5 . О бесконечном Царстве Христовом в таких словах сказал Архангел Гавриил Пресвятой Богородице при Благовещении: Он (Иисус Христос) будет велик и назовется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, Отца Его (по человечеству); и будет Он царствовать над домом Иакова (т. е. над верующим народом еврейским, среди которого родился Иисус Христос, и вообще над всеми верующими) во веки, и Царству Его не будет конца ( Лк.1:32–33 ). 6 . Второе пришествие Христово будет совершенно различно от первого: пострадать за нас приходил Он в уничижении, например, родился в пещере и положен был в ясли, отрочество и юность провел в доме бедного плотника Иосифа, проповеди Его о спасении весьма немногие внимали и пр. Судить же придет, как предсказал Он Сам, во славе Своей , и все святые Ангелы с Ним ( Мф.25:31 ). 7 . Господь будет судить всех людей , без исключения ( Мф.22:32 ). 8 . Суд Господень будет происходить таким образом: совесть каждого человека откроется и обнаружатся пред всеми не только все дела, какие кто сделал во всю свою жизнь, но и все сказанные слова, тайные желания и помышления. (Суд этот называется Страшным, потому что он действительно будет таков). 9 . О таком суде так говорит слово Божие: Придет Господь, Который осветит сокрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения (значит, не только дела, но и мысли и желания), и тогда каждому будет похвала (награда по достоинству) от Бога ( 1Кор.4:5 ). 10 . Что Господь осудит и за худые слова и мысли, от которых идут слова, если мы не загладим их Покаянием и исправлением жизни, о том Он Сам говорит в следующих словах: Сказываю вам, что за всякое праздное (т. е. пустое, ненужное, тем более ложное, оскорбительное, бранное) слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда ( Мф.12:36 ). В „Письмах Святогорца“ повествуется, что за неочищенные покаянием, худые мысли и желания погибла одна инокиня, которую по жизни считали праведною. Так было показано в видении настоятельнице обители . 11 . Изображение страшного суда, описанное в Евангелии Матфея ( Мф.25:31–45 ), представлено в виде суда, совершаемого людьми.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

5 . «Пришли и мытари креститься» ( Лк.3:12 ). Согласно простому толкованию, он учит мытарей не брать более того, что должно по закону. Если же кто взыскует больше, тот нарушает не наставление Иоанна, а заповедь Святого Духа, Который говорит через Иоанна. Я не знаю, содержится ли здесь, в иносказательном смысле, нечто более замечательное и нужно ли рассказывать о подобных сверхъестественных предметах этой аудитории, особенно тем, кто не исследует глубинный смысл Писания, а пленяется одной лишь внешней формой. Это опасно, но все же я вкратце и вскользь коснусь этого вопроса. Когда мы оставим этот мир и жизнь наша преобразится, некие существа сядут на границе мира, словно сборщики податей, и будут тщательно обыскивать нас, чтобы отыскать в нас что-то, принадлежащее им. 6 . Сдается мне, что «князь мира» похож на сборщика податей, потому и в Писании о нем сказано: «Идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» ( Ин.14:30 ). Нам должно с благоговением уяснить то, что мы читаем у Апостола: «Отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь. Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви» ( Рим.13:7–8 ). Исходя из этого, поразмыслим над тем, какой великой опасности мы подвергаемся, ибо если нам нечем будет уплатить подати и отдать долги, то с нами произойдет то же, что обычно бывает с теми, кто не платит земные налоги, – такового заключают в темницу, и он становится рабом государства. И многим из нас суждено оказаться в руках подобных сборщиков податей, которых Иаков, муж святой, не очень-то страшился; он не боялся, что мытари найдут у него то, что смогут отобрать. 7 . Иаков бесстрашно говорит мытарю Лавану: «Узнавай, что есть твоего у меня, и возьми себе» ( Быт.31:32 ). Писание свидетельствует об этом и говорит, что Лаван «обыскивал, но ничего не нашел» ( Быт.31:33 ) у него своего. Спаситель наш и Дух Святой, Который говорит через пророков, научает не только людей, но и ангелов и невидимые силы. Почему я говорю о Спасителе? И пророки, и апостолы возвещают все, что они передают, не только людям, но даже ангелам. Ты знаешь, что это так, ибо сказано: «Внимай, небо, я буду говорить» ( Втор.32:1 ) и «Славлю Тебя всем сердцем моим» пред ангелами ( Пс.137:1 ) и «Хвалите Его, небеса и воды, которые превыше небес» ( Пс.148:4 ) и «Хвалите Его, все Ангелы Его» ( Пс.148:2 ) и «»Благословите Господа, все дела Его» ( Пс.102:22 ). Во многих местах Священного Писания , особенно в псалмах, вы встретите слова, обращенные к ангелам. Человеку дана власть, по меньшей мере тому, кто имеет в себе Святой Дух, говорить и ангелам. Я приведу пример, чтобы мы могли уяснить, что человек может наставлять ангелов. В книге Откровения Иоанна сказано: «Ангелу Ефесской церкви напиши: …имею [нечто] против тебя» ( Откр.2:1, 4 ). И еще: «И Ангелу Пергамской церкви напиши: …имею немного против тебя» ( Откр.2:12, 14 ). Ясно, что именно человек пишет ангелам и повелевает им.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Эти последние слова относятся также и к тем, кто желает (лучше) нищенствовать правды ради; они знают слово это, что широкий и пространный путь ведет в погибель и что многие идут им ( Мф. 7:13 ). He о другом чем, а о распущенном образе жизни, ο безумной страсти к женщинам, ο страстном стремлении к славе, к власти и других подобных страстях говорит здесь Господь. Безумный, говорит Он, в сию ночь душу твою возьмут у тебя кому же достанется то, что ты заготовил ( Лк. 12:20 )? Итак, берегитесь от всякого рода любостяжания, потому что жизнь не в изобилии имения состоит (Лк. 12:15). Какая польза человеку, если и весь мир приобретет, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою ( Мф. 16:26 )? Посему Я говорю: Не заботьтесь для жизни вашей: что вам есть, ни для тела: во что оденетесь. Жизнь большее нечто чем пища, и тело большее нечто чем (только) одежда ( Мф. 6:31 ; Лк. 12:22, 23 ). И опять: Знает Отец ваш, что имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде царства небесного и правды; ибо это велико, малое же и что к способам жизни относится 489 приложится вам ( Мф. 6:32, 33 ; Лк. 12:30, 31 ). Не к жизни ли гностической (соответствующей познанному нами учению) здесь ясно приглашает нас Господь? Не убеждает ли Он нас сим оставаться и на словах и на деле верными истине? Он Христос, Божественный Воспитатель нашей души, богача ценит не за великость дара, а за доброе произволение. Позему Закхей, а по другим Матфей, начальник мытарей, услыхав, что Господь намерен войти в его дом, сказал: Вот половину моего именья отдам бедным, Господи; и если кого чем обидел, возвращу вчетверо. Посему и Спаситель ο нем сказал: Сын человеческий пришедши ныне погибшее взыскал ( Лк. 19:8–10 ). В другой раз увидевши богача, опустившего в сокровищницу дар, соответствовавший его богатству и вдову, которая положила туда две лепты, Он сказал, что вдова положила больше всех, потому что один дал от излишества, а другая от скудости ( Лк. 21:1 ; Мк. 12:41 ), а так как все Господом направлено к воспитанию нашей души, то Он говорит: Блаженны кроткие, потому что они наследуют землю ( Мф. 5:5 ). Кто эти кроткие? Те, которые укрощают поднимающиеся в душе опасные бури, как то: гнев, пожелания и другие зависящие от них страсти. Не ту кротость хвалит Он, которая есть дочь необходимости, а ту которой основания полагает собственная наша воля и доброе произволение. Действительно в дому Господнем есть и наград много и обителей много ( Ин. 14:2 ) по различию образа нашей жизни на земле. Кто примет пророка, говорит Господь, во имя пророка, получит награду пророка; и кто примет праведника во имя праведника, получит награду праведника; а кто примет одного из учеников сих малых, не потеряет награды ( Мф. 10:41, 42 ). Другой раз чрез неодинаковое количество часов Господь обозначает различные степени добродетели, с заслугами каждого соразмеряя и величие ожидающих его наград.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

   В греч. тексте опечатка.     «ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше»:    Т.е. Св. Иоанн Богослов.    Свободный перевод.    Апост. текст: «Дети мои»: Беседа на 2-е воскресенье «Якоже хощете да творят вам человецы,и вы творите им такожде»; в ней же говорится и против ростовщиков   1. «Создавый на едине сердца наша, разумеваяй на вся дела наша» (Пс.32:15), во плоти явившись нам и удостоив быть наш Учитель, ныне восстанавливая поврежденное, ищет от нас лишь то, что в начале, создавая нас, вложил в наши души: потому что и для имеющего быть в будущем Его учения Он соответственным образом положил основание, и созданному от начала положению вещей впоследствии присовокупил учение; не иное что делая, как очищая почерневшую, вследствие принятия в себя греха, присущую Его творению красоту. И это особенно показывают чтомые сегодня и предложенные нам для растолкования евангельские слова: «Якоже хощете да творят вам человецы, и вы творите им такожде» (Лк.6:31). Прекрасно предсказал Пророк Исаия, говоря, что «слово сокращено сотворит Господь по всей земли» (Ис.10:23). Потому что в этом едином и кратком изречении Христос объял всю добродетель, всякую заповедь, чуть ли не всякую благую деятельность и устроение души (мысли). Посему, согласно Евангелисту Матфею, представив это, Господь присовокупил: «Се бо есть закон и пророцы» (Мф.7:12); так и в другом месте, суммируя все в два начала, Он сказал, что на этих двух заповедях — предписывающих любовь к Богу и любовь к ближнему — утверждается весь закон и пророки (Мф.22:40). Ныне же Он все свел к одному; не только ту праведность, которая заключается в законе и у пророков,. но охватил и вообще всякую у всех люден добрую деятельность, которую ныне не только для одного (израильского) народа, но и для всей вселенной Он представил как закон, лучше же сказать: для тех, которые от всякого народа под небом, присоединяются к Нему.    2. И не только охватил, но и показал, что каждая из этих двух заповедей, которые Он дал, всаждены в нас по самой природе. Потому что это есть то, что и Иаков Брат Божий предписывает нам, говоря: «Отложше всяку скверну, и избыток злобы, в кротости приимите всажденное слово, могущее спасти души ваша» (Иак.1:21). Это же Бог предвозвестил и через Пророка Иеремию, говоря: «Завещаю им завет нов, дая законы Моя в мысли их» (Иер.31:31-33). Потому что желать в душе — это принадлежит миру мыслей, в которых ныне явив запечатленными все евангельские заповеди, Господь заповедует и законополагает проводить жизнь согласно сему, потому что, как любящий добро и человеколюбивый, Он вложил в самую нашу природу познание того, как надлежит поступать («тин ту практэон гносин»).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3138...

Здесь же наоборот: аще Бог прославися о Нем, и Бог прославит Его в Себе, – слава Отца является не только причиною 34 , но и предшествующим по времени славе Сына Человеческого моментом ( и абие прославит Его, т.е. вскоре после собственного прославления в Нём, но не одновременно). Уже этого одного достаточно, чтобы признать различие славы Сына Человеческого, о которой говорилось ранее (в стихе 31) и той, о которой говорится теперь (стих 32-й). То-же обстоятельство, что о первой славе говорится в прошедшем времени, а о второй – в будущем, окончательно подтверждает действительность указанного различия. 35 Итак, прославившее Бога, и прославившееся в этом выполнении идеи творения своего, человечество, в лице Сына Человеческого, удостояется славы и от Самого Бога. Бог Отец прославил Сына Человеческого, воскресив Его от мёртвых ( Деян. 2:31–32; 3:15; 4:10; 5:31; 10:40 13:30; 17: 31: Рим. 4:24; 8:11; 10:9 ; Еф. 1:20 ) 36 , посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого начальства, и власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, всё покорив под ноги Его ( Еф. 1:20–22 ср. 1Кор. 15:27 ; Евр. 8:1 ), дав Ему всякую власть на небе и на земле ( Мф. 28:18 ) и имя, выше всякого имени ( Флп. 2:9 ). Эта слава Сына Человеческого была именно следствием крестных заслуг Его, как Он изъяснял по воскресении св. путникам эммаусским: надлежало Христу пострадать и войти в славу Свою ( Лк. 24:26 ). «Видим, писал и Ап. Павел: что Иисус за претерпение смерти увенчан славою и честию» ( Евр. 2:9 ). Первая слава Сына Человеческого была основанием второй: слава страданий и смерти, слава совершеннейшего служения славе Отца, следствием своим имела славу воскресения и прославления на небе. 37 А в лице Сына человеческого небесною славою увенчано и всё человечество. Воскрес в Божественной славе Господь, но вот и всем христианам пишет Апостол: вы воскресли со Христом ( Кол. 3:1 ); с прославленным телом Он вознёсся на небо, но и все христиане должны иметь надежду на Него, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его ( Флп. 3:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sil...

Увы, исторически этого чуда с Израилем, с северным десятиколенным царством не произойдет. Неверная жена (Израиль) не воротится к своему мужу (YHWH). Но пройдут поколения, и о необходимости обновления завета, восстановления отношений с Богом начнут твердить пророки южного, Иудейского царства. Заключение нового союза, Нового Завета будет уже не метафорически, как у Осии, а прямо предсказано через полторы сотни лет после него иудейским пророком Иеремией: «Вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской: тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь» (Иер 31:31-32).  А еще через несколько веков этот завет будет заключен, причем уже не только с израильским народом, но со всем человечеством, когда на Тайной вечере Посланник Завета (ср. Мал 3:1) и Мессия произнесет: «Сие есть кровь Моя нового завета, за многих изливаемая» (Мк 14:24.Ср. параллельные места у Мф и Лк); «Сия чаша есть новый завет в Моей крови» (1Кор 11:25). Новый завет – новая кровь, ибо нет завета без пролития крови. …Я увлеку ее… Неверная жена должна быть выгнана навсегда, с полным лишением всех прав. Но муж по-прежнему любит ее сильной, безрассудной, первой любовью, и посему у него возникает план, как вернуть себе возлюбленную. Русский Синодальный перевод здесь смягчает: увлеку ее, хотя в еврейском тексте говорится: соблазняю ее. Именно это означает глагол в биньяне piel (впрочем, как и в других биньянах): «Если соблазнит () кто девицу необрученную и переспит с нею…» (Исх 22:16); «Сын мой! если будут склонять тебя () грешники, не соглашайся» (Притч 1:10); «Если сердце мое прельщалось () женщиною…» (Иов 31:9) и др. Ср. также Суд 14:15; 16:5 и Иер 20:7. LXX: πλαν, заставлю блуждать, или собью с пути. Vulgata: lactabo,  приманю. Церковнославянский перевод: соблажню. Архимандрит Макарий (Глухарев): убежду; Андрей Десницкий: очарую; перевод РБО: выманю.

http://bogoslov.ru/article/4784932

III) Третье место из Евангелия, на которое любят ссылаться паписты в доказательство проповедуемого ими папского главенства, представляют следующие слова Спасителя, обращенные к апостолу Петру: «Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» ( Лк.22:31–32 ). На основании этих слов католики учат во-первых, о том, что вера римских пап, как преемников (?) апостола Петра, никогда не оскудеет; а во вторых, что Петру будто бы было поручено утверждать остальных апостолов («братьев твоих»), или, что то же, дано верховное главенство в Церкви. Чтобы воочию представить всю произвольность и натянутость этого католического объяснения, нам стоит лишь взять вышеприведенные Евангельские слова не в том отрывочном виде, в каком их берут паписты, а в полном контексте, сравнив при этом повествование Евангелиста Луки с повествованием других Евангелистов. Контекст же Евангельского места таков: Наступали последние дни земной жизни Спасителя, близился час великих страданий Христовых, и вот Сын Божий устраивает со Своими учениками многознаменательную тайную вечерю. Во время последней Иисус Христос , зная, что в ту же ночь ученики Его оставят Его и соблазнятся о Нем, говорит им: «все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь; ибо написано: поражу пастыря и рассеются овцы» ( Мк.14:27 ). Такое предсказание, конечно, не могло не опечалить учеников, однако они молчат, так как не чувствуют достаточного дерзновения возражать на слова своего Божественного Учителя. Один лишь Петр, как более других пылкий и впечатлительный, не выдерживает и начинает уверять Спасителя в своей беззаветной преданности: «Петр сказал Ему в ответ, – читаем мы у Евангелиста Матфея, – если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь» ( Мф.26:33 ). Так говорил Петр, но Господь, зная, что апостол Петр не только соблазнится о Нем вместе с другими учениками, но даже поколеблется в вере, троекратно отрекшись от своего Учителя, говорит апостолу: «...Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» ( Лк.22:32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Итак, если кто хочет благоугодить Ему, тот пусть печется об этих овцах, пусть ищет обшей пользы, пусть заботится о своих братиях; нет никакого подвига драгоценнее этого пред Богом; посему и в другом месте Он говорит: «Симоне, Симоне, се сатана просит вас, дабы сеял яко пшеницу, Аз же молихся о тебе, да не оскудеет вера твоя» ( Лк.22:31,32 ). Какое же ты дашь Мне воздаяние за такое попечение и промышление? А какого воздаяния Он сам требует? Опять того же самого: «и ты», говорит, «некогда обращся, утверди братию твою» ( Лк.22:32 ). Так и Павел говорит: «подражатели мне бывайте, яко же и аз Христу» ( 1Кор.11:1 ). Каким же образом он был подражателем Христу? «Во всем всем угождая не иский своея пользы, но многих да спасутся» ( 1Кор.10:33 ); и в другом месте он говорит: «ибо и Христос не себе угоди, но многим» ( Рим.15:3 ). И нет другого такого свидетельства и знака веры и любви ко Христу, как попечение о братьях и заботливость об их спасении. 3 . Пусть слушают это и все монашествующие, и обитающие на вершинах гор, и всеми способами распявшие себя для мира, чтобы и они, по мере сил своих, помогали предстоятелям церквей, содействовали им молитвами, единодушием, любовью; пусть знают, что если они, даже находясь вдали, не будут всячески содействовать поставленным благодатию Божией и обремененным такими заботами, то самое главное в жизни их потеряно и вся мудрость их объюродела. Отсюда видно, что любовь к ближним служит величайшим доказательством любви ко Христу. Теперь посмотрим, как блаженный правил епископством; или лучше сказать, здесь не нужно слов и нашего голоса; потому что самое усердие ваше доказывает это. Кто войдет в виноградник и увидит виноградные лозы, покрытые листьями, обремененные плодами и обнесенные со всех сторон плетнями и оградами, тот не будет нуждаться ни в каких словах и других доказательствах, чтобы убедиться в хороших качествах садовника и земледельца; так точно и здесь кто войдет и увидит эти духовные виноградные лозы и ваши плоды, тому не нужны будут никакие слова и объяснения, чтобы узнать вашего предстоятеля; как и Павел говорит: «послание наше вы есте, написанное и прочитаемое» ( 2Кор.3:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Научись этому [милостыни, любви – С. М.] из самого Писания, которое говорит: Корнилий! молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом (Деян. 10: 3–4). А слова «пред Богом» значат вот что: хотя у тебя много грехов, но, так как милостыня твоя защитница, то не бойся; ни одна из вышних сил не останавливает ее; она требует должного, имея в руках собственное рукописание. Это глас Самого Господа, что, кто сотворил одному из сих братьев Моих меньших, тот Мне сотворил (Мф. 25: 40). Таким образом, сколько бы ни было у тебя других грехов, твоя милостыня перевешивает все. (3, с. 658.) Кто погубит овец, которых или волки расхитят, или разбойники разграбят, зараза или другой какой несчастный случай истребит, тот, может быть, получит себе некоторую пощаду от господина стада; если же и потребуется от него отчет, то ущерб будет только в деньгах; но кому вверены люди, это разумное стадо Христово, тот, во-первых, погибелью таких овец наносит ущерб не имуществу, а душе своей; а затем и подвиг предстоит ему гораздо важнейший и труднейший. (2, с. 264.) Если кто хочет благоугодить Ему [Господу Иисусу Христу – С. М.], тот пусть печется об… овцах [верующих – С. М.], пусть ищет обшей пользы, пусть заботится о своих братьях; нет никакого подвига драгоценнее этого перед Богом; посему и в другом месте Он говорит: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя (Лк. 22: 31–32). Какое же ты дашь Мне воздаяние за такое попечение и промышление? А какого воздаяния Он Сам требует? Опять того же самого: и ты, говорит, некогда, обратившись, утверди братьев твоих (Лк. 22: 32). Так и Павел говорит: будьте подражателями мне, как я Христу (1 Кор. 11: 1). Каким же образом он был подражателем Христу? Так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но [пользы] многих, чтобы они спаслись (1 Кор. 10: 33); и в другом месте он говорит: ибо и Христос не Себе угождал (Рим. 15: 3). И нет другого такого свидетельства и знака веры и любви к Христу, как попечение о братьях и заботливость об их спасении. (2, с. 331.)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Христу не нужно было тратить столько слов, потому что Он одним взором мог дать понять диаволу всю Свою мысль. С другой стороны, в евангелиях немало имеется указаний на властность Иисуса Христа: «Он учил их, как власть имеющий , а не как книжники и фарисеи» ( Мф. 7:29 ). «Слово Его было со властью » ( Лк. 4:32 ). «Кто это, что и ветры и море повинуются Ему ?» ( Мф. 8:27 ). «Сын человеческий имеет власть на земле прощать грехи» ( Мф. 9:6 ). «Созвав же двенадцать, дал им силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней» ( Лк. 9:1 ). Можно было бы продолжать цитаты, но и приведенных достаточно. Христу принадлежала власть над людьми, направленная всецело к их благу . Сатане предоставлено было облекать властью отдельных лиц на гибель их самих и на горе управляемых ими народов . Вот точка происхождения власти, освещенная светом Христовым, по словам Христа: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет во тьме, но будет иметь свет жизни» ( Ин. 8:12 ). После крестной смерти Христос передал Свою власть Церкви ( Мф. 10:1,16:18-19,18:18 ; Лк. 22:31-32 ; Ин. 21:15-17 ). Из различного понимания указанных евангельских текстов возникли две формы христианской феократии: западное папство и восточная соборность. Вся древняя и средневековая история Европы и прилегающих к Средиземному морю частей Азии и Африки со времени появления христианства прошла в том, что последователи Христа стремились христианизировать лиц, облеченных от диавола земной властью. Вот в чем смысл крещения Константина и разных средневековых варварских королей. Помните слова Иоанна Богослова: «Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола » ( Ин. 3:8 ). Папы трудились над торжеством западной феократии, пока она не дошла до зенита в лице Иннокентия III, а Соборы устраивали по христианскому идеалу власть византийских императоров… Сижу я теперь без библиотеки, а то я выбрал бы Вам факты из великолепной книги В. Герье: «Расцвет западной феократии», из книг Ю. Кулаковского о Византии и других. Со времени Владимира Святого русская Церковь стремилась охристианить власть сначала русских князей, а потом московских царей.

http://azbyka.ru/fiction/vospominaniya-t...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010