е. подверженного «бесному обладанию», есть вместе время самого его «беснования»; и наоборот – без сего безвольного и бессознательного состояния человека «бесного» «беснование его» не начинает быть и, должно думать, не может иметь своего оказательства. Во втором отношении Евангельские примеры свидетельствуют о том, что все то время, в которое совершаются действия «беснующегося», принадлежит не человеку собственно, как данной личности, а действующему в нем и оказывающему себя чрез него особому – другому лицу, т. е. «бесу». «Учитель», говорил некто из народа Иисусу Христу при горе Преображения: «умоляю Тебя взглянуть на сына моего; он один у меня: его схватывает дух, и он внезапно вскрикивает, и терзает его, так что он испускает пену; и насилу отступает от него, измучив его» ( Лк.9:38–39 ); «где нисхватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими и цепенеет». На вопрос Иисуса Христа о том, «как давно это сделалось с ним»? отец сказал: «с детства, и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам» ( Мк.9:18–22 ); Ев. Матвей к сему описанию действий «насилуемого» от беса «отрока» прибавляет весьма существенное указание на то, что «отрок в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду» ( Мф.17:15 ). Выражение: «на новы месяцы» или «в новолуние беснуется» обозначено в греческом подлиннике словом «σεληνιζεται» (lunaticum esse), – и так как дальнейшее указание Евангелия несомненно свидетельствует о том, что, вместе с припадками «лунатизма», соединялось всякий раз действование «беса» (τ δαιμνιον, τ πνεμα κθαρτον Лк.9:42 ; Мф.17:18 ; Мк.9:25): то в данном описании состояния и действий Евангельского «отрока», в период его «бесования», заключается положительное подтверждение, по предмету нашего изъяснения, той истины, что «припадок беснования» требует безвольного лично и бессознательного состояния человека, подверженного «насилованию от диавола», каковое состояние у Евангельского «отрока» и имело место по преимуществу в «новолуния», ибо было, очевидно, соединено с болезненными припадками «лунатизма».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» (заметим, Елисавета приветствует здесь не Господа, но именно Матерь Господа своего). Сама Пресвятая Дева пророчествует о себе: «...ибо отныне будут ублажать Меня все роды». Казалось бы, все ясно, но баптисты приводят против прославления Божией Матери одно место из Евангелия от Луки ( Лк.11:27–28 ): «...одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его». Как же примирить эти слова с повествованием главы? 1-й Евангелия от Луки? Очень просто: Пресвятая Богородица прославляется не за рождение Христа (ибо орудием, исполняющим волю Божию, могут быть и «сосуды гнева, готовые к погибели» ( Рим.9:22 ) – фараон, Навуходоносор и др.), но за Свою святость великую и чистоту сердца. Именно за эту святость и удостоена Пресвятая Дева стать вместилищем Невместимого, Ковчегом Нового Завета, Скрижалью закона благодати и родить, и питать Начальника нашего спасения – Господа Иисуса Христа. Ну и, наконец, последний вопрос: возможно ли призывать святых и просить их молитвенной помощи? Кажется, ни у кого не может быть сомнений, что нам полезно, когда наши братья по вере молятся за нас («молитеся друг за друга...»). Ясно также, что, чем святее человек, тем сильнее его молитва («много может усиленная молитва праведного» – Иак.5:16 ). Так, Господь говорит Авимелеху, что он может спастись молитвой Авраама ( Быт.20:6–7 ), а друзьям Иова – что только молитва Иова спасет их от гнева Божия ( Иов.42:7–8 ). И в новозаветные времена христиане Иоппии (Яффы) не понадеялись на свои молитвы об умершей Тавифе, но послали за Петром. Итак, нет сомнения, что молитвы живых праведников и святых угодников есть сильная помощь в деле спасения нас, грешных. Так неужели же после смерти эти святые теряют способность молиться о нас? Ведь их слава у Бога только возрастает, и их молитвы приносятся прямо в Небесный Жертвенник пред Лице Божие ( Апок.5:9; 6:10; 8:3–4 ). Неужели Пресвятая Богородица, умолившая Сына Своего претворить воду в вино, несмотря на Его первый отказ, не может упросить Его о нас в Царствии Небесном? Неужели, например, Авраам, Исаак и Иаков, о вечной жизни которых Сам Христос свидетельствовал саддукеям ( Лк.20:37–38 ), в этой вечной жизни потеряли честь молитвенного предстательства за братьев по вере? Что же тогда имел в виду Моисей ( Исх.32:11–13 ), когда просил Господа остановить истребление народа ради Авраама, Исаака и Иакова?

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

37 . Зачем я теряю время, толкуя чужие мысли и идеи! Примем же очевидное свидетельство, что все обладающее бытием получило его от Духа, и не будем сомневаться в том, что ангелы, архангелы, престолы и силы существуют лишь благодаря действию Духа. Даже Сам Господь, Которому служат ангелы, по плоти был рожден от Девы нашествием Духа. Об этом возвещает ангел Иосифу в Евангелии от Матфея: Иосиф, сын Давидов, не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго ( Мф. 1:20 ), а в Евангелии от Луки ангел говорит Марии: Дух Святой найдет на Тебя ( Лк. 1:35 ). 38 . Следовательно, рождение от Девы – действие Святого Духа, Его же действие – плод Ее чрева, как написано: Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! ( Лк. 1:42 ). Это действие – цвет из корня, тот самый цвет, о котором прекрасное пророчество: И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его ( Ис. 11:1 ). Корень Иессеев – это еврейские патриархи, отрасль или побег – это Мария, цвет же от Марии – Христос. Он, желая источить прекрасный аромат веры по всему миру, возрос из девственного чрева, как Сам говорит: Я нарцисс Саронский, лилия долин! ( Песн. 2:1 ). 39 . Сорванный этот цвет сохраняет запах, усиливает его растоптанный и раздавленный не теряет его. Так и Господь Иисус, терзаемый на кресте, не увял, не поблек, будучи вознесен, и пронзенный острием копья, стал еще прекраснее, обновляясь в священном цвете проливаемой Им крови. Не зная смерти, Он как дар источал умершим аромат вечной жизни. На этом-то цвете царственной отрасли и почил Святой Дух 34 . 40 . Добрая отрасль, как толкуют некоторые, это плоть Господа, которая поднялась ввысь от земных корней, распространила вокруг себя ароматные плоды священной веры, излила таинства божественного откровения в мир и благодать на небесные алтари. 41 . У нас нет никаких причин не признавать Творцом того Духа, Которого мы знаем вершителем Господнего воплощения. Да и можно ли усомниться в этом, если в самом начале Евангелия ты читаешь, что рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго ( Мф. 1:18 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

«Ибо каждый образ имеет то, что ему свойственно, сообща с другим», почему и говорится, что распят был Господь Славы (ср. 1Кор. 2:8 ) – не Божеством, понятно, но ипостасной плотью. И написано, что Сын Человеческий вознесся туда, где был прежде ( Ин. 6:62 ), – не туда, где Он был прежде в качестве человека, но туда, где Он был Бог, неразделенный с Отцом. Ибо мы не объявляем, что Божество страстно или страдает плотию, и не плоть, то есть человечество, признаем причиной, но Того, кому принадлежит и то, и другое, иногда по обоим именуем Христом, а иногда по одной из частей, по Божеству называем Богом, а по человечеству, наоборот, Человеком. И мы именуем Бога страстным, но не как Бога, а как [одновременно] и человека, и Дитя объявляем предвечным, не потому, что Оно Дитя, но поскольку и Бог – ибо и то и это суть Один, Бог и Человек, совершенный Бог и совершенный человек, носитель всех свойств Божества: Божественности, безначальности, бессмертия, Господства, всемогущей воли и действия – и всей сущности плоти без изъятия, души, тела, ума и их естественных и непредосудительных свойств и страстей 104 , самовластной воли и действия, голода, жажды, слез, скорби, тоски, тревоги, смерти. Господь мой и Бог мой, – говорит Фома ( Ин. 20:28 ), и Богослов по вдохновению изрек: Слово было Бог ( Ин. 1:1 ) и Слово стало плотию ( Ин. 1:14 ), и в начале было Слово, и хочу, очистись ( Мф. 8:3 ), и не распяли бы Господа Славы(1 Кор. 2:8). Это, и подобное, и сила божественных знамений возвещает Божественную Его природу и действие. (82) Засим имею власть положить душу Мою и власть имею опять принять ее ( Ин. 10:18 ) и осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня ( Лк. 24:39 ), и мы имеем ум Христов ( 1Кор. 2:16 ) и вошед в дом, не хотел, чтобы кто узнал, но не мог утаиться ( Мк. 7:24 ).и Отче! не Моя воля, но Твоя да будет ( Лк. 22:42 ); и преломление хлебов, и, ходьба, и простирание рук на кресте, и мышление, и жизненная, питательная, возрастительная и ощущательная сила представляет человеческое действие, как и напоследок взалкал ( Мф. 4:2 ), и жажду ( Ин. 19:28 ) и душа Моя теперь возмутилась ( Ин. 12:27 ), и душа Моя скорбит смертельно и начал скорбеть и тосковать ( Мф. 26:37,38 ), и Отче! в руки Твои передаю дух Мой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Вспомним, наконец, что самое осуждение Христа на крестную смерть было вызвано Его официальным признанием Своего Божества. Когда первосвященник Каиафа под клятвой спросил Христа: Скажи нам, ты ли Христос, Сын Благословенного? Христос ответил: ты сказал, употребив установленную форму утвердительного ответа ( Мф.26:63 ; Лк.22:70 ; Ин.19:7 ). Теперь следует уяснить другой, связанный с этим очень важный вопрос: откуда Каиафа, многие иудеи и даже демоны (!) могли почерпнуть идею, что Мессия будет Сыном Божиим? Ответ здесь один: из ветхозаветного Священного Писания . Именно оно подготовило почву для этой веры. Действительно, еще царь Давид, живший за тысячу лет до рождества Христова, в трех псалмах именует Мессию Богом ( Пс.2 , Пс.44 , Пс.109 ). Еще яснее раскрыл эту истину пророк Исаия, живший за 700 лет до Р.Хр. Предсказывая чудо воплощения Сына Божия, Исаия писал: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: С нами Бог . И немного далее пророк еще определеннее раскрывает свойства Сына: И нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности ( Ис.7:14, 9:6 ). Такие наименования нельзя применить ни к кому, как только к Богу. О вечности Богомладенца писал также пророк Михей ( Мих.5:2 ). Пророк Иеремия, живший примерно лет двести после Исаии, именует Мессию Господом ( Иер.23:5, 33:16 ), подразумевая Того Господа, Который послал его на проповедь ; а ученик Иеремии, пророк Варух, написал следующие замечательные слова о Мессии: Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми ( Вар.3:36–38 ) – т.е. Сам Бог придет на землю и поживет среди людей! Вот почему более чуткие из иудеев, имея такие определенные указания в Священном Писании , могли без колебаний признать в Христе истинного Сына Божия. Замечательно, что еще до Рождества Христова праведная Елисавета встретила Деву Марию, ожидавшую Младенца, следующим торжественным приветствием: благословенна Ты между женами, и благословен Плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? ( Лк.1:42–43 ). Ясно, что у праведной Елисаветы не могло быть другого Господа, кроме Того, Которому она служила с детства. Как объясняет ап. Лука, Елисавета сказала это не от себя, а по вдохновению от Духа Святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

107 . Матфей продолжает: «Переправившись на другую сторону...», и т.д. до слов: «Тогда они поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и саддукейского» ( Мф. 16:5–12 ). То же самое и в том же порядке приводит и Марк ( Мк. 8:13–21 ). Глава LIII 108 . Далее Матфей говорит так: " Пришед же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих...», и проч. до слов: «И что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» ( Мф. 16:13–19 ). Марк рассказывает об этом почти в том же порядке, но сначала вставляет рассказ о возвращении слепому зрения (о чем поведал только он один); тому слепому, который сказал Господу: «Вижу проходящих людей, как деревья» ( Мк. 8:22–29 ). А Лука припоминает об этом вопросе ученикам и вводит его после повествования о чуде с пятью хлебами ( Лк. 9:18–20 ). Как мы выше сказали, такой порядок воспроизведения в памяти нисколько не противоречит порядку следования событий друг за другом. Но может вызывать недоумение то обстоятельство, что, по словам Луки, Господь спросил учеников, за кого считают Его люди, тогда, когда Он молился в уединенном месте, Марк же говорит, что они были спрошены Им в пути. Но это может смущать только того, кто никогда не молился в пути. 109 . Я напоминаю о том, что мною уже было сказано выше: пусть никто не думает, что Петр получил имя тогда, когда ему было сказано: «Ты – Петр» ( Мф. 16:18 ). Но это произошло тогда, когда, по словам Иоанна, ему было сказано: «Ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр)» ( Ин. 1:42 ). Отсюда следует, что это произошло и не в том месте, где Марк, перечисляя поименно двенадцать учеников, сказал, что Иаков и Иоанн названы " сынами грома», потому что там лишь сказано, что Господь положил ему называться Петром ( Мк. 3:16–19 ); ведь он говорит так только в качестве напоминания, а не в том смысле, что это тогда совершилось. Глава LV 111 . Потом Матфей продолжает: «Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною», до слов: «Ибо придет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его» ( Мф. 16:24–27 ). Это присоединяет и Марк, сохраняя ту же последовательность; но он не говорит о Сыне Человеческом, имеющем прийти с Ангелами Своими, чтобы воздать каждому по делу его. Однако он тоже прибавляет, что Господь тогда сказал: «Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» ( Мк. 8:34–38 ). Можно понять, что это относится к той мысли, что Он воздает каждому по делу его. И Лука присоединил то же самое и в том же порядке с небольшим различием в словах, вполне соглашаясь с той же истиной ( Лк. 9:23–26 ). Глава LVI

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Моление Иисуса об отвращении от него чаши страданий Он отошел от них, пал на землю и молился; и они слышали, как Он начал молиться, чтобы, если возможно, миновал Его час сей; и говорил: Авва!  Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня (Мк 14, 35-36). О, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет (Лк. 22, 42). Продолжения этой молитвы Апостолы не слышали, так как от усталости сон стал одолевать их, и они заснули. О будущих страданиях Своих и смерти Иисус много раз говорил Апостолам; Он считал их неизбежными, в них видел Свою славу, и даже высказывал желание, чтобы все это скорее свершилось. Предсмертные страдания Свои Он уподоблял той чаше, наполненной ядом, какую в те времена иногда подносили осужденным на смерть; крестную смерть Свою Он называл крещением. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь ? — спросил Он у сыновей Зеведеевых (Мк. 10, 38). Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится! — сказал Он при другом случае всем Апостолам (Лк. 12, 50). Что же значит этот ужас, охвативший Иисуса при наступлении часа Его страданий? Что значат Его скорбь и смертельная тоска? Неужели Он поколебался в Своем решении умереть? Нет, Он не поколебался, так как, подчиняя Свою волю воле Отца, Он тут же говорит: «Впрочем, пусть будет не так, как Я хочу, а как Ты!» А если Он безусловно подчиняется воле Отца и знает эту волю, то зачем же Он просит, чтобы миновала Его чаша страданий? Зачем содрогается от ужаса предсмертных мучений? Не лучше ли было Ему идти на смерть, как потом шли Его последователи, без страха и даже с радостью? Но кто же может утверждать, что Иисус ужасался, скорбел и тосковал от страха ожидавших Его мучений? Ведь после того, то есть по окончании гефсиманской молитвы, конца которой мы не знаем, Он молча, без стонов и содроганий, перенес все оскорбления, истязания и самую мучительную казнь? А что божественная природа Его нисколько не ослабила этих мучений, мы знаем из предсмертного возгласа Его: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? (Мк.

http://predanie.ru/book/217301-velikaya-...

 А если Иисус молится и если не напрасно Он молится, так как Он молитвою достигает того, чего желает и чего, быть может, и не получил бы без молитвы, то кто же из нас решится пренебрегать молитвой? Говорит Марк: Утром, когда еще очень темно было, встал Он, вышел, удалился в пустынное место и молился там (Мк. 1:35); и Лука: Случилось, что, когда Он в одном месте молился и перестал, один из учеников сказал Ему (Лк. 11:1); и в другом месте: И пробыл Он всю ночь в молитве к Богу (Лк. 6:12); Иоанн же описывет Его молитву словами: После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче, пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя (Ии. 17:1). И записанное тем же евангелистом изречение Господа: Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня (Ин. 11:42) — указывает на то, что молитва того всегда выслушивается, кто постоянно молится. Нужно ли поэтому для нашей цели называть всех, кто вследствие своей достойной молитвы получил от Бога много великих благ? Каждый из Священного Писания легко может выбрать много относящихся сюда примеров. Так, Анна, будучи неплодной, исходатайствовала себе рождение Самуила, сопоставимого с Моисеем (Иер 15:1), с полным доверием молясь Богу (1 Цар. 1:9 и далее). Езе–кия в то время, как он внимал из уст Исаии слову о том, что он умрет, молился и благодаря этому вошел в родословие Спасителя (4 Цар. 20:1 и далее; ср. Ис. 38:19 и далее). Простым повелением коварного Амана народ Израильский должен был истребиться с лица земли; но тут услышана была соединенная с постом молитва Мардо–хея и Есфири (Есф. 4:1 и др.) и к празднику Моисея и [всего] народа присоединился радостный день Мардохея. (По–видимому, праздник Пурим, установленный в воспоминание о спасении иудеев от персидского избиения, приравнивается к Пасхе. — Прим. ред.). Приносила и Юдифь священную молитву Богу, и, таким образом, одна–единственная еврейская женщина навлекла позор на дом Навуходоносора (Иуд. 13:6—10). Были услышаны Анания, Азария и Мисаил и удостоены ниспослания им прохлаждавшегося и росою орошавшего ветра, не допустившего до них огненное пламя (Дан. 3:50). В вавилонском рву молитвой Даниила была заключена пасть львов (Дан. 6:22). Иона, находясь во чреве поглотившей его рыбы, не отчаивался в успехе своей молитвы и потому вышел оттуда и успешно завершил только что начатое пред тем посольство к нине–витянам (Иона 2:2 и далее).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

Так, Он воскресил из мертвых единственного сына вдовы Наинской повелением: «…Юноша! тебе говорю, встань!» (Лк. 7, 14). Он воскресил и единственную двенадцатилетнюю дочь начальника синагоги Иаира словами: «…Девица! встань!» (Лк. 8, 54). Он воскресил и четверодневного мертвого Лазаря, брата Марфы и Марии, призывом: «…Лазарь! иди вон» (Ин. 11, 43). Из этих трех воскрешений, с точки зрения исследуемого предмета, наиболее интересно последнее. Поэтому остановимся на нем подробнее. Господь знал, что для человека смерть была мучительным состоянием, чем–то ужасным. Этим и объясняется то, что Христос, воскресение и жизнь, прослезился у гроба Своего друга Лазаря. Когда Господь увидел плачущих иудеев, Он восскорбел, как человек, духом… и возмутися Сам (Ин. 11, 33). Он подошел к могиле, …опять скорбя ренно… (Ин. 11, 38). Безгрешная человеческая природа Господа глубоко потрясена. Он охвачен скорбью. Он плачет и пытается сдержать внутреннее волнение и ужас при виде мертвого друга, пленника холодных объятий смерти. Но «слезы» Жизни были уже преддверием победы. Все, что затем произойдет на глазах у пораженных учеников и толпы иудейской, будет предвосхищением трехдневного Воскресения Спасителя. И Господь молится [ ], прежде чем повелеть Лазарю воскреснуть, но это была молитва не о воскресении мертвого, а о немощи и маловерии тех, кто при этом присутствовал. Это подтвердил Сам Господь, когда сказал: «Отче! Благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня» (Ин. 11, 41–42). Что молитва была не о воскресении мертвого, доказывается и тем, что Лазарь воскрес не сразу после молитвы. Он воскрес, когда услышал повеление: «Лазарь! иди вон» (Ин. 11, 43). Святитель Иоанн Златоуст, подвигаемый этим чудом, начинает характерный диалог со смертью и адом и говорит: «О сила смерти! О могущество силы, удерживающей душу! О ад! Совершилась молитва, и ты не освобождаешь мертвого? Нет, говорит ад. Почему? Потому что мне не дано повеления.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Человеку, испорченному жизнью, привыкшему жить по обычаям языческим, требование о противлении злому добром может показаться странным, непонятным. Привыкший воздавать за всякую обиду вдесятеро большею обидою не поймет, конечно, что надо побеждать зло иным оружием. Но для человека, перевоспитавшего себя по указаниям Христа, или воспитанного так с детства, для человека, дышащего кротостью и всепрощающей любовью, покажется диким, невозможным бороться с злым его же оружием. А я уже говорил, что для исполнения заповедей Христовых, для подражания Христу, надо перевоспитать себя по Его указаниям, и что такое перевоспитание возможно; мало того, оно крайне необходимо, чтобы быть истинным христианином, то есть настоящим человеком, чтобы создать здесь Царство Божиих людей и открыть врата Царства Небесного. Просящему у тебя дай! и от хотящего занять у тебя не отвращайся! и от взявшего твое не требуй назад! ( Мф. 5:42 ; Лк. 6:30 ). Да позволено будет мне поставить наперед заповедь – от хотящего занять у тебя не отвращайся! Мы знаем, что люди нуждающиеся не решаются иногда просить о помощи. Стыдятся ли они просить, или что-нибудь иное заставляет их молчать, это вопрос второстепенный, не имеющий для нас никакого значения. Но так как нужду свою такой молчальник скрыть не может, ее легко прочесть по его глазам, то мы не должны ждать, пока он обратится к нам с просьбою; довольно с нас того, что он нуждается в нашей помощи и что хочет просить о ней; и мы должны идти навстречу его желанию, должны сами или догадаться или спросить его, чем бы мы могли ему помочь. На самом же деле, люди жадные, боящиеся расстаться даже с копейкой, часто отворачиваются от таких скромных бедняков, делают вид, что не замечают их. К ним-то и обращается Господь, говоря: От хотящего занять у тебя не отвращайся! Надо заметить, что слово «занять» не следует понимать буквально. Занять, значит воспользоваться какою либо помощью или услугою. Да, от хотящего занять у тебя не отвращайся! тем более не отвращайся от того, кто уже просит о помощи. Просящему у тебя дай! то есть помоги просящему по мере сил твоих. Если мы ежедневно просим у Бога разных милостей, то как же смеем отказывать просящим у нас? Ведь тогда же Господь сказал: Какою мерою мерите, такою же отмерится и вам ( Лк. 6:38 ); а это значит: какою мерою вы определяете нужду просящего у вас помощи, и какою мерою отпускаете эту помощь, такою же и вам воздаст Господь, когда вы будете просить Его о чем либо.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010