138. См. Quasten. Patrology III, 247. 1139. Письмо 101 (1–е к Кледонию); SC 208, 50=2.10. 1140. Письмо 101; 52=2.11. 1141. Докетизмом называют раннехристианские ереси (IIII вв.), которые объединяло общее представление о том, что тело Христа было призрачным, то есть имело лишь вид материальной плоти. 1142. Письмо 101; 58=2.12–13. 1143. Письмо 101; 64–66=2.14. 1144. Письмо 101; 46–48=2.10. 1145. Фил. 2:7. 1146. Письмо 102; SC 208, 76–78=2.17. 1147. Ср. 1 Кор. 15:14. 1148. Письмо 102; 80–82=2.18. 1149. Письмо 202; SC 208, 90–92=2.6–7. 1150. Письмо 202; 94=2.7. 1151. Ср. Пс. 73:2; Мих. 6:4 и др. 1152. Ср. Ис. 41:14; 43:14; 47:4; 48:17; 49:26; 59:29; 63:16 (все ссылки относятся к тексту так называемого " " Второисаии " " ). 1153. Ср. Мф. 20:28; Мр. 10:45; Рим. 3:24; Гал. 3:13; 4:5; Еф.1:7; 1 Тим. 2:6; Евр. 9:12, 15; Откр. 5:9 и др. 1154. Лк. 23, 46. 1155. На Мф. 16, 8 (GCS 40, 498). 1156. Большое Огласительное Слово 22–24. 1157. Беседы на Пс. 7, 2 и 48, 3. О выкупе, принесенном Богу, см. также Беседу на Пс. 28, 5. 1158. Огласительное слово 13, 2. 1159. Сл. 45, 22; PG 36, 653=1.675–676. 1160. Изложенная теория сатисфакции принадлежит Ансельму Кентерберийскому. 1161. Соборы 1156–57 гг. были созваны в связи с ересью Сотириха Пантевгена, излагавшего теорию искупления в терминологии, близкой к учению Ансельма. Отцы Собора, в частности св. Николай Мефонский, в своем учении об искуплении основывались на молитве из Литургий свв. Василия Великого и св. Иоанна Златоуста, обращенной ко Христу: " Ты бо еси Приносяй и Приносимый " " . См. об этом Павел (Черемухин). Собор; Angelou. Nicholas; Meyendorff. Christ, 197–200.

http://predanie.ru/book/72464-zhizn-i-uc...

А два сегодняшних евангельских примера снимают покрывало с заповеди о субботе. Ведь суббота – это милость – и к себе, и к подвластным: «…чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, и осёл твой, как и ты» ( Втор.5:14 ). И поэтому суббота не может быть препятствием, чтобы напитался голодный и исцелился больной. Кроме того, на Ветхом Завете лежит покрывало самого страшного национализма – религиозного: ведь действительно, Сам Бог, Творец неба и земли когда-то повелевал Израилю в иных случаях безжалостно истреблять целые народы, мера беззакония которых переполнялась ( Быт.15:16 ). И отсюда – на Ветхом Завете лежит ещё и покрывало двойной морали, когда одно предписывается по отношению к единоплеменникам, а другое – по отношению к чужим. И только Христос ставит точку над всем временным и относительным. Отныне – новый Божий народ, новый Израиль – из всех людей, отовсюду приходящих ко Христу. Христос отверзает «ум к уразумению писаний» ( Лк.24–45 ), показывая, что все пророки указывали на это, уже наступившее время… А для религиозных поклонников одного только Ветхого Завета – на нём по-прежнему покрывало. Они продолжают считать себя раз и навсегда единственным Богоизбранным народом; они продолжают ожидать кого-то, кто снова соберёт их вместе, восстановит их храм и покорит им все народы. Они продолжают праздновать свою пасху, эту политическую победу над врагом, и не видят новой, истинной Пасхи – победы над грехом и смертью. И «доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их». И только «когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается». Но иногда приходится слышать: как я могу обратиться ко Христу? Это значит – предать свой народ, отречься от него. Но в этом случае ты сам клевещешь на свой народ, утверждая, что только ненависть ко Христу образует из твоего народа единое целое. О бесплотных Силах Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных Мк. 13:24–30:36–43 Лк. 10:16–21 Евр. 2:2–10 Сегодня – праздник в честь Небесных Сил бесплотных, которых Господь Бог сотворил в самом начале, и которые уже «восклицали от радости», когда Он полагал основание Вселенной ( Иов.38:7 ). Нам также открыто, что бесплотные Силы имеют разные дарования, разные служения и составляют некую иерархию. Пророк Иезекииль пишет о Херувимах, что «всё тело их, и спины их, и руки их, и крылья их … полны очей» ( Иез.10:22 ). Апостол Павел в своих посланиях упоминает Престолы, Начальства, Власти, Господства, Силы, Архангелов, Ангелов. Открыты нам также имена некоторых верховных Архангелов. Имя Архистратига всех Небесных Воинств – Михаил. Он же – хранитель сначала Богоизбранного народа Израильского, а потом – всей Христовой Церкви, этого нового Израиля. Имя второго Архангела – Гавриил. Он – великий Божий благовестник, который и пророку Даниилу объяснял смысл видений о грядущих судьбах мира, и Пресвятой Деве возвестил о рождении от Неё Спасителя, и – Захарии о рождении Иоанна Крестителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

2:4). Я так как антихрист придет пред страшным судом и его «Господь Иисус убьет духом уст Своих» (ст. 8), то значит храмы Божии будут на земле до второго пришествия Спасителя. И храмы Божии будут в Православной Церкви, а не у сектантов. «И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и. измерь храм Божий и жертвенник и поклоняющихся в нем. А внешний двор храма исключи, и не измеряй его; ибо он дан язычникам: Они будут попирать святой город сорок два месяца» ( Откр. 11:1–2 ). Вот и попирают теперь святой город, храмы Божии сектанты – современные язычники. Самым живым доказательством происхождения и устройства церквей от времен именно апостольских служат вырытые под землею усыпальницы, или катакомбы. Такие усыпальницы, или катакомбы, сохранились еще доселе во многих местах, где процветало христианство в первые века. Главнейшее назначение этих усыпальниц у первенствующих христиан, – это служить местом погребения тел умерших христиан. Но кроме прямого такого своего назначения, усыпальницы, или катакомбы, в эпоху гонений на христианство служили также безопасным убежищем, куда первенствующие христиане часто собирались для совершения богослужения и где устроились, таким образом, особенные подземные церкви, или храмы. В различных местах этих чрезвычайно обширных пещер и теперь есть еще следы и остатки церквей, которые устроялись обширнее и отличнее от других помещений и усыпальниц ( Н. Ф. Красносельцев «О древн. христ. архитектур.» в Прав. Собес. 1874 г. Декабрь, стр. 281 и далее. По образцу этих, между прочим, церквей с той поры и до ныне начались устраиваться храмы Божии. Тексты Св. Писания, на которых сектанты пытаются обосновать свое лжеучение о храме. Иер. 7:4 ; Мар. 13:1–2 ; Иоанн. 4:21–24; Деян. 7:48–50, 17:24–25 ; 3Цар. 9:7–8 ; Мк. 13:1–2 ; Иоан. 2:19 ; 1Тим. 2:8 ; 1Кор. 3:16 ; 2Кор. 6:16–18 ; Еф. 2:21 ; Евр. 3:6 ; Ис. 66:1–2 . Тексты Св. Писания, опровергающие лжеучение сектантов: Исх. 25:1,8,9, 25–27 и 30 главы; 1Пар. 28:11–19 ; 3Цар. 8:12–13, 17–19, 9:3 ; Иоан. 2:13–17 ; Мк. 11:17 ; Мф. 23:21 ; Иоан. 7:14, 28, 10:23 ; Мф. 26:55 ; Лук. 19:47, 22:53 ; Лк. 24:53 ; Деян. 2:46 ; Чит. гл. 3, 4; Деян. 24:11–12, 22:17–21, 11:26 ; 1Кор. 11:18, 22, 14:34–35 ; Откр. 11:1–2, 19, 15:5–8, 4:2–11; 2 Фесс. 2:1–4; Псал. 131:13–14 . Храм, или дом молитвы, по имени собирающейся в ней живой церкви иногда называется в Св. Писаниях «церковью»: Деян. 11:26 ; 1Кор. 11:18–24, 14:34 – 35 . Строить храмы повелел Сам Бог еще в Ветхом Завете: Исх. 25:1–9; 1 Парал. 22:19; 2 Парал. 6: 8–9. Господь живет в храме: 3Цар. 9:2–3 ; Ис. 57:15 ; Иезек. 43:5; Мф. 23:21 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Поистине, Воскресший Христос есть незаходимое Солнце для душ верующих: однажды принес Он Себя за грехи мира в жертву Богу отцу и, воскресши из мертвых, ктому уже не умирает, смерть Им ктому не обладает, Он пребывает во веки, всегда жив сый, во еже ходатайствовати о нас к Богу. Придет время – настанет предел мира и самого времени: временное и земное прейдет, откроется одно небесное и вечное... Что же тогда? О! тогда настанет один непрерывный, вечный день царствия Христова – день Пасхи Господней, имеющий продолжаться всю вечность!.. И какими светлыми, какими яркими и великолепными чертами изображает нам Откровение сей невечерний день! Рай ( Лк.23:43 ), новое небо, новая земля ( Апок. 21:1 ), храм Святый Божий ( Пс.27:2 ), град, которого строитель и художник Бог ( Евр.11:10 ), дом Отца небесного ( Ин.14:2 ), высоты Божии ( Иов.25:2 ), гора святая, Божия ( Пс.14:1 ) святый город Иерусалим, Иерусалим новый ( Апок.21:2 ); вот какими именами Откровение называет то прекраснейшее место, в котором будут обитать в будущей жизни души, удостоившиеся царства небесного! В этом блаженнейшем жилище нет храма. Господь Бог Вседержитель храм его и Агнец ( Апок.21:22 ); врата небесного жилища никогда не запираются; ночи там нет, и нет нужды ни в солнце, ни в луне – Господь Бог освещает его, Агнец – светильник его (–23:24); там присносущный свет Вседержителя, велелепная слава Триипостасного Божества. Там скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними ( Апок.21:3 ), и во свете Его они будут царствовать вовеки (22:5). И как блаженны будут праведники! Тело их, скинув настоящую грубость и дебелость, будет изъято от всех недостатков, свободно от тяжких трудов и болезней, будет нетленно и бессмертно: и отрет Бог всякую слезу с очей их ( Апок.21:4 ), они не будут ни алкать, ни жаждать (7:16), и смерти, столь страшной для нас, не будет уже (21:4). По душе они достигнут совершенного восстановления в себе образа Божия, будут подобны Богочеловеку ( 1Ин.3:2 ). Ум их озарится яснейшим светом Боговедения: они познают Бога столько, сколько возможно для сотворенного существа, познают и все творение Божие, видимое и невидимое.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Дело просто в том, что если выбросить чудеса из Евангелий, оставив только «естественный» материал, то спутываешь все повествование. Жизнь Христа так тесно связана с чудесами, что если кто и опровергнет возможность чудес, то этим он также уничтожит все, предшествовавшее и последовавшее за ними. Этим нарушится правило последовательности. Например, некоторые из самых длинных бесед в Евангелии от Иоанна произошли после знаменательного чуда (гл. 5–6). Если чудо не произошло, то вся беседа также была выдумана. Когда фарисеи обвинили Христа в изгнании бесов силою веельзевула, то это значит, что нечто необыкновенное должно было случиться для того, чтобы они могли выдвинуть такую радикальную гипотезу объяснения. Когда ученики Иоанна Крестителя пришли спросить у Христа, является ли Он настоящим Мессией, то Христос сказал им посмотреть на Его чудеса ( Лк.7:22 ). Если чудеса не произошли, то вся история остается неправдоподобным событием. Если отрицаешь, что Иисус воскресил Лазаря, то не можешь объяснить, почему иудейские начальники с того момента задумали убить Его. 89 Мы, буквально, могли бы указать на дюжины подобных примеров в Евангелиях. Если кто отрицает чудесный элемент в жизни Христа, то ему надо отрицать все повествование, стать агностиком и признать, что мы мало или ничего не знаем об Иисусе из Назарета. Другой аспект косвенных доказательств Христовых чудес находится в остальной части Нового Завета. Если даже датировать Евангелия позднейшей датой (кстати, этого делать не следует), то мы все еще имеем доказательства в книге Деяния апостолов и посланиях ( Деян.2:22 , Рим.1:4 ). Христос поручил апостолам совершать чудеса в подтверждение их миссии ( Деян.2:43 , Гал.3:5 , Евр.2:3–4 ). Павел сказал коринфянам, что признаками истинного апостола являются «знамения, чудеса и силы» ( 2Кор.12:12 ). Весьма невероятно, чтобы Христос ожидал от Своих представителей осуществления таких доказательств, которых Он Сам не исполнял. В конечном счете, есть и утверждение молчания, которое никогда не является окончательным, но на которое всегда нужно обращать внимание. Нет никаких первостолетних доказательств, опровергающих чудеса Христа. Обыкновенно можно найти разоблачение утверждаемых чудотворцев, а если не разоблачение, то, по крайней мере, разъяснение их чудес. Но никаких разъяснений Христовых чудес нет кроме того, как в иудейском Талмуде, где Его чудеса объясняются магией и использованными Им таинственными формулами, выкраденными из храма. Некоторые позднейшие противники христианской веры (Цельс, Гераклит, Юлиан Отступник) признали, что когда Христос служил народу, то совершал чудеса. Б. Критика гипотезы о мифических началах Христа и христианства

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/doro...

Архив Пн В Московской области прошел IX Елисаветинский крестный ход 22 сентября 2020 г. 13:43 20 сентября 2020 года по благословению Патриаршего наместника Московской епархии митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия состоялся IX Елисаветинский крестный ход, приуроченный к 20-летию прославления святых Царственных страстотерпцев в сонме Новомучеников и исповедников Российских и 10-летию великого освящения храма Спаса Нерукотворного в селе Усово Московской области. Верующие прошли по уникальному маршруту, объединяющему старинные села единственной в Подмосковье императорской усадьбы «Ильинское — Усово», с 1864 по 1880 годы принадлежавшей императрице Марии Александровне, а после кончины ее сыну — великому князю Сергею Александровичу и его супруге великой княгине Елизавете Федоровне. Мероприятие было организовано по инициативе Фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» и при поддержке Одинцовского и Красногорского благочиний Московской областной епархии , администраций Одинцовского городского округа и городского округа Красногорск. Крестный ход, в котором приняли участие около полутора тысяч человек, возглавил епископ Аргентинский и Южноамериканский Леонид . Также в шествии участвовал руководитель Управления по работе с общественными организациями Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ протоиерей Димитрий Рощин . Крестный ход завершился общим молебном у Спасского храма села Усово. Всем гостям была предложена трапеза, после которой паломники смогли посетить экскурсию по выставке «300-летняя история императорского Дома Романовых в гравюрах и литографиях XVIII-XX вв.» в музее православного просветительского центра «Усово-Спасское» и концерт классической музыки в исполнении выпускников и студентов Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. По традиции событие состоялось в воскресенье сентября, ближайшее к дню тезоименитства великой княгини (память ее небесной покровительницы, праведной Елисаветы, Церковь отмечает 18 сентября). Елисаветинский крестный ход — единственный в России, совершаемый с переправой через реку по понтонному мосту и на плотах. Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ /Патриархия.ru Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 19 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/5694502.ht...

Следовательно, термин " апостол " применяется к группе, больше чем Двенадцать. Апостольство Павла составляет часть этой проблемы. Об этих и других, относящихся к этому вопросу, смотри у Р. Шнакенбурга, цит. соч., стр.246 и далее. 528 Неясно, например, соотносится ли апостолат с " историческим Христом " (Деян.1,22) или только с " воскресшим Христом " (Гал.1,1; " Кор.10–13 и т. д.) или даже и не с тем и не с другим (Рим.16,7; Деян.14,14 и т. д.). Библиография по этим проблемам огромна. Смотри у Р. Шнакенбурга, цит. соч.. 529 Эта схема предлагается в основном в Новом Завете: Ин.20,21; Лк.10,16 и т. д.. Сам Христос является “апостолом” (Евр.3,1). Смотри также Ин.17,7 и далее; Мф.28,18–20; Рим.10,13–17; 1Ин.1,1–13; 2Тим.2,2; Тит.1,5 и т. д. Именно на основе этой “исторической или “миссионерской” схемы уже в Новом Завете упоминается передача апостольской власти другим лицам для продолжения этой миссии (Деян.20,17–35; 1Тим.5,22; 4,4; 2Тим.2,2; Тит.1,4; 2,1–15 и далее). Сравни Ф. Мено “Церковь и служение…”, 1949; Ж. Кольсон “Апостольское преемство…”, “Verbum caro”, 1961, стр.138–172. 530 Важность эсхатологии для понимания первоначальной концепции апостольства стала очевидной в связи с раскрытием эсхатологического характера учения Христа благодаря трудам Дж. Вайса и А. Швейцера. Сравни Э. М. Кредель, “Понимание апостолов в новом экзегезисе”, “Журнал католического богословия” 78, 1956, 169–93 и 257–305. А также И. Рольф “Апостолат”, 1965, стр. 23–27. Следствия эсхатологии для преемства Церкви с апостолами недавно были подчеркнуты В. Панненбергом “Значение эсхатологии для понимания апостольства и кафоличности Церкви”, “Истина”, 14, 1969, 154–170; Англ. перевод в “Один во Христе”, 6, 1970, 410–429; Смотри также Л. Сервэ “Апостольская миссия…” 1964, стр.43–66, и Ив. Конгар в “Экуменика” 1966, стр.61–88, особ., стр.75–76. 531 " Дидахи " 9.4,10.5. Сравни Мф.25,32; Ин.11,52 и далее. Подчеркивая различие между " миссионерским " и " эсхатологическим " образами апостольства, я не хочу отрицать эсхатологический характер апостольской лексики, как он проявляется особенно у ап.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=121...

6 . Ангелы живут на небе и имеют одно дело – славить Бога и служить Его Божественной воле. Святое Откровение это показывает и доказывает. Святой боговидец Исайя видит Серафимов, окружающих престол Божий и восклицающих: «Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь вся земля славы Его» ( Ис. 6,3 ; Иез. 3,12 ; Пс. 148,2 ); возлюбленный Христом Иоанн, погруженный в апокалиптические видения, свидетельствует, как небесные Силы «покоя не имут день и нощь, глаголюще: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Иже бе, и сый и грядый» ( Откр. 4,8, 7,11–12 ), Пророк Даниил видит, что там, где Ветхий денми воссел на престоле небесном, «тысяща тысящ (Ангелов) служаху Ему, и тмы тем предстояху Ему» ( Дан. 7,9–10 ). Сам Спаситель заявляет, что Ангелы «выну видят лице Отца Небесного» ( Мф. 18,10 ) и непрестанно исполняют волю Божию и на небе, и на земле, служа, таким образом, осуществлению Божия плана о мире и человеке ( Евр. 1,14 ; Деян. 5,19, 7,58, 66 ; Мф.4,11, 25,31, 28, 2,5–7, 13,39–42, 49 ; Лк. 22,43, 2,14 ; Гал. 3,19 ; Еф.1,21 ; 1Петр. 3,22 ; Ин. 5,4, 1,51 ; Пс. 33,8 ; Откр. 7,1–2, 16,5, 14,18 ). «Ангелы сильны, – говорит святой Дамаскин, – и готовы к совершению Божией воли, и по свойственной им быстроте мгновенно появляются там, куда их направит Божественное повеление». Возникновение человеческого мира Трисолнечный Господь сотворил первого человека по образу Своему как родоначальника человеческого рода, – сотворил его немного меньшим Ангелов, но намного большим твари. Тело его создал из земли – этим в человеке представлен материальный мир; и вдохнул в него дух жизни – этим в нем представлен духовный мир. Принадлежа душой духовному миру, а телом – материальному, человек является малым миром в большом (микрокосмос) или большим миром в малом (макрокосмос). «Желая объявить богатство Своей благости, – говорит святой Григорий Богослов , – Бог решает произвести живое существо из обеих, т.е. из видимой и невидимой природы, и Он сотворяет человека, взяв из уже созданной материи тело, а от Себя (что называет разумной душой и образом Божиим – греч. «икона Фэу»), сотворяет как некий иной мир, – малый в великом».

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Образец западной религиозной живописи: «Ангельское пение». Вильям Бугро. 1881. Музей Гетти. Нередко изделия церковного и православного обихода: иконы, лампады, подсвечники, малая пластика и т.д., которые продаются в светских и интернет-магазинах, а порой и в церковных лавках, – сделаны вульгарно и даже пошло. Отдельно можно выделить ставшие уже привычными фигурки ангелов-куколок. Выполненные в инфантильно-мультипликационной манере, они искажают образ бесплотных духов, служащих Богу (см.: Евр. 1: 14), при явлении которых люди в Ветхом (см.: Суд. 13: 3–22) и Новом Завете (см.: Мф. 28: 2–8; Откр. 7: 1; 8: 2) испытывали страх и ужас. Вместо этого подобная «продукция» настраивает ее обладателей на фамильярно-сентиментальное восприятие слуг Божиих. В таком виде их задача не возвещать волю Творца – защищать (см.: Пс. 33: 8), извещать (см.: Лк. 1: 11–20; 26–38) или карать (см.: Пс. 34: 5–6), – но «порхать» и играть на скрипке в духе выхолощенной религиозности западной христианской живописи. В результате этого священные изображения, по определению являющиеся святыней, превращаются в своего рода «православный китч», профанирующий само церковное искусство, предназначенное для содействия благоговейной молитве. Фигурки «ангелов» в церковной лавке рядом с православными иконами Кич профанирует церковное искусство, предназначенное для содействия благоговейной молитве Корнем названной проблемы является вольность авторов и производителей подобной продукции, их пренебрежение церковной иконописной традицией ради собственного самовыражения или получения прибыли. Однако не лишне будет напомнить предостережение Священного Писания: Проклят, кто дело Господне делает небрежно (Иер. 48: 10). Поместный Собор Русской Православной Церкви 1551 года (Стоглавый Собор) запретил писать иконы по суемудрию, «от своего замышления», то есть по произволу художника, но писать «с древних образцов, как греческие иконописцы писали и как писал Андрей Рублев и прочие пресловущии иконописцы» (гл. 41. 1) . В особой главе, посвященной иконописи (гл. 43), Собор предписывает иконописцам с особым благоговением создавать святые образы, а именно: чтобы они

http://pravoslavie.ru/120684.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010