Назначение христианина – подражать Христу. Владыка часто повторял эти слова, возвращался к ним в проповедях, раскрывал их смысл в богословских работах. В работе «О совершенствовании человеческой природы Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» он писал: «Наше спасение в соединении со Христом. Это возможно, потому что соединение каждого из нас с Ним и есть цель Его пришествия в мир. Он сделался Человеком, чтобы каждый человек мог соединиться с Ним, Человеком и Богом, а через это соединение приобщиться и к Богу. И так как Христос есть Сын Человеческий, как Он любил Себя называть, то чтобы быть настоящим Сыном человеческим, и Он по человечеству должен был изменяться, но притом всегда только к большему совершенству. В детском возрасте Спасителя мы очень ясно видим это из слов Евангелия: «Иисус преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» ( Лк.2:52 ). Остановилось ли это преуспеяние на какомто бесконечно совершенном уровне по достижении Господом Иисусом мужеского возраста? Нет. Заключилось ли это совершенство только в том, что Он за всю жизнь «не сделал никакого греха» ( 1Пет.2:22 )? Нам, грешникам, это кажется уже величайшим совершенством, но не для Господа Иисуса, Который был чужд греха настолько, что грех был противен и отвратителен не только Его Божественной, но и человеческой природе. Таким образом, то, что Он «не сделал никакого греха», является для Господа Иисуса только отсутствием недостатка, хотя для нас кажется великим совершенством. Отсутствие греха есть постоянное свойство человеческой природы Спасителя от начала Его земной жизни до конца. В других же отношениях Его человечество совершенствуется все более и более. Кончилось детство и юность Господа Иисуса. Вот Он выходит из вод крещения, вод Иордана. При этом для жизни Его происходит великое событие: отверзлось небо, и Дух Святой низшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: «Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение» ( Лк.3:21–22 ; Мф.3:16–17 ; Мк.1:10–11 ; Ин.1:32–33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

Но не так в Вознесение. Тогда, проводив Его долгим взглядом, апостолы возвратились в Иерусалим «с великой радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» (Лк. 24: 52–53). Христос жив! Христос вышел победителем из схватки со смертью! Правда, Царство Израильское Он устроит еще не в это лето. И вообще Он творит много такого, что люди оказываются к Его делам не приготовленными. Вот и сейчас повелевает не отлучаться от Иерусалима, но ждать «силы свыше». Он не говорит все сразу, а то, что говорит, не сразу понятно. Его мысли – не наши мысли. Но главное – Он жив и обещал быть с нами до скончания века! А раз так, то ничего не страшно. Христос возносится, и люди смотрят в небо. Вот знаменательная картина. Ничего великого и интересного в этот час нет для апостолов на земле. Все самое важное для них там, куда Христос восходит. Как интересно, что язычники всматривались некогда в ночное небо, и это небо светом особенной звезды привело их к Младенцу-Мессии. Первое пришествие возвещено темным небом, украшенным звездами. Небом же, но уже ясным и дневным, будет возвещено и Второе пришествие. Вот ангелы в белых ризах говорят апостолам: «Мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1: 11). Праздник Вознесения становится праздником возвещения о Втором пришествии. Это теперь – главная цель поднятия на небо глаз. Но не забудем и Крест Голгофский. Он тоже, как помним, заставлял поднимать лицо к небу. Крест, Вознесение, Второе пришествие. В последний день все эти события сольются в одно, потому что перед славным явлением Христа для суда над миром, «явится знамение Сына Человеческого (Крест, то есть) на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф. 24: 30). Восплачутся, потому что до сих пор все время смотрели в землю, все дела свои делали только ради земли, земным успехом мерили свои усилия. Тем же, кто не забыл о небе и о Том, Кто восшел туда после Воскресения, Господь говорит: «Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» (Лк. 21: 28).

http://pravoslavie.ru/46814.html

Почему Господь удалился именно в Галилею, правитель которой заключил Иоанна в темницу, см. прим. к Мк. 1:14 . 4. Ин. 4:4 . Надлежало же Ему проходить через Самарию. Лк. 17:11 . Надлежало проходить чрез Самарию: Самария собственно название города в колене Ефремовом, в самом центре Палестины, столица некогда Израильского царства, состоявшего из 10 колен. Разрушенный Салманассаром при завоевании царства Израильского ( 4Цар. 17:3 и далее), а потом Иоанном Гирканом, он восстановлен и украшен был Иродом Великим, которому римский император подарил этот город. От имени города получила название целая область, лежавшая в средине Палестины, между Иудеею и Галилеею. (О населении Самарии и отношениях между самарянами и иудеями см. прим. к Мф. 10:5–6 ). Путешественники из Иудеи в Галилею и обратно обыкновенно избегали пути чрез Самарию, хотя путь этот был прямой и естественный, во избежание неприятностей при взаимной ненависти и отвращении между иудеями и самарянами, и ходили чрез Перею (см. прим. к Лк.9:52–53 ). Был случай после, что и Сам Господь не был принят самарянами и должен был идти обходным путём чрез Перею. Но в настоящий раз Господь решился с Своими учениками идти из Иудеи в Галилею прямою дорогою чрез Самарию, имея в виду посеять первые семена Своего слова в этой полуязыческой области. «Он заходит к самарянам как бы между делом. Он хотел отнять у иудеев всякий предлог к обвинению, дабы они не могли сказать, что Он, оставив их, перешёл к нечистым – язычникам. Ибо, когда изгоняли Его, тогда Он переходил к язычникам, и то не нарочито, а между делом» (Феофил., ср. Злат.). 5. Ин. 4:5 . Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Быт. 33:19, 48:22 ; Нав. 24:32 . 6. Ин. 4:6 . Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. Ин. 4:12 . Сихарь: название города, нигде в Библии не встречающееся. Судя по признаку, заключающемуся в дальнейших словах, это был город Сихем – древний город – верстах в 8–10 южнее главного города области – Самарии, лежащий в долине между знаменитыми горами Гевалом и Гаризином.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

«Правды своей» мы должны достигать сами: ст.22. С другой стороны, для достижения помощи святых и успешности ходатайства их с нашей стороны нужно искреннее раскаяние в грехах и решимость отстать от них: ст.21–22, без этого беззаконие беззаконного при нём останется. О молитвенном призывании святых угодников Божиих Мф.19:28 . «Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых». Объяснение. Если апостолы, а потом и все святые ( 1Кор.6:2 ) будут судить весь мир, т.е. за грешников кающихся ходатайствовать, а упорных нечестивцев изобличать, то как же не призывать святых угодников в своих молитвах? ( Мф.10:40 ; Ин.15:14 ). Святые будут судить мир Лк.22:29–30 . «И Я завещаю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да едите и пейте за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых». Объяснение. Не всякому верующему во Христа предоставляется право сесть на престоле судейском, а только апостолам: Мф.19:28 , и святым: 1Кор.6:2 ; а нам, грешным людям, говорится: Рим.11:20 ; 1Кор.10:12 . 3Ездр.13:52 . «И Он сказал мне: как не можешь ты исследовать и познать того, что во глубине моря, так никто не может на земле видеть Сына Моего, ни тех, которые с ним, разве только во время дня Его». Объясн. Святые угодники Божии будут видимы на земле только тогда, когда они воскреснут с телами для последнего дня и когда «будут судить весь мир»: Мф.19:28 . В этих словах нет ничего противного догмату о почитании святых людей, которых Бог прославляет дарами чудотворения, служащими первым и главным основанием к признанию того или другого человека после его смерти святым угодником Божиим: Мк.16:17–18 . Бог и в их загробной жизни слушает их молитву и чрез них ниспосылает чудесные дары тем, кто просит их молитвенного ходатайства пред Богом: Откр.8:3–4 . Основные места Священного Писания в учении о молитвенном ходатайстве святых угодников Божиих, которые необходимо заучить наизусть: Лк.20:38 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

При жизни Иисуса Христа Самария не входила в ареал миссионерского влияния Его учеников. Посылая их на проповедь, Он говорил: «На путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева» ( Мф. 10:5–6 ). Словосочетание «дом Израилев», многократно встречающееся в книгах Ветхого Завета, обозначает здесь весь еврейский народ, за исключением самарян. Сам Иисус, судя по Евангелиям, бывал в Самарии, однако лишь эпизодически. В Евангелиях от Матфея и от Марка Его посещения Самарии вообще не упоминаются. В Евангелии от Луки говорится о том, что незадолго до Своей смерти Иисус на пути из Галилеи в Иерусалим намеревался посетить Самарию, «и послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; чтобы приготовить для Него; но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим» ( Лк. 9:52–53 ). Также упоминается, что на пути в Иерусалим Иисус «проходил между Самариею и Галилеею» ( Лк. 17:11 ). Лишь из Евангелия от Иоанна мы узнаем о том, как на пути из Иудеи в Галилею Иисусу «надлежало проходить Самарию», как Он беседовал с женщиной у колодца ( Ин. 4:4 ) и затем пробыл в ее городе два дня, благодаря чему многие самаряне уверовали в Него ( Ин. 4:39–41 ). Из совокупности евангельских свидетельств следует, что Иисус бывал в Самарии лишь на пути из Галилеи в Иудею или обратно, но в отличие от этих двух областей Самария никогда не была объектом ни Его проповеди, ни миссии Его учеников. Начало миссии среди самарян было первым выходом христианской проповеди за пределы традиционного иудаизма. Чтобы начать эту миссию, необходимо было переступить культурно-религиозный барьер, отделявший самарян от иудеев. Следующим этапом на пути расширения христианской проповеди станет обращение к язычникам, и рассказ Луки о проповеди среди самарян служит своего рода прелюдией к теме проповеди среди язычников – теме, которой будет посвящено основное внимание в других главах книги Деяний. Итак, первым, кто проповедовал самарянам, был Филипп, и его миссия имела очевидный успех. Однако она ограничивалась лишь одним городом. К тому же Филипп не входил в число двенадцати апостолов. Возможно, именно по этой причине оставшиеся в Иерусалиме апостолы сочли необходимым не только санкционировать деятельность Филиппа, но и направить в Самарию своих делегатов для довершения начатого им дела:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

При употреблении такого пренебесного дара, каковы Божественные Тайны Тела и Крови Христовой, все земные блага должны терять всю свою прелесть и вменяться за ничто, как тень пред действительностию, как сонные грезы пред действительными благами. Такую мысль послал мне Господь, когда я, причащая множество народу, подумал и отчасти позавидовал, что все они почти – духовные дети отцов Павла и Матфея, сослужителей моих, что они почти одни взяли с них волну богатую, а мне предоставили причащать (о, Боже мой! да не величайшее ли счастие преподавать людям Божиим Божественное Брашно?); представил, окаянный, что они и без того богаты, но и еще богатство к ним течет. Но и подумал, вспомнив изречение Господа, что жизнь человека не зависит от изобилия его имения [ Лк. 12, 15 ], что священник наипаче не должен прилепляться ни к чему земному и должен быть весь горé, как носящий ангельский сан и отправляющий ангельское служение, что с богатством много подводных камней, о которые бьется наша душа и часто терпит крушение, что невозможно Богу работати и мамоне [ Мф. 6, 24 ; Лк. 16, 13 ]; что лучше уповать на Господа, нежели уповать на богатство. Этими евангельскими истинами я разогнал начинавшие было смущать и теснить меня противные помыслы, нашедшие от противника. 11 Плинфа (греч.) – кирпич. Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами... от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью ( Исх. 1, 13–14 ). 24 Гобзующий (церк.-слав.) – богатый, счастливый, успевающий в делах, гордый, надменный. Ср.: Господи, помилуй нас, яко помногу исполнихомся уничижения: наипаче наполнися душа наша поношения гобзующих и уничижения гордых (рус.: Господи, помилуй нас, ибо довольно мы насыщены презрением; довольно насыщена душа наша поношением от надменных и уничижением от гордых) ( Пс. 122, 3–4 ). Читать далее Источник: Дневник/св. праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. - (Духовное наследие Русской православной церкви). Т. 15: 1870-1871. - 2006. - 572 с. ISBN 5-902112-52-4 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Притча о Сеятеле      Скачать (MP3 файл. Продолжительность 11:52 мин. Размер 8.6 Mb ) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сегодня мы услышали одну из притчей, которую некогда слышали и народ, и ученики Господни. Это притча о сеятеле. Она часто упоминается в Евангелии. «Вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют» (Лк. 8: 10) – так сказал Спаситель Своим ученикам по окончании притчи. Многие могут понимать эти слова превратно. Понимать так, как будто есть особо избранные и особо посвященные в некие скрытые секреты Евангелия, которые доступны и подвластны только им. Но чтобы мы так не мыслили, Господь Духом Своим Святым через апостола Луку, изложившего для нас эту притчу, записал и такие слова Спасителя, которые Он произнес прежде того, как сказал: «Вам дано знать, а прочим в притчах». Какие это слова? «Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?» (Лк. 8: 9). Как часто в обстоятельствах жизни своей мы обращаемся с вопросами не к Господу, не к Его слову евангельскому, живому и действенному, а идем «на страну далечу» и ищем ответы не в нашей вере христианской. И в тот миг, когда мы должны вопросить: «Господи, что значит то, что произошло со мной?», остаемся без молитвенного обращения и без помощи Божией, становимся внешними, чуждыми Спасителю нашему, и лукавые духи страха, печали и сомнения овладевают нашим сердцем. Мы невнимательны и неблагодарны, но Господь не оставляет нас, Он посылает нам Свою помощь. Он сеет в нас – в наши души, в наши сердца – слово истины, слово учения, посылает иные свои притчи – обстоятельства самой нашей жизни. «Кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет» (Мф. 13: 12). Эти слова Господа, сказанные после этой же притчи, но в записи евангелиста Матфея, могут возмутить людей мирских, совсем не понимающих учения Христова: как так, богатому приумножится, а у бедного отнимется и то, что имеет? В устах Христовых эти слова имеют совсем иное значение.

http://pravoslavie.ru/98211.html

Пс.49:16–20 . «Грешнику говорит Бог: «что ты проповедуешь уставы Мои и берёшь завет Мой в уста твои, а сам ненавидишь наставление Моё, и слова Мои бросаешь за себя?.. Сидишь и говоришь на брата твоего, на сына матери твоей клевещешь». Объяснение. Здесь чрез пророка Давида Господь ставит человеку в упрёк его общение с грешником не молитвенное, а греховное общение в преступлениях («когда видишь вора... и с прелюбодеями сообщаешься»: ст.18–19), иначе сказать, Господь упрекает за самые преступления, а не за общение с грешниками (вспомни притчу о Мытаре и Фарисее: Лк.18:10–14 ). Только в иудействе возбранено сообщаться с так называемыми нечистыми, но святому апостолу Петру Бог открыл, чтобы не почитать ни одного человека скверным или нечистым: Деян.10:28 . Об отделяющихся от единства веры Пс.88:36–37 . «Однажды Я поклялся святостью Моей: солгу ли Давиду? Семя его пребудет вечно, и престол его пребудет вечно, и престол его, как солнце, предо Мной». Объяснение. Семя Давида есть Христос по плоти, который царствует вечно над христианами посредством воли их, а над неверными – и против желания их; дана, говорит, Мне власть на небе и на земле: Мф.28:18 . А семя Христово есть евангельское слово и духовно возрождённые оным христиане, утверждённые на основании апостолов и пророков, имея самого Иисуса Христа краеугольным камнем: Еф.2:20–21 . Люди, отделившиеся от единства веры: Иуд.1:19 , не могут быть названы семенем Христовым, но, по толкованию свят. Отцов, они называются семенем вражиим; сравни: Мф.13:39 . Ис.52:5 . «И теперь что у Меня здесь? говорит Господь, народ Мой взят даром, властители их неистовствуют, говорит Господь, и постоянно, всякий день имя Моё бесславится». Объяснение. Здесь говорится не о православных христианах, а о нравственном состоянии иудеев и язычников, посему совершенно неосновательно поступают те люди, которые, заметив недостатки в отдельных личностях – членах Церкви, отделяются от веры православной. Господь и апостолы свв. не гнушались даже Иудой искариотским, который до конца своей погибели был в лике апостолов: Мф.10:1–7 . Из храма вышел оправданным не фарисей, гордящийся своей праведностью, а хотя «грешный», но смиренный мытарь: Лк.18:10–14 . Нельзя забывать, что в большом доме есть разные сосуды: 2Тим.2:20–21 . И если Сам Господь явился на землю не судить, а спасти мир и взыскать погибшее: Ин.12:47 ; Мф.18:11 , то «кто ты, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он, или падает»: Рим.14:4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Разумеется, образ этого соблюдения существовал и среди иудеев и, установленный законом, исполнялся иудейскими первосвященниками. И хотя все это неукоснительно соблюдалось и все, чему учит закон, было совершено во всей полноте, священник не мог стать великим. Ибо как может называться великим священник, способный грешить? А что все были под властью греха, даже великие священники, мы видим из того, что закон повелевает первосвященнику «приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа» (ср. Евр.7:27 ). Так какой же он «великий», если подвержен греху? Потому мой великий Священник Иисус и «велик», что «не сделал греха, и не было лжи в устах Его» ( Ис.53:9 ); и «князь мира сего», придя к Нему, не нашел в Нем «ничего» (ср. Ин.14:30;16:11 ). Потому и архангел Гавриил, возвещая о Его рождении, сказал: «Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего» ( Лк.1:32 ). Грех делает человека малым и ничтожным, а добродетель – возвышенным и великим. И как от телесной болезни тело человека становится слабым и вялым, а хорошее здоровье соделывает его сильным и радостным, уразумей, что так и от недуга греха душа становится мелочной и низкой, а доброе здоровье внутреннего человека и дела правды соделывают ее великой и возвышенной. И по мере возрастания ее в добродетелях она обретает все большее величие. Так я понимаю написанное: «Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и любви у Бога и человеков» ( Лк.2:52 ). Но так как всякий человек в детстве «преуспевает в возрасте», то что же здесь особенного написано об Иисусе? Я говорю это тебе, тому, кто услышал, что Иисус телесно «преуспел в возрасте». Уразумей, что Он «преуспевал в возрасте» души и она становилась великой вследствие совершаемых Им великих и славных дел. Наконец, Апостол, зная, что настоящий век должно воспринимать внутренним человеком, пишет: «Доколе все придем в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» ( Еф.4:13 ). Телесное возрастание и увеличение в размерах не в нашей власти, ибо тело берет из порождающего его источника достаточно материала, чтобы стать либо большим, либо маленьким; у нашей же души есть свобода и возможность выбора – стать ей великой или малой.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Самый первый новозаветный автор, апостол Павел, не пишет прямо о Вознесении Христа, но много сообщает о возвращении Иисуса из мира Божьего. Например, в самом раннем своем послании Павел говорит, что фессалоникийцы ожидают с Небес Сына Его, которого Он воскресил из мертвых, Иисуса... (1 Фес 1:10; ср. 4:16). И в евангельской традиции (у евангелистов Марка, Матфея и Луки) мы встречаем многочисленные высказывания о возвращении Христа (Мф 16:27; 24:30; 26:64; Мк 8:38; 13:26; Лк 21:27; 22:69). Но предполагать возвращение можно только в отношении того, кто куда-то ушел. Итак, можно с уверенностью сказать, что Новый Завет утверждает, что Воскресший пребывает теперь с Отцом Небесным, в мире ином, или, если пользоваться языком древних метафор, Сын ныне пребывает на Небесах. Куда переместился Воскресший? Хотя Новый Завет однозначно говорит о пребывании Воскресшего Христа с Отцом, в славе Божией, или на Престоле Божием, новозаветные авторы избегают говорить о том, что Иисус попал туда благодаря полету, то есть какому-то физическому перемещению на Небо. Одна группа текстов говорит просто о вознесенном положении Христа. Другая говорит о перемещении Христа на Небеса, но не поясняет, как это происходит. В некоторых текстах упоминается слово Вознесение или его эквивалент (Рим 10:6–8; Еф 4:7–11), в других специальные термины пропущены (Евр 4:14; 6:19–20; 1 Пет 3:22). Много об этом пишет евангелист Иоанн. Для него Иисус — это Тот, Кто спускается с Небес и впоследствии туда возвращается. Трижды Иоанн говорит о восхождении Сына (Ин 3:13; 6:62; 20:17), но обычно употребляет термин «путешествие » ( греч. poreuomai), «уход» ( греч. hypago), или «возвышение» ( греч. hypsoo). Рассказ о Вознесении у Евангелиста Луки Апостол Лука. Миниатюра из «Остромирова Евангелия» Только Евангелист Лука не избегает использовать прямые образы полета, восхождения. Он рассказывает об этом дважды — в своем Евангелии и в книге Деяний святых апостолов. Вот эти тексты: ...И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше. И вывел их вон [из города] до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью (Лк 24:49–52).

http://foma.ru/voznesenie-na-kakoe-nebo-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010