Христос воскрес в день воскресный; Святой Дух сошел на Церковь тоже в воскресенье (Деян.2:1), и потому в воскресенье же Церковь неопустительно призывает Святого Духа, и Он осуществляет посреди нас и в нас Божие присутствие: хлеб и вино становятся Телом и Кровью Господа Иисуса Христа. Впоследствии, когда стали совершать Евхаристию не только по воскресеньям, но также на некоторые праздники и в дни памяти святых мучеников, значение таинства нисколько не изменилось. " Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет " (1Кор.11:26). В Православной Церкви, как было и в первохристианских общинах, совершение Евхаристии сохраняет общественный характер. Как таинство любви и единения, Евхаристия совершается всею Церковью, она есть " общее дело " всех верных, по-гречески " Литургия " . Тем не менее, с самого начала в Церкви Христовой не было единообразия в совершении таинства Евхаристии, хотя в основном оно одно и то же. В наши дни совершается литургия по чину либо святого Иоанна Златоуста, либо святого Василия Великого, иногда святого Иакова брата Господня. Наконец, в некоторые дни Великого Поста совершается вечерня с причащением святыми Дарами, освященными в предыдущее воскресенье; эта служба называется " литургией преждеосвященных Даров " . Чин литургии состоит из трех частей. 1) Проскомидия, или подготовительная часть. Слово " проскомидия " означает приношение, так как в это время священнослужители приготовляют принесенные верующими для совершения бескровной жертвы хлеб и вино, не случайно для сего выбранные Господом. Хлеб есть символ единения; так, в древней молитве (Дидахи, 9) говорится: " Как этот хлеб был рассеян по холмам и, будучи собран, стал единым, так да будет собрана Церковь Твоя от концов земли в Твое Царство " . Виноград таит в себе необыкновенную растительную силу, а изготовляемое из него вино (при умеренном употреблении) дает бодрость и, по словам Псалмопевца, " веселит сердце человека " (Пс.103:15). Установление и преподание Таинства на трапезе, т.е. в виде совместного вкушения пищи, обнаруживает глубочайшее о нас промышление Божие, так как уже наше обычное питание и домашний стол являются образом Божественной Трапезы и в некоторой мере подготавливают к ней. Через питание человек обретает жизненную силу, а домашнее совместное принятие пищи есть время дружеского общения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Это толкование, как и все, сказанное Спасителем, надлежит принять именно так, как Он говорит: чтобы оно принесло плод. И еще по поводу Евангельских «повторов» нужно заметить, что каждый из повторяющихся эпизодов в каждом Евангелии, что называется, вплетен в ткань повествования, занимает там свое место и способствует проникновению в целое. А нам, сколько бы мы это ни читали, все должно быть мало. Потому что если бы мы приняли Благую Весть во всей ее полноте, то не только по воде бы ходили, но и по воздуху летали. Вот и на этот раз я как-то особенно задумалась над посеянным в тонкий слой почвы на камне, где ростки просто не могут развить корневую систему, чтобы получать питание. Очень меня задела эта простая ботаническая метафора. И в самом деле, достаточно ли мы сами представляем себе, какова должна быть почва, на которую упадет слово Божие? Достаточное ли внимание уделяют ей наши миссионеры и катехизаторы? Принято сетовать на то, что люди уходят из Церкви. Наверное, резонным было бы предположение, что это именно тот случай: слишком тонкий слой почвы на камне. А что Господь говорил про окаменевшие сердца?.. Эскиз к мозаике " Христос-Сеятель " , К.С. Петров-Водкин, 1914 И тут же Христос говорит ученикам, так сказать, полупритчу: вводит образ и сразу его разъясняет: «Для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике? Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу. Если кто имеет уши слышать, да слышит!». В этих немногих словах - очень много смыслов; ведь свеча – это символ Христова учения, и недаром на Литургии Преждеосвященных даров до глубины души проникает возглас: «Свет Христов просвещает всех», – а у священника в это время в руках горит свеча. Отсюда следует и то, что пришествие Христа в мир невозможно каким бы то ни было образом утаить и сделать если не небывшим, то неявным. И учение Его необходимо провозглашать для просвещения всех, а не группки посвященных, как какую-то тайную эзотерическую доктрину. Здесь же Христос говорит о вещах, которые часто вызывают недовольство: о том, что тайное неизбежно становится явным. Отсюда следует, что нельзя втайне делать недолжное, надеясь, что это удастся скрыть. Ан нет, не удастся, – так уж Господь судил, и в этом смысле общедоступные электронные СМИ – орудие Спасителя.

http://foma.ru/istoriya-gonenij-sluzheni...

Этот праведник, молящийся к Отцу Небесному предъизображенный словами пророка – псалмопевца, есть не другой кто, как Господь наш Иисус Христос , окруженный злобными Иудеями, особенно фарисеями и книжниками. Об них именно говорит пророк псалмопевец: «они затворили сердце свое, устами своими говорят гордо; глаза свои устремили, чтобы повергнуть меня на землю. Они подобны льву, хотящему терзать, похожи на львенка, сидящего в скрытном месте». Но прозревая, в этих словах псалма, Господа Иисуса, обетованного Спасителя своего, кающийся и подвизающийся христианин не может в то же время, хотя в некоторой степени не отнести и к себе слов пророка. И на него подобно льву, хотящему терзать, или подобно львенку, сидящему в скрытном месте, восстали и восстают враги его. Глаза их устремлены, чтобы повергнуть и его на землю. И вот он в умилении сердца произносит дальнейшие слова псалма: «востань Господи, предупреди их, низложи их. Защити душу мою мечем Твоим от нечестивого, рукою Твоею, Господи от людей сих». Во втором псалме, читающемся на третьем часе, изображен человек – грешник, глубоко сознающий грехи свои и немощи; как камень тяготят они душу его; он не знает, как умолить Отца Небесного, чтобы Он не помянул грехов его. А с другой стороны человек – грешник видит всю злобу и ярость врагов своих, – всю ненависть, которой они ненавидят его. Понятно, братия мои, что этот псалом особенно близок теперь сердцу каждого из нас. Понятно, что мы с особенным умилением повторяем вслед за чтецом слова псалма: «К Тебе Господи, возношу душу мою, Боже мой! На Тебя уповаю, не дай посрамиться мне, да не восторжествуют враги мои надо мною .... Вспомни милосердие Твое, Господи, и милости Твои: ибо они вечны. Грехов юности моей и преступлений моих не поминай... Ради имени Твоего, Господи, прости мое преступление; ибо оно велико... очи мои непрестанно устремлены ко Господу. Призри на меня, и помилуй меня; ибо я одинок и угнетен... Воззри на врагов моих, как много их, и какою злобною ненавистью они ненавидят меня».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vladis...

Я неоднократно и усердно просил причетников, чтобы они читали, как можно яснее и внятнее псалмы на часах (и на кафизмах); молю и вас, братия мои, будьте терпеливы, и, сколько возможно, внимательны к этому чтению. Дивным, небесным светом озаряются сказания Новозаветные при сличении с ними псалмов. Самые сокровеннейшие чувства и мысли Господа Иисуса Христа в них как бы выводятся на свет, облекаются в светозарные образы священной поэзии, и раскрываются перед нами во всей ясности и боголепной высоте своей. Что касается до вас, блаженные исповедники, то вы без сомнения с особенной любовью останавливаете внимание ваше на том псалме девятого часа, в котором говорится о примирении нас грешных с Отцем Небесным крестной смертью Единородного Сына Его. Смело повторяйте пред Отцем Небесным слова псалма: «возстанови нас, Боже Спаситель наш, и прекрати негодование Твое на нас. Ужели вечно будешь гневаться на нас, прострешь гнев Твой из рода в род? Ужели не обратишься и не оживишь нас, дабы народ Твой возрадовался о Тебе?.. Яви нам Господи милость Твою, и спасение Твое дай нам». Крестная смерть Единородного Сына Божия служит для вас несомненным ручательством, что Отец Небесный благоприветливо услышит вашу молитву, и явит вам милость Свою и спасение Свое. Аминь. Поучение XI За псалмами на девятом часе, по обычаю великопостному, следует чтение кафизмы, хотя и не во все дни недели 31 . За кафизмой читается тропарь часа, – где прямо и ясно указывается нам на время, в которое Господь наш Иисус Христос предал дух Свой Богу Отцу, и где содержится молитва к Единородному Сыну Божию, ради нас вкусившему смерть, чтобы Он умертвил мудрование плоти нашей, и спас нас. «Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование Христе Боже, и спаси нас». Тропарь этот произносится первоначально священником пред царскими дверьми; за священником – и всеми молящимися во храме. Да приближится молитва моя пред Тя, Господи, по словеси Твоему вразуми мя, – взывает священник и от лица своего собственного, и от лица каждого из молящихся, выражая дерзновенное упование, что крестная смерть Единородного Сына Божия за нас, примирила нас грешных с Отцем Небесным, открыла и нашей молитве доступ на небо, – и небесному вразумлению доступ к нам грешным. А между тем присутствующие во храме, снова дружно повергаются во прах пред Господом и повторяют пред Ним тропарь часа: «иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый»...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vladis...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Митрополит Рязанский Марк рассказал, почему важно совершать Литургию Преждеосвященных Даров вечером 2 мин., 04.03.2020 В связи с началом Великого поста митрополит Рязанский и Михайловский Марк указал на важность совершения Литургии Преждеосвященных Даров именно в вечернее время, как это и положено по Уставу. — В последние годы в нашей церковной жизни появилось такое понятие ­— Литургия вечером, Литургия Преждеосвященных Даров. Для кого-то такая практика стала неким шоком: как же так — Литургия вечером, ведь Литургия всегда совершается утром? ... Это какое-то новшество. Неужели Литургию можно служить вечером? — сказал владыка Марк в своем видеообращении . В этой связи митрополит подчеркнул, что Литургия Преждеосвященных Даров вечером — это норма богослужебного Устава. — В нашей современной традиции, в традиции большинства приходов, когда Литургия Преждеосвященных Даров совершается утром, фактически теряется строгость поста в среду и пятницу, — указал архипастырь. Митрополит заметил, что если Литургия Преждеосвященных Даров уже совершена утром и верующие причастились, и «уже фактически нет причин, для того, чтобы поститься», люди вкушают пищу. — И практически среда и пятница, как дни сугубого поста, для нас потеряны. Фактически среда и пятница становятся, своего рода, праздничными постными днями, ведь Литургия, причащение — это же духовный праздник, духовное торжество, — пояснил владыка Марк. В тоже время, продолжил архипастырь, когда Литургия Преждеосвященных Даров совершается вечером, тогда верующие воздерживаются от пищи в течение шести часов. Послабление делается только для немощных, болящих. — Среда и пятница остаются днями сугубого воздержания, когда мы боремся и боремся с собой, когда мы воздерживаемся, ведь среда — это день предательства Христа, а пятница — день смерти Богочеловека на кресте. Поэтому мы призываемся особым образом отметить эти дни, — сказал владыка. Архипастырь подчеркнул, что в этой связи совершение Литургии Преждеосвященных Даров вечером является «отражением этой идеи».

http://foma.ru/mitropolit-ryazanskij-mar...

Изд. и лит.: Малиновский Н. В. О литургии Преждеосвященных Даров. СПб., 1850; Смирнов-Платонов Г. П., прот. О литургии Преждеосвященных Даров. М., 1850; Владиславлев В. Ф., свящ. Объяснение литургии Преждеосвященных Даров. Тверь, 1864; Ловягин Е. И. Литургия Преждеосвященных Даров//СДЛ. 1878. Вып. 5. С. 141-170; Муретов С. Д., прот. Особенности литургии Преждеосвященных Даров в древних греч. и слав. памятниках. М., 1896; Codrington H. W. The Syrian Liturgies of the Presanctified//JThSt. 1903. Vol. 4. N 17. P. 69-82; 1904. Vol. 5. N 19. P. 369-377; N 20. P. 535-545; idem. Liturgia Praesanctificatorum Syriaca S. Ioannis Chrystostomi//Χρυσοστομικ: Studi e ricerche intorno a S. Giovanni Crisostomo. R., 1908. P. 719-729; Карабинов И. А. Св. чаша на литургии Преждеосвященных Даров//ХЧ. 1915. 6. С. 737-753; 7/8. С. 953-964; Graf G. Konsekration ausserhalb der Messe: Ein arabisches Gebetsformular mitgeteil und liturgigeschichtlich erläutert//Oriens Chr. N. S. 1916. Bd. 6. S. 44-48; Freestone W. H. The Sacrament Reserved: A Survey of the Practice of Reserving the Eucharist, with Special Reference to the Communion of the Sick, during the first Twelwe Centuries. L., 1917. (Alcuin Club Collections; 21); Thibaut J. B. Origine de la messe des présanctifiés//EO. 1920. Vol. 19. N 117. P. 36-48; Andrieu M. Immixtio et consécratio: La consecration par contact dans les documents liturgiques du Moyen Âge. P., 1924; Τρεμπλας. Τρες Λειτουργαι. Σ. 195-221; Tarchnisvili M. Die «Missa praesanctificatorum» und ihre Feier am Karfreitag nach georgischen Quellen//AfLW. 1952. Bd. 2. S. 75-80; Raes A. La Communion au Calice dans l " Office byzantin des Présanctifies//OCP. 1954. Vol. 20. P. 166-174; Μωρατης Δ., πρωτ. Η λειτουργα τν προηγιασμνων. Θεσ., 1955; Jounel P. Le vendredi saint II: La tradition de l " Église//LMD. 1961. Vol. 67. P. 199-214; Engberding H. Zur Geschichte der Liturgie der vorgeweihten Gaben//OS. 1964. Bd. 13. S. 310-314; Jacob A. Une version géorgienne inédite de la liturgie de Jean Chrysostome//Le Muséon.

http://pravenc.ru/text/2110603.html

St.-Pb., 2009. T. 5. P. 13-87; Лурье В. М. Святая Чаша в раннехристианских чинопоследованиях домашнего причащения (с прил. заметки о коптском чине Исполнения Чаши)//Средневековое православие от прихода до патриархата: Сб. науч. ст./Отв. ред.: Н. Д. Барабанов. Волгоград, 1998. Вып. 2. С. 4-29; он же. Чаша Соломона и скиния на Сионе: Ч. 1. Надпись на Чаше Соломона: текст и контекст//Византинороссика. СПб., 2005. Т. 3. С. 8-74; Афанасьева Т. И., Слуцкий А. С. Чинопоследование литургии Преждеосвященных Даров в двух древнейших болг. Служебниках//Palaeobulgarica. 1999. Т. 23. 3. С. 88-97; Афанасьева Т. И. К истории текста литургии Преждеосвященных Даров в слав. рукописной традиции XII - 1-й пол. XIV в.//Опыты по источниковедению: Древневрус. книжность. СПб., 2001. Вып. 4. С. 34-46; она же. Слав. литургия Преждеосвященных Даров XII-XV вв.: Текстология и язык. СПб., 2004; Ванюков С. Чин литургии Преждеосвященных Даров: (Исслед. печатных изданий)//БСб. 2001. 8. С. 269-294; Торконяк Р. Лimypriя Передшеосвячених дapib в Ykpaïhcьkiй Цepkbi. Льbib, 2002; Желтов М. С. Римский папа - автор византийской литургии?: К вопросу об авторстве литургии Преждеосвященных Даров//Византия и Запад: 950-летие схизмы христ. Церкви, 800-летие захвата К-поля крестоносцами: Тез. докл. XVII Всерос. науч. сессии византинистов. М., 2004. С. 61-63; idem. (Zheltov M.) The Moment of Eucharistic Consecration in Byzantine Thought//Issues in Eucharistic Praying in East and West/Ed. M. E. Johnson. Collegeville (Minn.), 2010. P. 263-306; Αλεξπουλος Σ., πρωτ. Ο χρνος τελσεως τς Προηγιασμνης Ενα σντομο σημεωμα//Σναξη. 2008. Τ. 104. Σ. 29-36; он же (Алексопулос С.). Чин литургии Преждеосвященных Даров: Богосл. аспекты//Правосл. учение о церк. таинствах: V Междунар. богосл. конф. РПЦ (М., 13-15 нояб. 2007 г.). М., 2009. Т. 1. С. 461-478; idem (Alexopoulos S.). The Presanctified Liturgy in the Byzantine Rite: A Comparative Analysis of its Origins, Evolution, and Structural Components. Leuven, 2009. (Liturgia Condenda; 21); Parenti S.

http://pravenc.ru/text/2110603.html

Григорий не упоминает ни об одном из них в отдельности, но на основании его слов не подлежит сомнению, что Василий Великий заботился дать общее устройство Богослужению, и, без сомнения, обращал внимание на главнейшие последования оного. Так как Литургия Преждеосвященных по ее началу принадлежала временам прежде IV века, то очень вероятно, что св. Василий обратил внимание не на чин только полной Литургии. В самых молитвах, ныне читаемых на Литургии Преждеосвященных, испрашивается достойное причащение всем предстоящим 73 , то есть: происхождение сих молитв находится в связи с теми обстоятельствами, в следствие которых первоначально установлена Литургия Преждеосвященных, и которые, как прежде мы видели, удерживали полную силу не далее IV века. В состав великопостной Литургии находим и другие принадлежности, которые указывают на устройство оной в связи с историею Литургии полной в IV веке. Таковы: ветхозаветные чтения, издревле составлявшие необходимую принадлежность Богослужения великопостного, первоначально употреблявшиеся на каждой обычной Литургии, и с IV века удержанные только на великопостной Литургии, молитвы об оглашенных, по которым образование Литургии Преждеосвященных представляется в связи с древним образованием полной Литургии, – молитвы о готовящихся к просвещению, также совершавшиеся в первых веках на каждой Литургии, и с IV века усвоенные только великопостной Литургии. Поколику древнее священнодействие Преждеосвященных могло быть подтверждено св. Василием Великим , предано для дальнейшего употребления, соглашено в известных частях с общим видом Богослужения: в той мере объясняется церковное предание, усвоявшее великопостную Литургию св. Василию. Итак, по указаниям исторических свидетельств о древности Литургии Преждеосвященных открывается, что по началу сия Литургия принадлежала к составу древнего Богослужения, соблюдавшегося в Церкви по устному преданию, и при устройстве церковного Богослужения в IV век предана была для последующего употребления. Теперь рассмотрим предание, по которому установление Литургии Преждеосвященных приписывается св.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

А на литургии преждеосвященных не совершаются все эти действия освящения святых даров, но предлагаются дары, освященные и прежде на литургии св. Златоуста или св. Василия. Когда во время св. четыредесятницы священник долженствует служить литургию преждеосвященных, то на предшествующей литургии, Златоустовой или Василия Великого , он приготовляет и полагает на дискосе запасный агнец, и по благословении и освящении даров, напояет сей совершенный и освященный агнец кровию Христовою, и так сохраняет его на св. престоле до того дня, когда должен служить литургию преждеосвященных, которая потому так и называется, что на ней не бывает уже освящения даров (почему и вся эта часть литургии, на которой происходит освящение даров, здесь опущена), а приносятся дары, прежде освященные. Итак в литургии преждеосвященных на великом входе с жертвенника переносимые на престол святые дары суть истинное тело и истинная кровь Христовы: потому они и почитаются Божескою честью, а не образной, – народ повергается ниц на землю и так пребывает во все время перенесения св. даров. Теперь читатель и из простейших может понять, каковое различие существует между дарами, переносимыми на великом входе в литургию Василия Великого и св. Златоуста, и в литургию преждеосвященных. На литургии Василия Великого и св. Златоуста переносятся дары только предуготованные быть телом и кровию Христовою, вместообразные оных, а еще не преложенные в тело и кровь Христову, которые, значит, по существу своему суть еще хлеб и вино, а на литургии преждеосвященных переносится на великом входе истое тело Христово, напоенное истою Христовою кровию. Никита, один из начальных расколоучителей, столько лет бывший священником, сам совершавший столько раз св. литургию, т. е. благословлявший по великом входе св. дары, с произнесением сих слов: «сотвори убо хлеб сей честное тело Христа Твоего, а еже в чаши сей честную кровь Христа Твоего», и прочее,– он, казалось бы, должен был знать, когда прелагаются св. дары в тело и кровь Христову, и однако же думал и учил, что на литургии св. Василия Великого и св. Златоуста переносимые на великом входе св. дары суть уже истинное тело и истинная кровь Христовы. В своей челобитной царю Алексею Михаиловичу он писал: «по божественному, государь, писанию (?) и святых отец истинному свидетельству в божественной литургии, те преносимыя тайны самое Христово тело, иже нас ради на кресте закланное, и самая Его боготочная кровь» (Мат. для ист. раск. т. 4-й, стр. 13). Поэтому он и восстал против сказанного в Скрижали, что в литургию св. Василия и св. Златоуста на великом входе преносимые святые дары не суть еще тело и кровь Христовы, почему и не должно воздавать им Божеского поклонения, подобающего только святым дарам переносимым на литургии преждеосвященных. Вот каковы были первоучители раскола, – не знали и не понимали тайнодействия ими самими совершаемых таинств, и таким-то вождям последуют именуемые старообрядцы!

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Само собою разумеется, что «литургия Преждеосвященных Даров», как не содержащая в себе «преложения», не является и евхаристической жертвой, вся сила которой заключается именно в этом последнем. Литургия не есть целое, состоящее из двух самостоятельных частей: жертвоприношение, с одной стороны, и причащение – с другой. Напротив, она есть единое сакраментально-литургическое действо, именно жертвоприношение, которое включает в себя и причащение. Последнее и не может иметь для себя отдельного, независимого и как бы самостоятельного существования, но есть только часть этого целого. Поэтому и самое именование «литургии» Преждеосвященных Даров лишь условно, а в точном смысле неправильно и даже противоречиво, если только под этим именем литургии мы подразумеваем жертвоприношение в его полноте, с причащением включительно, а не только одно это последнее в отдельности. На этом основании мы не называем «литургией Преждеосвященных Даров» причащение запасными Дарами, хотя по существу между обоими священнодействиями разницы и нет. И, с другой стороны, является недопустимым думать, что Святые Дары могут освящаться как бы дважды: один раз на полной и, так сказать, основной литургии, второй же – на «литургии Преждеосвященных Даров». Такое выражение в своем происхождениИмеется ряд свидетельств на всем Востоке о том, что «литургия Преждеосвященных Даров» была тогда (в VII в.) в преимущественном уважении наравне с литургиями Василия Великого и Златоуста (Собрание древних литургий восточных и западных, отдел V, прибавление: литургия Преждеосвященных Даров, с. 152. Ср. ряд других аналогичных свидетельств здесь же). имеет историческое и религиозно-психологическое объяснение, но не может быть оправдано в качестве terminus technicus, который в этой своей неточности и некоторой двусмысленности родит даже превратные или даже прямо ошибочные истолкования. В чине «литургии Преждеосвященных Даров» мы совершенно не находим молитвословий, которые относились бы к жертвоприношению, но говорится лишь о достойном и спасительном причащении.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010