Больший из вас да будет вам слуга·, этот или похожий призыв встречается в прямой речи Иисуса неоднократно ( Мф.20:26–27 ; Мк.9:35,10:43–44 ; Лк.9:48; 22:26 ). Слова кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится также имеют в Евангелиях многочисленные параллели ( Мф.18:4 ; Лк.14:11; 18:14 ). Эти афористичные высказывания являются кратким суммарным описанием той системы взаимоотношений, которую Иисус хочет реализовать в общине Своих учеников. Христианской Церкви лишь в некоторой степени удалось воплотить в жизнь начертанный Иисусом нравственный идеал. Уже в первом христианском поколении апостолы увещевали против распрей внутри христианских общин и призывали к смирению, перефразируя афоризмы Учителя: Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете – и не имеете; убиваете и завидуете – и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете – и не имеете, потому что не просите... Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу. Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Смиритесь пред Господом, и вознесет вас ( Иак.4:1–2, 4, 6, 10 ). Отцы и учители Церкви последующих веков свидетельствовали о том, что дух фарисейства не только не изжит в христианской общине; наоборот, в ней он обрел второе дыхание. В III веке Ориген писал, комментируя 23-ю главу Евангелия от Матфея: О, если бы это услышали все, особенно диаконы, пресвитеры и епископы, особенно те, кто думает, что не для них написаны слова: Кто возвышает себя, тот унижен будет... Они возгордились и из-за гордости подпадают осуждению диавола ( 1Тим.3:6 ) и не стремятся через смирение подняться от осуждения за гордость... 91 В IV веке ему вторил Иоанн Златоуст , наблюдавший в среде церковной иерархии своего времени симптомы тех духовных недугов, которые были характерны для фарисейской среды: Может быть, все это сочтет кто-либо и за мелочи; но мелочи эти бывают причиною великих зол. Они разрушали и государство и церкви. Я не могу удержаться от слез, когда и ныне слышу о председаниях и приветствиях, и представлю, как много зол произошло отсюда для церквей Божиих. 92

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Вопрос 62. О том, что написано в Евангелии, что Иисус крестил больше, чем Иоанн, хотя Сам Он не крестил, но ученики Его (Ин.4:1–2) Спрашивают: приняли ли Святого Духа те, кто был крещен тогда, когда, как написано, Господь через учеников своих крестил больше, чем Иоанн; ибо в другом месте Евангелия говорится так: «Ибо Дух еще не был дан, потому что Иисус еще не был прославлен» ( Ин.7:39 ). И проще всего ответить следующим образом: Господь Иисус, Который даже мертвых воскрешал, мог бы не дать умереть никому из этих [крещеных] до тех пор, пока они не приняли бы Духа Святого после Его прославления, то есть воскресения из мертвых и восшествия на небо. Но приходит на ум тот разбойник, которому было сказано: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк.23:43 ), не принявший даже и самого крещения. Хотя Корнилий и уверовавшие вместе с ним из язычников восприняли Святого Духа прежде, чем были крещены ( Деян.10:44–47 ); [так что] я не вижу, каким образом и разбойник этот смог бы без Святого Духа сказать: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое» ( Лк.23:42 ); ведь говорит же апостол: «Никто не назовет Иисуса Господом, как только Духом Святым» ( 1Кор.12:3 ). Плод веры [разбойника] Господь показывает Сам, сказав: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю». Следовательно, как благодаря невыразимому могуществу властвующего Бога и справедливости самое крещение было вменено верующему разбойнику, так что в качестве принятого наличествовало в свободной душе то, что принять распятым телом он был неспособен, так же точно и Дух Святой втайне был даруем до прославления Господня, а после явления Его Божественности преподавался более явно. И сказано так: «Ибо Дух еще не был дан»; то есть еще не явился таким образом, чтобы все признали, что Он дан; так же как и Господь еще не был прославлен среди людей, однако вечная Его слава [никогда] не прекращалась. В соответствии с этим и пришествие Его называется явлением в смертной плоти, ибо пришел туда, где был, поскольку «пришел к своим, и в этом мире был, и мир через Него начал быть» ( Ин.1:10–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Вспомни, что и Сама Пресвятая Дева дала обет всегдашнего девства: как будет это, когда Я мужа не знаю?, — говорила Она Ангелу Гавриилу (Лк. 1:34), и согласилась на обручение Иосифу только для того, чтобы он был Ее хранителем, а не мужем. Кто дерзнет помыслить, что Она нарушила Свой обет?.. Такое мнение было бы нечестием и оскорблением преблагословенной в женах Матери Божией. Нет: как до рождества, так и в рождестве, и по рождестве Она пребывает Девой, почему Святая Церковь и именует Ее Приснодевой и Богоневестой, а старец Иосиф только служил Ей, как раб Госпоже своей, как Матери Божией. Еще в Ветхом Завете пророк Божий Иезекииль, изображая в таинственном видении пришествие в мир Господа воплотившегося, входящего в восточные врата храма, говорит от лица Божия: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены (Иез. 44:2-3). Святые отцы говорят, что под этими вратами в таинственном смысле должно разуметь Пренепорочную Деву Марию, Которая пребыла затворенной, т.е. осталась в чистом и ненарушенном девстве навсегда, через Которую только один Христос Бог наш вошел в мир сей, и не входил уже никто более. Досточудным именем Приснодевы наименовали Ее в своих правилах и святые отцы V и VI Вселенских Соборов. А когда появлялись разные еретики, дерзавшие учить, будто Пресвятая Дева, по рождении от Нее Спасителя, имела и других детей от Иосифа, то пастыри Церкви единодушно называли такое ученье ересью, безумием и святотатством, и торжественно осуждали на поместных соборах. Именуя Матерь Божию Приснодевой, Святая Церковь наименовала Ее еще славным именем Богородицы. Так назвала Ее, по внушению Духа Божия, праведная Елисавета, матерь Предтечи Господня: И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? (Лк. 1:43). А Матерь Господа значит то же, что Богородица. «Кто не признает Марии Богородицей, тот отлучен от Божества», — говорит свт. Григорий Назианзин. На IV Вселенском Соборе Церковь торжественно засвидетельствовала, что Матерь Господа Иисуса Христа есть воистину Богородица и Приснодева.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Духовная ревность по характеру своему тиха, негневлива, немногословна, снисходительна к недостаткам ближних, и не привносит в душу смущения при обличении, так как действие свое обращает не на ближнего своего, а на грех, живущий в нем, подобно тому, как опытный врач при помощи своего искусства поражает болезнь, не поражая вместе с нею и больного, чем и доставляет последнему облегчение и чувство благодарности. Такая ревность приобретается далеко не сразу и не одними усилиями человеческими. Ее источником является Дух Святый, а приемником дух человеческий очищенный от страстей и приготовленный продолжительной деятельностью по велениям Духа Божия. Производителями же этой деятельности являются с внешней стороны страх Божий и память смертная, которыми нравственная энергия возбуждается как бы нехотя принуждаемая, а с внутренней – ощущение сладости и радости от богоугождения, а также любовь к Богу, которая влечет к Нему так же сильно как жажда влечет к воде всякий животный организм ( Пс. 41:2 ). Итак, возревнуйте, братья и сестры, о спасении своем, ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым. Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца, дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования ( Евр. 6:10–12 ). Аминь. 2005 г. О любви ко врагам Отдание праздника Пятидесятницы 9/22 июня (На литургии от Матфея, зачало 15, Мф 5:42–48 ). Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Вы слышали, что сказал Господь ветхозаветным людям: «Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего» ( Мф 5:43 ). А нам Он повелел: «Любите врагов ваших» ( Мф 5:44 ). Кто все эти враги, которых велено нам любить? Во-первых, это те, кто ненавидит нас и желает нам зла, кто хочет нам досадить или преследует нас (Мф. :5;11), проклинает и обижает нас (Лк. :6;28), злословит (1Кор. :4;12) и причиняет нам вред. 414 Во-вторых, врагами являются те, кто сознательно отвергают Бога, ненавидят веру и гонят Церковь . Правда, можно встретить мнение, что «ненависть к врагам Божиим законна и угодна Господу», 415 однако милующее сердце, несмотря на всевозможные доводы, «и о врагах истины, и о делающих ему вред ежечасно со слезами приносит молитву, чтобы сохранились и были они помилованы», 416 ему «жалко даже и бесов, что они отпали от добра». 417 А доказательством того, что следует любить и отвергающих Бога, служит евангельская история о том, как самаряне не приняли Христа, а Он запретил ученикам своим гневаться на них и наказывать их по примеру пророка Ильи (Лк. :9; 54–56), потому что мы призываемся ненавидеть болезнь, а не больного. Так что «если любишь не только любящих, но и враждующих против тебя, то подражаешь по силе своей твоему Господу», 418 Который в определенное время даже умер за нечестивых врагов Истины (Рим. :5;6).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Итак, следует ли предпочесть это понимание, или же приведенное нами ранее? Спорить об этом, это все равно, что вопрошать, кто более приблизился к Господу: сотник или посланные им друзья, о чем мы уже говорили выше ( кн. 2, гл. 20 страданий Господа, обыкновенно возбуждающий бесстыдство спорщиков и смущающий неопытность слабых, разрешен. Глава XIV 51 . Матфей далее говорит: «Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую» ( Мф. 27:38 ). Подобным же образом говорят Марк и Лука ( Мк. 15:27 ; Лк. 23:33 ). И то, что сказал Иоанн, также не должно вызывать вопросов. Он пишет: «Там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса» ( Ин. 19:18 ). Иоанн не сказал, что это были разбойники, но, так как он и не сказал, что то были люди невинные, то противоречия тут нет. Глава XV 52 . Затем Матфей продолжает так: «Проходящие же злословили Его, кивая головами своими и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста». Марк пишет о том же почти дословно. Далее Матфей пишет: «Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: других спасал, а Себя Самого не может спасти! если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него; уповал на Бога: пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын» ( Мф. 27:39–43 ). Марк и Лука, хотя отчасти и другими словами, но выражают те же самые мысли; впрочем, один пропускает то, что приводит другой. О главных священниках, которые осмеивали распятого Господа, они говорят единодушно, Марк же умолчал о старейшинах; все вместе они упомянули обо всех первенствующих лицах, так что здесь можно подразумевать и книжников, и старейшин ( Мк. 15:29–32 ; Лк. 23:35–37 ). Глава XVI 53 . Матфей далее пишет: «Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его» ( Мф. 27:44 ). Марк не противоречит ему, хотя говорит о том же другими словами ( Мк. 15;32 ). Но может показаться, что им противоречит Лука, если только не вспомнить о довольно обычном у евангелистов способе передачи событий.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Критика чистой радости (не по Канту). Часть 2 От социалистического реализма к глобалистическому Но если христиане призваны исключительно к радости, то почему Христос плакал о Иерусалиме (Лк. 19, 41)? И предрекал такие печальные, такие страшные события? «Ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами… и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне» (Лк. 19, 43–44). Причем сказано это было в момент радостного ликования, после того как Спасителя, въехавшего в Иерусалим, толпа встретила криками «Осанна!» И вот – не побоялся испортить людям настроение, не побоялся, что Его упрекнут – не знаем, как это звучало по-древнееврейски – в «пессимизме» и «алармизме». Да и грозные слова из Евангелия от Матфея рисуют нам картину, далекую от радостного семейного консенсуса. «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, недостоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мной, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Мф. 10, 34–39). Так что, может, завет апостола Павла «всегда радуйтесь» (1 Фес. 5, 16) – это о какой-то другой радости? Не о той, когда чуждые по духу родственники сообща смакуют вкусный обед? «Если любить ближнего для себя, надо желать исполнения хотений своей плотской воли, – писала известная подвижница второй половины XIX века игумения Арсения. – Если любить его ради него самого, надо исполнять его волю, его желания. А если любить ближнего ради Господа, то надо стремиться и в отношении его исполнять волю Божию и ходить непорочно в оправданиях Его. Будем любить ближнего ради Господа» (Игумения Арсения. М., 2004. С. 326). Фактически, нынешние идеологи не омрачаемой конфликтами радости призывают ко второму виду любви (любить ближнего ради него самого). Но преподносится это как истинное христианство. А третий вариант (любить ближнего ради Господа) выдают за первый – «любить для себя» – и называют ханжеством, неофитством и эгоизмом. Дескать, с какой стати вы портите родственникам настроение? Почему они должны плясать под вашу дудку? У них свой путь, свой выбор (иногда еще говорят «свои отношения с Богом»). А вы ведете себя эгоистично.

http://pravoslavie.ru/696.html

«... называть кого бы то ни было равным всевышнему Богу – значит унижать Бога, еще хуже – называть Марию «Матерью Божией» («Следует ли верить в Троицу?», стр. 1). Рассмотрим позицию секты по отношению к личности Матери Иисуса Христа – Деве Марии. Начнем с того, что в эпиграфе стоит ложь – называть Марию Матерью Божией дает основание Библия: «пришла Матерь Господа моего ко мне» ( Лк.1:43 ) – говорит праведная Елизавета. «Свидетели Иеговы» утверждают, что она родила после Иисуса еще нескольких детей, тем самым умаляя ее достоинство. Для начала изложим позицию христианства. Мы почитаем Матерь Иисуса Христа Девой, до Его рождения и после. И на то есть основания. Еще почти за семь веков до рождения Господа пророк Исаия предсказывает: «Вот, Дева во чреве примет, и родит Сына» ( Ис.7:14 ). Также у пророка Иезекииля встречаем такие слова: «И привел он меня обратно ко внешним воротам святилища, обращенным лицом на восток, и они были затворены. И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены. Что до князя, он, как князь, сядет в них,... войдет путем притвора этих ворот, и тем же путем выйдет» ( Иез.44:1–3 ) Здесь толкователи Библии единодушно говорят о том, что это пророчество о Богородице, ворота, через которые прошел Господь, и они остались затворены – есть символ ее приснодевства (слав, слово «присно» – означает «всегда, постоянно»). Знаменательно и то, что в третьем стихе говорится о «князе», который войдет через притвор и выйдет. В пророческой традиции князем часто называется будущий Мессия, Спаситель. Таким образом, учение христианской Церкви основывается на конкретных местах Священного Писания. Божия Матерь. 3–4 в. Фреска Кроме Писания, Церковь , в отличие от сект, имеет Предание. Существует Предание, что старец Симеон, который взял на руки Младенца Иисуса, был переводчиком Писания с еврейского на греческий язык при царе Птоломее Филадельфе. Когда он стал переводить место из Исаии «вот Дева примет и родит Сына», он усомнился и исправил слово «дева» (евр. «алма») на «женщина». За это маловерие Господь дал ему жить и не умирать до тех пор, пока он сам не увидит этого Младенца ( Лк 2:26 ). И уже Евангелие сообщает, что первые слова Симеона, когда он взял на руки Младенца Иисуса, были: «ныне отпускаешь раба Твоего по слову твоему с миром, так как видели очи мои спасение Твое, Свет в откровение народам» ( Лк.2:26–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opasnost...

Но давайте прежде посмотрим, что значит прикоснуться и какое прикосновение делает человека нечистым, а какое – чистым. Апостол говорит: «Хорошо человеку не касаться женщины» ( 1Кор.7:1 ). Этот коснувшийся нечист; ибо Господь сказал в Евангелии: «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» ( Мф.5:28 ). Потому что сердце его коснулось порока вожделения, и душа его осквернилась. Итак, если кто-либо каким-нибудь образом прикасается к чему-то, то есть либо желает женщину, либо жаждет денег, либо соблазняется каким-либо другим грехом, то он дотронулся до нечистого и осквернился. Поэтому когда столкнешься с чем-то подобным, надлежит тебе знать, как принести жертву согласно тому, о чем мы говорили выше, чтобы мог ты очиститься. Хочешь, покажу тебе, какая душа прикоснулась к чему-то нечистому и стала нечистой и, напротив, дотронулась до чего-то чистого и соделалась чистой? «Женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей все имение, ни одним не могла быть вылечена», дошла до такого отчаянного положения через нечистоту греха. Ибо прикоснулась ко греху и тем навлекла на себя недуг плоти. Но после, исполненная верой, «коснулась края одежды Его [Иисуса]; и тотчас течение крови у ней остановилось» ( Лк.8:43–44 ; ср. Мк.5:25 и далее), и внезапно та, которая так долго была нечистой, очистилась. И так же, как когда дотронулась она до Господа нашего и Спасителя и сказал Он: «Кто прикоснулся ко Мне? Ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня» ( Лк.8:45–46 ) – несомненно, ту силу, которой Он исцелил и очистил ее, – должно понимать, что если кто-то касается греха, то некая злая сила исходит от самого греха и делает нечистым прикоснувшегося к нему; это и значит дотронуться до нечистого. Подобным же образом надлежит говорить о теле мертвого человека или «трупе» чистого или нечистого животного (ср. Лев.5:2 ). Ибо тот дотрагивается до трупа человека, кто в своих грехах подражает или стремится к чему-то мертвому. Но если нужно найти различия между прикосновениями, рассмотрим их по отдельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Но мы должны всегда понуждать себя к молитве. Недаром существует такое понятие, как «молитвенный подвиг». Вспомним, что Сам Спаситель почти все время молился. И как молился — до кровавого пота! «Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» ( Лк.22:43, 44 ). И что очень важно, Иисус Христос еще подал нам пример самой молитвы — молитвы Господней — «Отче Наш!» ( Мф.6:9-13 , Лк.11:2-4 ). И хотя эта молитва обращена к Богу Отцу, она по сути своей тринитарна, так как «Дух свидетельствует о [Нем] (о Сыне), потому что Дух есть истина. Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино» ( 1Ин.5:6-7 ). «Мы никогда не сможем молиться, кроме как под воздействием Святого Духа, храмами Которого мы призваны быть, и не только местом Вселения, но откровением, проявлением, сиянием Его в мире» . В заключение снова приведем цитату профессора Московской Духовной Академии К. Е. Скурата. Итак, молитва «невозможное делает возможным. То, что представляется для нас трудным, молитва делает легким. Бессильный человек с молитвою приобретает такую силу, пред которой не могут устоять никакие другие силы. Чистою молитвою он побеждает самую природу, переменяет ее законы. Так, по молитве великого вождя Богоизбранного народа разверзлись недра земные, в которые едва проникают все усилия людей, и поглотили нечестивых возмутителей ( Числ.16:32, 33 ). Иисус Навин остановил молитвой солнце при сражении с хананеянами и продлил один день как два ( Нав.10:12-14 ). Пророк Исаия возвратил солнечную тень ( Ис.38:8 ). Сильно и страшно бурное море, неудержимым потоком переливаются в нем воды, с неотразимою силою восстают под дыханием ветра его бурные волны, для которых человек со всею его мудростью — игрушка. Но и страшное море уступает силе молитвы ( Исх.14:22 ). Ужасна стихия огня, но и ее преодолевает молитва ( Дан.3:94 ). Неудержимы разрушительные движения воздуха. Нет силы, которая бы могла остановить страшные его течения, кроме одной только — силы молитвы ( Мф.8:25, 27 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

«Ныне Христос, — говорит апостол, — воскрес из мертвых, Первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через Человека и воскресение мертвых» (1Кор.15:20-21). «Воскреснут мертвые и восстанут, те, которые в гробах», — уверяет нас Сам Бог устами пророка (Ис.26:19). «Вот, — говорит Адонаи Господь костям человеческим: вот Я введу в вас дух жизни, и возведу на вас плоть, и простру по вам кожу, и дам дух Мой в вас, и оживете, и узнаете, что Я есмь Господь» (Иез.37:5-6). И далее там же: «вот Я отверзу гробы ваша, и изведу вас от гробов ваших, люди Мои, и дам дух Мой в вас, и живы будете, и узнаете, что Я Господь: Я сказал и сотворю», — говорит Адонаи Господь» (Иез.37:12—14). И в книге пророка Даниила говорит: «Многие (все) из спящих в земной персти восстанут, — сии в жизнь вечную, а те в осуждение и стыд вечный» (Дан.12:2). «Наступает время, — говорил Спаситель, — в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения» (Ин.5:28-29). Утверждает нас всемогущество Божие. Ибо если из ничего все сотворил, тем более «тленное облечет в нетление и смертное облечет в бессмертие» (1Кор.15:54). Утверждает восстание мертвых, восставших в жизни сей из мертвых, как-то: дочери Иаира (Мф.9:25; Мк.5:42), сына вдовы в городе Наине (Лк.7:14-15), Лазаря (Ин.11:43-44), Тавифы (Деян.9:40-42). Услышали они глас Сына Божия — и ожили. Услышат мертвые и в последний день Того же Сына Божия глас — и, услышав, оживут. Показывает то и самое естество. Зерно, посеянное в землю и умершее, всходит и много плода приносит (Ин. 12:24; 1Кор.15:36). Показывает произрастание весной всех трав, которые из земли, как умершие из гробов, встают и в новый прекрасный вид одеваются, и различный дают плод. 3) При умирающих в Господе присутствуют святые Ангелы и переносят души их в лоно Авраамово, как Сам Христос учит об этом (Лк.16:22). 4) Умершие в Господе, как сказано, начинают новую, лучшую жизнь и блаженную вечность.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010