Таким образом, согласно синоптикам, трижды в разных ситуациях Иисус произносит один и тот же афоризм, имеющий ярко выраженную гиперболическую форму. Он иллюстрирует мысль, проходящую через все Его служение: вера способна творить чудеса. Афоризм прочно запечатлелся в сознании первых христиан. Его отголосок мы находим у апостола Павла в словах: Если имею…всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять… ( 1Кор. 13:2 ). В Евангелии от Луки сразу же за афоризмом о вере следует небольшое поучение, не связанное, как кажется на первый взгляд, напрямую с темой веры: Кто из вас, имея раба пáшущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол? Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам? Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю. Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому чтó сделали, что должны были сделать ( Лк. 17:7–10 ). Приведенное поучение лишено некоторых характерных черт притчевого жанра. Оно не начинается повествовательным зачином типа один человек был богат ( Лк. 16:1 ); или: у одного человека было два сына ( Мф. 21:28 ); или: вот, вышел сеятель сеять ( Мф. 13:3 ). Оно не содержит вопросов типа: чему подобно Царствие Божие? и чему уподоблю его? ( Лк. 13:18 ); или утверждений о том, что Царство Небесное подобно тому-то и тому-то ( Мф. 13:24, 31, 33, 44, 45, 47 ). В нем отсутствует сюжет и герои: есть только пример, взятый из жизни. Пользуясь классификацией, введенной Оригеном 301 , данное поучение можно отнести к разряду «уподоблений». Тем не менее многими исследователями оно включается в разряд притч в силу того, что в нем используется сравнение. Вопросом «кто из вас», как мы видели выше, начинаются еще две притчи: о строителе башни ( Лк. 14:28 ) и о заблудшей овце ( Мф. 12:11 ; Лк. 15:4 ). Им также начинаются некоторые поучения, не имеющие формы притч ( Мф. 6:27 ; Лк. 12:25 ; Ин. 8:7, 46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Деян 6:7. Возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию — ясно, что здесь, как и в ст. 41, говорится о славе Христа, которую видел Исайя. Желание славы человеческой, то есть похвалы от людей и личной безопасности, — разновидность идолопоклонства, см. Мф 6:1–21; Рим 2:29. Верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня — вера в Иисуса не есть вера в одного из людей, сколь угодно святого, а вера в Бога и Его откровение во Христе. Я свет пришел в мир — то же значение, что и в 8:12 (Я свет миру). Чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме — верующий приходит от тьмы к свету, см. 8:12; 9:39. Если кто услышит Мои слова и не поверит ( ‘не сохранит’) — о хранении, а не только о слышании слова, ср. у синоптиков Мф 7:24–27(=Лк 6:47–49). Я не сужу его — в нескольких местах Евангелия от Иоанна говорится, что Иисус — Судья (5:22,27; 8:16,26), и в нескольких — о том, что Он не судит (3:17; 8:15 и здесь). Нельзя предположить, что Иоанн не видел этого противоречия, которое мы встречаем и у Павла, — ср., например, Рим 8:33–34 с 2 Кор 5:10. Оправдание и осуждение — две стороны одного процесса: отвергающий любовь Бога во Христе, которая одна может оправдать человека, тем самым навлекает на себя осуждение. Я пришел не судить мир, но спасти мир — ср. 3:17; Лк 9:56. Отвергающий Меня — ср. Лк 10:16 (отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня). Слово, которое Я говорил, оно будет судить его — слово Иисуса становится новым законом, ср. 7:51 (судит ли закон наш человека). В Прем 9:4 Премудрость, которую часто отождествляли с законом (Торой), описывается как приседящая Престолу Божиему, что может означать, что она выступает как бы активным помощником Бога в Его суде. Ибо Я говорил не от Себя — аористная форма глагола ‘говорил’ предполагает, что служение Иисуса рассматривается как единое завершённое целое. Дал Мне заповедь — ср. 10:18. Что сказать и что говорить — такое употребление пар синонимов типично для стиля Иоанна, и незачем искать различия между глаголами сказать и говорить. Заповедь Его есть жизнь вечная — о том, что закон Моисеев, согласно иудейской вере, есть источник жизни, см. 5:39 и Втор 32:45–47; Лк 10:28; Мк 10:17–18. Но та заповедь, которую Иисус принимает от Отца и исполняет, заменяет ветхозаветный закон. Иисус Сам находит источник жизни в исполнении воли Отца (4:34: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня), несмотря на то, что Ему предстоит отдать жизнь согласно этой воле (10:18). Итак, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец — ср. 8:26,28. Иисус отказывается от собственного величия и от собственного авторитета, отдельного от Отца. В первой части Евангелия, которая тут заканчивается, Иисус живёт в полном послушании воле Отца; во второй части Евангелия рассказано о том, как Он в послушании Его воле умирает. 29. Тайная вечеря (13:1–30)

http://pravmir.ru/evangelie-ot-svyatogo-...

Ангел – значит «посланник, вестник». Иоанн был послан Богом, чтобы возвестить людям скорое пришествие Христа и подготовить сердца человеческие к покаянию и вступлению в Царство Божие. Приближалось время исполнения древних пророчеств о Христе. Лучшие люди израильского народа ждали явления Мессии, но огромные массы людей продолжали жить обычной греховной и суетной жизнью. Тогда и родился Иоанн Креститель. Рождение это было необычайным. Родители – священник Захария и жена его Елисавета – были в летах преклонных, а Елисавета, кроме того, и больная – неплодная (см. Лк.1:7 ). Они жили благочестивой жизнью, «поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно» ( Лк.1:6 ). Но у них не было детей, что считалось среди евреев большим несчастьем и наказанием Божиим. И они не переставали молиться о даровании им ребенка. Бог услышал их молитвы и в глубокой старости даровал им сына. Это и был Иоанн Креститель. Евангелист Лука подробно рассказывает об обстоятельствах его рождения. Однажды, в порядке священнической очереди, Захария совершал богослужение в храме. Когда же он вошел в алтарь для каждения, внезапно перед ним явился ангел Господень и возвестил, что молитва его услышана Богом и что жена его Елисавета родит ему сына, имя которому будет Иоанн. «…Он будет велик пред Господом… и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их… дабы представить Господу народ приготовленный» ( Лк.1:15–17 ). Но Захария усомнился в словах ангела. В страхе и в смущении он сказал: «По чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных» ( Лк.1:18 ). На это ангел сказал: «Я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время» ( Лк.1:19–20 ). Захария вышел из алтаря к народу, и все поняли, что с ним произошло что-то необычайное: он был нем и знаками объяснил явление ему ангела. По окончании дней своего служения Захария возвратился домой. Предсказание ангела исполнилось. Елисавета радовалась будущему рождению младенца и говорила: «Так сотворил мне Господь… чтобы снять с меня поношение между людьми» ( Лк.1:25 ).

http://azbyka.ru/deti/novy-j-zavet-v-izl...

Глава 18 1–2. Повеление Божие пророку Илии явиться к Ахаву. 3–6. Картина голода в последние дни засухи. 7–16. Встреча пророка с Авдием, царедворцем Ахава. 17–19. Свидание пророка с Ахавом, обличение его и предложение испытания силы Иеговы и Ваала. 20–38. На Кармиле: безуспешность молитвы и жертвы жрецов Ваала и ниспадение огня небесного на жертву пророка. 39–46. Казнь жрецов; появление дождя; возвращение Ахава и пророка. 3Цар.18:1 .  По прошествии многих дней было слово Господне к Илии в третий год: пойди и покажись Ахаву, и Я дам дождь на землю. 3Цар.18:2 .  И пошел Илия, чтобы показаться Ахаву. Голод же сильный был в Самарии. «В третий год»: дата эта не представляет противоречия с новозаветными показаниями – 3 года и 6 месяцев ( Лк.4:25 ; Иак.5:17 ), так как последние более точно обозначают всю продолжительность действия пророческого слова Илии, а данное место 3 книги Царств указывает лишь фактическую продолжительность бедствия засухи и голода (в первое время жители могли питаться запасами предыдущего года). 3Цар.18:3 .  И призвал Ахав Авдия, начальствовавшего над дворцом. Авдий же был человек весьма богобоязненный, 3Цар.18:4 .  и когда Иезавель истребляла пророков Господних, Авдий взял сто пророков, и скрывал их, по пятидесяти человек, в пещерах, и питал их хлебом и водою. 3Цар.18:5 .  И сказал Ахав Авдию: пойди по земле ко всем источникам водным и ко всем потокам на земле, не найдем ли где травы, чтобы нам прокормить коней и лошаков и не лишиться скота. 3Цар.18:6 .  И разделили они между собою землю, чтобы обойти ее: Ахав особо пошел одною дорогою, и Авдий особо пошел другою дорогою. Предстоящее свидание пророка Илии с Ахавом падало на время наивысшего развития засухи и голода, и здесь указаны обстоятельства, приведшие к встрече пророка с царем. Должность начальника дворца, введенная Соломоном ( 3Цар.4:6 ), существовала и у Ахава (ст. 3), царствование которого с внешней, политической и международной стороны было, по-видимому, отражением блеска Соломонова царствования (ср. гл. XX). Тем резче выступает упадок религии в это царствование, нашедший выражение, между прочим, в преследовании и умерщвлении Иезавелью пророков (ст. 4), т. е. сынов пророческих, совершавших благочестивые религиозные упражнения под руководством какого-либо пророка (ср. 1Цар.10:5–6,19:20–24 ): очевидно, их было в данное время очень много в Израильском царстве (ср. 4Цар.2:3–7 ); высоко поднявшее голову нечестие вызывало на борьбу с собой великую религиозно-нравственную силу обществ пророческих (неудачно называемых иногда «школами пророческими»). Авдий, начальник дворца Ахавова, по своему благочестию и усердию к религии Иеговы (ст. 3, 7, 12; ср. блаженный Феодорит, вопр. 55) скрывал и питал гонимых пророков в одной из пещер, может быть, на горе Кармиле.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

XIV. Смирение и гордость «Кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Мф. 18:4). «Всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 14:11). «Что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лк. 16:15). «Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17:10). «Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк. 18:13). «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6). «Смиритесь пред Господом, и вознесет вас» (Иак. 4:10). «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5:5). «Смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время» (1 Пет. 5:6). «Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренных духом спасет» (Пс. 33:19). «Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно е и смиренно е Бог не уничижит» (Пс. 50:19). «Призрел Он на молитву смиренных и не уничижи л моления их» (Пс. 101:18). «Кто, как Господь, Бог наш... на высоте жив ущий и на смиренны х взирающий на небе и на земл е» (Пс. 112:5—6). «Высок Господь , и на смиренно е взирает , и превознесенное издали знает» (Пс. 137:6). «Видел я нечестивого превозносящ его ся и высящ его ся как кедры Ливанские: и прошел я мимо , и вот нет его; и искал его и не нашлось место его» (Пс. 36:35—36). «Ты низложил их , ко гда они разгорде ли с ь. Как... они пришли в разорение ? Внезап но исчезли, погибли за беззаконие свое» (Пс. 72:18—19). «Ты, Господи, людей смиренны х спасеш ь и очи гордых смириш ь» (Пс. 17:28). «Ты смирил , как раненого , гордого» (Пс. 88:11). «Не жи л посреди дом а моего поступающий горд о» (Пс. 100:7). Святой Златоуст об этом Гордость — это корень и источник всякого беззакония (Беседа 15 на евангелиста Матфея, гл. 5). Великое зло, колеблющее весь свет, от гордости произошло (Беседа 15 на евангелиста Матфея, гл. 5). Нет ничего гордости подлее, ничего нет смирения выше (Беседа 65 на евангелиста Матфея).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4025...

Господь говорит: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк 16:16 ). По словам апостола Павла, «оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа» ( Рим 5:1 ); «ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар» ( Еф 2:8 ). Апостол Иоанн Богослов пишет: «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира. А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди» ( 1Ин 2:2–3 ). § 6. Пресвятая Богородица В Священном Писании о Божией Матери говорится, прежде всего, в связи с рождением Иисуса Христа ( Мф 1:18–25 ; Лк 1:26–38 ). По словам Евангелия, Архангел Гавриил был послан «в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве» Марии и возвестил Ей, что Она родит Сына, Который «наречется Сыном Всевышнего». Мария, свидетельствуя о Своей чистоте, сказала, что она «мужа не знает», однако Ангел сообщил Ей, что Она зачнет Сына чудесным образом: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» ( Лк 1:26–35 ). Когда святой Иосиф усомнился в чистоте Девы Марии, ему во сне явился Ангел Господень, сказавший, что случившееся является исполнением древнего пророчества: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына» ( Мф 1:19–25 ; Ис 7:14 ). После рождения Младенца Иисуса Дева Мария была с Ним при поклонении волхвов ( Мф 2:11 ) и пастухов ( Лк 2:8–20 ), «слагая в сердце своем» все слышанные от них слова пророчеств, а затем сопутствовала праведному Иосифу для предписанного законом принесения Иисуса в Иерусалим, где произошла встреча Иисуса и Его Матери с праведным Симеоном Богоприимцем ( Лк 2:22–39 ). Кроме того, в Новом Завете о Божией Матери говорится в рассказе о проповеди двенадцатилетнего Иисуса в храме ( Лк 2:41–51 ), а также в повествовании о том, как Она и братья Иисуса хотели говорить с Ним, а Он, указав на учеников, сказал: «Вот матерь Моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» ( Мф 12:49–50 ; Мк 3:31–35 ; Лк 8:19–21 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Не пришел Спаситель наш призвать праведников, но грешников к покаянию ( Мф.9:13 ). «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» ( Мф.9:12 ). Вот и оплакавшая у ног Его пороки свои услышала глас Его: «прощаются тебе грехи» твои ( Лк.7:48 ). Вот и закоренелый в неправедных делах начальник мытарей, за свое пожелание пол имения раздать нищим, получил спасение со всем домом своим ( Лк.19:9 ). И проведший всю жизнь свою в злодеяниях, вот и он, за одну веру в Распятого с ним, первым вошел в Рай ( Лк.23:43 ). Кто же не подивится, видя такую благость нашего Господа? Кто еще не познает, что Он благ, и милость Его вечна ( Пс.117:1 )? Премногие Его откровения показывают, что во Царствии Его многие обители наполнены прежде бывшими великими грешниками. Не из числа ли их и тот первоверховный Петр, плакавший некогда горько о своем отречении от своего Господа и всегда сознавший себя, – «потому что я человек грешный» ( Лк.5:8 )? И другой, подобно ему славой и честью венчанный, не именует ли себя доныне в своих писаниях первым грешником ( 1Тим.1:15 )? Так, всех Ты, Господи, заключил в непослушание, чтобы всех помиловать ( Рим.11:32 ). Припоминаю же я неправды святых Твоих не для того, чтобы выставить их на позор, но чтобы мне, обремененному грехами, иметь надежду на Твою великую милость. Знаю я, что и ныне покаяние неизменное ведет ко спасению всякого грешника; но что делать мне, который каюсь сегодня, а завтра грешу? Но говорил же некогда некто из Твоих, Господи: «злое, которого не хочу, делаю» ( Рим.7:19 ). Да вразумит и меня неизменное слово Твое; «просите, и дано будет вам» ( Мф.7:7 ). Пусть ободрит меня Твое нам узаконение: «если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, – прости ему» ( Лк.17:4 ). Если нам, более или менее всем злобным, Ты советуешь так поступать: то не тем ли более Сам Ты, благий, сотворишь с нами, когда мы будем у Тебя просить пощады себе? Если задолжавший тьмою талантов получил оставление долгов за то, что попросил только отсрочки ( Мф.18:27 ): то и мне безумно подобиться Каину, вопиющему: «наказание мое больше, нежели снести можно» ( Быт.4:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Надежда кающимся I. Сам Бог призывает к покаянию и велит каяться (Лк. 5:32). II. Бог долготерпит нас, чтобы покаялись; ожидает всякого и хочет любезно кающегося принять (Лк. 15:21—24). III. Бог в святом слове Своем объявил, что Иисус Христос будет судить всю вселенную правдою. И тем милостиво предостерегает и поощряет к покаянию всех, чтобы страшного осуждения по делам избежать смогли (Мф. 25). IV. Бог обещал кающимся и грехов их не вспоминать: «вс е гре х и его , — беззаконника кающегося, — которые с о делал, не помянутся» (Иез. 33:16). V. Бог Свое обещание и клятвой Своей утвердил, чтобы мы не сомневались приходить к Нему с покаянием. «Живу Я, говорит Господь... не хочу смерти грешника, но чтобы он обратился... и был жив» (Иез. 33:11). VI. Примеры покаявшихся и милость от Бога получивших свидетельствуют о том; также притча о блудном сыне (Лк. 15) и притча о овце, погибшей и обретенной, то же милосердие Божие к грешникам показывают (Лк. 15). Четьи — Минеи читай и увидишь довольные примеры покаявшихся. VII. Христос ради того и в мир пришел, чтобы грешников спасти: «Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников» (1 Тим. 1:15). «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19:10). VIII. Радуется Отец Небесный со всеми Ангелами о грешнике кающемся. «Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» , — говорит Христос (Лк. 15:10). Пособие к покаянию Милость всякому являть; прощать обиды ближнему; против греха крепко стоять и Христа в помощь призывать. (Смотри об этом и в рассуждении о грехе). XVII. Христианская обязанность «Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите. Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым» (1 Пет. 2:17—18). «Покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь» (2 Пет. 1:5—7).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4025...

Тот, кто так молится, прежде всего испытывает ранее указанную нами пользу, а потом он становится способнее и к более тесному общению с Духом Господним, наполняющим всю вселенную (Прем. 1:7), с Тем, Кто наполняет всю землю и небо, потому что Он через пророка говорит так: Не наполняю ли Я небо и землю (Иер. 23:24)? Кроме того, о чем мы ранее упоминали, он может, вследствие своей чистоты от греха и вследствие своей молитвы, иметь участие в молитве Сына Божия, Который становится посреди даже и не знающих Его (Ин. 1:26), Который никого не оставляет без помощи и вместе со взыскиваемым от Него человеком молится ко Отцу. Ибо Сын Божий есть первосвященник, возносящий наши жертвы к Отцу и ходатайствующий за нас пред Ним; Он молится за молящихся и умоляет Отца вместе с умоляющими Его. Но, конечно, не как. за близких Ему молится он за тех, которые сами не молятся неустанно во имя Его; и не как заступник за тех ходатайтствует Он перед Богом, которые не следуют Его наставлениям, что постоянно дблж–но молиться и не тяготиться молитвой. Сказал Он, говорится, притчу и о том, что всегда должно молиться и не ослабевать, говоря: В некотором городе был судья и пр. (Лк. 18:1—2). И ранее: Положим, что кто–нибудь из вас, имея друга, пришел к нему в полночь и сказал ему: Друг, дай мне взаймы три хлеба, ибо зашел ко мне с дороги друг мой и мне нечего предложить ему (Лк. 11:5—6). И сразу вслед за тем: Говорю вам: если он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то встанет и ему даст сколько просит по неотступности просьбы его (Лк. 11:8). И потому, кто из верующих неложным устам Иисусовым не найдет для себя побуждения к молитве в словах Его: Просите и дано будет вам; потому что всякий просящий получает (Лк. 11:9—10)? Ибо когда мы просим Небесного нашего Отца о хлебе естественном, то Он, благой, дает нам, которые приняли от Него дух сыновства (Рим. 8:15), не камень, какой по желанию сатаны должен был служить пищею Иисусу и ученикам Его (Мф. 4:3; ср. Лк. 11:11), но дает просящим у Него дар добрый (т. е. настоящий хлеб), подавая дожди с неба (Лк. 11:13; ср. Деян. 14:17), чтобы на полях могли произрастать плоды.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

Отец безначален по отношению к Сыну и Святому Духу лишь по Своему личному свойству — нерожденности, а по Божеству, общему всем Трем Лицам, собезначальна вся Пресвятая Троица. Святитель Григорий Богослов говорит: «И Отцу, и Сыну, и Святому Духу общи неначинаемость бытия и Божественность; но Сыну и Духу принадлежит иметь бытие от «Отец есть имя Божие, не по сущности и не по действию, но по отношению, какое имеют Отец к Сыну или Сын к Сын, или Слово Божие, есть истинный Бог. В Прологе Евангелия от Иоанна ( Ин 1:1–18 ) термины «Слово», «Бог» и «Единородный» относятся к одному Лицу. Слово Божие изначально существовало «у Бога» или «с Богом» ( Ин 1:1–4 ); Оно существовало до сотворения мира и участвовало в сотворении мира и человека ( 1Ин 1:1–3 ). Слово Божие пребывает с Богом и есть Бог ( Ин 1:1,18 ). В Ветхом Завете прообразовательно говорится о Слове Божием: Бог «послал Слово Свое и исцелил их, и избавил их от могил их» ( Пс 106:20 ). Господь Иисус Христос, проповедуя о Себе как о Сыне Божием, показывает, что проповедует не новое учение, которое было бы неизвестно иудеям: ссылается на ветхозаветные тексты ( Мф 22:42–45 ; Лк 24:27 ; Ин 5:39,46; 7:38 ). Иисус Христос говорит о Себе: «Я и Отец — одно» ( Ин 10:30 ), «Отец во Мне, и Я в Нем» ( Ин 10:38 ). Много раз Он говорит о Своем единстве с Отцом: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю… Истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также» ( Ин. 5:17,19 ). В Священном Писании Сын Божий именуется Сыном Единородным ( Ин 1:14,18; 3:16 ; 1Ин 4:9 ), пребывающим в лоне Отца ( Ин 1:18 ), Сыном возлюбленным ( Мф 3:17 ; Мк 1:11 ; Мк 9:7 ; Лк 3:22 ; Лк 9:35 ; Лк 20:13 ), Сыном истинным ( 1Ин 5:20 ). Святой Дух есть истинный Бог. В Ветхом Завете неоднократно упоминается дух Божий (или дыхание Божие) как творческая и животворящая сила. Во время сотворения мира «Дух Божий носился над водою» ( Быт 1:2 ). Дух Божий создал человека ( Иов 33:4 ) и живет в нем ( Иов 27:3 ). Дух Божий, или дух Господень, — «дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух вéдения и благочестия» ( Ис 11:2 ). Он сходит на царей, священников и пророков, поставляя их на служение.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010