Лк.5:16 . Тóй же бе отходя в пустыню и моляся. (Но Он уходил в пустынные места и молился.) Отходя в пустыню (уходил в пустынные места). Еванг. Марк при сем прибавляет: Иисус не мог явно войти в город. Народ, возбужденный чудесами Господа, мог увлечься и в увлечении сделать что-нибудь такое, что могло возбудить подозрительность римских властей, (как, напр., впоследствии хотели взять Его насильно и провозгласить царем. ( Ин.6:14, 15 ), или подать повод уже начавшим смотреть на Него недружелюбно, фарисеям и книжникам, обвинить Его в чем-либо, чтобы погубить прежде времени; потому Иисус Христос некоторое время и не входил в город, а пребывал в пустынных местах. И моляся (молился). Еванг. Лука часто делает замечание о том, что Иисус Христос молился. Молиться же в пустыне удобнее, чем где-либо. Зач. 19-е. Исцеление расслабленного в Капернауме. Читается в субботу 19-й недели по Пятидесятнице. Об исцелении расслабленного, по Евангелиям Матфея и Марка, в Капернауме, св. Лука повествует совершенно согласно с сими евангелистами ( Мф.9:2, 8 ; Мк.2:3, 12 ), но пространнее их. Лк.5:17 . И бысть во един от дний, и тóй бе учя: и беху седяще фарисéе и законоучителие, иже беху пришли от всякия вéси Галилéйския и Иудéйския и Иерусалимския: и сила Госпóдня бе исцеляющи их: (В один день, когда Он учил, и сидели тут фарисеи и законоучители, пришедшие из всех мест Галилеи и Иудеи и из Иерусалима, и сила Господня являлась в исцелении больных, –) Во един от дний (в один день), т. е. однажды. Это – переходная форма речи от одного повествования к другому. Исцеление расслабленного было в Капернауме. О Капернауме чит. в объясн. 31 ст. 4 гл. Бе уча (учил), т. е. проповедовал Свое евангельское учение. И беху седяще, фарисее и законоучителие и пр. Из дальнейшего повествования видно, что собирались они сюда, по крайней мере, в большинстве, не за тем, чтобы поучаться у Господа, но имея нечистое желание – следить за Ним, спорить с Ним, искушать Его и отвращать народ от Него. Фарисеи и книжники были злыми врагами Иисуса Христа: они ненавидели Его за то, что Он обличал их пороки и завидовали Ему, потому что народ начал уважать Его более, нежели их (О фарисеях и законоучителях чит. в объясн. 7 ст. 3 гл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Разделы портала «Азбука веры» игумен Авраам (Рейдман) Евангельские поучения. Чacmь II " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Подготовительные Недели к Великому посту Неделя о мытаре и фарисее (Лк., 89 зач., XVIII, 10–14) Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится. Покаяние — высшая добродетель Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня, братья и сестры, в канун Великого поста, читается знаменитая, если можно так выразиться, евангельская притча о мытаре и фарисее, которая внутренне подготавливает православных христиан к вступлению на поприще покаяния. Смысл ее вкратце можно выразить в нескольких словах: покаяние выше всех добродетелей. Господь Иисус Христос сказал: «Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь» (ст. 10). Так начинается сегодняшнее евангельское чтение, но мы вернемся на один стих назад, для того чтобы понять, зачем эта притча говорилась, к кому она была обращена. «Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу» ( Лк.18:9 ). «К некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны», — то есть к тем людям, которые думают, что они лучше других и потому имеют право уничижать людей, кажущихся им худшими и грешными. Если мы обратимся к самим себе, то увидим, что мы все так о себе думаем, считаем себя праведными. Когда мы сравниваем себя с лучшими нас, то находим возможность оправдать себя: либо нас плохо воспитали и потому мы не виноваты, либо мы жили в такое тяжелое время, когда религия была запрещена. Мы отыскиваем какую-нибудь более или менее основательную причину и оправдываем себя. Когда же мы сравниваем себя с худшими нас, то не находим этим людям никакого оправдания и осуждаем их смело, не рассуждая, без всякой оговорки. Потому ко всякому из нас относится притча о мытаре и фарисее. Всякий из нас имеет в себе фарисея и в какой-то степени является им, то есть праведником, думающим о себе, что он имеет право уничижать других, потому что он лучше их.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Гриша прожил после принятия святых тайн ровно сутки. Умилительно и поучительно было видеть его за это время. Страдальческое тельце его еще было приковано к постели, но дух его, уже возлетел к Богу. «К Богу хочу поскорее», – говорил он нам. «Как же, Гришенька, – спросила его бабушка, – разве ты не боишься смерти?» «Нет, не боюсь, – отвечал он, – к Богу хочу». «За 20 лет моего священства, – сказал напутствовавший его священник, – мне не случалось еще видеть при кончине такого терпения и покорности. По истине можно сказать, что такие прямо наследуют царство небесное». («Русск. Паломн.» 1897 г. 49). Недля 21-я по Пятидесятнице Еванг. от Лук. зач. 35-е, гл. VIII, 5–15 ст. 1. Притча о Сеятеле и семени «Вот вышел Сеятель сеять семя свое. И когда Он сеял, иное упало при дороге, и было потоптано, и налетели птицы небесные и поклевали его. Иное упало на места каменистые, где не много было земли, и тотчас взошло, потому что земля была не глубока. Когда же взошло солнце, увяло, (потому что не имело влаги), и, как не имело корня, засохло. Иное упало в терние, и выросло терние и заглушило семя, и оно не дало плода. Иное упало на добрую землю, и принесло плод: одно во сто крат, другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Сказав сие, Господь возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!» (Ев. Мф.13:3–9 ; Мк.4:3–9 ; Лк.8:5–8 ). «Здесь под семенем Иисус Христос разумеет Свое учение, под нивою – души человеческие, а под Сеятелем Самого Себя. Не местом стал ближе к нам Вездесущий, но расположением и промышлением о нас, когда облекся плотию. Так как грехи заграждали нам доступ к Нему и не позволяли войти, то Он Сам выходил к нам, чтобы тщательно возделать землю – души наши, и посеять на ней слово благочестия. «Три части из семени погибло, и только четвертая часть уцелела, но и та принесла не одинаковый плод. Из этих слов видно, что Иисус Христос предлагал учение Свое всем без различия. Как сеятель не различает находящейся перед ним нивы, но просто и без всякого различия бросает семена, так и Он не различает ни богатого, ни бедного, ни мудрого, ни невежду, ни беспечного, ни заботливого, ни мужественного, ни робкого; но со всеми беседовал, предлагая Свое учение, хотя и наперед знал, какие от этого будут плоды, дабы можно было Ему сказать: что Мне нужно было еще сделать и не сделал? Иисус Христос не сказал, что Он Сам бросил, но что семя упало, и большая часть из него погибла не от сеющего, а от земли, принявшей семя, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

е. Я ценю гораздо более, ставлю гораздо выше дела любви и милосердия, чем внешние законные жертвы, в исполнении которых вы поставляете свою праведность“ (Душ. Чт. 1861 г.) Зач. 9. Ответ Иисуса Христа на вопрос: почему ученики Его не постятся? Читается в пяток 11 недели по Пятидесятнице. Ответ Иисуса Христа на вопрос: почему ученики Его не постятся, а Иоанновы и фарисейские постятся? – передается еванг. Марком совершенно одними и теми же словами, как у еванг. Матфея ( Мф.9:14–17 ). Вопрос этот возник потому, что Иоанн Креститель как сам был строгим постником – живя в пустыне, он питался акридами и диким медом ( Мк.1:4, 6 ; Мф.11:18 ); так учил поститься и своих учеников. И фарисеи соблюдали строгие ( Мф.6:16 ) посты, – например, сверх всенародных иудейских постов они держали ещё свои, – двакраты в неделю, как говорил о себе фарисей в притче о мытаре и фарисее ( Лк.18:12 ). Иисус же Христос, имевший со временем учредить пост и в Своей христианской церкви, по известным причинам (как увидим ниже из ответа), пока не требовал поста от Своих учеников. И ученики Иоанновы недоумевали, каким образом без подвижничества Христос мог побеждать страсти, чего не мог сделать их учитель Иоанн (Феоф.). Мк.2:18 . Ученики Иоанновы и фарисейские постились. Приходят к Нему и говорят: почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся? Не постятся, это значит: менее постятся, а не то, что совсем не постятся. В Евангелии иногда встречаются такие отрицания, которые нужно понимать не в смысле совершенного отрицания, а только ограничения. Так напр. в Еванг. Матфея Господь говорит: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться ( Мф.6:25 ). Это учение Христово разве может означать то, чтобы совсем не заботиться о телесных нуждах? Нет; в известных пределах необходимо заботиться и об этом. Трудиться для удовлетворения сих нужд повелевает и Сам Господь, и Его апостолы. „Следовательно, не беззаботности научает Господь сими словами, а запрещает излишнюю заботливость“ (Мих.). – Как же Господь ответил на предложенный Ему вопрос о посте? Он ответил тремя сравнениями или притчами, которые имеют один общий смысл, что во всем надобно соблюдать осторожность и сообразоваться со временем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

«Младенца, хотя бы поносили, хотя бы хвалили его, он ни в первом случае не досадует и не укоряет, ни в последнем не гордится». (Злат.) Не войдете (внидите) в царство небесное, т. е. не будете истинными христианами на земле и не удостоитесь блаженства на небе. «Когда мы не имеем указанных качеств младенцев, говорит св. Златоуст, то, как бы ни были велики наши дела, спасение наше сомнительно». Словами: кто умалится, как дитя и пр. Господь указывает, чем особенно можно заслужить великое место в Его царстве. Это – смирением, каким обыкновенно обладают дети – смирением, по которому человек не возвышает, а считает себя ниже других, и от которого поэтому происходят многие добродетели и которым покрываются многие грехи, тогда как противоположное смирению свойство, – гордость служит причиною всевозможных грехопадений. И в жизни Самого Господа, Пресв. Его Матери и святых всюду мы видим смирение и ни тени самовозвышения. Перед этим Господь прямо говорил апостолам: «кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» (ст. 35). Блаженны нищии духом, т. е. смиренные, ибо их есть царство небесное, прежде всего высказал Господь в Своей нагорной проповеди ( Мф.5:3 ). Гордость погубила ближайшего к Господу из ангелов, она погубила и первых людей, мечтавших сделаться подобными Богу, губит и во все времена безчисленное множество людей. Зач. 48-е. Изгонявший бесов именем Христовым и путешествие Господа чрез Самарию. Читается в четверг 21-й недели по Пятидесятнице. О человеке, который изгонял бесов именем Христовым, не состоя в числе Его учеников, повествует и евангелист Марк ( Мк.9:38, 40 ), и оба они повествуют почти в одних и тех же словах и в одно и то же время – среди наставлений Господа Апостолам. Лк.9:49 . Отвещáв же Иоáнн речé: настáвниче, видехом некоего о имени твоéм изгоняща бесы: и возбранихом емý, яко вослед не хóдит с нáми. (При сем Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами.) Когда Апостолы услышали слова Господа: кто примет дитя во имя Мое, тот Меня принимает, то Иоанну пришел на память один, бывший вероятно во время их апостольской проповеди, случай, и он рассказал об этом случае Иисусу Христу в следующих словах: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили (возбранихом) ему, потому что он (во след) не ходит с нами, – рассказал, конечно, с тою целию, чтобы слышать от Господа мнение, справедливо ли они поступили, и поступать ли им так и впредь в подобных случаях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

@import url( " " );@import url( " " );@import " " Закрыть Три разных человека желают следовать за Христом Евангелие субботы (Лк, 49 зач., 9, 57—62) Протоиерей Александр Шаргунов   06:25 02.12.2023 225 Фото: christjesus.ru Когда Иисус был в пути, некто сказал Ему: Господи! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел. Иисус сказал ему: лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову. А другому сказал: следуй за Мною. Тот сказал: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие. Еще другой сказал: я пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими. Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия. Три разных человека желают следовать за Христом. Один горит желанием немедленно все оставить. Но, кажется, его желание слишком поспешно, он не подумал, что это ему будет стоить. Он дает Христу широкие вдохновенные обещания: «Я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел». Такой и должна быть на самом деле решимость учеников Христовых. «Они следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел». Но Господь заботливо предупреждает не обещать с самого начала слишком много в этом следовании за Ним. Ибо Сын Человеческий, Сын Адама, приобщившись нашей плоти и крови, принял на Себя предельную нищету. Творец мира не имеет на земле для Себя даже того, что имеют лисицы и птицы, и Ему негде главу преклонить. Когда мы хотим быть со Христом, мы думаем только о небесах нашей веры. Но мы должны знать, говорит Христос, что это будет означать скорби и нищету, и тесноту. История человека, не упустившего своей возможности следовать за Христом А другой человек говорит, что он бы пошел за Христом, если бы ему прежде позволили пойти и похоронить своего отца. Но Господь сказал ему: «Следуй за Мной, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов». На первый взгляд может показаться, что это жестокие слова. Человек обращается ко Христу: «Мой отец при смерти, дай мне исполнить мой священный долг». Однако Сердцеведец Господь видит, что если он сейчас не пойдет за Ним, он никогда не пойдет. Существует такое широкое ученичество — откладывать на другой день начало серьезной христианской жизни. И так мы можем обманываться всю жизнь. Не то, что мы можем пренебрегать нашими естественными обязанностями. Но если самые дорогие и самые близкие люди встают на нашем пути ко Христу, надо, чтобы мы забыли о матери и об отце. Особенно если Сам Христос зовет: «Иди, благовествуй Царствие Божие».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/02/tr...

В служении Христа пост представляет первый ответ на помазание Духом Святым. А также первое сражение, в котором Христос победил Своего врага, князя мира сего. Господь показал нам, как мы должны отражать искушения бесовские. «Род сей не хочет выйти иначе как молитвой и постом» ( Мк.9:29 ). Как Сын Божий – Христос не имел нужды в посте, точно так же, как Он не имел нужды в сражении с диаволом, или в принятии крещения, или в помазании Духом Святым. Он совершил это ради нас, чтобы Его жизнь стала нашей жизнью. Чтобы Его Крестный пасхальный путь стал нашей Пасхой. «Дух не подчиняется Кресту, – говорит преподобный Исаак Сирин , – пока тело не подчинится духу». В приобщении Кресту – истинный смысл поста, и всякое уклонение от этого делает пост не только бесполезным, но вредным. Святые отцы говорят, что само Воплощение Божие являет высшее выражение аскезы. В основе его – величайшее смирение. Ибо нашего ради спасения Сын Божий совлекся славы Своего Божества, приняв зрак смиренного раба, отвергнутого миром. И мы должны задуматься так же, почему иудеи, любители старых вин, высоко ценя, по привычке, древний закон, в большинстве своем отвергли евангельскую новизну, которая стала у них поперек горла. Эти два образа – приставление новой заплаты к ветхой одежде и вливание молодого вина в мехи ветхие – говорят о несовместимости между старым и новым, между иудейской удовлетворенностью внешним исполнением закона и устремленностью к обновлению духа в подлинно евангельском благочестии. Четверг Лк, 23 зач., 6, 12–19 Тогда взошел Иисус на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу. Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал апостолами: Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом, Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем. И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись. И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Во-вторых, вызывает возражение противопоставление этого метода толкования историческому. Сложилось такое впечатление, что автор негативно настроен по отношению к С.С. Аверинцеву (или к его текстам), а св. Максим Исповедник используется в качестве инструмента неконструктивной критики. Думаю, Аверницев мог, как и всякий другой человек, ошибаться. Но историзм сознания, вообще говоря, важен для Церкви. В противном случае возможна такая спиритуализация богословия, которая делает его непригодным для решения пастырских, миссионерских и катехизических задач. Соль потеряет силу. диакон Владимир. 08 сентября 2010г. 17:10 Господин Аверирцев всегда в тонусе, ибо собирает там где не сеял, а берёт своё. Однако же, Аверицев запустил " Козла " в наш Православный огород. Толкование Евангелия на каждый день года. Четверг 26-й седмицы по Пятидесятнице Лк, 70 зач., 13, 1—9 Тогда пришли некоторые к Иисусу и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, — не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее. «Разве я заслужил это?» — таков невольный вопль многих, когда посещает их большая беда. Если она со смертельным исходом, тут же рядом кто-то связывает это с виной пострадавшего: «Если с ним такое произошло, значит, он заслужил это». Эти галилеяне, кровь которых Пилат смешал с жертвами их, — у них, несомненно, были какие-то особые грехи, иначе Бог не попустил бы Пилату так жестоко расправиться с ними. И вместо того чтобы признать пострадавших мучениками, некоторые без всяких на то оснований называют их злодеями. В ответ Господь приводит еще один рассказ о посещении внезапной смертью. Не так давно упала Силоамская башня, и восемнадцать человек были погребены под ее руинами. Мы часто слышим, и в наше время чаще, чем когда-либо, о таких несчастных случаях. Силоамские башни не перестают падать. Башни, которые строятся для безопасности людей, часто становятся причиной их гибели.

http://bogoslov.ru/article/1049543

Вот несколько советов о том, как нужно относиться к сновидениям: 1) если сны побуждают вас к добру и удерживают от зла, то считайте эти сны перстом Божиим, указывающим вам на небо и отклоняющим вас от дороги к аду. «Бог говорит однажды и, если того не заметят, в другой раз, во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей, во время дремоты на ложе. Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление, чтобы отвесть человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость, чтобы отвесть душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом» ( Иов.33:14 ; Иов.33:18 ). «Когда увидишь во сне образ креста, учит преп. Варсанофий, знай, что этот сон истинен и от Бога; но постарайся от святых получить истолкование значения его и не верь своему помыслу». («Руковод. к дух. Жизни» Варсанофия и Иоанна, стр. 368). 2) Если же вы не уверены или не имеете разумной причины думать, что сон происходит от Бога, в особенности если сон касается не важных, безразличных предметов, тогда нет надобности обращать внимание на сны и устроять по ним свои действия; будьте осторожны, дабы, обращая внимание на каждый сон, не сделаться суеверными и не подпасть опасности согрешить. 3) Если, наконец, сон соблазняет человека на грех, то он есть следствие нашего испорченного, расстроенного воображения, нашей фантазии, или же он происходит от того, от кого да сохранит нас Бог Своею благодатию, т. е. от диавола. (Сост. по 9 «Проп. Листка» за 1890 г. и др. источн.). Неделя пред просвещением Еванг. от Марк. зач. 1-е, гл. I, 1–8 ст. 1. Святый Предтеча Христов Иоанн, его проповедь о покаянии в пустыне Иорданской и крещение В пятнадцатый год владычества Тиверия кесаря (5538 г. от сотв. мира, 30 г. от Р. X.), когда Понтий Пилат был правителем (начальствовал) в Иудее, Ирод (был) четверовластником в Галилее, Филипп, брат его четверовластником в Итурее и Трахонитской области, и Лисаний четверовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захариину, в пустыне. И он пошел по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. Как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу; исправьте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да унизятся; кривизны выпрямятся, и неровные пути сделаются гладкими; и узрит всякая плоть спасение Божие. ( Лк.3:1–6 ; Ис.40:3–5 ). Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и кожаный пояс на чреслах своих и ел акриды 179 ) и дикий мед. ( Мк.1:6 .)

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Глава 11 1. И бысть, соверш заповда бманадесте учнкома своима, прейде тд учити и проповдати во градхъ ихъ. И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедовать в городах их Прейде оттуду (перешел оттуда), т. е. с того места, где давал наставления апостолам, вероятно, в окрестностях г. Капернаума, во время предпринятого Им путешествия по Галилее (гл. 9 ст. 35). Прешел учить и проповедыватаъ в городах их, т. е. в городах Галилейских вообще или в соседних с Назаретом. Зач. 40-е. Посольство от Иоанна учеников своих к Иисусу Христу и речь Христова к народу об Иоанне Читается в понедельник 4-й недели по Пятидесятнице и во дни Обретения главы Иоанна Предтечи, на литургии. 2. же слышавъ во узилищи дла хртва, посла два ученикъ своихъ, Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих 3. реч ты ли грдый, ил иног чаемъ; сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого? Дела Христовы, это чудеса, которые творил И. Христос, и вообще действия Его ( Ин. 5:36 ). В темнице, т. е. Иоанн посылал своих учеников к И. Христу в то время, когда уже был заключен Иродом в темницу в Махерской крепости, на восточном берегу Мертвого моря (14:3). В темнице, как видно, Иоанну дозволено было иметь сношение с своими учениками. Ог них он мог слышать и о делах Христовых ( Лк. 7:17 ). Послал Иоанн спросить Иисуса: Ты ли еси грядый, или иного чаем (Ты ли тот, который должен притти), т. е. Мессия, которого давно ждут, или ожидать нам другого, а Ты только предтеча Его? Нет сомнения, что как самое посольство учеников Иоанновых, так и подобный вопрос со стороны Иоанна нужны были не для него самого, а для учеников. Сам Иоанн знал из откровений Божиих пред крещением и во время крещения Иисуса Христа, что Он есть пришедший Мессия ( Ин. 1:31–34 ); но ученики его еще не знали этого, Иоанн, конечно, учил их, но они не вполне вразумлялись словами его. «Они, говорит св. Златоуст, как всякий может приметить, не расположены были к Иисусу и завидовали Ему, что видно из их слов своему учителю: Тот, Кто был с тобою при Иордане, и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему» ( Ин. 3:26 ). Ибо они еще не знали, Кто был Христос».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010