SPURIA. 37. Любовь по Богу — дело достойное Бога. 38. На слова: аще ты сын. 39. О предательстве Иуды и о страстях Господа нашего Иисуса Христа. В великий пяток. 40. На слова: «Помянул Бога и возвеселился». 41. О Рахили и о чадах. 42. Об Ироде и о младенцах. 43. О Марфе, Марии и Лазаре, и Илии пророке. 44. На слова: «Фарисеи же, выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его » (Мф. 12:14). 45. О блуднице и фарисее. 46. На вознесение Господа нашего Иисуса Христа. 47. На преображение Спасителя. 48. О ваиях. 49. Похвала святому Иоанну Богослову. 50. О святом Иоанне апостоле и евангелисте Богослове. 51. На Преображение. 52. О засухе. 53. О реке Иордане. 54. О фарисее и блуднице. Произнесено во святой и великий четверг. 55. О тридневном воскресении Господа нашего Иисуса Христа. 56. На рождество Христово. 57. На слова: «Вошел Господь в храм в преполовение праздника» (Ин. 7:14), и о Мелхиседеке. В Преполовение. 58. На Преполовение. 59. О самарянке. В день Преполовения. 60. О жене грешнице, помазавшей Господа миром, и о фарисее. Во святой и великий четверг. 61. На слова: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия. 62. На притчу в евангелии Луки, в которой говорится: «Некоторый человек спускался из Иерихона в Иерусалим » (Лк. 10:30). 63. На рождение святого Иоанна Пророка, Предтечи и Крестителя. 64. На святое Богоявление. 65. На Рождество Господа нашего Иисуса Христа. 66. О Закхее мытаре. 67. О сотнике. 68. На слова: «вышел сеятель сеять». 69. О втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа, и о милостыне. 70. Слово о расслабленном в день Преполовения; и на слова: «не судите на лица » (Ин. 5:5; 7:24). 71. На евангелие от Луки, о драхме, и на слова: «человек некий имел два сына » (Лк. 15:11). 72. О том, что имеющий какую–нибудь благодать знания должен передавать нуждающемуся, и о пресвитере. 73. На притчу о несправедливом домоправителе и что нет ничего нашего (Лк. 16:1–9). 74. О посте. 75. О сыне вдовы. 76. Против иудеев о медном змее; и на слова: «дал Ему имя выше всякого имени » (Флп. 2:9) , а также: «как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою » (Евр. 6:13). Святого отца нашего Иоанна Златоустого толкование на Второе послание к коринфянам БЕСЕДА 1

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Господь, как всеведущий, увидев смущающие Апостолов мысли, старается успокоить их, – Он говорит, что это Он Сам, воскресший – живой стоит пред ними и не в призрачном, но в настоящем, а только прославленном, теле. Видите (посмотрите на) руце? мои и нозе мои и пр. Для полного уверения Господь указывает им на руки и ноги Свои, на которых видны раны от гвоздей; предлагает осязать Себя и рассмотреть, так как дух, отрешенный от тела, и тень с призрачным телом, т. е. мертвец не имеет тела и костей. Если Он и прошел сквозь затворенные двери, то потому, что у Него уже тело измененное с воскресением и прославленное, и потому незатрудняемое никакими вещественными преградами: Господь даже показал им Свои руки и ноги, и Апостолы, по всей вероятности, осязали их для своего удостоверения. Не на это ли осязание указывает св. Иоанн, когда говорит в одном из своих посланий: что мы рассматривали и что руки наши осязали? ( 1Ин.1:1 ) Лк.24:41 . Ещé же неверующым им от рáдости и чудящымся, речé им: имате ли чтó снедно зде? Лк.24:42 . Они же дáша емý рыбы печéны чáсть и от пчéл сóт. Лк.24:43 . И взéм пред ними ядé, (Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними.) Неверующим им от радости. «Глубоко верное психологическое замечание евангелиста, пишет еписк. Михаил. Радость Апостолов была так велика теперь, что не верилось им, что все это так, все это правда, все это не сон, не видение, не мечта.» Тогда Господь, чтобы уверить их, что это Он Сам, а не дух, не тень, спросил у них пищи и вкусил поданных ими части печеной рыбы и сотового меда, чего не могут делать ни дух, ни тень, ни мертвец. Вкусил, замечает блаж. Феофилакт, «потребляя ядомое некоторою божественною силою». По всей вероятности, это явление Христово произошло после вечери, когда Апостолы, после нея еще возлежа, продолжали разговаривать обо всем случившимся. После сего, большего уверения Апостолы уже не могли желать, и потому несомненно уверились теперь в истине воскресения своего Учителя и Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Лк.24:38–40 . «Но Он сказал им»: Сердцеведец видел помышления их таковые, а потому дает им уверение, что – это Он сам живой стоит перед ними, не в призрачном, но в истинном, только измененном – прославленном теле. Для уверения, что это именно Он, указывает им на руки и ноги Свои, на коих раны гвоздинные свидетельствуют, что это то же самое тело, которое было распято на кресте, что это – Он Сам, с тем же воскресшим телом. Предлагает им «осязать» Себя и «рассмотреть» и тем убедиться, что это именно Он. Дух, отрешенный от тела, тень с призрачным телом, мертвец из шеола не имеют ни плоти, ни костей; а у Него и та и другие есть, хотя Он и прошел сквозь запертые двери. – «Показал им и руки и ноги»: и они, вероятно, осязали их для удостоверения своего; на это указывают слова Ап. Иоанна в его послании: что «мы рассматривали, что руки наши осязали» и пр. ( 1Ин.1:1 ), и это дерзновение Фомы, по которому он желание вложить персты свои в язвы гвоздинные и руку свою в прободенное ребро Господа ( Ин.20:25 ) поставил условием своей веры в воскресение Господа. Лк.24:41–43 . «От радости еще не верили и дивились»: глубоко верное психологическое замечание евангелиста. Радость их была так велика теперь, что и не верилось им, что все это так, что все это правда, что все это не сон, не видение, не мечта. Господь дарует им новое удостоверение в том, что это Он сам, а не дух, не тень, не мертвец: Он вкушает пред ними пищу, чего не могут делать ни дух, ни тень, ни мертвец из шеола. – «Они подали ему» и пр.: вечеря их, вероятно, только что окончилась, яства убраны, а они еще возлежали, продолжая разговаривать обо всем случившемся, когда внезапно предстал пред ними Христос. По требованию Господа ему подана была часть печеной рыбы и сотового меда и – Он вкушал их пред лицом учеников, «потребляя ядомое некоторой божественной силой» (Феофил.).– Большего удостоверения они уже не могли желать, а потому без сомнения поверили теперь вполне истине воскресения своего Учителя и Господа. Лк.24:44–45 . «Вот то» и пр.: вот вы видели и видите исполнение того, о чем Я вам говорил прежде, еще до Моих страданий и смерти, когда Я был еще неразлучно с вами, а не так, как теперь – только являясь вам по временам.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

С этих времен мы знаем, что «достойное удивления» тело, природное свойство которого – тление, упразднено благодатью Воскресения 1165 , есть «храм Святого Духа» и является лишь «органом души»: во всей духовно-телесной структуре «душа занимает место художника, тело – инструмента» 1166 . Этим знанием мы призываемся найти необходимое соотношение между потребностями духа, души и тела, выстроить их иерархию, в которой потребности тела, как естества подлежащего, занимают отнюдь не основное место, хотя, безусловно, должны быть удовлетворяемы в определенных пределах. Тело не теряет своих основных материальных свойств и по воскресении – для того, надо думать, Воскресший Христос показал Своим ученикам и «язвы гвоздинныя» ( Лк.24:39–40 ; Ин.20:25–27 ), и саму возможность удовлетворять первичные телесные потребности ( «Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними» ( Лк.24:41–43 )). Но Христос явил также доказательство того, что не здесь – конец истории человеческого тела, что оно имеет гораздо более высокое предназначение: Он вознес это тело во славе 1167 и поместил его у Престола 1168 – того «престола Бога и Агнца, из которого исходит чистая река воды жизни, светлая как кристалл» ( Апок.22:1 ). К этому-то Престолу поставлено то смешение, из которого все мы, грешные, физически состоим, то смешение, которое возникает во утробе матери, развивается в ней, в определенный час появляется в мире, растет и крепнет в нем. Здесь, у этого Престола разрывается неумолимость бега времени и законов века сего, и мое смешение, человеческое естество, растворенное невыразимым нетварным Фаворским светом, становится причастным нетленных благ вечности. Оно уже стало таким – в нетленной Плоти Христовой. Оно должно стать таким – по общем воскресении, когда каждый из нас, вновь обложенный своей плотью, предстанет пред Судом Божиим. Должно стать – потому что «у Бога не останется бессильным никакое слово» ( Лк.1:37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Воскресший Христос Спаситель явился своим ученикам; и когда те думали, что им явился только Дух Христов, Он показал им руки и ноги, и велел прикоснуться к Себе, и убеждал их, говоря: «Дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» ( Лк.24:39 ). Чтобы еще больше убедить их, Он спросил, имеют ли они что-либо съедобное? И когда Ему дали часть печеной рыбы и мед, то Он вкусил несколько от этой пищи ( Лк.24:41–43 ). Итак, Христос Воскрес действительно во плоти. Впрочем, плоть эта имела особые свойства: так что Он мог приходить и являться в комнате, где были закрыты двери, Он мог появляться там, где хотел, и опять оставлять своих учеников. И вот последнее явление было таким: Он взял своих учеников из горницы, где они были собраны, и пошел по пути в направлении к Вифании, в направлении Гефсиманского сада. Таким образом, Он повторил тот путь, который сделал после Тайной Вечери перед своими страданиями. По пути Он сказал своим ученикам, чтобы они оставались в Иерусалиме и ожидали Святого Духа, когда они «облекутся силою свыше» ( Лк.24:49 ). Придя в Гефсиманский сад, они не остановились в нем, но поднялись на вершину Елеонской горы. Там, закончив свою беседу, Христос Спаситель стал благословлять своих учеников и, благословляя, отступил от них и стал возноситься на Небо. Это было видно человеческими глазами; ученики стояли и смотрели на возносящегося Господа до тех пор, пока облако не скрыло Его от их глаз. «И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали ид два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» ( Деян.1:10–11 ). Что дальше? О том, что было дальше, святой Апостол и Евангелист Марк говорит так: «Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога» ( Мк.16:19 ). Это невидимо человеческими глазами, непредставимо человеческому воображению и означает то, что Он находится в тесной близости к Отцу Небесному.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

Итак, следует признать, что когда Иисус выходил из Иерихона, двое слепых, сидевшие у дороги и просившие милостыни, услышав шум проходящей толпы народа, спросили: Что это такое? И когда им сказали, что это идет Иисус, то слепые, несомненно, слышавшие о Его чудесах и о том, что некоторые признают Его обещанным Избавителем, пожелали воспользоваться этим случаем, чтобы исцелиться, и громким голосом закричали: помилуй нас, Господи, Сын Давидов! (Мф. 20, 30). Кричали они так громко и неотступно, что шедшие впереди заставляли их молчать, но они не унимались и продолжали взывать к милосердию Иисуса. Услышав их мольбу, Иисус остановился и велел позвать их к Себе. Один из этих слепых, обращавший на себя особенное внимание своим криком, всем известный Вартимей, услышав, что их зовет Иисус, встал, сбросил с себя верхнюю одежду, чтобы не мешала идти, и пришел к Иисусу. На вопрос — чего ты хочешь от Меня? — Вартимей отвечал: чтобы мне прозреть (Лк. 18, 41). Иисус сказал: прозри! вера твоя спасла тебя (Лк. 18, 42). В это время подошел, вероятно, и другой слепой с той же просьбой, и Иисус, умилосердившись, прикоснулся к глазам их; и тотчас прозрели глаза их, и они пошли за Ним (Мф. 20, 34), славя Бога; и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу (Лк. 18, 43). ГЛАВА 35. Иисус в Вифании. Торжественный въезд в Иерусалим. Осуждение бесплодной смоковницы. Изгнание торговцев и меновщиков из храма Иисус в Вифании у Лазаря Продолжая Свое путешествие, Иисус, за шесть дней до Пасхи (Ин. 12, 1), прибыл в Вифанию, в дом воскрешенного Им Лазаря. В тот год пасха совершалась в пятницу, следовательно, Иисус прибыл в Вифанию в субботу. Иисусу предложен был ужин, за которым Лазарь возлежал с Ним и Апостолами, а Марфа служила; сестра же ее Мария взяла фунт драгоценного нардового мира, помазала им ноги Иисуса и отерла их волосами своими. Весь дом наполнился благоуханием. Помазание Марией ног Иисуса миром; ропот Иуды Тогда Иуда Искариот, хранитель денежного ящика, в который опускались пожертвования на содержание Иисуса с Апостолами и на раздачу нищим, сказал: «Лучше было бы продать это миро за триста динариев и раздать нищим, чем так непроизводительно тратить его». Сказал же это он, как объясняет Евангелист Иоанн, не потому, что заботился о нищих, а потому, что был вор; если бы это миро было продано за триста динариев, то деньги для раздачи нищим поступили бы к нему, и он имел бы возможность украсть их, если не все, то хотя бы часть; об этом-то он и жалел теперь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2336...

Лк 9:1–6 . Суббота 24 седмицы. Евангелие от Луки, зачало 41 В то время услышал Ирод тетрарх о всем происходящем и недоумевал, так как некоторые говорили, что Иоанн восстал из мертвых, а некоторые, что Илия явился, другие же, что некий из древних пророков воскрес. И сказал Ирод: Иоанна я обезглавил. Кто же Этот, о Ком я слышу такое? И искал увидеть Его. И Апостолы, возвратившись, рассказали Ему, что они сделали. И взяв их с Собою, Он удалился отдельно от других в направлении города, называемого Вифсаидою. Но народ, узнав, последовал за Ним, и Он, приняв их, говорил с ними о Царстве Божием и нуждавшихся во врачевании исцелял. Лк 9:7–11 . Четверг 21 седмицы. Евангелие от Луки, зачало 42 В то время, подойдя, Двенадцать сказали Иисусу: отпусти народ, чтобы они отправились в окрестные селения и деревни и нашли себе кров и пропитание, потому что мы здесь в пустынном месте. Но Он сказал им: вы им дайте есть. Они же сказали: у нас только пять хлебов и две рыбы, если, конечно, мы не пойдем купить пищи для всего этого народа. Было, ведь, их около пяти тысяч мужчин. Но Он сказал ученикам Своим: расположите их группами человек по пятидесяти. И сделали так, и расположили всех. Взяв же эти пять хлебов и эти две рыбы, поднял Он глаза к небу, благословил их и преломил и давал ученикам разносить народу; и ели и насытились все. И оставшихся у них кусков собрано было двенадцать коробов. И было: когда Он молился в уединении, ученики были с Ним. Лк 9:12Б-18А. Пятница 21 седмицы. Евангелие от Луки, зачало 43 В то время, когда Иисус молился в уединении, ученики были с Ним, и Он спросил их: за кого Меня почитают в народе? Они ответили: за Иоанна Крестителя, другие же за Илию, а иные, что некий пророк из древних воскрес. И сказал им: а вы за кого Меня почитаете? Петр ответил: за Христа Божия. Он же строго повелел им никому не говорить об этом, сказав, что надлежит Сыну Человеческому много пострадать и быть отвергнутым старейшинами и первосвященниками и книжниками, и быть убитым, и в третий день восстать.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/evangelie...

С этой апорией непосредственно перекликается и другое утверждение Христа: «Горе миру от соблазнов: ибо надобно придти соблазнам, но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18, 7). Таким образом, соблазны являются Божиим попущением, частью Божественного замысла о спасении мира, и прейдут лишь при «кончине века»: «Пошлет Сын Человеческий ангелов Своих, и соберут из царства Его все соблазны» (Мф. 13, 40, 41). Но до той поры задача каждого верующего в Сына Человеческого и жаждущего спасения – этот соблазн побороть, отсечь – и самым жестоким для себя образом. «Если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее… если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее… если глаз твой соблазняет тебя, вырви его» (Мк. 9, 43, 45, 47). Соблазны обступают и Самого Богочеловека: искушать Его приходит сам дьявол, также во искушение вводят Его слова Петра: «Отойди от Меня, сатана! Ты мне соблазн; потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16, 23). Но Господь опасается, как бы и Его речи не стали для кого-либо причиной соблазна: «Блажен, кто не соблазнится о Мне» (Мф. 11, 6; Лк. 7, 23). И тем не менее «невозможно не придти соблазнам» (Мф. 18, 7; Лк. 17, 1). Господь говорит Петру: «Сатана просил, чтобы сеять вас, как пшеницу», то есть жестоко потрясая верующих, однако Сам Он, имеющий власть над нечистыми духами, искушающими человека, молился лишь о том, чтобы вера искушаемых «не оскудела» (Лк. 22, 31, 32). Святитель Иоанн Златоуст в связи с этим разбирает вопрос: почему же все-таки Господь «не переменил Иуду? Почему не сделал его лучшим?». Это, в свою очередь, порождает целый ряд недоумений. Ибо каким образом Господь мог это сделать – принудительно или воздействуя на свободный выбор ученика? Ведь если бы Господь действовал насильно, загоняя его в тупик несвободы, то это не исправило бы Иуду; а если бы Он рассчитывал повлиять на свободный выбор Иуды, то и в этом случае Господь предпринял все возможное для его исправления. Ценность же покаяния и желания быть со Христом определяется именно свободой человека.

http://pravoslavie.ru/3065.html

Мф.1:22–23 ). «Не спрашивай», – говорит святой Иоанн Златоуст , – «каким образом Дух образовал Младенца в Деве. Если при естественном действии невозможно объяснить способа зачатия, то как можно объяснить его, когда чудодействовал Дух... Безумны те, которые с любопытством исследуют и тщательно стараются постигнуть рождение неизреченное… Не думай также, что ты все узнал, когда слышишь, что Христос родился от Духа. Узнав и об этом, мы еще многого не знаем; например, как Невместимый вмещается в утробе? Как Всесодержащий носится во чреве жены? Как Дева рождает и остается девою?” 436 – «Елисавета исполнилась Святого Духа... и сказала: и откуда это мне, что пришла Матерь Господа (еще носимого во утробе) ко мне?» ( Лк.1:41–43 ). Следовательно, Пресвятая Дева Мария зачала от Духа Святого, носила в Своей утробе и родила не человека только, а Богочеловека, т.е. с самого момента зачатия Бог Сын внутренне и нераздельно соединился с человеческим естеством, восприняв его в Свою Ипостась, почему именуется Она Богородицею или Божией Матерью. Приснодевство Божией Матери «Воплощение Христово совершилось содействием Святого Духа, так что Святая Дева, как была Девою прежде зачатия (ср. Ис.7:14 ), так и в зачатии, и после зачатия, и в самом рождении пребыла Девою. Ибо Иисус Христос родился от Нее, сохранив невредимо печать ее девства, а потому Она и после рождения пребывает Девою в бесконечные веки» (Прав. испов., Часть 1, ответ. на вопр. 39). 437 «И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь Бог Израилев вошел ими, и они будут затворены» ( Иез 44:2 ). Блаженный Феодорит , объясняя это пророчество, замечает: «снисходя к нашему немощному слуху, представляет сей образ, и в нем, как вероятно, дает нам понять Девическую утробу, которою никто не входил и не исходил, кроме Самого только Владыки». 438 Почитание Божией Матери «Ибо отныне будут ублажать (μακαριоσι) 439 Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный» ( Лк.1:48 ). «И отныне ублажат Меня все роды, не одна Елисавета», – объясняет блаженный Феофилакт , – «но и роды верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

3 . Без сомнения, Елисавета, исполнившаяся в то время Святого Духа, получила Его благодаря своему сыну. Елисавета не была достойна принять Святой Дух первой, но когда Иоанн, находясь еще в ее утробе, стяжал Святой Дух, тогда и она через освящение сына «исполнилась Святаго Духа». Ты поверишь в это, если узнаешь нечто подобное о Спасителе. Считается, что благословенная Мария изрекала пророчества, и мы обнаружили много тому подтверждений. Нам известно, что в других книгах сказано, что и Елисавета произносила пророческие слова. Поэтому Мария исполнилась Духа Святого, когда стала носить Спасителя в утробе Своей. Ибо как только Она приняла Святой Дух, Который создал тело Господа, и Сын Божий обрелся в Ее утробе, Она также исполнилась Духа Святого. 4 . «И взыграл младенец во чреве ее [Елисаветы]; и Елисавета исполнилась Святого Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами!» ( Лк.1:41–42 ). Здесь мы должны опровергнуть распространенные возражения еретиков, чтобы некоторые из простых людей не попали в их ловушку. Я не знаю, в какое безумие нужно впасть, чтобы утверждать, что Спаситель отверг Марию, так как после Его рождения Она соединилась с Иосифом, и те, кто говорит такое, сами прекрасно понимают, что говорят. И когда еретики выскажут вам нечто подобное, отвечайте им так: «Елисавета, несомненно, была исполнена Святого Духа, когда сказала “благословенна Ты между женами”. Если Святой Дух назвал Марию “благословенной”, как мог Спаситель отвергнуть Ее?». Более того, заявления, что после рождения Иисуса Мария вступала в супружеские отношения, ничем не подтверждаются, ибо дети, которых называют детьми Иосифа, были рождены не Марией. И в Писании об этом ничего не сказано. 5 . «Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» ( Лк.1:42–43 ). Сказанное Елисаветой «и откуда это мне?» не произнесено в неведении, как будто, исполненная Святым Духом, не знает она, что Матерь Господа пришла к ней по воле Божьей. Она имеет в виду следующее: «Что доброго я совершила? Какое мое деяние настолько велико, что мать Господа моего приходит ко мне? Каким благочестием, какими добрыми делами, какой верностью ума заслужила я, что мать Господа приходит ко мне?». «Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем». Душа благословенного Иоанна была свята, и хотя он был заключен в утробе матери и ему еще предстояло прийти в мир, он узнал Того, Кого Израиль еще не знал; поэтому он и «взыграл» – и не просто взыграл, а «радостно». Ибо почувствовал, что Господь пришел освятить раба Своего, прежде чем он выйдет из утробы матери. Возможно, неверующие назовут меня глупцом за то, что я верю подобным вещам. Но сами события, как и истина, показывают, что я основываю свою веру не на глупости, а на мудрости, ибо то, что они считают глупостью, служит моему спасению.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010