В доме Божием, как Теле Христовом, всякому члену предоставлено дело. Подобие возьмите от нашего тела. Оно имеет много различных членов. И только в том случае тело будет здорово, когда все члены делают свое, предназначенное им дело. Так и в доме Божием все члены трудятся в повиновении, смирении, покорности, братолюбии, всепрощении, с усердием исполняя то, к чему призваны. И тогда все Тело Христово, «составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви» ( Еф.4:16 ). Так, братие, помните, что домоправители дома Божия, т. е. Церкви святой суть святые апостолы и их преемники, пастыри Церкви. Но в доме Божием и каждый из челяди получил обязанность, которую и должен исполнять с усердием. Придет Владыка Господь и будет, требовать от всех отчета, как всякий раб Его исполнял возложенные на него обязанности. Конечно, домоправители будут первыми в ответе, а за ними уже и челядь пойдут на суд. Блажен раб той, егоже пришед господъ его обрящет творяща тако: воистину глаголю вам, яко над всем имением своим поставит его (–43 и 44; Мф.24:46–47 ). «Блажен раб тот, которого господин, его пришед найдет поступающим так: истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его». Счастливым, блаженным будет тот раб, которого Господь найдет добре трудившимся в доме Его. Как праведный Судия, Он воздаст сторицею ему. Божие имение есть весь мир. Но сей мир прейдет. Со вторым пришествием Сына Божия откроется новое царство славы, и верные рабы будут наследниками Его, ибо они воцарятся со Христом. Так и исполнится слово Господа, что рабы те будут поставлены над всем имением Его. И так будут награждены не одни домоправители только, но и все. верные рабы, благоразумно трудившиеся в доме Божием. Не архиереи, иереи и диаконы, верно и благоразумно исполнявшие свое служение, но и миряне, трудившиеся так же верно и благоразумно, всяк в своем чине, будут наследниками царства славы. Аще же речет раб той в сердцы своем: коснит господин мой приити: и начнет бити рабы и рабыни, ясти же и пити и упиватися: приидет господин раба того в день, в он же не чает, и в час, в он же не вест: и растешет его, и частъ его с неверными положит ( Лк.12:45–46 ), ту будет плачъ и скрежет зубов ( Мф.24:48–51 ), добавляет св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Вернемся к слову «экклесия» – «собрание тех, кого созвали» – так называли в Греции собрание всех свободных граждан, например граждан Афин, которые имели право принимать законы. Вроде референдума. Как провозглашался этот «референдум»? Ареопаг, то есть верховные правители Афин, издавали закон и посылали «герольдов» – специальных вестников, которые собирали народ, оповещали о том, что в определенный момент нужно собраться в определенное место. Те, кто не являлись, платили большой штраф. И вот точно так же и Церковь создана Христом через своих посланников («посланник» по-гречески – «апостол»). Апостолы возвещают всем людям о том, что наступило время спасения. Человек, который не захотел принять спасение, тоже будет платить «штраф». Будет брошен в вечный огонь, потому что он отказался от спасения, которое дает Бог. Вот в этом его главный грех. Естественно, если Бог предлагает путь спасения, а человек от него отказывается, то кто виноват, что этот человек погиб? Разумеется, здесь огромная ответственность самого человека, который услышал Откровение, Благовестие и не послушался. Как говорит Священное Писание, кто знал волю Отца и поступил вопреки ей, будет бит много. Кто не знал, но сделал достойное наказания – бит будет меньше. « Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут » ( Лк.12:47-48 ). Поэтому человек, который знал Откровение Божие и не послушался слов вестников Божиих, будет наказан. Мы знаем из Слова Божия, что без Христа никто не может прийти к Богу Отцу. Господь сказал: «… никто не приходит к Отцу, как только через Меня » ( Ин.14:6 ). Он – единственный Посредник между Богом и людьми, Он – Бог и Человек одновременно. И только через Него можно прийти к Отцу. Иначе к Нему не прорваться. Ведь мы знаем, что Бог один; сколько, значит, к Нему путей? – Один.

http://azbyka.ru/katehizacija/pyat-oglas...

Враг рода человеческого, без сомнения, не преминет воспользоваться помощью своих служителей (так что и впрямь забывать о них не след), но зачем же забываем мы: подчинить нас своей воле они смогут толко через наши слабости. Вовсе не для того, чтобы тут же осудить Пушкина, должны мы уяснить себе, в чем он позволил темным силам взять над собою верх, - так мы лишь впадем в грех гордыни, не сумев добыть для себя никакой духовной пользы, ради которой и необходимо нам осознать истинный смысл происшедшего. " Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут " (Лк. 12,47-48). Пушкину было дано с переизбытком. Поэтому небесполезно задуматься над мыслью Вл.Соловьева, непонятой и отвергнутой многими, ибо для большинства она оказалась неприемлемой эмоционально и непостижимою рассудком: " Пушкин убит не пулею Геккерна, а своим собственным выстрелом в Геккерна " . Вернемся мыслью в тот зимний январский вечер, на берег Черной речки, где в снегу лежит раненый Пушкин. Мы не можем утверждать с непоколебимой уверенностью, что рана была безусловно смертельною, но нельзя отвергнуть того, темная злая энергия переполняла в тот момент душу поэта. Друзьям, которые бросились к нему в тревоге, он твердо сказал: " У меня хватит силы на выстрел " . НЕДРОГНУВШЕЙ рукою, прицелившись послал он свой выстрел во врага - и вот в этот-то момент зло, обращенное на противника, жажда убийства отравляющим ядом поразила стрелявшего, отозвалась безусловным разрушительным действием в его физическом теле. Дантес упал, ибо Пушкин был слишком опытным стрелком, ибо рука его была достаточно натренирована. Падение противника вызвало недобрую радость в душе поэта, радость убийства, - и это все усугубило. Но противник оказался лишь контужен. До сих пор мусолятся милые обывателям слухи о кольчуге, более трезвые рассуждают, что Дантеса спас случай. Нет. Нет ничего случайного, во всем Промысел Божий. " Не случай спас Дантеса - его спас Бог " , - так могли бы мы сказать как будто и, сказавши, все же ошиблись бы в главном: не Дантес, а Пушкин был СПАСЕН.

http://zavet.ru/a/rss_1119781122.html

Гордость приводит человека к ложному представлению о самом себе – к обольщению: Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя ( Гал. 6:3 ) и, как результат, к поражению своим «мнением» 47 и обману самим собою: Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг ( Откр. 3:17 ). Существенным качеством гордости является ее ненасытность. Не довольствующаяся никакими успехами, она, напротив, все более и более ищет похвалы и возвеличивания. «Первый грех , по Писанию, – говорит св. Исихий Иерусалимский – есть гордыня» 48 . Своей первопричиной гордость имеет падшего верховного ангела, отвергшего Бога и ставшего Его противником, – Денницу, который увлек и многих других ангелов, подчиненных ему и последовавших за ним. Об этом свидетельствует пророк Исаия: А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» ( Ис. 14:12–13 ). Толкуя этот отрывок из Священного Писания , многие святые отцы соотносили его с диаволом, но были и те, которые считали, что речь в данном случае идет о вавилонском царе. Так свт. Амвросий Медиоланский под гордыней понимал диавола 49 , преп. Иоанн Кассиан данную цитату тоже соотносил с ним 50 , а свт. Иоанн Златоуст особо отмечает, что некоторые толковники, его современники, этот отрывок приводят в отношении как диавола, так и вавилонского царя. При этом сам свт. Иоанн придерживается толкования, которое употребляется «относительно враждебных сил, потому что и Христос говорит: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию ( Лк.10:18 )» 51 . Так он пишет: «Удивительно, что сатана, хотя был бестелесной силой, светил утром и был посылаем ко всем языкам, ниспал с неба. Видишь ли, когда в нем возбуждается горделивая память? Смотри, как это злейшее семя, посеянное вначале сатаной, произросло и выросло» 52 . Блаж. Иероним Стридонский прямо приписывает эти слова в книге пророка Исаии Люциферу 53 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Господь, изрекая горе жителям Хоразина и Вифсаиды, которые не покаялись, говорит, что Тиру и Сидону будет отраднее в день суда, чем им ( Мф.11:22 ; ср. Мф.10:15 ), и решительно утверждает, что раб, который знал волю Господина своего, и не был готов, и не сделал по воле его, бит будет много. А который не знал и сделал достойное наказания, бит будет меньше ( Лк.12:47–48 ). Отсюда мы видим не только то, что степени наказания грешников будут различны, но и то, что они строго будут соответствовать виновности каждого 489 . Одинаковый поступок не для каждого повлечет одинаковое наказание; но будут приняты во внимание все обстоятельства, при которых он совершен, и силы самого согрешившего, как говорится далее: от всякого, кому дано много, много и потребуется; и кому много вверено, с того больше взыщется. Такой справедливый суд требует, конечно, чтобы каждый грешник терпел такие именно мучения, каких он заслуживает по своему нравственному состоянию, и, следовательно, предполагает такое же бесконечное разнообразие степеней будущих мучений в состоянии осуждения, как и степеней блаженства в состоянии славы 490 . Бесконечное разнообразие степеней блаженства и мучений не предполагает ни мало, что участь человека после воскресения и Страшного Суда может измениться. По учению Церкви, твердо основывающемуся на Писании, как блаженство праведников, так и мучения грешников будут вечны. В отношении к первым это вполне понятно, потому что если падение невозможно в первый период загробной жизни, то тем более его нельзя допустить по воскресении, когда праведники вступят в наслаждение вечною жизнию и всеми зависящими от нее благами 491 . Но в отношении вечности состояния грешников может явиться сомнение: неужели за кратковременную греховную жизнь Господь подвергнет человека вечному наказанию? Этот вопрос обращал на себя внимание верующих с самых древних времен христианства и вызвал учение о так называемом апокатастасисе. Термин апокатастасис (буквально – поставление в прежнее состояние, восстановление) заимствован из кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

евангелист Матфей. В русском переводе читаем так: «Если же раб тот скажет в сердце своем: нескоро приидет господин мой, и начнет бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться, то приидет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его .одной участи с неверными». «Там будет плач и скрежет зубов». Нерадивый, ленивый испорченный до мозга костей приставник, конечно, может найти повод к нерадению и своеволию. Господин отошел. Скоро ли он возвратится? В сердце что-то подсказывает: нет, не скоро. Испорченная душа уже радуется. Руки получают мнимую свободу совершать несправедливости и жить в свое удовольствие. И не думает неверный раб о том, что рано ли, или поздно, но возвратится ведь господин и потребует ведь отчета. Ранее или позднее, а ленивый и нерадивый должен будет понести наказание. Да и какое еще? Тяжкое, употреблявшееся у восточных народов, рассечение пополам, или распиливание. Такая казнь применялась только к изменникам, неверным людям. При мысли одной о подобной участи должно бы поднять плач. Если от приточной речи обратиться к прямому смыслу, то изречение Спасителя будет означать, что неверные приставники, неверные и нерадивые рабы, дурно пользовавшиеся дарованными им средствами к спасению себя и других, получат тяжелое наказание. Место плача и скрежета зубов именуется и адом. Оно уготовано неверным ангелам, падшим духам, а также неверующим и беззаконникам, живущим только для плоти и по плоти. Это Господь Иисус Христос выразил ясно и в дальнейших словах Своей приточной беседы. Той же раб ведевый волю господина своего, и не уготовав, ни сотворив по воли его, биен будет много: неведевый же, сотворив же достойная ранам, биен будет мало. Всякому же, ему же дано будет много, много взыщется от него: и ему же предаша множащие просят (истяжут) от него ( Лк.12:47–48 ). «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Евреи, из царства Иуды, как и принадлежавшие Израилю, основывали на обетованиях Божиих уверенность в безнаказанности своих преступлений: Суть же первых пророчеств Амоса состояла в том, что так как Господь признал их из всех племен земли, потому и взыщет с них за все беззакония их (III, 2; ср. Лк.12:47:48 ). Эти слова сильно их изумляли, ибо они думали, что живут согласно с законом Бога; они рассчитывали, что Он будет с ними, куда бы они ни пошли, хотя бы по пути зла и смерти. Неужели же не знают они, что два человека могут идти вместе, только сговорившись наперед относительно места, куда хотят идти, и пути, которым хотят достигнуть до него (3)? И вот слушатели не мало изумляются гневу Божию и думают, что Он не имеет на то законной причины; но негодовал ли бы на них Бог, если бы они не утомляли Его терпения своими беззакониями? « Ревет ли лев в лесу, когда нет перед ним добычи?» (4) . Они изумляются также вестью о бедствиях, которые возвещает им пророк, как будто эти бедствия налетают случайно, но нет никого имеющего власть насылать их; «попадает ли птица в петлю на земле, когда силка нет для ней?» И Бог, посылающий эти бедствия с определенным намерением поразить ими виновных, не поможет им избегнуть их, точно также, как птицелов не поднимет с земли петли, когда ниего не попало в нее (5). Они удивляются своему собственному ужасу, и хотели бы убедиться, что нет на то действительной причины: но трубит ли в городе труба и народ не испугался бы? Не происходит ли все от Бога и в том числе – бедствия, поражающие и постигающие частных лиц, и бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы? Они изумляются явлению Амоса; но неужели они не знают, что Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам своим, пророкам?» (7). Лев начал рыкать; кто не содрогнется? Господь Бог сказал: кто не будет пророчествовать. Если вы трепещете,то это – не без причины, потому что Бог восстает на вас в своем гневе; и если я пророчествую, то это – не без причины, потому что Бог говорил мне в глубине моей души (8).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Европейская культура развратилась. Но посмотрите, что собой представляют католические изображения святых – какие фигуры, какая обнаженность. В Европе произошло падение христианства. Сейчас границ нет. Поэтому все, что там, сегодня переходит к нам. И если мы не будем ставить заслоны внутри себя, не запомним, что христианство – это не просто внешняя сторона, а человек, его сердце, – случится по слову Апокалипсиса: «Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя как тать, и ты не узнаешь, в который час» (Откр. 3:3). Тать – это вор. До чего же мне нравится русская сказка про репку! Помните? Дедка за репку, бабка за дедку, внучка за бабку, Жучка за внучку, кошка за Жучку – вытащить не могут. Мышка за кошку – и вытащили репку. Какая сила у мышки? Кажется, никакой. Но здесь показано, какое огромное значение имеет каждое наше праведное или неправедное дело. Тем более, поступок христианина, который знает заповеди Божии, читает Евангелие, святых отцов. Сказано: «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много: а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12:47–48). Поэтому, оказывается, жизнь каждого из нас имеет огромное значение. Иван Васильевич Киреевский пишет: «Каждая нравственная победа в тайне одной христианской души есть уже духовное торжество для всего христианского мира». Советское безбожие или разврат демократии? Что положительного принесла нашему отечеству советская эпоха? От одного умного человека я услышал фразу: «Не знаю, чему отдать предпочтение, – советскому безбожию или разврату демократии». В Советском Союзе тех вещей, которые мы сейчас видим в рекламе, фильмах, спектаклях, газетах, журналах, – не было. Там было нравственное воспитание. А теперь воспитание какое? Откуда ветер дует? Недавно в Германии был принят закон, разрешающий гомосексуальные браки. У родителей отбирают детей, если они отказываются посылать ребенка на такие уроки «воспитания». Буквально демонический дух действует! К сожалению, теперь «железного занавеса» нет. Все оттуда идет к нам. И у нас есть множество идеологов, пропагандирующих подобные вещи, готовых все на свете продать – и Родину, и мать.

http://pravoslavie.ru/106831.html

«Еще царство (небесное) подобно зерну горчичному, которое меньше всех семян ( Мф.13:31:32 )». Сие сказал о незначительном начале проповеди, как и там: «не бойся, малое стадо ( Лк.12:32 )». «А если прозябнет, то вырастает и становится деревом и бывает больше всех злаков ( Мф.13:32 )», – так как Евангелие Его воцарилось до концов земли. «Во всю землю, – говорит, – прошел звук вещания их ( Пс.18:4 )». «И прилетают птицы небесные и живут на ветвях его ( Мф.13:32 )», т. е. обремененные язычники обретают покой в вере. «При- —166— дите, – говорит, – ко Мне все обремененные ( Мф.11:28 )». Если бы Господь не родился от Девы и не произошел от Девы и если бы не пострадал, то можно было бы сравнить душу Его с птицей, которая прилетает с неба, и сказать, что вместе с нею оттуда же и явилось и тело Его. Но Господь, дабы сделать ясным и несомненным, что Он воспринял тело, сравнил душу Свою 2084 с зерном (горчичным), которое посеяно в земле и из земли заимствовало себе тело, в коем укрылась птица. Ибо Иоанн Креститель свидетельствует: «я видел Духа в телесном подобии голубя, сошедшего и опочившего на Нём ( Ин.1:32 )». 2085 Еще сравнил царство небесное с закваской ( Мф.13:33 ), которая влагается в муку, так как закваска производит то, что мука не заметно становится подобною ей. Ведь закваска не вдруг овладевает массой, но своею внутренней силой преобразует её сообразно себе; так и Евангелие Христа. Закваска в массе обозначает собой также и тело Господа (по его значению) в потомстве Адама. Еще говорит: «подобно (царство небесное) неводу, закинутому в море и собравшему рыб всякого рода ( Мф.13:47 )». Когда говорит: «всякого рода», понимай (это в смысле) всякого языка. Но после этого собирания рыб из моря, то есть, от этой земли, предстоит еще другой выбор, который страшен и трепетен. И приходят к вытащенному (на берег) неводу, дабы хорошее присоединить к —167— хорошему, а худое выбросить вон ( Мф.13:48 ). Рыбы, кои попали в невод Его, суть люди, верующие в Него. «Добрые» суть те, кои от начала пребыли в Евангелии Его; «злые» же те, коих церковь по причине неверности их изгоняет и выбрасывает из среды (своей).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Из людей, приходивших к Иисусу Христу и слушавших Его учение, Он избрал двенадцать учеников, чтобы посылать их на проповедь, и назвал их апостолами; с ними Он ходил, с ними часто беседовал, им открывал Свое учение особо от народа. Весь народ слушал учение Христово с великим усердием. Слушавшие это учение дивились ему, потому что Он учил их как власть имеющий, а не как другие народные учители – книжники и фарисеи. Первосвященники иудейские, книжники и фарисеи, видя, что простой народ ходит за Иисусом Христом, слушает Его учение, что Иисус Христос творит много чудес, позавидовали Ему; а за то, что Он обличал их гордость, лицемерие, любостяжание и другие пороки, возненавидели Его и не раз сговаривались и пытались погубить Его; но не могли взять Его, потому что не приходило время страдания Христова. Преображение Когда стало приближаться время страдания, Иисус Христос взял троих учеников Своих, возвел их на гору высокую и преобразился пред ними: лицо Его сияло, как солнце, одежды были белы, как свет; и явились два пророка, Моисей и Илия, которые говорили о том, что Иисусу Христу нужно идти в Иерусалим, чтобы там пострадать и умереть. И слышан был голос с неба: Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте ( Мк.9:7 ; Лк.9:35 ). Это был голос Бога Отца. Апостолам была показана такая слава Иисуса Христа для того, чтобы, когда они увидят Его распинаемым на кресте, знали, что Он страдает добровольно и чтобы потом проповедовали миру, что Иисус Христос есть Свет от Света, сияние Бога Отца. Иисус Христос также и для того показал ученикам славу Свою, чтобы они знали, а чрез них и мы узнали бы, какая слава уготована праведникам на небесах за их добродетельную жизнь; а зная это, переносили бы всякие лишения, труды, страдания и самую смерть за правду. Преображение Господне празднуется 6 (19) августа. Воскрешение Лазаря После этого, сошедши с горы, Иисус Христос стал говорить ученикам Своим, что Ему должно пострадать, умереть и что Он в третий день воскреснет. Идя в Иерусалим на страдания, Иисус Христос сотворил много чудес; из них особенно великое было близ Иерусалима в селении Вифания: там Иисус Христос воскресил умершего Лазаря, который уже четыре дня лежал во гробе. Когда после этого Иисус Христос пошел в Иерусалим, народ, слышавший о воскрешении Лазаря, вышел из города и встретил Иисуса Христа, как встречают царей, держа ветви в руках и громко взывая: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! ( Ин.12:13 ). Иерусалимские архиереи, книжники и фарисеи, услышав о такой встрече народом Иисуса Христа, вознегодовали и, собравшись тайно, советовались между собой, говоря: Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него ( Ин.11:47–48 ). И положили убить Его, но только не в наступивший праздник, потому что боялись народа. Иуда предатель. – Тайная Вечеря

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010