Потому-то вслед за вышеприведенными словами Спаситель высказывает одну из тех грозных, точно и ясно определенных Своих истин, которые не позволяют делать себе никакого ограничения: «Кто не со Мною, – говорит Он, – тот против Меня, и кто не собирает со Мною, тот расточает» ( Лк.11:23 ). Учение Иисуса Христа есть учение о Царствии Божием: «приблизилось Царствие Божие» ( Мк.1:15 ), «постиже на вас Царствие Божие» ( Мф.12:28 ; Лк.11:20 ), «Царствие Божие благовествуется» ( Лк.16:16 ), «ищите же прежде Царствия Божия и правды Его» ( Мф.6:33 ): «не приидет Царствие Божие с соблюдением... Царствие Божие внутрь вас есть» ( Лк.17:20–21 ), и «проповестья сие Евангелие Царствия по всей вселенней» ( Мф.24:14 ) – вот оглашение и оглавление учения Иисуса Христа, вот призыв Его, обращенный от маленькой Иудеи к подданным «всей вселенной»: «и приидут, – говорил Он, – от восток и запад и севера и юга, и возлягут во Царствии Божием» ( Лк.13:29 ; Мф.8:11 ). Этот призыв Спасителя обращен не к тем или другим якобы «сильным духом», но ко всем, «иже от Бога суть» ( Ин.8:47 ), и Царство Божие предназначено не тому или другому классу людей, а всем, приносящим плоды покаяния: даже «мытари и любодейцы вперед могут идти в Царство Божие» ( Мф.21:31 ), а якобы «прирожденные сына» онаго «увидят... себя изгоняемыми вон» ( Лк.13:28 ) и «извержены будут» ( Мф.8:12 ), так как в Царствии Божием и «последние» из людей могут быть «первыми и первые будут последними» ( Лк.13:30 ). На вопрос учеников: «кто больше в Царстве» Божием? Иисус Христос, призвав дитя, поставил его посреди их, и сказал: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» ( Мф.18:1–4 ); «кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» ( Мк.9:35 ); «цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий» ( Лк.22:25–26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Он паки явится с Иисусом с небес». (§§ 36, 38, 40 и 41).             1) Св. Писание говорит о двух крестах – о кресте духовном: Мр. 8:34 ; Мф. 10:38 и о кресте вещественном, на котором был распят Христос: Иоан. 19:17 ; Мф. 27:32; Мр. 15:21,30 ; Иоан. 19:25 . 2) О вещественном кресте Христовом были прообразования еще в Ветхом Завете: Исх. 12:7  и 13; 17:11–13; Числ. 21:9 ; и Иоан. 3:14–15 ; Прем. 16:7 , – были и пророчества: Пс. 59:6  и Иоан. 14:6 ; Иса. 62:10 и Иоан. 1:23 ; Мф. 24:30. 3) Основания к почитанию св. Креста: он святой жертвенник: Исх. 29:37 ; и Евр. 9:28 ; Рим. 8:3; 3:25 ; Иис. Нав. 5:15  и 1Петр. 1:19; 2:24 ; он слава Христа: Иоан. 17:1 ; Лк. 24:26 ; Фил. 2:8–9 ; Иоан. 16:7 ; он – орудие нашего спасения: Кол. 1:19–20; 2:14 ; Еф. 2:16 ; Прем. 14:7 ; он печать Божия на челах Его рабов: Иез. 9:4–5 и От. 7:2–3; 9:4; От. 14:1; 22:4; – победное знамя Христа и христиан: Пс. 59:6 ; Иса. 62:10; Мф. 24:30. 4) Св. Апостолы чтили крест и хвалились им: 1Кор. 1:18 ; Гал. 6:14 . 5) Можно молиться руками: Пс. 62:5; 140:2 ; Мр. 10:16 ; Лк. 24:50–51 ; Деян. 6:6; 14:23 ; 1Тим. 4:14; 5:22  и 2:8. 6) Прообраз крестного знамения: Быт. 48:13–14 . 7) Непочитающие св. Крест и крестное знамение – враги креста Христова. Фил. 3:18 . О святых постах православной церкви «Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола. И постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» (Мф. 4:2). «Сей же род (диавол) изгоняется только молитвой и постом» (Мф. 17:19–21). «Придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься, в те дни» ( Мар. 2:20 ; Мф. 9:15). «Во всем являем себя, как служители Божьи... В трудах, в бдениях, в постах» ( 2Кор. 6:5 ).                         Пост так же стар по времени, как и само человечество, ибо он установлен еще в раю, когда «заповедал Господь человеку в раю говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него» ( Быт. 2:16 ). Нарушение райского поста повлекло за собой великие для человека последствия: изгнание его из рая, проклятие его и произраставшей ему плоды земли, лишения, болезни, борьба плоти с духом, отчуждение от Бога, рабство диаволу и смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Итак, наиболее вероятно предположить, что дом апостолов, куда бежали жены-мироносицы, находился на вершине горы Сион, где были обнаружены фрагменты базилики IV века. Убедительнейшим аргументом в пользу локализации дома апостолов именно на горе Сион служит 2-я стихира Пасхи: «Приидите от видения жены благовестницы, и Сиону рцыте: приими от нас радости благовещения, Воскресения Христова: красуйся, ликуй и радуйся, Иерусалиме, Царя Христа узрев из гроба, яко жениха происходяща» . Из этой стихиры ясно видно, что мироносицы призываются рассказать о Воскресении Христа Сиону, где, совершенно очевидно, находились апостолы. Неверие апостолов мироносицам и третье явление Воскресшего Господа Петру (Лк. 24:9–11; Ин. 20:18; Мк. 16:9–11; Лк. 24:12; 1 Кор. 15:5) Евангелие говорит, что апостолы не поверили свидетельствам мироносиц (Мк. 16:11; Лк. 24:11). Но П ётр, встав, побежал ко гробу и, наклонившись, увидел только пелены лежащие, и пошёл назад, дивясь сам в себе происшедшему (Лк. 24:12). Где-то в это время Воскресший Христос явился Петру. Это утверждение подтверждается тем, что во время возвращения в Иерусалим эммаусских путников апостолам было уже известно о явлении Петру Воскресшего: И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать апостолов и бывших с ними, которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону (Лк. 24:33–34). Также и ап. Павел свидетельствует, что Христос явился Петру ранее, чем двенадцати: И что явился Кифе, потом двенадцати (1 Кор. 15:5). Где явился Христос Петру? По всей видимости, где-то в Иерусалиме. Четвёртое явление Воскресшего Господа эммаусским путникам (Лк. 24:13–35; Мк. 16:12) Следующее явление Воскресшего Господа произошло в сам день Воскресения — двум ученикам, которые шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус (πορευμενοι ες κμην πχουσαν σταδους ξκοντα π ερουσαλμ, νομα μμαος) (Лк. 24:13). Здесь следует оговориться, что в некоторых древних рукописях ( N Θ 079vid. l 844. l 2211 vgmss syhmg )  указывается не «стадий на шестьдесят» (σταδους ξκοντα) , а «стадий на сто шестьдесят» (σταδους κατν ξκοντα) . Одна стадия в то время равнялась 192 м. Соответственно, 60 стадий — это 11,5 км, а 160 стадий — 30,7 км.

http://bogoslov.ru/article/6174022

А рассказав ее, Он добавляет: Насколько же более Отец наш небесный сотворит отмщение вопиющих к Нему день и ночь ( Лк.18:7 ); и еще Он говорит, рассказывая о друге: даже если по дружбе с ним не даст ему имущий, то по неотвязчивости его все-таки поднимется и даст, сколько тот просит ( Лк. 11:8 ); и опять же: Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо каждый просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят ( Мф.7:7–8 ); и Он заключает: Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш небесный даст Духа Святого просящим у Него ( Лк. 11:13 ; Мф. 7:11 ). В этих словах Господь наставляет нас всегда без уныния и неотступно просить и искать и стучаться, – всегда: молящим, ищущим, стучащим обещал Он дары, не тем, кто не просит; вечную жизнь хочет Он дать нам в ответ на просьбы, призывание и любовь. 8 . Приступим же к Нему, к духовным Вратам, и будем стучаться, чтобы Он открыл нам; будем молить у Него хлеба жизни, скажем Ему: дай мне, Господи, хлеба жизни, чтобы жил я, ибо, страшно теснимый голодом зла, погибаю. Дай мне одежду из спасительного света прикрыть срам души моей, потому что в наготе, без одежд силы Духа Твоего, постыдно я в своих страстях безобразен. И если Он скажет тебе: имел ты одежду, что сделал с нею? – отвечай: разбойникам попался я в руки, и, раздев догола, они бросили меня едва живым, а снятую с меня одежду унесли ( Лк.10:30 ). Дай мне обувь духовную, ибо умопостигаемые тернии и шипы рвут мне ноги, в пустыне заблудившись, идти не могу. Дай мне сердечное зрение, чтобы я прозрел; раствори взор сердца моего, ибо ослепили меня невидимые враги мои, покрыв покровом тьмы, и не могу поглядеть на Твой небесный и желанный лик. Дай мне духовный слух, ибо глух мой разум и услышать не могу твою сладостную и благую речь. Дай мне елея радости ( Пс. 44:8 ) и вино веселия духовного ( Пс. 103:15 ), чтобы я полил им свои раны и смог немного передохнуть. Излечи меня и верни мне здоровье, ибо, избив меня до полусмерти, враги мои, жестокие грабители, бросили меня бессильного на земле ( Лк. 10:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

ИСПУСТИТЬ ДУХ Образное замещение понятия «умереть». Сотворенный Господом из праха земного, человек остается мертвой, косной материей, пока в него не вливается животворящее начало — дух, который одновременно и некая не имеющая физических признаков сущность, и дыхание, доступное чувственному восприятию. Таково дыхание жизни, которым наделяет Бог человека: «И создал Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» ( Быт.2:7 , см. также Быт.6:17 ; ср .: «дыхание мое во мне и дух Божий в ноздрях моих» — Иов.27:3 ; см. также Зах.12:1 ). Смерть вновь разделяет дух и материю, останавливает дыхание человека. «Выходит дух его, и он возвратится в землю свою: в тот день исчезают все помышления его» ( Пс.145:4 ). Дух — дар Бога и принадлежит Ему: «Человек не властен над духом, чтобы удержать дух, и нет власти у него над днем смерти…» ( Еккл.8:8 , см. также Иов.2:10 ), и к Нему возвращается: «И возвратился прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его» ( Еккл.12:7 , см. также Иов.34:13–15 ; Пс.103:29 ). «Испустить дух» — распространенное в тексте Б . иносказательное обозначение смерти конкретного человека: «И испустил Исаак дух и умер» ( Быт.35:29 ); «я скоро умолкну и испущу дух» ( Иов.13:19 ); «лежит в изнеможении родившая семерых, испускает дыхание свое» ( Иер.15:9 ); «вдруг она упала у ног его и испустила дух» ( Деян.5:10 ). Распятый Господь, «возопив громким голосом, испустил дух» ( Мф.27:50 , ср. Мк.15:37 ; Лк.23:46 ; Ин.19:30 ). Исцелять раны ИСЦЕЛЯТЬ (ВРАЧЕВАТЬ) РАНЫ (ЯЗВЫ, НЕДУГИ) см. также БАЛЬЗАМ НА РАНУ ; ВРАЧУ! ИСЦЕЛИСЯ САМ ; ИСЦЕЛЯТЬ РАНЫ ОБЩЕСТВА Помогать кому-либо избавиться от душевных страданий, утешать и ободрять человека, перенесшего тяжелую утрату, подавленного горем. Отношение Бога и человека (человеческого общества), уподобленные отношениям целителя и больного, — одна из сквозных библейских метафор. «Я… целитель твой», — говорит Господь израильскому народу ( Исх.15:26 , ср. Втор.32:39 , см. также Ос.7:1, 11:3 ). Через пророков Он возвещает: «Господь обвяжет рану народа Своего и исцелит нанесенные ему язвы»; «Я обложу тебя пластырем и исцелю тебя от ран твоих» ( Ис.30:26 ; Иер.30:17 ).

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

«Блажени кротцые, яко тии наследят землю» ( Мф.5:5 ), – не чувственную, конечно, землю, а землю иную: силою своей кротости они побеждают зло противостоящего им враждебного мира и утверждают и расширяют то царство Божие, которое никакими враждебными силами не искоренится, а в будущем – они наследуют новый Иерусалим, где живет правда, мир и где устранено всякое богоборное начало. «Аз завещаваю вам, – говорит в другом месте Христос ученикам, – якоже завеща мне Отец мой, царство, да ясте и пиете на трапези моей во царствии моем и сядете на престолех, судяще обоимнадесяте коленом Израилевым» ( Лк.22:29–30 ; ср. Мф.19:23 ). Это образ не чувственного, а духовного блаженства, – участия Апостолов в славе Христовой; Апостолы будут судить Израиля в том же смысле, в каком говорится в другом месте, что «святые будут судить мир» ( 1Кор.6:2 ), т.е. они осудят Израиля своей верой во Христа, любовью к Нему, проповедью о Нем, своими страданиями, претерпенными за Его имя. Но, с другой стороны, Евангелие не отрешается и от земной жизни, и Христос Спаситель, на вопрос Апостола Петра: «вот, мы оставили все и последовали за Тобою» ( Мк.10:28 ), сказал в ответ: «истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев, и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной» ( Мк.10:29–30 ; ср. Мф.19:29 ; Лк.18:29–30 ). Ничего, конечно, в этих словах нет чувственного, материального: речь идет о духовных для ученика Христова отцах ( 1Кор.4:15 ), духовных матерях ( Рим.16:13 ), духовных братьях и духовных чадах. Но о каких, спрашивается, «домах» и о каких «землях» здесь говорится? Истинный последователь Христов найдет для себя и во время гонений дом и кров, как нашли его Апостолы в Филиппах, по просьбе Лидии, уверовавшей во Христа ( Деян.16:14–15 ), – как обретал его св. Апостол Павел в своих великих благовестнических трудах ( Деян.18:2,7; 19:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

Лк.15:28 .  Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Старший сын обиделся на отца за такое принятие недостойного, по его мнению, брата. Это не фарисеи и не законники, которые всю сущность добродетели полагали в исполнении буквы закона: разве можно к ним отнести слова отца в 31-м стихе? Это – просто хороший сын, благонравный, но не без некоторой гордости своею добродетелью (стих 29) и не без чувства зависти к предпочтению, оказанному отцом его брату. «Пение и ликование» ( συμφωνας κα χορν) – пение и пляска, что производилось обыкновенно наемными певцами и танцорами (ср. комментарии к Мф.14:6 ) при пиршествах. «Принял его здоровым», т.е. на радости, что тот вернулся в полном здравии. Лк.15:29 .  Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; Лк.15:30 .  а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. «Не дал мне и козленка» – правильнее перевести: «а мне – такому хорошему и послушному – ты не дал козленка», который, конечно, гораздо дешевле, чем откормленный теленок. Здесь выражается болезненное чувство самолюбия. «А когда этот сын твой» – правильнее: «а когда сын твой (он не хочет сказать: брат мой), вот этот» ( οτος) – выражение презрения. Лк.15:31 .  Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, Лк.15:32 .  а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся. Отец смягчает или хочет смягчить оскорбившегося сына. «Сын мой» – правильнее: «чадо» ( τκνον) – выражение ласки и нежной любви. «Ты всегда со мною...». Т.е. что тебе сердиться, когда ты всегда находился вместе со мной, тогда как брат твой скитался где-то вдали, не пользуясь отцовской лаской, и когда все в доме, собственно, уже твое: ты один получишь все после моей смерти. Тренч видит в притче «некоторую недосказанность», потому что Господь не объявляет, до конца ли старший сын упорствовал и не хотел войти в дом (с. 354). Точно так же И. Вейсу представляется нужным, чтобы в притче была указана дальнейшая судьба раскаявшегося сына... Но, собственно говоря, этого досказывать не представляло нужды. Ведь главная мысль притчи состоит в том, что Бог любит грешников и с радостью принимает их к Себе, а эта мысль вполне закончена приведением слов отца к старшему сыну. Все прочее – и дальнейшее поведение старшего брата, и судьба младшего – для существа дела не имеет никакого значения...

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Синоптики показывают Иисуса в борьбе с искусителем, которому Он трижды отвечает «написано...» и этим одолевает его. Примечат., что цитата из книги Моисея ( Втор. 8:3 ), которую при этом приводит Иисус, указывает на значение С.П. и его истин для жизни человека: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» ( Мф. 4:1–11 ; ср. Втор. 32:46.47 ; Иер. 15:16 ; Ин. 6:63 ). Иисус – тот Человек, Который всецело жил словом Божьим. Его пищей было «творить волю Пославшего Его и совершить Его дело» ( Ин. 4:34 ; Ин. 5:30 ). Всю Свою жизнь, Свои деяния, Свою смерть и воскресение Он посвящает служению во исполнение Писания: «Не нарушить пришел Я, но исполнить» ( Мф. 5:17 ); «Вот, иду, как в начале книги [Священного Писания] написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже» ( Евр. 10:7 ; ср. Пс. 39:9 ). Он принимает крещение, указывая при этом, что «так надлежит нам исполнить всякую правду» ( Мф. 3:15 ). Первое выступление Иисуса в синагоге заканчивается зачтением текста из книги Исаии и словами: «...ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» ( Лк. 4:15–21 ). Иисус учит в синагогах ( Мф. 4:23 ; Мф. 9:35 ; Мф. 12:9 ; Мф. 13:54 ; Мк. 1:21.39 ; Лк. 13:10 ) и в конце Своей жизни свидетельствует: «Я всегда учил в синагоге и в храме» ( Ин. 18:20 ; Ин. 6:59 ). Сообщения всех четырех евангелистов согласуются в том, какое воздействие Иисус, как учитель С.П., оказывал на народ ( Мф. 7:29 ; Мк. 1:22 ; Лк. 4:32 ; Ин. 7:46 ). Его отличие от книжников состояло в том, что Он не просто толковал ветхозаветные Писания, но и исполнял их в Своей собств. жизни ( Ин. 19:28 ). На это «исполнение» С.П. вновь и вновь указывают евангелисты и апостолы ( Мф. 1:22 ; Мф. 2:15.17.23 ; Мф. 4:14 ; Мф. 8:17 ; Мф. 12:17 ; Мф. 13:14.35 ; Мф. 21:4 ; Мф. 26:54.56 ; Мф. 27:9 ; Мк. 14:49 ; Лк. 21:22 ; Лк. 22:37 ; Лк. 24:44 ; Ин. 13:18 ; Ин. 15:25 ; Ин. 17:12 ; Ин. 18:9 ; Ин. 19:24.28.36 ; Деян. 1:16 ; 1Кор. 15:54 ; Иак. 2:23 ). У Иисуса не было сомнений в том, что «не может нарушиться Писание» ( Ин. 10:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

   Авраам сказал: «У них есть Моисей и пророки; пусть слушают их» (Лк.16:29). Ибо Моисей от лица Божия говорит в песни: «Огонь возгорится от ярости Моей, разжется до ада преисподняго» (Втор.32:22); а Исаия согласно с другими пророками говорит: «Будут гореть беззаконники и грешники вместе, и не будет угашающаго» (Ис.1:31). Когда Авраам сказал это, то он снова возражая говорит: «Нет, отче Аврааме; но если кто из мертвых приидет к ним, покаются» (Лк.16:30). Что же на это опять Авраам? — «Если, — говорит, — Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк.16:31). Прямо так говоря ему: поелику ты еще при жизни никакого значения не придавал словам Моисея и пророков, то хотя бы увидел мертвеца воскресшего, не отстал бы от невоздержного житья и бессердечья, по доверию к нему. Посему теперь будучи заключен среди огня геенского по правде получаешь в воздайте немилостивные и непрестающие страдания.    Братья, богач оный, имея Моисея и пророков, из которых никто не восстал из мертвых, полагал, конечно, что имеет себе некоторое извинение; а мы вместе с ними слышим и Восставшего ради нас из мертвых, Который говорит: «Не собирайте себе сокровищ на земле, а собирайте себе сокровища на небе» (Мф.6:19-20). «Просящему у тебя дай, и от хотящаго занять у тебя не отвращайся» (Мф.5:42). «Подавайте милостыню из того, что у вас есть, и все будет у вас чисто» (Лк.11:41). А если кто начнет есть и пить с пьяницами, будет жесток к бедным и скуп, то придет, говорится, Господь в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его и подвергнет его одной участи с неверными (Мф.24:49-51). И так как не остается нам никакого извинения, то поелику жизнь человека не зависит от изобилия его имения (Лк.12:15), пусть имеющий нечто излишнее подает неимущим, чрез это включив себя в сонм спасаемых отца Авраама; а нуждающиеся пусть подражают мужеству Лазаря, терпением своим спасая души свои (Лк.21:19) и в смирении напоминая себе о тех недрах Авраамовых, от которых удалены всякая болезнь, печаль и воздыхание (Апок.21:4), а пребывают в них радость и веселье и мир божественный и нескончаемый. Ибо для того Христос открыл нам чрез эту притчу о тамошнем состоянии, чтобы нас, улучшенных покаянием, избавить от уготованных наказаний и удостоить вечных радостей. Если же мы не соделаем себя лучшими чрез покаяние, то весьма нужно опасаться, не умножим ли себе и мучений. Ибо, говорит, «раб, который знал волю господина своего и не делал по воле его, бит будет много» (Лк.12:47).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3138...

19). Сквозь запертые двери Христос приходит к Своим ученикам и через 8 дней после Воскресения (Ин 20. 26). Его не узнают даже близкие Ему люди, ибо глаза их «удержаны» (Лк 24. 16; Ин 20. 15). Во время преломления хлеба в селении Еммаус, когда «открылись глаза» спутников Иисуса Христа «и они узнали Его», «Он стал невидим для них» (Лк 24. 30-31). Воскресший Христос является «не миру» (Ин 14. 22), а лишь ограниченному кругу тех, кого Он избрал, потому что для мира, лежащего во зле (1 Ин 5. 19), Он - «камень, который отвергли строители... камень претыкания и камень соблазна» (1 Петр 2. 7). Поэтому Его не видит даже стража, хотя в момент Воскресения она находится непосредственно у погребальной пещеры. Апостольская проповедь со времени основания Церкви была проповедью о воскресшем Христе, а сами апостолы называли себя «свидетелями» Воскресения (Деян 2. 32; 3. 15). Воскресение Его для них - основа христ. веры, ибо «если Христос не воскрес,- говорит ап. Павел христианам Коринфа,- то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор 15. 14). «И если мы в этой только жизни надеемся на Христа», не веря в Его Воскресение, ставшее залогом воскресения всех людей, «то мы несчастнее всех человеков» (1 Кор 15. 19). При всем том, что они не были свидетелями самого момента восстания Иисуса Христа из гроба, апостолы свидетельствуют прежде всего о самом факте Воскресения (Деян 2. 24; 4. 10 и др.) и о его соответствии Писанию (т. е. об исполнении ветхозаветных пророчеств о Христе). Так, ап. Петр в день сошествия Св. Духа раскрыл собравшимся мессианский смысл 15-го псалма, указав при этом, что слова прор. Давида: «Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления» (Деян 2. 27) - относятся не к самому пророку, ибо «он и умер и погребен» (Деян 2. 29), а к воскресшему Христу (Деян 2. 30-31). Обращаясь к членам синедриона, ап. Петр объясняет, что под ветхозаветным образом краеугольного камня (Ис 28. 16; ср.: Пс 117. 22) также следует разуметь Иисуса Христа, Которого они распяли и Которого Бог воскресил из мертвых (Деян 4. 10-12). В Воскресении Христовом ап. Павел усматривает исполнение обетования, «данного отцам» (Деян 13. 32), подчеркивая при этом, что Воскресший «уже не обратится в тление» (Деян 13. 34). Тема Воскресения присутствует в его проповеди постоянно: не только тогда, когда он обращается к иудеям с их мессианскими чаяниями, но и к язычникам, поклонявшимся «неведомому Богу» (Деян 17. 23, 31-32). 15-ю гл. его 1-го Послания к Коринфянам по праву можно назвать, как замечает прот. Георгий Флоровский, «евангелием Воскресения» ( Флоровский Г. О Воскресении мертвых//Переселение душ: Пробл. бессмертия в оккультизме и христианстве: Сб. ст. П., 1935. С. 135). В ней ап. Павел пишет не только о самом факте Воскресения Иисуса Христа, но и о значении этого события в христ. сотериологии, соотнося его при этом с буд. всеобщим воскресением человеческого рода.

http://pravenc.ru/text/155304.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010