Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВГЕНИЙ (Летица Эмануило; 1858, Плашки, ныне Хорватия - 3.10.1933, Суня, там же), митр. Дабро-Босанский (СПЦ). Учился в начальной школе в г. Огулин. По окончании гимназии в Сремски-Карловци изучал право в Вене, Граце и Загребе. Сдал гос. экзамены и работал юристом в г. Сремска-Митровица, потом судьей в Сараеве. В 1892 г. оставил гос. службу, переехал в Загреб и работал референтом по юридическим вопросам в Ипотечном банке. В том же году ушел с работы и поступил в семинарию в Сремски-Карловци, к-рую окончил в 1895 г. Вскоре принял монашеский постриг в монастыре Кувеждин и был назначен 2-м делопроизводителем Соборного совета Карловацкой митрополии. 9 июля 1895 г. патриархом Сербским Георгием (Бранковичем) рукоположен во диакона. 3 нояб. того же года назначен делопроизводителем управления Темишварской епархии, составил описание епархии ( Ebrehuje (Летица), еп. Први шематизам Српске православне enapxuje Темишварске: за годину 1897. Сремски-Карловци, 1897). В кон. 1895 г. еп. Темишварским Никанором (Поповичем) произведен в протодиаконы, 18 апр. 1898 г. еп. Будимским Лукианом (Богдановичем , буд. Патриарх Сербский) рукоположен во иерея, в 1899 г. произведен в протосинкеллы, а 24 июля 1900 г. возведен в сан архимандрита. 11/24 авг. 1900 г. по ходатайству Синода К-польской Патриархии был назначен австр. двором на кафедру новоучрежденной Баня-Лукско-Бихачской епархии (см. ст. Баня-Лукская епархия ). 30 дек. 1900 г. в г. Баня-Лука хиротонисан во епископа при участии митрополитов Дабро-Босанского Николая (Мандича) , Захумско-Герцеговинского Серафима (Перовича) и Зворникско-Тузланского Григория (Живковича) . В новой епархии, к-рая в тот период включала 13 округов (протопресвитериатов), 134 прихода и насчитывала более 280 тыс. правосл. верующих, учредил консисторию, которая начала работу 23 сент. 1901 г. За 7 лет управления епархией посетил более 100 церквей. Во время визитаций требовал от священников однообразия совершения таинств и обрядов, проверял уровень знания Закона Божия у учащихся церковных школ.

http://pravenc.ru/text/186983.html

6 декабря 1907 г. Евгений Летица предложен был на сараевскую митрополию констан­тинопольской патриархией, а 27 декабря того же года высо­чайшим указом австрийского императора назначен архи­епископом сараевским и митрополитом дабро-боснийским. Новоназначенный дабро-боснийский митрополит Евгений Летица 14 февраля 1908 года прибыл в Сараево, а 18 фев­раля состоялась торжественная инсталляция его в сараевском соборном храме, при участии митрополитов зворнико-тузланского Григория Живковича и герцеговинско-захолмского Петра Зимонича и многочисленного духовенства. На торжестве инсталляции присутствовал и начальник края генерал Винзор, как императорский и королевский комиссар, также представители гражданских и военных властей, большинство которых – католики и протестанты. Но народ сербский демонстративно отсутствовал и при встрече и на торжестве инсталляции нового митрополита. В Сараеве повторилось с митрополитом Евгением тоже, что было и в Банялуке. При встрече и посвящении его в первого банялуцко-бихачского митрополита в декабре 1900 года бросалось в глаза почти полное отсутствие пред­ставителей народа из банялуцкого и бихачского округов. Из сорока слишком городских и сельских церковно­школьных общин участвовало при встрече и посвящении только шесть, и то по несогласию с теми остальными. При­чиной этого – читаем в Веснике» – служит не то, что Евгений Летица стал митрополитом новой епархии, а самый путь или способ, каким он получил это место. Этот способ несогласен с узаконенными правами на­рода, так как духовенство и народ не были допущены к участию при выборе и поставлении нового митрополита 153 . В 1907 г. к этому присоединилось и то, что в Банялуке православные сербы не были довольны своим митрополи­том. Усердный слуга Австрии, он не умел удовлетво­рить желаний народных, слабо защищал свою паству от нападок оккупационного правительства и Штадлеровых иезуитов. Да и родом новый сараевский митрополит не из Боснии. 2. Митрополия банялуцкая и бихачская. В июле 1899 года дабро-боснийский митрополит Николай Мандич обратился к св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Веснике» – служит не то, что Летица стал митрополитом новой епархии, а самый путь или способ, каким он получил это место. Этот способ не согласен с узаконенными правами народа; так как духовенство и народ не были допущены к участию при выборе и поставлении нового митрополита. 1447 Новопосвященный митрополит Евгений Летица (в мipe Мануил) родился в Плашском, в Хорватии. Гимназический курс окончил с аттестатом зрелости в Карловцах, а потом слушал юридические науки в Загребе, Граце и Вене, и, выдержав три государственных экзамена, посвятил себя адвокатской деятельности; затем перешел в судебное ведомство и служил в Сараеве судебным правительственным приставом. В этом звании он участвовал в местных законодательных работах и был издателем судебной газеты «Гласник закона и наредаба». В 1892 году перешел на службу в Загреб, в учрежденный тогда хорватско-славонский ипотечный банк. Но в этом же году оставил эту службу, и поступил в число слушателей карловицкого богословского училища. По окончании в нем курса он был пострижен в 1895 г. в монастыре Кувеждине. По рукоположении в иеродиаконы поступил на службу в консисторию темишварской епархии. В 1898 г. произведен в синкелла, в 1899 г. – в протосинкелла, а в июне 1900 года возведен в сан архимандрита и настоятеля монастыря св. Георгия близ Темишвара. В этом положении застал его выбор в первого митрополита новообразованной митрополии: баньялуцко-би- —165— хачской. – Благодаря своим обширными юридическо-богословским познаниям и долголетней практике митрополит Евгений хорошо известен в Боснии, и особенно в Сараеве, где несколько лет состоял на государственной службе, как непоколебимый и твердый характер, неутомимый труженик и большой приятель тамошнего сербского народа, и – замечает корреспондент «Христ. Весника» – можно надеяться, что он, при нынешнем тревожном положении церковно-школьного дела в тех сербских краях, и захочет и будет в состоянии содействовать тому, чтобы настоящее ненормальное состояние раз на всегда изменить на лучшее, такое, какого требуют церковь и народные права.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

стративного и школьного совета. Совет этот полномочен выразить волю народа, а великий духовный суд выражает только мнение духовенства. И если этого не сделал г. министр, тогда это должен был исправить великий духовный суд и выставить кандидатов по соглашению с великим административным и школьным советом. Этим засвидетельствована бы была объединенная воля духовенства и народа, и выражение этой воли имело бы успех и принесло бы удовлетворение, ибо народ увидел бы, что с надлежащей стороны обращают должное внимание на его вековое право. Право это ясно доказано и обосновано, – оно вне всякого сомнения. Мы сошлемся лишь на наш церковно-школьный устав. Там читается: «Великий административный и школьный совет (чл. 4, гл. 5. а) выбирает и впредь мирянина представителя дабро-боснийской епархии на предмет избрания вселенского патриарха константинопольского». Когда так и когда за народом обеспечено церковно-школьным советом право участия в выборе вселенского патриарха, тогда ясно и несомненно, что великий административный и школьный совет, как представитель народа в Боснии и Герцеговине, должен принимать участие и в выборе митрополитов, подчиненных вселенскому патриарху». Как бы то ни было, тайная конференция великого духовного суда вынесла резолюцию, что один из наличных митрополитов займет кафедру дабро-боснийской епархии, и именно тот, кого изберет правительство. 548 Выбор правительства пал на баньялуцко-бихачского митрополита Евгения Летицу, который затем и был назван кандидатом на заседании великого духовного суда в Сараеве под председательством зворнико-тузланского митрополита Григория Живковича. 7 декабря 1907 г. Евгений Летица предложен был на сараевскую митрополию константинопольской патриархией, а 27 декабря того же года высочайшим указом австрийского императора назначен архиепископом сараевским и митрополитом дабро-боснийским. Новоназначенный дабро-боснийский митрополит Евгений Летица 14 февраля 1908 года прибыл в Сараево, а 18 февраля состоялась торжественная инсталлация его в сараевском собор-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

синода, для устранения означенных неудобств и улучшения церковного состояния, признал возможным и благопотребным разделение дабро-боснийской митрополии для учреждения новой самостоятель­ной епархии, тогда митрополит обратился к нашему пра­вительству в Боснии с просьбою исходатайствовать нашу императорскую и королевскую санкцию на учреждение этой новой епархии. Уважая изъясненные обстоятельства и отно­шения, мы, в наших заботах о развитии восточно-православной церкви и сербско-православного населения в Боснии, нашли возможным дозволить учреждение восточно-православной епархии и митрополии для округов банялуцкого и бихачского с резиденцией в Банялуке и содержанием из местных средств. Новая митрополия банялуцко-бнхачская образуется из ныне имеющихся на лицо благочиний: банялуцкого, котор-варошского, дервентского, прняворского, боснийско-градишского, тешаньского, боснийско-костайничского, бихачского, предорского, ключского, крупского, боснийско-петровачского и старо-майданского (Сански-мост) с относящимися к ним 184 приходами. Так как дозволением этой новой епископии оказали мы наше блогово­ление сербско-православному народу округов банялуцкого и бихачского, и впредь готовы оказывать оное, то мы на­деемся, что новая епископия с полнотою благословения будет действовать во славу Божию, на благо церкви, во спасение душ и облогорожение разума и сердца, и по свет­лому примеру епископских церквей старого времени будет рождать благородные плоды святого евангелия. В подтвер­ждение мы эту нашу императорскую и королевскую новеллу об учреждении собственноручно подписали и повелели скрепить нашею государственною печатью. Дано в нашем главном и престольном граде Вене 2 (14) дня месяца января в 1900 году. Франц Иосиф с. р.» 154 . В митрополита новообразованной епархии наименован был высочайшим повелением от 11 августа 1900 года архимандрит темишварской сербско-православной епархии (в пределах карловецкой митрополии) Евгений Летица и, после установленной присяги австро-венгерскому импера­тору, посвящен 17 декабря в сан митрополита и всту­пил в отправление своих обязанностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Суд избрал первым кандидатом Симеона Поповича, профес­сора рельевской богословии, вторым – Феодора Юнгича, священника в Сараеве, и третьим – Феодора Говедарицу 162 . В то же время в Дольной Тузле почетнейшие сербы имели собрание и после рассуждений послали телеграммой проше­ние министру финансов в Вене, чтобы он предложил короне на утверждение в дольно-тузланского митрополита следующих лиц: Симеона Поповича, синкелла и профес­сора рельевской богословии, Илариона Радонича, протосинкелла и ректора той же богословии, Илариона Зеремского, архимандрита и профессора карловецкой богословии и про­тоиерея бечейского Иоанна Бороту 163 . Высочайшее назначение состоялось 12 января 1909 года, посвящение в Сараеве, – 2 (15) мая и инсталляция в Тузле – 4 (17) мая 1910 года. На торжестве инсталляции присутствовали как представи­тель императора, Мариан Варешанин, главный началь­ник края, все три босно-герцеговинские митрополита, при чем сараевский Евгений Летица был представителем константинопольского патриарха, а представителем карловецкого митрополита-патриарха был архимандрит Иларион Зеремский. Присутствовали окружный mVзлuhckuй началь­ник Фоглар, остальные власти и великое множество на­рода. Более пятидесяти депутаций явились нарочито в Тузлу, чтобы поздравить нового митрополита. В ответ на столь явственно высказанную любовь народную, митро­полит Иларион, вместо обычного банкета по случаю по­священия и инсталляции пожертвовал на благотворительные и нросветительные цели 1950 крон, в том числе – под­комитету культурного Общества „Npocbjema“ в Тузле на основание сербского гимназического общежития („конвикта») 1000 крон, благотворительному сербскому женскому союзу в Тузле 200 кр., сербскому певческому обществу в Тузле 100 кр., ремесленному обществу 100 кр., обществу трезвости 50 кр. и еще четырем обществам большие или меньшие суммы 164 . Монастыри Оплотами православия в Боснии и Герцеговине служат монастыри. Важнейшие монастыри в Боснии: 1) Баньский, с храмом во имя святителя Николая Чудотворца.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Баня-Лукская епархия [серб. enapxuja] Сербской Православной Церкви (СПЦ). В 1900 г. с центром в г. Баня-Лука была создана Баня-Лукско-Бихачская епархия из Дабро-Босанской митрополии. Епархия охватывала сев.-зап. часть Боснии, будучи самой крупной в Боснии и Герцеговине. Находилась в юрисдикции К-польской Патриархии. Первым архиереем образованной епархии стал митр. Евгений (Летица ; 1900-1907), затем кафедру занял митр. Василий (Попович ; 1908-1938). На территории епархии действовали свыше 200 церквей и часовен, мон-ри Гомионица , Моштаница , Липле и др. В 1925 г. Баня-Лукско-Бихачская епархия (перешедшая в юрисдикцию СПЦ) была разделена на Б.-Л. е. и Бихачскую епархию. Б.-Л. е. упоминается в новом уставе СПЦ от 3 сент. 1931 г. (вступил в силу 24 нояб. 1931). С 1939 г. кафедру возглавил сщмч. еп. Платон (Йованович) , замученный националистами-усташами хорват. По данным Церковного календаря Сербской Патриархии за 1941 г., в Б.-Л. е. накануне войны было 167 правосл. храмов, 103 церковные общины, 102 прихода и 2 действующих мон-ря (Гомионица и Моштаница). Численность епархиального духовенства составляла 34 протоиерея, 1 протосинкелл, 71 иерей, 6 иеромонахов. Правосл. паства насчитывала 424075 чел. После оккупации Югославии нем. войсками в 1940 г. Б.-Л. е. оказалась на территории образованного 12 апр. 1941 г. независимого гос-ва Хорватия, в к-ром СПЦ подвергалась жестоким гонениям. За время второй мировой войны в епархии разрушены 64 правосл. храма и 1 мон-рь, 34 приходских дома, уничтожено 94 церковных архива, серьезно повреждены 21 храм и 3 мон-ря. По данным Архиерейского Синода СПЦ на 1945 г., в епархии убито более 100 тыс. правосл. сербов, погибло 14 священников. После окончания второй мировой войны епархиальными епископами были: Василий (Костич ; 1947-1961), во время управления к-рого епархии передали, согласно решениям Архиерейского Собора (1948), неск. районов, входивших в Горнокарловацкую епархию; Андрей (Фрушич ; 1961-1980); Ефрем (Милутинович) . В результате военных действий 1991-1995 гг. в епархии уничтожено 2 правосл. храма, 3 повреждены, сожжено 2 приходских дома. По сведениям на 1997 г. было 7 наместничеств, 98 приходов, 78 священников, 5 мон-рей с 23 насельниками.

http://pravenc.ru/text/77502.html

Адрес: Alije Izetbegovia 63, Kakanj 72240, Босния и Герцеговина Телефон: +387 32 554 974 Электронная почта: spcokakanj@gmail.com Подробнее... Храм Святых апостолов Петра и Павла (Калиновик) [ править править код ] Церковь построена в 1888 году на месте небольшой часовни. В то время храм относился к Захумско-Герцеговинской епархии, которой управлял митрополит Серафим (Перович) (†1903). В настоящее время Петропавловский приход Калиновика принадлежит Дабро-Боснийской митрополии и находится под юрисдикцией благочиния Фочи. Адрес: Калиновик, Босния и Герцеговина Подробнее... Храм Святых апостолов Петра и Павла (Нишичи) [ править править код ] Храм в Нишичах снесен в 1995 году, восстановлен на пожертвования местных жителей. Адрес: Nišii, Босна и Херцеговина Подробнее... Храм Святых апостолов Петра и Павла (Пазарич) [ править править код ] Церковь Святых Петра и Павла в Осенике (Пазарич) была построена в 1896 году. Во время боснийской войны в 1992 году церковь и дом причта были разграблены и подожжены. Реконструкция храма началась в 2007 году. Храм был отреставрирован на пожертвования верующего местного населения и сербской диаспоры. Восстановленный храм освящен 12 июля 2008 г. Адрес: Osenik, Босна и Херцеговина Проезд: Храм находится в поселке Осеник, недалеко от Пазарича, Сараевского округа. Подробнее... Храм Святых апостолов Петра и Павла (Рудо) [ править править код ] Церковь была построена в период 1908-1912 гг., кладку выполнили мастера из Далмации, а иконы для иконостаса написаны в Нови-Саде. По окончании строительства в 1912 году митрополит Евгений (Летица) освятил храм на праздник святых апостолов Петра и Павла. В восьмидесятых годах ХХ века церковь была отремонтирована как внутри, так и снаружи. Предметы интерьера были сделаны в мастерской в Крагуеваце. Адрес: Rudo, Bosnia and Herzegovina Проезд: Храм находится в Рудо, в одноименной общине, в Республике Сербской в Боснии и Герцеговине. Подробнее... Храм Святых царя Константина и царицы Елены (Околишта) [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Босния_и_Герце...

3) Боко-Которская. Епископ Боко-Которский. Дубровницкий и Спичанский Герасим (Петранович). Кафедра: г. Котор (итал. Cattaro). Прим. Титул архиепископа-митрополита: высокопреосвященный. Г) Сербской Босно-Герцеговинской в Боснии и Герцеговине оккупированных Австро-Угрией, но в церковном отношении почти номинально остающихся под высшей канонической властью Константинопольского патриарха 1) Митрополия Дабро-Боснийская. Архиепископ Сараевский, митрополит Дабро-Боснийский и экзарх всей Далмации Николай (Мандич). Кафедра: г. Сараево. 2) Митрополия Герцеговинско-Захолмская (Мостарская). Митрополит Серафим (Перович). Кафедра: г. Мостар. 3) Митрополия Зворнинская и Дольно-Тузланская. Митрополит Григорий (Живкович). Кафедра: г. Дольняя (нижняя) Тузла. 4) Банялуцко-Бихачская. Митрополит Евгений (Летица). Кафедра: г. Банялуцка. Титул всех митрополитов: высокопреосвященный. Д) Черногорской – в г. Черногории 1) Митрополия Черногорская. Митрополит Митрофан (Ван). Кафедра: г. Цетинье. Титул: высопреосвященный. 2) Епархия Захолмско-Расская, учреждённая в 1876 г. и с 1884 г. остающаяся вакантной. Управляет ею м. Митрофан. Е) Румынской – в кор. Румынии 1) Митрополия Угро-Влахийская. Архиепископ Букарештский и митрополит Угро-Валахии, примас Румынии и председатель священного синода Иосиф (Геориану). Кафедра: г. Букарешт (в Валахии). Викариатство Плоештское (Ploesci). Епископ Нифонт (Николеску). 2) Митрополия Молдавско-Сочавская. Архиепископ Ясский и митрополит Молдавский и Сочавский Иосиф (Ананиеску). Кафедра: г. Яссы (в Молдавии). Викариатство Ботошанское (Botoseni). Епископ Досифей (Периецяну). Прим. Титул обоих митрополитов: высокопреосвященный. Прочие епархии – епископии с викариатствами: 3) Арджеская. Епископ Герасим (Тимуш). Кафедра: г. Арджес (Arges). Викариатство Питештское (Ptesci). Епископ Пимен (Георгиеску). 4) Бузеуская. Епископ Дионисий (Климеску). Кафедра: г. Бузеу (Buzeu). Викариатство Рымнико-Саратское. Епископ Валериан (Стефанеску). 5) Нижне-Дунайская. Епископ Парфений (Клинчану). Кафедра: г. Галац (Gallatz).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

миро). В Боснии ныне две митрополии: дабро-боснийская и банялуцко-бихачская (последняя учреждена только в 1900 г.). В Герцеговине также две митрополии: герцеговинско-захолмская и зворнико-тузланская. 1. Архиепископия сараевская и митрополия дабро-боснийская. Кафедра в Сараеве. Во дабро-боснийской епархии, до выделения из неё банялуцко-бихачской митро­полии, насчитывалось, по переписи 1895 года, до полумил­лиона православного населения. Протопресвитериатов в ней было 25, приходов 259. Ныне же она заключает в себе 12 протопресвитериатов и 129 приходов. Архиепископ са­раевский, митрополит дабро-боснийский и экзарх всей Дал­мации Евгений Летица 152 (с 1908 г.), в мире Мануил, ро­дился в Плашком, в Хорватии. Гимназический курс окончил с аттестатом зрелости в Карловцах, а потом слушал юридические науки в Загребе, Граце и Вене, и, выдержав три государственных экзамена, посвятил себя адвокатской деятельности; затем перешел в судебное ведомство и служил в Сараеве судебным правитель­ственным приставом. В этом звании он участвовал в местных законодательных работах и был издателем судебной газеты „Гласник закона и наредаба». В 1892 г. перешел на службу в Загреб, в учрежденный тогда хорватско-славонский ипотечный банк. Но в этом же году оставил эту службу и поступил в число слушателей карловецкого богословского училища. По окончании в нем курса пострижен в 1895 г. в монастыре Кувеждине. По рукоположении в иеродиаконы поступил на службу в кон­систорию темишварской епархии. В 1898 году произведен в синкелла, в 1899 году – в протосиккелла, а в июне 1900 г. возведен в сан архимандрита и настоятеля мона­стыря св. Георгия близ Темишвара. 11 августа 1900 г. на­значен и 17 декабря того же года посвящен в сан митрополита новоучрежденной банялуцко-бихачской епархии. При замещении освободившейся за смертью митрополита Николая Мандича дабро-боснийской митрополичьей кафедры, выбор правительства пал на банялуцко-бихачского митро­полита Евгения Летицу, который затем и был назван кандидатом на заседании великого духовного суда в Са­раеве под председательством зворнико-тузланского митро­полита Григория Живковича.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

  001     002