Однако совершенство Адама не было абсолютным. Оно лишь служило основанием для осуществления его призвания и открывало для него возможность стать совершенным, «как совершен Отец... Небесный» ( Мф.5:48 ). Поскольку только Бог дает сотворенному Им миру «жизнь и дыхание и всё» ( Деян.17:25 ) и только Им «мы... живем и движемся и существуем» ( Деян.17:28 ), первый человек мог достигнуть богоподобия лишь в единстве с Богом. В противном случае он обрекал себя на автономное, внебожественное существование, которое неминуемо вело к смерти ( Быт. 2:17 ). Но Адам и Ева не выдержали искушения, которому они подверглись со стороны диавола, и совершили первый грех , захотев без Бога стать, как боги ( Быт.3:1–6 ). В результате грехопадения человеческая природа претерпела существенные изменения, хотя они и не носили антологического характера. Грех стал паразитировать на ней, одновременно препятствуя действию на нее Божественной благодати. Первые люди оказались перед лицом страданий, болезней и смерти. Последствия их греха сказались на всем человечестве, унаследовавшем от них испорченную грехом человеческую природу, и на окружающем мире, в котором, как гласит библейское повествование, стали произрастать «терния и волчцы» ( Быт.3:18 ). Первые люди Адам и Ева являются родоначальниками всего человечества, поэтому их и называют праотцами. Другого корня, от которого человеческий род брал бы свое начало, не было ни до, ни после них. В книге Бытия сказано, что до создания Адама еще не было человека для возделывания земли, там же сообщается имя жены и объясняется, что она названа Евой (древнеевр. – жизнь), т. к. стала матерью всех живущих, т. е. праматерью. О единстве человеческого рода свидетельствуют ведущиеся от Адама ветхозаветные родословные ( Быт.5:1 ; 1Пар.1 ), а в Новом Завете в родословии Иисуса Христа евангелист Лука указывает, что Христос не только Сын Божий, но и Сын (т. е. потомок) Адама ( Лк.3:23–38 ). Наконец, в Деяниях повествуется о том, что весь человеческий род сотворен «от одной крови» ( Деян.17:26 ). Адам имел потомство, которое продолжало множиться: «Адам жил сто тридцать лет и родил [сына] по подобию своему [и] по образу своему, и нарек ему имя: Сиф. Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей. Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер» ( Быт.5:3–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

17 Этих слов нет в Св. Писании. См. Пс. 102:11; Ис. 1:18; Иер. 3:19, 22. 18 Что Ной прежде восшествия своего в ковчег, возвещая своевременным ему людям грядущую катаклисму призывал их к покаянию и исправлению своей жизни, эта мысль высказывается у Феофила Антиохийского (Ad Autol., III, 19). 19 Т.е. Божиим. Климент Александрийский, приводя сокращенно эти слова Климента Римского, называет Авраама ιλοι Θεου . См. Ис. 41:8; 2 Пар. 20:7; Иак. 2:23 20 Т.е. к западу 21 Современник Климента, Иосиф Флавий (Antiqu. I, 11, 4) говорит, что он видел этот столп: отцы церкви, напр., Ириней (Adv. haer., IV, 31), также упоминают о существовании его в их время. Но по исследованиям ученых жители той страны подложно выдавали что-либо за столп жены Лотовой (Фрей у Гефеле). 22 Таинственное истолкование знака, по которому спаслась Раав, встречается У !Иустина (Dial c. Tryph., II, III), Иринея (Adv. haer., IV, 20) и др. 23 Разумеется здесь предсказание Раав о том, что Господь отдаст Иерихон израильтянам. В этом смысле Раав называется пророчицею и у Оригена (Нот 3 in Ios. Nave). 24 Эти слова Спасителя в иной форме встречаются в тексте евангелистов: Мф.7:1—2 и Лк.6:36—38. 25 По мнению Якобсона, с которым соглашается Гильгенфельд, должно читать: εαυτοις или αυτοις , которое употребляется не редко в значении αλληλοι Гефеле держится чтения: αυτος , относя это я нарушителям церковного порядка. 26 Эти и последующие слова до начала гл. XVI послания приводятся у Климента Александрийского (Strom. IV, 5). 27 От стыда страдалец скрывает или отвращает лицо свое. 28 Наказание, которому мы, люди. должны были подвергнуться для того, чтобы примириться с правосудным Богом, Он (Спаситель) принял на Себя. 29 Т.е. казнь и мучение Его кончились и тем положено начало Его прославления. 30 В рукописи, по свидетельству Якобсона стоит δωτε , а не δωται , как читали некоторые ученые. 31 И опять Он же, т. е. Христос. 32 Эти слова не находятся в пятокнижии Моисеевом, и неизвестно, откуда взяты. 33 Т. е. христиан. 34 Эти слова из послания Климента и далее до конца XXII главы приводятся, с небольшими изменениями, у Климента Александрийского (Strom. IV, 17).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3551...

Посмотрите при этом, как велики превосходство и преимущество в такой мене: насколько Бог превосходит человека, настолько и Его сила превосходит человеческие силы, и осуществляющаяся этой силой милость — ту милость, которую мы оказываем людям. Если бы кто просил халки за оболы, и за статиры давал золотые монеты, кто бы не захотел воспользоваться такой меной? Ныне же не «позолоченные медяшки» предлагается обменять на золото — и то и другое металлы почти одинаковой ценности — но предлагается дать то, что люди могут сделать, к взамен получить то, что Бог может дать; требуется, чтобы мы оказали человеческое отношение к людям, что и является нашим естественным долгом: потому что сострадание друг ко другу и оказание друг другу помощи мы долженствуем в силу самой природы вещей. И, вот когда за те многовидные милости, которые мы видели от Бога, Он ничего большего не требует от нас, как только, чтобы мы прощали друг друга, были общительны и человеколюбивы, говоря нам: «Отпущайте, и отпустится вам; дайте, и дастся вам» (Лк 6:37–38), то, если этого требует обстоятельнейшая нужда, как нам не оказать на деле, насколько это в нашей власти, снисхождение и милосердие к тем братьям, которые нуждаются в этом? Беседа на третье воскресенье Евангельских чтений по Луке Плач — символ покаяния Главная польза от плача очевидна: он сопровождает покаяние, усиливает эмоциональный эффект от осознания греха и тем самым способствует его уничтожению. Вот в чем заключается спасительная печаль о Бозе: винить себя самих, а не иного кого в том, что мы сами греховно совершили, и скорбеть о том и, чрез исповедь наших грехов и тяжкое сокрушение о них, умилостивлять Бога. Этому самопорицанию и сокрушению положил начало оный древний Ламех, открыто исповедавший свой грех и судивший самого себя и осудивший себя больше Каина; потому что он говорит: «Яко седмицею отмстится от Каина, от Ламеха же седмьдесят седмицею» (Быт 4:24); и таким образом оплакав себя, как виновного, он, путем болезненного своего сокрушения, избежал Божияго осуждения, как и Пророк в дальнейшем изрек: «Глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися» (Ис 43:26). Это и Апостол также говорит: «Аще быхом себе разсуждали, не быхом осуждени были» (1 Кор 11:1).

http://blog.predanie.ru/article/plach-pu...

Протестантам же, настаивающим на таком понимании приведенных выше слов из Евангелия от Матфея и не признающим авторитета святых отцов, можно возразить вот что: уж коль они так буквально понимают слова: «все, взявшие меч, мечом погибнут», – то пусть так же буквально понимают и эти слова Спасителя: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю: не мир пришел Я принести, но меч» (Мф. 10: 34), и особенно следующий фрагмент евангельского повествования: «Но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму: а у кого нет, продай одежду свою и купи меч… Они сказали: Господи! Вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно» (Лк. 22: 36, 38). И если протестанты отказываются понимать эти слова буквально, но предпочитают толковать приведенные фрагменты духовно, то логично тогда и слова, сказанные апостолу Петру, тоже понимать духовно. Иногда пытаются оправдать пацифистское учение ссылкой на заповедь «Не убивай» (Исх. 20: 13). На этот счет хорошо написал А. Байдуков: «Считать войну недопустимой никогда и ни в каком случае, ссылаясь на заповедь «Не убий», нельзя, поскольку такое отрицание будет противоречить Священному Писанию. Бог дал Моисею не только заповедь «Не убий». Он дал ему также и наставление о том, как вести войну, чтобы победить врагов (См.: Исх. 21, 22)» . Нередко Бог Сам приказывал израильтянам начинать войны против других народов (см.: 1 Цар. 15: 3; Нав. 4: 13), и Бог же назначал смертельное наказание за многие преступления (см.: Исх. 21: 12, 15; Лев. 20: 11 и др.). В древности богоизбранный народ вел частые войны с соседними народами. По закону Моисея, каждый израильтянин, исключая левитов, должен был носить оружие (см.: Числ. 1: 3; 2: 33; 26: 2). Священное Писание содержит множество стихов, в которых говорится о том, что Сам Господь благословил воинское служение, научил пророка Моисея тому, какие воинские формирования должны быть в израильском народе, как дислоцироваться, кем управляться. Взятие города Гая и его сожжение. Ок. 950 г. Апостольская библиотека Ватикана, Рим, Италия «В Ветхом Завете мы находим множество указаний на то, что необхо­димо учиться войне (см.: Суд.

http://pravoslavie.ru/1324.html

· царствовать: И седьмой ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков ( Откр.11:15 ); · прославиться во святых Своих: Он придет прославиться, во святых Своих, и явится дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству ( 2Фес.1:10 ); · разрушить смерть: Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится – смерть ( 1Кор.15:25–26 ). Второе пришествие Иисуса Христа должно быть ожидаемо как близкое: Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши; потому что пришествие Господне приближается ( Иак.5:8 ). Блаженны готовые ко второму пришествию Иисуса Христа: Блаженны рабы те, которых господин, пришедши, найдет бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется, и посадит их, и, подходя, станет служить им. И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те ( Лк.12:37–38 ). Библейские тексты о суде страшном Суд страшный предсказан пророками: Он будет судить вселенную по правде, и народы – по истине Своей ( Пс.95:13 ). Огненная река выходила и проходила пред Ним, тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели и раскрылись книги ( Дан.7:10 ). Пустите в дело серпы, ибо жатва созрела: идите, спуститесь, ибо точило полно, и подточилия переливаются, потому что злоба их велика. Толпы, толпы в долине суда! ибо близок день Господень к долине суда! Солнце и луна померкнут, и звезды потеряют блеск свой. И возгремит Господь с Сиона и дает глас Свой из Иерусалима; содрогнутся небо и земля; но Господь будет защитою для народа Своего и обороною для сынов израилевых. Тогда узнаете, что Я Господь Бог ваш, обитающий на Сионе, на святой горе Моей, и будет Иерусалим святынею, и не буду уже иноплеменники проходить чрез него ( Иоиль.3:13–17 ). Страшный суд возвещен Иисусом Христом: Тогда придет Сын человеческий во славе Отца Своего с ангелами Своими, и тогда воздаст каждому по делам Его ( Мф.16:27 ). Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия, и, услышав, оживут. Ибо как Отец имеет жизнь в Самом Себе: так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын человеческий; не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения ( Ин.5:25–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Потщимся узреть Господа, пока еще мы живы. Ибо если сподобимся узреть Его здесь, то не умрем и смерть не возгосподствует над нами… (57,180). Когда душа вожделевает Бога, тогда в молитве непрестанно созерцает Его и о Нем помышляет ночь и день (23,97). ВТОРНИК. Лк. Зач. 87. (17,26–37) О ДОБРОДЕТЕЛЯХ Когда внезапно взойдет Судия на высокий и славный престол Свой, тогда небо совьется, подобно свитку, спадут звезды, предстанут Силы ангельские, отверзутся гробы, восстанут тела, иссякнут источники, поколеблются бездны, придет в смятение вся земля (40,930). Бог не объявлял нам дня нашей смерти, не открыл: сегодня, или завтра, или через целый год, или через несколько лет. Он придет, чтобы по неизвестности ожидаемого мы постоянно соблюдали себя добродетельными (43,39)… Как земледелие изменяет качество растения, так попечительность души о добродетели может одержать верх над всеми недугами (1,79). Добродетель принадлежит человеку и при жизни, и по смерти (4,301). Употреби старание успевать в важнейших добродетелях и не вознерадеть о меньших (5,43). Будь верною сокровищницею добродетелей, а ключом имей язык духовного твоего отца (5,47). Преуспевай в добродетелях, чтобы стать ближе к Ангелам (5,51). Умудрение во всякой о Христе добродетели, служащей к славе Божией, есть сокровище благое (5,277). Приобретение добродетели и обогащение добрыми делами есть любостяжание похвальное; хищение, не доводящее до слез; ненасытность, достойная венца, и виновен тот, кто не делает таких стяжаний (5,360)… Добродетель должна быть бескорыстна, если желает быть добродетелью, у которой в виду одно добро (11,36). О добродетели дознаем мы от апостола, что у нее один предел совершенства – не иметь самого предела (14,225). Конец добродетели – мир, упокоение и веселие, не имеющее ничего общего со страстями, преуспевающее в уповании на общение с Богом (15,18). Разнообразная и многовидная попечительность о добродетелях делается многомощною, доставляет спасение преуспевающему (15,38). Для добродетели главное – Божия помощь, которой сподобляется своею жизнью присвоивший себе Божию милость (15,160).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

– Что о таких явлениях говорит Священное Писание? – Еще на заре человеческой цивилизации Бог через пророка Моисея предупреждал всех: «Если ты послушаешься Господа, Бога твоего, и будешь делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет, ибо я Господь, целитель Твой» (Исх. 15, 26). Священное Писание определенно говорит, что когда чаша весов в мире склоняется в пользу зла, неизбежно происходят потрясения в виде войн, эпидемий, болезней, наводнений, землетрясений и др. «И воззрел Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле. И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли» (Быт. 6, 12–13). Массовая эпидемия поразила израильтян за их связь с дочерьми язычника Моава и поклонение идолу Ваал-Фегору (ср. Чис. 25, 1–9). В Новом Завете Господь говорит, что в конце мира «восстанет народ на народ, и царство на царство; будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба» (Лк. 21, 10–11). Когда мы читаем в Священном Писании эти пророчества, то склонны думать, что это не о нас, что это когда-то было или когда-то ещё будет. Но на самом деле, если воспринимать мир не с материалистической и секулярной позиции, а с церковной, то все люди очень тесно связаны между собой, а потому являются непосредственными творцами истории. – Сегодня благодаря средствам коммуникации, Интернету у человека складывается мнение, что он владеет полной информацией о происходящем во всем мире. В данном случае – о коронавирусе. Что бы вы посоветовали верующим людям в условиях объявленной в стране эпидемии, как реагировать на рекомендации медицины? – Библия не запрещает христианам прибегать к помощи медицины (ср. 4 Цар. 20, 7), не запрещается применять лекарства, а у Иисуса Сына Сирахова мы даже находим особую похвалу медицинской профессии: «Сын мой! В болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь, исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце. Дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. В иное время и в их руках бывает успех, ведь и они молятся Господу, чтобы Он помог подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни» (Сир. 38, 9–14).

http://pravoslavie.ru/129604.html

Необходимость молитвы для всех и каждого явствует а.) из необходимости внутреннего богопоклонения, состоящего в неразрывном единстве с устною молитвою. Устною молитвою возбуждается и поддерживается в духе молитвенное расположение, или благоговение к Богу: посему сколько необходимо Христианину непрестанно питать в себе чувствования веры, надежды и любви к Богу, и в уме и в сердце своем непрестанно обносить Бога; столько же необходимо молиться. Пренебрегать молитву значит забывать Бога и заключать сердце свое для веры, любви и благоговения пред Богом; б.) из действительности молитвы в отрешении Духа от привязанности земной и возвышении его к Богу. Молитва есть лествица для восхождения к Богу, союз непрерывного общения с Богом, с Ангелами и вообще с духовным миром. Как беседа с Богом есть источник духовного просвещения. Она приучает ум к Богомыслию, очищает духовные чувства, угашает нечестивые помыслы, одушевляет сердце любовию и преданностью к Богу; а посему должна составлять златую нить, которую должна быть переткана вся жизнь Христианина; в.) из особенной силы молитвы к получению от Бога помощи и всех благ. При особенном торжестве и телесных и духовных нужд, а равно и препятствий, часто разрушающих самое благоуспешное течение дел, мы без высшей помощи одними собственными силами не можем благоустроить жизнь нашу; особенно когда часто сами незнаем существенных нужд и благ наших. Посему молитва есть такая сила, которою мы низводим на себя силу Божию не из особенной сокровищницы взимаем для себя и для других и духовные и телесные блага ( Ин. 14:13 ) ( Мк. 11:24 ) ( Лк. 11:9 ). г.) из примера Иисуса Христа, который часто и продолжительно молился ( Мк. 1:35 ) ( Лк. 6:12 ) ( Ин. 17:1–26 ) и на себе самом показал для нас силу Молитвы во 1 х ) в отношении к духовному просвещению, когда среди Молитвы на горе Фаворской просиял небесным светом, беседовал с Моисеем и Илиею и получил свидетельство от Отца ( Лк. 9:29–31, 36 ); во 2 х ) в отношении к утешению в скорбях, когда среди молитвы объятый смертельною Скорбию в саду Гефсиманском ( Мф. 26:38 ) был укрепляем явлением Ангела с небеси ( Лк. 22:43–44 ) и избавлен от страха ( Евр. 5:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

С момента выхода книги библеистика обогатилась многими манускриптами, значительно более древними, чем те, которыми она располагала во время работы Глубоковского. Они существенно прояснили форму текста Священного Писания, существовавшую во II–III вв. по Р. Х. Для Евангелия от Луки это прежде всего папирус Честер-Битти (р 75 ), содержащий значительные фрагменты третьего Евангелия (Лк 22:4–24:53), а также папирусы р 4 (III в., главы 1–6 во фрагментах) и р 38 (18:27–19:6,12–16), р 48 (23:11–17,23–29) и р 53 (26:7–8,19–20). Существенно обогатились наши знания об историческом фоне возникновения Священных Книг и об их значении для раннехристианской письменности. Однако необходимо отметить, что в основных своих чертах данное исследование не утратило своей актуальности и по сей день. Для нас особенно ценен трезвый критический подход Глубоковского, — опираясь на твердый фундамент Священного Писания, он критически разбирает все рационалистические теории, показывая их искусственность и неосновательность. Показательно, что даже в вопросах подлинности того или иного текста Писания для Н. Н. больший вес имеют святоотеческие свидетельства, нежели свидетельства текстуальные. Переиздание предпоследнего труда Николая Никаноровича Глубоковского (†1937) представляется весьма современным. Возрождающееся в настоящее время богословское образование испытывает острую необходимость знать, продолжать и развивать традиции отечественной библейской науки, в коей имя Николая Никаноровича занимает одно из виднейших мест. Тем более, что сам он “изучение Св. Писания ставил во главу угла всего богословия, считая его объединяющим центром для всех богословских дисциплин. Без этого центра все разделы богословия остаются разрозненными и «не воспринимают зиждительного библейского духа в самое свое существо»” 2 . Примечания Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/retsenziya-n-n-gluboko...

Символически же О. п. должно было прежде всего напомнить о том, как апостолы подготовили горницу для совершения Христом Тайной вечери (Мф 26. 19; Мк 14. 16; Лк 22. 8-13). Как и они, К-польский патриарх и др. визант. архиереи готовили св. престол для совершения на нем службы в память о Тайной вечере - литургии Великого четверга. Также чин О. п. выступал дополнением к др. ежегодному празднованию, совершавшемуся в каждом большом визант. храме: дню освящения храма (см. ст. Обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме ), когда воспроизводились крестный ход и 1-й торжественный вход в храм при его открытии, но не повторялись священнодействия при освящении престола (что и происходило при О. п.). Чин О. п. был известен и в слав. традиции, включая русскую. Так, он содержится уже в древнейшей сохранившейся рус. рукописи евхологического содержания - Варлаама Хутынского Служебнике (ГИМ. Син. 604. Л. 27 об.- 28 об.). Этот чин входит и в рус. дониконовские издания (напр., в Большой Потребник, изданный при Московском патриархе Филарете: М., 1623. Гл. 10), и в никоновский Евхологий (М., 1658. Гл. 38). Однако в рус. послениконовские издания он по неясным причинам не входил вплоть до нач. XXI в., когда был включен в состав офиц. богослужебного сб. «Освящение храма», опубликованного Издательским советом РПЦ (М., 2006. С. 121-125; в последующих переизданиях чин сохр.). В Русской Церкви, как по причине малого числа архиереев (из текста О. п. следует, что этот чин является архиерейским), так и по причине изготовления престолов в послемонг. эпоху преимущественно из дерева, чин О. п. стал совершаться без снятия со св. престола срачицы (в рус. традиции считается недопустимым снятие срачицы с освященного престола без участия архиерея) и с заменой омовения доски престола водой и родостагмой удалением накопившейся пыли со срачицы без использования воды. При этом в дониконовскую эпоху чин имел широкое распространение и совершался не только в соборных храмах, но и в мон-рях и на приходах. В послениконовскую эпоху чин О. п. в рус. практике был постепенно забыт, хотя еще и в XVIII в. кое-где отмечалось его совершение (см.: Красносельцев. 1889; Прилуцкий. 1912).

http://pravenc.ru/text/2578393.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010