С этой промыслительной значимостью числа двенадцать связано и избрание апостола Матфия на место Иуды Искариота ( Деян.1:21–26 ) 167 . Двенадцать апостолов избраны Спасителем для того, чтобы пребывать с Ним, проповедовать ( Мк.3:14 ) и свидетельствовать об исполнении пророчеств: «Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему» ( Лк.24:45–48 ). Во время Своей земной жизни Господь запрещал апостолам идти к язычникам, они должны были проповедовать только избранному народу: «Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева» ( Мф.10:5–6 ). А после Воскресения Христова задача апостолов коренным образом изменилась, теперь их проповедь должна была охватить весь мир: «идите, научите все народы» ( Мф.28:19 ), «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» ( Мк.16:15 ) 168 . Двенадцать апостолов – это Симон (Петр) и его брат Андрей, братья Иаков и Иоанн Зеведеевы, Филипп, Варфоломей (Нафанаил), Фома, Матфей (Левий), Иаков Алфеев и его брат Иуда Иаковлев (Фаддей, Леввей), Симон Зилот (Кананит), Иуда Искариотский. По Вознесении Господа, вместо Иуды жребием был избран и причтен к апостолам Матфий ( Деян.1:15–26 ). Первыми к апостольскому служению были призваны Андрей, Иоанн, Иаков, Симон, нареченный Петром, Филипп и Нафанаил ( Ин.1:35–49 ). Андрей и Иоанн прежде были учениками Иоанна Крестителя ( Ин.1:35–40 ). После первой встречи с Христом они еще некоторое время продолжали заниматься рыболовством, видели чудеса Господа в Галилее, слышали Его проповедь ( Лк.4:31–5:1 ). Апостолы оставили все ( Лк.5:11 ) и последовали за Спасителем после чудесного улова рыбы ( Лк.5:2–12 ). Евангелист Лука говорит о Петре, Иакове и Иоанне ( Лк.5:10 ), другие евангелисты указывают и на четвертого – Андрея ( Мф.4:18–22 , Мк.1:16–20 ) 169 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

40. Ин. 10:40 . и пошёл опять за Иордан, на то место, где прежде крестил Иоанн, и остался там. Ин. 1:28 . 41. Ин. 10:41 . Многие пришли к Нему и говорили, что Иоанн не сотворил никакого чуда, но всё, что сказал Иоанн о Нём, было истинно. Ин. 1 д.; Ин. 3 д. 42. Ин. 10:42 . И многие там уверовали в Него. Опять: указание на прежнее пребывание Господа там (1:28). – За Иордан: на ту от Иерусалима, т. е. на восточную сторону Иордана, следовательно, в Перею (ср. прим. к Мф. 2:22 ) – Где прежде, т. е. в первое время Своей деятельности (ср. 1:28; после Он крестил в Еноне, близ Салима, (3:23) крестил Иоанн: см. прим. к 1 и парал. – Остался (собственно – пребывал) там: из сравнения с повествованиями первых трёх евангелистов надобно, кажется, заключить, что Господь путешествовал в это время и по Галилее и оттуда пришёл в Перею, когда шёл опять в Иерусалим за иорданскою стороною (ср. Мф. 19:1 ; Мк. 10:1 . И – если считать параллельным – Лк. 18:35 ). Иоанн же говорит о пребывании Господа только в Перее потому, что здесь получено было Господом известие о болезни Лазаря, о чём Иоанн намерен повествовать непосредственно вслед за сим (гл. 11). – Многие пришли к Нему: вероятно, из жителей тамошней страны, которые, судя по их дальнейшей речи об Иоанне Крестителе, его проповедью приготовлены были к вере в Господа как Мессию, видя, что делами Господа оправдывается проповедь о Нём Крестителя. – Иоанн не сотворил и пр.: смысл речи таков: хотя Креститель чудесами не свидетельствовал о себе как посланнике Божием, но он, несомненно, был посланник Божий и пророк, ибо всё, что сказал об Иисусе как Мессии, истинно, оправдалось и учением, и делами Господа. – Уверовали в Него: как Мессию; дознанная ими истинность свидетельства о Христе Иоанна легла в основание их веры в Него (ср. Злат., и Феофил.). Читать далее Источник: Толковое Евангелие (в 3-х томахе)/Епископ Михаил (Лузин) - Издатель: Белорусский экзархат, 2004. - 1884 с./Книга третья. Евангелие от Иоанна. ISBN 985-6503-70-1 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

А наша любовь к Нему будет искренна тогда, когда по любви к Нему мы будем оказывать любовь и своим ближним, - “ на сих двух заповедях , - сказал Он, - утверждается весь закон и пророки ” (Мф.22:40), то есть, в том, чтобы возлюбить Господа Бога своего всем сердцем, всею крепостью своею, всею мыслию своею, и своего ближнего, как самого себя. Это - главная из всех добродетелей, это основание всех заповедей Божиих. С любовью к Богу сама собою соединяется и любовь к ближнему, потому что, кто любит Бога, тот не будет презирать брата своего, не будет предпочитать богатства своему сочлену, но будет делать ему всякое добро, воспоминая о Том, Кто сказал: “ Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне ” (Мф.25:40). Помышляя, что услуги, оказанные ближнему, сам Господь всяческих усвояет Себе, он будет делать все с великим усердием, покажет в милосердии всю свою щедрость, взирая не на убожество являющегося к нему человека, а на величие Того, Кто сделанное для убогих обещает усвоить Себе самому. Не оставим же без внимания, прошу вас, этой пользы душ наших, этого врачевства для язв наших. Это врачевство окажет нам наиболее пользы: оно так закроет раны души нашей, что не останется никакого следа, никакого знака их. По отношению к телесным ранам это невозможно, потому что хотя бы тысячи лекарств, составленных врачами, приложит кто-либо к своей ране, непременно остается на теле рубец; и это так должно быть, поелику тут врачуется тело. Но здесь, когда врачуется душа, то всякий, если окажет собственное доброе расположение, испытывает большую перемену к лучшему, все струпья исчезают, как прах от сильного ветра. Священное Писание преисполнено такими примерами. Так блаженный Павел из гонителя сделался апостолом и тот, кто сперва разрушал Церковь, потом стал ее невестоводителем.   4. Видишь, какая решительная перемена? Видишь, какое необычайное преобразование? Так и разбойник, совершивший бесчисленные убийства, в одно мгновение немногими словами очистил все свои грехи, так что услышал от Господа: “ Ныне же будешь со Мною в раю ” (Лк.23:43).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1069...

Быт.49:29 , 50:26 . «И заповедал он (Иаков) им, и сказал им: я прилагаюсь к народу моему; похороните меня с отцами моими в пещере, которая на поле Ефрона Хеттеянина». Объяснение. Обычай ветхозаветной Церкви погребать останки праведных людей нисколько не говорит против учения Православной Церкви о чествовании останков святых угодников Божиих, и Православная Церковь погребает их во исполнение приговора Божия: Быт.3:19 . В ветхом завете, до совершённого Христом искупления, не было ни одного праведника в состоянии прославления: Евр.11:39–40 . С явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление: 2Тим.1:10 ср. 1Кор.15:53–54 , явилась возможность почитать святые мощи установленным Церковью порядком, т.е. почитательным, молитвенным поклонением, потому что мощи суть святые и богоугодные Богу: Рим.12:1 (IV Деяние VII Всел. Собора). Чис.9:6:19:11 . «Были люди, которые были нечисты от прикосновения к мёртвым телам человеческим, и не могли совершить Пасхи в тот день... Кто прикоснётся к мёртвому телу какого-либо человека, нечист будет семь дней». Объяснение. Так смотреть, по учению Священного Писания, надобно было только на тела древних Евреев, не искупленных кровью Христовой. Ныне тот закон прошёл: Евр.10:1 . Наступили новые благодатные времена: Гал.4:4 . В Новом Завете тело облагодетельствованного христианина, вместе с душою, является обителью Святого Духа. По новозаветному учению, тело является сотрудником и соучастником как в добрых делах ( 1Кор.6:19–20 ), так и в порочных движениях души: Мф.6:22–23 . Если душа снискала помилование на суде Божием, то и тело прославляется, и обратно: 2Кор.4:10 . Когда Иисус Христос умер, – жёны-мироносицы и Иосиф с Никодимом не возгнушались Его мёртвым телом: Ин.19:40:20:1 (сравн. Ин.11:38–41 ). Также надобно с любовью относиться к телам и угодников – друзей Божиих. Посему Святая Церковь почитает тела праведников-богоносцев: Лк.11:27 , всю жизнь служивших Христу: Ин.12:26 . Сир.17:25 . «От мёртвого, как от несуществующего, нет прославления».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

И Его народ, который Он пестовал две тысячи долгих земных лет – в Египте, в сорокалетних странствиях по пустыне и в сей земле обетованной, – народ, который Он кормил, обучал, наказывал, спасал и приуготовлял к этому дню и часу, теперь кричит Пилату: «Смерть Ему! Отпусти нам Варавву» (Лк. 23: 18). Просит себе убийцу – вместо Воскрешающего мертвых, разбойника – вместо Исцеляющего недужных, злого сына земного отца – вместо Единородного Сына Отца Небесного, зловонного козла – вместо благоуханного Агнца, закланного для них «от создания мира» (Откр. 13: 8). Много добрых дел показал Он им от Отца Своего (ср.: Ин. 10: 32), за какое же из них требуют они от ненавистного им язычника: «Да будет распят» (Мф. 27: 22)? За то ли, что Он сказал им правду о Своем Отце, пославшем Его в мир, «дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3: 15–16)? За откровение правды законов небесных Его казнят по земным законам. Они убивают Человека, сказавшего им истину (ср.: Ин. 8: 40). Но Истина, даже ставшая плотью (ср.: Ин. 1: 14; 14: 6), бессмертна, а кровь остается на них. «Кровь Его на нас и на детях наших!..» (Мф. 27: 25). Посему «оставляется вам дом ваш пуст»… (Мф. 23: 38). А эти знатоки Писаний и Закона – архиереи, саддукеи, книжники, законники, фарисеи – злословят Его и насмехаются, предлагая сотворить чудо – самоспасения Себя от казни и смерти: «Пусть теперь сойдет с креста – и уверуем в Него» (ср.: Мф. 27: 40). Они смеются: «Спаси самого себя!» Он может сделать это чудо, но не должен . И потому не делает И никто не знает, что Он действительно может сделать и это чудо, но не должен . И потому не хочет и не делает… Одиночество человеческое наваливается, охватывает со всех сторон и достигает абсолютной глубины – происходит невозможное, а значит, тоже чудо – чудовищное и ужасное: Он покинут Отцом и остается на Кресте Один на один с сатаной, бездной боли, муки и страха одинокой человеческой души в измученной, исстрадавшейся, пронзенной гвоздями плоти… «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27: 46; Пс. 21: 2).

http://pravoslavie.ru/112021.html

И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна ( Мф.26:40-41 ). Иисус ждал от учеников человеческой поддержки и укрепления в Свой скорбный час, но ученики заснули. Они знали, что в эту ночь Он будет арестован врагами и осужден на смерть. Спаситель Сам просил быть рядом и бодрствовать с Ним. Евангелист Лука пишет, что Иисус пришел к ученикам, и нашел их спящими от печали ( Лк.22:45 ). Действительно, сильная печаль может производить сильный сон, и апостолы расслабились и не смогли противостоять этому искушению. К тому же молитва Господа была продолжительной, что следует из Его слов: Не могли вы один час бодрствовать со Мною ( Мф.26:40 ). Упрек к ученикам адресован Петру, ведь именно он обещал Господу даже умереть за Него, а когда нужна была поддержка, заснул. Напоминая Петру его же слова, Господь призывает учеников к бодрствованию, а Петру указывает на начало его падения. Ученикам нужно было бодрствовать и молиться. Им предстояли искушения. Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя. И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели. И, оставив их, отошел опять и помолился в третий раз, сказав то же слово ( Мф.26:42-44 ). Сын Девы Марии скорбит смертельно ( Мк.14:34 ). Если первые христиане будут идти на страдания за Христа с радостью, так это потому, что Господь их будет духовно укреплять, а смерть и ад будут тогда Им уже побеждены. Смерть противоестественна богозданному человеку, она вошла в его природу как следствие разлучения с Богом. Тем более она противоестественна Христу, в Котором неслитно, неизменно и неразлучно соединены две природы: Божественная и человеческая. Мог ли кто из людей глубоко знать и понимать, что такое ад – царство гнуснейшего сатаны и мерзейших духов? Богочеловек все это знал и понимал: всю гадость, мерзость, гнусность и отвратительность адского царства. С этими проявлениями ада очень скоро придётся столкнуться Иисусу: Иудин поцелуй будет первым этапом откровения адской сущности.

http://azbyka.ru/katehizacija/na-kamne-i...

Иоанн, отрицая, что он есть Илия, или не сознавая, что он есть Илия, предшествующий Господу, по-видимому прежде всего отстраняет мнение Иудеев о том, что Илия восстанет или придет в том же образе и плоти, каким он был при Ахаве Израильском. Но этим не уничтожается тожество его по «духу и силе» ( Лк. 1:18 ) с Илией. Засим в сближении Иоанна с Илией, сделанном Господом, есть тайна, которую мы вполне уразуметь не можем. На второй вопрос, сделанный Иудеями «пророк ли еси?» – Иоанн опять отвечает отрицанием. Но по-видимому вопрос Иудеев относится не к пророческому дару вообще, а к известному месту Второзакония ( Втор. 18:18 ), в коем говорится (о Мессии) что «Господь глаголет: Я воздвигну им пророка из среды братьев их:, такого как ты, и вложу слова Мои в уста его, и он будет говорить им все, что Я повелю ему. А кто не послушает слов Моих, которые (пророк тот) будет говорить Моим именем, с того Я взыщу». Вследствие того, что Иоанн видит тайную мысль их, что они в сущности второй раз спрашивают его, не Мессия ли он, т. е. не тот ли он пророк, о котором предсказывал Моисей и который будет говорить именем Господним, – он отрицается, говоря ни; т. е. я не тот пророк, о котором вы думаете. Ин.1:22 . Реша же ему: кто еси, да ответ дамы пославшим ны что глаголеши о тебе самом? Ин.1:23 . Рече: аз глас вопиющаго в пустыни: исправите путь Господень, якоже рече Исайа пророк. Ответ Иоанна Крестителя заключает в себе третий стих главы 40 пророка Исайи, и к первым пяти стихам этой главы должны мы обратиться, чтобы уразуметь все значение ответа Иоанна. Мы должны обратить внимание, что в главах 40–42 и в особенности в первых стихах сорок второй главы ясно раскрывается пришествие Мессии и самый образ, в котором Он явится среди народа своего. «Се Отрок Мой, егоже изволих, возлюбленный Мой, нань же и благоволи душа Моя: положу дух Мой на нем и суд языком возвестит: Не проречет, ни возопиет, ниже услышит кто на распутиих гласа его. Трости сокрушенны не преломит и льна внемшася не угасит: Дóндеже изведет в победу суд. И на имя его языцы уповати имут. ( Ис. 42:1–4 ). И еще яснее об уничиженном образе, в котором Господь приидет и о страданиях Мессии за грехи людей в Ис. 53:1–12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Итак, пусть слова эти станут для нас подтверждением того, что, как мы отметили, Законодатель не случайно добавил: «Женщина примет семя и родит младенца мужеского пола» ( Лев.12:2 ); но есть одно сверхъестественное свойство, которое отделяет Марию от остальных женщин: она зачала не от мужского семени, а присутствием Святого Духа и силой Всевышнего (ср. Лк.1:35 ). 3 . Теперь рассмотрим, по какой причине о женщине, которая в этом мире дает жизнь рождающимся, сказано, что она нечиста не только когда «примет семя», но и когда «родит» (ср. Лев.12:2 ). Ей повелевается принести «молодого голубя или горлицу в жертву за грех, ко входу скинии собрания», а священник «принесет это пред Господа» за умилостивление ее (ср. Лев.12:6–7 ), как будто она должна очищаться и умилостивлять за то, что согрешила, совершив служение рождения человека в этот мир. И потому написано: «Священник принесет это пред Господа и очистит ее, и она будет чиста» ( Лев.12:7 ). Я по этому поводу не дерзну что-либо сказать; замечу только, что здесь есть некий секрет, какая-то тайна сокрыта в том, что женщина, зачав и родив, становится нечистой, и ей так же, как и согрешившему, предписано принести жертву за грех и таким образом очиститься (ср. Лев.12:7 ). Однако в Писании сказано, что и сам новорожденный, как мужеского, так и женского пола, нечист, ибо «кто родится чистым от грязи? Никто, даже если дней жизни его – один» ( Иов.14:4–5 ). И также сказано, чтобы знал ты, что в этом есть нечто великое, что пришло к святым не от их разумения, что ни один из них не устраивал праздник и не делал великий пир в день своего рождения. Никто из них не веселился в тот день, когда у него рождался сын или дочь. Подобные дни рождения отмечают только грешники. Так, в Ветхом Завете мы читаем, что фараон – царь египетский – сделал пир в честь своего дня рождения (ср. Быт.40:20 ), а в Новом Завете – Ирод (ср. Мк.6:21 ). Оба они, однако, омрачили празднество свое, пролив кровь человеческую, ибо фараон убил «хлебодара» (ср. Быт.40:22 ), а Ирод – святого пророка Иоанна «в темнице» (ср. Мк.6:28 ). А святые не только не праздновали свой день рождения, но, исполненные Духа Святого, проклинали этот день.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Мф. 21:22 . «И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите.» Для молитвенного воспоминания об умерших устраивались трапезы: Сир. 7:36 . «Милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умершего не лишай милости.» Тов. 4:17 . «Раздавай хлебы твои при гробе праведных, но не давай грешникам! » Обычай подавать милостыни за умерших: Втор. 26:14 . «Только из десятины нельзя было давать для мертвого, а из десяти частей произведений земли можно.» Тов. 4:17 . «Раздавай хлебы твои при гробе праведных.» Сир. 7:36 . «Но и умершего не лишай милости.» Подавая милостыню, мы тем самым увеличиваем число людей, молящихся о спасении души усопшего и вместе являемся исполнителями заповеди Христовой: Мф. 25:40 . «И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это (даже милостыню) одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.» Итак, учение о молитве за умерших существовало еще в ветхозаветной Церкви, у евреев, – что видно из Втор. 26:14 , где говорится, что из десятины для сирот и вдов нельзя давать для мертвых, следовательно, из остальных девяти частей произведений земли можно давать и за умерших (см. 2Мак. 12:39–49 ). И в Новом Завете, как было выше сказано, поминовение усопших заповедуется со всею ясностью. В заключение повторим слова Евангелия, свидетельствующие о возможности прощения грехов и в загробной жизни: Мф. 12:32 . «Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.» Отсюда видно, что и в будущем веке бывает прощение грехов, кроме одного – хулы на Духа Святаго. Польза милостыни для умерших грешников: Лк. 16:1–9 . «Когда обнищаете, приняли бы вас в вечные обители.» Мф. 25:40 . «Вы сделали это одному из сих... то сделали Мне.» Мф. 18:14 . «Нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих.» Необходимость и полезность молитвы за умерших вытекает еще и из следующих указаний Слова Божия: а) Когда человек умирает и душа разлучается с телом, то тело, по словам Писания, возоращается в землю, чем оно и было, а дух к Богу, Который и дал его ( Еккл. 12:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Потому не будем такими легкомысленными. Вспомним евангельское повествование: наряду с предательством Иуды было совершено другое страшное нравственное преступление, почти что приравнивающееся к предательству, и содеял его, как это ни странно, один из самых пламенных учеников Спасителя, один из тех, кто больше всего любил Господа, - апостол Петр. И причина этого преступления в значительной степени состояла в нерадении. Конечно, мы можем говорить и о самонадеянности, что, наверное, более значимо, но есть здесь и нерадение. Апостол Петр, который говорил, что готов и в темницу пойти за Господом, и умереть, который выхватил меч и не побоялся выступить один против целой толпы воинов (хотя это и было неуместно, но тем не менее говорило о его мужестве, храбрости), который взят был Господом на Фавор и видел Его преобразившимся, видел Его божественную славу, который сказал: " Если это Ты, Господи, повели мне прийти к Тебе по воде " (Мф.14:28) - и пришел, - этот человек отрекся от Господа, и притом не один раз, а трижды. Однако посмотрите, как Евангелие повествует о том, что этому предшествовало. Пришли в селение, называемое Гефсимания, и Он сказал ученикам Своим: " Посидите здесь, пока Я помолюсь " . И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна, и начал ужасаться и тосковать. И сказал им: " Душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте " (Мк.14:32-34). В Евангелии от Луки сказано: Придя же на место, сказал им: " Молитесь, чтобы не впасть в искушение " (Лк.22:40). То есть Спаситель перед смертью, которую Он, как Бог, предвидел, испытывая человеческий страх, просил их, чтобы они бодрствовали и своей молитвой, даже просто своим присутствием укрепили Его дух: в трудную минуту мы часто нуждаемся в поддержке близких нам людей. И далее в Евангелии говорится: И, отойдя немного, пал на землю, и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей, и говорил: " Авва Отче! Все возможно Тебе, пронеси чашу сию мимо Меня, но не чего Я хочу, а чего Ты " . Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру: " Симон! Ты спишь? Не мог ты бодрствовать один час? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна " (Мк.14:35-38). Но, как мы видим, и это вразумление им не помогло - вероятно потому, что дело было уже ночью, а они очень устали во время предшествовавшей долгой и напряженной беседы со Спасителем, не понимали, что происходит, может быть, и унывали из-за страха грядущих событий. Но тем не менее, раз Спаситель просил их бодрствовать, можно сделать вывод, что они были к этому способны. И, опять отойдя, молился, сказав то же слово. И, возвратившись, опять нашел их спящими, ибо глаза у них отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать (Мк.14:39-40). Глаза у них отяжелели - то есть они, видимо, унывали, у них было тяжело на душе, и это отражалось на их телесном состоянии. Но все же они понимали, что это неуважительная причина, чтобы оправдаться, и потому сами, как тут написано, не знали, что Ему отвечать.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010