1. Общение свойств Божественного и человеческого естеств в Господе Иисусе Христе осуществляется единством Лица, единством Христовой Ипостаси. Поскольку одна и та же Ипостась Бога Слова в Господе Иисусе Христе есть всецело, нераздельно и совершенно Ипостась как Его Божеского, так и Его человеческого естества, то в силу единства Ипостаси свойства одного естества переносятся на другое: Божественные на человеческое и человеческие на Божественное; они общаются между собой, и происходит их взаимообмен. Вследствие единства Ипостаси как носителя обоих естеств Господу Иисусу Христу как Богу усваиваются имена, свойства и действия, принадлежащие Ему по человечеству; и наоборот, как к Нему как к человеку прилагаются имена, свойства и действия, принадлежащие Ему по Божеству. В этом причина того, что в Священном Писании Его Божественному естеству зачастую приписываются свойства человеческого естества, как и, с другой стороны, Его человеческому естеству иногда вменяются свойства естества Божественного. Так, в Священном Писании Господь Иисус Христос именуется: «Господом славы» распятым ( 1Кор.2:8 ); о Нем говорится: Господь Бог «приобрел Себе Церковь Кровию Своею» ( Деян.20:28 ); Его, «Начальника жизни убили» ( Деян.3:15 ); «второй человек – Господь с неба» ( 1Кор.15:47 ); «мы примирились с Богом смертью Сына Его» ( Рим.5:10 ; ср.: 2Кор.5:18–19 ); Бог «Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас» ( Рим.8:32 ; ср.: Ин.3:16 ; Гал.2:20 ); «хотя Он и Сын» (Божий), «однако страданиями навык послушанию; и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного» ( Евр.5:8–9 ; ср.: Евр.2:10 ). Точно так же в Священном Писании Господу Иисусу Христу как Сыну Человеческому и человеку часто приписываются свойства, принадлежащие Его Божественному естеству, например: вездесущие ( «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» – Ин.3:13 ); власть отпускать грехи ( Мф.9:6 ; Мк.2:10 ; Лк.5:24 ); вечное, Божественное Сыновство ( Мф.16:13, 16 ); суд над миром на Страшном Суде ( Ин.5:27 ; Мф.19:28 ); Божественная слава ( Ин.17:3–5 ); Божественное всемогущество ( Мф.26:64 ); Божественное поклонение ( Флп.2:7–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Помещенное в Минее последование включает тропари 8-го гласа:             и 4-го гласа:      ; кондак 3-го гласа, на подобен «Дева днесь»:                ; канон утрени 8-го гласа (ирмос:              , нач.:            ); малый молебный канон, составленный по подобию молебного канона Богородице 8-го гласа (ирмос:        , нач.:            ); более 10 самогласнов, 3 цикла подобнов, а также циклы стихир на литии, на вечерне и на елеопомазании в конце утрени, включающие подобны всех гласов. Паремии вечерни: Ис 49. 8-15, Сир 44. 1-14, Прем 3. 1-9; Евангелие утрени: Мф 4. 25-5. 12; чтения литургии: прокимен из Пс 15, Кол 3. 20-4. 3 (или Евр 11. 33-12), аллилуиарий со стихами Пс 43, Лк 12. 32-40 (или Мф 4. 25-5. 12), причастен Пс 149. 4; помимо прочего в состав службы входят особые тропари на блаженнах. Служба пользуется большой популярностью (хотя, как правило, нек-рые ее части - молебное пение накануне, ряд песнопений и др.- на практике сокращаются или опускаются), нек-рые ее тексты (напр., стихиры-подобны    ) вошли в число наиболее известных и любимых в Русской Церкви. Лит.: Спасский И. Первая служба Всем Русским Святым и ее автор//ЖМП. 1949. 8. С. 50-55; Служба всем святым, в земле русской просиявшим. М., 1995; Макарий (Веретенников), архим. Эпоха новых чудотворцев: (Похвальное слово новым рус. святым инока Григория Суздальского)//АиО. 1997. 2 (13). С. 128-144; Певческие книги выголексинского письма. XVIII - 1-я пол. XIX в./Сост. Ф. В. Панченко. СПб., 2001. (Описание РО Б-ки РАН; Т. 9. Вып. 1); Казанцева Г. Е. Особенности церковнослав. языка службы «Всем святым, в Земле Русской просиявшим» свт. Афанасия (Сахарова)//ЕжБК, 2003. С. 377-380; Панченко О. В. Из археогр. разысканий в области соловецкой книжности: I. «Похвальное слово рус. преподобным» - соч. Сергия Шелонина: Вопрос атрибуции, датировка, характеристика авт. редакций)//ТОДРЛ. 2003. Т. 53. С. 547-592; он же. Из археогр. разысканий: II. «Канон всем святым, иже в Велицеи Росии в посте просиявшим» - соч. Сергия Шелонина//ТОДРЛ. 2004. Т. 56. С. 453-480.

http://pravenc.ru/text/155558.html

Тест: Церковные праздники 1. Что преимущественно означает слово «неделя» в современных православных календарях и богослужебных книгах? 1 Семидневный календарный цикл, от понедельника до воскресенья 2 Первый день церковной недели – «седмицы» 3 Последний день недели («недели» в современном значении) Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения: Неделя Комментарий: «Неделя» как календарная единица измерения времени продолжительностью в семь суток... Тест: Сравнение религий 1. Критерием истинности происхождения религии является: 1 свидетельства её основателя о подтверждении её истинности свыше 2 наличие детально разработанного в рамках религии вероучения 3 учреждённость на основании Божественного Откровения 4 численное превосходство её представителей над адептами прочих религий 5 способность её представителей распространять её и отстаивать, в том числе при помощи оружия Правильный ответ: Тест: Ветхий Завет 1. Какой наиболее точный синоним слова «завет» в наименовании Ветхого Завете? 1 указание 2 нерушимый договор 3 союз 4 контракт Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения: Ветхий Завет Ответить Пройти весь тест 2. Наименование «Ветхий Завет» употребляется в Священном Писании в разделе: 1 Ветхий Завет 2 Евангелие 3 Апостол Правильный ответ: Верно! Материалы... Тест: Всенощное бдение 1. Какие службы составляют всенощное бдение? 1 9-й час, вечерня, повечерие 2 Повечерие, полунощница, утреня 3 Вечерня, утреня, 1-й час Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения: Всенощное бдение Ответить Пройти весь тест 2. Какой псалом поется в начале всенощного бдения? 1 1-й 2 33-й 3 103-й 4 140-й Правильный ответ: Верно! Материалы для... Тест: Крылатые фразы Библии 1. Часть 1. Уточните местонахождение в Библии приводимых крылатых выражений или тех слов, которые легли в основу приводимых выражений: Блудный сын 1 Евангелие от Луки 2 Евангелие от Иоанна Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения: От Луки святое благовествование, глава 15 Комментарий: Выражение возникло из евангельской притчи о блудном сыне (Лк.15:11-32), в которой рассказывается...

http://azbyka.ru/test/page/14

3) изъявление благодарности к Богу; в сем смысле Иисус Христос, при окончании ходатайственного Своего служения, в благодарственной молитве к Богу Отцу за учеников Своих, воззвал: исповедаютися, Отче, Господи небесе и земли, яко утаил еси сия от премудрых и разумных и открыл еси та младенцем ( Мф.11:25 ); и наконец 4) хвалу и славословие Богу; так обетование Иисуса Христа: иже исповесть Мя пред человеки, исповем его и Аз пред Отцем Моим, иже на небесех ( Мф.10:32 ), совершенно равносильно другому подобному: прославляющия Мя прославлю, и безчестяй Мя уничижен будет. В том же смысле славословия употребил сие выражение и евангелист Лука, когда, говоря об Анне пророчице, сказал: и та в той час приставши, исповедашеся Господеви и глаголаше о Нем ( Лк.2:38 ). В том же, наконец, смысле употреблено оно и у пророка в рассматриваемом нами псалме; след., оно будет означать: я буду славить Тебя, Господи; а в сем прославлении, сообразно с намерением пророка, конечно совмещается и изъявление благодарности его к Богу, прославляемому им. Но пророк сказал не просто: исповемся Тебе, Господи, а присовокупил к сему: всем сердцем моим. Прибавление необходимое; ибо были и вероятно есть и такие хвалители и славословцы Божии, которые уста свои уступали на славословие Богу, а сердце оставляли при себе, или дозволяли ему скитаться на распутиях мира сего, но сии хвалители Богу не угодны; об них-то сказал Небесный Учитель: добре пророчествова о вас Исаия, глаголя: приближаются Мне людие сии усты своими, и устнами чтут Мя, сердце же их далече отстоит от Мене. Но всуе таковые чтут Мя ( Мф.15:7–8 ). Были и вероятно есть и другие, которые устами своими славили Бога, а делами своими бесчестили Его; это верный также признак, что сердце не было при устах, воспевающих хвалу Господу, а, без сомнения, было при делах, бесчестящих Его; ибо от сердца исходят помышления на злая, убийства, прелюбодеяния, татьбы и проч. Таковы были Иудеи, к которым говорит апостол: се ты Иудей именуешися и почиваеши на законе и хвалишися о Бозе, иже в законе хвалишися, преступлением закона Бога безчествуеши, имя бо Божие вами хулится во языцех ( Рим.2:17:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Блудные сыновья живут распутно, расточают таланты, данные им Богом. Образно говоря, валяются в грязи, наполняют чрево рожками. Наконец, нашли силы, сумели вырваться из циничного и греховного мира. Очистились от грязи, поменяли свинарник на комфортабельные дома. Но пришли ли они к Отцу? - Нет. В лучшем случае, остались наёмниками. Александр, журналист из кинокартины «В движении» ведёт аналогичную жизнь. Ради своих репортажей идёт на обман, пьянствует, спит с женой друга. И конечно, страдает. Они все трое страдают, куда же в России без страдания? Александр чувствует вину в смерти девушки, пытается убежать куда-нибудь. Все трое пытаются убежать, находятся в движении. Точнее, в падении. Достигнув дна, слышат стук снизу. Для журналиста глотком воздуха стала случайная встреча с девушкой на лошади. Он вдруг понимает, что выход есть. Бежит по вагонам едущей электрички, пытается выскочить в заднюю дверь. Но она закрыта. Поезд уходит, через стекло двери видим отчаянное лицо главного героя. Мы не знаем, сможет ли он преобразиться. Открытый конец. В отличие от предыдущих картин, здесь показана надежда, способ возвращения к Отцу. Последние кадры - электричка уезжает, возле дороги стоит белая церковь. Двери открыты для каждого, кто стремится к Отцу. «Я сделал свой выбор», - говорит писатель. Главный выбор - признать себя недостойным наёмником, согрешившим перед небом и Отцом. Тогда можно будет «радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк.15,11-32). Сергей Александрович Смирнов, публицист Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/02/10/za...

В Церкви все равно всем управляет Господь. А мы оттого, что будем чувствовать действенность нашей внутренней брани, когда мы обращаем раздражение не на ближних, а на нашего действительного врага, перестанем унывать и будем радоваться возможности побиться за Христа. В нашем сердце будет усиливаться вера в Создателя, Который наделил нас таким мощным оружием, как праведный гнев. Это очень ценный ресурс, его нельзя разбазаривать. В конце концов, даже для того, чтобы молиться, надо сражаться! Когда уход является началом возвращения - Часто люди, воцерковляясь, уже, может быть, стараются и не гневаться на ближних, но начинают всех усиленно обращать... У них точно вся энергия сосредотачивается на этом апостолате. Что здесь не так? - Когда для нас воцерковление других становится некой «психологической потребностью», это неправильно. Насильно никто не спасается. Ошибка, когда кто-то хочет подтолкнуть другого ко спасению. Лучше подталкивать себя. Даже за собственных детей, если у них сейчас сознательный период неверия, записочки в храме подавать не надо. Дети Господни, а не наши. А Сам Господь иногда позволяет нам уходить. Очень хороша притча о блудном сыне (ср. Лк. 15, 11-32). Отец разрешил своему младшему сыну уйти. Он его не удержал - не отрезал ему путь ухода, потому что это и было началом возвращения. И нужно больше улыбаться! Смириться и доверить все происходящее Христу. Ни в коем случае нельзя людям, тем более молодым, докучать наставлениями: «Иди в храм!» Наоборот, принципиально ничего не надо говорить, просто оставить их в покое. Иначе можно только хуже сделать, - вот и все. Даже не напоминайте о вере! Надо уважать свободу - это самый большой дар Бога человеку, его преступать нельзя. Если это ваш близкий родственник, можно сказать: «Я иду в церковь», - а звать нельзя. Разве что только на Пасху. Надо уважать свободу - это дар Бога человеку, его преступать нельзя Самый лучший полив - не из шланга, а капельный. Потихонечку. У нас, греков, есть такое выражение: сига-сига - потихоньку-потихоньку.

http://ruskline.ru/opp/2019/aprel/24/sig...

В Церкви человечество опять получило возможность достичь единосущия, то есть Церковь есть человечество в своем замысле. Единосущие первохристианских общин описано в Деяниях Апостольских: “Все же верующие были вместе и имели все общее И каждый день единодушно пребывали в храме” (2:44,46). Имели все общее не значит только имение, но все — то есть и душу, и мысли, и чувства. Никто ни в чем не обособлялся: “У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее” (4:32). Словом имение здесь переведено πρχον. Начало притчи о блудном сыне говорит о расколе единосущного человечества на отдельные осколки индивидуумов: Лк 15:11–12 У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. Что это за имение? В греческом оригинале оно обозначено словом οσα,  которое действительно имеет значение имения, однако означает также  сущность : δς μοι τ πιβλλον μρος τς οσας. Таким образом сын предъявляет права на свою сущность и хочет единолично ею владеть, не желая по любви разделять ее с другими. Это же значит и выражение πιβλλον μρος, которое на русский язык переведено как  положенная часть . Однако πιβλλον значит “на-кладывать” — πιβλλω. То есть сын предъявляет права на ту часть сущности, на которую он может наложить свою волю, которая ему подвластна — на свои тело и душу. То же самое и в тексте Вульгаты: da mihi portionem  substantiae , quae me contigit. Он просит  сущность , хотя в латыни substantia значит также и ‘имение, состояние’. Однако в латинском переводе не так ясно, как в греческом тексте, выражено то, что эта сущность находится под началом воли, не прослеживается иерархия: πιβλλον — движение сверху вниз. Но сказано: quae me contigit — ‘которая меня касается, относится ко мне’. Далее говорится:  И отец разделил им имение . — δ διελεν ατος τν βον. Отец разделяет βον ‘жизнь’. Речь здесь идет не только об имении, но и о всем том, что составляет жизнь: о мысли, душе, желании и т. д. Он разрешил им жить  порознь , не единой сущностью . В латыни опять смещен смысл греческого текста: et divisit illis substantiam; речь здесь опять о сущности, тогда как в греческом тексте когда сын просит, чтобы была разделена οσα, разделяется βος.

http://pravmir.ru/pritcha-o-bludnom-syne...

И другой образ: перстнем наделил своего блудного сына отец в притче Господней (Лк. 15, 11-32). Ключевые слова для понимания этой притчи: доверие и верность. Творчество - это жест доверия в ответ на верность Бога. Как перстень, возвращенный блудному сыну, означает полное доверие ему, так и Отец Небесный доверяет человеку как со-творцу на весь " день седьмой " , до Своего пришествия дело творчества от имени Его, творчества, продолжающего творение шестоднева. Итак, иконописец наполняет церковный канон своим аскетическим творчеством, и главный " редактор " такого творчества - это соборное сознание церкви. Но отчего же современное искусствознание разделяет иконописание на различные региональные школы? Разделение иконописи на школы - дело довольно условное. Мы не можем не согласиться с Ф.Буслаевым, что школы эти " могли отличаться только худшим или лучшим воспроизведением преданья, писать иконы крупнее или мельче, более или менее тщательно их отделывать, более или менее соблюдать пропорцию фигур, более или менее употреблять ту или иную краску ; то есть отличие между ними состояло не столько в положительных качествах, которые определяли бы в равной степени достоинство разных направлений иконописи, сколько в качествах отрицательных, состоявших в больших или меньших недостатках каждой из так называемых школ нашей иконописи " . 6 Об этих же промахах пишет преп.Иоанн Дамаскин в своих знаменитых " Трех защитительных словах против порицающих святые иконы или изображения " : " То одно только достойно презрения, что не от Бога имело причину, а что есть наше изобретение вследствие своевольного отклонения и направления воли от того, что сообразно с природою, к тому, что противоположно ей, - то есть грех " . 7 Но при этих возможных отрицательных различиях, есть нечто, объединяющее всякий иконописный образ, - его действенность: природа благодати, нисходящей на иконописца и предстоящего, - одна и та же. Или, по словам преп. Иосифа Волоцкого: " Вот взгляни: у одного золотой перстень, у другого железный, но на них один и тот же царский образ. И вот он отпечатался на воске: скажи теперь, где печать от железа, а где - от золота? Нет, не различишь их: различна утварь - не образ. Так же и здесь: хотя различны люди, но не различна духовная благодать! " 8

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Иисуса увели к Каиафе, а Пётр опять был спрошен: не из учеников ли Его и ты? (Ин 18:25). И он опять отрёкся. Пётр отрёкся от Иисуса Христа три раза, как Он и предсказал ему, клявшемуся в верности: истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды (Ин 13:38). Если Господь “рече”, то так и должно произойти. Какие же основания говорить о возможности Петра “нарушить” слово Спасителя и остаться Его верным свидетелем? Господь сказал: вы рассеетесь каждый… (Ин 16:32), все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь (Мф 26:31; Мк 14:27); но апостол Иоанн остаётся. Господь попускает подобные дерзновения. Он не принуждает любить Его, и даже не осуждает некоторых “нарушений” Своих повелений ради этой же любви, предполагающей абсолютную свободу выбора. Иисус не осудил слепых, которые после того, как Он, исцелив их, строго сказал смотрите, чтобы никто не узнал. А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той (Мф 9:30–31). Когда прокажённый, сказавший Христу: если хочешь, можешь меня очистить (Мк 1:40), после прикосновения к нему Спасителя стал чист, Иисус, посмотрев на него строго, тотчас отослал его и сказал ему: смотри, никому ничего не говори, но пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им. А он, выйдя, начал провозглашать и рассказывать о происшедшем, так что Иисус не мог уже явно войти в город… (Мк 1:43–45; см. ткж Лк 5:12–15). Господь не осудил “дерзновение” очистившегося, как и тех, кто привёл “глухого и косноязычного”, после исцеления которого Христос повелел им не сказывать никому. Но сколько Он ни запрещал им, они еще более разглашали (Мк 7:36). Принуждаемый не может быть совершенен в любви. Каждому из Апостолов была дана возможность поступать “в силу своей немощи”, в силу совершенства своей любви к Учителю. “Дерзновение” в Божественной любви перестаёт быть противоречием; у Бога — в Его любви — всё возможно. Иоанн не клянётся “душу положить” за Иисуса, но остаётся с Ним до подножия Креста; Пётр клянётся, но делает лишь несколько шагов за Христом, до двора первосвященнического; Фома, хотя и сказал — предсказал когда-то: пойдем и мы умрем с Ним (Ин 11:16), но “рассеялся” дальше всех.

http://pravmir.ru/apostol-foma-antinomii...

Итак, сначала – желание, потом – смирение. О чём же дальше напомнит нам Церковь, бережно приготовляя к Великому посту, о чём завтра будет возглашать Евангелие? Почему на утрене, после радостных псалмов полиелея, будет петься полный тоски псалом 136? Об этом – в сегодняшнем рассказе протопресвитера Александра Шмемана. Возвращение в отчий дом (Неделя о блудном сыне) В третье воскресение, приготовляющее нас к Великому Посту, мы слушаем чтение притчи о блудном сыне (Лк. 15:11-32). В притче и в стихирах этого дня говорится о покаянии человека, возвращающегося из самовольного изгнания. Нам рассказывается о блудном (морально заблудившемся) человеке, который ушел в «далекую страну» и там истратил всё, что он имел. Если этого не почувствуешь, христианскую веру не поймешь Далекая страна! Это единственное определение состояния человека, которое мы должны принять и усвоить, когда мы приближаемся к Богу. Человек, который никогда этого не испытал, хотя бы только немного, который никогда не почувствовал, что он изгнан от Бога, от настоящей жизни, никогда не поймет, о чем говорит христианская вера. И тот, кто чувствует себя совершенно «дома» в этом мире, кто никогда не испытал мучительной тоски по другой Правде, никогда не поймет, что такое раскаяние. То, без чего исповедь не имеет настоящей силы Покаяние часто просто превращается в равнодушное, объективное перечисление грехов и прегрешений, как признание себя виновным перед законным обвинительным актом. Исповедь и разрешение грехов рассматривается как что-то юридически законное. Но при этом забывается что-то существенное, без чего ни исповедь, ни разрешение грехов не имеют ни настоящего значения, ни силы. Это «что-то» и есть именно чувство отдаления от Бога, от радости общения с Ним, от настоящей жизни, созданной и данной нам Богом. Действительно, нетрудно признаться на исповеди, что не соблюдал постов, пропускал утром или вечером молитвы, сердился. Но совершенно другое – это вдруг осознать, что я запятнал и потерял свою духовную красоту, что я далек от своего настоящего «дома», своей настоящей жизни и что что-то драгоценное, чистое и прекрасное безнадежно сломано в самой моей жизненной сущности. И однако это сознание, только это и есть настоящее покаяние и в то же время горячее желание вернуться назад, обрести вновь потерянный «дом».

http://pravmir.ru/velikiy-post-pochemu-s...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010