Пример благоговейного отношения к Пресвятой Богородице подавал людям Сам Господь Иисус Христос. Будучи отроком, Он, по сказанию евангелиста, «был в повиновении у них (Матери и праведного Иосифа). И матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем» ( Лк.2:51 ). Даже во время крестных страданий Христос не оставил Свою Пречистую Матерь без попечения, но поручил ее заботам Своего любимого ученика Иоанна. «Иисус увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, – повествует евангелист Иоанн, – говорит Матери Своей: Жено! се сын Твой. Потом говорил ученику: се, Матерь твоя!И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» ( Ин.19:26–27 ). И Пресвятая Дева не только не отвергала и не отклоняла этих прославлений, но Сама благоволила сказать: «Отныне будут ублажать меня все роды» ( Лк.1:48 ). И вот, внимая этим словам Пресвятой Богородицы, следуя примеру святых праведников, Ангелов и Самого Спасителя, православные христиане из рода в род прославляют и ублажают Пренепорочную Матерь Христа Спасителя, ставя Ее Честнейшую Херувимов и славнейшую Серафимов. А прославляя Приснодеву, христиане дерзновенно обращаются к Ней с молитвами, прося Ее небесного заступления. Особенно прибегают христиане к Покрову и помощи Царицы Небесной, когда их постигает горе и несчастье. Они верят, что их слезы и печаль всегда утешит Та, Которая Сама, живя на земле, испытала много страданий. А что Пресвятая Богородица много перестрадала в жизни Своей, это ясно видно из Святого Евангелия. В самом деле, разве не страдала Пресвятая Дева, когда в первые же дни по рождении Своего Божественного Сына должна была бежать с ним, спасая Его от злой руки Ирода? И разве не испытывала Царица Небесная великой душевной муки, когда видела Своего Сына, а нашего Спасителя в постоянной скорби и лишениях? «Лисицы имеют норы и птицы гнезда, – говорил Спаситель, – а Сын человеческий не имеет, где главы преклонить». А ведь с ним не имела, где преклонить головы и Его Пречистая Матерь. А что сказать о страданиях Пресвятой Богородицы во время крестных мучений Спасителя. Ведь все те злохуления и поношения, какими враги Христа осыпали Его, Она слышала Своими ушами; Она видела очами Своими, как Ее Божественного Сына распинали на кресте, как вбивали острые гвозди в пречистые руки и ноги Спасителя, как лилась Святая Кровь из израненного тела Господа. Что в эту пору перенесла она в душе своей? Что испытала в сердце своем? Какие страдания людей могут равняться со страданиями Богоматери у креста? Могут ли быть слезы обильнее тех, какие пролила Пресвятая Дева у Креста Своего Божественного Сына? Поистине меч прошел Ее душу, так и предсказал Ей Праведный старец Симеон. А враги Христа своими злохулениями и поношениями еще более увеличивали и без того невероятную скорбь Царицы Небесной.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Это-общее пророчество, видящее далекие горизонты, и как мы думаем, видящее не только Вавилонское переселение, но и рассеяние Иудеев при Римлянах. Но вот (ст. 14) они возвышают голос свой и величают Господа „с моря“, славят Господа и на востоке и на островах моря. Кто они? Мы думаем, что это есть тот верный „остаток“, та „дочь Сиона“, из которого созидается будущая великая церковь Христианская. Восклицает она не из Иерусалима, который уже разрушен: голос ее воздымается из стран восточных и с островов моря, под именем которых разумеют весь греко-латинский мир, просвещенный проповедью Христианства. Заметим, что по-Еврейски вместо востока употреблено слово урим, в смысле света или страны света 936 . Англ. узак. перевод дает потому перевод стиха 15-го так: „Славьте Господа в огнях“ 937 ; другие переводят: „славьте Господа в свете“, с ссылкой на слова Ис. 9:1–2 „люди сидящие во тьме увидят свет великий“. Повидимому в том нельзя сомневаться, что читаемые нами стихи суть пророчество о тех временах, когда вспыхнули светильники Господни на островах моря, и возжегся тот огонь, о котором глаголал Господь. ( Мф. 5:14 ; Лк. 12:49 ). Потому-то и раздается глас славословия с островов моря. 16 . От края земли мы слышим песнь: „Слава Праведному!“ И сказал я: беда мне, беда мне! увы мне! злодеи злодействуют, и злодействуют злодеи злодейски. От края земли несется (к Иерусалиму, как средоточию ветхозаветного мира) хвалебная песнь Единому Богу, Царю мира. В этой песни участвуют далекие страны, но не народ обетования, и горе охватывает сердце пророка. Горе это не за себя лично; это есть горе Иудеянина и жителя Иерусалима, предназначенного к разрушению, горе народа, к которому он принадлежит. Вникая в слова 16-го стиха, мы не можем отказаться от убеждения, что это есть откровение о священных событиях страданий и крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа. Пророк видит „злодействующих злодеев“ 938 , задумавших убить Того, Которому вся вселенная кроме Иерусалима воспоет песнь: „Слава Праведному!“ А этот Праведный, по-человечески говоря, умирает в страшных мучениях на кресте, преданный братьями своими на распятие, окруженный ругающимися Ему злодеями (ср. Пс. 21 ). Исаия в ужасе, а между тем знает и чувствует, что он плотию и кровию принадлежит сам к этому роду злодеев. Он знает, что правда Божия взыщет с этого племени все его преступления (ср. Лк. 11:46–51 ) и он глубоко скорбит о народе своем, возмущаясь его злодействами. 17 . Ужас и яма и петля для тебя, житель земли. По указанию Шмидера (Iesaya in loco) три слова 17-го стиха: ужас, яма, петля 939 , на Еврейском языке выражаются тремя созвучными словами, что придает особую силу угрозе. Слова эти пахад, пахат и пах. 18 . Тогда побежавший от крика ужаса упадет в яму; и кто выйдет из ямы, попадет в петлю; ибо окна с небесной высоты растворятся, и основания земли потрясутся. 19 . Земля сокрушается, земля распадается, земля сильно потрясена;

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Спасительная миссия Сына Божия на земле была завершена: Он Своей жизнью, страданиями, смертью и Воскресением избавил человечество от вечной смерти, преподал ему Божественное учение, направил его на путь покаяния и спасения. На 40й день после Своего Воскресения Господь наш Иисус Христос в последний раз явился ученикам. Придя с ними из Иерусалима на Елеонскую гору (Деян. 1:12) и преподав здесь наставление ученикам в последней беседе (Мк. 16:19), Христос благословил их. И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возносишься на небо (Лк. 24:51); Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их (Деян. 1:9), — так описывает Новый Завет это событие, еще раз подчеркивающее Божественное достоинство Спасителя. По слову Писания, Господь не только вошел в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие (Евр. 9:24), но прошел небеса (Евр. 4:14) и взошел превыше небес, дабы наполнить всё (Еф. 4:10). Писание говорит о Вознесении как о возвращении Сына Божия к Отцу (Ин. 14:28; 20:17), туда, где Он был прежде (Ин. 6:62). Этими свидетельствами Откровение подтверждает то, что Господь вошел не в видимое небесное пространство, а в вечную славу, присущую Ему прежде бытия мира (Ин. 17:5). И совершил это Он для того, чтобы открыть верующим в Него Царство Небесное (Ин. 14:2–3), ходатайствуя за них пред Богом Отцом (Евр. 7:25), и сопрославить с Собой спасенное Им человечество (Еф. 2:6). Сын Божий возносится с воспринятой навсегда человеческой природой (с телом и душой). Теперь единство Сына и Отца (Я в Отце и Отец во Мне — Ин. 14:11) содержит в себе и человеческую природу Сына. В Священном Писании говорится, что вознесшийся Христос воссел одесную Бога Отца. Так, например, первомученик архидиакон Стефан перед своей кончиной, будучи исполнен Духа Святого, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Отца (Деян. 7:55). А евангелист Марк прямо говорит о том, что Господь вознесся на небо и воссел одесную Бога (Мк. 16:19). Бог Господи нашего Иисуса Христа, Отец славы… воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем.

http://azbyka.ru/deti/zakon-bozhij

XXVII. О недостойных пастырях Апостол говорит: «кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нём?» ( 1Кор.2:11 ). Отсюда ясно видно, что в суждениях своих о людях мы можем весьма часто ошибаться. Если пастыри представляются нам недостойными, то всё же мы должны рассудить, таковы ли они на самом деле? Ведь знает только «дух, живущий в каждом из них». Впрочем, нельзя отрицать того, что пастырь может погрешать, ибо ведь он такой же человек, как и мы, а о нас, людях, апостол Иоанн Богослов сказал так: «если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя» ( 1Ин.1:8 ). Да что говорить о пастырях, когда сам апостол Павел говорил о себе: «я плотян, продан греху... Не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю... Желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» ( Рим.7:14–19 ). Мало этого, среди апостолов был даже Иуда, о котором Спаситель знал, что он предаст Его, а другие апостолы знали, что он вор ( Ин.12:6 ); однако же Господь послал на проповедь и Иуду и велел принимать и слушать Иуду так же, как и прочих апостолов, ибо обо всех апостолах Он сказал: «слушающий вас, Меня слушает» ( Лк.10:16 ), «принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает» ( Ин.13:20 ). Таким образом, недостоинством пастырей не должны смущаться пасомые, предоставивши его суду Божию ( Рим.14:4 ; 1Кор.4:5 ) и суду закона ( 1Тим.5:19 ; Еккл.5:7–8 ). Нельзя забывать, что злая воля в человеке никогда не может потушить огня благодати Божией. Это видно из того, что злочестивый Каиафа «предсказал, что Иисус умрёт за народ» по той причине, что «на тот год был первосвященником» ( Ин.11:51 ). Если же допустить, что у недостойных пастырей дар священства за греховную жизнь их может потухнуть и даже исчезнуть, если не возгревать его, то, значит, наоборот, надо допустить и такую нелепицу, что за святую жизнь без всякого рукоположения дар Божий, например, диаконский, может возгреться до силы дара епископского?! Нет, благодать священства это талант, который может владеющий им пускать в дело или наоборот закопать в землю ( Мф.25:14–30 ), но потухнуть или исчезнуть этот дар никогда не может.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

В самом деле, этот праздник он называет ορτ, без определенного члена. Греческое ορτ по своему значению вполне соответствует еврейскому а‘церет‘, а этим именем, равно как в сирийской его форме ’Аσαρθ, евреи, называли праздник пятидесятницы 56 . Таким образом, очень может быть, что ορτ у евангелиста Иоанна (51) есть имя не нарицательное, а собственное, почему и употреблено без члена. К тому предположению может вести и употребление в данном месте глагола ναβανω (взыде Иисус во Иерусалим, греч. – νβη ες εροσλυμα; Вульг. – ascendit Ierosolymam), так как этот глагол обыкновенно употребляется в евангелиях обыкновенно тогда, когда идет речь о путешествиях в Иерусалим на праздники 57 (напр. Лк.2:42 ). Собираться в праздник пятидесятницы, в Иерусалимском храме побуждало евреев не одно желание возблагодарить Господа за окончание весенней жатвы, но также и то, что в пятидесятницу вспоминалось синайское законодательство. Правда, прямых библейских указаний на то, что закон был дан евреям при Синее именно в 50-й день по их выходе из Египта, мы не имеем, так как Исх.19:1 говорит только весьма неопределенно, что «сыны израилевы пришли в пустыню синайскую в третий месяц по исходе из земли египетской, в самый день новолуния», после чего на третий день был дан им закон ( Исх.19:16 ); – но по преданию, единогласно принимаемому толкователями Священного Писания , как древними так и новыми, как еврейскими так и христианскими, пятидесятый день после выхода евреев из Египта был днем, в который изречено было десятословие 58 . Впрочем, в Библии можно находить, по крайней мере, некоторые намеки, что древние евреи еще в период царей вспоминали великое событие при Синае в день пятидесятницы. Мы разумеем 2Пар.15:8–15 . Здесь повествуется, что Аса, царь Иудейский, «изверг мерзости языческие из всей земли иудейской, и вениаминовой, и из городов, которые он взял на горе Ефремовой, и обновил жертвенник Господень, и собрал всего Иуду, и Вениамина, и живущих с ними переселенцев от Ефрема, и Манассии, и Симеона, потому что они во множестве перешли к нему от Израиля, когда увидели, что Господь, Бог его, с ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

И Исаия: И всех гордых погублю 83 ( Ис. 1:25 ). И Псалмопевец: Сего ради удержа я гордыня их до конца: одеяшася неправдою и нечестем своим ( Пс. 72:6 ) и: исчезоша, погибоша за беззаконие свое( Пс. 72:19 ). И еще: гордыня ненавидящих Тя взыде выну ( Пс. 73:23 ). Посему они прилагают всякое усердие, чтобы священные места Твои погубить и святыни Твои опустошить. Но протяни руки Твои на гордыню их до конца ( Пс. 72:6 ), да постыдятся гордии, яко неправедно беззаконноваша на нас ( Пс. 118:78 ). Ибо всегда гордые, как и отцы их в пустыне (ср. Ин. 6:31 ), сильно беззаконствовали, раб же Твой Давид от закона Твоего не уклонился ( Пс. 118:51 ), гордым оком и несытым сердцем, с сим на ядях( Пс. 100:5 ), ни вообще не живяше посреде дому моего помысел, творяй гордыню ( Пс. 100:7 ). И Приточник: Страх Господень ненавидит неправды, досаждения же и гордыни, и пути лукавых ( Притч. 8:13 ), и продолжает: Елико велик еси, толико смиряйся и пред Господем [ Col. 1573 ] обрящеши благодать ( Сир. 3:18 ) и: не возносися, да не падеши ( Сир. 1:30 ), потому что ненавистен Богу и человекам всяк гордый. И Иаков: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать ( Иак. 4:6 ). И прибавляет: Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас ( 1Пет. 5:6 ). Посему убоимся, братия, и всяким хранением будем хранить свое сердце от смертоносного духа гордости. Потому что когда он возобладает над жалкой душой, [то поступает,] как некий жестокий тиран: захватив град великий и высокий, весь его разрушает и разоряет [до основания]. И самое достойное жалости то, что сей проклятый бес стремится низвергнуть в особенности совершенных, как было сказано, и взошедших на высоту добродетели и не допустить их возвратиться к покаянию. И как покаются те, которые всего диавола принимают в себя через гордость и делают противником себе Бога? Посему мы посредством смиренномудрия отразим беса гордости, приговаривая сами про себя слова Апостола, когда исполним какую-нибудь добродетель: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною ( 1Кор. 15:10 ); и опять-таки: не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего ( Рим. 9:16 ). И Господом сказано: без Меня не можете делать ничего ( Ин. 15:5 ). И тогда сможем услышать вновь от Господа: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью ( Лк. 10:18–19 ). Ему же, Благому, подобает слава во веки. Аминь. 80 Древняя римская традиция триумфального шествия предполагала ведение пленников вслед за победителями для лицезрения граждан. 82 Страсть гордости (как, впрочем, и всякая другая порочная страсть) не прирождена человеческому естеству, но является противоестественной. Читать далее Источник: Всеобъемлющее собрание (Пандекты) Богодухновенных Святых Писаний/преп. Антиох Монах ; пер., коммент. П. К. Доброцветова ; ред. пер. Д. Е. Афиногенова. - Москва : Сибирская благозвонница, 2015. - 750 с. ISBN 978-5-91362-901-2 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Antioh_Palesti...

Мф.27:57 . Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; «Настал вечер»: после девяти часов по иудейскому счислению, или после трех часов пополудни по нашему. Господь уже испустил дух в это время. – «Пришел»: к месту распятия на Голгофу, чтобы взять тело (ст. Мф.27:59 ). – «Из Аримафеи»: по сказанию ев. Луки ( Лк.23:51 ), это был город иудейский, следовательно, лежал недалеко от Иерусалима. Вероятно, что эта Аримафея – место рождения великого пророка Самуила – то же, что Рама, о которой упоминается Мф.2:18 (см. прим. к этому стиху). Иосиф был член Синедриона ( Мк.15:43 ), человек благочестивый, потаенный ученик Иисусов ( Ин.19:38 ). «Отсюда особенно можно видеть его мужество. Он отваживался теперь на явную смерть, ибо возбуждал всеобщую против себя ненависть, когда обнаруживал свою любовь к Иисусу и дерзнул просить тело Его, и не прежде отступил, пока приял оное, – дерзнул даже не только приять тело и погребсти честно, но и положить в своем новом гробе, чем показал и свою любовь и мужество» (Злат.). Мф.27:58 . он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; «Пришедши к Пилату» и пр.: по обычаю римлян, тела распятых оставались на крестах и делались добычею хищных птиц; но можно было, испросив позволение начальства, снимать их и предавать погребению. Так как день распятия Христа была пятница, а суббота была великим праздником у иудеев, тем более, что в тот год на эту субботу падал первый день Пасхи, который праздновался с вечера пятницы, то иудеи просили Пилата снять тела распятых, ускорив их смерть ( Ин.19:31–37 ). Пользуясь сим, так как Господь уже умер, просил Иосиф у Пилата позволения снять и погребсти тело Его. – «Пилат приказал отдать»: уверившись предварительно, что Иисус действительно умер ( Мк.15:44–45 ). Мф.27:59–60 . и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Помимо направления апостольской миссии, Дух Святой поставляет епископов быть блюстителями, пасти Церковь ( Деян.20:28 ), исполняет радости всех верующих ( Деян.13:52 ), так что Церкви по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святаго Духа, умножались ( Деян.9:31 ). Употребление paraklesei подразумевает, что Дух Святой по отношению к Церкви является parakletos – подробнее об этом говорится в писаниях ап. Иоанна. Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном; но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил ( Деян.6:9–10 ). На примере Стефана свидетельствуется исполнение обетования Господа о том, что Дух Святой научит верующих перед лицом гонителей что и как говорить ( Лк.12:12 ). Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы ( Деян.7:51 ). Речь св. Стефана отсылает слушающих к Быт.6:3 , где также выражена мысль о том, что грешные люди отвергают и противобоорствуют Духу Божию, действия Коего в мире направлены на приведение человека к миру с Богом. В новой эпохе – эпохе Духа Святого весь человеческий мир делится на две части: тех, кто принимает Духа Святого посредством исповедания Христа и крещения, и тех, кто противится Ему – отрицающим Христа образом мыслей, греховным образом жизни или прямым гонением верующих. Неудивительно поэтому, что сопричастность Духу Святому является тем, что определяет принадлежность обществу спасенных, и встретив учеников Крестителя, ап. Павел первым делом сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый ( Деян.19:2 ). Даже не слышали о существовании Духа Святого – раннехристианская проповедь , это проповедь и о Духе Святом, как то, что отличает Церковь от наследия Крестителя, но вместе это и преподание возможности стать сопричастным Духу: и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить [иными] языками и пророчествовать ( Деян.19:6 ). Дух Святой подается после крещения и возложения рук апостольских. Случай с Корнилием ( Деян.10:45 ) – исключение настолько неожиданное, что вызвало изумление у самих апостолов и всех верующих, исключение продиктованное тем, что имело знак благословения проповеди инородцам.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Что ты здесь находишь? Набрал мирры Моей ( Песн.5:1 ), когда пил смешанное со смирною вино и уксус. Приняв это, сказал: совершилось ( Ин.19:30 ). Ибо исполнилось таинство, исполнилось написанное, уничтожен грех: Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенную, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление. Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа ( Евр.9:11–14 ). И в другом месте: Итак, братия, имеем дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою ( Евр.10:19–20 ). И поскольку завеса Его, плоть обесчещена, то прообразующая ее завеса церковная разодралась, как написано: И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу ( Мф.27:51 ). Даже малая часть осталась нераздранной. Поскольку же Владыка сказал: Се, оставляется вам дом ваш пуст ( Мф.23:38 ), то и дом разрушился. 33 . Претерпел это Спаситель, чтобы... умиротворить ( Кол.1:20 ) кровью Креста небесное и земное. Ибо мы были врагами по причине греха; и Бог определил смерть грешнику. Которое же из двух долженствовало быть: по правосудию ли надлежало умертвить, или по человеколюбию нарушить определение? Но примечай премудрость Божию: Он сохранил и истину определения, и силу человеколюбия. Вознес Христос грехи наши...телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды ( 1Пет.2:24 ). Немаловажен был умерший за нас; не чувственный был Агнец; не простой был человек; не Ангел только был, но Бог вочеловечившийся. Не столько важно было беззаконие грешников, сколько важна правда умершего за них. Не столько мы согрешили, сколько сделал правды Положивший за нас душу Свою; положивший, когда восхотел, и опять, когда восхотел принявший ее. И хочешь ли познать, что Он не насильственно кончил жизнь и что не против воли предал дух? Он возгласил ко Отцу, говоря: Отче! в руки Твои предаю дух Мой ( Лк.23:46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

3) служить им хорошим примером; 4) охранять их от соблазнов, дурных примеров и привычек. 538. Кого мы должны еще почитать кроме родителей? Кроме своих родителей мы должны еще почитать: 1) представителей государственной и церковной власти, в особенности главу государства и своего епископа; 2) своих священников и учителей; 3) крестных родителей, опекунов и благотворителей; 4) работодателей и своих начальников по службе; 5) всех старых людей. 539. Почему мы называем священников духовными отцами? Мы называем священников духовными отцами потому, что они нас ведут к духовной жизни и заботятся о нашем спасении, как наши собственные родители. Пояснения: I. Родителей своих не любит тот, кто им возражает, приносит им скорбь и страдание, желает им зла, говорит о них свысока, стыдится их или плохо с ними обращается. II. Проступки против родителей являются большим грехом, и в Ветхом Завете некоторые из них карались смертью ( Исх.21:17 ). III. Служащие должны быть преданы своим предприятиям, в которых они работают; обязанностью же заведующих предприятиями и вообще всех работодателей является выплачивать своим служащим справедливую заработную плату и заботиться об их телесном и душевном благе. IV. Святой Павел пишет: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас не полезно» ( Евр.13:17 ). V. Тот же апостол пишет своему ученику Тимофею (которого назначил епископом): «Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестер» ( 1Тим.5:1–2 ). VI. «Пред лицом седого вставай и уважай лицо (т. е. личность) старца» ( Лев.19:32 ). VII. Что людей, которые заботятся о нашем благополучии, следует почитать, как родителей, видно на примере Самого Христа: хотя святой Иосиф не был Его отцом, несмотря на это Господь Иисус Христос «был в повиновении у него» ( Лк.2:51 ). VIII. Святой Павел говорит, что каждый должен повиноваться высшей власти, потому что «нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены» ( Рим.13:1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010