Мф.17:3 ). Также Господь обличает саддукеев, которые, как иеговисты, отрицают бессмертие души: не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых ( Мф.22:31–32 ). И добавляет: Итак, вы весьма заблуждаетесь ( Мк.12:26–27 ). Ту же самую истину подтверждает и повествование о богаче и Лазаре, воскрешение дочери Иаира, воскрешение Лазаря (о котором притом Господь сказал, что он спит). Также слова Иисуса на кресте: истинно говорю тебе, сегодня же будешь со Мною в раю ( Лк.23:43 ). В своем же издании Священного Писания иеговисты переставили знак препинания после слова «сегодня», так что получилось следующее: «истинно говорю тебе сегодня, будешь со Мною когда-нибудь в раю» вместо правильного: истинно говорю тебе, сегодня же будешь со Мною в раю ( Лк.23:43 ). Но если Господь хотел сказать: «тебе говорю сегодня», то Он бы использовал слово «ныне», как Он это сделал в других случаях (см. Ин.9:41; 14:29 ). Во время распятия Господа многие тела усопших святых воскресли ( Мф.27:52 ). Стефан, когда был побиваем камнями, почил ( Деян.7:60 ). И в других случаях Священное Писание называет смерть сном ( Ин.11:11–13 ; 1Кор.7:39; 15:51–52 ) 62 . Вспомните апостольское чтение на погребение: мы же предупредим (т.е. «не опередим».– Пер.) усопших 63 ( 1Фес.4:15 ). Господь, умирая на кресте, возопил: Отче! в руки Твои предаю дух Мой ( Лк.23:46 ). Также и первомученик Стефан 64 . К тому же душа Господа сходила в ад: [И там Господь ею, т. е. душой] находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал ( 1Пет.3:19 ) и мертвым было благовествуемо ( 1Пет.4:6 ), но не оставлена душа Его во аде и плоть Его не видела истления, как пророчествовал Давид ( Деян.2:31 ). Также Слово Божие нас удостоверяет, что когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный ( 2Кор.5:1 ). Поэтому Павел желает отойти ко Господу ( Флп.1:21–23 ). К тому же известно, что мы не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего ( Евр.13:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Kapsan...

Несомненно, что первые христиане, хранившие предания о воскрешениях, совершенных Христом, связывали эти истории с Самим Воскресением Иисуса. Про дочь Иаира говорится, что она тотчас анести , т.е. воскресла ( Мк. 5:42 ) – этим термином по преимуществу называлось то, что произошло со Христом. Это же слышится в рассказе о воскрешении юноши и уж совсем очевидно в рассказе о воскрешении Лазаря – здесь скала и платки в Ин. 11:38,44 коррелируют с пасхальным рассказом в 19:40; 20:1,7. Изумление родителей воскресшей девочки отображает изумление женщин у Гроба Христа и других, услышавших весть о Воскресении ( Мк. 5:42 / Лк. 8:56 сравни с Мк. 16:5,8 и Лк. 24:22 ). То, что Иисус просит дать воскрешенной девочке есть, напоминает просьбу Самого Воскресшего Иисуса: и сказал, чтобы дали ей есть ( Мк.5:43 ) – Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними ( Лк. 24:41-43 ). «Христиане первых поколений, рассказывая этот эпизод подобным образом, почти наверняка должны были иметь в мыслях Само Воскресение Иисуса как еще более потрясающий пример такого рода удивительной силы. Евангелисты, редактируя его, должно быть, слышали, – ожидая, что подобное услышат и читатели текста, – предвозвещение темы, которая как взрыв, завершит записанное ими повествование» (Н.Т. Райт). Нет сомнения, что христиане не придумали истории про воскрешения по образцу истории о Воскресении Христовом. Христос Воскрес в другую жизнь, Он стал иным, тогда как девочка, сын вдовы и Лазарь воскресают в эту жизнь; они остаются теми же, что и были, и в свое время умрут.   Воскрешение девочки Рассказ о воскрешении девочки, дочери Иаира, мы находим у Матфея, Марка и Луки. Во всех трех Евангелиях в него включается как неотъемлемая часть история исцеления кровоточивой женщины. Напомню эту историю в изложении Ев. Марка: И вот, приходит один из начальников синагоги, по имени Иаир, и, увидев Его, падает к ногам Его и усиленно просит Его, говоря: дочь моя при смерти; приди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и осталась жива. [Иисус] пошел с ним. За Ним следовало множество народа, и теснили Его.

http://azbyka.ru/parkhomenko/chudesa-v-b...

Мф.22:41 .  Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их: У Мк.12:35 этот стих имеет очевидное отношение к Мк.12:34 . Значит, вопрос законника был дан в то время, когда (по Матфею) фарисеи собрались для совещаний. У Матфея эта связь выражена довольно ясно, но не так ясно у Луки. Собственно, этот вопрос и служит у Матфея началом дальнейших обличений ( Мф.23 ). Мф.22:42 .  что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов. (Ср. Мк.12:35 ; Лк.20:41 .) Христос спрашивает не о том, за кого считают Его люди и считают ли Его за Сына Давидова, а предлагает общий вопрос о происхождении Мессии. «Сын Давидов» было обычным названием Мессии (Schürer, Geschichte, II, 615). Мф.22:43 .  Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: Мф.22:44 .  сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? (Ср. Мк.12:36 ; Лк.20:42 ). Ссылка на Пс.109:1 . В иудейских писаниях весь этот псалом прилагался к Мессии и считался мессианским. Христос не опровергает правильного (в стихе 42) ответа фарисеев, которые назвали Христа Сыном Давидовым, и не считает ответа недостаточным, а напротив, подтверждает его, задавая Свой вопрос в видах его истолкования. Толкование псалма в том смысле, что он во время Христа будто бы был сравнительно недавним произведением, было совершенно неизвестно ни саддукеям, ни фарисеям (Эдершейм). В еврейской Библии псалом надписывается «ледавид мизмор» (псалом Давида), в греческом переводе Семидесяти так же ( ψαλμς τ Δαβδ). Мф.22:45 .  Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему? (Ср. Мк.12:37 ; Лк.20:44 ). Некоторые думали, что Христос опровергает здесь мнение фарисеев, утверждавших, что Мессия есть Сын Давидов. Но весь контекст против такого толкования. Вероятнее предполагать, что вопрос Христа был вызван распространяемыми со стороны Его врагов слухами о том, что Он не Сын Давидов и, следовательно, не Мессия, каким признавали Его ученики и народ. Если так, то вопрос Христа становится понятен. Если Он не Сын Давидов и не Мессия, то о ком же говорит Давид, называя сына своего Господом? «Истинный ответ не приходил им на ум. Он мог бы состоять в следующем. Мессия есть Сын Давидов по своему человеческому происхождению, но как Сын Божий, происходящий предвечно от Отца, Он возвышен и над Давидом, и над всем человечеством, и потому Давид называл Его своим Господом правильно. Но такое двоякое отношение Мессии к великому еврейскому царю и вместе с тем истинная оценка достоинства и служения Мессии не были известны в богословии раввинов».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Лк.22:43 . Явися же емý áнгел с небесé, укрепляя егó. (Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его.) Так тяжки были страдания Спасителя в саду (40 ст.), что человеческая природа Его нуждалась в небесной помощи, и Отец Его Небесный посылает Ему, как возлюбленному Своему Сыну, в это тяжкое для Него время эту свою помощь – посылает Ангела, который не только ободрял, но и укреплял бы Его. Так Отец Небесный не попускает никому искушаться более, нежели кто сколько может понести ( 1Кор.10:13 ). Лк.22:44 . И быв в пóдвизе, прилежнее моляшеся: бысть же пóт егó яко кáпли крóве кáплющыя на зéмлю. (И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю.) Бысть (был) пот Его, яко капли крове, каплющие на землю. Об этом обстоятельстве говорит один св. Лука. Как понимать его? Блаж. Феофил. объясняет это таким образом: «Иисус был в таком борении, что, как говорит присловие, с Него падали капли крови. Ибо о тех, кои сильно трудятся, обыкновенно говорят, что они потеют кровию, подобно как и о тех, кои горько сетуют, говорят, что они плачут кровию». Впрочем бывали случаи, что чрезвычайные страдания сопровождались иногда и кровавым потом. (Жизнь И. Хр., Буткев.) «Воды потопа некогда погубили беззаконников, но не смыли беззаконий с лица земли; теперь кровавый пот Господа обновляет лице земли. Падала некогда на землю кровь невинного Авеля; но она вопияла на небо об отмщении, говорится в одном из слов на великий пяток. Падает кровавый пот Спасителя, но вопиет об отпущении и прощении. (В. Чт.24.) Лк.22:45 . И востáв от молитвы [и] пришéд ко ученикóм, обрете их спящих от печáли Лк.22:46 . и речé им: чтó спитé? востáвше молитеся, да не внидете в напáсть. (Встав от молитвы, Он пришел к ученикам, и нашел их спящими от печали и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение.) Это было уже в третий и – последний раз. Обрете (нашел) их (Апостолов) спящими от печали. Это говорится только у одного Луки. Опыты подтверждают, что великая печаль иногда производит большой сон, хотя большею же частию бывает наоборот.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Но чем ближе было к окончанию пути, тем более и более стала надвигаться на душу Спасителя страшная туча: это – разверзалась пред Ним бездна наших бесчисленных грехов от всех родов, когда-либо существовавших, существующих и тех, которые будут существовать. Как всеведующий и сердцеведец, Господь знал эти грехи и видел эту бездну во всей ужасающей её глубине и наготе, и теперь надлежало Ему весь тот грех мира принять на Свою чистую совесть и прочувствовать всю мерзость его и всю тяжесть страшной за него ответственности. И вот, подошедши к знакомому всем им месту у подошвы горы Елеонской – это известный сад Гефсимания, – Господь выделяет трех особенно близких Ему учеников из среды других, берет их внутрь сада и открывает им Свое духовное томление: «Душа моя болит смертельно, побудьте здесь и пободрствуйте со Мною» ( Мф. 26:38 ). Затем, отошел от апостолов на вержение камня (т. е. как далеко можно бросить камень) ( Лк.22:41 ), пал на лице Свое и молился так: «Авва, Отче! Всё возможно Тебе. О, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет!» ( Лк.22:42 ). Три раза Господь возносил к Отцу Своему эту умиленную молитву. Последующая молитва разнится от первой несравненно большим самообладанием и решительною покорностью воле Отца. Он как бы убедился – (говоря по человечески), что другого средства, кроме Его страдания, нет для спасения людей, и совершенно уже предавал Себя на волю Отца. «Отче Мой! – говорил Он, – если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить её, да будешь воля Твоя!» Господь молился в третий раз так же, как и во второй, но молитва Его была еще прилежнее, так что пот Его был, как капли крови, падающие на землю ( Лк.22:44 ). После этого великого молитвенного подвига, явился к Нему ангел Господень и укреплял Его ( Лк.22:43 ). Иудейские начальники присудили Господа Иисуса Христа к смертной казни, но этот приговор должен был быть утвержден римским правителем Иудеи, которым был в то время Понтий Пилат. Это был человек холодный к вере, без твердых нравственных правил, искательный, двоедушный, вообще судья неправедный, в то же время властолюбивый и жестокий.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

Как благосклонным лицом смотрит на грешницу, омывающую слезами ноги Его и любезным и утешительным голосом говорит ей: «Прощаются тебе грехи» ( Лк.7:48 ). Как человеколюбиво разрешает прелюбодейку: «Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» ( Ин 8:11 ). Как благосклонно и милостиво принимает всех приближающихся к Нему мытарей и грешников ( Лк.15:1 ). Как живо изображает Свое милосердие, тщательное и усердное ко взысканию грешников, во образе хозяина, который, «имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит ли девяноста девяти в пустыне и не пойдет ли за пропавшею, пока не найдет ее? А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью», и прочее ( Лк.15:4–5 и далее). Какой милостивый Свой взор во время самого страдания обращает на отвернувшегося ученика (см. Лк.22:61 ), и со взором милость и благодать Свою подает ему в утешение и укрепление его, «чтобы не оскудела вера его» ( Лк.22:32 ). Как милостивую руку помощи, уже на Кресте вися, подает разбойнику, и почти из самых адовых врат восхищает его и открывает двери небесного царствия: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк.23:43 ). Как, наконец, с высоты славы Своей милостивым и человеколюбивым гласом ударяет в уши и сердце Савла, бывшего хульника, гонителя и обидчика! «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня» ( Деян.9:4 ), – и из гонителя проповедником имени Своего и всей вселенной учителем делает (см. 1Тим 1:13 ). Так кротко, так милостиво, так человеколюбиво поступает с грешниками Господь наш! Ибо «не хочет смерти грешника, но чтобы тот обратился... от пути зла и был жив» ( Иез 18:23 ). Итак, если имеем такого милосердного Господа нашего, придите, отложим темное облако противных помышлений, которое покрывает сердца наши, и, «отвергнув дела тьмы,... облечемся в оружия света» ( Рим 13:12 ), вспомним, «откуда мы ниспали», и, вспомнив, «восплачем пред Господом, сотворившим нас» и искупившим Кровью Своею, «ибо Он есть Бог наш, и мы народ паствы Его и овцы руки Его» ( Пс.94:6–7 ). Возвысим все единодушно от сердца глас наш: «Скоро да явятся нам щедроты Твои, Господи, ибо мы весьма обнищали! Помоги нам, Боже, Спасителю наш, славы ради имени Твоего.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Как благосклонным лицом смотрит на грешницу, омывающую слезами ноги Его и любезным и утешительным голосом говорит ей: «Прощаются тебе грехи» (Лк.7:48). Как человеколюбиво разрешает прелюбодейку: «Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин 8:11). Как благосклонно и милостиво принимает всех приближаю­щихся к Нему мытарей и грешников (Лк.15:1). Как живо изображает Свое милосердие, тща­тельное и усердное ко взысканию грешников, во образе хозяина, который, «имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит ли девяноста девяти в пустыне и не пойдет ли за пропавшею, пока не найдет ее? А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью», и прочее (Лк.15:4-5 и далее). Какой милостивый Свой взор во время самого страдания обращает на отвернувшегося ученика (см. Лк.22:61), и со взором милость и благодать Свою подает ему в утешение и укрепление его, «чтобы не оскудела вера его» (Лк.22:32). Как милостивую руку помощи, уже на Кресте вися, подает разбойнику, и почти из самых адовых врат восхищает его и открывает двери небесного царствия: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк.23:43). Как, наконец, с высоты славы Своей милостивым и человеколюбивым гласом ударяет в уши и сердце Савла, бывшего хульника, гонителя и обидчика! «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня» (Деян.9:4), — и из гонителя проповедником имени Своего и всей вселенной учителем делает (см. 1 Тим 1:13). Так кротко, так милостиво, так человеколюбиво поступает с грешниками Господь наш! Ибо «не хочет смерти грешника, но чтобы тот обратился от пути зла и был жив» (Иез 18:23). Итак, если имеем такого милосердного Господа нашего, придите, отложим темное облако противных помышлений, которое покрывает сердца наши, и, «отвергнув дела тьмы, облечемся в оружия света» (Рим 13:12), вспомним, «откуда мы ниспали», и, вспомнив, «восплачем пред Господом, сотворившим нас» и искупившим Кровью Своею, «ибо Он есть Бог наш, и мы народ паствы Его и овцы руки Его» (Пс.94:6-7). Возвысим все единодушно от сердца глас наш: «Скоро да явятся нам щедроты Твои, Господи, ибо мы весьма обнищали! Помоги нам, Боже, Спасителю наш, славы ради имени Твоего.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Лк.20:39 . Отвещáвше же нецый от книжник рекóша: учителю, дóбре рéкл еси. (На это некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты хорошо сказал.) Нецыи (некоторые) от книжник и пр. Это значит, что, несмотря на то, что вместе с саддукеями, Господь посрамил и самих фарисеев, некоторые из сих последних, по своей ненависти к первым, вслух высказали свое удовольствие, что противная им секта потерпела посрамление (Сл. Мф.22:34 ). У еванг. Матфея тут прибавлено: народ, слышав, как Господь посрамил фарисеев и саддукеев, дивился учению Его. А саддукеи, верно, как и фарисеи, оставили Христа и ушли, не уверовав в Него и не убедившись Его учением. Такова, скажем опять, злоба и упорство! Вопрос Господа фарисеям о Мессии, чей Он Сын. Этот вопрос, поставивший книжников в большое затруднение, находится и в Евангелиях Матфея ( Мф.22:41, 46 ) и Марка ( Мк.12:35, 37 ), и ев. Лука излагает его почти в одних и тех же словах, что и у них. Он дан был Господом фариееям и саддукеям после их вопросов Ему о дани Кесарю и воскресении мертвых и после того, как они, услышав поразительные ответы Господа, как замечает еванг. Лука, умолкли, – не смели спрашивать Его ни о чем (ст. 40). Св. Златоуст так говорит о причине, по которой Господь предложил фариееям вопрос о том, чей Мессия сын. Он, как сердцеведец, знал, что фарисеи предлагали ему вопросы с затаенною мыслию: не назовет ли Он Себя Сыном Божиим и Богом; тогда они обвинили бы Его в богохульстве. Как бы отвечая на эту тайную их мысль, Господь предложил им с Своей стороны вопрос, неприметным для них образом приводя их к тому, чтобы они не только Отца, но и Его признали Богом. Лк.20:40 . Ктомý же не смеяху егó вопросити ничесóже. Речé же к ним: Лк.20:41 . кáко глагóлют Христá Сына Давидова быти? Лк.20:42 . Сáм бо Давид глагóлет в книзе псалóмстей: речé Госпóдь Гóсподеви моемý: седи одеснýю менé, Лк.20:43 . дóндеже положý враги твоя поднóжие ногáма твоима. Лк.20:44 . Давид ýбо Гóспода егó нарицáет, и кáко Сын емý éсть? (И уже не смели спрашивать Его ни о чем. Он же сказал им: кáк говорят, что Христос есть Сын Давидов, а сам Давид говорит в книге псалмов: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Итак, Давид Господом называет Его; как же Он Сын ему?)

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Тридцать лет и три года Он ходил по этой земле, над которой теперь висит на Кресте. Сколько пройдено дорог… Галилея, Самария, Десятиградие, Пирея, Иудея… Иерусалим, Иерусалим!.. Сколько раз хотел Он собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и они не захотели… (ср.: Лк. 13: 34). И вот теперь Он висит гор е над Иерусалимом, широко раскинув руки-крылья по концам Креста, силясь обнять любовью Свой город и Свой народ, предавший Его на муки и смерть… Но они пришли на Голгофу, чтобы посмотреть на зрелище и посмеяться над Ним. «Не ведают, что творят» (Лк. 23: 34). Или же ведают и всё равно творят? Или не все в неведении? Первосвященники знают; догадываются и фарисеи – злые «виноградари», не постыдившиеся сына хозяина виноградника, но убившие его ради наследства (см.: Мф. 21: 33–46). Так кто же не ведает? Палачи, легионеры, безграмотная толпа, чернь… Но вожди – князья, начальники, книжники – знают. И творят, ибо возлюбили больше славу человеческую (Ин. 12: 43). Ее и получат. Вместе с возмездием. Ибо великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей, потому что это дни отмщения. И Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников (см.: Лк. 21: 22–24). Но теперь – их время и власть тьмы (Лк. 22: 53). Прощальные слова Матери, любимому ученику… Всё! «Отче! В руки Твои предаю дух Мой» (Лк. 23: 46). «Совершилось», – слышится с Креста (Ин. 19: 30). Пасха наша, Христос, заклан за нас (1 Кор. 5: 7). Будем плакать… Рейтинг: 10 Голосов: 1206 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Стихира, глас 5-й (на целование Плащаницы) во святую Великую субботу утра//Триодь постная. М.: Издание Московской Патриархии, 1992. Л. 486 об.  Свт. Амвросий Медиоланский в толковании на притчу о блудном сыне пишет: иудеи «просят для себя козленка, зловонную жертву (haedum, mali odoris sacrificium). Иудей требует козленка; христианин – Агнца. Поэтому иудеям выдан Варавва (ср.: Лк. 23: 18), а за нас заклан Агнец (nobis Agnus immolator). Отсюда у них – зловоние преступления (fetor est criminum), у нас – отпущение греха (remissio peccatorum), сладостное по [даруемой] надежде, приятное по плодам. Требовать козленка – значит ожидать антихриста, ибо Христос есть жертва благоуханная (boni odoris est victima)». –  Ambrosius . Expositio Evangelii Secundum Lucam Libris X Comprehensa//PL. Vol. 15. Liber VII. Cap. 213–243. Col. 1756–1764; col. 1763, n. 239.

http://pravoslavie.ru/112021.html

В притчах Иисуса термин δολος («раб», «слуга») встречается многократно – как в единственном, так и во множественном числе. Рабы, или слуги, являются героями в общей сложности двенадцати притч: о пшенице и плевелах ( Мф. 13:27–28 ), о немилосердном заимодавце ( Мф. 18:23, 26–28, 32 ), о злых виноградарях ( Мф. 21:34 ; Мк. 12:2, 4 ; Лк. 20:10–11 ), о брачном пире ( Мф. 22:3–4, 6, 8, 10 ), о благоразумном рабе/домоправителе ( Мф. 24:45–46, 48, 50 ; Лк. 12:43, 45–47 ), об ожидании хозяина дома ( Мк. 13:34 ), о бодрствующих слугах ( Лк. 13:37 ), о званых на вечерю ( Лк. 14:17, 21–23 ), о талантах ( Мф. 25:14, 19, 21, 23, 26, 30 ), о блудном сыне ( Лк. 15:22 ), о рабах, ничего не стоящих ( Лк. 17:7, 9–10 ), о десяти минах ( Лк. 19:13, 15, 17, 22 ) 168 . Термин δολος встречается в прямой речи Иисуса и за пределами притч, например в словах, обращенных к ученикам: Ученик не выше учителя, и слуга (δολος) не выше господина своего: довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его ( Мф. 10:24–25 ). Кто хочет между вами быть бóльшим, да будет вам слугою (δικονος); и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом (δολος) ( Мф. 20:26–27 ; Мк. 10:44–45 ). Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего ( Ин. 15:15 ). Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше ( Ин. 15:20 ). Время земной жизни Иисуса совпало с наивысшим расцветом рабства в Римском государстве. Если на раннем этапе существования Римской республики рабов было относительно немного, то в результате завоеваний периода поздней республики их количество расширилось во много раз – прежде всего за счет военнопленных, которых не убивали, а обращали в рабство. Превращение республики в империю, произошедшее в 27 году до Р. Х., при Октавиане Августе, способствовало дальнейшему развитию института рабства. Общее количество рабов на территории Римской империи времен Иисуса оценивается по-разному: в одной Италии их было, как принято считать, два-три миллиона, и соотношение рабов к свободным оценивается как 1 к 2 или 2 к 5 169 . При этом за пределами Италии, в том числе в Израиле, рабов было значительно меньше.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010