Сам Он нередко проводил целые ночи в молитве ( Лк. 6:12 ; Мф. 14:23 ), причем молился с возведенными к небу очами, коленопреклоненный, или падши на лице свое ( Лк. 21:41,45 ; Ин. 17:1 ; Мф. 26:39 ). Что касается до места молитвы, то Он не одобрял исключительного предпочтения какого-нибудь одного определенного места перед всеми другими, как это было у иудеев и самарян. О христианском поклонении Богу Он говорил, как о таком, которое должно совершаться не в Иерусалиме только, и не на той только горе, где совершали свое богослужение самаряне, но и в других местах ( Ин. 4:21 ). Но Он не был в этом отношении совершенно безразличен. Правда, Он говорил свои поучения, совершал свои чудесные действия, не ограничиваясь ни местом, ни временем, принимая во внимание единственно нужды погибших детей дома Израилева, Он учил и исцелял в храме ( Ин. 7: 28 ), в синагогах ( Лк. 4:15. 44 ; Ин. 18:20 ; Мк. 6:2 ), в частных домах, на улицах, на горе, на море и проч. ( Мк. 4:1 ; Мф. 13:2; 5:1–2 ; Лк. 5:3; 13:21 ; Мк. 2:4.15 ): но это не были действия чисто богослужебные. Для молитвы Он старался избирать особые, удобные для того, места. Он молился обыкновенно или где-нибудь в уединении, наприм., на горе ( Лк. 7:2 ; Мф. 14:23 ), или же в храме. По Его учению место, назначенное для молитвы должно быть ни чем иным, как таким именно местом, местом святым и свободным от всякаго иного, несовместного с молитвой, употребления. Он возмутился обычаем иудеев дозволять в храме торжище и изгнал отсюда всех торгующих и покупающих, сказав при этом: дом Мой домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников ( Мф. 21:12–13 ; Мк. 11:15 ; Лк. 19:46 ). Сверх того перед страданиями своими Он совершил с учениками своими вечерю, установил таинство евхаристии и заповедал постоянно совершать его в свое воспоминание. Это таинство должно было сделаться средоточием и самым важным актом христианского богослужения и сообщить этому богослужению, как нечто существенное и необходимое, характер общественности. Самое тесное общение верующих со Христом и между собою, обусловливаемое совершением этого таинства и в свою очередь обусловливающее необходимость собрания верующих в одно место, особенная важность и святость этого таинства , вызывают неотложную нужду в удобных и особых местах для его совершения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

И прешед оттуду Иисус, Лк.6:6 . бысть в другую субботу внити Ему в сонмище и учити. Мф.12:10 . И се! человек бе ту, руку Лк.6:6 . десную Мф.12:10 . имый суху; Мк.3:2 . и назираху Иисуса, Лк.6:7 . книжницы и Фарисеи, аще в субботу исцелит; Мф.12:10 . и попросиша Его, гдаголюще: аще достоит в субботы цилити? да на Него Лк.6:7 . да ибрящут речь нань) возглаголют. Такой метод сравнения, очевидно, неудобен тем, что представляет очень много пестроты в соединении самого текста с подробными указаниями особенностей. Но главное, из такого сравнения читатель не увидит, в чем именно буквально сходны, и в чем разнятся повествования каждого из Евангелистов; ибо здесь делается только выбор подробностей, а прочее совершенно опускается. б. Меньшее из этих неудобств, т. е., постоянная пестрота в соединении указаний с самым текстом, устранена другим методом, по которому составлена упомянутая выше Евангельская История. В ней тот же отрывок изложен так: И отошедши оттуда, вошел в синагогу их. – Быль там человек, у которого правая рука была сухая. Книжники же и Фарисеи примечали за Ним, не исцелит ли в субботу, дабы найти причину к обвинению Его, и проч. В конце этого повествования, как и после изложения всякого события, (нередко, нужно заметить, заимствованного у одного только из четырех Евангелистов, тогда-как о нем повествует не один, а три Евангелиста, и с особенными подробностями), под чертою сделано такое общее указание: Мф.12:1–14 ; Мр.2:15–28 . и Мф.3:11 ; Лк.4:1–11 . Здесь пестрота действительно устранена; но недостаток, собственно, очевидности сравнения не только не устранен, но еще увеличен тем, что в таком своде даже нельзя видеть и того, что видно в своде г. Чеботарева, – какая именно особенность повествования откуда заимствована. в. Метод, принятый в конкорданции Cursus completi sacrae Scripturae, кажется, был направлен к тому, чтобы и соблюдена была полнота Евангельских повествований, и видны были сходства и разности их в полном чтении св. Евангелистов. Для этого, автор конкорданции, заменив название четырех Евангелнстов буквами А (=Мф.), В (=Мр.), С (=Лк.) и D (=Ио.), совокупность полного повествования представляет как бы в одном контексте, а прочее относит на сторону.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Благословенны избранники Божий, призванные Богом к совершенству! Но поистине счастливы и те, которым милосердый Господь дарует спасение. К этому счастью, братия, призваны все мы, без исключения. Путь к спасению указан нам Господом со всею ясностью. Кто доселе не радел о спасении своем, тот отныне может позаботиться о нем. Доколе поприще земной жизни не прекращено для человека, дотоле покаяние, а следовательно, и спасение для него вполне возможны. Престанем унывать, престанем пребывать в нерадении, чтоб не подкралась к нам неожиданно смерть, яко тать в нощи, и не отняла у нас возможности стяжать от Бога дар спасения, столько необходимый нам для вечности. Будьте готови, говорит нам Спаситель наш, яко в онь же час не мните Сын человеческий приидет, и воздаст каждому по делом его Блажени творящий заповеди Его, да будет область им на древо животное, и враты внидут во град. Вне же псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всяк любяй и творяй лжу Аминь. Мф. 19:17; Лк. 18:19 Лк. 18:18 Мф. 19:20-21; Мк. 10:21; Лк. 18:22 О состоянии христианского совершенства, о состоянии духовном, в противоположность младенческому возрасту о Христе (1Кор. 3:1), упоминается в Новом Завете (Флп. 3:15; Кол. 1:28; Евр. 5:14) и в писаниях св. отцов (Доброт., ч. 1-я. Лествица Божественных Даров, изложенная умиленным иноком Феофаном, преп. Макария Великого слово 3-е, гл. 12, 13, 14 и проч.). В молитве по 17 кафизме читаем: соверши мя Твоим совершенствам, и тако мя настоящаго жития изведи Ин. 17:3 Ин. 3:36 Мф. 18:17 Мк. 16:16 За исключением Евангелия от Матфея, которое было написано на еврейском языке и переведено на греческий. Еврейский текст скоро утрачен, и все святые отцы первых веков ссылаются уже на текст греческий Мк. 7:8 1Ин. 1:8-9 Ин. 6:53-54 Мф. 19:18-20 1Ин. 4:12 Деян. 19:6 Ин. 15:10, 6 1Кор. 2:15 Лк. 6:26 Лк. 6:23; Мф. 23:34 Гал. 5:24-25; Рим. 8:12-13 Кол. 1:28; Флп. 3:15; Доброт., ч. 1. Преп. Симеон Новый Богослов. Главы Деятельные и Богословские, гл. 132 Мф. 24:44-51 Апок. 22:12-15 

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Лк.15:11 . «Еще сказал», т. е. притчу. Это – собственно так называемая притча – притча о блудном или распутном сыне. В этой, наиболее выразительной и прекрасной притче Господь с удивительной наглядностью и трогательностью изображает любовь Божию к кающемуся грешнику, каковы мытари и грешники, окружавшие Его, и отношение к этому мнимых праведников, каковы книжники и фарисеи, роптавшие на Господа за его любвеобильное обращение с мытарями и грешниками. – «У некоторого человека было два сына»: под образом этого человека представляется Бог; два сына – это грешники и мнимые праведники – фарисеи и книжники. Лк.15:12–13 . «Младший из них»: младший, более легкомысленный, еще не искушенный тяжелыми опытами жизни. – «Дай мне» и проч.: сын младший представляется уже достигшим совершеннолетия, по которому мог просить отца своего о разделе с братом имения. – «Следующую мне часть»: по закону Моисееву ( Втор.21:17 ), младший сын получал половину того, сколько получал старший. – «Разделил им имение»: отец, еще до смерти своей, не потому чтобы обязан был к тому законом, но потому, что мог и захотел поступить так. – «Собрав все, пошел»: тяжела ему показалась опека отеческая; отец не мог дать ему свободы жить так, как хочется, а потому он ушел в дальнюю сторону, чтобы отеческий глаз не мог наблюдать за ним, и он мог пожить по своей воле. Так человек, наделенный от Бога дарованиями духовными и телесными, почувствовав влечение к греху, начинает тяготиться божественным законом, данным ему в руководство для жизни и, отвергнув иго закона, предается беззаконию, живет по своей воле, никого и ничего не слушая, и расточает в духовном и телесном распутстве дарования, какими наделил его Бог . – «Дальняя» сторона есть образ далекого отчуждения грешника от Бога, глубокого падения его нравственного. Лк.15:14–16 . «Настал великий голод»: к бедствию присоединилось новое внешнее бедствие, которое сильно должно было подействовать на юного развратника. Так нередко Бог посылает на грешника бедствия внешние, чтобы более образумить его, и эти беды суть для него и наказание и вместе призыв Божий к покаянию.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Духа ( Ин.14:16–18, 26: 16:13–15 : Деян.1:8 ; Ефес.3:3–5 : Гал.1:8, 11–12 : 1Кор.2:7–8 ). Потому-то носители как ветхозаветного, так и новозаветного откровения резко отличают свою проповедь от откровения естественного. ( 1Фес.2:13 ; 1Кор.2:4 ). Нельзя признать правильным и учение модернистов относительно церкви, т. е. что это учение образовалось в христианстве постепенно по мере внешнего устроения церковного, что в первоначальной церкви не было даже разделения между степенями иерархии, что если это разделение и возникло, то лишь в последующее время, что папская власть с её абсолютистскими правами образовалась постепенно и проч. Если в указанных суждениях представителей модернизма и есть доля правды, то разве только в их суждениях относительно папской власти, т. е. что эта власть образовалась постепенно: что же касается других пунктов учения модернистов по данному вопросу, то они должны быть признаны, безусловно, ложными. Правда в первичном христианстве учение о церкви не имело такой развитой формы, какую оно получило в последующее время, тем не менее, основания для всего последующего христианского учения о церкви были заложены Христом и его апостолами. И сам Христос и Его апостолы утвердили особое иерархическое служение как отличное от пасомых служение, отличали три степени церковной иерархии – епископскую, пресвитерскую и дьяконскую, как особый по своим правам степени и проч. ( Мк.3:13–15: 6:12–13 ; Мф.10:5, 8 ; Лк.10:1–16 : Ин.4:1–3; 6:71: 17:18 ; Лк.8:10: 12:4 : Гaл.1:I ; Евр.5:1,4 ; 1Кор.3:9. 4:1 : Ефес.4:12 : Тит.1:5 , 1Тим.5:22: 3:8–10,12 ; Деян.6 ). Конечно нельзя считать правильным и учение модернистов относительно Лица И. Христа, т. е. будто Он сам не усвоял Себе божеского достоинства, будто учение по данному вопросу сложилось и развилось в христианской церкви под влиянием идей эллинистической философии. Подобного рода утверждение явно противоречит свидетельствам христианского откровения, поскольку оно ясно говорит о том, что и Сам Христос признавал Себя тождественным по природе и достоинству с Богом Отцом, что и апостолы так же учили о природе и достоинстве И.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

Свобода и независимость от всего внешнего, прежде всего от земных благ, от требований своей психо-физической природы, от всех радостей и удовольствий, от скорби и печали и т. под. – вот главный девиз стоического мудреца. Правда, с этой стороны между ним и И. Христом существует несомненное сходство. Но присматриваясь к характеру свободы стоического мудреца и И. Христа, мы и здесь замечаем существенное различие. Свобода мудреца вытекает из сознания, что высшее благо только в разуме и в разумном действовании; идеал мудреца – бесстрастие. Мудрец презирает все внешние блага, подавляет в себе чувствования и страсти, отрицает принятые людьми руководительные правила жизни, понятия, взгляды, законы и проч. Он сам себе закон. В мудреце добродетельная воля является настолько отрешенною от всех чувств и жизненных движений, свободною от всех границ естественного бытия, что мы вместе с Целлером можем спросить: «по какому праву такое существо, как мудрец, называется еще индивидуумом? можно ли его считать человеком, живущим среди людей»? 321 Свобода И. Христа иного рода. Он не презирает благ внешнего мира, а пользуется ими, но в пользовании сохраняет свободу. Когда нужно, Он соблюдает воздержание и пост, но не доходит до крайнего ригоризма. Он не хотел для утоления собственного голода обратить камни в хлеб, как Ему предлагал диавол ( Мф. 4:3–4 ; Лк. 4:3–4 ), но в другое время не чуждался быть на обедах ( Лк. 14:1–14 ), присутствовал на брачном торжестве в Кане Галилейской и совершил там чудо, чтобы доставить пирующим вино, т. е. такое удовольствие, которое выходит за пределы необходимого ( Ин. 2:1–11 ). Фарисеи называли Его ядцею и винопийцею ( Мф. 11:19 ). По Своей духовной природе И. Христос является полным человеком. Сердце Его отзывается на все, на радость и горе, счастье и несчастье людей и отзывается непритворно. О Нем повествуется, что Он иногда радовался духом ( Лк. 10:21 ; Ин. 11:15 ), иногда возмущался ( Ин. 11:33; 13:21 ); Он изъявлял особенную любовь к детям ( Мк. 10:13 ), имел ревность о славе Божией, иногда сопровождавшуюся справедливым гневом ( Ин. 2:14–17 ; Мф. 21:12, 13 ); Он скорбел и тужил при мысли о страданиях и смерти ( Мф. 26:37, 38 ), плакал при гробе Лазаря, из чего окружавшие заключили о любви Его ( Ин. 11:35, 39 ); Он испытывал даже сильные душевные волнения ( Мф. 26:38 ; Лк. 12:50 ).

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/mor...

Молитва   Но прежде, душа моя, остановись на мгновенье. Изумись, поклонись и почти сию бездну премудрости, любви и всемогущества твоего Бога, возжелавшего сотворить столь непостижимое чудо для твоего спасения и возрождения, свершённое в Иисусе Христе. Так возлюбил меня Бог, прежде чем хоть пылинка моего существа была на свете – о, какая высокая честь! Так Бог продолжал любить меня, когда видел меня уже падшим, повреждённым, погибшим – о, какое неизреченное милосердие! Так Бог возлюбил меня, недостойного, без моих просьб, ничем не принуждённый, нисколько не нуждаясь во мне – о, какая великая благодать! Он даровал мне Своего Единородного Сына, Который, став человеком, стал родным для меня, дабы быть Ему как бы понуждаемым чрез сие родство любить меня и заботиться обо мне. Я вижу Его, Праведника, ради моей вины и моих злодеяний (которые Он принял на Себя как Свои собственные) стоящего пред строжайшим судом и искупающего все мои, и всего мира, грехи, и искупающего до последней полушки (Лк. 12, 59). Я вижу Его на кресте, раздравшего рукописание, бывшее против меня (Кол. 2, 14). Я вижу Его и после сего – как Он, излив Свою драгоценную Кровь, вошёл во святилище, изнёс мне оттуда истинное и вовек пребывающее искупление и милостиво предложил Мне Свою благодать и спасение. Итак, приступи, душа моя, с дерзновением (Евр. 4, 16); иди, ибо тебе дозволено идти, и навек возлюби ответною любовью Того, Кто прежде возлюбил тебя (1 Ин. 4, 19) и Кто открыл тебе сию великую тайну Своей воли (Еф. 1, 9), во что желают проникнуть Ангелы (1 Петр. 1, 12).     _________________ 5. Второе оправдание происходит в сердце и совести кающегося, смирившегося, жаждущего благодати и всеусердно стремящегося ко Христу грешника, когда то, что было совершено для него и вне него, усваивается ему Духом Святым – когда ради Христа ему прощаются все его грехи (Лк. 18, 14; Рим. 3, 24) и даётся новое сердце (Деян. 15, 9) вкупе с лучшей надеждой и дерзновением, посредством которых мы приближаемся к Богу (Евр. 7, 19; Еф. 3, 12) как в жизни, так и в смерти. Подобно тому, как нищая, привлечённая ради своей бедности к суду девица вступает в брак с богатым человеком, и все её долги переходят на него, и она выходит из суда оправданной; блага, права и имущество её мужа теперь принадлежат ей, равно как, со своей стороны, её сердце, её воля, всё, чем она является и что имеет, отныне становится больше не её собственностью, но мужа, – так соединяет нас истинная сердечная вера со Христом. Не в одних мыслях, а на самом деле становимся мы, без наших заслуг, оправданными по Его благодати, в силу чего душа, как сия нищая девица, сразу обручается с Ним в вере так, что сбывается сказанное: Он Господь твой, и ты поклонись Ему (Пс. 44, 12). Он со всем, что принадлежит Ему, становится нашим, и мы со всем нашим – Его (Песн. 6, 3; Лк. 15, 31). С этого момента мы поставляемся на путь и в состояние спасения; но также и на путь и в состояние освящения и совершения добрых дел (1 Фесс. 4, 3; Еф. 2, 10; Тит. 2, 7).

http://bogoslov.ru/article/5630266

184 Часто случается. Что благое престает быть благим, когда незаконно бывает: так и молитва Богу неприятна есть, и пособия не споспешествуют, а потому и пользы молящемуся не приносят. 1) Когда лицемерно творятся: егда молишися, не буди якоже лицемерии. Мф. 6:5. 2 ) Когда лицемерно творятся: егда молишися, не буди якоже лицемерии. Мф.6:5. 2 ) Когда без веры: сумняйся уподобися волнению морскому. Да не мнит человек он, яко примет что от Бога. Иак.1:6–7. 3 ) Когда кто просит чего на худой конец: просите, и не приемлете, зане зле просите, да в сластех ваших иждивете. Иак. 4:3. 4 ) Когда с гордостью и осуждением ближнего: несмь якоже прочии человецы. Или якоже сей мытарь. Лк.18:11. 5 ) Когда ближнему не прощаем грехов: аще не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам. Мф. 6:15 , и 18:35. При сем надлежит два обстоятельства гораздо приметит, для которых Господь не слушает молитв наших. 1) Когда мы от словес Божиих отвращнием слух наш, и не хощем слушать. То и Господь отвращается от нас. И о сем сам в притчах со гневом глаголет: понеже звах, сказывает, и не послушасте, и простирах словеса, и не внимасте: убо и аз вашей погибели посмеются… Будет бо, егда призовете мя, аз же не послушаю вас, и проч., Прит. 1:24–26, 28 . То же утверждается. Исаии 65:12. Иерем.7:13, и 11:7–8. 2) Хотя кто слово Божие и слушает, или сам читает да живет не по закону Божию, и никогда не кается о грехах своих, то и такового человека молитвы Господь не приемлет, доколе не покается. Сие обстоятельство сам Господь чрез пророка Исаию представляет: егда прострете руки (ваша) ко мне, отвращу очи мои от вас: и аще умножите моления, не услышу вас: руки бо ваша исполнены крове… И аще принесете ми семидал, всуе: кадило, мерзость ми есть. Поста и праздников ваших ненавидит душа моя: к тому не стерплю грехов ваших. По сем представляет средство, то есть покаяние, при котором милостиво слушает молитву молящихся: измыйтеся, рече, (и) чисти будете, отимите лукавства от душ ваших пред очима моима… И аще будут грехи ваши яко багряное, яко снег убелю, и проч. Исаии. 1:12, 13, 15–16, 18. И посему молитва должна быть с истинным покаянием.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

    17Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех. 17. Эти предостережения, обличения и увещания апостол заключает общею мыслию, что кто разумеет делать добро, но не делает, тот грешит и, следовательно, подлежит ответственности. Грех неведения освобождает иногда человека от ответственности и не вменяется ему, как бы не грех; но если человек знает волю Божию и не исполняет — он грешник ответственный. Это — то же, что говорил не раз Сам Христос (Лк. 12:47 и далее; Ин. 15:22; ср. прим.). Глава 5. Обличение богатых жестокосердых (1—6). Наставления: о долготерпении в злостраданиях (7—13), о елеопомазании (14—15), об исповеди (16—18), о обращении заблуждших (19—20).     1Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. 1. Послушайте вы, богатые и проч.: от купцов, торгующих и получающих прибыль (4,13), апостол обращается к богатым. Речь идет, как видно из дальнейшего, не о всех богатых, а только о жестокосердых и несправедливых в отношении к другим богатых, и речь к ним обращает апостол грозную; и по тону, и по выражению она имеет характер карательных речей ветхозаветных пророков. Эти богатые были ли члены христианского общества или неверующие иудеи, притеснявшие в делах обыденной жизни бедных христиан, принужденных работать на них? Вероятнее — первое, то есть что они были христиане, притеснявшие своих единоверцев, вероятнее — потому, что и выше, где говорится о богатых (1, 5, 9, 10, 27; 2, 2 и далее; 4, 1 и далее), речь идет также о христианах, хотя нет сомнения, что речь имеет свое полное значение и для неверовавших иудеев, потому что подобное отношение богатых к бедным (ст. 4, 6) противно не только закону христианскому, но и Моисееву. — Апостол в речи своей против богатых жестокосердых, во- первых, изображает суд Божий, грядущий на них (ст. 1—3), и, во-вторых, характеризует их поведение как основание, или причину, имеющего совершиться над ними суда (ст. 4—6).— Плачьте и рыдайте о бедствиях и проч.: это не слезы покаяния от сознания своих грехов (как 4, 9), а слезы страха и ужаса пред лицом грядущего суда Божия в грядущих бедствиях (как Мф.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Ибо этот благой освятитель Церкви и помощник и учитель Дух Святой, Утешитель, о Котором сказал Спаситель: Он научит вас всему (не сказал: научит только) но и напомнит вам все, что Я говорил вам ( Ин.14:26 ); ибо не иное учение Христово, а иное Духа Святого, но одно и то же. Предвозвестил Павлу имеющее с ним случиться, чтобы он, узнав это наперед, был благодушнее. Это сказано для того, чтобы объяснить слова: глаголы, яже Аз глаголах вам, Дух суть, чтобы, то есть, ты не почел сего Духа простым изречением уст, но добрым учением. 15 . Называется в Писании духом и грех, как мы сказали, но в другом и противном смысле, как, например, говорится: дух блуда ввел их в заблуждение ( Ос.4:12 ). Называется духом нечистый дух ( Лк.11:24 ), диавол, однако с прибавлением нечистый. Всякому духу, для означения свойства его, дается свое наименование. Если Писание называет душу человеческую духом, то с присовокуплением: дух человеческий. Если ветер называет духом, то называет бурным ветром ( Пс.47:8 ). Если грех называет духом, то называет духом блуда ( Ос.4:12 ). Если диавола называет духом, то называет духом нечистым, – чтобы знали мы, о каком именно духе говорится. Не подумай, что здесь говорится о Святом Духе, – нет; ибо наименование духа есть нечто общее, и все то, что не имеет грубого тела, обыкновенно называется духом. Поскольку же и диаволы не имеют таковых тел, то называются духами. Но великое здесь различие. Ибо нечистый дух, когда нападает на душу человека (да сохранит от сего Господь душу всех слушающих, равно и не находящихся здесь!), подобен кровожадному волку, нападающему на овцу, чтобы пожрать ее. Появление его самое ужасное, для чувства самое несносное, в мыслях производит помрачение; нападение его беззаконное; он похищает чужое стяжание насильственно, поступает с чужим телом, как со своим, и чужим орудием повергает стоящего; ибо он сообщник падшему с неба; извращает язык, искривляет уста, в которых пена бывает вместо слов; человек помрачается, глаза открыты, но ими не видит душа, и несчастный человек ужасно стенает прежде смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010