«Дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью» ( Мф.27:34 ), – и опять тот же Давид говорит: «И дали в пищу Мне желчь, и в жажде Моей напоили Меня уксусом» ( Пс.68:22 ). В ребра пронзен был копьем ( Ин.19:34 ), – а Захария говорит: «Воззрят на Меня, Которого пронзили» ( Зах.12:10 ; Ин.19:37 ). Густая тьма среди дня повсюду разлилась (см. Мф.27:45 ; Мк.15:33 ; Лк.23:44 ), – и опять тот же Захария говорит: «И день этот ведом Господу, и не день и не ночь, и к вечеру будет свет, и будет Господь царем над всей землею, и в тот день будет Господь един, и имя Его едино» ( Зах.14:7–9 ). И Амос: «И будет в тот день, говорит Господь, зайдет солнце в полдень, и померкнет днем свет» ( Ам.8:9 ). И Иеремия: «3ашло солнце в полдень» ( Иер.15:9 ). Обрати в связи с этим внимание на трепет вызывающую совершенно чудесную вещь: луна была тогда четырнадцатого дня, диаметрально противоположная солнцу, ибо с момента обновления она минула солнце, а свет полностью исчез в полдень, и повсюду распространились такой мрак, такая тьма, что казалось, что наступила глубокая ночь. И вот что способно удивить еще больше: когда по причине естественного течения светил какая-то часть земли оказывается затемненной, все остальное пребывает освещенным; тогда же тьма разлилась повсюду. Происходит это обычно так: когда в восточной части небосклона сходятся светила, тогда для одних только тамошних стран исчезает солнечный свет, а западные остаются освещенными; если же это случается в западной части неба, то соотношение затемненного и освещенного оказывается обратным. А тогда, когда и весеннее равноденствие настало, и неподвижный полдень, луна четырнадцатого дня, наиновейшая, противоестественно закрыла солнце, – явление никогда не бывавшее и по естественным причинам невозможное никогда, – и чтобы произошла такая встреча светил, и чтобы такая тьма по всей земле разлилась. И не только это произошло, но и земля от самих корней отрывалась, и храмовая завеса разодралась (см. Мф.27:51–53 ), и все было исполнено смущения, и казалось, что наступает развязка.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kantakuz...

Духовник. Духовный путь требует оцерковления всей жизни – и внутренней и, по возможности, внешней. Если ты не положишь резкую грань между своею жизнью и жизнью мирской, мир непременно победит тебя, сделает тебя своим рабом. Господь принес меч разделения: «Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех: отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей» (Лк. 12: 51–53). Так надлежит отделяться ото всех и от всего, что будет содержать в себе мирское начало. Без этого внутреннего отделения невозможна духовная жизнь. Неизвестный. Но что ты разумеешь под «оцерковлением жизни»? Духовник. Ты понимаешь разницу между монастырем и миром? Неизвестный. Конечно. Духовник. Ты понимаешь, что монастырская жизнь оцерковлена и потому противопоставлена миру? Неизвестный. Да. Духовник. Вот создать монастырскую жизнь в миру – это и есть то оцерковление, которое необходимо для желающих идти по пути духовной жизни. Неизвестный. Теоретически твою мысль о монастыре в миру я понимаю, но как ее осуществить практически – нет. Духовник. Представь себе, что ты живешь в монастыре. Вокруг монастыря высокая стена. У ворот монах, который не пропускает в монастырь посторонних. В монастыре храм, – ты ходишь в него молиться. Твоя жизнь вне храма протекает в келье. У тебя есть келейное молитвенное правило, ты читаешь Слово Божие, творения святых отцов, углубляешься в созерцание Божественных истин. Вне храма и кельи ты несешь послушания, иногда очень тяжелые, в пекарне, на огороде, на скотном дворе. У тебя есть духовный отец, который руководит всею твоею жизнью, которому ты отдал душу свою в руководство, отказавшись от своего самочиния и мирской воли. Ты соблюдаешь посты, и весь уклад твоей жизни зиждется на основе церковных правил. Монашество – это храм, у которого раздвинулись стены и который охватил и заключил в себя всю твою жизнь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Или, испытавший блага царствия небесного похож на купца, отыскивающего хороших жемчугов, который, нашедши одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее. Ст. 47–50 Опять, проповедь , посредством которой призываются люди в царство небесное, похожа на невод, который, будучи закинут в море, захватил рыб всякого рода; но, когда он наполнился, вытащили его на берег, сели, и хорошее отобрали в посуду, а дурное выбросили вон. Так будет и при кончине века: изыдут ангелы, и отделят злых от праведных, и ввергнут их в пещь огненную: там будет плач и скрежет зубов». Ст. 51–53 Наконец, Иисус Христос спросил их: – «вы поняли это все?» – Ему говорят: «поняли, Господи!» Тогда Он сказал им: – «если так; то знайте, что всякой книжник, ознакомившийся со способом преподавать учение о царствии небесном, должен походить на хозяина, который из кладовой своей выносит то новое, то старое» (так и он должен разнообразить и способ, и предметы учения). 12. Укрощение бури на Генисаретском озере (Мк. 4:35–41; Мф. 8:18, 23–27; Лк. 8:22–25) По вечеру, Иисус Христос, видя вокруг Себя множество народа, сказал ученикам: – «переправимся на другую сторону». – Он вошел в лодку; и они, отпустивши народ, вошли в ту же лодку, в которой Он был, и отправились. За Ним поплыли и другие суда. Во время плавания их, Он заснул на корме, на возглавии. Вдруг, на море поднялась сильная буря; волны били в лодку, так, что она заливалась волнами; и, плавающие, были в опасности. Ученики, подошедши, будят Иисуса Христа, и говорят: «Учитель! как Ты не заботишься, что мы погибаем? Наставник! Наставник! погибаем. Господи! спаси нас; погибаем!» Он пробудился, и сказал им: – «чего вы испугались, маловеры?» – Тогда встал, и, с прещением, сказал буре: – «умолкни!» и волнению моря: – «перестань!» – И буря утихла; улеглись волны; и настала великая тишина. Тогда сказал им: – «что вы так боязливы? как это у вас нет веры?» – Все были в страхе и изумлении, и говорили между собою: «Кто же это, что повелевает ветрам и воде; и ветры, и море повинуются Ему?» 13.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Ин.4:51 .  На дороге встретили его слуги его и сказали:сын твой здоров. Ин.4:52 .  Он спросил у них: в котором часу стало ему легче? Ему сказали: вчера в седьмом часу горячка оставила его. Ин.4:53 .  Из этого отец узнал, что это был тот час, в который Иисус сказал ему: сын твой здоров, и уверовал сам и весь дом его. Царедворец, по-видимому, отправился в путь только к вечеру и затем всю ночь провел в путешествии (между Каной и Капернаумом считалось около 25 миль). Утром его встретили на дороге слуги, поспешившие доложить своему господину о том, что его сын благополучно перенес кризис болезни. Оказалось, что этот кризис совершился именно в 7-м часу или в первом часу пополудни, когда и Христос сказал царедворцу, что его сын выздоровел. «И уверовал сам..». Хотя царедворец и ранее уже с верою принял слово Христа (стих 50), но теперь он уверовал во Христа как в истинного Мессию, вступил в число Его последователей вместе со всем своим домом. Ин.4:54 .  Это второе чудо сотворил Иисус, возвратившись из Иудеи в Галилею. Это чудо было вторым знамением после чуда претворения воды в вино, совершенного месяцев девять назад. И после этого чуда Иоанн не сообщает ни о каком другом, которое бы совершил Христос в это время в Галилее. Очевидно, что Христос еще не хотел выступать в Галилее как учитель и проповедник, Он до сих пор еще не призвал и учеников Своих к постоянному следованию за Собою. Только со 2-го стиха 6-й главы Иоанн начинает изображение последовательной деятельности Христа в Галилее. Можно полагать, что Христос первоначально хотел еще раз пройти по Своему «отечеству» – Иудее, чтобы ему первому возвестить слово спасения. Чудотворение, описываемое здесь Иоанном, не одно и то же с чудотворением, о котором сообщают Матфей ( Мф.8:5–13 ) и Лука ( Лк.7:1–10 ). Прежде всего, не одинаково время того и другого события. У синоптиков речь идет о событии, которое падает на время великой галилейской деятельности Христа, которая началась после взятия под стражу Иоанна Крестителя ( Мф.4:12 ), а здесь – о событии, случившемся тогда, когда Креститель был еще на свободе ( Ин.3:24 ). Затем, то чудо было совершено в Капернауме, а это – в Кане. Там выступает сотник – язычник, а здесь чиновник – еврей; последнего Христос прямо причисляет к тем галилеянам, которые ждали от Него чудес (стих 48). Больной у синоптиков – слуга, а здесь – сын, который притом был болен горячкой, тогда как слуга лежал в расслаблении. Наконец, там сотник является образцом усердной веры: по его убеждению, Христос и одним словом Своим может исцелить больного; а царедворца Христос обличает в слабости веры: по представлению царедворца, в самом деле, Христу нужно для совершения исцеления пойти и навестить больного.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Истинные миротворцы приобщаются, так сказать, подвигу Самого Единородного Сына Божия, Который, разрушив стоявшую между людьми преграду вражды, через «примирение их с Богом, благовествовал мир нам, дальним и близким» ( Еф. 2:14–18 . Ср. Ис. 6:6–7 ). Из св. отцов Церкви особенно прекрасно и трогательно изображает благотворность миролюбия св. Григорий Богослов в своем слове о мире 968 . Впрочем, как ни велики блага и счастье мира, мы, однако, не обязаны приобретать и сохранять его во что бы то ни стало. Ведь для водворения мира между некоторыми людьми весьма часто требуется со стороны миротворцев пожертвование даже высшими обязанностями ( Мф. 5, 10–12 ) и потворство самым низким склонностям и поступкам наших ближних. Мир, покупаемый такою ценой, есть гнусное явление. Не создать и не упрочить такой мир между людьми приходил Спаситель, а разрушить и сделать его навсегда невозможным для истинных Своих последователей. Потому-то он и говорит о себе: «Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение ( διαμερισμν). Ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех. Отец будет против сына, и сын против отца: мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки, и невестка против свекрови своей» ( Лк. 12:51–53 . Ср. Мф. 10:34–36 ). Из этих слов Христовых ясно, что возможно разделение даже в кровной семье во имя христианской истины, добра и правды. Подобно Иисусу Христу, ап. Павел не мог требовать от верующих, чтобы они заботились о мире друг с другом во что бы то ни было. Похваляя миролюбие и прямо внушая его нам, он, однако, выражается так: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» ( Рим. 12:18 ). Возможность же нашего мира с людьми обусловливается, конечно, их отношением к требованиям истины, добра и правды. Хранить мир с близкими в ущерб всему священному и дорогому для нас значило бы делать зло. Праведное разногласие с людьми несравненно лучше неправедного мира. «Да не подумают, – говорит св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

«Кто достоин»: по связи речи, достоин того, чтобы вы остановились и жили у него, кто добр, благочестив, расположен к принятию проповеди о Царстве Божием и самих проповедников, «дабы недоброю славою принявшего (апостолов) не посрамить достоинства самой проповеди» (Иерон.). Господь запрещает апостолам произвольно изменять место пребывания, что было бы несообразно ни с их достоинством, ни с их призванием, так как препятствовало бы им безраздельно предаться их главному делу – проповеди, а оставаться в дружелюбно принявшем их доме. «Дабы не стали говорить о них, как о чревоугодниках, и дабы того, кто принимает, не оскорбить» (Феофил., ср. Злат). – «В дом»: семейство (ср. Мф.12:25 ; Ин.4:53 ), о котором апостолы узнают, что оно достойно, т.е. благорасположено к принятию проповеди и проповедников. – «Приветствуйте» и пр.: «испрашивайте мира ему» (Евф. 3игаб.). Слова приветствия мир дому сему указывают на обычное у иудеев приветствие: мир тебе или вам ( Быт.43:23 ; Суд.19:20 ; Лк.10:5 ). Мир – благожелание спокойствия и счастья. – «Мир ваш придет на него»: ваши благожелания исполнятся, осуществятся на нем, споспешествуемые вашими молитвами, вашей проповедью, вашими наставлениями. – «К вам возвратится»: мир, которого вы пожелали бы дому, не дан будет ему, ваши благожелания не исполнятся на нем (ср. Пс.34:13 ); «мир ничего не воздействует и, взяв его с собою, уходите» (Евф. Зиг.). Мф.10:14–15 . А если кто не примет вас и не по­слушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших; истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому. «Отрясите прах от ног»: иудеи думали, что самая земля и пыль, по которой ходят язычники, не чиста и ее надобно отрясать. Посему это повеление Господа означает, что апостолы на неприемлющих их и их проповеди должны смотреть как на язычников нечистых, с которыми не должно иметь ничего общего. Книга Деяний показывает нам примеры, когда апостолы действительно поступали так ( Деян.13:51, 18:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Мир наступает на душу не вещами, а страстями, «ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Лк. 12: 34). 46 Ценность человека состоит в его постоянном поиске Бога. 47 Постящихся и молящихся много, а добрых и кротких – мало. 48 Самые сложные вещи понять проще, чем самые простые, которые понять несравненно сложнее. 49 Поймай свою птицу счастья – легкий, порхающий, безпокойный и непоседливый ум – сетью постоянной внимательной молитвы. Гуруноскиты 50 Нам неприятно не то, что люди поступают нехорошо, а то, что мы о них нехорошо думаем. 51 Важно не то, что ты думаешь о Боге, а то, – пребываешь ли ты в Нем своим сердцем, «ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» (Рим. 8: 13). 52 Жизнь в суете – это лики смерти. Жизнь в отречении от суеты – это лик Безсмертия. 53 То, что принадлежит нам, от нас не уйдет, даже если мы будем убегать от него. А то, что нам не принадлежит, мы никогда не догоним, даже если будем за ним гнаться. 54 Те, кто в религии утешаются лишь душевными поверхностными переживаниями, не изменяясь глубоко внутренне, остаются людьми от этого мира; «если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф. 5: 20). 55 Солнце не может светить только в одно окно, но люди хотят, чтобы Бог был только у них, и ни у кого другого... 56 Надежды на Бога никогда не бывают пустыми, это только люди бывают без надежд. 57 Если люди шире узкого Евангельского пути, то силой их в него не затянешь. 58 Раньше появлялись Преподобные, и вокруг них строились монастыри. А теперь строят монастыри, и ждут в них появления преподобных... 59 Жить с Богом – это значит жить сердцем, а жить с миром – значит жить головой. 60 Когда душа увидит, что жизнь в миру – это пустота, тогда же она сразу понимает, что жизнь в уединении – это то, что ей больше всего нужно. 61 Люди... люди... жалко издерганные жизнью, как вас глубоко жаль, – это молитва… молитва без слов... 62 Заблудился?.. Значит, страдай!.. Если страдаешь, значит найдешь выход!..

http://isihazm.ru/1/?id=197

Мир, покупаемый такой ценой, есть гнусное и богопротивное явление. Не создать и не упрочить такой мир между людьми пришел И. Христос, а разрушить и сделать его навсегда невозможным для сколько-нибудь последовательных исповедников Своих. Потому-то Он и говорит о Себе: «Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение... Отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех. Отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей» ( Лк.12:51–53 ). Не ясно ли из этих слов нашего Божественного Учителя, что вполне законен разрыв даже и с самыми кровными родственниками, коль скоро они враждебно относятся к нашим христианским убеждениям и действиям и требуют от нас, в угоду себе, измены самому священному для нас? Все это очевидно само собой. А если это так, то, значит, вполне законен и гнев, вызываемый упорным попранием священного и дорогого для нас (см. соч. проф. Гусева «Основные религиоз, нач. гр. Л. Толстого», стр. 129), Средства для очищения себя от страстей. В подвиге борьбы против страстей более всего потребны: 1) Присутствие благодати Божией ( Флп.2:13 ), которая да вразумляет и укрепляет нас в этом духовном подвиге. Ибо человек своею силою ничего доброго сделать не может: «Бог бо есть действуяй в нас, и еже хотети, и еже деяти». Благодать же приобретается смирением, через непрестанную молитву и Таинства Церкви. – При благодати нужны также свое старание и труды. 2) Имея в сердце своем страх Божий (живое представление вездесущия и правосудия Божия), трезвись и бодрствуй всегда умом твоим, да вразумляемый и укрепляемый благодатью, и вооружаемый молитвой, удобнее можешь поражать мечом слова Божия злые помыслы, влагаемые духом злобы в самом начале их. От трезвения ума сила страстей видимо ослабевает, и злые помыслы, яко дым, исчезают. 3) Убегая праздности, всегда занимайся благословенными трудами и чтением слова Божия, и писаний св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Но в наших размышлениях о важнейшем в отечественной литературе (как и в самом осмыслении жизни у русских писателей) – на что опереться, чтобы понять сущностное? Как писал Гоголь: «Выше того не выдумать, что уже есть в Евангелии». Разумеется, каждый православный человек должен отыскивать критерий истины в евангельских откровениях, должен поверять все свои рассуждения, как и все вообще, порожденное человеческим разумом, – словом Спасителя. Опору для себя найдем в Нагорной проповеди: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкопывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет и где воры не подкопывают и не крадут…» (Мф. 6:19–20). В этой великой заповеди определена сокровенная суть двух пониманий смысла человеческой жизни, как и двух мировоззрений, двух различных типов мышления, двух типов культуры. В этих словах Христа – указание на смысл того разделения, которое Он принес в мир (Лк. 12:51–53). Две системы жизненных ценностей, связанных с тою или иною ориентацией человека в земном мире, обуславливают и различие в понимании добра и зла вообще. Ведь если не мудрствовать лукаво, то всякий из нас понимает под добром то, что так или иначе споспешествует достижению сознаваемой нами цели бытия. Под злом – то, что препятствует такому достижению. И если кто-то ставит перед собою исключительно материальные цели (собирание сокровищ на земле), то все духовное станет лишь мешать ему и восприниматься как зло. И наоборот. Предпочтение того или иного – дело совести и свободы каждого. Нужно лишь ясно сознавать, что столь прославляемая ныне западная цивилизация есть не что иное, как стремление к абсолютной полноте наслаждения сокровищами на земле. И так называемый прогресс – отыскание все более совершенных средств к овладению такими сокровищами. Стремление к земному понятно и близко каждому: объяснять, что это такое, – нет нужды. Следует лишь уточнить, что к земному относятся не только непосредственные материальные блага и связанные с ними чувственные наслаждения, но порою и отказ от исключительно материальных ценностей ради, например, земной власти (вспомним внешний аскетизм многих тиранов и деспотов), славы, стремления к самоутверждению в обществе и т.д.

http://pravoslavie.ru/100563.html

Но, повергаясь перед неизреченным милосердием Христа, дающего верующим Плоть и Кровь Свою для оставления их грехов и получения вечной жизни, помни и ты, православный христианин, слова св. ап. Павла: «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей, ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны, и не мало умирает» ( 1Кор. 11:27–30 ). «Тягчайшему наказанию, говорит ап. Павел повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, Которой освящен, и Духа благодати оскорбляет» ( Евр. 10:29 ). 1) Христос обещал установить таинство св. Причащения: Иоан. 6 гл. и установил его: Мф. 26:26–28; 1Кор. 11:23–25 . 2) В Причащении верующие, под видом хлеба и вина, а) вкушают истинное Тело и истинную Кровь Христа для прощения грехов, и получения вечной жизни: Иоан. 6:51–54 ; Мф. 26:26–28; 1Кор. 10:15–16 и 17 ст.; 1Кор. 11:27–29 ; б) а также и для воспоминания о земной жизни, страданиях и смерти Христа: Лк. 22:19 ; 1Кор. 11:24–26 . 3) Причащаться должно, приготовившись: 1Кор. 11:27–30 . 4) Право совершать Причащение имеют только законные пастыри Церкви 1Кор. 4:1 ; Еф. 4:11–12 , которые будут совершать его до второго пришествия Христа: 1Кор. 11:26 . 5)  Кто не причащается Тела и Крови Христа, тот не получит вечной жизни со Христом: Иоан. 6:53–54 . О Святом Покаянии или Исповеди «Истинно говорю вам, что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18:18). «Приимите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся» ( Иоан. 20:22–23 ). «Многие же из уверовавших приходили (к ап. Павлу), исповедуя и открывая дела свои» ( Деян. 19:18 ). Покаяние, или исповедь, есть такое таинство, в котором законный пастырь Церкви Христовой властью, данной ему от Бога через святительское рукоположение, прощает кающемуся грешнику его грехи и очищает от них благодатью Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010