Далее (ст. 11–15) речь идет не от лица самого ангела 1612 и не от лица Иоанна, 1613 но от лица Господа Иисуса, 1614 представителем Которого является говорящий ангел. Так как пришествие Господа близко и близко воздаяние, то немного остается уже времени для той деятельности, которой преданы теперь люди. Пусть помнят они, что еще не будет такого времени; но только в это время ( Дан. 12:10 ; Иез. 2:27 ; Ин. 13:27 ) 1615 неправедный (δικν) в мыслях и сердце и нечистый (υπαρος) в своих поступках, а также праведный и святой имеют возможность продолжать быть теми же самими, при прежних целях своей жизни и при прежних средствах достижения их. Но близко то время, когда изменятся эти условия, ибо тогда наступит воздаяние. Прежняя деятельность каждого прекратится, и каждый должен будет получить возмездие ( μισθς), соответствующее его делам (ст. 12; 2:23; 1:18; 20:12; Ис. 40:10: 62:11 ). Указывая на Свое неотемлемое право и власть воздать каждому человеку сообразно с его делами. Иисус Христос устами ангела свидетельствует, что Он есть Альфа и Омега, начало и конец (1:8), первый и последний (1:17; 2:8); Он – всемогущий Творец всего мира, Он – цель всего бытия; только лишь тот живет правильною жизнью, кто сообразуется с Ним и с Его откровением; кто отклоняется от Него и не последует Его наставлениям, тот теряет правильную основу своей жизни и непременно погибнет. Блажены будут только те, кто соблюдает заповеди Божии (Его – ατο – речь о Боге Отце от имени Иисуса Христа). Только соблюдение Божиих заповедей, жизнь сообразная с ними приближает человека к Богу и может сделать его достойным участия в Божием царстве. Там может быть только тот, кто сообразует свою волю с волею Божественною, кто, как бы подобный, может войти с Господом в тесное общение и наслаждаться лицезрением Его Бож. славы. Только старавшийся угодить Господу на земле удостоится войти в открытые врата нового Иерусалима, к своему Господину-Агнцу, для Которого он был верным рабом ( Мф. 25:23 ); только он, как потрудившийся ( Лк. 19:17 ) имеет право на вкушение плодов древа жизни (2:7; 22:2).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Orlov/...

Иисус Христос есть Основатель и Глава Православной церкви. Иисус Христос в то же время, как, после Своего крещения и молитвенного подвига в пустыне, стал проповедовать о царствии небесном, собирал около Себя учеников, призывая их к последованию за Собою. Из них сперва избрал двенадцать, которых назвал апостолами, да будут с Ним и да посылает их проповедати ( Мк. 3:14 ); после избрал еще семьдесят учеников и также послал их на проповедь, напутствовав даром чудотворений ( Мф. 10:8 ; Лк. 10:1–9 ). Иисус Христос дал обетование, что церковь Его непоколебимо будет существовать до скончания мира: созижду церковь Мою, и врата адовы не одолеют ей ( Мф. 18:16 ). Обещал ниспослать от Отца Всесвятого Духа, дабы Он всегда пребывал в церкви: Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, да будет с вами в век ( Ин. 14:16 ). Предсказал, что в церковь Его войдут и язычники ( Ин. 10:16 ), и послал апостолов проповедать Евангелие и распространять церковь Его по всем странам мира. Он, как глава церкви земной и небесной, пред вознесением Своим на небо говорил апостолам: дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли: шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам ( Мф. 18:18, 19 ), и в то же время, как Господь и Глава Своей церкви, обещал Сам всегда пребывать в ней, говоря: и се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (ст. 19). И апостолы, как верные слуги Христовы и строители таин Божиих ( 1Кор. 4:1 ), по сошествии на них Святого Духа, пошли, как повествует евангелист, и проповедали везде, при содействии Господнем и подкреплении слова последующими знамениями ( Мк. 16:20 ). Как Иисус Христос основал на земле Свою церковь , так Он пребывает и будет пребывать в ней до скончания мира основанием и Главою Своей церкви. Основания бо иного никто же может положити, учит апостол, паче лежащаго, еже есть Иисус Христос ( 1Кор. 3:11 ). Бог Отец вся покори, под нозе Его, и Того даде главу выше всех церкви, яже есть тело Его ( Еф. 1:22, 23 ). Также, изображая Божественное величие Иисуса Христа, апостол говорит: Той есть прежде всех, и всяческая в Нем состоятся; и Той есть Глава телу церкве, иже есть начаток, перворожден из мертвых, яко да будет во всех Той первенствуя ( Кол. 1:17, 18 ). 4) Кто члены церкви?

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Когда Господь вознесся на небо и облик Его исчез из глаз святых апостолов, то они не могли отвести своих взоров от небесных высот до тех пор, пока не явились два светлых ангела и не удостоверили их в том, что Сей Иисус, вознесыйся от вас на небо, такожде приидет, имже образом видесте Его, идуща на небо (Деян. 1, 11). Тогда святые апостолы обратили к земнородным свое слово и им посвятили свои труды, но свою силу и свое терпение почерпали в том блаженном ожидании грядущего с небес Вечного Судии, каковое они завещали и своим ученикам из поколения в поколение. Этим же ожиданием жили первые христиане, безропотно перенося житейскую неправду, тяготясь данною в удел людям многострастною плотью и созерцанием человеческих беззаконий. Они утешали себя уверенно­стью, что придет конец сему безбожному веку, что возвратится на землю сладчай­ший Господь Иисус и Своим нелицеприятным судом посрамит возносящееся нечестие, вознесет и прославит угнетаемую правду. Подобное ожидание по време­нам охватывало христианские общины с такою нетерпеливостью, что люди оста­вляли свои обычные занятия и ни о чем не хотели слышать, кроме как об ожида­емом Спасителе и наступающем дне Его, так что апостол Павел принужден был особым посланием охлаждать их неумеренный пыл [см.: 2 Сол. 2, 2]. Да и та книга, в которой заключены слова нашего спасения, т. е. Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа, заканчивается мольбой к Нему о скорейшем возвраще­нии на землю для последнего Суда: И Дух и невеста говорят: приди! и слы­шащий да скажет: приди! Ей, гряди, Господи Иисусе! (Апок. 22, 17, 20) Скажи теперь, современный христианин, почему же ты испытываешь иные чувства при мысли о Втором пришествии Господнем? Почему они более подоб­ны чувствам врага Христова Феликса, а не Его блаженных апостолов и их уче­ников? Почему ты содрогаешься, когда слышишь о том, как небеса с шумом падут, как будут распадаться гробы и восставать умершие по трубному звуку архангела, как море отдаст своих мертвых и все нагими предстанут пред Сына Человеческого? Ведь не для тебя должно казаться все это страшным, ведь тебе как христианину сказано иное: Когда же начнет это сбываться, тогда вос- клонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше (Лк. 21, 28). Зачем же ты трепещешь, слыша то, чему должен радоваться? Не тебе должно страшиться и плакать, а врагам Христовым, язычникам; не будь же подобен тем, о коих сказано: Тогда явится знамение Сына Челове­ческого на небе, и тогда восплачутся все племена земные (Мф. 24, 30), и еще: Се грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его, и возрыдают пред Ним все племена земные (Апок. 1, 7).

http://ruskline.ru/analitika/2012/02/18/...

Множество иудеев возвратилось домой, но вскоре они пострадали от предательства самарян, которые отказались принять участие в постройке Храма ( Езд. 4 ). Работа полностью прекратилась почти на двадцать лет, пока Аггей и Захария в 520 г. до н. э. не воодушевили иудеев на новую попытку, которая завершилась в 516 г. до н. э. Многие комментаторы рассматривают данную ситуацию, когда напряженные человеческие отношения сказывались на судьбе Иерусалима и Храма, как основание для пророчества в гл. 56 – 66. Однако в наших комментариях последние главы рассматриваются не в историческом ракурсе, а скорее тематически, поэтому посвящены они уже не Вавилону, но отчизне и родному городу, земным и несовершенным, но символизирующим новые небеса и землю и горний Иерусалим. Авторство книги Традиционное и новозаветное мнения До недавнего времени Книга Пророка Исайи рассматривалась как произведение одного автора – пророка, носившего имя Исайя и жившего в VIII в. Эта точка зрения основывалась не только на кумранских находках, но также и на текстах Нового Завета, например, Лк. 4:17–18 , где цитируется одна из самых последних глав книги. Как цельное произведение Книга Пророка Исайи была известна и автору Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова, написанной лет за 200 до новозаветной эпохи ( Сир. 48:22–25 ). Несколько мест из Ис. 40 – 60 цитируются в Новом Завете, например: Рим. 9:27–29; 10:20–21 ; Ин. 12:37–41 и т. д. Современная точка зрения Оставляя в стороне некоторые сомнения средневекового еврейского ученого Ибн Эзры (чьи замечания, однако же, подтверждают традиционную точку зрения), можно сказать, что идея множественности авторов Книги Пророка Исайи возникла в последние два столетия. Гл. 1 – 39 считаются написанными Исайей, а 40 – 66 – анонимным пророком, жившим в VI в. до н. э. в вавилонском плену. Считается, что последняя часть, являясь естественным продолжением повествования Исайи, вполне могла быть присоединена к работе Исайи, тем более, что автор ее неизвестен, и, следовательно, книга его утратила свое самостоятельное значение.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

На 11-е воскресение Евангельских чтений по Матфею, имея темой чтомую притчу: «Уподобися царствие небесное человеку царю, иже восхоте стязатися о словеси (с рабы своими)»; в ней же говорится и о долготерпении и сострадании Омилия XXXVII. На всечестное Успение Всепречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии Омилия XXXVIII. На 1-е утреннее воскресное Евангелие ( Мф.28:16–20 ); в ней говорится и о том, что божественное крещение не достаточно для спасения человека, если при этом он не проявляет тщания соблюдать Божии заповеди Омилия XXXIX. Произнесенная на молебном пении, совершаемом по случаю небывалой и непрекращающейся смертоносной эпидемии, бешенствовавшей в то время Омилия XL. О всечестном Христовом Предтечи и Крестителе Иоанне Омилия XLI. На 14-е воскресение Евангельских чтений по Матфею: на притчу о звании на брак сына; в ней же – и относительно говорящих: зачем Бог позвал также и тех, которые откажутся или же на деле не отзовутся на приглашение, и зачем Он сотворил таких, которые имеют быть преданы мукам? Омилия XLII. На 3-е воскресение Евангельских чтений по Луке, имеющее своей темой воскрешение отрока Наинской вдовы, которого воскресил Господь; в ней же говорится и о том, что мы должны взаимно прощать и сострадать друг другу Омилия XLIII. О иже во святых Великомученике и Чудотворце и Мироточце Димитрии Омилия на 22-е воскресное Евангелие. Беседа на Евангелие от Луки в пятую неделю, которого начало: «некоторый человек был богат и одевался в порфиру и виссон» ( Лк.16:19 ). В ней говорится о богатых и о бедных, кто из них спасается Омилия на 23-е воскресное Евангелие. Беседа в шестую неделю на Евангелие от Луки, повествующее: «когда Иисус вышел на берег, встретил его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени» Омилия о Православной вере Беседа на спасительное Рождество Пренепорочныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии Беседа на 17-е воскресенье Евангельских чтений по Матфею, говорящее о Хананеяныне. В ней же говорится и о человеческом несовершенстве и о достойном похвалы смирении Беседа в день памяти Святаго Апостола и Евангелиста и Христу весьма возлюбленнаго Иоанна Богослова;

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

На это сектанты обычно возражают, что это все сказано только о живых святых, а про то, что умершие святые могли бы молиться, якобы нигде не сказано. В таком случае нужно показать им слова из Апокалипсиса: " я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? " (Откр. 6:9-10). Апостол Иоанн здесь прямо свидетельствует, что умершие святые сохраняют самосознание и возможность молиться Богу. Сектанты настаивают на том, что будто бы после смерти святые теряют возможность молиться за других людей, хотя не могут показать, где об этом прямо сказано в Писании. Между тем, Христос засвидетельствовал, что " у Бога все живы " (Лк. 20:38). Молитва за тех, кто нуждается в помощи - это проявление христианской любви, а " любовь никогда не перестает " (1Кор. 13:8). Еще они спрашивают, как умершие святые могут слышать обращаемые к ним молитвы. Это нетрудно понять, если вспомнить, что " соединяющийся с Господом есть один дух с Господом " (1Кор. 6:17), а Господь, как известно, может слышать молитвы, значит, и святые, соединившиеся с Ним, могут. Из текстов Библии напрямую следует, что и после своей смерти, которая в Писании называется просто " отшествием " (2Тим. 4:6) праведники, соединившиеся с Господом, и сохраняющие свое самосознание, продолжают молиться Богу. Если бы протестантов от молитвенного почитания святых удерживала только идея о том, что умершие святые не могут молиться за нас, то они молились бы, по крайней мере, пророку Илие и праведному Эноху, потому что оба этих святых еще не вкусили смерть и живыми взяты к Богу. Но поскольку они и им не молятся, это изобличает, что сектанты отвергают почитание святых просто из-за горделивого презрения к тем, кого Писание называет " друзьями Божиими " (Ин. 15:15, Иак. 2:23). Апостол Павел пишет христианам: " вы приступили… к церкви первенцев, написанных на небесах и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства " (Евр. 12:22-23). И мы, православные, как раз через молитвы и прославления приступаем к этим святым и имеем с ними молитвенное общение, а сектанты не приступили и не хотят приступать " к духам праведников, достигших совершенства " . Именно гордость заставляет их говорить: зачем мне просить, что какой-то святой помолился за меня Богу, когда я сам могу напрямую помолиться Богу за себя?

http://radonezh.ru/analytics/o-pochitani...

Не проглатывайте их одну за другой. Не читайте, чтобы получить право заметить: «Я это прочел». Читайте книги медленно. Время от времени перечитайте книгу снова, два или три раза, чтобы воплотить в жизнь написанное в книге. 17. Культивируйте общение со святыми. Знакомьтесь с теми людьми, кто в истории Церкви просиял как святой. Знакомьтесь с теми, кто проповедовал, учил, страдал, умер, жил как христианин. Святой Иоанн Лествичник сказал: «Кто не подражает святым, тот глуп. Но глупец и тот, кто, подражая, копирует все особенности жизни другого человека». Мы не можем скопировать жизнь святых, но можем чему-то учиться у святых. 18. Будьте просто человеком, представителем рода человеческого. Никогда не говорите: Благодарю Тебя, Боже, что я не таков, как прочие люди (Лк. 18: 11). Старайтесь быть как прочие люди. Чехов подчеркивал, что всё нарочито неординарное – от лукавого. 19. Будьте вежливы со всеми, в первую очередь – с родственниками. Порой мы чувствуем, что с членами нашей семьи мы грубы, а с посторонними людьми дружелюбны. Нет уж! Будьте добры для начала с самыми близкими для вас людьми. Бог не любит обитать в захламленном и грязном жилище 20. Поддерживайте в доме чистоту и порядок. Бог не любит обитать в захламленном и грязном жилище. Нам не надо становиться фанатичными поклонниками стерильной чистоты. Но нужно иметь мудрый порядок, по крайней мере там, где мы живем и обедаем, и особенно там, где молимся. 21. Имейте здоровое и полезное хобби. Развивайте свой ум, займите ум тем, что просто дарит вам чистую радость. 22. Регулярно упражняйтесь. Надо двигаться. 23. Проживайте день или хотя бы часть дня вовремя. Не застревайте в прошлом. Не забегайте в будущее. Святой Венедикт советовал: «Делайте то, что делаете сейчас. Будьте там, где вы есть». Что хочет Бог, чтобы я сделал прямо сейчас? Не сегодня вечером, не завтра утром, не вчера, а прямо сейчас. 24. Будьте полностью честны, прежде всего, перед самим собой. Величайший грех – это ложь. А величайшая ложь – это ложь о Боге, ложь обо мне и Боге. Будьте честны до конца.

http://pravoslavie.ru/112409.html

Под их руководством Она постепенно научалась молитве, Слову Божию и рукоделию. Спустя некоторое время родители Ее умерли. Оставшись сиротой, Она еще более прониклась любовью и преданностью Богу и решила посвятить Ему всю свою жизнь, приняв на Себя обет девства. Когда Пресвятой Марии исполнилось четырнадцать лет, окончилось Ее воспитание при храме. Священники, по обычаю того времени, хотели Ее выдать замуж. Но Она торжественно отреклась от замужества и открыла им о Своем обете навсегда оставаться девою. Так как по закону при храме оставаться более было нельзя, то священники обручили Пресвятую Марию Ея дальнему родственнику восьмидесятилетнему старцу Иосифу, жившему в родном Ее городе Назарете. Иосиф был также из рода царя Давида, но был беден и занимался плотничеством. Оставив храм, Пресвятая Дева Мария поселилась у Своего обручника и пребывала в молитве, Богомыслии и трудах. Здесь-то и явился Ей ангел Гавриил. По преданию, в то время Она читала пророчество пророка Исаии о рождении Сына Божия от Девы. Ангел, вошедши к Ней, сказал: «Радуйся 15 , Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты в женах 16 ». Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла: «Что бы это было за приветствие?». И сказал Ей ангел: «Не бойся, Мария! ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус; Сей будет Велий 17 и Сын Вышняго наречется: и даст Ему Господь Бог престол Давида отца Его. И воцарится в дому Иаковли вовеки, и царствию Его не будет конца». Мария же сказала ангелу: «Како будет сие 18 , идеже мужа не знаю?». Ангел сказал Ей в ответ: «Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя 19 : темже и раждаемое Свято, наречется Сын Божий 20 ; вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодную, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово». Тогда Мария сказала: «Се раба Господня 21 ; да будет Мне по слову твоему». И отошел от Нее ангел 22 ( Лк.1:28–38 ). Посещение Пресвятою Мариею Елисаветы Вставши же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии и приветствовала Елисавету.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svyashe...

Поэтому мы вполне основательно делаем святые собрания в церквях в осмый день. А если надо сказать и что либо таинственное, ради неотвратимой потребности ума, то хотя мы запираем двери, но Христос приходит и является всем нам, как невидимо так и видимо: невидимо как Бог , а видимо опять в теле. Дозволяет же и дает прикасаться Святой Своей Плоти, когда мы по благодати Божией приступаем к приобщению таинственной Евхаристии, принимая Христа в руки, дабы и мы крепко уверовали, что истинно воскресил Он Свой собственный храм. В самом деле, что приобщение таинственной евхаристии есть некое исповедание воскресения Христова, это весьма ясным может стать из слов, что Он сказал, совершив —274— Сам образ таинства. Разломив хлеб, как написано, Он стал раздавать с словами: «сие есть тело, за вас даваемое в оставление грехов: сие творите в Мое воспоминание» ( Лк.22:19 ; Мф.26:28 ). Таким образом причастие святых тайн есть воспоминание как смерти так и воскресения ради нас и за нас Господа, для наполнения нас через это и божественным благословением. Отречемся же поэтому, как от гибельного дела, от неверия и после прикосновения ко Христу окажемся напротив вернейшими и имеющими твердый ум. Но здесь любознательный пусть снова вспомнит о том, что Марию Магдалину Он отстранил от прикосновения (к Себе), ясно сказав ей: не касайся Меня, ибо я еще не восшел к Отцу» ( Ин.20:17 ). Фоме же позволяет и к боку прикоснуться и язвы гвоздиные перстом исследовать. По какой причине, об этом хотя уже ясно сказано, однако ж напомню, сократив длинное рассуждение. Магдалине еще не позволяло время коснуться, потому что еще не была она освящена благодатию Духа, – ведь когда еще был с нами Христос и еще не восшел к Небесному Отцу, тогда нельзя было видеть в людях совершившимся сошествие Параклита. Фоме же уже и это подобало, как получившему Духа вместе с другими (апостолами), ибо, как мы уже ранее сказали, он не был лишен Духа потому, что отсутствовал, но щедрость Дававшего простиралась и на него, так как дар был уделен всей полноте святых апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Среда светлая: Исцеление Апостолами хромого ( Деян 3:1–8 ) 10 Неделя 2-ая: Фомино неверие ( Ин. 20:19–31 ) Среда 2-ой седмицы: Брак в Кане ( Ин. 2:1–11 ) 11 Неделя 3-я: Мироносицы ( Мк. 15 – Мк. 16:8 ) Среда 3-ей седмицы: Исцеление прокаженного ( Мф. 8:2–3 ) 12 Неделя 4-ая: О 10-ти драхмах ( Лк. 15:8 ) 13 и о расслабленном ( Ин. 5: 1–15 ) Среда 4-ой седмицы: Преполовение Пятидесятницы ( Ин. 7:14–30 ) Неделя 5-ая: Самаряныня ( Ин. 4:5–42 ) · Среда 5-ой седмицы: Исцеление Гадаринского бесноватого ( Мф. 8:28–34 ) 14 Неделя 6-ая: Исцеление слепорожденного ( Ин. 9:1–7 ) · Среда 6-ой седмицы: Исцеление кровоточивой ( Мф. 9:20–22 ) 15 Четверток 6-ой седмицы: Вознесение Господне Неделя 7-ая: Отцы Никейского Собора Среда 7-ой седмицы: Умножение хлебов ( Ин 6:5–14 ) 16 Неделя 8-ая: Пятидесятница В этом цикле главными темами являются две: первая – Божественная природа Спасителя, проявляющаяся в великих евангельских событиях и запечатленная Никейским " omoousioV " 17 ; вторая – духовное возрождение, тема по преимуществу пасхальная 18 . В нашем кондаке доминирует первая тема, вторая же слегка напоминает о себе в предпоследнем икосе, где чудо в Кане проецируется на чудо Евхаристического преложения Даров, а брак – на общение с Женихом-Христом. В общем, содержание кондака больше относится к области гомилетики, нежели гимнографии: с известной долей прозаизма преподобный Роман последовательно разбирает все возможные вопросы, возникающие при чтении евангельского отрывка о чуде в Кане. Исследователи не находят каких-либо заимствований в изложении темы из гомилетического наследия других Святых Отцов (что имеет место во многих кондаках), впрочем как и какого-либо новаторства преподобного Романа. Первые 3 икоса посвящаются общему вопросу о браке в Христианстве (правда, из аргументации полностью выпало установление брака в Раю): такое пространное оправдание брака песнописцем восходит к спорам с отрицающими брак еретиками (гностиками). Далее Сладкопевец останавливается на столь же апологетических вопросах:

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010