Тема соотношения между законом Моисеевым и учением Иисуса на страницах Евангелий возникает многократно. Важным для понимания этой темы является следующий эпизод, рассказанный тремя синоптиками. У Матфея и Луки этот же эпизод рассказан в сокращенном варианте ( Мф. 22:34–40 ; Лк. 10:25–28 ). Наиболее полную его версию мы находим в самом коротком Евангелии – от Марка: Один из книжников... подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей? Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, – вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет. Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его; и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душою, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв. Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия ( Мк. 12:28–34 ). Как правило, фарисеи и законники фигурируют в Евангелиях в качестве отрицательных персонажей. У Матфея законник задает вопрос Иисусу, «искушая Его» ( Мф. 22:35 ). Он выступает от имени целой группы фарисеев, которая решает подослать его к Иисусу после того, как Иисус привел в молчание саддукеев. У Луки законник также «искушает» Иисуса своим вопросом ( Лк. 10:25 ). И только у Марка законник предстает скорее как положительный персонаж и за свой разумный ответ получает от Иисуса похвалу. Обе заповеди, которые Иисус цитирует, заимствованы из Пятикнижия Моисеева. Первая входит в ту часть книги Второзакония, в которой заповеди и постановления Божии, излагаемые Моисеем, предваряются неоднократно повторяемым рефреном Слушай, Израиль! ( Втор. 5:1; 6:3, 4; 9:1; 20:3; 27:9 ). Заповедь изложена в этом разделе в следующей редакции: Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всеми силами твоими ( Втор. 6:4–5 ). Именно в этой редакции – с незначительными изменениями (обусловленными, возможно, переводом слов Иисуса с арамейского на греческий) – первая и главная заповедь цитируется Иисусом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

5:44; Лк. 6:28); благословляйте, а не проклинайте (Рим. 12:14). Подражайте наставнику вашему. По тому узнают все, что вы Мои ученики (Иоан. 13:35), если ненавидящих вас будете любить. Помните, сколько зла сделали Мне иудеи? Серафимы не могут видеть лица Моего, но закрывают свои лица, а иудеи это лицо Мое заплевали и по ланитам Моим ударяли. Руки Мои человека сотворили из земли и создали этот прекрасный мир, а они их пригвоздили к древу железными гвоздями. Если Я взором приникну на землю, земля трепещет и содрогается, а они, про-ходя мимо Меня и покивая главами своими, смеялись надо Мной. Все это Я претерпел от них, и не поразил их Своим гневом. Или вы думаете, что Я не мог этого сделать? Предстояли Мне ангелы, готовые исполнить Мое слово и говорившие: " расторгнем узы их и отвергнем от нас иго их " (Пс. 2:3); но Я не дал им позволения, а, распятый и пригвожденный ко кресту, умолял о них Отца Своего: " Отче! прости им, ибо не знают, что делают " (Лк. 23:34). И это Я потерпел ради вас, чтобы послужить вам примером. Ведь если бы Я только говорил, а не делал, то Мое учение было бы нетвердо. Но Я сначала исполнил все на деле, и тогда уже заповедую вам исполнять это. Я сказал: " пастырь добрый полагает жизнь свою за овец " (Иоан. 10:11), и, сам будучи бессмертным, предал Себя на смерть. Я сказал: " благословляйте изгоняющих вас, и не проклинайте " (Мф. 5:45), и, потерпев столько от иудеев, Я не положил на них клятвы. Я все совершил, все исполнил, что было о Мне предсказано, и теперь восхожу ко Отцу Моему (Иоан. 20:17). Но не печальтесь: не оставлю вас сиротами (Иоан. 16:18), но пошлю вам Духа Свята, Господа и животворящего, Единосущного Отцу Моему и Мне: и вот, Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28:20). Как Я прежде был с пророками, так буду и с вами. Я избавил Моисея из руки египтян; Я с Иисусом Навином поразил в битве семь племен; Я исторг Илию из рук Иезавели; Я даровал Елисею двойную благодать; Я избавил Давида из руки Саула; Я Иеремию извлек из рва львиного; Я Даниила сохранил в пасти львиной; Я с тремя отроками ликовал в печи и спас их, а врагов попалил.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

(И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите! ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, чтó вы видите, и не видели, и слышать, чтó вы слышите, и не слышали. Блажени очи видящии и пр. Чит. в объясн. 10 ст. 8 главы. Мф.13:16 . Зач. 53-е. Ответ Господа искушавшему Его законнику и притча о милосердом самарянине. Читается в 25-ю неделю по Пятидесятнице. Об искушении Господа одним из еврейских законников повествуют и евангелисты Матфей ( Мф.22:35, 40 ) и Марк ( Мк.12:28, 34 ), но еванг. Лука повествует совершенно о другом случае искушения, хотя в некоторых чертах есть сходство между тем и другим. Лк.10:25 . И сé, закóнник некий востá, искушáя егó и глагóля: учителю, чтó сотворив, живóт вечный наследую? (И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! чтó мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?) Законник – то же, что книжник. О них чит. в объясн. 7 ст. 3 гл. Искушая Его (И. Хр.), т. е. желая своим вопросом поставить в затруднение или довести до того, не скажет ли Он чего-либо противного закону Моисееву, чтобы иметь повод обвинить или унизить Его. Так не раз искушали Иисуса Христа враги Его ( Мф.22:15 и дал.). «Какая противоположность, восклицает при этом еписк. Михаил, – эта радость учеников, собравшихся вокруг своего Учителя (ст.17), это вдохновенное славословие и глубокое богословствование Господа (ст. 21–32), это ублажение возрадовавшихся учеников, одним словом – эта восторженная и задушевная беседа Учителя с учениками, и – это лукавое и темное намерение смутить эту радость святого общества лукавым вопросом, чтобы уловить на словах великого Учителя и обвинить Его в неправославном учении!» Лк.10:26 . Он же речé к немý: в закóне чтó писано éсть? кáко чтéши? (Он же сказал ему: в законе чтó написано? кáк читаешь?) Законнику, который сам хорошо знает закон, Господь отвечает ссылкой на самый закон: для получения вечного блаженства пусть исполняет он то, что говорит закон (28 ст.). Таким образом, искушение Господа со стороны законника оказалось безуспешным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — ноябрь 2020 г. 31.10.2020 Рубрика: Ответы журналу " Русский Дом " Все знают, каких степеней достигает сегодня разрушение семьи. И к каким последствиям приводит это весь род человеческий. Понятно, почему Церковь столь ревностно стоит за сохранение семьи и свидетельствует о ее святости. Но объясните мне, пожалуйста, такое противоречие. Разве Христос с такой очевидностью говорит, что семья свята? Более того, как ни странно, в Его словах о семье можно услышать, некий гнев, как бы желание разрушить ее: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк. 14, 26). Или еще: «Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку — домашние его» (Мф. 10, 35—36). Е.А. Корнилов, г. Москва Да, семья — это Божие установление. Она свята. Но при условии, что она — во Христе Боге. И Бог стоит в ней на первом месте. То, насколько Он присутствует в семье, определяется ее святость и подлинность. Что такое святая семья? Само выражение «Святое Семейство» появилось только после Рождества Спасителя.Ваш вопрос напоминает евангельское повествование о том, как во время беседы Господа с народом в доме, Ему сообщают, что Его Матерь и близкие Его по плоти желают видеть Его. Господь отвечает: «Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» (Лк. 11, 27). Не родство Божией Матери с Господом Иисусом Христом по плоти, как бы ни было оно непостижимо велико, а Ее смиренное пребывание в Боге — большее, чем у кого бы то ни было из людей и ангелов (херувимов и серафимов) — имеет значение прежде всего. В Своем первом общественном явлении в возрасте всего лишь двенадцати лет Христос открывает Своим родителям суть Своего служения. Тон Его может показаться резким. Далеким от того, чтобы попросить прощения за доставленное им переживание, в которое они были погружены в течение трех дней. Он обращается к ним с упреком. Как если бы они могли и должны были догадываться, где Он находился. И тому, кто считается Его отцом, говорит о другом Отце, Которому Он возвращает Свою сыновнюю любовь. В другой раз некая женщина возвышает голос в толпе: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» И снова Христос вносит поправку: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 11, 28). На Кресте Он дает Своей Матери, к Которой, как мы читаем в Евангелии, Он обращался всегда «Жено», своего ученика Иоанна. Этого ученика, которого Она не родила, Он делает Ее сыном. В этом суть и тайна родства во Христе.

http://moral.ru/dom-11-2020/

Глава седьмая. Второй период служения Христова: кризис Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, да откроются помышления многих сердец. ( Лк. 2:3435 ) § 28. Исцеление расслабленного в Иерусалиме. Срывание учениками колосьев в субботу «второпервую». Исцеление в субботу сухорукого, бесноватого, скорченной женщины и страдавшего водяною болезнью Господь Христос являл «силы» среди иудеев для того, чтобы они покаялись и спаслись. Если бы иудеи истинно любили Бога и Его вечную жизнь, то, видя чудеса Иисуса Христа, они «покаялись бы во вретище и пепле» ( Мф. 11:2024 ; Лк. 10:1315 ). Они должны были рассуждать так: обилие чудесных благодеяний, явленных Израилю, свидетельствует, что Бог посетил народ Свой и что царство Его настало; поэтому Израиль должен принять закон царства Божия, – то новое учение, истинность которого может проверить всякий, кто хочет творить волю Божию, – должен покаяться, отбросить всякое пристрастие и духовно возродиться. Но иудеи не покаялись. Господь Христос сотворил множество чудес-благотворений, слух о Нем прошел по всей Галилее, и десятиградию, и Иерусалиму, и Иудее, и за Иорданом, по всей Сирии; Он сотворил так много чудес, как иудеи могли ожидать только от времени Мессии, но они не покаялись. Иудеи радовались чудесам Иисуса Христа, они видели, что самые смелые ожидания их становятся действительностью, они надеялись и желали, чтобы эта действительность продолжалась вечно. Такое их душевное настроение скрывало в себе много зла, и надлежало это зло обнаружить. Когда слух о чудесах Иисуса Христа распространился и к Нему стекался народ отовсюду, Он пошел в Иерусалим: там торжественно началось Его служение, там же надлежало начаться новому периоду Его служения, – времени когда «открылись сердечные помышления» ( Лк. 2:35 ) иудеев. В Иерусалиме Иисус Христос исцелил больного, вероятно, расслабленного, который тщетно, в течение тридцати восьми лет, ждал исцеления от источника, называвшегося Вифезда. Иисус сказал больному: «хочешь ли быть здоров? Встань, возьми постель твою, и ходи».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

«Святой Дух низшел на Деву Чистую, низшел на Невесту Неневестную, соделал чистую Пречистою, чистую по естеству соделал чистою превыше естества, благодатно-чистою, благодатною, получившей для питания Своего и наслаждения благодать Святого Духа» . Евангелист Лука повествует о том, каким было благовещение Пресвятой Богородицы: «Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк. 1: 28). Пресвятая Богородица была единственной, которая до рождения, во время рождения и после рождения оставалась Девой. Исходя из того, каким неописуемым, необычным событием было рождение от Девы, в догматике мы воспеваем Богородице: «И чудесе рождества Твоего сказати язык не может». Идеже бо хощет Бог, побеждается естества чин Далее в догматике говорится о непостижимом образе беременности Пресвятой Девы. Буквально следующую часть можно перевести так: «Поскольку странным было Твое зачатие, Чистая, непостижим образ беременности. Ведь, где хочет Бог, там побеждается устройство природы». В этом контексте снова можно обратиться к разговору Пресвятой Девы Марии и Архангела Гавриила: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1: 30–35). Согласно православному учению, Христос родился от Матери безболезненно: «И родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк. 2: 7). Опираясь на текст, мы можем предположить, что Мария Сама справилась с родами, без посторонней помощи. Об особенном способе зачатия и Рождения Спасителя преподобный Ефрем пишет так: «Христос зачат Девою без плотского услаждения. Святой Дух из состава Девы образовал воспринятое Богом; Дева зачала нерастленно и родила не болев… Родился Сын без плотского семени» .

http://pravoslavie.ru/144160.html

Откуда, спрашивает Феофилакт, узнали ученики, что это были Моисей и Илия? Не по изображениям, ибо делать изображения людей тогда считалось делом беззаконным. По-видимому, они их узнали по словам, которые те говорили. Мф.17:4 .  При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. (Ср. Мк.9:5–6 ; Лк.9:33 с небольшими различиями в речи). У Марка добавлено: «ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе». У Луки то же, но гораздо короче: «не зная, что говорил». У Матфея все это пропущено. Слова Петра, обращенные ко Христу, по мнению Иоанна Златоуста , являются выражением любви и необычайной восхищенности, причиной которой было видение. Под «кущами» следует понимать не палатки, но шалаши из древесных ветвей, как на празднике кущей. Мф.17:5 .  Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. (Ср. Мк.9:7 ; Лк.9:34–35 ; 2Пет.1:17–18 ). Слова, сказанные из облака, были, очевидно, словами Самого Бога. Они одинаковы с теми, какие были сказаны при крещении. Но здесь у всех синоптиков встречается одинаковое добавление: «Его слушайте». Мф.17:6 .  И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. Мф.17:7 .  Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Согласно Марку ( Мк.9:6 ), страх учеников обнаружился тогда, когда Петр еще говорил о кущах, а по свидетельству Луки ( Лк.9:34 ) – когда ученики вошли в облако. Страх был вполне естественным для учеников при обстоятельствах, в которых они находились. Сама необычайная красота и привлекательность явления могла устрашать их (ср. Мф.28:5, 8 ; Мк.16:6, 8 ). Мф.17:8 .  Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. (Ср. Мк.9:8 – со значительной разницей в выражениях). Здесь мелкая подробность, указывающая на реальность события. О том, что было бы более важно и для нас интересно, евангелисты молчат. В настоящем случае было бы достаточно, если бы евангелист Матфей окончил свою речь 7-м стихом. Но он так не сделал, а добавил стих 8, живописно изобразив происходившее.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И он не упомянул сначала жизнь, а потом клятву, но сначала клятву, а потом жизнь. Ибо следовало прежде пригвоздить рукописание ко кресту ( Кол.2:14 ) и пронзенному быть ребру Слова копием, чтобы рана в ребре стала очистительной для всей вселенной – кровь и вода ( Ин.19:34 ) для рода человеческого. 2 . Несчастные же и неблагодарные иудеи за такие столь великие и многие знамения и благодеяния, бывшие для них, вместо того, чтобы Пришедшего к ним прославить и благословить за происходящее, напротив, говорили: «Если Ты Сын Божий, сойди с креста» ( Мф. 27, 40 ). Солнце же погасило лучи, не вынося взирать на Господа, повешенного на столбе. И с Ним было повешено двое разбойников. [Col. 505] И одному, хулившему, сказал другой разбойник: «Что ты хулишь праведника? Мы достойно по грехам нашим страдаем, а что тебе и Праведнику?» Тогда Иисусу говорит: «Помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое. И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе: ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк.23:42–43 ). О великое дело! Клятва пригвождена, а рай открыт обетованием разбойнику. О, блаженный разбойник сей! Он похищал в сем мире, разбойничая, похитил и Царствие Небесное через исповедание. Об этом говорил великий пророк: «Хрущ (жук-скарбей) от древа возглаголет сие» ( Авв.2:11 ). Знайте, братия, что как жук-скарабей занимается нечистым, сам будучи нечист, так и разбойник некогда занимался разбойными делами, а когда оказался на кресте, то исповедал, как и было мной сказано выше, и исполняется сказанное пророком: «Хрущ (жук-скарбей) от древа возглаголет сие» ( Авв.2:11 ). И сказав это, он был удостоен предвосхитить Царство Небесное. И вновь говорит великий пророк Исаия, указывая славно на нынешнее: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» ( Мф.1:23 ; Ис.7:14 ). И когда это пророческое предречение должно было осуществиться, то посылается великий Архангел Гавриил, стоящий одесную величия, чтобы возвестить Непорочной Богородице и Неискусомужной Марии и говорит Ей: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою» ( Лк.1:28 ). Господом же называя, Он на общего Владыку указал, исповедуя [свое] сорабство: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется» ( Лк.1:35 ). Поистине, возлюбленные, святым нарекается Храм, Который в будущем должен освятить всю вселенную. И опять говорит тот же пророк: «Яко Отроча родися нам, Сын, и дадеся нам, Егоже началство бысть на раме Его; и нарицается имя Его: велика совета Ангел» ( Ис.9:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

Апостол Павел пишет: «Не хощу же вас, братие, не ведети о умерших, да не скорбите, якоже и прочии не имущии упования. Аще бо веруем, яко Иисус умре и воскресе, тако и Бог умершия во Иисусе, приведет с Ним» ( 1Фес.4:13–14 ). В переводе на русский язык: «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении о умерших, дабы вы не печалились, как и прочие, не имеющие надежды. Ибо если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним». Исповедовать Господа нашего Иисуса Христа и Его учение надо без страха и стыда, с дерзновением. Христос учит: «Не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити: убойтеся же паче могущаго и душу и тело погубити в геенне» ( Мф.10:28 ). И потом строго предупреждает: «А иже отвержется Мене пред человеки, отвергуся его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех» ( Мф.10:33 ). Большим препятствием в деле спасения является страх иудейский и страх животный, как бы перед ножом разбойника. Такие низменные чувства надо заменить страхом Божиим, т.е. умиленным и благоговейнейшим чувством страха, исходящим от любви к Господу, боязнью, как бы чем не огорчить и не прогневать Его, как бы не нарушить Его святые заповеди. Бывает, что человек показывает себя исповедающим Господа и слушающим Его учение, но заповеди Его не исполняет. В этом случае он осужден, даже если по особому Промыслу Божию он имеет какие-либо духовные дарования. Христос же упрекает таких: «Что же Мя зовете: Господи, Господи, и не творите, яже глаголю?» ( Лк.6:46 ). А апостол Павел так пишет про них: «Бога исповедуют ведети, а делы отмещутся Его, мерзцы суще и непокориви и на всяко дело благое неискусни» ( Тит.1:16 ). В переводе на русский язык: «Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны, и непокорны, и не способны ни к какому доброму делу». Такое состояние души страшно. Избави Бог! Хочу напомнить тебе, матушка Д., про коснение 67 . Зная опасность его, надо всегда трезвиться и пребывать в готовности к совершению дел Божиих, как поучает Христос: «Да будут чресла ваша препоясана, и светилницы горящии» ( Лк.12:35 ). «И вы убо будите готови: яко, в оньже час не мните, Сын Человеческий приидет» ( Лк.12:40 ), т.е. будьте же и вы готовы; ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

1) О благодеяниях ангелов, оказываемых людям Бог, как всеблагий Отец мира видимого и невидимого, ангелов и человеков, поставил ангелов в близком отношении к людям; по Его благой воле святые ангелы являются благодетелями людей, как наши старшие братья, как совершеннейшие и ближайшие к Нему, Отцу небесному. Священное Писание предлагает нам многие примеры таких ангельских благодеяний. Укажу на некоторые. Ангелы Божии спасли Лота от погибели, выведши его из нечестивого города Содома, который за беззакония свои истреблен был огнем и жупелом ( Быт. 19:15–17 ). Ангел Господень питал пророка Илию, когда он, преследуемый нечестивою Иезавелью, бежал по пустыне и изнемогал от скорби и голода ( 3Цар. 19:4–8 ). Ангел Господень, по молитве царя Езекии, спас Иерусалим от нападения ассириян, истребив в одну ночь сто восемьдесят пять тысяч войска ассирийского ( 4Цар. 19:35 ). Ангел спас пророка Даниила от съедения львами, заключив уста их, как сам пророк свидетельствовал пред царем ( Дан. 6:21, 22 ). Сами, братия, слышите, как часто Евангелие повествует о благодеяниях ангелов: как ангел Господень возвестил Захарии о зачатии Иоанна Крестителя ( Лк. 1:11–19 ); как благовествовал пресвятой Деве Марии о бессемянном зачатии от Неё Сына Божия – Иисуса Христа, наитием Св. Духа ( Лк. 1:28–38 ); как небесный ангел возвестил пастырям вифлеемским о рождении Иисуса Христа в Вифлееме, и в тоже время внезапно явилось с ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога, и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение (2:9–14). Ангелы служили Иисусу Христу во время молитвенного подвига Его в пустыне ( Мф. 4:11 ) и в саду Гефсиманском ( Лк. 22:43 ). Ангел освободил из темницы апостолов ( Деян. 5:19 ), и апостола Павла утешил и подкрепил в опасности ( Деян. 27:23 ). 2) Об ангелах хранителях Ангелы Божии не только по временам оказывают благодеяния человекам, но и всегда близки к ним, и, по всеблагому Божию изволению, пекутся о них и охраняют их. Есть ангелы хранители целых народов, как это открыто было пророку Даниилу.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010