В доказательство сего представить можно оные Павловы слова, благосклонности исполненные: о духовных же, братие, не хощу вас не ведети ( 1Кор.12:1 ). И оное: став же Павел посреде Ареопага, рече: мужие Афинейстии, по всему зрю вы аки благочестивыя ( Деян.17:22 ). 9) Апостолы подобны тем сильным и богобоящимся мужам, которые избраны были от Моисея судить людей по вся часы ( Исх.13:12–22 ); у которых, однако, главнейшим начальником находился Моисей: подобно Христос, будучи высочайший начальник и глава Церкви, избрал Себе семьдесят учеников к служению Своему. 10) Апостолы суть дванадесять врат ( Откр.21:12 ) Отечества Небесного. Ибо мы чрез учение Апостолов входим в храм Нерукотворенный Вечный на Небесах. 11) Апостолы суть основатели не Вавилона ( Быт.11:4 ); но Церкви, Небесного оного Иерусалима, дома и матери всем ( Гал.4:26 ) людям. Они подобны Веселеилу, сыну Уриину. Сей для украшения скинии свидения наполнен был духом Божиим премудрости и смышления, и ведения, во всяком деле разумети ( Исх.31:3 ): Апостолы Духом Божиим были исполнены для украшения Церкви, и для приведения всех к чудному и невечернему свету. 12) Апостолы были рыбари и ловцы духовные, которых за несколько сот лет прежде обещался Бог послать, глаголя чрез Иеремию: се, аз послю рыбари многи, и уловят их: и посем послю многи ловцы, и уловят их на всяцей горе и на всяцем холме и от пещер каменных ( Иер.16:16 ). Сеть Апостольская есть слово Божие, которым сердца человеческие уловлялись, как пишется: не сердце ли наше горя бе в нас, егда глаголаше нама на пути, и егда сказоваше нама писания? ( Лк.24:32 ) Рыбы суть люди, во глубине осуждения и погибели плавающие. Извлечение сих рыб будет на Страшном суде, как Сам Богочеловек утверждает: подобно есть царстве небесное неводу ввержену в море, и от всякаго рода собравшу; иже егда исполнися, извлекоша и на край, и седше избраша добрыя в сосуды, а злыя извергоша вон. Тако будет в скончание века: изыдут Ангели, и отлучат злыя от среды праведных; и ввергнут их в пещь огненную: ту будет плачь и скрежет зубов ( Мф.13:47–50 ). |
20. Поучая народ богопознанию, Моисей сначала много сотворил чудес в Египте, чтобы изложить учение и убедить, что Бог – Творец неба и земли и Законодатель по власти, и силе, и славе. 21. Так, в Евангелии Спаситель сначала сотворил дела Божественные (в Кане Галилейской, исцеление слепорожденного), а потом начал и учить. Явил Себя светом миру, воскресением и жизнью, учил как державный, власть имущий. 22. В начале евангельской проповеди были многие чудеса, так что каждый уверовавший получал дар говорения на многих языках, и это ради утверждения веры, а когда благочестие утвердилось – чудеса прекратились. 23. Савл, ослепнув, прозрел и последовал Христу, а многие, видев даже большие чудеса, возвращались к прежним нечестиям, как Иуда, Навуходоносор, Елима волхв, Симон, Анания и Сапфира, весь иудейский народ. 24. Когда душа бесчувственна и развращена, и одержима страстями, то не убеждается никаким чудом. 25. Чтобы убедить вселенную в вере и грешников и врагов Божиих сделать святыми, нужно более силы, нежели сотворить небо и землю. 26. Бог желает, чтобы мы добровольно делались добрыми. Труднее убедить свободу человека, чем создать природу. Возбудить веру в душах гораздо дивнее, чем воскресить мертвого – сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели! ( Лк. 13:34 ), а сказал Бог: Лазаре, гряди вон! ( Ин. 11:43 ) – и мертвец тотчас повиновался. 27. Есть вера, дающая познание о Боге, и вера, созерцающая знамение. 28. Каждый соглашается, что есть Бог , и не спорит, а если скажешь, что есть Христос, – неистовствует. Знание Писаний выше чуда воскресения, вспомни Авраама, Лазаря и воскресение Лазаря Четверодневного. У неверия много злых уверток. 29. Нет ничего возлюбленного, равного молитве, нет ничего могущественнее веры. 30. Верными мы называемся не только потому, что веруем, но и потому, что Бог вверил нам тайны, которых прежде нас Ангелы не знали. 31. Неверие происходит от порочной жизни и тщеславия. 32. Наша жизнь порочная и наши зверские нравы удерживают от обращения других. Нужна вера от дел, поэтому мы будем наказаны и за них, ибо имя Божие хулится у язычников ( Рим. 2, 24 ). |
Мф.20:13 . Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? Мф.20:14 . возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; Мф.20:15 . разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр? Мф.20:16 . Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных. Слова, сказанные в Мф.19:30 , здесь (стих 16) повторяются, и это ясно показывает, что именно в них заключается цель, главная идея и нравоучение притчи. Смысл выражения не заключается в том, что всегда последние должны быть первыми и наоборот, но что может быть и так при известных, почти исключительных обстоятельствах. На это указывает употребленное в начале стиха οτως («так»), которое может здесь значить: «вот, в таких или подобных случаях (но не всегда)». Для объяснения 16-го стиха находят параллель в 8-й главе Второго Соборного Послания апостола Иоанна и думают, что она «дает ключ» к объяснению притчи, с чем можно согласиться. Иероним и другие поставляют стих и всю притчу в связь с притчей о блудном сыне, где старший сын ненавидит младшего, не хочет принять его кающегося и обвиняет отца в несправедливости. Последние слова 16-го стиха: «ибо много званых, а мало избранных», следует признать позднейшей вставкой как на основании свидетельства лучших и авторитетных рукописей, так и по внутренним соображениями. Слова эти, вероятно, заимствованы и перенесены сюда из Мф.22:14 и сильно затемняют смысл всей притчи. Мф.20:17 . И, восходя в Иерусалим, Иисус дорогою отозвал двенадцать учеников одних, и сказал им: (Ср. Мк.10:32 ; Лк.18:31 ). Слова Матфея не связаны никакими наречиями с предыдущим, за исключением союза «и» ( κα). Можно даже предполагать, что здесь пропуск в изложении событий, которые совершились незадолго до последней Пасхи (4-го года общественного служения Иисуса Христа), только отчасти заполненный Ин.11:55–56 . Ученики отозваны были, очевидно, потому, что речь Спасителя по своему содержанию требовала тайны или, как думает Евфимий Зигавин, «потому что не должно было сообщать этого многим, чтобы они не соблазнились». |
Подлинно, хотя бы мы были тысячекратно любомудрыми, хотя бы были крепче и сильнее всех, но если не будет Его содействия, мы не в состоянии будем переносить даже малого искушения. Но что я говорю о нас слабых и ничтожных? Хотя бы кто был Павлом, или Петром, или Иаковом, или Иоанном, без помощи свыше он легко побеждается, претыкается и падает. Об этом я прочитаю вам слова Самого Христа. Он сказал Петру: «Се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя» ( Лк.22:31–32 ). Что значит: «сеять»? Водить, обводить, колебать, двигать, потрясать, терзать, как бывает с веществами, просеваемыми через решето; но Я, говорит, не допустил, зная, что вы не можете перенести искушения, потому что выражение: «чтобы не оскудела вера твоя» – показывает, что если бы Христос допустил, то вера его оскудела бы. Если же Петр, пламенно любивший Христа, многократно отдававший душу свою за Него, всегда выступавший первым из лика апостолов, ублажаемый Учителем и названный Петром за то, что имел непоколебимую и неизменную веру, был бы низложен и отпал бы от исповедания, если бы Христос попустил дьяволу искусить его, как тот хотел, то кто другой может устоять без Его помощи? Поэтому и Павел говорит: «И верен Бог , Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» ( 1Кор.10:13 ). 3 . И не только из этого можно видеть попечение и кротость Его, но и из самой кажущейся укоризны. Он не провозгласил перед всеми грехов расслабленного, но о том, что этот потерпел свои страдания за грехи, сказал, а какие были грехи, не объявил; не сказал: ты согрешил так и так, ты преступил то и то, но, указав на это одним простым словом: «не греши больше» и сказав лишь столько, сколько нужно было для напоминания, сделал его более осторожным на будущее время, и для нас обнаружил все его терпение, мужество и любомудрие, поставив его в необходимость плачевно высказать все свое несчастье и открыть свое старание: «Когда..., – говорит, – я прихожу, другой уже сходит прежде меня» ( Ин.5:7 ), – грехов же его не провозгласил. |
Проповедуя Евангелие, Господь собрал Себе двенадцать учеников, которых назвал Апостолами, и которые всегда неотлучно с Ним были, и с ними переходил с места на место, от города до города, поучая о спасении и Царствии Божием, показуя путь к нему. Принимал приходивших грешников и, как Бог, отпускал им грехи властию Своею; исцелял всякие болезни и недуги; творил всякие чудеса: давал слепым зрение, глухим слышание, хромым хождение, немым глаголание; воскрешал мертвых, очищал прокаженных, и прочие сверхъестественные чудеса совершал, не так как святые – молитвою, но одним словом – силою Своего Божества. Итак, люди, видевшие Его великие чудеса, и слышавшие небесное, душеспасительное учение, в великом множестве ходили за Ним; и куда Он не приходил народы, слышавшие о Нем, тотчас приходили к Нему, иные для исцеления больных, иные – для слушания Его Божественного учения; и где бы только ни послышали о Его приходе, – приносили расслабленных и одержимых всякими недугами, и всех Он исцелял Словом. Обо всем том пространно написано в святом Евангелии. А в пустынях, когда не было хлеба, насыщал чудесно многие тысячи, как то – пять тысяч кроме жен и детей пятью хлебами ( Мф.14:20–21 ), четыре же тысячи удовольствовало семью хлебами ( Мк.8:9 ). Видя, что много простых людей ходит за Ним, Иудейские архиереи, книжники и фарисеи позавидовали Ему и возымели на Него злобу, и многократно хулили Его всякими бесчестными словами ( Ин.7:12, 20, 31–32 ). Претерпевая все хулы их, Сын Божий показывал им, что они грешат, хуля Его неповинно, и устрашал их судом Божиим, чтобы пришли в чувство; но они были в своей злобе неподвижны, даже и убить Его много раз хотели, подучаемые тою же злобою. Так живя, или лучше странствуя на земле, Сын Божий говорил Своим ученикам, что Ему нужно идти во Иерусалим, и в нем много пострадать, умереть и в третий день воскреснуть ( Мф.16:21 ; Мк.8:31 ; Лк.9:22 ). А как приближалось время страдания Его, о котором предсказывал Апостолам, взявши особливо трех избраннейших учеников, а именно Петра, Иакова и Иоанна, возвел их на верх горы Фаворской; и когда стал там молиться, лице Его просветилось как солнце, и ризы Его стали белы как снег и свет. Там явились два пророка – Моисей и Илия, и разговаривали с Ним; потом Апостолы слышали глас из облака, покрывшего их тогда, – глас, говорящий им о Христе так: Сей есть Сын Мой возлюбленный, Того послушайте. От гласа того Апостолы устрашились и пали ниц – на землю. Этим явлением славы Своей Христос показал ученикам Своим то, что Он то страдание, о котором предсказывал, имеет принять волею Своею – добровольно, дабы, видя Его страждущего, не усомнились и не страшились. Показал и то, что такая-то слава имеет быть по смерти – в жизни вечной, тем, которые будут в Него веровать и в терпении последовать Ему. Сие Христово Преображение празднуем 6-го Августа. |
Священник преимущественно пред всеми другими должен помнить и исполнять следующую заповедь Христову: аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет ( Мф.16:24 ). Ибо от священника много требует самоотвержения его служба (Иже Христовы суть, говорит Апостол, плоть распяша со страстьми и похотьми ( Гал.5:24 )). Должны есмы мы сильнии немощи немощных носити и не себе угождати: ибо и Христос не Себе угоди ( Рим.15:1, 3 ). Горе священнику, если он полюбит покой и негу. Тогда он обуяется, как обуявшая соль, и ни во чтоже будет, разве да изсыплется вон и попираем будет человеки (Ср.: Мф.5:13 ). Диавол, ищай кого поглотити (Ср.: 1Пет.5:8 ), найдет в таком священнике славную для себя ловитву, равно и в овцах такого пастыря. Наемник бежит, яко наемник есть и нерадит о овцах... и волк расхитит и распудит овцы ( Ин.10:13, 12 ). Да, священник должен помнить духовные немощи своих чад духовных, которые опираются невольно на своего духовного отца, и носить эти немощи (Ср.: Рим.15:1 ). Чтобы быть всегда бодрым и неуловимым для врага, он не должен насыщаться в изобилии пищи и пития, не должен быть алчен, сребролюбив, скуп, но должен любить алчбу и жажду, быть нелюбостяжательным и щедрым, должен всех искренно любить и от сердца называть всех чадами, как его называют батюшкою, и во всех видеть действительно чад, как Иисус Христос , как апостолы; должен забыть о конфузливости, происходящей от маловерия, самолюбия и ложного стыда, и быть недоступным для этого ложного, диавольского стыда даже тогда, когда действительно что-либо сделает неправильно, нехорошо. Особенно священник должен беречься от связания какою-либо страстию пред Таинством Исповеди, когда сотни ждут слова наставления и совета своего пастыря, ибо враг, запнувши тогда священника, нелегко оставляет тогда его и часто лишает его настоящего разума и слова на всю исповедь, по грехам его, по причине страстей его, воюющих во удех его (Ср.: Иак.4:1 ). А зная слабые стороны священника, диавол именно всегда пред исповедью старается подействовать на эти стороны сильным раздражением их. Горе, например, любостяжательному и скупому священнику при соборе, когда пред народною, общею исповедию враг запнет его позванием его к другой требе, например к крестинам. Другой, не любостяжательный, посмотрел бы на это обстоятельство спокойно, не беспокоясь о том, что упустит доход, а любостяжательный вознегодует на неблаговременность и пожалеет в душе предполагаемых денег за исповедь. На все надо смотреть равнодушно, на все нечаянности и слюбиться с ними, говоря: буди воля Господня во всем. И Господь все попускает именно для нашего испытания. Он оставил врагу полную волю над нами. Симоне, Симоне, се, сатана просит вас, дабы сеял, яко пшеницу: Аз же молихся о тебе, да не оскудеет вера твоя ( Лк.22:31–32 ). И ты внемли, чтоб не оскудела вера твоя. Что сотворишь, если оскудеет и если темные силы всю душу твою покроют множеством своим? |
Скульптурное изображение Марии Магдалины в базилике Сент Максимин В храме святой равноапостольной Марии Магдалины в Сент Максимин в центре северного нефа базилики находится вход в крипту, где были обретены мощи ученицы Христовой в 1279 году 31 . Было обнаружено, что из уст праведницы произрастал побег растения. Богословская мысль объяснила это как свидетельство о её особой миссии: она — “Апостол Апостолов”, так как именно она возвестила святым Апостолам благую весть о воскресении Христа Спасителя 32 . Инициатором обретения святых мощей ученицы Христовой был принц Карл II Анжуйский (†1309), наследный граф Прованса. С этого времени Мария Магдалина становится покровительницей Анжуйской династии и Прованса 33 и её почитание приобретает особый, имперский характер 34 . Над её мощами была воздвигнута базилика. Здесь святая мироносица особенно почитается, в день её памяти — 22 июля по григорианскому календарю — совершаются городские торжества. Реликварий с мощами равноапостольной Марии Магдалины в базилике Сент Максимин Важно отметить мнение одного западного исследователя, который “пришёл к выводу, что культ Марии Магдалины возник в Провансе не ранее середины одиннадцатого столетия” 35 , совершение богослужений ей началось на Западе “только в одиннадцатом или двенадцатом веке” 36 . На латинском языке стали затем создаваться жития святой равноапостольной Марии Магдалины: отшельническая редакция, апостольская редакция, затем обе редакции были соединены вместе. Позднее её житие вошло в состав западных агиографических и гомилетических сборников. Сподвижники и продолжатели трудов Иоанна Кассиана Римлянина (†435; пам. 29 февр.) содействовали распространению почитания святой равноапостольной Марии Магдалины в Европе 37 . Поскольку на Западе мироносицу отождествляли с грешницей, омывшей слезами стопы Спасителю (Лк 7:38) 38 , а семь мучивших её бесов, которых изгнал затем Христос, воспринимались “как расплата за грехи” 39 , то в проповедях западного духовенства святая равноапостольная Мария Магдалина прославлялась как образец истинного покаяния 40 . |
Лк.12:26 . Итак, если и малейшего сделать не можете, что заботитесь о прочем? Лк.12:27 . Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них. Лк.12:28 . Если же траву на поле, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то кольми паче вас, маловеры! Лк.12:29 . Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, Лк.12:30 . потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; Лк.12:31 . наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам. Эти изречения, в которых раскрываются мысли притчи о безумном богаче, в Евангелии Матфея помещены в Нагорной беседе (см. Мф.6:25–33 ). «И не беспокойтесь» (стих 29, μ μετεωρζεσθε) – правильнее «не заноситесь слишком» в своих требованиях, предъявляемых к жизни вообще. Лк.12:32 . Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство. Лк.12:33 . Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, Лк.12:34 . ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет. «Не бойся, малое стадо». Эти слова находятся только у евангелиста Луки. Здесь Господь дает уверение Своим ученикам в том, что их стремление к Царству Божию (стих 31) достигнет своей цели. А они и могли бояться именно того, что им, пожалуй, не придется войти в это Царство, потому что они, во всяком случае, представляли собой только крайне маленький кружок ( «малое стадо»), тогда как в Ветхом Завете, по общему тогдашнему представлению, Царство Мессии было предназначено народу избранному в его целом. «Что же в самом деле представляем мы собою? – могли думать апостолы. – Что же это за «Царство» будет, в котором будем только мы с немногими другими последователями Христовыми?» Но Господь рассеивает все их сомнения указанием на «благоволение» Божие: Царство пред вами откроется (ср. Лк.22:29 и сл.) – конечно, славное Небесное Царство Мессии. |
«Не ведет ли...» (стих 15). Согласно Талмуду, животных поить разрешалось и в субботу. «Сию же дочь Авраамову...» (стих 16). Господь делает заключение высказанной в 15-м стихе мысли. Если для животных нарушается строгость закона о субботе, то уже для женщины, происшедшей от великого Авраама, можно нарушить субботу – освободить эту страдалицу от болезни, которую навел на нее сатана (сатана представляется связавшим ее посредством какого-то из своих служителей – бесов). «О всех славных делах» (стих 17) – пропущено: бывающих или совершающихся ( τος γενομνοις). Этим дела Христовы обозначены как продолжающиеся. Лк.13:18 . Он же сказал: чему подобно Царствие Божие? и чему уподоблю его? Лк.13:19 . Оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своем; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его. Лк.13:20 . Еще сказал: чему уподоблю Царствие Божие? Лк.13:21 . Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все. Объяснение притчей о зерне горчичном и о закваске (см. Мф.13:31–32 ; ср. Мк.4:30–32 ; Мф.13:33 ). Таким образом, согласно Евангелию Луки, эти две притчи были сказаны в синагоге, и здесь они вполне на месте, так как в 10-м стихе сказано, что Господь в синагоге «учил», но в чем состояло Его учение – этого евангелист там не сказал, теперь он и восполняет это опущение. «В саду своем», т.е. держал под своим ближайшим наблюдением и постоянно заботился о нем ( Мф.13:31 : «на поле своем»). Лк.13:22 . И проходил по городам и селениям, уча и направляя путь к Иерусалиму. Евангелист опять (ср. Лк.9:51–53 ) напоминает своим читателям, что Господь, проходя по городам и селениям (по всей вероятности, евангелист подразумевает здесь города и селения Переи, заиорданской области, которой обыкновенно ходили из Галилеи в Иерусалим), направлялся к Иерусалиму. Он счел нужным здесь напомнить об этой цели путешествия Господа ввиду того, что далее у него изложены предсказания Господа о близости Его смерти и о суде над Израилем, что, конечно, имело ближайшее отношение к цели путешествия Христа. |
– «Душу твою возьмут у тебя»: ты умрешь. – «Кому же достанется?» Не будет тебе самому никакой пользы от твоего богатства; а что после тебя будет с этим добром твоим, что тебе до этого? – «Так бывает» и пр.: нравственное назидание из притчи. Жизнь человека не зависит от изобилия его имения; что же пользы приобретать его для собственного удовольствия? Господь может прекратить жизнь богача, и все имение его для него будет ничто. – Надобно богатеть в Бога: стяжать добродетели, за которые получится награда от Бога; надобно собирать сокровища на небеси, сокровища добродетелей, которые всегда останутся при нас (ср. ст. Лк.12и парал.). Лк.12:22–23 . Если не таково богатство земное:то стоит ли оно того, чтобы добиваться его? «Посему говорю вам» и пр.: ср. прим. к Мф.6:25 . Лк.12:24–31 . В устранении чрезмерной заботливости не только о богатстве, но и вообще о предметах житейских, Господь указывает на величайшую милость, любовь и заботливость Божию о тварях, низших человека; см. прим. Лк.12:32–34 . «Не бойся малое стадо»: ободряя своих учеников в приобретении труднодостижимой, но особенно им необходимой, добродетели – нестяжателъности, и предостерегая их от излишней заботливости даже о необходимых требованиях житейских, Господь говорит – «не бойся», не страшись никакого лишения, какое встретится тебе в искании Царства Божия и правды его; всякое лишение вознаградится сторицей и более; «не бойся – не сомневайся, что Бог будет промышлять о тебе, хотя бы ты сам и не заботился о себе» (Феофил.). «Малое стадо»: разумеется небольшое общество ближайших учеников (Апостолов) Господа, может быть, в противоположность великому множеству народа (ст. Лк.12:1 ). Господь иногда изображает себя пастырем, а своих последователей стадом ( Ин.10 и дал.); здесь – пастырем только малого стада – ближайших учеников своих, – образ весьма выразительный и привлекательный в особенности для восточных пастушеских народов, где скотоводство составляло один из главных промыслов и занятий, как в Палестине. Должность пастуха там была важной: он сопровождал стадо, защищал его, водил на тучные пажити, на источники водные и пр. |
| |