На сейме, собравшемся в Варшаве весной 1596 г., К. К., выступая от православных дворян ряда воеводств Речи Посполитой, требовал, чтобы у епископов, отступивших от Православия, были отобраны кафедры и переданы православным. Когда король отказался это сделать, правосл. дворяне - противники унии заявили, что не признают организаторов унии своими епископами и не позволяют им осуществлять свою власть на территории их владений. Антиуниат. деятельность К. К. стала причиной охлаждения к нему кор. Сигизмунда III. Люди из окружения короля безосновательно обвинили тогда киевского воеводу в дестабилизации ситуации на укр. землях, в т. ч. путем поддержки казацкого восстания во главе с Северином Наливайко, бывш. слугой Острожских (брат Северина Дамиан служил правосл. священником в Остроге). В восстании Наливайко (1595-1596) не использовались антиуниат. лозунги, казаки грабили имения шляхты и магнатов, не обращая внимания на вероисповедание владельцев, подверглись опустошению мн. владения Острожских; на сейме в 1597 г. киевский воевода поблагодарил польного гетмана Короны С. Жолкевского за подавление восстания. Во 2-й пол. 1595 г. К. К. предпринял шаги к установлению сотрудничества между православными и протестантами для защиты религиозных свобод в Речи Посполитой. Летом того же года магнат обратился за содействием к главе протестантов в Великом княжестве Литовском Кшиштофу Радзивиллу. С этой целью он послал на совместный синод лютеран, кальвинистов и чешских братьев, проходивший в Торуне в авг. 1595 г., шляхтича К. Лушковского, к-рый привез письмо князя с предложениями политического сотрудничества и религ. сближения. Посланец К. К. выступал от православной шляхты Киевского, Волынского, Русского и Подольского воеводств. К. К. предлагал протестантам совместную поддержку существенных для обеих сторон дел на сеймиках (а значит, и на сеймах) и посылку своих представителей на синоды, организуемые др. стороной. Предложение о сотрудничестве было принято. Большинство протестантов скептически отнеслись к возможности религ. сближения с православными. Только старейшина чешских братьев Теофил Турновский полагал, что слияние с православными возможно на условиях протестант. стороны, к-рая, впрочем, не была единой. Торуньский синод положил начало сотрудничеству между протестантами (гл. обр., кальвинистами и чешскими братьями) и православными в общественной жизни: на сейме, на сеймиках, в судах, особенно в важнейшем шляхетском суде в Литве - Литовском трибунале, к-рый позднее разбирал многочисленные конфликты между православными и униатами в Великом княжестве Литовском. Это сотрудничество координировалось влиятельными магнатами: с протестантской стороны гл. обр. брестско-куявским воеводой А. Лещинским, а потом его сыном Рафалом, воеводой равским, принадлежавшими к чешским братьям, и виленским воеводой, зятем кн. Острожского кальвинистом Кшиштофом Радзивиллом «Перуном» (затем его сыновьями Янушем и Кшиштофом), а с правосл. стороны - К. К. и его сыном Александром.

http://pravenc.ru/text/2057084.html

Однако уход Батыя не означал, что монголы не вернутся в Европу. Они могли туда прийти через несколько десятилетий точно так же, как пришли повторно на Русь после битвы на Калке. Европу спасли не её армия или слабость монголо-татар, а возникшие неурядицы из-за дележа огромного наследства Чингизидов среди кочевников-захватчиков. Опасаясь их возвращения, а также зная о неурядицах на востоке, Папа Иннокентий IV и обхаживал Александра Невского. Реализация этого плана, повторю, могла привести также к разделу Руси между католической Европой и Ордой. Собственно говоря, сходный сценарий и был впоследствии осуществлен с образованием на западных и южных Русских землях Великого княжества Литовского. В 1385 году великий князь литовский Ягайло заключил династическую Кревскую унию с Польшей, перешёл в католичество, польстившись на королевскую корону. С тех самых пор началась экспансия поляков и католицизма на западную и южную Русь, нынешние белорусские и украинские земли. Возникновение Великого княжества Литовского нынешние белорусские историки подают как мирный процесс объединения Полоцкого княжества с литовскими князьями, и якобы естественный - из-за желания противостоять Орде и Северо-Восточной Руси (будущей Московии). Вместе с тем, факты говорят о том, что процесс этот вовсе не был таким уж и мирным. Правда, литовская экспансия на ослабевшие и разорённые русские земли проходила и при помощи династических браков, однако она тоже угрожала существованию Руси, что Александр Невский прекрасно понимал. Когда литовцы начали активные набеги на Полоцкие земли, князь в 1245 году совершил против них военный поход и разгромил их. Вот что об этом сказано в «Житии Александра Невского»: «В то время умножился народ литовский, и начали разорять волости Александровы... И побил он семь полков ратных за один выезд, множество князей их избил, а других взял в плен... И стали они с того времени боятся имени его...». Полоцкое княжество с начала XIII века вело тяжёлую борьбу с крестоносцами. Первым пал русский город Кукейнос, прикрывавший Полоцк. Его сжёг, но не отдал врагу знаменитый князь Вячка. Символично, что Вячка после произошедшего ушёл в Псковско-Новгородские земли и погиб через несколько лет в бою с крестоносцами при обороне Юрьева. Затем крестоносцы уничтожили город Герцике. Утратив контроль над устьем Двины, Полоцкое княжество всё же остановило продвижение крестоносцев на Русь. В 1239 году Александр Невский взял в жёны дочь полоцкого князя Брячислава Параскеву. В Витебске некоторое время жил сын Невского, его родственники. Поэтому не удивительно, что в битве в 1242 году на Чудском озере против крестоносцев принимали участие полоцкие и витебские дружинники, среди которых особенно отличился ловчий Яков Полочанин.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

В XIII-XIV вв. земли и княжества, границы к-рых примерно совпадают с территорией совр. Б. (Полоцкое, Витебское, Пинское княжества, Брестские и Гродненские земли), вошли в состав нового гос. образования - Великого княжества Литовского (ВКЛ), в XIV - 1-й пол. XVI в. «русские» земли составляли ок. 80% территории ВКЛ, а «русское», т. е. правосл., население - до 75%. Для обороны и отражения натиска нем. рыцарей были построены многочисленные замки и крепости (Новогрудок, Каменец, Гродно, Лида, Крево и др.). В 1410 г. победоносно закончилась Грюнвальдская битва совместных слав. сил против крестоносцев Тевтонского ордена. К кон. XV в. все княжества, когда-то образовавшие ВКЛ, утратили самостоятельность, во 2-й пол. XVI в. территория гос-ва была разделена на воеводства, волости и поветы. В соответствии с Люблинской унией (1569) ВКЛ и Польша объединились в одно гос-во - Речь Посполитую, господствующим вероисповеданием к-рого являлся католицизм. Практически все хозяйство и культура белорус. земель пришли в упадок, общественная жизнь подверглась активной полонизации. Весьма разрушительными для Б. были война России с Речью Посполитой (1654-1667), многочисленные казацкие войны, а также Северная война (1700-1721). В результате 1-го раздела Речи Посполитой (1772) все земли Вост. Б. до Двины и Днепра с городами Полоцком, Витебском, Могилёвом, Гомелем были присоединены к России. По 2-му разделу (1793) к России присоединилась центр. Б. с городами Борисовом, Минском и Пинском, после 3-го раздела (1795) к России отошла Зап. Б. с городами Брестом, Гродно, Новогрудком. По российскому образцу в Б. было проведено административно-территориальное деление, созданы губернии и уезды. Значительная часть местной шляхты, потерявшей мн. политические преимущества, была уравнена в правах с российским дворянством. Во время нашествия Наполеона в 1812 г. католич. шляхта в большинстве своем поддерживала неприятеля и даже приняла участие в военных действиях на его стороне, крестьянство же оказало сопротивление захватчикам в форме партизанской борьбы.

http://pravenc.ru/text/77856.html

Воюя беспощадно с разбойничьими Немецкими ратями крестоносцев, и откровенно ругая бесчестных Немецких купцов обманщиков, Гедимин в последнее время покровительствовал частной Немецкой торговле и давал торговым Немецким городам льготный грамоты, какие давали им в предшествовавшее время князья Смоленские. До нас дошла одна из таковых грамот, писанная в 1323 году и данная Немецким городам Любеку, Ростоку, Штральзунду Гринсвальду, Штетину и Готландцам; в этой грамоте Гедимин дает им свободу торговли по всем землям своего владения, без платежа мыта; а также приглашает к поселению разных ремесленников, обещая им десятилетнюю льготу от платежа всех податей и отправления повинностей, и дозволяя пользоваться всеми привилегиями Рижских граждан, которые имели также от него грамоту. Гедимин скончался в глубокой старости, по сказанию одних летописей, в 1339 году, а по другим в 1340 году, не докончив бесконечной войны с Немецкими рыцарями. В последние годы своей жизни, он имел удовольствие не только видеть свои владения спокойными со всех сторон, выключая Немецкого рубежа, но и получить огромное приращение своих владений на юге; где по смерти последнего Владимиро-Волынского князя, скончавшегося без наследников мужеского поколения, Волынь и княжество Луцкое достались по наследству и по согласию тамошнего народа Гедиминову сыну Любарту, женатому на дочери последнего Владимиро-Волынского князя; так что Литовско-Русские владения, в конце Гедиминова княжествования стали упираться на юге не в Припеть, а в западный и восточный Буг и в Днепр. Гедимин, перед смертью , разделил свои огромные владения между семью своими сыновьями, придерживаясь Русского обычая, утвержденного Русскою Правдою. Двум сыновьям от первой жены оставил: первому, Монтивиду, Карачев и Слоним, второму, Наримонту, в Св. крещении Глебу Туров и Пинск; сыновьям от второй жены Русской: Ольгерду Крев и Витебск, доставшийся ему по жене, которая была дочерью Витебского князя, не оставившего сыновей, и Кейстуту княжество Троки и всю Жмудскую землю; и наконец сыновьям от третьей жены, которая также была Русская, старшему Любарту княжество Владимиро-Волынское, доставшееся ему, как мы уже видели, по жене, Кариату Михаилу княжество Новгородка Литовского, и наконец третьему, самому младшему Евнутию, стольный город Вильну и все остальные Литовские владения, с правом великого князя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/o...

В 1199–1392 годах соседями большого Галицко-Волынского княжества на западе были Польское королевство, Венгерское королевство и половцы на юге. С середины XIII века на востоке к княжеству примыкала Золотая Орда, а с севера – Великое княжество Литовское. Для защиты от них Галицко-Волынское княжество подписало соглашение с католическим Римом, Священной Римской империей и Тевтонским орденом. Столицей Галицко-Волынского княжества были Галич, Холм, а затем Львов. Язык там в это время был древнерусский (юго-западное наречие), главной религией оставалось Православие. Другие русские княжества еще с 1237 года оказались в зависимости от Золотой Орды. Галицко-Волынское княжество продержалось дольше всех, отчасти благодаря литовцам и полякам – в 1321 году литовский князь Гедымин в битве на реке Ирпень разбил армию славянских князей и завоевал Киев, Переяславль, Белгород. В 1362-м литовский князь Ольгерд, разбив армию Золотой Орды у Синих Вод, включил в свои владения огромные земли до Черного моря. В 1387 году уже Польское королевство захватило Галицию и Холмские земли. Когда Орда распалась, а Московское княжество еще не выросло, после Люблинской унии 1569 года Волынь, Подляшье, Подолье, Киевщина полностью перешли под власть Польши. В 1596 году состоялась Брестская уния Православной церкви Киевской митрополии с Католической церковью Запада. Но униатами были в основном представители знати, а простой народ Украины сохранял Православие. Потеря южнорусскими землями остатков самостоятельности (ордынское, литовское, польское засилье) плохо отразилась на обороноспособности страны. В 1482 году Киев завоевали войска крымского хана Менгли Гирея – город был разграблен и разрушен. Малороссам веками приходилось жить в условиях постоянных набегов инородцев. Профессор Михаил Грушевский – один из основателей украинской «научной историографии», масон, иностранный агент Австрийской империи Газовые контракты – это конец проекта «анти-Россия» Как ответ на это, с XVI века на землях нынешней Украины возникло уникальное явление – казачество. Первоначально существовало оно большей частью на территории огромной Речи Посполитой, но казачество имело большую самостоятельность и независимый центр на нейтральных землях у границ с Крымским ханством – Запорожскую Сечь, которая не признавала над собой власти ни короля, ни хана, ни султана, ни русского царя.

http://ruskline.ru/opp/2022/12/08/plan_a...

Почему именно они, а не другие княжата поставили свои подписи под посланием, объяснить не представляется возможным. Можно лишь отметить, что владения трех князей находились на территории, на которую распространялась церковная юрисдикция нареченного митрополита Мисаила. В настоящее время не удается выяснить, почему из числа православных князей Великого княжества Литовского именно эти люди оказались замешанными в акции, предпринятой при участии советников монарха и, несомненно, с его одобрения. О В. Д. Корсаке см.: Полоцкие грамоты. 1980. Т. 3. С. 210–211 (комментарий А. Л. Хорошкевич). Там же. Т. 2. 141. О роде Волчковичей и Романе Ивашковиче см.: Яковенко Н. М. шляхта з kihця XIV до середини XVII ст.: (Волинь i Центральна 1993. С. 153 и сл. О Павле (Паце) Ходкевиче и Михаиле Александровиче см.: Бучиньский Б. «Грамота Micaiлa»...//Записки Ykpaihcьkoro Наукового товариства у Кн. 13. С. 28, 30. Недоразумением является утверждение И. Мончака (Florentine ecumenism in the Kyivan church. Rome, 1987. P. 205) о приеме посольства Сикстом IV. В тексте Яна Сакрана, на который он ссылается, речь идет об упомянутых выше поездках в Рим в конце 60-х — начале 70-х гг. Полное собрание русских летописей. Пг., 1921. Т. 24. С. 195 (далее: ПСРЛ). РГБ ОР. Соф. 1451. Л. 243. Podskalsky G. Griechische Theologie in der Zeit der Tьrkenherrschafm (1453–1821). Мьпснеп, 1988. S. 398. ПСРЛ. 1853. Т. 6. С. 233; 1910. Т. 20. Ч. 1. С. 348. Сообщение Типографской летописи о Спиридоне как «тверитине» подтверждается анализом одного из его главных произведений — «Послания» (см.: Дмитриева Р. П. Сказание о князьях владимирских. М.; Л., 1955. С. 86 и сл.). ПСРЛ. 1863. Т. 15. Стб. 497. Бучиньский Б. Cmyдii. III. Micaiлib лист//Записки Наукового товариства iм. Шевченка. Т. 90. С. 21. О наличии у Спиридона влиятельных сторонников среди светской знати Великого княжества Литовского свидетельствует сообщение успенского клирика о приезде к Ивану III пана из Литвы хлопотать о вмешательстве великого князя московского в пользу Спиридона см.: ПСРЛ. Т. 6. С. 233; Т. 20. Ч. 1. С. 348.

http://sedmitza.ru/lib/text/442979/

Дмитрий Володихин: «Киеву не впервой становиться русским приграничным городом» 15.11.2023 14:51:18 Повестка нынешней вооруженной борьбы за Донбасс впервые была заявлена на политической арене так давно, что даже представить себе сложно, какие у нее глубокие корни. Она вообще не прозвучала бы, если бы великий князь Иван III не создал единое суверенное государство из крошева раздробленной Руси, из множества полунезависимых государственных образований, а если вглядываться в историю нашу до самого ее основания, то осколков великой единой «Империи Рюриковичей». Чтобы было понятно: до Ивана III существовала Русь. Государь правил между 1462 и 1505 годами. Он ушел. После него осталась Россия. Наша страна – плод объединения русских земель, произведенного во второй половине XV века. Но как только миру было явлено лицо России, великой державы от самого рождения – моментально начались конфликты с соседями. Большой Орде, осколку Золотой Орды, пришлось выбить зубы во время сражения на реке Угре в 1480 году. Орда хотела взимать дань, как в прежние времена. Россия не желала платить, поскольку время изменило расклад сил. Убедительнее оказалась молодая русская сила. Гораздо более серьезным противником оказалось Великое княжество Литовское. По тем временам – государство-мастодонт. Территориально больше России, многолюднее, богаче. Держава эта вдоволь накушалась русских земель, присоединяемых сначала более или менее мирно, чуть ли не в духе «мы защитим вас от Орды», а потом уже огнем и мечом. Подавленные восстания, залитые кровью русские области… И конечно, упорное стремление – эту бы энергию да в мирных целях! – окатоличить подвластную Русь, дать ей иную культуру. И наплевать, хочет ли этого само население. Итог: две масштабных, кровопролитных войны между Москвой и Вильно. В нынешнем 2023 году мы отмечаем 520-летие завершения второй из них. По перемирию 1503 года Великое княжество Литовское отдало России Торопец, Чернигов, Путивль, Брянск, Дорогобуж, Мосальск, Мценск, Трубчевск, Новгород-Северский, Гомель, Стародуб-Северский и множество других городов. Новорожденная Россия приобрела земли, превосходившие по площади огромную Новгородчину. Стоит напомнить, что уже после первой войны России с западным соседом крупным призом нашей страны стала Вязьма.

http://radonezh.ru/2023/11/15/dmitriy-vo...

25]. Вот почему ничего научного в утверждении исторической политики о «белорусских кривичах» не содержится. Это лишь перепев фальсификаций «белорусизатора» Вацлава Ластовского в 1920-е годы. В самом деле, все источники того времени (летописные, законодательные «Русская Правда», религиозно-церковные  Крещение Руси, «Слово о Законе и Благодати», архитектурные Софийские Соборы в Киеве, Новгороде и Полоцке, литературно-художественные «Слово о полку Игоревом», языковые – единый устный и письменный язык) не просто говорят о единой древнерусской народности, а говорят  именно  о едином русском народе, единой Русской земле, едином Русском государстве, единой княжеской династии Рюриковичей. Поэтому говорить о «белорусских кривичах», игнорируя факт трансформации восточнославянских племен в единую древнерусскую народность и существование единого древнерусского союзного государства на протяжении четырех столетий с центром в Киеве (X-XIII века) – значит быть не историком, а именно фальсификатором.  Таким образом, утверждение исторической политики о «белорусских кривичах, дреговичах и радимичах» ничего общего не имеет с белорусской исторической наукой. Вторая фальсификация. Историческая политика в Белоруссии утверждает, что  «именно на основе белорусского этноса было создано Великое княжество Литовское, что для своего времени это было уникальное государственное объединение». Данное утверждение представляет собой заурядную литературную графоманию, лишенную реального исторического содержания, поскольку во время образования Великого княжества Литовского (вторая половина XIII – начало XIV века) еще никакого белорусского этноса не было. Фальсификация квазиисториков, которые говорят о формировании Великого княжества Литовского на основе белорусского этноса заключается в подмене древнерусского народа несуществующими еще белорусами. Утратив свою государственность и находясь в неблагоприятных политических условиях, древнерусская народность на территории современной Белоруссии и Украины вынуждена была остановиться в своем развитии, замкнуться в тесных рамках своего быта и архаизироваться.

http://ruskline.ru/opp/2022/08/25/o_prod...

После монгольского разгрома северо-восточной и юго-западной Руси их судьбы надолго разошлись. И каждая часть прокладывала свою историческую тропу. Один из самых значимых властителей того времени князь Даниил Галицкий пытался проложить её в Европу. Он подписал несколько соглашений с Ватиканом, Священной Римской империей и Тевтонским орденом. В ущерб политическим и экономическим связям с другими русскими землями. В 1253 году папскими представителями Даниилу был присвоен титул короля Галичины и Владимирии ( rex Galiciae et Lodomeriae). При этом тот же титул продолжали носить Венгерские короли. Даниил очистил от татар Понизье и угрожал Киеву, которым по ярлыку владел Александр Невский. Однако, когда новый римский папа Александр IV разрешил Литовскому князю Миндовгу воевать Русскую землю, он прекратил отношения с Ватиканом, сохранив за собой и наследниками королевский титул. Но вскоре под угрозой нового монгольского нашествия Даниил был вынужден подчиниться Золотой орде и срыть, построенные им крепости. Надежда на западную помощь не оправдалась. Как всегда. В 1392 году война между Польшей и Литвой завершилась разделом Галицко-Волынского княжества. Галиция вошла в состав Королевства Польского, а Волынь отошла к Великому княжеству Литовскому. Галицко-Волынское княжество прекратило своё существование. Монгольское нашествие на многие века разделило некогда единую страну. Однако, если Владимирская (а позднее Московская Русь) сумела освободиться от ига монголо-татар, то юго-западные княжества, хотя и находившиеся в более выгодных исторических условиях, растворились в княжестве Литовском. В XIV веке образовались два центра собирания русских земель: Московское Царство и Великое княжество Литовское. Тогда Литва была православная с государственным русским языком и не менее могущественная, чем Московия. Государственный титул Царя Ивана III называл его властителем Великия, Белыя и Малыя Руси. Но в те времена Москве принадлежали Великая и восточная часть Белой Руси, а Малая и западная часть Белой – Литве. В 1569 году Великое княжество Литовское образовало общую с Польским королевством федерацию под названием «Речь Посполитая». Государственной религией стало католичество, а господствующим классом польская шляхта.

http://ruskline.ru/analitika/2021/08/09/...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГОМЕЛЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru История Период феодальной раздробленности Руси Археологические раскопки свидетельствуют о существовании Гомеля как поселения древнейших восточно-славянских племен радимичей задолго до первого упоминания в Ипатьевской летописи 1142 годом, где говорится, что смоленский князь Ростислав Мстиславич напал в войну с черниговскими князьями на Гомий , принадлежавший тогда князю Игорю Ольговичу , и взял его вместе с тремя другими городами гомельской волости. После Игоря владельцем Гомеля был другой черниговский князь Изяслав Давидович , пользовавшийся любовью у гомелян и сам расположенный к ним, так что, когда ему достался великокняжеский престол в Киеве, и он должен был отдать Гомель кому-либо из родственников, князь вопреки обычаю оставил его за собой. Лишенный престола великий князь не унывал в ожидании лучшего, а собрав в Гомеле полк ходил с ним воевать вятичей и взял у них городок Обловь. По смерти Изяслава Давидовича, Гомель взял себе его двоюродный брат Святослав Ольгович , 5 лет управлявший им из Чернигова на зависть своему племяннику, соседнему Новгород-Северскому князю Святославу Всеволодовичу Грозному. Едва Святослав Ольгович скончался, как племянник его послал своего сына захватить как можно скорее Гомель до возвращения наследников покойного. Тот так и сделал; но возвратившийся из похода Олег Святославич, сын усопшего, предложил двоюродному брату мирно поменяться уделами и, отдав ему Чернигов, взял себе Новгород-Северск с Гомелем. В составе Великого княжества Литовского В 1355 году Гомель вошел в состав Великого княжества Литовского при князе Ольгерде , и вместе со Стародубом образовал удел его племянника князя Патрикия Наримунтовича. Князь Патрикий, равно как сыновья его Иван и Александр, были православные и, по-видимому, не нарушали местных обычаев и порядков. Александр Патрикиевич не ладил с новым русско-литовским великим князем Витовтом и в 1406 году, в войну его с Московским великим князем Василием Димитриевичем обнаружил враждебные замыслы, за что и лишился удела.

http://drevo-info.ru/articles/17874.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010