Преподобный Анатолий (Зерцалов), в миру Алексей, родился в семье дьякона и воспитывался в строгости и благочестии, оправдывая слова: «Молитва родителей созидает дома детей». Родители хотели видеть сына иноком, и он стал им. Но вначале успешно закончил духовное училище, а затем семинарию в Калуге. Преподобный Исаакий I, в миру Иван, родился в зажиточной купеческой семье Антимоновых, почётных граждан Курска. Семья эта пользовалась большим уважением в городе за безукоризненную честность, любовь к храму Божию, милосердие к бедным, строгую и благочестивую жизнь. Ваня был любимцем у дедушки, и он брал внука с собой в храм, который посещал ежедневно. Старший брат Ивана уехал в Оптину и стал монахом, к нему и приезжал юноша, тоже мечтавший об иноческой жизни. Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) (1837—1911) Преподобный Иосиф, в миру Иван, также родился в доброй, благочестивой и верующей семье. Отец его, Ефим Емельянович, был в своём селе головой, пользовался всеобщим уважением. Мама, Марья Васильевна, слыла строгой, но справедливой и милостивой. И отец и мать постоянно благотворили беднякам, иногда раздавали милостыню даже в тайне друг от друга, по Евангельскому слову, чтобы правая рука не знала о том, что делает левая. Любили принимать в свой дом монахов, собирающих на обитель, и всегда жертвовали на храм. Отец нередко выказывал желание, чтобы кто-нибудь из его детей посвятил себя Богу. Родители приучили всех своих детей (а их было шестеро: три сына и три дочери) всегда ходить в храм, молиться и читать духовные книги. Особенно любили жития святых. И второго сына назвали Иоанном в честь своего любимого святого Иоанна Милостивого. Покров этого святого был над Иоанном всю жизнь, и вырос мальчик необыкновенно добрым и милостивым человеком. Также у преподобного Иосифа монахиней была его старшая сестра. Преподобный Варсонофий, в миру Павел Иванович Плиханков, родился в день памяти преподобного Сергия Радонежского, которого он всегда считал своим покровителем. Мать его Наталия скончалась при родах, а сам ребёнок остался жив благодаря таинству Крещения, которое немедленно совершил над ним священник.

http://pravoslavie.ru/56923.html

Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) (1837-1911) — ученик и духовный преемник преподобного Амвросия, явивший образ великого смирения, незлобия, непрестанной умносердечной молитвы, старец не раз удостаивался явления Божией Матери. По воспоминаниям современников, многие еще при жизни иеросхимонаха Иосифа видели его озаренным благодатным божественным светом. Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) (1845-1913) — скитоначальник, о котором старец Нектарий говорил, что благодать Божия в одну ночь из блестящего военного сотворила великого старца. Не жалея самой жизни, он исполнял свой пастырский долг в русско-японской войне. Старец обладал необыкновенной прозорливостью, ему открывался внутренний смысл происходящих событий, он видел сокровенность сердца пришедшего к нему человека, с любовью пробуждая в нем покаяние. Иеросхимонах Анатолий (Потапов) (1855-1922) , прозванный в народе утешителем, был наделен Господом великими благодатными дарами любви и утешения страждущих, прозорливости и исцеления. Смиренно неся свое пастырское служение в тяжелые дни революционной смуты и безбожия, старец утверждал своих духовных чад в решимости даже до смерти быть верными святой православной вере. Иеросхимонах Нектарий (Тихонов) (1856-1928) — последний соборно избранный Оптинский старец, который подвигом непрестанной молитвы и смирения обрел величайшие дары чудотворения и прозорливости, нередко скрывая их под видом юродства. Во дни гонений на Церковь, сам находясь в изгнании за исповедание веры, неустанно окормлял верующих. Иеромонах Никон (Беляев) (1888-1931) ближайший ученик старца Варсонофия, пламенный молитвенник и любвеобильный пастырь, самоотверженно исполнявший старческое служение уже после закрытия Оптиной пустыни, претерпевший мучения от безбожников и скончавшийся в изгнании, как исповедник. Архимандрит Исаакий II (Бобриков) (1865-1938) — последний настоятель Оптиной пустыни, испытавший всю тяжесть разорения и поругания святой обители. Неся свой крест настоятельского служения в годы испытаний и скорбей, он был исполнен несокрушимой веры, мужества и всепрощающей любви. Этот святой старец четырежды претерпел тюремное заключение и увенчал свою исповедническую жизнь мученичеством за Христа.

http://patriarchia.ru/db/text/478995.htm...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Иосиф Оптинский, преподобный Иосиф Оптинский (в миру — Иван Ефимович Литовкин; 18371911) — оптинский старец, келейник преп. Амвросия Оптинского. реподобный Иосиф удостоился неоднократного посещения Царицы Небесной, и Божия Матерь называла его «любимче мой». От него осталось множество писем, адресованных сестрам Шамординской обители. Обычно вспоминают его смирение, кротость, тихость, постничество, «худые ризы». Будущий старец родился в крестьянской семье. Рано потерял родителей. Его старший брат страдал пьянством и разорил их дом. Иван нанимался работать в трактире, бакалейной лавке, грузчиком и т. п. Его все больше тянуло к монашеству, он решает посетить святыни Киева. Однако его старшая сестра, уговаривает его приехать в Оптину. В 24 года он становится послушником. После он проживет в «хибарке» преп. Амвросия тридцать лет как его келейник и двадцать — после его смерти. Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book_author/ios...

Преподобный Иосиф Оптинский Преподобный Иосиф (в миру Иван Литовкин) родился 2 ноября 1837 года в Харьковской губернии, в многодетной семье сельского головы. В детстве он лишился родителей, тихая и спокойная жизнь кончилась, и Иван был вынужден работать в трактире, бакалейной лавке, таскать тяжести, сопровождать обозы с товаром. Он подвергался нападениям грабителей, бывал бит жестоким хозяином, падал в обморок от голода... Но грубая, страшная жизнь не развратила и не озлобила его: он хранил в себе стремление к духовной жизни, и постоянной спутницей и утешительницей его была молитва , которой он научился с детства. В 1861 году, в возрасте 23-х лет, Иван по совету его сестры, которая была монахиней, поехал в Оптину пустынь. Его попутчицы, две монахини, первым делом по прибытии отправились к преподобному Амвросию и сказали старцу, что привезли с собой «брата Ивана», называя юношу в шутку братом из-за его монашеских устремлений. Великий старец по своему обыкновению шутливо и прозорливо ответил: «Этот брат Иван пригодится и нам и вам», – как бы видя перед собой будущего Оптинского старца и ту пользу, которую он принесёт в будущем и самой Оптиной, и женским монастырям. После скорбной жизни в миру Иван воспринял тишину и покой святой обители как бесценный Божий дар. Новоприбывших трудников по Оптинским обычаям для смирения отправляли на нелёгкое и хлопотливое послушание в трапезную. Так «брат Иван» стал помощником повара, и трудности этого занятия были ему совсем не в тягость: в нём сразу обнаружились добрые качества его чистой души, как будто изначально предназначенной Господом для монашеской жизни. Скромность, послушание, честность, доброта, молчаливость и любовь к молитве были хорошими задатками для настоящего инока. И эти качества не остались незамеченными: вскоре послушника перевели келейником к великому старцу Амвросию, и в хибарке старца он прожил пятьдесят лет: тридцать лет рядом с преподобным Амвросием и двадцать после его смерти, когда отец Иосиф уже сам был старцем. Молодой послушник оказался в самом центре духовной жизни: к святому старцу приезжало огромное количество людей, искавших духовного совета и руководства.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Optinski...

По благословению священноархимандрита Оптиной пустыни, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, в половине третьего того же дня сии святые мощи были благоговейно подняты и, по совершении литии наместником обители священноархимандритом Венедиктом (Пеньковым) с сослужащими, были перенесены в Введенский собор, где с того времени не прекращалось чтение Псалтири и совершались литии. На 3-й день после праздника Сретения Господня началось приуготовление всечестных мощей старца к их переоблачению.    Дивным смотрением Божиим накануне дня памяти святого великомученика Феодора Стратилата, которому вместе с великомучеником Георгием посвящен тот придел Казанского храма, где покоились мощи старца, перед полиелейной службой великомученику, вечером 7/20 февраля, приехал Преосвященный Стефан, епископ Пинский и Лунинецкий (впоследствии — архиепископ). Незадолго до этого владыка Стефан (Корзун) так же неожиданно был в Оптиной у всечестных мощей старцев Моисея и Антония после их обретения. После полиелея святому Феодору Стратилату владыка Стефан отслужил заупокойную литию. Невольно вспомнились слова епископа Калужского Виталия при отпевании преподобного старца Амвросия в 1891 году: «Теперь я вижу, что это старец пригласил меня на отпевание… Этот старец так велик, что его непременно должен был отпеть епископ».    Явное и преславное чудо милости Божией совершилось 6/19 февраля, вскоре по перенесении честных мощей старца Исаакия I. Очевидцами было засвидетельствовано чудо истечения святого мира от иконы Живоначальной Троицы во Введенском соборе. Дивный во святых Своих Бог, в Троице славимый, прославил и паки прославит угодника Своего преподобного старца Исаакия, молитвами которого да обрящем и мы светлость святых.    Ныне святые мощи преподобного Исаакия I покоятся в левом приделе Казанского собора монастыря.    Преподобне отче наш Исаакие, моли Бога о нас! Преподобный иеросхимонах Иосиф (Литовкин) День рождения — 2/15 ноября 1837Мирские именины — 12/25 ноябряПостриг в мантию — 16/29 июня 1872День тезоименитства — 4/17 апреляИерейская хиротония — 1/14 октября 1884Постриг в схиму — 14/27 февраля 1888Кончина (день памяти) — 9/22 мая 1911Обретение мощей — 3/16 октября 1988   Преподобный Иосиф Оптинский (Иван Ефимович Литовкин) родился 2 ноября 1837 года в селе Городище Старобельского уезда Харьковской губернии и был назван в честь святого Иоанна Милостивого.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4129...

Старец отец Иосиф был происхождения незнатного. Родился он в крестьянской семье 2-го ноября 1837 года и назван во святом крещении Иоанном, в честь св. Иоанна Милостивого. Отец его Евфим Литовкин был зажиточный крестьянин села Городища, Старобельского уезда, Харьковской губернии, а мать его Мария происходила из духовного звания. Несмотря на недостаток светского образования, семья его представляла собою отживающий уже теперь к сожалению тип здоровой, крестьянской семьи. Страх Божий и любовь к ближним, вот те несложные принципы, которыми руководствовались его родители в деле воспитания детей и в своих отношениях к людям. Высокая религиозность, посильная милостыня, продолжительные домашние молитвы, на которых обязательно присутствовали все дети, вот та среда, в которой зародился дух будущего старца. Мальчиком он был характера весёлого, даже шаловливого; учение легко давалось ему, хотя по условиям жизни он и не мог получить систематического образования. Но то, чего не могла дать ему школа, он с избытком вознаградил впоследствии самообразованием и чтением соответствующих книг. Не долго пришлось юному Иоанну прожить под кровом родительских забот. Уже одиннадцати лет от роду он лишился родителей и должен был вступить на самостоятельный путь жизни. Пробыв некоторое время у старшего брата, необходимость заставила его в личном труде искать средств для жизни. Брат его быль обременен большою семьей. Старшая сестра его была монахиней и, нуждаясь сама, не могла ему помогать; и вот отсутствие средств заставило его наниматься к торговым людям на посильные работы. Нелегка была его жизнь в это время; нужды его были весьма велики. Старец сам говорил, что ему приходилось тогда претерпевать и холод, и голод, и множество прочих невзгод. Раз как-то он чуть было не замерз, идя зимой по какому-то поручению. В другой раз воры в дороге ограбили его. Приходилось ему наниматься и на тяжелый поденный труд... Среда в которой принужден он был вращаться также далеко не соответствовала его внутреннему настроению. Свобода нравов служащей молодежи, грубость, невоздержанность в словах и поступках, угнетающим образом действовали на его юную, чистую душу. Наконец в более зрелых годах он получил хорошее место. Хозяин его, зажиточный мельник очень полюбил его и стал сватать за него даже свою дочь. Но промысл Божий хранил его для иной жизни. Семя Божественной любви, посеянное заботливой рукой матери в его чуткой душе, не могло уже заглохнуть. Мирская жизнь стала мало по малу тяготить его. Мысль о монашестве созревала в его душе. Его тянуло и на Афон, и в Киев и вот, отпросившись у хозяина на богомолье, он пошел в Борисовскую женскую пустынь, Курской губернии, где была монахиней его старшая сестра и по совету ее решился идти в Оптину пустынь, к тамошним старцам. Это было 1861 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Optinski...

   В 2000 году преподобные Оптинские Старцы были прославлены Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви для общецерковного почитания. Тропарь Собору преподобных отцев и старцев,    в Оптиной пустыни просиявших, глас 6:    “Православныя веры светильницы, «монашества непоколебимии столпи», земли Российския утешителие, «преподобнии старцы Оптинскии», любовь Христову стяжавшии и души своя за чада полагавшии», молитеся ко Господу», да утвердит земное отечество ваше в православии и благочестии» и спасет души наша”. Преподобный Иосиф Оптинский      2 ноября 1837 года в семье сельского головы Ефима Литовкина и его жены Марии родился сын. При святом крещении мальчика нарекли Иваном.    Однажды во время пожара, когда огонь быстро перекидывался с одного деревенского дома на другой, маленький Иван, боясь, что огонь может уничтожить их новый дом, взмолился, протягивая ручки к церкви, находящейся недалеко от их дома: “Царица Небесная! Оставь нам наш домик, ведь он совсем новенький!”    По молитве ребёнка дом Литовкиных уцелел, в то время как все дома вокруг него сгорели.    Иван рано лишился отца и матери. Одиннадцатилетний сирота вынужден был сам зарабатывать на хлеб насущный, работал в трактире, в бакалейной лавке, сопровождал обозы с товаром. Тяжелая жизнь не ожесточила Ивана, его чистая душа всегда стремилась к духовной жизни, утешение он находил в молитве.    Ещё в раннем детстве в чудесном видении ему явилась Царица Небесная, мальчик был настолько поражён красотой Богородицы и необыкновенным сиянием вокруг Нее, что лишился чувств. В тяжёлые минуты он вспоминал чудесное видение.    В 1861 году Иван получил письмо от сестры Александры, принявшей к тому времени постриг с именем Леониды в Борисовском монастыре. Она советовала брату идти в Оптину Пустынь, к старцам.    В марте 1861 года по благословению старца Амвросия Иван был принят в святую обитель.    По Оптинскому обычаю, каждый новоначальный должен был потрудиться в трапезной. Позже послушник был определен в келейники к старцу Амвросию. Возможность быть рядом с прозорливым старцем радовала инока, но бесконечный поток посетителей утомлял. Лишившись душевного покоя, он решил потихоньку уйти на святую Афонскую гору. Прозорливому старцу Амвросию стало известно о смущении келейника. Однажды старец Амвросия сказал: “Брат Иван, у нас лучше, чем на Афоне, оставайся с нами”. Прозорливость старца настолько поразила молодого послушника, что он больше не помышлял об уходе.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Приложения Из жизни отца Иосифа 324 Отец Иосиф был вторым келейником знаменитого Оптинского старца отца Амвросия. О последнем все духовные лица нашего поколения (то есть второй половины XIX столетия) хорошо знали. А о его преемнике, отце Иосифе, немногие теперь и помнят. Кое–что, – и больше именно чудесное, – хочется оставить потомству на память. Старец иеросхимонах Иосиф, в мире Иван Евфимович Литовкин, родился в 1837 году 2 ноября в селе Городище Старобельского уезда Харьковской губернии. Родители его Евфим Емельянович и Мария Васильевна были милостивцами; иногда они раздавали милостыню тайно друг от друга; принимали в дом сборщиков–монахов. У них было шестеро детей. Второго они и назвали Иоанном, в честь святого Иоанна Милостивого, которого чтили особенно. Семи лет он, во время игры с товарищами, видел в воздухе Царицу Небесную и упал в обморок. Когда он пришел в себя, то его стали расспрашивать, что с ним случилось? Он сказал, что увидел Царицу. – Да почему ж ты думаешь, что видел Царицу? – спросили его. – Потому что на Ней была корона с крестиком. – Ну, а почему ж ты упал? На это он, потупив глаза, тихо сказал: – Около Нее было такое солнце... я не знаю, не знаю, как сказать, – добавил он быстро и заплакал. Случился в селе их пожар. Их новый дом только что был отстроен. Вблизи была церковь во имя Покрова Матери Божией. Протянув к ней ручки, он начал кричать: «Царица Небесная! Оставь нам наш домик, ведь он совсем новенький». Кругом все сгорело, а дом Литовкиных остался цел. В 1848 году в их селе явилась холера, и скончалась и мать их; а отец умер раньше. На похоронах ее одиннадцатилетний Ваня воскликнул: – Царица Небесная! Что же Ты делаешь?! И сестра ушла в монастырь, и маму Ты у нас взяла?! После смерти родителей дети очень обеднели. Приезжала из монастыря сестра Александра. Она рассказывала потом: – Бывало, дети и Иван ухватятся ручонками за мой пояс и горько плачут: «Сестрица, возьми нас с собой в монастырь: нам здесь не с кем жить!» Так сердце просто кровью обливается, глядя на них. Эти слова Ваня даже и во сне все повторял.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

– «Ведь это так неинтересно». – Но где я ее ни читал, она проходила всегда при переполненной аудитории, а в некоторых местах ее даже приходилось повторять по два раза. Другой случай посмертного влияния старца мы видим в следующем эпизоде: Одна молодая девушка, очень религиозная и серьезная, стремилась всей душой в монастырь. По окончании гимназии, одна сделалась учительницей, а сама, между тем, стала присматриваться и прочитывать всевозможные описания разных женских обителей, но никак не могла остановиться в выборе. Много прочла она очень пространных и интересных описаний монастырей и их основательниц, но все что-то говорило ей, что это – не ее место, что не здесь ей быть, а где? Она не могла дать себе ясного отчета. В 1891 г., перелистывая полученный журнал «Нива», она увидала портрет о. Амвросия Оптинского и очень коротенькую при нем заметку о том, что старец этот скончался в устроенной им Казанской женской общине. Несмотря на то, что изображение старца Амвросия в журнале было довольно плохое, оно поразило молодую девушку. Взгляд его проницательных и вместе бесконечно добрых глаз даже с картинки проник прямо ей в душу, и она тут же почувствовала, что должна быть в обители, основанной этим старцем. В журнальной заметке ни о самом старце, ни об обители ничего особенного сказано не было, но в душе ее уже сложилось твердое решение. Вскоре она, тайно от матери, уехала в Оптину пустынь, а оттуда в Шамордино, где и осталась навсегда. После кончины праведного старца Амвросия, его место занял тоже не менее известный среди верующих посетителей Оптиной пустыни, его бывший келейник, старец Иосиф. Исследуя довольно подробно и хорошо составленную биографию этого старца, изданную Казанско-Амвросиевскою женскою пустынью, можно без опасения преувеличения сказать об этом подвижнике духа и любви к ближнему, что «весь он был создан для служения Господу». Родившись в 1837 году в семье благочестивых, простых, очень умных людей: Ефима Емельяновича и Марии Васильевны Литовкиных, Ваня Литовкин, так звали в миру старца Иосифа, – с самого раннего возраста определился своей нежной, чуткой душой, умевшей особенно быстро схватывать, понимать и чувствовать чужое горе, а затем – таким исключительным благонравием и любовью к церкви, к Слову Божию, что очень многие замечали на нем особую печать благоволения Божия, а некоторые прямо говорили, что из этого ребенка выйдет что-нибудь «необыкновенное».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tih...

В.Н. Карагодин Житие преподобного Иосифа Жизнь в миру Великий Оптинский Старец иеросхимонах Иосиф, в миру Иван Ефимович Литовкин, родился в 1837 году 2 ноября, в с. Городище, Старобельского уезда Харьковской губернии. Родители его – Ефим Емельянович и Марья Васильевна Литовкины – были люди простые, но очень благочестивые, добрые и умные. Отец его 17 лет был в своём селе головой и пользовался большим уважением и любовью. Как он, так и его жена были очень милостивы к бедным: они раздавали свои достатки щедрою рукою и даже нередко тайно друг от друга. Ефим Емельянович давал в долг, кто нуждался в деньгах и, случалось, что так и не получал их обратно. Любил принимать в свой дом сборщиков-монахов, и непременно каждому из них подавал на обитель немалую сумму денег. По старинному обычаю они очень любили ходить в храм Божий и читать духовные книги, особенно жития святых. У них было шестеро детей – три сына и три дочери. Когда родился второй сын, то родители назвали его Иоанном, в честь св. Иоанна Милостивого, к которому имели особенное усердие. Истинно любя своих детей, они не столько старались дать им земное богатство, сколько сокровище небесное, а потому и воспитывали их в страхе Божием, в благочестии и повиновении. Отец был очень мягкого характера, а мать была построже. Дети её очень боялись, но и любили, также как и она их. Отец больше всех любил Иоанна, который и лицом был похож на него. Однажды он взял мальчика с собой покататься на дрожках и за какой-то каприз наказал его дорогой. После нежный отец долго жалел об этом, говоря: «Эх, хлопца-то я ударил». Грамоте начала его учить старшая сестра Александра, особенно его любившая; поэтому, когда его отдали в училище, то он уже умел читать и вообще учился хорошо. «В училище, – рассказывал сам батюшка, – меня не наказывали; а один раз учитель велел мне наказать моего меньшего брата Петра, – так мне это было очень трудно и после на душе нехорошо». Мать всех маленьких детей водила с собой в церковь и дома заставляла молиться вместе с нею. По рассказам самого старца, он с малого детства любил бывать в церкви, где он даже пел на клиросе. «Помню, как бывало мать будила меня, чтобы идти к утрени и обедни, а мне не хочется рано вставать с постели; но делать нечего, надо было вставать. За то в церкви и после весь день так было мне хорошо и весело на душе!»

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Optinski...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010