Здесь Иисус не произносит даже обычных слов: По вере вашей да будет вам·, или: Будьте здоровы и т. п., – но лишь направляет больных исполнить законное предписание, то есть показаться священникам 37 . Итак, мыслью исцеляет Он десять человек на расстоянии, и притом таких, кто страдал самой тяжкой болезнью, от которой и медицина нашего века не знает средства. Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить, и видеть ( Мф.12:22 ). Узрев сие невиданное чудо, дивился весь народ и говорил: не Сей ли Христос? ( Мф.12:23 ). Подумай [только], Феодул, сей несчастный был бесноватым, немым и слепым. Собери всех врачей со всего света, поставь перед ними такого больного и спроси, [как его лечить.] Что услышишь ты в ответ? Нет для него врачевания. Слепой Вартимей сидел на обочине дороги в Иерихоне, прося милостыню. И, заслышав людское многоголосье, спросил, что это такое. Ему сказали, что мимо проходит Иисус. Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня! Подозвал его Иисус и спросил: Чего ты хочешь от Меня? Слепой ответил Ему: Учитель (в серб.: Раввуни! – Пер.)! чтобы мне прозреть. И сказал Иисус: Прозри! вера твоя спасла тебя (в серб.: вера твоя помогла тебе. – Пер.). И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога ( Мк.10:46–52 ; Лк.18:35–43 ). Без прикосновения, без слюны, без брения, без умывания; только слово – и ночь слепого Вартимея претворилась в день. О Феодул, размышляя о чуде над незрячим Вартимеем, вспомни Того, Кто в начале сотворения повелел воссиять свету над вселенской тьмой. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет ( Быт.1:3 ). Не Сей ли был Тем же Самым, возгласившим иерихонскому слепцу: «прозри»? Но неужто одному только слепому Вартимею Господь даровал зрение? И разве выздоровели лишь те несколько слепых и недужных, о которых мы упомянули? Конечно, нет. Когда Иоанн Предтеча из Иродовой темницы послал своих учеников спросить Иисуса, Тот ли Он, Которому должно придти, или другого ожидать им (сделал же святой Иоанн это не потому, что сам сомневался, но дабы удостоверить своих учеников), в тот час пред Иоанновыми учениками Иисус многих исцелил от болезней и недугов и от злых духов, и многим слепым даровал зрение ( Лк.7:19.21 ) Внемли сему и запомни – многим. И отправил Он страдальцу Иоанну такое напутствие:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

И не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех. Так будет и пришествие Сына Человеческого ( Мф.24:37–39 ). Лк.21:35 . яко сеть бо приидет на вся живýщыя на лицы всея земли. (ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному;) Здесь сравнивается суд Мессии с ловлею рыбы посредством сети. Рыба спокойно плавает в воде и не догадывается, что подводят к ней сеть, и – неожиданно попадает в сеть. Точно также застанет и суд Божий людей, живущих в духовной беспечности. Лк.21:36 . Бдите ýбо на всяко врéмя молящеся, да сподóбитеся убежáти всех сих хотящих быти, и стáти пред сыном человеческим. (итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого.) Бдите (бодрствуйте) на всякое время и молитеся. Это – указание от Господа средств, чтобы быть постоянно готовыми ко дню суда и к избежанию тех бедствий, которые имеют предшествовать сему суду – непрестанное памятование об этом дне, постоянные приготовления к нему и молитва: да сподобитеся убежати и пр. Стати (предстать) пред Сыном Человеческим, т. е. пред Ним, Христом, Судьею всего мира, на страшном суде, для оправдания от Него. В Евангелиях Матфея и Марка к словам: молитесь и бодрствуйте прибавлено: ибо не знаете, когда наступит это время, т. е. разрушение Иерусалима и второе пришествие Христово. Спаситель указал общие признаки наступления того и другого, но не благоволил открыть точно дня и часа: потому что это не только бесполезно, но даже и вредно. Вот что пишет по поводу сего св. Василий Великий : «Христос умолчал о времени суда потому только, что не полезно было слышать о сем, ибо всегдашнее ожидание делает более ревностными в благочестии, а знание, что до суда еще долго, сделало бы более нерадивыми в благочестии, по надежде, что можно спастись, покаявшись впоследствии». В другой раз Господь прямо заметил Апостолам: не ваше дело знать времена и сроки ( Деян.1:7 ). По Евангелиям Матфея и Марка, неизвестность пришествия Своего Господь уподобляет неизвестности для слуги возвращения его господина домой. Зач. 108. Читается в пяток 29-й недели по Пятидесятнице.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

«Каков был ход развития Иисуса в этот темный период Его жизни? С какими мыслями выступил Он на пророческое служение? Этого не знают, так как Его история дошла до нас в виде разрозненных рассказов без хронологического порядка. Основным началом Его силы нужно считать высокое понятие о Божестве, которым Он не был обязан иудейству, и которое целиком вылилось из Его великой души. Иисус видений не имел. Бог с Ним беседует не извне, – Бог в Нем живет; Он чувствует в Себе Бога. Но ни на один миг не промелькнула у Иисуса святотатственная мысль, что Он есть Бог» 77 . Первые поучения Иисуса носили кроткий, умиротворяющий характер и дивно гармонировали с галилейской обстановкой. «Блаженны, – говорил Учитель, – нищие духом, ибо их есть царство небесное; блаженны плачущие, ибо они утешатся; блаженны кроткие, ибо они наследят землю; блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся; блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят; блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими; блаженны изгнанные за правду, ибо их есть царство небесное». Мф. 58:3–10 ). «Кто ударит тебя в правую щеку, обрати ему и левую; кто будет оспаривать у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду». «Если правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя» ( Мф. 5:29–30 ). «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас, молитесь за преследующих вас» ( Мф. 5:44 ). «Не судите, и не судимы будете» ( Мф. 7:1 ). «Прощайте, и простится вам» ( Лк. 6:37 ). «Будьте милосерды, как милосерд Отец ваш небесный» ( Лк. 6:36 ). «Давать блаженнее, чем принимать» ( Деян. 20:35 ). «Смиряющий себя вознесется, возносящий себя смирится» ( Мф. 23:12 ). «Относительно милостыни, благочестия, добрых дел, кротости, миролюбия, полной искренности сердца, Он мало что мог добавить к учению синагоги, но Он давал ему такой проникновенный тон, что известные афоризмы делались как бы новыми. Иисус ничего не говорил против Моисеева закона, но давал всегда понять, что требуется больше, чем от древних. Он запрещал малейшее грубое слово ( Мф. 5:22 ), развод ( Мф. 5:31 ) и всякую клятву ( Мф. 5:33 ); осуждал месть, любостяжание и находил вожделение столь же преступным, как и любодеяние ( Мф. 5:26–38 ). Он требовал всепрощения обид и в основе этих правил ставил одно побуждение: да будете сынами Отца вашего небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над добрыми и злыми. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный». 78 ( Мф. 5:45–48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их: что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов. Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он Сын ему? ( Мф.22:41 45; ср. Мк.12:35 37; Лк.20:41 42). В изложении этого эпизода между синоптиками имеются разночтения. В частности, Марк отмечает, что Иисус продолжал учить в храме. У Марка Иисус задает Своим оппонентам единственный вопрос: Как говорят книжники, что Христос есть Сын Давидов? У Луки вопрос сформулирован так же, но опущено слово «книжники». Передавая слова Иисуса о Давиде, Матфей употребляет выражение «по вдохновению» (ν πνεματι – буквально: «в духе»), а Марк – в Духе Святом (ν τ πνεματι τ γ); у Луки на этом месте стоит в книге псалмов. Марк завершает изложение эпизода словами: И множество народа слушало Его с услаждением ( Мк.12:37 ). У Матфея эпизод заканчивается фразой: И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его ( Мф.22:46 ). Похожей фразой у Марка и Луки завершался предыдущий эпизод – с книжником, вопросившим, какая заповедь первая в законе ( Мк.12:34 ; Лк.20:40 ). Вопрос, который Иисус задает Своим собеседникам, касается сердцевинного пункта религиозно-политических чаяний еврейского народа: каким должен быть Мессия? Согласно общепринятому представлению, основанному на ветхозаветных текстах, истолкованных в мессианском смысле ( 2Цар.7:12–14 ; Пс.88:4–5 ; Ис.11:1 ; Иер.23:5–6 ), Мессия должен происходить из рода Давидова, быть прямым потомком величайшего из израильских царей. 77 С приходом Мессии связывали надежду на реставрацию Израильского царства в том блеске и могуществе, каких оно достигло при Давиде. От грядущего Мессии не ожидали, что Он придет «свыше»: согласно популярным представлениям, он должен быть земным царем – «сущим от земли» ( Ин.3:31 ). Иисус цитирует первый стих псалма, который интерпретировался как пророчество о Мессии:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 1, 2008 год Разговор не неверующих Сергей ЗЕМСКОВ Никодим: как может человек родиться, будучи стар? Иисус: должно вам родиться свыше. (Ин. 3) Все знают, что человек не может родиться, будучи стар, он может только умереть в свое время, и его отнесут на кладбище. Но Иисус говорит «должно вам родиться». Я смущен. Господи, разве это Ты? Что за бред? Я никому ничего не должен. У меня сил нет. И почему такое давление? Разве Ты не есть Любовь, разве не я распоряжаюсь своей свободой? Что Тебе до меня? Ты Сам делай, что делаешь, и будь что будет. А Господа Нашего Иисуса Христа это не устраивает! Он сломал, снес, разрушил все преграды в нашей жизни - плоды отчуждения и греха. То, что Иисус родился к нам от Духа, который дышит, где хочет, и от Девы, которая преодолела свое смущение доверием и любовью. То, что Он был с нами, и есть свидетели - пастухи, волхвы, животные около яслей, поверивший и взбешенный Ирод, убивавшие младенцев воины… То, что есть мы и есть Тело Христово, - все это являет невозможное - родиться можно. Но почему все-таки Иисус говорит «нужно»? Потому что, «если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия», не может достигнуть полноты бытия, счастья, радости, мира… Выбора нет. Это та обреченность на свободу и присутствие Христа в нашей жизни, о котором Он сам сказал: «Иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11, 30). Взгляните на подвиг Богородицы. Мария, Дева Пречистая, Матерь Божия, наша Заступница от бед, наше Возвращение к Любви Христовой, - для мира, лежащего во зле, в Тебе все не так, и все не то… Приняв от архангела слово благое, зачала непорочно от Духа Святого и в тишине созерцания Царства Небесного в своем сердце терпеливо ждала разрешения от бремени. Родила Царя Славы Иисуса Христа в хлеву, окруженная животными, принесла в храм и услышала от праведного Симеона Богоприимца страшные слова «Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк. 2, 35). И ждала Она свершения воли Божией смиренно, и «сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем» (Лк. 2, 19), полностью доверяя себя Творцу неба и земли - Богу. И Иисус говорит: «Я назвал вас друзьями» и говорю вам - нет другого пути. Без меня все будет ошибкой, промахом, все напрасно и попусту. И Я хочу, «дабы всякий верующий в Сына не погиб, но имел жизнь вечную». Поэтому - «должно», а не «может». Потому что, «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24). Впрочем, ты действительно распоряжаешься своей свободой и поэтому можешь игнорировать Мое требование к ученикам. Но тогда, пожалуйста, не смущай людей и не называй себя Моим учеником, не говори, что ты православный христианин. Не мешай другим «приходить ко Мне».

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/1/36...

Ранние библейские тексты рассматривают шеол как место обитания всех умерших независимо от их образа жизни на земле. В шеол попадают не только грешники, но и праведники. Умирая, туда нисходит Иаков (Быт 37. 35); «приложился к народу своему» Авраам (Быт 25. 8); «к смерти и в дом собрания всех живущих» (имеется в виду «собрание», в к-рое попадут все живущие на земле после своей смерти.- М. И.) будет приведен Иов (Иов 30. 23). Древние евреи полагали, что души всех людей после смерти влачат в шеоле бесцельное и безрадостное существование. Они пребывают «в стране тьмы и сени смертной, в стране мрака, каков есть мрак тени смертной, где нет устройства, где темно, как самая тьма» (Иов 10. 21-22). Тех же, кто совершил тяжелые преступления (напр., Корей , Дафан и Авирон), может поглотить земля, и тогда они нисходят в шеол живыми (Числ 16. 30-33). В отношении их в Израиле существовала даже псаломская молитва, в к-рой говорилось: «Да найдет на них смерть, да сойдут они живыми в ад, ибо злодейство в жилищах их, посреди их» (Пс 54. 16; ср. Притч 1. 12). Среди обитателей шеола библейские тексты называют рефаимов (евр.   в синодальном издании в большинстве случаев переводится словом «мертвецы»). Относительно рефаимов среди толкователей нет общего мнения. Одни считают, что этим словом в Библии обозначаются все мертвецы (что и отражено в синодальном переводе); для др. рефаимы - это наиболее известные или же знатные обитатели шеола. Так, в 9-м ст. 14-й гл. Книги прор. Исаии рефаимы именуются «вождями земли». Третьи, цитируя Притч 21. 16: «Человек, сбившийся с пути разума, водворится в собрании мертвецов» (в евр. тексте  ), предполагают, что рефаимами в Библии называются только грешники. В более поздние ветхозаветные времена, особенно в эпоху Второго иерусалимского храма, в связи с развитием у иудеев идеи справедливости и с усилением мессианских ожиданий представления о шеоле видоизменяются. Для одних шеол становится теперь местом пребывания только грешников, к-рые испытывают там бесконечные мучения. Они окованы «скорбью и железом» (Пс 106. 10); их «цепи ада облегли» и «сети смерти опутали» (Пс 17. 6). В преисподнюю, к «царю ужасов», нисходят теперь нечестивые, тираны (Иов 18. 5-21); там же находится и «денница, сын зари», под к-рым «подстилается червь, и черви - покров» его (Ис 14. 9-15). Праведники после своей кончины попадают в др. место, к-рое в новозаветные времена получит название «рая» (греч. παρδεισος - сад, парк). Наряду с этим появилось и др. видоизмененное представление о шеоле, согласно к-рому последний имеет 2 отд-ния: для грешников и для праведников. Это представление дает притча Иисуса Христа о богатом и Лазаре, в к-рой говорится, что нищий после своей кончины «отнесен был Ангелами на лоно Авраамово» (Лк 16. 22). Богач, после смерти испытывающий муки в аду, «поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его» (Лк 16. 22-23).

http://pravenc.ru/text/63424.html

Сын Божий, Спаситель мира, будучи Сам совершеннейшей Истиной, явился на землю открыть эту истину людям ( Ин.18:37 ), дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин.3:15, 16 ). И лишь только раздался голос этой Божественной Истины, как тотчас же появились слушатели и последователи Её ( Мф.5:23–25 ). Истина, духовная пища человечества, открывается миру ( Ин.3:35, 36 ), но плотские люди не в состоянии принять, яже Духа Божия (2:19, 20; 3:3, 4; 4:10–15, 32 и 33 ст. и др.); таков закон естества ( 1Кор.2:14 ; Ин.3:31 ; Гал.5:17 ). Поэтому Спаситель Сам избирает себе 12 учеников и делает их апостолами; одних Он призывает от мирских занятий в ученики Себе; другие, влекомые силою Божества Его, неотлучно следуют за Ним. Но Спаситель не был учителем только апостолов, Он и народу открывал Своё учение. Он Сам сказал: доколе Я в мире, Я свет миру ( Ин.9:5 ). Народу Спаситель предлагал начатки Своего учения и то большею частью в притчах, а тех, кого желал сделать ловцами человеков, научал всему; Он ученикам Своим открывал всю волю Отца Своего небесного ( Ин.15:15 ) наедине; постепенно научая их тайнам царствия Божия ( Ин.13:11 ), открыл их ум к уразумению Писаний ( Лк.24:45 ) всех ветхозаветных пророческих, предал им всё, что слышал от Отца своего Небесного ( Ин.15:15 ). Учением Своим Спаситель очистил апостолов, как сосуды избранные ( Ин.15:2 ; Деян.9:15 ); сделал их соработниками Своими, служителями Своими и домостроителями тайн Божиих ( Лк.1:2 ; 1Кор.3:9 ; 2Кор.3:6 ). В знак того, что апостолы вполне поняли истину, Спаситель вручил им Божественную власть на земле – духовными узами вязать и решить всё (человечество) ( Мф.18:18 ). Утвержденных в истине и уполномоченных Божественною властью, апостолов Спаситель, истинный свет мира, оставляет в мире вместо Себя тоже как свет мира ( Мф.5:14 ). Пм одним Спаситель заповедует: идите по всему миру, и проповедуйте евангелие всей твари ( Мк.16:15 ). Он говорит апостолам: вы друзья мои, если исполните то, чего Я заповедую вам ( Ин.15:14 ); Я назвал вас друзьями потому, что сказал вам всё, что слышал от Отца Моего (15 ст.); не вы Меня избрали, а Я вас избрал, чтобы вы шли, и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал (16 ст.). И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во век ( Ин.14:16 ); когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину, и будущее возвестит вам ( Ин.16:13 ); научит вас всему и напомнит вам всё то, что Я говорил вам ( Ин.14:26 ). И тогда только вы, облагодатствованные Духом Святым, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се Я с вами во все дни до скончания века. Аминь ( Мф.28:19, 20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Так светло воспринимал юность Дидим Слепец и словами Екклесиаста ободрял юношу в дни своей юности помнить Создавшего его, отрешиться всего неразумного, греховного и ходить прямыми путями непорочности. Блж. Иероним толкует согласно с Дидимом Слепцо м. Радость и пользование благами мира сего не должны превращаться в греховные пожелания. Блж. Иероним: «О, юноша, прежде чем настанет для тебя старость и смерть, веселись в юности твоей и бери, пользуйся как угодно предметами мира, всем, что кажется тебе добрым для сердца и приятным по виду [смелый призыв святого отца! – Г. Ф.]. Но чтобы подумали, что, говоря это, он призывает человека к наслаждениям и склоняется к учению Эпикура, отклоняет это предположение, присовокупляя: и знай, что за всё это приведёт тебя Бог на суд » 11, 9–12, 1]. Необходимость за всё ответить на суде – первый удерживающий фактор. Есть и второй: И удаляй гнев от сердца твоего, и устраняй злое от плоти твоей… «Итак пользуйся, говорит, благами мира сего так, чтобы не грешить пожеланием ли или плотию» [там же]. «Шарахут» и Иеронима, как и у Дидима, переведено «неразумие» и даже «глупость», а потому «оставь прежние пороки, которыми в юности служил ты суете и глупости, потому что юность соединена с неразумием» [там же]. И в итоге: " Помни Создателя твоего во дни юности твоей, доколе не пришли злые… Всегда памятуй о Создателе твоём и так проходи путь юности твоей, чтобы помнить о конечной смерти» [там же]. Св. Григорий Двоеслов обращается к словам Екклесиаста при толковании евангельских слов, побуждающих к бодрствованию в ожидании Господа: Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдёт бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им. И если придёт во вторую стражу, и в третью стражу придёт, и найдёт их так, то блаженны рабы те ( Лк. 12:37–38 ). На эту тему святитель произносил слово к народу в храме блж. Феликса. Три стражи, в которые может прийти господин, св. Григорий уподобил трём возрастам жизни. «Первая стража есть время первого возраста, то есть детства. Вторая – молодость, или юношество, которые, на основании священного изречения, тождественны, как говорит Соломон: веселися, юноша, во юности твоей ( Еккл. 11:9 ). Третья же принимается за старость. Итак, кто не хотел бодрствовать в первую стражу, тот да бодрствует, по крайней мере, во вторую, так, что кто пренебрёг обращением от грехов своих в отрочестве, тот воспрянул на пути жизни по крайней мере во время юности. И кто не хотел бодрствовать во вторую стражу, тот да не опускает средств к вознаграждению во время третьей стражи, так, чтобы кто не становится на пути жизни в молодости, тот опомнился по крайней мере в старости. – Взвесьте, возлюбленнейшая братия, что любовь Божия отовсюду заперла наше упрямство» Беседа 13, на Лк, 12:35–40].

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Так, явясь по воскресении двум ученикам Эммауским, Он объяснил им все сказанное о Нем в писании, начиная от Моисея ( Лк.24:27 ). Что касается прямых названий Себя, то более обычными были: Сын Человеческий и Сын Божий. Хотя название „Сын Человеческий“ и указывало на человеческую Его природу, тем не менее и оно, как неупотребительное никем из людей, свидетельствовало, что называющий себя так имеет другую природу – Божественную. Что так именно должно быть понимаемо это название, о том свидетельствует вопрос, предложенный фарисеям по поводу признания Христа сыном Давидовым. Как же, говорил Он им, Давид, по вдохновению, называем Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих ( Пс.109:1 ). Из вопроса этого видно, что Он хотя и есть сын Давидов, но в том смысле, в каком Давид называет Его Господом, сидящим одесную Бога Отца ( Мф.22:42–45 ). О том же самом свидетельствовали и те свойства, какие соединяемы были с названием Сын Человеческий. Он выше Ангелов ( Лк.12:8 ), Он – господин субботы ( Мф.12:8 . Мк.2:28 ), Он имеет власть на земле прощать грехи ( Мф.9:6 . Мк.2:10 ), Он пришел взыскать и спасти погибшее ( Мф.18:11 ). Ему дана от Отца власть производить суд ( Ин.5:27 ), и Он явится для того вторично в славе Своей ( Мф.25:31 ). Нельзя забывать при этом и того, что название „Сын Человеческий“ есть название, усвоенное одним из Пророков лицу Мессии ( Дан.7:13–14 ). Можно, итак, думать, что, называя Себя Сыном Человеческим, Христос Спаситель премудро соединял тем указание и на природу человеческую, и на природу Божественную, и даже на свое Мессианское призвание. Будучи Сыном Человеческим, Христос Спаситель есть, по Его учению, и Сын Божий. Он и Сам многократно называл Себя этим названием ( Мф.11:25–27 . Ин.10:36 . Мф.26:63 ) и одобрял других, когда те возвышались до такого признания. Ты веруешь ли в Сына Божия? говорил Он исцеленному слепому при встрече с ним после исцеления, и когда тот спросил: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Христос Спаситель отвечал: и видел ты Его и говорит Он с тобою ( Ин.9:35–37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

«Веруйте в Евангелие». В греческом тексте здесь стоит ν τ εαγγελ – «в Евангелии». Выражение это необычно в Новом Завете – глагол πιστεειν везде употребляется с предлогом винительного падежа. Поэтому лучше с некоторыми древними кодексами (например, с Оригеном ) читать выражение τ εαγγελ без всякого предлога и переводить «веруйте Евангелию», т.е. Богу, Который говорит людям в Евангелии. Прочее см. комментарии к Мф.4:12, 17 . Мк.1:16 .  Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. Мк.1:17 .  И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков. Мк.1:18 .  И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним. Мк.1:19 .  И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети; Мк.1:20 .  и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним. О призвании первых 4-х учеников см. комментарии к Мф.4:18–22 . Евангелист Марк упоминает о работниках, какие были у Зеведея (стих 20), об этих работниках Матфей не говорит. Призвание это, конечно, было уже не первое. Как видно из Евангелия Иоанна, означенные здесь четыре ученика были призваны к последованию за Христом уже давно – после крещения Христа на Иордане ( Ин.1:35 и сл.). Мк.1:21 .  И приходят в Капернаум; и вскоре в субботу вошел Он в синагогу и учил. Содержания Мк.1:21–28 нет у евангелиста Матфея, но есть у Луки ( Лк.4:31–37 ). «Приходят» – конечно, Господь с четырьмя Своими учениками. «В Капернаум» (см. Мф.4:13 ). «В субботу». В греческом тексте здесь стоит множественное число ( τος σββασιν), но оно у евангелиста Марка употребляется в смысле единственного (ср. Мк.2:23, 27 ). «В синагогу» (см. Мф.4:23 ). «Учил». Содержание учения Христова здесь, вероятно, было такое же, какое указано выше, в 15-м стихе. Мк.1:22 .  И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники. Мк.1:23 .  В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010