Период первый – от начала церкви до отпадения от нее Западной церкви А) Источники церковного права 2. Первоисточник церковного права В религиозном обществе, которое основано по воле Божией и силою Божией, которое составляет духовное тело возглавляемое Сыном Божиим и одушевляемое Духом Святым, первоисточником права может быть только воля Божия. Относительно заповедей, данных непосредственно Сыном Божиим, это понятно само собой. Но и апостолы постановляя решения по церковным вопросам, усвояли их не себе одним, но прежде всего Духу Святому. Изволися Духу Святому и нам ( Деян.15:28 ). Точно также и соборы постановляли свои правила в сознании божественной помощи. Седьмой вселенский Собор замечает о предшествовавших ему соборах: все они от единого и того же Духа быв просвещены, полезное узаконили (VII. I.). Св. Григорий Неокесарийский , излагая свои правила, прибавляет, что они могут применяться, доколе что-либо изволят постановить купно сошедшеся Св. отцы, и прежде их Дух Святой (пр. 8). Таким образом церковное право в существенных своих нормах имеет своим основанием волю Божью. Исторически же эта воля провозвещена сначала непосредственно Самим Основателем церкви Господом нашим Иисусом Христом, а потом посредством представителей церковной власти, уполномоченных от Него продолжать дело созидания церкви и управления ею, – апостолов и пастырей церкви. 3. Заповеди Господни Господе наш Иисус Христос , своим благовестием и крестною смертью положивший краеугольный камень Церкви, возвестил своим ученикам в главных основах учение о том, что такое Церковь , каково должно быте в ней устройство, как в ней следует жить. К таким основным положениям, преподанным Господом, относятся положения: 1) о том, что Церковь Христова по своей задаче и внутренней природе существенно отлична от политических обществ. Царство мое не от мира сего. ( Ин.18:36 . Лк.17:20,21 ); о вселенском характере церкви: шедше научите вся языки ( Мф.28:19,20 . Мк.16:15,16 . Лк.24:47 . Ин.20:23 ). 3) о власти церковной и ее полномочиях ( Мк.3:14–19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

LI. О Войне (Для защиты веры, царя и отечества) Когда враги угрожают нашему отечеству опустошением, то странно, безумно и беззаконно, оставляя без помощи и защиты своих и односторонне разумея любовь к врагам, становиться на сторону последних, не давая им отпора, при полной возможности дать его, – обрекать в жертву им своих близких, своих жён, детей, друзей, вся надежда которых возлагается на нашу защиту. По заповеди Господа, мы должны любить даже и врагов, но не должны отдавать врагам предпочтения в любви перед не врагами. Наша любовь, естественно изливаясь на близких к нам людей, не должна быть задерживаема только близкими, а должна простираться и на отдалённых от нас людей. Но это не значит, что она должна обращаться прямо на отдалённых, минуя близких. Любить чужих и не любить своих и близких, любить (будто бы) врагов и не любить людей, соединённых с нами родством и другими связями, – не есть ли это злоба и человеконенавистничество к ближним, только прикрываемая ложно истолковываемыми евангельскими изречениями? В Ветхом завете сам Бог велел вести войны против враждебных народов: Чис.31:1–2 ; Нав.8:1 . И в Новом Завете святой Иоанн Креститель не воспрещал продолжать военную службу вопрошавшим его воинам: Лк.3:14 . Господь в своём Евангелии упомянул о войне не в смысле запрещения, но как о нужном деле в общежитии людей: Лк.14:31–32 . Военное звание не воспрепятствовало сотнику получить от Господа похвалу за веру: Мф.8:10 . Воинский начальник Корнилий, несмотря на военное звание, прямо назван благочестивым и сподобился откровения: Деян.10:1–4 . Святые апостолы Пётр и Павел прямо и решительно говорят, что государственная власть и её слуги, т.е. воины, предназначены Самим Богом для того, чтобы силой ограждать спокойствие и безопасность людей от всяких врагов их: 1Пет.2:13–14 ; 1Тим.2:1–2 . Не только на земле возможны и допустимы по необходимости войны, но и на небе, в духовном мире, видим образы войны: Откр.19:11:19 . Итак, что война в силу крайней необходимости необходима, – подтвердим это словами Самого Господа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» ( Ин.15:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Вопрос: Могут ли в Священное Предание Православной Церкви вкрасться ошибки? Может ли оно противоречить Библии? Должно ли Священное Предание являться таким же авторитетом для нас, как и сама Библия? Почему? Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Вопрос о каноническом авторитете Предания возник не в 16 веке, когда протестанты отвергли его, а еще в эпоху древних святых отцов. Реформаторы лишь ясно сформулировали свою позицию: «только Писание». Авторитет ими признается лишь за Библией. Однако парадоксальность их утверждений заключается в том, что в самом Писании нет такой мысли. Получается, что уже в своем главном и исходном положении они не соблюдают вводимое им правило, ибо нигде само Священное Писание не говорит, что Библия является единственным источником истины. И вопрос, который мы часто слышим – «покажите, где об этом говорится в Библии?» – хочется обратить к ним. В Священном Писании говорится, что оно богодухновенно (2Тим.3:16; 2Пет.1:21), но ни в одном месте не говорится, что, кроме Писания, не может быть еще другого руководства в делах веры. Господь наш Иисус Христос учил апостолов и народ не писанием, а словами и делами: Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг (Ин.21:25). Божественный Учитель в течение Своей земной жизни говорил и действовал, уча примером: Первую книгу написал я …о всем, что Иисус делал и чему учил от начала (Деян.1:1). Иисус Христос также научал истолкованию Писания: Вы слышали, что сказано древним… А Я говорю вам (Мф.5:21-22); Вы слышали, что сказано древним… А Я говорю вам (Мф.5:27-28). И после Своего воскресения Иисус Христос продолжал учить Своих последователей понимать смысл священных книг: И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании (Лк.24:27). Господь давал живой пример того, что ученики должны будут делать после Его Вознесения: Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам (Ин.13:15). Из вступления св. евангелиста Луки к написанному им Евангелию видим, что Предание предшествовало новозаветному Писанию, ибо были записаны несколько десятилетий спустя после Вознесения Господа: Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен (Лк.1:2-4).

http://pravoslavie.ru/6811.html

Глава 6 1–15. Насыщение пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами. – 16–21. Хождение Иисуса Христа по морю. – 22–71. Речь, сказанная Христом в Капернауме о Себе как о хлебе жизни. Ин.6:1 .  После сего пошел Иисус на ту сторону моря Галилейского, в окрестности Тивериады. «После сего». После чудесного исцеления расслабленного при Вифезде прошло уже довольно много времени. Это видно из того, что Христос находился в настоящий раз на море Галилейском, а чтобы дойти до этого моря от Иерусалима, где находился Христос, когда исцелил расслабленного, требовалось немалое время. Затем, нет сомнения, что чудеса насыщения пяти тысяч и хождения Христа по морю, описываемые здесь евангелистом Иоанном, те же самые, которые описаны у евангелистов Матфея ( Мф.14:13–34 ) и Марка ( Мк.6:30–53 ). Евангелист Лука повествует только о первом чуде ( Лк.9:10–17 ). А эти чудеса или знамения составляют у синоптиков высший пункт, которого достигла мессианская деятельность Христа в Галилее. Отсюда можно заключить, что Иоанн здесь пропускает несколько месяцев, в течение которых Христос проживал в Галилее по возвращении из Иерусалима с праздника Кущей ( Ин.5:1 ). Из Евангелий Матфея и Марка мы узнаем, что в течение этих месяцев местом Своего постоянного пребывания Христос имел Капернаум, откуда и ходил по окрестностям Галилейского моря, и что Он уже послал Своих апостолов на проповедь. Когда они вернулись из путешествия, Христос получил известие об умерщвлении Иоанна Крестителя Иродом Антипой, и так как убийца Крестителя, пребывавший в то время, вероятно, в своей столице Тивериаде, мог прийти к мысли покончить и с Иисусом и Его учениками, которые не могли, конечно, одобрить его образ действий, то Господь в это время и признал нужным на некоторое время удалиться с учениками из сферы влияния Ирода на северо-восточную сторону Галилейского моря, где начиналась тетрархия Филиппа ( Мф.14:13 ; Мк.6:31 и сл.). Море Галилейское (см. комментарии к Мф.4:18, 15:29 ), названное у Луки ( Лк.5:1 ) Геннисаретским, здесь называется еще Тивериадским, вероятно, с отношением к греческим христианам, читателям Евангелия, которым известно было имя Тивериады, столицы Ирода Антипы, названной так в честь императора Тиверия. Выражение русского перевода «в окрестности» лишнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Н. Орлин 1. Писатель послания Иаков Богу и Господу Иисусу Христу раб... (1:1). Надписание послания не даёт знать, какой Иаков был писателем послания. Но, согласно с древним преданием и лучшими толкователями можно считать несомненным, что писателем послания был Иаков, брат Господа и епископ иерусалимский (Евсевий, Ц. И. II, 23; Иероним, de vir. illustr. 2; св. Епифаний, бл. Феофилакт). Брат Иуды, Иосии и Симона ( Мф. 13:55 ; Иуд. 1:1 ), по мнению св. Епифания, сыновей Иосифа, обручника Пресвятой Девы Марии, от первой его жены, он был воспитан в строгом уважении к закону Моисееву и получил название, как и отец праведного. Быть праведным (δκαιος) у евреев значило – постоянно изучать заповеди и постановления закона Моисеева, волю Божью, открытую в нём, и ходить во всех заповедях и постановлениях Господа непорочно ( Лк. 1:6 ). Следовательно, имя „праведный», данное Иакову иудеями, значило, что он был не только справедлив, честен, добр, но был строгим исполнителем и всех ветхозаветных обрядовых требований закона Моисеева, например, о десятинах, субботе, посте, очищении, хождении в праздник в Иерусалим и проч. Вместе с ревностью ко всему святому, среди нравственных свойств его характера должно отметить также его глубокое смирение и скромность. Этими чертами отличался и характер брата его, Иуды. Егезипп (у Евсевия) сообщает предание, что он был назореем 2 . ещё большее значение его личности среди назореев евреи всегда смотрели с особенным Этими чертами отчасти объясняется и его отчуждение от Господа при Его жизни. Ев. Иоанн Богослов говорит, что братья Господа ( Мф. 13:55 ; Мк. 6:3 не веровали в Него ( Ин. 7:15 , ср. Мф. 13:57 , Мк. 6:4 ; Лк. 4:24 ; Ин. 4:44 ). Они, можно думать, с предубеждением смотрели на отношение Господа к „преданиям отцов», к нарушению Им правил левитской чистоты, например, к Его прикосновениям к телам умерших, к прокажённым и пр., к Его дозволению есть неумытыми руками, Его учению о безразличии чистой и нечистой пищи, к Его нарушению субботы и пр. – Первый раз Иаков и Иуда встречаются как последователи Господа после Его вознесения, в горнице Иерусалимской ( Деян. 1:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

Нравственные слова. Книга первая, глава шестая Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 9, 1996 23 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 9, 1996 О том, как все святые соединяются со Христом Богом и становятся одно с Ним. Все святые истинно суть члены Христа, над всеми Бога, и, как сказано (см. 1 Кор 6:17) 1 , соединены с Ним и должны быть прилеплены к Его Телу, чтобы Он был в них главою (см. Кол 1:18), а святые от века и до последнего дня пребывали бы Его членами и все множество их стало бы единым Телом Христовым (см. 1 Кор 12:27), как и человек един; поэтому одни из них исполняют роль рук, трудясь и поныне (ср. Ин 5:17) творя Его всесвятую волю, делая из недостойных достойных и спасая их для Него, другие — словно плечи несут тяготы друг друга (см. Гал 6:2) и только что найденную овцу, давно пропавшую (см. Лк 15:6; Мф 18:12) на горах и холмах, в местах, куда Господь не заглядывает, так они исполняют закон Его (ср. Гал 6:2); другие — это грудь: для жаждущих и алчущих правды Божией (см. Мф 5:6) они источают словесный поток неизреченной премудрости и знания, доставляя им тот хлеб, каким питаются вышние силы небесные (см. Пс 77:25), почивающие на Его груди и любимые Им; иные — утроба, с любовью принимающая всех в свое лоно, таковые во внутренностях своих носят Духа спасительного и способны постичь Его неизреченные и сокровенные таинства; иные — как бедра носят в себе способность производить богоугодные мысли таинственного богословия и словом своего учения рождают на земле Духа спасения, то есть плод и семя Духа в человеческих сердцах; некоторые — как голени и ноги, они показывают свое мужество и терпение в искушениях, никогда не уклоняясь от стояния в добре, они, подобно Иову, не расслабляясь, несут тяжесть даров Духа. Вот таким образом тело Церкви Христовой, приводимое в стройное согласие [всеми] от века святыми Его, пребывает совершенным и целостным в единении сынов Божиих, первородных, написанных на небесах, кому Бог и сейчас говорит: “Не радуйтесь, что духи вам повинуются”, — в людях легкомысленных это скорее вызывает кичение и самомнение, — “радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах” (Лк 10:20).

http://pravmir.ru/nravstvennye-slova-kni...

Слово в день святого Архистратига Михаила Если мы так часто вспоминаем о Христе, мо­лимся Божией Матери и святым Божиим, то не гораздо ли дальше от нашего воспоминания Ангелы Божии? Мы вспоминаем о них более тогда лишь, когда воспоминает о них святая Церковь, а в прочее вре­мя воспоминание о них оставляет многих из нас и к молитвам Анге­лам Божиим мы обращаемся редко. А между тем из Слова Божия мы видим, что Ангелы непрестанно служат нашему спасению вместе со святыми людьми Божиими, даже более о нем радуются и заботятся, чем сами люди. Рождается Хрис­тос, и вместо людей, не узнавших часа пришествия к ним Спасителя их, даже не принявших Того, Кто «к своим пришел» (Ин. 1, 11), Ан­гелы славословят рожденного Богомладенца чудною песнью, теперь и нами с духовным восторгом повторяемою: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Крещается ли Христос и после крещения побеждает диавола в пустыне, опять не видим лю­дей, которые помогали бы Христу, искушаемому в Его подвиге; вмес­то людей, которые потом, желая подражать подвигу Христову, уходи­ли целыми толпами в пустыни, теперь опять одни Ангелы служат Христу (Мк. 1, 13). Страждет ли Христос в саду Гефсиманском, когда душа Его скорбит смертельно и Он молится до кровавого пота, опять нет около Него людей соскорбящих, лишь Ангел укрепляет Его (Лк. 22, 43); даже ближайшие ученики Петр, Иаков и Иоанн спят тяже­лым сном, по слову еще ветхозаветного псалмопевца о Христе: Поно­шение сокрушило сердце Мое, и Я изнемог, ждал сострадания, но нет его, - утешителей, но не нахожу (Пс. 68, 21). Правда, Петр хочет поднять меч в защиту Христа, когда настал час Ему предану быть в руки грешни­ков, но не такой помощи искал Христос, страждущий от людей, имея возможность для избавления Своего иметь более, нежели двенад­цать легионов Ангелов (Мф. 26, 51-53). И свидетелями славного вос­кресения Его являются одни Ангелы, они благовествуют о воскресе­нии разбежавшимся от страха ученикам и забывшим все глаголы Его. А в нашей жизни как непрестанны и превосходны действия Анге­лов! Ведь они постоянно желают проникнуть (1 Пет. 1, 12) в тайну нашего спасения, они, как хранители, окружают каждого из «малых сих», они радуются о каждом грешнике кающемся более, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии; для них Господь устрояет трапезу духовного веселия (Лк. 15, 6-7, 23, 32), как для друзей Своих ближних, когда кто-либо из людей, подобно блудному сыну в притче, мертв был и ожил, пропадал и нашелся. Из них Господь хочет составить единую с нами Церковь - земную и не­бесную, сделать нас друзьями и сожителями Ангелов. Для этого Он и сошел на землю, чтобы взять на рамо Свою заблудившуюся овцу - че­ловеческий род и соединить ее с Ангелами, восполняя людьми лики Ангелов, отпадших вместе с сатаною.

http://pravoslavie.ru/1535.html

Сравнительное изъяснительное  обозрение евангельских сказаний о явлении Иоанна Крестителя и его деятельности (Мф.3:1–12; Мк.1:2–8; Лк.3:1–20) Время явления Иоанна Крестителя по определению евангелиста Луки (Лк.3:1–2) «Христианское чтение», 1851 Время вступления Иоанна Крестителя на проповедь определяет ясно один евангелист Лука. Это было в 15-й год владычества Тиверия кесаря, когда Пилат был правителем Иудеи, Ирод – четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, – четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний – четвертовластником в Авелинее, при первосвященнике Анне и Каиафе. Подробность, с какою евангелист Лука делает точное обозначение этого времени, показывает, какое важное значение в евангельской истории имеет явление Крестителя на проповедь. В то же время евангелист хотел чрез это изобразить то состояние мира, при каком имело совершаться искупительное служение Иисуса Христа роду человеческой Иудея в то время была уже обращена в римскую провинцию; поэтому Евангельское определение времени дает прежде всего чрез обозначение года правления римского императора; далее обозначает сначала гражданских правителей Палестины – прокуратора в Иудее Пилата и тетрархов: Ирода Антипу, Филиппа и Лисания, потом граждански-церковного и, наконец, церковного (Анну и Каиафу). Говоря о Пилате, евангелист называет его игемоном (  ηγεμονεοντος Πον Πιλτου της Ιουδαας ). Титул Пилата был επτροπος – прокуратор, титул же игемона принадлежал наместнику или управителю Сирии. Но так как в Иудее в лице прокуратора была сосредоточена и военная, и гражданская власть, то этот титул мог быть приложим и к нему. После низложения Архелая, сына Иродова, в 6 г. по Рождестве Христовом, Иудея была окончательно присоединена к Римскому государству и вместе с Самариею и Идумеею образовала часть провинций Сирии. Пилат был по счету пятым прокуратором Иудеи; должность эту он получил в 26 г. или никак не ранее осени 25г. по Рождестве Христовом, следовательно, незадолго до явления Иоанна Крестителя на Иордане; в должности своей он оставался почти 10 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Судьба Израиля как крест Богоматери Скачать epub pdf Воплощение Сына Божия – «Слово плоть бысть» ( Ин.1,14 ) – соединило Его со всем человеческим родом без всякого ограничения и исключения. Однако оно совершилось в истории, в определенном месте и времени, чрез посредство «избранного», к тому приуготовленного в церкви ветхозаветной народа. Христос есть «сын Давидов, сын Авраамов», родословная которого проводится, по Матфею, от Авраама до «Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос» ( Мф.1:1,16 ). Эта же генеалогия излагается у Луки в восходящем порядке: «Иисус... был, как думали, сын Иосифов... Адамов, Божий» ( Лк.3:23, 38 ). И эта кровная связь с Израилем, запечатленная в генеалогии, раскрывается в Евангелиях как изначальная обращенность Христа именно к Израилю: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» ( Мф.15,24 ). Им он проповедовал Царство Божие, в их среде творил чудеса и учил их Сам и чрез учеников Своих. Он «пришел к своим, и свои Его не приняли» ( Ин.1,11 ). Между Ним и Израилем назревает внутренний разрыв, который завершается открытой враждой с преданием Его на смерть, воплями: «распни, распни Его». Этот разрыв причиняет собою Господу глубокое страдание, как Он и Сам свидетельствует о том, вместе с призыванием праведного суда на него: «да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. Истинно говорю вам, (что) всё сие придет на род сей, Иерусалиме, Иерусалиме, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели. Се, оставляется дом ваш пуст» ( Мф.23,35–38 ; Лк.13,34–35 ). Посему в борение Гефсиманское включается и эта скорбь Христова о своем народе, но как бы в ответ на нее раздается то страшное, роковое слово исступления, всегда памятное: Пилат сказал: «неповинен я в крови Праведника Сего, смотрите вы. И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших» ( Мф.27:24, 25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Уроки из деяний и словес Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа А) Уроки из деяний и словес Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Мы созданы по образу и подобию Божию. Образ — в духовном естестве нашем, в сознании, свободной деятельности и бессмертии; подобие — в отражении на себе Божественных совершенств. «Будите... совершени , — заповедует Господь, — якоже Отец ваш Небесный совершен есть» (Мф. 5:48). В другом месте указывает Он и одну из черт всесовершенства Божия для подражания: «будите... милосерди, якоже... Отец ваш милосерд есть» (Лк. 6:36). Милосердие, значит, поставлено во главе, дальнейшие же черты обязательного богоподобия: святость, праведность, мудрость и прочее — оставлены дополнить нам самим. Но Божие всесовершенство беспредельно; и чистый ум не силен обнять их даже в той мере, в какой они удобоподражаемы для нас, тем паче не по силам это нам после того, как очи ума нашего заволокло мглою, вследствие падения. Между тем, это бессилие ума не отнимает силы у обязательства к богоподобию, положенного в устроении самого духовного естества нашего. Посему Восстановитель падшего, «Сый сияние славы и образ ипостаси Бога Отца» (Евр.1:3), благоволивший явиться на земле, чрез воплощение, и устроить здесь дело нашего спасения, между другими потребностями восстановления удовлетворил и этой. Он олицетворил в Себе все совершенства Божии, как они могут быть усвояемы силами естества человеческого, в свойственной всем человекам жизни. После сего обязательное богоподобие и богоподражание исполняется христоподобием и христоподражанием. «Подражателе мне бывайте , — говорит апостол Павел, — якоже... аз Христу» (1 Кор. 11:1). И Сам Господь заповедал: «иже хощет по Мне ити, да... последует Мне» (Лк. 9:23), поступая так, как Он поступал, и верно исполняя заповеди Его. Это пояснил Он, когда, заключая Свое земное пребывание, сказал: «образ... дах вам, да якоже Аз сотворих..., и вы творите такожде» (Ин. 13:15). Хотя это касалось одного действия Господня (Ин. 13:1—14); но это действие такого свойства, что обнимает всё. Стань только этому подражать, и во всем восподражаешь Господу, ибо здесь выражен дух жизни о Христе Иисусе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2959...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010