Ранние библейские тексты рассматривают шеол как место обитания всех умерших независимо от их образа жизни на земле. В шеол попадают не только грешники, но и праведники. Умирая, туда нисходит Иаков (Быт 37. 35); «приложился к народу своему» Авраам (Быт 25. 8); «к смерти и в дом собрания всех живущих» (имеется в виду «собрание», в к-рое попадут все живущие на земле после своей смерти.- М. И.) будет приведен Иов (Иов 30. 23). Древние евреи полагали, что души всех людей после смерти влачат в шеоле бесцельное и безрадостное существование. Они пребывают «в стране тьмы и сени смертной, в стране мрака, каков есть мрак тени смертной, где нет устройства, где темно, как самая тьма» (Иов 10. 21-22). Тех же, кто совершил тяжелые преступления (напр., Корей , Дафан и Авирон), может поглотить земля, и тогда они нисходят в шеол живыми (Числ 16. 30-33). В отношении их в Израиле существовала даже псаломская молитва, в к-рой говорилось: «Да найдет на них смерть, да сойдут они живыми в ад, ибо злодейство в жилищах их, посреди их» (Пс 54. 16; ср. Притч 1. 12). Среди обитателей шеола библейские тексты называют рефаимов (евр.   в синодальном издании в большинстве случаев переводится словом «мертвецы»). Относительно рефаимов среди толкователей нет общего мнения. Одни считают, что этим словом в Библии обозначаются все мертвецы (что и отражено в синодальном переводе); для др. рефаимы - это наиболее известные или же знатные обитатели шеола. Так, в 9-м ст. 14-й гл. Книги прор. Исаии рефаимы именуются «вождями земли». Третьи, цитируя Притч 21. 16: «Человек, сбившийся с пути разума, водворится в собрании мертвецов» (в евр. тексте  ), предполагают, что рефаимами в Библии называются только грешники. В более поздние ветхозаветные времена, особенно в эпоху Второго иерусалимского храма, в связи с развитием у иудеев идеи справедливости и с усилением мессианских ожиданий представления о шеоле видоизменяются. Для одних шеол становится теперь местом пребывания только грешников, к-рые испытывают там бесконечные мучения. Они окованы «скорбью и железом» (Пс 106. 10); их «цепи ада облегли» и «сети смерти опутали» (Пс 17. 6). В преисподнюю, к «царю ужасов», нисходят теперь нечестивые, тираны (Иов 18. 5-21); там же находится и «денница, сын зари», под к-рым «подстилается червь, и черви - покров» его (Ис 14. 9-15). Праведники после своей кончины попадают в др. место, к-рое в новозаветные времена получит название «рая» (греч. παρδεισος - сад, парк). Наряду с этим появилось и др. видоизмененное представление о шеоле, согласно к-рому последний имеет 2 отд-ния: для грешников и для праведников. Это представление дает притча Иисуса Христа о богатом и Лазаре, в к-рой говорится, что нищий после своей кончины «отнесен был Ангелами на лоно Авраамово» (Лк 16. 22). Богач, после смерти испытывающий муки в аду, «поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его» (Лк 16. 22-23).

http://pravenc.ru/text/63424.html

63 2 Тим 1:7. 64 1 Кор 12:11. 65 Ин 3:8. 66 Пс 102:4. В Синод.пер.: милостью и щедротами. 67 Пс 58(по LXX). В Синод.пер.: Бог милующий меня, предварит меня. 68 Пс 22(по LXX) В Синод.пер.: Благость и милость да сопровождают меня. 69 Рим 6:23. В Синод.пер.: Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем. 70 Ср.: Рим 1:17; Гал 3:11; Евр 10:38; Авв 2:4. 71 2 Кор 12:7. 72 Рим 6:23. 73 Рим 6:23. 74 Иак 1:17. 75 1 Кор 4:7. 76 Ин 1:16. 77 Ис 7(по LXX). В Синод.пер.: Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены. 78 Ср.: Рим 9:21—22. 79 Ср.: Рим 5:12. 80 Рим 9:23. 81 Флп 3:15. 82 Рим 9:19. 83 Рим 9:20—21,23. 84 Ср.: Рим 1:17; Гал 3:11; Евр 10:38; Авв 2:4. 85 Рим 9:14. 86 Рим 11:33. 87 Пс 35:4. В Синод.пер.: Не хочет он вразумиться, чтобы делать добро. 88 Притч 29(по LXX). В Синод, пер.: Словами не научится раб, по­тому что, хотя он понимает их, но не слушается 89 Ср.: Лк 12:47—48. 90 Рим 1:18—20. В Синод.пер.: ...Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны. 91 Рим 1:21. 92 Рим 2:1. 93 Ин 15:22. 94 Рим 2:12. 95 Еккл 7:29. 96 Ср.: Рим 5:12. 97 Ср.: Рим 2:1. 98 Рим 3:20. 99 Рим 7:7. 100 Рим 7:22. 101 Рим 7:24—25 В Синод, пер.: Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. 102 Рим 9:19. 103 Притч 19:3. Ср. Синод, пер.: Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа. 104 Ср.: Рим 9:21—23. 105 Ср.: Пс 44:8; Евр 1:9. 106 Рим 7:25. 107 Ср.: Пс 102:3—4. 108 Рим 5:18. В Синод, пер.: Посему, как преступлением одного всем че­ловекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни 109 Ср.: Ин 3:5. 110 Тит 3:5. В Синод.пер.: баню возрождения. 111 Ср.: Деян 10:34. 112 Мф 10:30,29. 113 Рим 11:33. 114 Ср.: Лк 19:10; Мф 18:11. 115 Рим 9:10—12; Быт 25:21—23. 116 Рим 9:13; Мал 1:2—3. 117 Следует отметить, что именно такова обычная точка зрения греческих Отцов Церкви на это затруднение. Так, свт. Иоанн Златоуст в своем тол­ковании этого места из Послаиия к Римлянам говорит: «Почему один был любим, а другой ненавидим? Почему один служил, а другой принимал услуги? Разве потому, что один был порочен, а другой добр? Но ведь когда они еше не родились, один удостоился чести, а другой был осужден, так как еще до их рождения Бог сказал, что больший будет в порабоще­нии у меньшего. Итак, почему Бог сказал это? Потому что Он не ждет, как человек, окончания деяний, чтобы видеть, кто добр, а кто нет, но и преж­де деяний знает ( πρ τοτων οδε ) у кго порочен, а кто нет» (Homiliae in epistulam ad Pomanos, 16.5//PG Т. 60. Col. 555). — Прим ред.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2784...

Вот, наступают дни, — глаголет Господь другому пророку, — и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро… И вот имя Его, которым будут назьшать Его: «Господь оправдание наше!» ( Иер.23:5-6 ). Так говорит Господь: если можете разрушить завет Мой о дне и завет Мой о ночи, чтобы день и ночь не приходили в свое время, то может быть разрушен и завет Мой с рабом Моим Давидом, так что не будет у него сына, царствующего на престоле его, и также с левитами-священниками, служителями Моими ( Иер.33:20-22 )… С какой ясностью открывается, что Давид в очах Господа есть не Давид-лицо, царствовавший некогда в Иудее, а Давид — царь и помазанник Царства Божия; что семя его, многое как звезды и песок, не есть плотское потомство Давидово, но Христос, корень и потомок Давида ( Откр.22:16 ) со Своим семенем; что левиты и священники суть служители Нового Завета, новой Церкви Божией. Еще разительнее Господь описывает будущее царство Давида раба Своего пророку Иезекиилю (37, 21 28; ср. Ос.3:5 ). Таким образом, ко временам Спасителя в народе иудейском было всеобщее чаяние восстановления царства Давидова. Все ждали восстановителя — потомка Давида, или, по выражению иудеев, Сына Давидова, хотя очень немногие понимали, что это за царство должно быть и что за царь, с которыми так тесно связывалось имя Давида. Хрис-тоси Сьш Давидов — уже тогда это были для народа однозначащие слова и понятия ( Мф.12:23; 22, 42 . Ин.7:42 ). Архангел-благовестник первый сказал, что этим восстановителем престола Давидова будет благовествуемый им Иисус. Но эту весть приняла и сложила в сердце Своем ( Лк.2:19 ) одна кроткая и молчаливая Матерь Иисусова. Дела великого Пророка ( Лк.7:16 ), вскоре огласившего Своим именем всю землю Израильскую, невольно заставили придать Ему драгоценное и для всех вожделенное имя Сына Давидова. И Сам Господь не отрицался этого имени, только хотел возвести мысль иудейских учителей к высшему и ис-тиннейшему разумению его ( Мф.22:43-45 ). Но и это Он делал уже тогда, когда, утаенное от мудрых и разумных, оно было благоволением Божиим открыто младенцам ( Мф.11:25 .

http://azbyka.ru/propovedi/propovedniche...

Евангелист Лука обстоятельство указания предателя помещает после установления Таинства Причащения, тогда как Матфей и Марк – прежде. Надобно предполагать, что сии последние повествуют о нем хронологически точнее. Различие это конечно неважное, когда самые события рассказаны совершенно согласно (Мих.). Лк.22:14 . И егдá бысть чáс, возлежé, и обанáдесяте апóстола с ним. (И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним,) Егда быст (когда настал) час, т. е. определенное законом время совершения ветхозаветной Пасхи, – вкушения пасхального агнца. У Матфея и Марка сказано: когда настал вечер. Возлеже (возлег), т. е. сел. (Чит. о сем объясн. 37 ст. 11 гл.). По Евангелию Иоанна ( Ин.13 ), Иисус Христос предварил самое совершение тайной вечери умовением ног Своим ученикам (Об обычае умовения ног чит. в объясн. 38 ст. 7 гл.) Там так повествуется об этом: Иисус встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду, и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы, называете Меня Господом, Учителем, и правильно говорите, ибо Я точно то. И так, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Лк.22:15 . И речé к ним: желáнием возжелех сию пáсху ясти с вáми, прéжде дáже не приимý мýк: Лк.22:16 . глагóлю бо вáм, яко отсéле не имам ясти от нея, дóндеже скончáются во цáрствии Бóжии. (и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием.) Желанием возжелех (очень желал Я) и пр. Эта Пасха была особенная, потому Господь особенно и желал совершить ее с Своими учениками: она была последняя, которую Господь праздновал с ними во время земной жизни (ст. 16), и при совершении ее Он был намерен, в замен этой ветхозаветной и прообразовательной вечери, установить новозаветную, истинную вечерю Своего Тела и Крови, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

После того, как мужчина с кувшином воды укажет апостолам нужный им дом, необходимо было найти «и сказать хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?» (Лк. 22, 11). «И он покажет вам горницу большую, устланную, готовую: там приготовьте нам» (Мк. 14, 15). В Священном Писании ничего не говорится о том, кто был хозяином дома. И все несколько интересных фактов следует привести. Дом этот был большой и располагался в самой престижной части города, на Сионском холме в непосредственной близости от дворца Ирода и шаговой доступности от горы Мория, на которой стоял Иерусалимский храм. То есть, человек, который предоставил Господу свой дом, был очень знатного происхождения. И так как этот район издревле принадлежал потомкам царя Давида, то есть у нас основания предполагать, что и хозяин был одного рода со Христом. Господь заранее обговорил с этим человеком обстоятельства своего последнего посещения Иерусалима. Он арендует у него горницу, то есть помещение на втором этаже. Так обычно поступали все раввины, когда хотели собрать своих учеников воедино для важного сообщения. Вот и Христос собирает своих апостолов для последнего наставления. «И пошли ученики Его, и пришли в город, и нашли, как сказал им; и приготовили пасху» (Мк. 14, 16). Что же представляла из себя ветхозаветная трапеза пасхи? На столе в этот день должны быть в обязательном порядке следующие блюда и компоненты: запеченный целиком пасхальный агнец, три чаши вина, пресный хлеб (маца), горькие травы, соленый соус, сладкий соус и три чаши для омовения рук. Но Господь, вновь удивляет своих учеников тем, что меняет установленные традиции. На столе было все, кроме агнца. Все верно, этим самым жертвенным агнцем предстояло стать Самому Христу. «Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками» (Мф. 26, 20). Евангелист Матфей четко дает нам понять, что в момент начала трапезы все двенадцать ближайших учеников были со Христом вместе. «И сказал им Господь: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием» (Лк. 22, 15 – 16). «И, взяв чашу и благодарив, сказал: примите ее и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие» (Лк. 22, 18).

http://ruskline.ru/news_rl/2024/05/02/no...

9-10). «Мысль солгать Духу Святому» (Деян 5. 1-3) также была внушена Анании «отцом лжи», а предательство Иуды состоялось после того, как «диавол… вложил в сердце» его это преступное намерение (Ин 13. 2). Согласие Иуды предать Христа стало поистине сатанинским грехом, поэтому после этого сатана беспрепятственно входит в сердце предателя (Лк 22. 3). Иисус Христос прямо называет Иуду «диаволом»: «...не двенадцать ли вас избрал Я? Но один из вас диавол» (Ин 6. 70). В обращенном к ап. Петру обличении: «Отойди от Меня, сатана» (Мф 16. 23) - Христос, по мнению некоторых толкователей, называет сатаной не апостола, а диавола, к-рый продолжал Его искушать и к к-рому Христос уже обращался с такими же словами (Мф 4. 10). «Он (Иисус Христос.- М. И.) взглянул на мгновение чрез Петра и увидел за ним прежнего Своего врага…» ( Лопухин. Толковая Библия. Т. 8. С. 281). Ослепленные злобой иудеи приписывали бесоодержимость Иоанну Крестителю (Мф 11. 18; Лк 7. 33) и даже Самому Христу (Ин 8. 52; 10. 20). Однако бесноватый не может ни исцелять больных (Ин 10. 21), ни изгонять бесов (Мф 12. 24-29; Лк 11. 14-15). «Если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его?» (Мф 12. 26; ср.: Мк 3. 23-27). Иисус Христос побеждает диавола не «силой веельзевула, князя бесовского» (Мф 12. 24), а «Духом Божиим» (Мф 12. 28) - это значит, что «сильный», т. е. диавол, уже «связан» (Мф 12. 29), «осужден» (Ин 16. 11) и «изгнан будет вон» (Ин 12. 31). Однако он не прекращает ожесточенной борьбы как с Христом (Ин 14. 30), так и с Его последователями. Он просит сеять апостолов, «как пшеницу» (Лк 22. 31). «Как рыкающий лев», диавол «ходит... ища кого поглотить» (1 Петр 5. 8); он имеет «державу смерти» (Евр 2. 14); христиан он «будет ввергать… в темницу» (Откр 2. 10). Апостолам, совершавшим дело евангельского благовествования, сатана чинит всяческие препятствия (1 Фес 2. 18). Поэтому, объясняет ап. Павел, «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф 6.

http://pravenc.ru/text/171673.html

   Без молитвы спасение невозможно. Это — основной новозаветный принцип, данный Самим Спасителем. Этот принцип особенно проявляется в ясном учении Спасителя о том, «что должно всегда молиться и не унывать» (Лк.18:1-7). Без молитвы невозможно очистить себя от греха и зла, а это значит — невозможно спасти себя от греха и зла. Для Христова последователя Богочеловеческая молитва — единственная сила, очищающая человеческое существо от всякой скверны, от всякой нечистоты, от всякого греха, от всякого бесовского действия (букв. «от всякого беса». — «Примеч. пер.»), ибо всеистинный Господь изрек благовестие, что род нечистых духов как подлинных зачинателей всех духовных и телесных скверн изгоняется лишь молитвой и постом (Мф.17:21; Мк.9:29).    Богочеловеческая молитва — это естественное выражение Богочеловеческой веры, посему Господь и благовествует: «Всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф.21:22); «если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю» (Ин.14:13, 14, 15:16). Если два истинных последователя, Богочеловека согласятся на земле в чем бы то ни было, то о чем бы они ни попросили, даст им Отец Небесный (см. Мф.18:19). Посему Спаситель и заповедует всем непрестанную и неотступную молитву: «Просите и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам. Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Лк.11:9-10; Мф.7:7-8). Молитва — это Богочеловеческое оружие, которым человек защищается от напастей и искушений (см. Лк.22:46). Она регулирует отношение христианина не только к друзьям, но и к врагам, поэтому человеколюбивый Спаситель заповедует: «Молитесь» (Богу) «за гонящих вас» (Мф.5:44).    Молитва — тогда евангельская, когда человек присутствует в ней всем своим существом, всей своей душой, всей своей мыслью, всей своей силой; но она бессмысленна, если состоит из слов, пусть даже из многих слов, в которых нет ни души, ни сердца (см. Мф.6:7). Молитва спасительна, если исполнена не только любви к Богу, но и любви к людям, выражаемой прощением: «Когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого» (Мк.11:25; ср.: Мф.5:23-24). Храм есть дом молитвы; всё, что не молитва, и всё, что не от молитвы, превращает храм в вертеп разбойников (см. Мф.21:13; Мк.11:17; Лк.19:46). Каждый христианин — это храм Божий (см. 1Кор.3:16), а это значит: каждый христианин — это дом молитвы. Если христианин не молится, то он сделал себя вертепом разбойничьих страстей, истребляющих в нем всё Божие.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В будущей жизни, когда будет новое небо и новая земля ( Откр.21:1 ), небесный Иерусалим не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения... – ночи там не будет ( Откр.22:5 ). Там не будет различия дней, следовательно, не будет и субботы, а настанет вечный день радости и блаженного общения с Богом ( Откр.3:4 ). 8) Иисус Христос заповеди (4-й) о субботе не отменил: не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царствии Небесном ( Мф.5:17–19 ). Так как Иисус Христос пришел не нарушить закон или пророков, но исполнить (т.е. исполнить то, к чему стремились закон и пророки, восполнить закон, усовершить его и отменить в нем элемент временный, национально-иудейский), то Он не разрушил как всех прочих заповедей, так, в частности, и четвертой, а уяснил истинный смысл ее. Он указал, как должны праздновать Его последователи и в чем состоит истинное освящение праздничных дней. По слову Господа празднование состоит вовсе не в соблюдении лишь покоя от будничных работ, а именно в освящения дня действиями богослужебными ( Мф.12:5 ; Ин.7:22 ), поэтому Он со Своими учениками имел обыкновение посещать по субботам синагогальное богослужение ( Лк.4:16 ). За это учение о сущности празднования иудеи считали Господа нарушителем субботы ( Ин.5:18; 9:16 ). Из будничных дел дозволяются в праздники, как видно из представленных Им примеров, дела неотложные, вынужденные необходимостью (напр. голодом – Мф.12:1–7 , неотложными заботами по хозяйству, как, напр., водопой скота – Лк.13:15 , делами любви и милосердия – Мф.12:12 ; Мк.3:4 ; Лк.6:9; 13:12, 14:3 ; Ин.5:2–9, 9:7 и т. п. – Лк.14:5 , которые нисколько не мешают празднованию. 673 При этом Иисус Христос учил, что суббота для человека, а не человек для субботы ( Мк.2:27 ), т.е. распределение времени на праздничное и будничное установлено для человека для того, чтобы удобнее мог совершать добрые дела, предназначенные ему ( Еф.2:10 ); и такой распорядок времени не есть нечто неизменное·, потому что Сын Человеческий есть господь и субботы ( Мк.2:28 ), т.е. Он имеет власть вместо ее установить празднование другого дня, изменить, усовершить и самый способ празднования. 674

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Греческие глаголы «благословлять» ( ελογειν) и «благодарить» ( ε– χαριστειν) по смыслу соответствуют одному еврейскому глаголу «барах» (barach), значение которого в русском языке может быть выражено словами «благодарить славословием». Поэтому евангелист Лука пользуется одним и тем же глаголом « εχαρι– στεν», когда говорит о благословении Господом не только хлеба ( Лк.22:19 ), но и той чаши, которая предшествовала преломлению хлеба ( Лк.22:17 ). Апостол Павел употребляет два этих греческих глагола в одной и той же фразе как однозначащие: «Если ты будешь благословлять ( ελογειν) духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет «аминь» при твоем благодарении ( εχαριστα)?» ( 1Кор. 14:16 ). Из сказанного видно, что когда евангелисты Матфей и Марк говорят о благословении Господом хлеба, а евангелист Лука – и о благословении чаши, то в данном случае они имеют в виду не действия вроде современных благословений Евхаристических Даров, а произнесение славословий – барах. Иисус Христос соблюдал этот благочестивый обычай Своего народа. Так, перед чудесным насыщением пяти тысяч человек Он, «взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу» ( Мф. 14:19 ; ср. Мк. 6:41 ; Лк. 9:16 и Ин. 6:11 ). В другой раз, перед чудесным насыщением четырех тысяч человек, Он, «взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу» ( Мф. 15:36 ; ср. Мк. 8:6 ). (Уместно заметить, что синоптики, говоря о благословении Господом пяти хлебов, употребляют глагол ελγησεν, а Иоанн Богослов – соответствующий ему по значению εχαριστσας, а в описании второго чуда насыщения те же синоптики Матфей и Марк пользуются глаголом εχαριστσας). Воскресший Христос, трапезуя с Клеопой и другим учеником в Эммаусе, также, «взяв хлеб, благословил ( ελγησεν), преломил и подал им» ( Лк. 24:30 ). Нет никаких оснований допускать, чтобы Иисус Христос пренебрег этой благочестивой традицией на пасхальной трапезе. Вне сомнения, Он также благословлял каждое блюдо и читал послетрапезные славословия, которые текстуально могли отличаться от зафиксированных в Талмуде, но по общей их цели прославления Бога как Творца и Источника всех благ, а также и по форме обращения в них к Богу, были идентичны талмудическим.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Даже те места, на которые ссылаются как на подтверждающие иные воззрения, заключают в себе при нашем толковании более величавую силу и красоту, так как, благодаря своему контрасту, показывают в самом ярком свете добровольное снисшествие Христа на землю и Его уничижение. Так, например, когда Он говорит: Лисицы имеют норы, и птицы небесные гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где преклонить голову ( Лк.9:58 ), или: Кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом, так как и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих ( Мф.20:27 и 28). Таким образом, человечество Христа, в своем возвышении над обыкновенным человечеством и в своем снисхождении до него ради его возвышения и спасения, уже представляет собой свидетельство о Его Божестве. Но Христос называет Себя Сам и очень часто называется также Своими учениками в собственном смысле Сыном Божиим. Он не просто Сын Божий, подобно Архангелам, Ангелам, Властям и спасенным людям, но Сын Божий в собственном смысле, как ни одно другое разумное существо никогда не было и не может быть, так как такое существо делается Сыном. Божиим только как творение Божие или через усыновление посредством нового духовного рождения и может владеть этим правом в зависимости от абсолютного и вечного сыновства Христа ( Мф.11:27, 21:37, 22:42, 26:63 и след.; 27:43; Мк.12:6, 13:32, 14:62 ; Лк.10:22 ; ). Христос есть Единородный Сын Божий ( Ин.1:18 ), как Его называет Его возлюбленный ученик, или «рожденный от вечности Сын из существа Отчего», как выражаются древние вселенские богословы. В этом высоком смысле ученики Христовы добровольно присвоили Ему это название ( Мф.16:16 ; Мк.3:11 ; Ин.1:34, 49, 9:27, 20:31 ; также и многие места в Деяниях апостольских и Посланиях, где выражение Сын Божий так же часто встречается, как и выражение, Сын Человеческий в Евангелии), и Христос не отклоняет его от Себя, а Бог Отец Сам называет Его так при Крещении и Преображении ( Мф.3:17 ; Лк.3:22 ; Мф.17:5 ; Лк.9:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/syn-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010