Поспешим же воспользоваться милостью, пока она обильно изливается на нас. Не будем ждать, когда уклонится от нас рука милости и опустится на нас рука правды. Не будем отлагать возделывание виноградника души нашей, чтобы, когда придут слуги Хозяина, без промедления отдать им взращенные и собранные плоды. Каждый день ангелы Божии собирают души человеческие и уносят их из мира сего, как собирающие урожай - гроздья из виноградника. Наш черед нас не минует. О, да не окажутся наши плоды " гнилыми " ! О, да не окажутся наши души бесплодными! Ангелы-хранители, вразумите нас, поддержите нас и помогите нам, прежде чем пробьет последний час! Господи Иисусе Христе, помилуй нас! Тебе же подобает честь и слава, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, во все времена и во веки веков. Аминь.  Неделя четырнадцатая по Пятидесятнице. Евангелие о браке Царского Сына Мф., 89 зач., 22:2-14. Бог хочет, чтобы человек веровал в него больше, чем в кого бы то ни было и во что бы то ни было в мире. Бог хочет, чтобы человек надеялся на Него больше, чем на кого бы то ни было и на что бы то ни было в мире. Но более того: Бог хочет, чтобы человек всею своею любовью был привязан исключительно к Нему и в то же время лучами этой любви привязывался к творениям Божиим, находящимся вокруг. Сие зовется единством человека с Богом. Сие зовется браком души со Христом. Все другое есть прелюбодеяние и блуд. Лишь подобная тесная связь души со Христом, лучшим образом которой на земле является брак, делает душу богатой и плодоносной. При всякой другой столь тесной связи душа порождает терния и волчцы и остается совершенно бесплодной ко всякому благу. Если этого не знают и не могут знать люди, находящиеся вне Церкви Христовой, то христиане знать обязаны, а особенно вы, православные, имеющие дух и традицию осознания всей глубины, высоты и широты Божия откровения чрез Господа нашего Иисуса Христа и более правильного понимания вечности, чем у народов Востока, и времени - чем у народов Запада. С чем душа человеческая теснее всего связана любовью, с тем она и состоит в браке - живое ли это существо или мертвая вещь, тело или одежда, сребро или злато, или какое-нибудь земное имущество, или какая-нибудь земная слава и честь, или страсть к чему-либо в сотворенном мире: драгоценностям, пище, питию, игре, природе или чему-то в природе. Всякий подобный брак души человеческой незаконен и навлекает на нее и в этой, и будущей жизни бесконечное несчастье, схожее, но несравненно большее производимого незаконной связью мужчины и женщины, которая означает беду и горечь не только для них двоих, но и для их нежеланных детей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1132...

Aber nicht verhält sich’s, wie mit der Uebertretung, so auch mit der Gnadengabe. Denn, wenn durch Eines Sünde Viele gestorben sind, so ist vielmehr die Gnade Gottes, und das Geschenk in der Gnade des Einen Menschen, Jesu Christi, Vielen reichlich wiederfahren. Und nicht ist, wie durch den Einen, der sündigte, die Gabe; denn das Urtheil ist gekommen wegen des Einen zur Verdammniss; die Gnadengabe aber hilft auch aus vielen Sünden zur Gerechtigkeit. Denn so um der Sünde des Einen willen der Tod geherrscht hat wegen des Einen, werden vielmehr die, so da empfangen die Fülle der Gnade und der Gabe zur Gerechtigkeit, herrschen im Leben durch den Einen, Jesum Christum. Wie nun durch des Einen Sünde die Verdammniss über alle Menschen gekommen ist, also ist auch durch des Einen Gerechtigkeit die Rechtfertigung des Lebens über alle Menschen gekommen. Denn gleichwie durch Eines Menschen Ungehorsam Viele Sünder geworden sind, also werden auch durch des Einen Gehorsam Viele Gerechte. Das Gesetz aber ist daneben hinzugekommen, auf dass es die Uebertretung vermehre; wo aber die Sünde vermehrt worden ist, da ist noch viel mächtiger geworden die Gnade, auf dass, gleichwie die Sünde geherrscht hat im Tode, also auch die Gnade herrsche durch Gerechtigkeit zum ewigen Leben, durch Jesum Christum, unsern Herrn! Апостол к Римляном (зач. 89): Братие, якоже единем человеком грех в мир вниде, и грехом смерть: и тако смерть во вся человеки вниде, в нем же вси согрешиша. До закона бо грех бе в мире: грех же не вменяшеся, не сущу закону. Но царствова смерть от Адама даже до Моисея, и над несогрешшими, по подобию преступления Адамова, иже есть образ будущего. Но не якоже прегрешение, тако и дар: аще бо прегрешением единаго мнози умроша, множае паче благодать Божия, и дар благодатию Единаго человека Иисуса Христа, во многих преизлишествова. И не якоже единем согрешшим, дарование: грех бо из единаго во осуждение, дар же от многих прегрешений, во оправдание. Аще бо единаго прегрешением смерть царствова единем: множае паче избыток благодати, и дар правды приемлюще, в жизни воцарятся единем Иисус Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aeksej_Malcev/...

Пусть добрый пример мой научит детей моих доброй жизни, и моя верность Тебе будет, в очах Твоего безмерного милосердия, ходатайством о благословении Твоем на них!.. Я – гражданин, верный моему дорогому отечеству: и это нудит меня пещись об исправлении моей души, о правоте моей жизни... Я знаю, что правда возвышает язык (народ), и что чем больше в обществе людей добрых, угодных Тебе, тем оно крепче и благонадежнее; молюсь Тебе об исправлении сердец моих сограждан, молюсь и о себе, стараясь, по возможности, всегда действовать в жизни по правилам закона и совести... Боюсь, чтобы своекорыстие не привело самого меня к худому концу; чтобы моя недобросовестность не возбудила против меня Твоего гнева, карающего виновных, когда они и не помышляют о наказании... Я – служитель церкви Твоей: и не могу не признавать своего долга жить для Тебя, спасая свою душу. Не потерпит меня во святилище Твоем правда Твоя, если я буду не верен Твоим законам; не останется моя холодность и невнимательность к душе моей безнаказанною и со стороны паствы моей, которая предалась бы мне совершенно, если бы я заслуживал ее уважение, но которая покроет меня бесславием, если увидит во мне раба страстей, беспечного грешника... Богат я? Незаслуженный дар Твоих щедрот, свое богатство, я должен окупить добрыми делами: иначе сколько зависти, злобы возбудит в моих ближних мое богатство, сколько недоброжелателей, проклинающих мое золото, будет у меня!.. Я беден? Мне не остается ничего, как, совершенно вверив себя Твоему Промыслу, сокровиществовать себе богатство в будущем угождением Тебе, чтобы надеждою будущих неизреченных благ услаждать горе настоящего!.. (Извлеч. в сокращ. из кн. «Минуты уединенных размышлен. христиан.» еписк. Кирилла, изд. 1856 г.). Неделя 14-я по Пятидесятнице Еванг. от Матф. зач. 89-е, гл. XXII, 2–14 ст. 1. Притча о званных на брак сына царева Однажды Иисус Христос сказал следующую притчу: царство небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего; и послал рабов своих звать званных на брачный пир; и не хотели придти.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

ПЯТНИЦА. Ин. Зач. ЗО. (8,21–30) О ГРЕХЕ Грех есть тьма глубокая; это видно из того, что совершается безрассудно и тайно (39,49). Ничего нет постыднее греха. В этом отношении не так худо ходить в наготе, как во грехах и преступлениях (39,50). Рабство греха есть самое тяжкое и от него может избавить душу только Бог… (39,353). Не столько требуют тщания большие грехи, сколь, напротив, – малые и незначительные. Отвращаться первых заставляет самое свойство греха. А малые, по тому самому, что малы, располагают к лености и не позволяют мужественно восставать на истребление их. А потому они скоро делаются великими, если мы спим (38,857). От греха не столько получаем мы удовольствия, сколько скорби; тут и совесть вопиет, посторонние люди осуждают, и Бог прогневляется, и геенна угрожает поглотить нас, и мысли не могут успокоиться (39,603). Несмотря на то, что диавол дает нам тягостные повеления и в награду за то предлагает геенну, несмотря на то, что диавол – враг нашего спасения, мы все же больше слушаем его, чем Христа, хотя Христос – наш Спаситель и Благодетель, и предлагает нам такие заповеди, которые и приятны, и полезны, и благотворны, которые приносят величайшую пользу и нам, и тем, кто с нами живет (40,68). Многие грешат подобно содомлянам, но огненный дождь не сходит на них, потому что уготована река огненная (40,122). Каким образом, спросишь, царствует грех ? Не собственною силою, а по твоей беспечности (40,608). Грех тысячами рук охватывает наши мысли, вторгается неожиданно и терзает все, подобно псам, кусающим внезапно (41,89). Перечтем же целительные средства для уврачевания твоих язв (душевных, нанесенных грехом) и будем прикладывать все их одно за другим непрестанно: самоуничижение, исповедание, непамятозлобие, благодарение за посылаемые на тебя скорби, вспомоществование бедным деньгами и вещами и… непрестанную молитву (41,513)… Прости оскорбившему, подай милостыню нуждающемуся, смири свою душу и, хотя бы ты был величайшим грешником, ты можешь достигнуть Царствия Небесного, очищая таким образом грехи и омывая нечистоты (42,891).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

ЧЕТВЕРГ. Мк. Зач. 45. (10,17–27) О МИЛОСТЫНЕ Великое дело – милостыня, возлюбим ее, ей нет ничего равного, она может и загладить грехи, и избавить от суда (33,328). (Истинная) милостыня, когда даешь ее с радостью и думаешь, что сам больше получаешь, чем сколько даешь (34,271). Желая избавиться милостынею от болезни душевной и многих ран греховных, ты должен оказывать ее со всем усердием (34,284). Подающий щедрую милостыню и здесь живет с доброй совестью, и, когда переселится отсюда, находит великую милость у Судии, и услышит блаженные слова: «Приидите, благословенный Отца Моего…» ( Мф. 25,34 ) (35,33). Укрась и язык кротостью и смирением, сделай его достойным призываемого тобою Бога, наполни благословением и многою милостью – ведь и словами творить можно милостыню (38,532). Хотя бы ты был непорочен, хотя бы ты соблюдал девственность, но если ты не творишь милостыню, будешь вне Брачного Чертога (38,783). Жертвы эти (милостыни) важнее и молитв, и постов, и многих других дел, только были бы приносимы от прибытка праведного и таких же трудов, и чисты от всякого любостяжания, хищения и насилия (39,89). Но милостыня, зараженная болезнию, перестает уже быть милостынею и является хвастовством и жестокосердием (41,596). Когда ты видишь человека, который творит милостыню и совершает тысячу добрых дел и таким образом сокрушает силу диавола, подвергается же затем искушениям и опасностям, не смущайся этим: потому он и подвергается искушениям, что слишком сильный удар наносит диаволу (43,640). Иной подает милостыню для того, чтобы благословилось поле его, и Бог благословляет его поле, и он достигает своей цели… Другой подает милостыню за детей своих, и Бог спасает и хранит детей его; иной подает ее для того, чтобы прославиться, и Бог прославляет его. Ибо Бог не отвергнет никого, но каждому подает то, чего он желает, если это только не вредит душе его. Но все сии уже получили награду свою, и Бог ничего не должен им, потому что они ничего полезного душе своей не искали у Него, и цель, которая была у них на виду, не имела отношения к духовной пользе… Иной же подает милостыню для того, чтобы избавиться от будущего мучения: этот подает ее для пользы души своей… однако ж и он не таков, как хочет Бог, ибо он еще находится в состоянии раба, а раб не добровольно исполняет волю господина своего, но боясь наказания: так же и сей подает милостыню для того, чтобы избавиться от мучений, и Бог избавляет его от оных.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

сего бо видяще противные силы, потаяющеся отъидут, сей бо вселенную всю освяти и свет наведе» – и далее описывает все благотворные для человека действия и силу его (сл. 102 л. 240 об. и 211), Та же мысль раскрывается и у св. Златоуста (Марг. сл. 6 на Иуд. л. 145), в прологе (мес. Сент. 14, л. 57 об.–67), в Кириллице (л. 60), в Больш. Катех. (л. 58, об.). Стоят замечания след. Слова Больш. Катехизиса: «от многих ли древ сотворен есть крест Христов; от трех, еже Сам Господь Бог вещает нам Пророком Исаием глаголющим, слава Ливанова к тебе приидет кипарисом, и певгом, и кедром вкупе, прославити место святое мое, едино убо древо прямо вдоль, второе поперек, идеже быша руце Христовы пригвождены. третие же, идеже быша нозе Христовы пригвождены. Глаголет бо и место ногу моею прославлю» (л. 51). Следовательно, крест Христов – шестиконечный, а не осьмиконечный. 635 Аμνος αδικος – из букв этого имени составится число 666. См. кн. Знам. приш. ант. и конч. века Стеф. Яворск. гл. 8, л. 83. 636 Там же л. 131 об. В этом же смысле называет антихриста агнцем неправедным и Андрей Кесарийский , в толк. на Откр. зач, 38, л. 137. «Нарицательная же имена число 666 объясняющая, κακος οδηγος, злый наставник, nαλαι βασαrος, древле-завистник, αληθης βλαβερος, истинно вредитель, αμνος αδικος, агнец неправедный». 641 Т. е. нигде нет Евхаристии, по мнению раскольников. Поэтому доказательство это, по-видимому, могло бы быть отнесено к числу доказательств, названных нами общими, которые, т. е. раскольники, приводят в подтверждение той мысли, что антихрист уже пришел и царствует в мире вообще. Но мы отнесли его сюда потому, что раскольники приводят доказательства прекращения Евхаристии, имеющие отношение, как увидим ниже, собственно к нашей Церкви, напр. указывают на имя Иисус, на перемену печати на просфорах и под. 642 Кн. о б ант. ст. 6, чл. 5. Та же мысль, раскрывается кн. об ант. из 18 разд. л. 89–90, в кн. о скрыт. священства, где после отеческих свидетельств о том, что во время царства антихристова не будет Евхаристии, говорится: «о скончании уже бескровный жертвы каждый Христианин ныне чувствует».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/o...

Как высокоумие есть великое унижение, так, наоборот, смирение есть великое возвышение и безопасное достоинство (30,456). Если Христову служишь алтарю, то по Христовым заповедям проходи свое служение: будь кроток и смирен сердцем. У тебя в руках не гражданская какая-либо власть, но мирное и безмятежное служение (47,106)… Смирение есть наставник всех добродетелей… Оно есть собственный и великий дар Спасителя (50,445). Без смиренномудрия напрасны всякий подвиг, всякое воздержание, всякая нестяжательность, всякая многоученость (22,43). Кто больше пред Господом? Тот, кто смиряет себя пред братом своим в страхе Божием (22,206). Уклонившийся с пути смирения не поставит души своей в селениях праведных (23,100). Упражняйся в смиренномудрии, чтобы не утратить плода добрых дел. А если отринешь оное, то и сам будешь причастен к трудящимся всуе (23,104). У кого есть смирение, с тем Сам Христос, а кто исполнен гордости, в том невидимо водворяется лукавый (25,117). НЕДЕЛЯ 14-я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ. Мф. Зач. 89. (22,1–14) О БЛАГАХ ЗЕМНЫХ Если ты пригвождаешь себя к земле, тогда как тебе предложены блага небесные, то подумай, какое в этом оскорбление для Даровавшего их (39,205). Случай к спасению, как известно, различным образом устрояет Сам Бог, но с большею или меньшею готовностью подчиниться сим посылаемым от Бога случаям зависит от нас (50,216). Желает ли кто быть небесным? Питай всегдашнюю ненависть к тому, что на земле, и, гнушаясь этим, подвизайся как совершенный и желай Небесного Царства (22,543). Кто действительно желает бессмертной жизни и вожделевает Небесного Царствия, тому надобно стать выше и больше всего, что есть в веке сем, простираться далее всех пределов, полагаемых миром, и выше всякой земной славы, расторгнуть все узы вещества, возлюбить небесную славу Христову и к любви сей не примешивать ничего иного и ничего не любить в сем веке или в сей жизни (24,36). Господь наш учит в Евангелии Своем оставить мир и возлюбить Его. Посему праведные страдали за Него и, как умершие в уповании на Него, наследуют жизнь и Царство, в Эдеме прославятся за труды свои (25,475).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Зач.89). В Апостольском чтении в XIV неделю ( 2Кор.1:1–2:1–4 . Зач.170). Церковь поучительно изображает действие благодати Божией в сердцах истинно верующих, и некоторые черты Апостольских отношений к верующим. «Если, по изъяснению св. Златоуста, Сам Бог утверждает нас во Христе, – т. е. не попускает нас колебаться в вере во Христа и Сам помазал нас и даровал Духа в сердца наши, то не дарует ли нам благ, обетованных в будущей жизни, после того как даровал уже начало и основание, корень и источник оных? Что же такое: помазавый, иже и запечатле? т. е. соделал нас и пророками и священниками и царями. Ибо в сии только чины в древности помазуемы были. Мы и царство получить надеемся, и соделываемся священниками, когда приносим тела наши в жертву Богу, по наставлению Апостола ( Рим.12:1 ). Мы делаемся и пророками, когда Бог открывает нам то, чего око не виде и ухо не слыша ( 1Кор.2:9 ). Но царями мы можем быть и иначе еще, если будем обуздывать неуместные помыслы» 661 . Изображая некоторые черты Апостольских отношений к верующим, Церковь показует нам в Адостолах особенно власть управления. Ибо Апостол пишет к Коринфянам: яко щадя вас ктому не приидох в Коринф. А «щадить других, говорит св. Златоуст, может только тот, кто властен их наказывать» 662 . Власть же сия состоит в том, чтобы споспешествовать спасению верующих, – власть в отеческой любви к ним. «О согрешивших Апостолы скорбели не только не менее, напротив гораздо еще более, нежели сколько сами согрешившие» 663 . Неделя пред Воздвижением Креста XIV неделя по Пятидесятнице бывает иногда пред праздником Воздвижения животворящего Креста Господня, тогда она называется неделею пред Воздвижением, и тогда читаются Евангелие и Апостол сначала о кресте, а потом Апостол и Евангелие рядовые 664 . В Евангелии о кресте Церковь благовествует о Божестве Иисуса Христа и искуплении Им мира. Иисус Христос есть Единородный Сын Божий, сшедый с небесе. Но будучи Сын человеческий и пребывая на земле, Он вместе и сый на небеси, и так Он вездесущ.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

5) Божий виноградник. Земля есть Божий виноградник, и виноградарями в нем поставлены люди. Виноградник этот обнесен оградою, которая есть закон и вера, отделяющие сынов Божиих, христиан от неверных и язычников; в нем выкопано точило – совершено искупление человеческого рода, поставлен краеугольный камень вечного Божьего Царства. В новозаветном точиле благодать Божия вырабатывает «новое вино» – святые, совершенные души для неба. Над виноградником высоко поднимается башня – евангельские идеалы жизни, далеко раздвигающие пределы духовного зрения людей и дающие им возможность глядеть на все в мире с новой, Божией точки зрения. Этим не ограничиваются святейшие заботы Хозяина о своем любимом винограднике. Время от времени Он посылает в него Своих верных слуг, вдохновенных провозвестников воли Своей: праотцев, пророков, апостолов, мучеников, святителей, добрых пастырей, богоозаренных истолкователей Священного Писания, преподобных отцев и жен, украшенных венцами святости, а иногда и даром чудотворений. Что же требует от нас, рабов Своих, Хозяин виноградника? Только добрых плодов во времена свои. И это понятно: никто не станет трудиться даром, никто не затрачивает своих сил по пустому. Тем более прилично Господу Богу делать все согласно с Его Божественным достоинством. Мы твердо должны помнить, что некогда придет Наследник виноградника и потребует от нас, Своих рабов, строгого отчета... 14-я неделя по пятидесятнице (Евангелие от Матфея, зач. 89, гл. 22, ст. 1–14; Апостол, 2-ое к Коринфянам, зач. 170, гл. 1, ст. 21–24; гл. 2, ст. 1–4). 1) Устроил царь пир. Каждая литургия – пир Господа. В какой одежде пришли мы? Чисты ли наши души, украшены ли они всепрощением, смирением и любовью? 2) Господи! вижу чертог Твой и не имею одежды войти в него... Дай мне одежду, просвети одежду моей души! Я получил от Тебя брачную одежду Крещения и осквернил ее. Ты милостив, впусти меня на брак Сына Твоего и обнови ризы мои! 3) Что такое брачная одежда? (ст. 11, 12). Имеем ли мы брачную одежду? ( 2Кор.7:1 ; Ефес.4:24, 6:11 ; Кол.3:12 ; Апок. 3:18, 19 ; Ексапостиларий Великого Понедельника)

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Елена Васильевна просит Вашего Святительского благословения и святых молитв и чтобы Вы берегли свое здоровье и не волновались. Сохрани Вас Господи! Помолитесь за нед[остойных] иерея Сергия и Елену, искр[енно] Вам преданных. Д. 25. С. 170. Подлинник. Автограф. 3. Не позднее 2 ноября 1957 г. (вместе с Е. В. Орловой) Ваше Преосвященство, Глубокоуважаемый Владыка. Благословите! Приступаю к составлению настольного Календаря на 1959 год. Прошу Вашего Святительского благословения на это дело. 1959 год своим началом будет завершать 33-ю седмицу. С 6 января до 9 февраля (5 недель) – необходимо делать отступку. С 6 янв[аря] (вернее, 7 янв[аря]) по 12 января седмичные чтения будут чтения 29 седмицы. Воскресное чтение 12 янв[аря] будет чтение Недели по Просвещению – ряд (при отступке) опускается. С 13 янв[аря] по 19 янв[аря] читаются зачала 30 седмицы и воскресное 19 янв[аря] Евангелие 30 й недели или другое, какое Вы изволите указать. С 20 янв[аря] по 26 янв[аря] читаются зачала 31 седмицы. В Воскресенье 26 янв[аря] следует читать Евангелие о жене Хананеянке (Мф. зач[ало] 62). С 27 янв[аря] по 2 февраля следует читать зачала 32 седмицы, а в Воскресенье 2 февр[аля] – Евангелие от Луки о Закхее, зач[ало] 89. И, наконец, с 3 февр[аля] по 9 февр[аля] – зачала 33 седмицы. В течение великого поста особых затруднений в установлении распорядка чтений не встречается. Совпадают – Нед[еля] Православия и Память 40 мучеников Севастийских, и чтений будут даны два. До 15-го сентября все должно пойти гладко c Божьей помощью. С понедельника по Воздвижении, когда будет седмица 14-я 177 , следует сделать преступку на 18 седмицу, т. е. опустить четыре седмицы – чтения, которые можно будет перенести на отступку 1960 года. Чтения будут указываться рядовые и святым, которым положено совершать бдения. Кроме этого, будут даны чтения и святым, с полиелеем, которым будут отмечаться юбилейные даты, а также и так наз[ываемые] характерные чтения, для отдельных святых. Указание Вашего Преосвященства о порядке расположения праздников и святых на каждый день я получил и приму к сведению и исполнению.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010