…Мария стала подниматься по лестнице знакомого Ей дома. Услышав Ее голос, Елисавета вышла к Ней навстречу и ввела молодую Родственницу в свое жилище. Уже шестой месяц носила в себе Елисавета чудесного младенца, будущего Крестителя Христова Иоанна. Как бы увидев перед собой грядущего Мессию, младенец взыграл радостно во чреве матери. Вместе с тем и Елисавета была обрадована встречей и, исполнившись Святого Духа, воскликнула: «Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа» ( Лк.1:42–45 ). Мария видела, что Ей не надо ничего говорить Елисавете, что она уже все знает, что произошло с Ней в Назарете. Тогда в ответ на приветствие Своей родственницы, Она воспела чудную пророческую песнь, которая начинается такими словами: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды [то есть все поколения людей]; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его…» ( Лк.1:46–49 ). Эта песня лилась из самого сердца Богородицы. В церкви она поется на утрени, за всенощной, и всегда наполняет душу радостным благоговением перед Пресвятой Девой. Она учит нас, что величайшее и святейшее свойство души человеческой есть смирение, благодаря которому человек достигает истинного величия. Бог увидел смирение Святой Девы и сотворил Ее Царицей Неба, поставив выше ангелов небесных. Мария провела в доме Захарии около трех месяцев и возвратилась в Назарет, в семью обручника Иосифа. 5. Рождество Христово ( Мф.1:18–25 ; Лк.2:1–20 ) Возвратившись в Назарет, Пресвятая Дева осталась жить в доме Иосифа. Она обручена была ему, как невеста. Иосиф заметил, что Мария готовится стать Матерью. Это смутило его, и он, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить от себя. Но когда он подумал об этом, ангел Господень явился ему во сне и сказал: «Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус…» ( Мф.1:20–21 ). Тогда Иосиф понял, что в жизни обрученной ему Марии про изошло великое событие, тайну которого теперь открыл ему ангел. И он оставил у себя Пресвятую Деву как нареченную уже ангелом жену свою.

http://azbyka.ru/deti/novy-j-zavet-v-izl...

Архангел Гавриил, войдя к деве Марии, возвестил: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» ( Лк.1:28 ). И праведная Елизавета, когда пришла к ней Дева Мария, исполнилась Духа Святого и прорекла: «благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» ( Лк.1:41–43 ). Сама Божия Матерь, повторяя пророчество царя Давида, сказала о прославлении Своем от Бога и людей: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей; ибо отныне будут ублажать Меня все роды: что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его»... ( Лк.1:46–49 ). Несмотря на ясное свидетельство Священного Писания, протестанты отрицают величие Божией Матери, приравнивая Ее к обыкновенным людям. Матерь Господа нашего Иисуса Христа наречена благословенной между женами, то есть стоящей неизмеримо выше всех женщин рода человеческого. От самого создания человека не случилось, чтобы Дева зачала от Духа Святого, родила без мужа, будучи непорочной до рождеста, в рождестве и после рождества. Матерь Божия –единственная из человеков, избранная Богом для великого дела нашего спасения, считать ее обыкновенной женщиной, это значит отрицать Священное Писание, в котором о великом предназначении Божией Матери сказано Самим Богом через пророков, через Ангела и праведную Елизавету. Это значит умалять достоинство родившегося от Нее Господа Иисуса Христа, оскорбить Духа Святаго, Чьим благословенным жилищем Она является. Протестанты, ссылаясь на слова Христа: «кто Матерь Моя, и кто братья Мои?; ибо кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат и сестра и матерь» ( Мф.12:48–50 ), делают ошибочный вывод, что Господь не оказывал Своей Матери особой чести. Говоря эти слова, Господь ничуть не умаляет достоинство Своей Матери и, конечно, не отвергает Ее. Он здесь притивопоставляет плотскому родству духовно-нравственное, как наивысшее, как родство в Боге. Такое родство основано на соблюдении Божиих заповедей, на исполнение Его преблагой воли; таким было родство Христа с Его учениками.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

Величие Богоматери засвидетельствовал явившийся к Ней с неба Ангел Гавриил, который, «вошедши к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами»! ( Лк. 1:28 ). О Ее величии изрекла и Св. Елисавета, которая «исполнилась Святого Духа и воскликнула громким голосом и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне»? ( Лк. 1:41–43 ). О своем прославлении от Бога и людей сказала и Сама Божья Матерь: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды, что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его» ( Лк. 1:46–49 ). Предсказания св. пророков, св. Ангела, исполненной Св. Духа Елисаветы и Самой Богоматери сбылись в точности: по всему лицу земному, везде, где есть христиане, славится из рода пречистое имя Божьей Матери, везде христиане ублажают и умоляют Ее о заступничестве перед Богом в прощении грехов и помощи в их бедах и скорбях; и будут славить Ее святое имя, будут молить Ее о помощи всегда, до скончания мира, пока существует истинное христианство на земле; не ублажают Божью Матерь одни лишь язычники, не верующие во Христа и наши еретики–сектанты. Сектант Объяснения православного 1) Нельзя, говорят, иногда дерзко кощунствующие над именем Богоматери, сектанты, – нельзя молитвенно почитать и обращаться к ходатайству Матери Иисуса, Которая была обыкновенная женщина, тем более нельзя называть ее Царицей небесной, ибо только язычники чтили «богиню неба»: «Непременно будем делать все то, говорили пророку Иеремии упорные язычники, что вышло из уст наших, чтобы кадить богине неба и возливать ей возлияния» ( Иер. 44:17 ). 1) Приводимое сектантами место из пророка Иеремии говорит о тех иудеях, которые оставили Господа и стали служить Ваалу и Астарте «в земле Египетской» (ст. 1 и 8), принося им в жертву «мужей и жен, взрослых детей и младенцев» (ст. 7), и к верующим в истинного Бога христианам, конечно, относиться не может.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа (Лк. 1, 45),- ублажает она Пресвятую Деву за то, что Та без сомнения уверовала словам Благовестника. Пред ее глазами стояло в это время наказание Божие, которое постигло за неверие ее мужа, праведного Захарию. Поэтому Елисавета с таким воодушевлением ублажает Деву и говорит, что непременно сбудется сказанное Ей: родится от Нее Христос Спаситель и Его Царству не будет конца. И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды (Лк. 1, 46-48). В состоянии духовного восторга и радости Пресвятая Дева, также по внушению Духа Святаго, изрекает пророческие слова, которые мы с вами так часто слышим. Она радуется о Боге, Спасителе Своем и всего мира, пришествие Которого в мир приближается. Чем ближе добро и чем выше оно, тем радость бывает живее. Источник благ небесных и земных - в девственном чреве Пресвятой; могла ли Она не радоваться радостью велией о Господе? Где Бог, там течет море радости, там солнце веселия вечно сияет. Но, радуясь о Своем величии, Она все это благоволение Господа к Ней относит не к Своим добродетелям, а исключительно к милости Божией. … Что сотворил Мне величие Сильный (Лк. 1, 49). Чем заслужила Она эту милость? Украшенная всеми добродетелями, честнейшая Херувимов, Она ничего не говорит о Своих заслугах и добродетелях, а говорит только, что Господь призрел на смирение Рабы Своей . Под смирением здесь Святые Отцы разумеют не добродетель смирения, на которую не стала бы указывать Пресвятая Дева, смиреннейшая из всех людей, но низкое, незнатное состояние или положение человека в обществе. Пресвятая Дева была действительно беднейшей из всех девиц в Израиле и притом совершенно неизвестной. Но теперь, когда Бог призрел на Нее, на Ее уничижение, Она сделалась славнейшей из всех. Произнесенные Ею по внушению Духа Святаго пророческие слова: ибо отныне будут ублажать Меня все роды в истине своей подтверждаются всей двухтысячелетней историей существования христианской Церкви.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1461...

  SPURIA. 37. Любовь по Богу — дело достойное Бога. 38. На слова: аще ты сын. 39. О предательстве Иуды и о страстях Господа нашего Иисуса Христа. В великий пяток. 40. На слова: «Помянул Бога и возвеселился». 41. О Рахили и о чадах. 42. Об Ироде и о младенцах. 43. О Марфе, Марии и Лазаре, и Илии пророке. 44. На слова: «Фарисеи же, выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его » (Мф. 12:14). 45. О блуднице и фарисее. 46. На вознесение Господа нашего Иисуса Христа. 47. На преображение Спасителя. 48. О ваиях. 49. Похвала святому Иоанну Богослову. 50. О святом Иоанне апостоле и евангелисте Богослове. 51. На Преображение. 52. О засухе. 53. О реке Иордане. 54. О фарисее и блуднице. Произнесено во святой и великий четверг. 55. О тридневном воскресении Господа нашего Иисуса Христа. 56. На рождество Христово. 57. На слова: «Вошел Господь в храм в преполовение праздника» (Ин. 7:14), и о Мелхиседеке. В Преполовение. 58. На Преполовение. 59. О самарянке. В день Преполовения. 60. О жене грешнице, помазавшей Господа миром, и о фарисее. Во святой и великий четверг. 61. На слова: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия. 62. На притчу в евангелии Луки, в которой говорится: «Некоторый человек спускался из Иерихона в Иерусалим » (Лк. 10:30). 63. На рождение святого Иоанна Пророка, Предтечи и Крестителя. 64. На святое Богоявление. 65. На Рождество Господа нашего Иисуса Христа. 66. О Закхее мытаре. 67. О сотнике. 68. На слова: «вышел сеятель сеять». 69. О втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа, и о милостыне. 70. Слово о расслабленном в день Преполовения; и на слова: «не судите на лица » (Ин. 5:5; 7:24). 71. На евангелие от Луки, о драхме, и на слова: «человек некий имел два сына » (Лк. 15:11). 72. О том, что имеющий какую–нибудь благодать знания должен передавать нуждающемуся, и о пресвитере. 73. На притчу о несправедливом домоправителе и что нет ничего нашего (Лк. 16:1–9). 74. О посте. 75. О сыне вдовы. 76. Против иудеев о медном змее; и на слова: «дал Ему имя выше всякого имени » (Флп. 2:9) , а также: «как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою » (Евр. 6:13). Святого отца нашего Иоанна Златоустого толкование на Второе послание к коринфянам БЕСЕДА 1

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Но самому же Ему принадлежат и эти слова: «если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно» ( Иоан.8:14 ). Что-нибудь одно: если истинно, то как может быть не истинным? Если неистинно, то как назвать истинным? В словах – полное противоречие, но мысли согласуются. Иисус вошел в храм и учил, – вошел в храм Создатель храма, Владыка служения; Он учил в храме, чтобы исполнилось пророчество, гласившее: «внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете» ( Мал. 3:1 ). И Господом называет Его, и ангелом. О, тайна божественная! О, славное пророческое тайноводство! «Внезапно придет в храм Свой», т.е. в храм Божий. Храм называется своим для Него, чтобы не подумали, что владычество Отца – одно, а царство Сына – другое. Храм Отца, который воздвиг Богу Соломон, этот самый храм пророк называет храмом Спасителя: «внезапно придет» в храм Свой «Господь». Храм Отца есть и храм Сына; храм Сына – храм Отца. Поэтому и сам Спаситель, когда изгонял иудеев из храма бичом, сделанным Им из веревок, говорил: «возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли» ( Иоан. 2:16 ). А в другой раз сам же сказал: возьмите это отсюда: «дом Мой есть дом молитвы» ( Лк. 19:46 ). Дом Отца Моего – и дом Мой. Или, например, евангелист говорит: «пришел к своим, и свои Его не приняли» ( Иоан. 1:11 ). Сказано это об иудеях; так как Он просветил их законом и руководил через пророков, то они и были своими для Спасителя. А когда мать искала Его и спрашивала: «Чадо! что Ты сделал с нами» ( Лк.2:48 ), зачем заставляешь нас искать Тебя? – От ответил: «или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему» ( Лк.2:49 )? Итак, вошел Он в храм и стал учить, и исполнилось другое пророчество: «Я тот же, Который сказал: «вот Я!» ( Ис. 52:6 ). Он учил, и это не служило к унижению Его достоинства, потому что учил Он по человеколюбию. Когда слышишь, что Он учил, не представляй Его себе одним из обыкновенных учителей. А если это слово – учил – соблазняет тебя, то значит ты не знаешь Его достоинства и не удивляешься Его учению, хотя и слышал, конечно, эти слова: «благословен Ты, Господи! научи меня уставам Твоим» ( Пс. 118:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Вопрос: Многие протестантские конфессии не молятся Пресвятой Богородице. Единственным подтверждением благословления Марии в Библии Православная Церковь считает отрывок из Лк. 1: 48: «Отныне будут ублажать Меня все роды». Однако некоторые считают перевод «ублажать» неточным. Перевод с греческого будет якобы «считать счастливой»: получается, что Богородица просит не молиться к ней, а просто считать ее счастливой. Вера в заступничество Марии Девы перед Господом за нас является одним из ключевых моментов Православия. Пожалуйста, дайте ответ относительно перевода. Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Перевод на церковнославянский и русский языки совершенно точен. В греческом тексте Евангелия от Луки стоит: «tou nun makariousin me pasai ai geneai» 1: 48). Ключевым словом является слово makarizo (1. прославлять, превозносить; 2. считать счастливым). У евангелиста Луки глагол поставлен во множественном числе третьего лица – makariousin. Есть обязательное правило для всех экзегетов и переводчиков: если слово имеет несколько смыслов, то брать только то значение, которое находится в смысловом согласии с другими словами переводимого или комментируемого места, то есть брать текст и контекст. Если это не соблюдается, то получается буквализм, который ведет к ошибкам и произволу. Приведенные слова составляют часть песни Богородицы: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды ; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его» (Лк. 1: 46–49). Как видим, слово «ублажать» находится в смысловом единстве со словами «сотворил Мне величие Сильный». Слово «величие» во всей Библии встречается только 41 раз. Оно означает «вознесенность», «возвышенность», «слава Божия» (см.: Втор. 5: 24; Иов 13: 11; 1 Пар. 29: 11; Евр. 1: 3, 8: 1; Иуд. 1: 25). В Священном Писание оно связано всегда с почитанием. «Вот, показал нам Господь, Бог наш, славу Свою и величие Свое» (Втор. 5: 24); «Твое, Господи, величие , и могущество, и слава, и победа и великолепие» (1 Пар. 29: 11); «Единому Премудрому Богу, Спасителю нашему чрез Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие , сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки» (Иуд. 1: 25).

http://pravoslavie.ru/30925.html

 Отсюда ясно известно, что Слово Божие восприняло всего человека, когда доказано, что жилище Сына Божия явлено в душе, а не во плоти. Неразделимая истина этого таинства, посредством которого Бог благоволил принять всего человека, показывает, что весь человек остается принятым в Боге; и сила Всевышнего осенит тебя: посему, как Он рожден от вас, Он наречется Святым, Сыном Бога (Лк. 1:35). Не согласен Марк и с утверждением, то есть началом его Евангелия: Евангелие Иисуса Христа, Сына Божия (Марк 1, 1). Нафанаил тоже, когда было сказано: «Из Назарета может ли быть что доброе» (Ин. 1:46) - он, не колеблясь, обращается к Сыну Божию: Равви, Ты Сын Божий, ты Царь Израилев (Там же, 49). Здесь Иисус, чтобы показать всю тайну Своего благочестия, не только охотно слушал то, что всегда естественно имел от Отца, но Он также наиболее ясно проповедовал, что Он был благодатнво сотворен из женщины, говоря: «Аминь, аминь говорю вам, вы увидите небо отверстым и ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Там же, 51).  По причине этого единства личности во Христе и неслитной истины Божественной и человеческой сущности, один и тот же Христос и Младенец названы Исайей, и Сын и Бог оба проповеданы, как он говорит: Младенец рожден нам, сын дан нам; чье начало (в СП владычество) на плечах его, и нарекут ему имя Чудный, Советник, Бог Крепкий (Ис. 9:6). В одном Христе нет двух лиц, как если бы одно называлось дитя, а другое Бог; но в одном лице есть полный Бог и совершенный человек, потому что по существу одно дитя и другой Бог, хотя лично нет другого ребенка и другого Бога. В одном Сыне и ребенок и Бог, потому что Младенец, Который родился у нас, и Тот же Сын, Который дан нам, Его имя наречено Чудный, Советник, Бог Крепкий. Однако этот Младенец, как имел истинную плоть, так имел и истинную душу, так что истинное Божество могло воспринять всего человека и обновить его, а вознесенное могло обновить природу, как показано выше, как свидетельствует Лука: «Потому что отрок, то есть Иисус, возрастал и преуспевал в премудрости и благодати у Бога и людей» (Лк.

http://predanie.ru/book/221409-tvoreniya...

1319. Святого Иоанна Дамаскина «Точное изложение Православной Веры», книга 3, глава 28 и 16. 1320. Ин. 8. 59. По толкованию блаженного Феофилакта Болгарского. 1321. Лк. 4. 29, 30. 1322.  …ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены (Иез. 44. 2). 1323. Акафист сладчайшему Иисусу. Икос 7. 1324. Канон Пасхи, песнь 6. 1325. Воскресный тропарь, глас 2, Богородичен. 1326. Воскресный тропарь, глас 7, Богородичен. 1327. Последование в Неделю Православия. 1328. Святой Киприан Карфагенский по ссылке святителя Димитрия Ростовского. Четьи-Минеи, 25 декабря. Слово на Рождество Христово. 1329. и родила Сына Своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли (Лк. 2. 7). 1330. Ин. 14. 6. 1331. 2 Пет. 1. 4. 1332. Ин. 14. 23. 1333. Житие преподобного Григория Синаита, написанное учеником его Святейшим Патриархом Константинопольским Каллистом. Рукопись. 1334. Икос канона Предтечи. 1335.  …величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды (Лк. 1. 46–48). 1336. Лк. 2. 49, 50. 1337. Толкование святого Иоанна Златоустого на Евангелие от Матфея; также Благовестник, объяснение на приведенное место Евангелия от Матфея. «Нечто человеческое, власть матери над сыном, — замечает блаженный Феофилакт Болгарский, рассматривая обстоятельство, описанное Евангелистом, — выказала Богоматерь: Она еще не понимала всего величия, таившегося в Богочеловеке. И потому в то время, как Он говорил поучение народу, Она прерывает Его, вызывает к Себе, желая от Него, как от сына, почтения и повиновения Себе. По этой причине и Христос, знавший сердечную мысль Ее, сказал: Кто есть Мати Моя? и кто суть братия Моя? И простер руку Свою на ученики Своя, рече: се мати Моя и братия Моя: иже бо аще сотворит волю Отца Моего, Иже есть на небесех, той брат Мой, и сестра и мати Ми есть. Сказал Он это, не уничижая Богоматерь, но отвлекая Ее от тщеславия и от взгляда по ветхому человеку»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

§ 309. Без истинного послушания ничто Богу не угодно: 1) Ни исповедание имени Его, как говорит Христос: «Что вы зовете Меня: «Господи! Господи!» – и не делаете того, что Я говорю» ( Лк.6:46 )? Итак, «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа», – говорит апостол ( 2Тим.2:19 ). Ибо неправда заключает в себе преслушание, как правда – послушание. Ибо Господь во всех заповедях Своих повелевает как правду хранить, так от неправды удаляться, и потому кто имя Господне святое и страшное называет, исповедует и призывает, должен как правду, в заповедях Его повеленную, хранить, так и от неправды, в тех же заповедях запрещенной, удаляться. Без этого исповедание имени Господня как Господу не угодно, так и исповедующему не полезно. 2) Ни молитва . Ибо написано: «грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает» ( Ин 9:31 ). И Сам Бог через пророка говорит беззаконным: " Когда прострете руки ваши ко Мне, отвращу очи Мои от вас, и если умножите моление, не услышу вас, ибо руки ваши полны крови» ( Ис.1:15 ). 3) Ни пение, ни хвала, ни славословие, ни прочее устное почитание не приятно Богу без сердечного почитания, как о таковых говорит Бог: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» ( Мф.15:8 ; Ис.29:13 ). Итак, надобно непременно очистить себя истинным покаянием и тогда призывать, петь, хвалить и славить святое имя Божие, которое святые Ангелы с благоговением воспевают ( Ис.6:3 ). Ибо всякое устное почитание без сердечного – лицемерие. 4) И проповедование слова Божиего без послушания Богу неугодно и проповедующему неполезно. «Грешнику же сказал Бог: Зачем ты проповедуешь уставы Мои и держишь завет Мой в устах твоих? Ведь ты возненавидел наставление и отверг слова Мои назад», и прочее ( Пс.49:16–17 и след.). Ибо надобно прежде исправить себя, и тогда людей исправлять, себя научить, и потом людей учить, как апостол говорит: «как же ты, уча другого, не учишь себя самого?» ( Рим.2:21 ), дабы не подошла нам притча: «Врач! Исцели Самого Себя» ( Лк.4:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010