Закрыть itemscope itemtype="" > Та самая Встреча О том, что вспоминает Святая Церковь в двунадесятый праздник Сретения Господа нашего Иисуса Христа, размышляет священник Алексий Стрижов 15.02.2017 667 Время на чтение 6 минут Выведя народ израильский из египетского рабства, Господь дал ему через пророков Своих Моисея и Аарона закон, по которому надлежало посвящать Господу все, разверзающее ложесна, мужеского пола (ср.: Исх. 13, 12), то есть всякого первенца из сынов Израилевых. Это повеление служило для богоизбранного народа вечной памятью о той ночи, в которую Ангел Господень умертвил всех первенцев в земле Египетской, от первенца человеческого до первенца из скота (Исх. 13, 15), пощадив евреев. Было дано Господом и другое повеление, относящееся к иудейкам-родильницам: по окончании дней очищения своего женщина, родившая ребенка, должна была принести однолетнего агнца во всесожжение и молодого голубя или горлицу в жертву за грех (Лев. 12, 6). Если же она была не в состоянии принести агнца, то должна была принести двух молодых голубей - одного во всесожжение, а другого - в жертву за грех. По истечении положенных сорока дней очищения после родов Пресвятая Дева Мария в сопровождении праведного Иосифа пришла в Иерусалимский храм и принесла Своего Первенца - Богомладенца Иисуса, чтобы исполнить всё, положенное по закону. Удивительно! Пречистая, оставшаяся Девой, приносит жертву очищения; по закону приносится выкуп за Законодателя. Но тайна свершившегося Боговоплощения была еще далеко не для всех очевидна, в глазах народа надлежало исполнить заповеданное Моисею. Свидетельство о событиях, лежащих в основании праздника Сретения, мы находим во второй главе Евангелия от Луки. В единственном тогда храме Святое семейство встретили двое: праведный и благочестивый старец Симеон, пришедший в тот день в храм по вдохновению от Духа Святого, и пророчица Анна, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь (Лк. 2, 37). Старец, которому Духом Святым было обещано увидеть Христа еще в этой жизни, признал в сорокадневном Младенце своего Владыку и взял Его на руки, пророчица же Анна не только прославила Христа как Бога, но и разнесла благую весть о Спасителе всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме (Лк. 2, 38).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/f...

И вот Христос приходит на Иордан, где было много людей, много воды и где люди принимали крещение от Иоанна. Как будто подражая этим людям, крестился и Христос. Но происходит нечто совершенно иное: когда Христос выходил из воды, разверзлись Небеса, Дух в телесном виде, как голубь, сходил на Него, и глас был с Небес: «Ты Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение» ( Мк.1:11 ). Поэтому праздник Крещения Господня еще называют Богоявление. Последствия его были огромны. «Иисус, исполненный Духа Святого, возвратился от Иордана и поеден был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от дьявола и ничего не ел в эти дни» ( Лк.4:1–2 ). Происходит борьба с дьяволом и победа над ним. Дьявол, убедившись в том, что побежден, «отошел от Него до времени» ( Лк.4:13 ). Христос Спаситель открыто являет Себя народу: благовествует, исцеляет, совершает чудеса. При этом Христос указывает на то, что и нам в деле спасения нужна благодатная вода: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие» ( Ин.2:5 ). В этих словах есть иносказание, но есть и указание на действительную воду. Возрожденный человек сам становится источником благодатной воды: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева поткут реки воды живой» ( Ин.7:38 ). Недаром Церковь так любит совершать освящение воды. Оно приносит радость, очищение и укрепление. Одновременно происходит видимое и невидимое. Спаситель поощряет нашу любовь к святой воде и говорит: «Кто жаждет, иди ко мне и пей» ( Ин.7:37 ). Приведем еще пример сильного образа действия святой воды, взятый из Ветхого Завета: Ангел показал Пророку Иезекиилю Храм и город при нем. Далее к востоку располагалась как бы проклятая Богом пустыня. Там были города Содом и Гоморра, там было Мертвое море; и вся эта местность располагалась гораздо ниже Иерусалимских высот, так что вода, текущая с этих высот, обязательно пошла бы в ту пустынную местность. В своем видении Пророк увидел такое орошение пустынной местности, которого на самом деле еще не бывало.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

И Кир Персидский даже не допустил себя увидеть Спанию, о которой было засвидетельствовано, что она обладала удивительной и непреодолимой красотой. Посему, если такие решения были у внешних, и они без спасительной пользы 45 столь свидетельствуют об этом, то насколько более мы, Христовы ученики! Посему необходимо воздерживаться и владеть не только языком, но и зрением. Ибо часто смотрение есть путь, ведущий к делам. Но если даже не доходит до дела, то помышление все же оскверняется и делает уловленного прелюбодеем (ср. Мф. 5:28 ). Кто, часто видя чужую красоту, будет столь дерзок, что скажет, что она ему вовсе не вредит? Если же это все же трудно [признать], то следует избегать частых встреч с женщинами. Если же нужна узда на глаза, то [прочти, что] говорит непорочный и целомудренный Иов, беседуя со своими друзьями: Аще вслед иде сердце мое жены мужа инаго, и аще приседай бых при дверех ея, угодна убо буди и жена моя иному мужу, младенцы же мои смирении да будут: ярость бо гнева не удержана, еже осквернити мужа инаго жену: огнь бо есть горяй на вся страны, идеже найдет, из корения погубит ( Иов. 31:9–12 ). И блаженный Павел, когда пишет Послание, увещает: Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу ( Рим. 12:1 ). Говорит же Титу: Чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны… чтобы старицы также одевались прилично святым… учили добру; чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей, быть целомудренными, чистыми ( Тит. 2:2–5 ), чтобы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке ( Тит. 2:12 ). И Тимофею: Вдовиц почитай, истинных вдовиц ( 1Тим. 5:3 ). И продолжает: Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь ( 1Тим. 5:5 ), как святая Анна, дочь Фануилова, прожив с мужем от девства своего семь лет [ Col. 1496 ], как повествует Евангелие, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Господу ( Лк. 2:36–37 ). И сподобившись пророчества и в тот же час встав, исповедалась Господу и возгласила всем чающим избавления в Иерусалиме о Господе и Боге и Спасителе нашем Иисусе Христе ( Лк. 2:38 ), Которому слава во веки. Аминь. 45 То есть для этих людей, не обладавших истинной верой, данные их подвиги остались тщетными для их спасения. Читать далее Источник: Всеобъемлющее собрание (Пандекты) Богодухновенных Святых Писаний/преп. Антиох Монах ; пер., коммент. П. К. Доброцветова ; ред. пер. Д. Е. Афиногенова. - Москва : Сибирская благозвонница, 2015. - 750 с. ISBN 978-5-91362-901-2 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Antioh_Palesti...

«Ибо каждый образ имеет то, что ему свойственно, сообща с другим», почему и говорится, что распят был Господь Славы (ср. 1Кор. 2:8 ) – не Божеством, понятно, но ипостасной плотью. И написано, что Сын Человеческий вознесся туда, где был прежде ( Ин. 6:62 ), – не туда, где Он был прежде в качестве человека, но туда, где Он был Бог, неразделенный с Отцом. Ибо мы не объявляем, что Божество страстно или страдает плотию, и не плоть, то есть человечество, признаем причиной, но Того, кому принадлежит и то, и другое, иногда по обоим именуем Христом, а иногда по одной из частей, по Божеству называем Богом, а по человечеству, наоборот, Человеком. И мы именуем Бога страстным, но не как Бога, а как [одновременно] и человека, и Дитя объявляем предвечным, не потому, что Оно Дитя, но поскольку и Бог – ибо и то и это суть Один, Бог и Человек, совершенный Бог и совершенный человек, носитель всех свойств Божества: Божественности, безначальности, бессмертия, Господства, всемогущей воли и действия – и всей сущности плоти без изъятия, души, тела, ума и их естественных и непредосудительных свойств и страстей 104 , самовластной воли и действия, голода, жажды, слез, скорби, тоски, тревоги, смерти. Господь мой и Бог мой, – говорит Фома ( Ин. 20:28 ), и Богослов по вдохновению изрек: Слово было Бог ( Ин. 1:1 ) и Слово стало плотию ( Ин. 1:14 ), и в начале было Слово, и хочу, очистись ( Мф. 8:3 ), и не распяли бы Господа Славы(1 Кор. 2:8). Это, и подобное, и сила божественных знамений возвещает Божественную Его природу и действие. (82) Засим имею власть положить душу Мою и власть имею опять принять ее ( Ин. 10:18 ) и осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня ( Лк. 24:39 ), и мы имеем ум Христов ( 1Кор. 2:16 ) и вошед в дом, не хотел, чтобы кто узнал, но не мог утаиться ( Мк. 7:24 ).и Отче! не Моя воля, но Твоя да будет ( Лк. 22:42 ); и преломление хлебов, и, ходьба, и простирание рук на кресте, и мышление, и жизненная, питательная, возрастительная и ощущательная сила представляет человеческое действие, как и напоследок взалкал ( Мф. 4:2 ), и жажду ( Ин. 19:28 ) и душа Моя теперь возмутилась ( Ин. 12:27 ), и душа Моя скорбит смертельно и начал скорбеть и тосковать ( Мф. 26:37,38 ), и Отче! в руки Твои передаю дух Мой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Подобно тому, как слыша слова Его: « что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях; что говорю вам в темноте, говорите при свете » (Мф. 10:27), ты разумеешь не то, будто Он заповедует оставить улицы и площадь и проповедовать на кровлях — потому что не видно, чтобы ученики делали это — но слова: « на кровлях » и: « при свете » выражают смелость; а слова: « на ухо » и: « в темноте » означают: то, что вы слышали в малой части вселенной и в одной стране — Палестине, возвещайте по всей земле. Не во тьме и не на ухо, в самом деле, беседовал Он с ними, а часто на высоких горах и в синагогах. Так надобно разуметь и здесь. Поэтому, как там, слыша о кровлях, мы разумели иное, так и здесь, слыша о мечах, мы будем разуметь не то, будто Он повелел приобрести мечи, но то, что мечами Он выражает угрожающие козни и что Ему предстоит потерпеть от иудеев то, что Он потерпел. Это видно из дальнейших Его слов. Сказав: « купи меч », Он присовокупил: « должно исполниться на Мне и сему написанному », что « к злодеям причтен » (Лк. 22:37). Когда же они, не поняв сказанного, отвечали: « вот, здесь два меча », то Он говорит: « довольно » (Лк. 22:38). Между тем этого не было довольно. В самом деле, если бы Он хотел, чтобы они пользовались пособиями человеческими, то не только двух или трех, но и ста мечей было бы не довольно; а так как Он не хотел, чтобы они пользовались пособиями человеческими, то и два меча были излишни. Впрочем, Он не объяснил этой прикровенной речи; как, мы видим, Он и часто делал. Когда не понимали сказанного, то Он оставлял и опускал это, предоставляя последующим событиям объяснение сказанного. То же Он сделал и при другом случае. Беседуя о своем воскресении, Он говорил так: « разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его » (Ин. 2:19), — однако ученики не поняли этих слов; а что они не поняли, на это указал евангелист, сказав: « когда же воскрес Он из мертвых », тогда « и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус » (Ин. 2:22), и опять в другом месте: « ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых » (Ин.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Симеон пророчествовал о крестных страданиях Христа. Он, как Давид, будто видел перед глазами голгофскую трагедию. Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои. Можно было бы перечесть все кости мои, а они смотрят и делают из меня зрелище: делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий ( Пс. 21:17-19 ). Давид видел только страдающего Праведника, а Симеон видел рядом стоящую Мать. Он видел, как Ее душу пронзает невозможная скорбь, как эта скорбь делает Богородицу чувствительной ко всем скорбям человечества и сострадательной ко всем бедам Адамова рода. Он видел, как открываются перед Ней книги человеческих совестей, и Она становится молитвенницей за всех скорбящих. Вряд ли хватит слов, чтобы объяснить всё, что он видел. Вряд ли и Сама Мария до конца тогда понимала, что это значит, но лишь запоминала и складывала в сердце Своем виденное и слышанное. Праведная Анна Четвертым человеком была Анна пророчица, прожившая с мужем всего лишь семь лет, а затем опаленная скорбью вдовства и всецело предавшая себя Богу. В те дни ей уже исполнилось 84 года, и всё это время она не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь ( Лк. 2:37 ). Просветленная и очищенная, она могла узнать среди множества людей, находившихся в Храме, Честнейшую херувим со Христом на руках. Анна подошла к святому семейству, стала славить Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме (см. Лк. 2:38 ). Эта женщина менее всего известна среди перечисленных лиц. Но она особенно мила нам потому, что долгие и тяжелые десятилетия церковной истории судьба Православия в нашей стране была вверена вот таким вдовам и праведницам, не отходившим от храма, в меру сил служившим Господу и «говорившим о Нем всем». Вот четверо великих, мало заметных во время земной жизни, навеки вошедших в библейский рассказ и, что более радостно, навеки вошедших в Царство Небесное. Два мужчины и две женщины. Плотник и книжник, жена священника и вдова. Ни одного юного, ни одного в цветущих и молодых годах.

http://azbyka.ru/fiction/my-vechny-dazhe...

Это Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь ( Лк.2:36-37 ). Смерть похитила у нее супруга на седьмом году брака. Но Анна умела найти Нового, вечного жениха для своего сердца, посвятить себя навсегда Богу. С тех пор жизнь ее сделалась непрерывным служением Господу. Она не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь . И такою святою жизнью было прожито шестьдесят с лишним лет! Нетрудно понять после этого, как духовно высоко стояла святая женщина! С такой высоты нельзя было не увидеть Солнца правды – и святая старица увидела Его. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме ( Лк.2:38 ). «Подойдя» – то есть как бы случайно, ненарочно, а между тем это случайное и ненамеренное событие возвещено всему миру и, без сомнения, предопределено Промыслом со всею точностью. Каждому из нас, рано или поздно, придется самому идти на встречу с Господом. И если мы увидим себя окруженными мрачными и злыми демонами, если наша совесть, не дожидаясь судии Праведного, начнет обвинять нас за наши прежние грехи, а еще более – за нашу нераскаянность в них, то, к сожалению, долгожданный час встречи с Господом будет для нас не в покой и радость, а в стыд и сокрушение. Мы явимся как преступники, которые хоть и приведены в небесные чертоги, тем не менее смущаются и трепещут от самой близости Небесного Царя. С чем явиться грешнику пред лице своего будущего Судии? Что сказать в оправдание своих злых дел и своей нераскаянности? Сказать, что мы не знали путей истины и правды? Но кроме совести нам дано Евангелие и Крест Христов. Сказать, что наши страсти и соблазны мира были сильны, а мы слабы? Но при нас были вседействующие Таинства Церкви и всемогущая благодать Святого Духа. Сказать, что у нас не было средств к исправлению наших грехов, к восстановлению потерянного образа Божия? Но у нас всегда была возможность сердечного покаяния в исповеди и приобщения Тела и Крови Христовых, перед которыми не может устоять никакой грех и никакое беззаконие, если только мы достойно приступали к этим Таинствам.

http://azbyka.ru/katehizacija/na-kamne-i...

35. «…Не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут…» (Рим. 2:13). Задача по математике Мальчик подошел к отцу и спросил, не поможет ли он ему решить задачу по математике. Отец скоро сам увлекся задачей и с жаром объяснял ее сыну. Неожиданно он заметил, что мальчик не слушает его, а ногой играет с кошкой, сидящей на полу. «Сосредоточься на задаче, сынок», – строго сказал отец. Однако через некоторое время он снова заметил, что сын увлеченно смотрит в окно, где во дворе, весело крича, дети играли в футбол. «Сынок, ты можешь сосредоточиться на том, что я тебе говорю, или нет?» – уже начиная сердиться, спросил отец. «Могу, папа, – ответил мальчик. – Только надо, чтобы в комнате не было кошки, а за окном не играли в мяч». 36. «…Ищи мира и следуй за ним…» (Пс. 33:15). Прибой и пена При сильном ливне на воде появляются пузыри, При сильной волне полоса прибоя покрывается пеной. Прекратится ливень – исчезнут пузыри на воде, Утихнет прибой – исчезнет с берега пена. 37. «…Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.» (Лк. 11:9-10). Останкинская телебашн я Сибиряк решил попытать счастья и найти себе работу в Москве на телевидении. Прибыв в столицу, он запутался в станциях метро и не знал, куда ему ехать. Дежурная принялась ему объяснять, где надо сделать пересадку, чтобы добраться до телецентра. Но сибиряк никак не мог запомнить названий станций. «Вот что, уважаемый, – сказала ему наконец дежурная. – Запомните только два слова – «Останкинская телебашня», тогда вы точно туда доберетесь». 38. «…Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия.» (Лк. 9:62). Приезжий в гигантском супермаркете Приезжий зашел в гигантский супермаркет и заблудился в его многочисленных отделах. Устав искать выход, он обратился к продавщице, чтобы она подсказала ему, как выбраться из магазина. «Это очень просто, – улыбнувшись, отвечала девушка, – если вы не будете все время засматриваться на прилавки, а просто пойдете по проходу, следуя нарисованным на полу стрелкам. Они скоро приведут вас к выходу».

http://isihazm.ru/1/?id=109

3. Брат сказал: «Кто может, отче, соблюсти все заповеди, столь великие числом?» Старец ответил: «Подражающий Господу и следующий по стопам Его». Брат вопросил: «А кто может, отче, подражать Господу? Ведь Господь был Богом, даже став человеком. Я же — человек грешный, порабощенный бесчисленными страстями. Как могу я подражать Господу?» Старец ответил: «Из порабощенных веществом мира никто не может подражать Господу. И лишь могущие сказать: «Вот, мы оставили все и последовали за Тобою» (Мф. 19:27) — одни они приемлют силу подражать Ему и свершать заповеди Его». Брат спросил: «Какую силу?» Старец ответил: «Внемли Самому Господу, глаголящему: «Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражию, и ничто не повредит вам» (Лк. 10:19). 4. Восприняв эту силу и власть, Павел сказал: «Будьте подражателями мне, как я Христу» (1 Кор. 11:1). И еще: «Нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу» (Рим. 8:1). Также: «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5:24). И еще: «...для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6:14). 5. Пророчествуя об этой власти и помощи, Давид говорил: «Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится,речет Господеви: заступник мой еси и прибежище мое, Бог мой, и уповаю на него» (Пс. 90:1—2). И чуть далее: «На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия» (Пс. 90:13), «яко Ангелом своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих» (Пс. 90:11). А приверженные к плоти и любящие вещество мира пусть услышат от Него то, что слышат: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф.10:37); и чуть далее: «Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф. 10:38). Также: «Всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Лк. 14:33). Стало быть, желающий стать учеником Его, оказаться достойным Его и обрести от Него силу против духов лукавства удаляет себя от всякой плотской привязанности и обнажает себя от всякого материального пристрастия. И таким образом он подвизается за заповеди Его против невидимых врагов, как Сам Господь представил Себя нам во образец, будучи искушаем в пустыне вождем их и придя во вселенную ради одержимых им».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3634...

    П. Что же это значит?     К. Не ясно ли, что, когда Бог призывает к последованию, очевидно, духовному, и хочет вывести тех, которых желает почтить, из жизни в мире, то есть жизни, проводимой в удовольствиях и плотоугодии, то весьма бессмысленно считать что-нибудь лучше этого? Итак, пусть ни во что вменяется отечество, и род, и дом отца, и стяжание земных вещей! И Сам Спаситель призывал нас к такому же мужеству, говоря: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф.10:37-38). И присовокупил: «И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф. 19:29). Разве ты не признаешь делом величайшей силы о Христе такое светлое и дивное мужество, которое ни во что вменяет все это, а следование за Христом высоко ценит?     П. Совершенно так; ибо те, которые званы были на брак и отказались прийти, лишились прекраснейшей надежды и радости о Христе; один из них сказал: «я женился и потому не могу придти» (Лк. 14:20), — другой, говоря, что купил землю, предпочел приглашению временные блага (Лк.14:18).     К. Дельно, Палладий! Ты радуешь нас, говоря справедливое и по своей понятливости быстро приходя заранее к уразумению того, что составляет цель нашего слова. Итак, смотри — тем, которые вполне и всячески повинуются Богу и надежду на него предпочитают плотским предметам и любви к мирским удовольствиям, без сомнения удастся в изобилии получить благословение свыше. Ибо что Бог говорит Аврааму? «И благословлю тебя, и возвеличу имя твое» (Быт. 12:2) и следующее за сим. Видишь ли, каким множеством духовных благ Он осыпал его? Не достойно ли внимания и то, как Авраам удаляется из родной земли? «И взял, — сказано, — Аврам с собою Сару, жену свою, Лота, сына брата своего, и все имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране; и вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую; и пришли в землю Ханаанскую; И прошел Аврам по земле сей...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3514...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010