Во-вторых, Господь, зашедший во храм и осмотрев в нём всё ( Мк.11:11 ), частью Сам устранил ( Мк.11:15–16 ), а частью потребовал устранить ( Ин.2:16 ) то, что в нём было неприлично и нехорошо, но против бывших там всюду священных изображений не сказал ни слова ( Мф.21:12–13 ; Мк.11:11–18 ; Лк.19:45–46 ; Ин.2:13–17 ). – Значит признал их достойными находиться в храме. Наконец, по словам святого Павла в христианских храмах, даже и до второго пришествия Христова, будут предметы, которые у верующих называются «святыня», «Бог»: день тот, по словам апостола Павла, не придёт, «доколе не придёт прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святыней, так что во Храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» ( 2Фес.2:1–4 ). Итак, в то время, когда в отношении кумиров заповедано: «не поклоняйся им и не служи им», пред рукотворенными и священными изображениями в храме Бога Израилева и поклоняются и служат: возжигают светильники, курят фимиам, приносят жертвы, а в случае надобности выходят с ними на общественную молитву и вне святилища. И всё это не было нарушением второй заповеди. Смысл почитания святых икон таков: когда верующие взирали на медного змея – на знамение спасения, то ожидали себе исцеления не от того, на что взирают, но от Бога Спасителя ( Прем.16:6–7 ); когда лицами своими обращаются к построенному земному храму, то в это время всем сердцем своим и всей душой своей возносятся к Милосердому Богу ( 2Пар.6:38 ); когда священник воскурял фимиам пред Ковчегом со святыми херувимами ( Исх.40:5 ), то делал это пред Господом ( Исх.30:8 ); когда Иисус Навин и все старейшины преклоняли пред Ковчегом свои лица, то призывали Господа и Владыку и т.д. Из всех этих и им подобных случаев очевидно, что и поклонение, и фимиам, и светильники, и всё прочее совершаются пред святынями и священными изображениями не ради их самих, не ради того вещества, из которого они сделаны, но относятся к тем, кого эти святыни и изображения нам напоминают.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Духа ( Лк. 1:34 ), и потому был чужд первородного греха и тех греховных наклонностей, с какими рождаются, живут и умирают все люди ( Лук. 1:35 ). Только такой непричастный греху Христос, второй Адам, мог стать посредником нашего общения с Богом и принести Себя в жертву непорочную за грехи людей (Тим. 5:12–47; 1Кор. 15:45–46 ; Евр. 7:26–27 ). Цель воплощения Сына Божия указывает Сам Господь в следующих словах: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3:16 ). Эта цель воплощения, – освобождение людей от греха, проклятия и смерти, – выражается и самым именем, данным Божественному Младенцу: Иисус значит Спаситель ( Мф. 1:21 ; Лк. 2:11 ). По выражению некоторых Отцов и Учителей Церкви, в таинстве воплощения «Бог снизошел до человека для того, чтобы человека возвести к Богу»; воплощение возвысило человеческую природу и приблизило Бога к человеку. До воплощения люди обыкновенно представляли себе Бога далеким, страшным, грозным, как господина среди рабов. После воплощения Он стал нам близок, стал нашим Отцом, возвысил нас до богосыновства. Догмат о воплощении Сына Божия имеет величайшее значение для людей. Он служит основанием и сущностью христианской веры, краеугольным камнем, положенным во главу угла христианской Церкви. Он раскрывает перед нами тайну безграничной любви Бога к человеку и тем полагает начало христианской нравственности, основывающейся на любви к Богу и к ближнему. На вере в воплощение Сына Божия созидается вся духовная жизнь христианина, все его надежны на вечное спасение. Недаром Сам Господь сказал ученикам: «никто не приходить к Отцу, как только через Меня» ( Ин. 14:6 ). Недаром св. Иоанн Богослов говорит: «всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога… такой человек есть обольститель и антихрист» ( 1Ин. 4:3 ; 2Ин. 1:7 ). Раскрытие сего догмата на вселенских соборах. Учение о воплощении Сына Божия есть тайна, непостижимая для человеческого разума.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

Лицемеру, очевидно, хотелось, – отделившись от толпы, одному подойти к Учителю, как бы возвращаясь из города; и, по обыкновенно, поцеловав Его, замешаться в толпу учеников, а страже предоставить спустя немного, как бы самой себе напасть на Учителя, то есть, несчастный все еще хотел дать своему злодеянию вид неумышленного поступка. 15 Когда предатель подходил, к саду, Иисус приходит к ученикам и говорит им: «вы все еще спите и почиваете; вот приблизился час, и Сын человеческий предастся в руки грешников. Встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня» ( Мф.26:45,46 ). Вслед за сим Он вышел на встречу толпы, и когда Иуда поспешил подойти к Нему, кротко спросил: «друг мой, зачем ты здесь?» «Равви, Равви, здравствуй!» сказал тот, и тотчас облобызал Его ( Мф.26:48–50 ). При таком знаке искреннего братства, употребленном теперь на измену самую низкую, сердце Иисуса невольно возмутилось негодованием и Он сказал: «Иуда! лобзанием ли предаешь Сына человеческого?..» Потом обратясь к толпе, громко спросил: «кого ищете?..» «Иисуса Назарянина», сказали те ( Лк.22:48 ). Это Я, отвечал Господь. При этом слове в толпе произошло смущение: некоторые невольно быстро подались назад, а другие пали на землю ( Ин.18:5,6 ). Между тем ученики, один по одному выходя из вертограда, присоединились к Нему. Когда слуги встали и успокоились от первого страха, Иисус вновь спросил: «кого ищете?» Те вновь отвечают: «Иисуса Назарянина!» и некоторые из них, более дерзкие, начинают брать меры даже к тому, чтобы захватить и всех учеников. «Не сказал ли Я вам», отвечал Господь, «что это Я? Итак, если Меня ищете, то оставьте их: пусть идут». Стража повиновалась и оставила учеников. Робость стражи, необыкновенное присутствие духа в Учителе, Его особенная заботливость об учениках, пробуждали в последних мысль о защищении Учителя ( Лк.22:49 ). «Не ударить ли нам мечем?» спрашивали некоторые; Петр же мгновенно извлекши нож, поразил одного из слуг – первого, который осмелился поднять руку на Иисуса в правое ухо. «Остановитесь», сказал Господь ученикам, готовым следовать примеру Петра, «вложи меч твой в ножны», продолжал Господь, обратясь к Петру, «все, поднявшие меч (против законной власти, какова бы она, впрочем, ни была) мечем погибнут», или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? Как же сбудутся Писания, что как должно быть? неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?» ( Мф.26:53,54 ; Ин.18:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

По учению Иисуса, любовь Бога к человеку не зависит от поведения человека. Именно в этом смысл слов о том, что Бог повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных ( Мф. 5:45 ), ибо Он благ и к неблагодарным и злым ( Лк. 6:35 ). Подобно отцу из притчи о блудном сыне Бог любит и того, кто Ему верен, и того, кто от Него отходит ( Лк. 15:11–24 ). Степень любви Бога к человеку не зависит от степени благочестия человека и меры его трудов: об этом говорится в притче о работниках одиннадцатого часа ( Мф. 20:1–16 ). Такой подход вносит существенные коррективы в ветхозаветное понимание Бога, Которому авторы библейских книг приписывали способность раскаиваться в Своих действиях по отношению к людям вследствие их дурного поведения ( Быт. 6:6–7 ; 1Цар. 15:35 ). Бог представлен в Ветхом Завете как справедливый Судия: Он поощряет за праведность и наказывает за грехи. Мера наказания при этом соответствует мере греховности человека: представление о законе справедливого возмездия (око за око, зуб за зуб) переносится из сферы человеческих взаимоотношений в сферу взаимоотношений между Богом и человеком. Иисус не отменяет полностью этот «судебный» аспект Божественной справедливости: Он, в частности, говорит о Страшном суде, на котором человек получит воздаяние за грехи ( Мф. 25:31–46 ). Но акцент смещается в сторону Божественного милосердия. Это позволяет некоторым христианским авторам вообще оспаривать представление о том, что Бог справедлив. С наибольшей полемической заостренностью такое представление оспаривается Исааком Сириным , который говорит, что в любви Божией нет никаких градаций, нет «больше» или «меньше»: благость и любовь Божии не уменьшаются вследствие дурных поступков людей 280 . Бог равным образом любит и праведников, и грешников, не делая различия между ними: « У Него одна любовь по отношению к нам и к святым ангелам. И к грешникам она такая же, как к праведникам. Свидетельством этого является Боговоплощение» 281 . Когда Бог наказывает человека, Он делает это из любви, а не из мести, ненависти или ярости 282 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Святые отцы всегда подчеркивали реальность человеческой личности Иисуса Христа, и при этом говорили, что нерасторжимым, неизреченным образом Его человеческое естество было соединено с Его Божественным естеством, а потому для нас Он не просто человек, но Богочеловек Иисус Христос и Спаситель мира. Мы можем вспомнить еще один эпизод из Евангелия от Луки, где рассказывается, что когда Иисусу было 12 лет, родители вместе с Ним пришли в Иерусалимский храм, а так как там было много людей, то они Его потеряли: идя обратно, они обнаружили, что Его нет с ними. Они вернулись в храм и увидели Его, «сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушающие Его дивились разуму и ответам Его» (Лк. 2:46-47). То есть смотрите, что получается: 12-летний Иисус сидел среди учителей и спрашивал их, в то же время они удивлялись разумности Его ответов. Это значит, что Он у них учился, но в то же время это означает, что Он уже в 12-летнем возрасте обладал такой мудростью, которая удивляла окружающих. Я хотел бы завершить эту передачу словами апостола Павла: «И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение» (Евр. 9:27-28). Я желаю вам всего доброго и да хранит вас всех Господь. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 .

http://patriarchia.ru/md/db/text/5663323...

Читается в субботу 34-недели по Пятидесятнице. Предостережение от фарисеев и книжников, любивших честь и корысть и отличавшихся лицемерием, изложено у еванг. Луки совершенно одинаково с Марком ( Мк.12:38, 40 ). Еванг. Матфей излагает ( Мф.23 ) длинную речь Господа в обличение сих лиц, но Марк и Лука приводят очень немногое из этой речи. Еванг. Матфей привел речь Господа всецело потому, что он писал свое Евангелие для христиан из иудеев, и для них эта речь Христова была и понятна, и полезна, как характеризующая оставленных ими, их ложных духовных руководителей. Еванг. же Марк писал свое Евангелие для христиан из язычников, а Лука для одного лица, некоего Феофила, для которых речь Христова мало могла быть понятна и не могла иметь особенного значения. Лк.20:45 . Слышащым же всем людем, речé ученикóм своим: Лк.20:46 . внемлите себе от книжник, хотящих ходити во одéждах, и любящих целовáния на тóржищих и председáния на сóнмищих, и преждевозлежáния на вéчерях: (И когда слушал весь народ, Он сказал ученикам Своим: остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах,) Фарисеи любили ходить в длинных одеждах, – отличая себя тем пред другими, т. е. для важности. У еванг. Матфея сказано: увеличивают воскрилия одежд своих. Воскрилия, это шнурки синего цвета, предназначенного для одежды священников. Моисей предписал, чтобы у каждого еврея к концам одежды был нашит синий шнурок для напоминания, что еврейский народ должен быть народом священным ( Числ.15:38 и дал. Втор.22:12 ). Фарисеи же и эти шнурки, для тщеславия, увеличили очень много (чит. объясн. 5 ст. 23 гл. Матфея). Фарисеи любили целования на торжищах (приветствия в народных собраниях); председения на сонмищах (в синагогах), т. е. фарисеи любили сидеть в синагогах впереди, – на тех местах, кои находились близ кафедры и обыкновенно занимались старцами; председания на сонмищах (в синагогах). Преждевозлежания на вечерях (возлежания на пиршествах). Все это указывало, что фарисеи были очень тщеславны, везде отличали себя от других и искали почета и уважения себе, и во всем этом Господь обличал фарисеев и ранее (11:43. Там чит. объяснение указанных их тщеславных поступков).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Ин.11:44 . И изыде умерый, обязан рукама и ногама укроем, и лицо его убрусом обязано. Глагола им Иисус: разрешите его и оставите ити. Св. Иоанн Златоуст в 64-й беседе на Иоанна 1156 объясняет, что изведение Лазаря из гроба еще связанным по воле Господа и приказание Господа развязать его – имело целью, чтобы окрест стоящие могли коснуться Лазаря и близко видеть его и убедиться, что они не находятся под влиянием обмана чувств, а что перед ними действительно тот Лазарь, который умер, а ныне воскрес. Вероятно, что Лазарь был обвязан по обычаю вынесенному из Египта, а по этому обычаю члены умершего не забинтовывались вместе, а обвязывались каждый член порознь, и только потом умерший закутывался в общую пелену. Посему-то Лазарь, хотя забинтованный, но мог идти; пелена же вероятно спала 1157 . Ин.11:45 . Мнози убо от Иудей пришедшии к Марии и видевше, яже сотвори Иисус, вероваша в него: Ин.11:46 . Нецыи же от них идоша к фарисеом и рекоша им, яже сотвори Иисус. Всякое слово Господне, всякое Его деяние и знамение вело за собою то «разделение на земле» ( Лк. 12:51 ), которое Господь предрекал. Верующие отделялись от неверующих, ибо, как говорил Креститель, «лопата в руке Его» 1158 ; овцы отделялись от козлищ, сыны света от сынов диавола и мрака. Великий акт творчества, явивший единство Господа Иисуса со Отцем, возжег огонь веры во многих избранных сердцах и вспыхнув, привел их несомненно ко Христу Спасителю. Но между Иудеями были и сыны погибели; те, которые идут к фарисеям, знают, что они идут к врагам Господа; великое чудо вызывает в заглохших сердцах этих не умиление, не слезы радости и любви, а озлобление, ибо они не могут отрицать, что отныне они не в состоянии бороться или состязаться с этим человеком, в котором однако они не могут отрицать Божества, И вот на них совершается слово Господа: «не может дерево худое приносить плоды добрые; всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь» 1159 ; и другое слово Господа: «Кто не пребудет во Мне извергнется вон как ветвь и засохнет; а такия (ветви) собирают и бросают в огонь и горят» 1160 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Лев.22:2–5 ). Поэтому большинство толкователей расположено думать, что образ в 6-м стихе взят Спасителем от жертвенного мяса, которого нельзя было есть никому, кроме священников ( Исх.29:33 ; Лев.2:3, 22:10–16 ; Числ.18:8–19 ). Псам этого мяса совершенно нельзя было давать – это было бы преступлением, и если бы кто сделал так, то наказан был бы смертью (Толюк, Священного мяса не должно было есть и ни одно нечистое лицо ( Лев.22:6–7, 10, 13, 15–16 ). Некоторые понимают под святыней все, что противоположно нечистому, или «чистое». Спаситель приложил таким образом ветхозаветные образы к истинам, которые должны были сделаться новым вином и новой одеждой в учреждаемой Им Церкви, как Царства Божия. Сам Он называл Свое учение тайнами Царствия Божия (ср. Мф.13:11 ; Мк.4:11 ; Лк.8:10 ). Он говорил ученикам Своим, что им дано знать тайны Царства Божия, а другим людям не дано, и воздерживался от прямого раскрытия этих тайн перед людьми, без помощи притчей. Далее, разъясняя тайны Царства, Он говорил, что Царство Небесное подобно «сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то» ( Мф.13:44 ); «купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее» ( Мф.13:45–46 ). Первую часть стиха: «не давайте святыни псам», можно отделить от второй и рассматривать саму по себе. Это нужно потому, что некоторые толкователи не могли понять, каким образом свиньи могут, обратившись, растерзывать людей, потому что на это способны псы, и относили последние слова стиха к псам. Но такое мнение не имеет для себя никаких оснований. Жертвенная пища, мясо и хлеб, для псов – приятная пища. В первой половине предложения поэтому употреблен глагол «давать» ( δδωμι), а не дальнейший – бросать. О псах нередко упоминается в ветхозаветном писании. Моисей говорит своим соотечественникам, что их исход из Египта совершился в такой тишине, что даже и пес не пошевелил языком своим ни на человека, ни на скот ( Исх.11:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Храм как особое Божие присутствие Деян.17:24 . «Бог, сотворивший мир и всё, что в нём, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живёт». Объясн. Апостол Павел говорил эти слова в афинском ареопаге, обличая язычников, по понятию которых Бог живёт исключительно в храме, кумирнице, как в доме человек: Дан.14:6–11 , но Бог живёт в храме не так, как идол, который никуда из капища двинуться не может, Он живёт в храме по всеблагому хотению, для блага и спасения верующих в Него и приходящих к Нему в Его дом молитвы: Мк.11:17 ; 3Цар.8:29–30 . О молитве в храме 3Цар.18:35–45 . Здесь повествуется о плодотворности молитвы пророка Илии и вне храма. Объясн. Пророк Илия молился не в храме по вынужденным к тому обстоятельствам: жрецы не могли принести своих жертв на дворе храма, а Илии нужно было принести жертву пред глазами жрецов; его жертвоприношение на Кармиле не было жертвой, которая приносилась в Ветхом Завете за грехи при храме: Втор.12:5–14 ; Лев.17:1–9 . В Новом Завете Сам Господь и апостолы всегда предпочитали учить и молиться в храме, чем где-либо: Лк.19:46–47:24:52–53 ; Деян.11:26 . Дан.3:17–18 ; срав. 6:10:9:3–23 . «Бог наш, которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскалённой огнём, и от руки твоей, царь, избавит. Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем, и золотому истукану, который ты поставил, не поклонимся». Объясн. Пророк Даниил, когда молился, обращал свои взоры к разрушенному Иерусалимскому храму. Во время молитвы он растворил окно в горнице и смотрел в ту сторону, где находился Иерусалим: Дан.6:10 . Так поступал Даниил потому, что храмосоздатель Соломон, при самом освящении храма, просил Господа внимать молитвам людей, которые и из чужих стран будут обращаться к Иерусалимскому храму, и творить им оправдание: 3Цар.8:44–50 . И три отрока, когда молились в вавилонской пещи огненной, то воссылали молитвы к святому храму с его рукотворенными изображениями херувимов: Дан.3:53–54 . Они помнили обетование Божие ( Исх.25:22 ), обращали свой взор к Господу, сидящему на херувимах 1Цар.4:4 . Значит, все они, если молились Богу не в храме, то причина этого была явная невозможность для них молиться в храме, к которому они относились с должным почитанием.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   Из указанного видно, что пожертвования употреблялись для троякой цели: на содержание Господа Иисуса и Его учеников, на вспомоществование бедным и на издержки по устроению пасхальной вечери. Как покажет последующий рассказ, не иначе как для подобных же целей употребляла и последующая Церковь сборы с членов христианской общины. Пример Христа был законом для Его учеников и всей Церкви в этом, как и других случаях.    В апостольское время встречаем тот же образ действий. Верующие приносили часть от своих стяжаний и полагали к ногам апостолов (Деян. 5:2), которые и раздавались каждому, смотря по его нужде (Деян. 2:45). Часть подаяний употреблялась на покрытие издержек для совершения таинства Евхаристии (Деян. 2:46). Апостолы от самого Господа были уполномочены заимствовать средства для своего содержания также из даяний членов Церкви. «В какой дом войдете, — говорил Господь Своим ученикам, — в том доме оставайтесь, ешьте, пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои» (Лк. 10:7).    В чрезвычайных случаях, как, например, по случаю голода, предсказанного Агавом, верующие делают нарочитые сборы и посылают пожертвования к пресвитерам известных церковных общин (Деян. 11:29—30). Пресвитеры, каким именем в апостольских писаниях нередко обозначаются и епископы, являются главными лицами, ведению которых принадлежит распоряжение церковными суммами. Так как, однако, при раздаче вспомоществований вкрадывались злоупотребления, а апостолы между тем не могли уделять времени на занятие этим делом, отвлекаемые более важным и существенным служением, то в Иерусалиме дело раздачи пособий было возложено на диаконов (Деян. 6:1), хотя апостолы и пресвитеры (епископы) удерживали право высшего надзора в употреблении церковных денег (Деян. 11:30).    Послания апостола Павла дают некоторые интересные подробности относительно занимающего нас вопроса. Апостол говорит: «В первый день недели (воскресенье) каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду» (1 Кор.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010