Об этом так учит апостол Павел «все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. Пища для чрева, и чрево для пищи, но Бог уничтожит и то и другое. Все мне позволительно, но не все назидает» ( 1Кор. 6:12–18, 10:28 ) Так, по учению Апостола, позволительны пища и питие для человека, но не все полезно для него, а ничто не должно обладать им, а посему и должно воздерживаться от того и другого. Пост же состоит, братие, в воздержании от известного рода пищи и в известное время согласно уставу Православной Церкви. Он, как и воздержание, имеет важное значение в борьбе человека с его страстями, с его духовными идолами. Спаситель учил род бесовский не исходит (изгоняется) токмо молитвою и постом ( Мф.17:21 ). «Как телесная пища утучняет тело», учит св. Иоанн Златоуст , «так пост укрепляет душу, сообщая ей легкий полет, делает ее способною подниматься на высоту, помышлять о горних и поставлять небесное выше удовольствий и приятностей жизни» (Бес. 1 на кн. Быт.). Св. Иоанн Лествичник поучает «ум постника молится трезвенно, а ум невоздержного наполнен нечистыми идолами. Кто угождает чреву своему и намерен преодолеть дух блуда, тот подобен старающемуся потушить пожар маслом. При изнурении чрева смиряется сердце, от угождения же чреву кичится помысл» (сл. 14). Такое великое значение имеют для христианина пост и воздержание. Особенно, братие, будем воздерживаться от употребления вина, будем избегать пьянства. Вы слышали, братие, как пагубна эта страсть для человека, знаете также, как многие поддаются этой страсти. Будем посему бороться с нею не только сами, но по возможности и других удерживать от нее, чтобы спасти и своих родных и знакомых. Страсть эта тем особенно и пагубна, что требует от нас, братие, особенной борьбы с нею. Что касается тех, которые уже предались этой страсти настолько, что сами собою не владеют, то о них нужно сказать, что это люди – больные, и каких-либо действительных человеческих средств к излечению их, в настоящее время, указать невозможно.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Пребывающий в нем Бог умягчает всякое мучение, могущее возродиться от воспоминания грехов, истребленных крестною смертию Единородного Сына Его, и устраняет претыкания, на коих могла бы колебаться любовь. 1Ин.4:19 . Мы любим его, яко той перве возлюбил есть нас. Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас. Итак станем крепко любить Бога, который столь преизобильно возлюбил нас от вечности. Любовь приведет нас, как сказано, к святому дерзновению и сыновнему безстрашию, здесь на земле, и в вечности. Станем крепко любить Бога, и тако всегда с Господем будем ( 1Фес.4:17 )! 1Ин.4:20–21 . Аще кто речет, яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть: ибо не любяй брата своего, егоже вид, Бога, егоже не вид, како может любити? И ciю заповдь имамы от него, да любяй Бога любит и брата своего. Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего. Кто говорит о себе, что он любит Бога, а брата своего ненавидит, того Лествичник уподобляет человеку мечтающему во сне, будто он бежит (или летает), между тем, как недвижимо на одре своем лежит (стр. 133). Итак, лествица Иакова да научает тебя, христианина, составлять ту духовную лествицу добродетелей, наверху которой утверждается любовь. Глава 5 1Ин.5:1 . Всяк вруяй, яко Иисус есть Христос, от Бога рожден есть: и всяк любяй рождшаго любит и рожденнаго от него. Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него. В предыдущих главах, Святой Апостол изобразив Иисуса Христа источником света и жизни, и изъяснив свойства истинной веры, указует здесь на связь, или отношение любви к вере, и веры к любви. Он говорит, что любить Иисуса Христа, Сына Божия, никто не может, кроме возрожденного Богом. Равно и Бога Отца никто возлюбить не может, кроме того, кто несомненно верует, что Сын Его, Иисус Христос , есть точно обетованный Мессия, истинный Бог, воссоздатель падшего человечества, начальник будущаго века.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kratko...

Разделы портала «Азбука веры» Текст Библии, цитаты и толкования …никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым …» ( 2Пет 1:20–21 ). Любой критик Православия должен продумать одно очевидное обстоятельство: нам уже две тысячи лет. Две тысячи лет христиане вчитываются в свою Книгу; две тысячи лет лучшие умы человечества думали над ней. Поэтому неумно, случайно набредая в Библии на какое-то неудобовразумительное место, вопиять об обнаруженном “противоречии” или глупости. Христианские богословы наверняка еще в древности обращали внимание на это место и давали ему интерпретацию, соответствующую целостному общебиблейскому контексту. диакон Андрей Свт. Иларий Пиктавийский (†367) говорил что “Писание не в словах, а в их понимании”. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить, что диавол искушал Христа именно цитатами из Писания, а дабы не попадаться на эту уловку лукавого самому, нужно твёрдо усвоить ту аксиому, что «правильность понимания Писания обеспечивает Предание ». Вне Церкви Библия превращается в сборник цитат, которыми можно доказывать до бесконечности любые фантазии, что мы видим во множестве сект. Между нечистыми духами есть и такие, которые в начале нашей духовной жизни толкуют нам Божественные Писания. Они обыкновенно делают это в сердцах тщеславных, и ещё более, в обученных внешним наукам, чтобы, обольщая их мало-помалу, ввергнуть, наконец, в ереси и хулы. Мы можем узнавать сие бесовское богословие, или, лучше сказать, богоборство, по смущению, по нестройной и нечистой радости, которая бывает в душе во время сих толкований  преп. Иоанн Лествичник «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» ( Ин. 5:39 ). Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/1/tolkovanie

Сам Бог через пророка Исаию охаивает пораженных этой болезнью, говоря им: Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою! ( Ис.5:21 ). И великий апостол Павел заповедует нам так: не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным ( Рим.12:16 ). И Соломон говорит также: Не будь мудрецом в глазах твоих ( Притч.3:7 ). Думаю посему, брат Иоанн, что из сказанного ты достаточно ясно уяснил себе, почему гордость ума хуже и опаснее гордости воли. Знай же и то, что как гордость ума, так и гордость воли – зло весьма многовидное. И это многовидное зло греха гордыни дивно описывает святой и божественный отец Иоанн Лествичник таким образом: «Гордость есть отступление от Бога, выдумка бесов, исчадие похвал, признак бесплодия души, матерь осуждения, отгнание помощи Божией, предтеча безумия, виновница падений, причина беснования, источник гнева, дверь лицемерия, твердыня бесов, страж грехов, причина несострадательности, лютый истязатель, бесчеловечный судья, противник Богу, корень хулы» 18 . Видишь, брат Иоанн, как многообразно зло греха гордыни? Поэтому Божественное Писание называет гордого нечистым пред Богом, говоря: Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем ( Притч.16:5 ). Более того, и сдружающегося с гордым оно тоже называет нечистым, говоря: Кто прикасается к смоле, тот очернится, и кто входит в общение с гордым, сделается подобным ему ( Сир.13:1 ). Потому, брат Иоанн, этот грех крайне мерзок пред Богом, и Он наказывает его очень сурово. Брат: Прошу вас, преподобный отче, скажите мне, как наказывает Бог грех гордыни? Старец: Послушай, брат Иоанн! Чтобы мы могли представить себе, насколько мерзостна Богу гордость и как Он наказывает ее, достаточно вспомнить, что только из-за этого греха пал и был низвержен с неба сатана со всеми его ангелами (см.: Откр.12:8–9 ). А чтобы понять, как велика пропасть, в которую падает одержимый омерзительной гордостью, будем помнить, из какой славы и света ниспали сатана и ангелы, единомысленные с ним, в какое бесчестье они низринулись и какому мучению стали повинны.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/o-...

Св. Иоанн Богослов . «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился » ( Ин. 5:16 ). Из Ектеньи по усопшим перед Литургией: «О душах всех, от века в правоверии , надежде воскресения и жизни вечныя усопших отец и братий наших. Господу помолимся». «Всякая неправда есть грех не к смерти. Мы знаем, что всякий рождённый от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему ( 1Ин. 5:16–18 ). Сие написал я вам, верующим во Имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную » ( 1Ин. 5:13 ). Преп. Савва Освященный . «Не должны ни молиться вместе с верными, ни участвовать за трапезой оглашенные, чтоб ценили преимущество верных " 1527 . Преп. Симеон Новый Богослов . «Верующий любит тех, кои право веруют в Господа: а которые неправо веруют в Него, тех отвращается, терпеть их не может и гонит с глаз своих». Кто верует, тот не любит неправоверующих, как говорит Давид: « Не ненавидящий ли Тя, Господи, возненавидех и о вразех Твоих истаях? Совершенною ненавистию возненавидех я: бо враги быша ми » ( Пс. 138:21–22 ) 1528 . « Тот, кто, являя кротость, молча переносит, когда слышит хулу на Бога, грешит против Бога, потому что, действуя так, он является сообщником того, кто хулит Бога » 1529 . Св. Иоанн Лествичник . О трапезе еретической . «Немощные в вере и да не ядят с еретиками , как сказано и в правилах; а сильные, при случае, если неверные приглашают их к себе ради веры, и им желательно идти, пусть идут» 1530 . " Еретичествующии, яко хульнословящии и Божии враги. Писание не именова человеки, но пси, и волки, свинии и антихристи, якоже глаголет Господь: Не дадите святая псам ( Мф. 7:6 ). И Богослов Иоанн; Яко антихристи мнози быша ( 1Ин. 2:18; 4:1–3 ). Тех убо не подобает любити, ниже соводворятися, ниже купно ясти, ниже приимати в дом, ниже радоватися тым глаголати: да делом тых лукавым не сообщимся ». «И св. Иоанн Богослов повелевает таковых безбожных учителей не принимать и в домы, и даже при встрече с ними не приветствовать их, не говорить им: «Здравствуйте»; потому что если кто будет говорить им «здравствуйте», тот участвует в делах его злых " 1531 .

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Сила и возвышенность благодатной христианской любви такова, что и единство (основанное, прежде всего, на любви), свойственное Церкви, уподобляется единству, присущему единотроичному Богу: « да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино » ( Ин.17:21 ). Внехристианская праведность, как было отмечено ранее, не дает иноверцу христианской любви, оставляет его равнодушным или, что хуже, наполняет отвращением и ненавистью к Истине (ср.: « Иисус сказал ему: Я есмь… Истина .., никто не приходит к Отцу, как только через Меня » ( Ин.14:6 )). Неприятие же Истины сопровождается пренебрежением к последователям и подражателям Христа: « а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие » ( 1Кор.1:23 ). Имея вышесказанное в виду, трудно представить, чтобы присутсвие подобных «добролюбцев» в братстве христианских святых не ввело в это братство нестроения и размолвки, дестабилизацию и, в итоге, — разлад. В результате — ни первые, ни вторые не обрели бы в обителях высший мир и блаженный покой… Сопряженность бесстрастия, совершенной, христианской любви и усыновления Богу (что, собственно, и является целью жизни христиан) засвидетельствована преподобным Иоанном Лествичником в следующих (кратких, но емких) словах: «Любовь, бесстрастие и сыноположение различаются между собою одними только названиями. Как свет, огонь и пламень соединяются в одном действии, так должно рассуждать и о сих совершенствах» с. 462]. Все это стяжается в Церкви! (ср.: свщмч. Киприан Карфагенский : «Тот не может уже иметь Отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь . Находящийся вне Церкви мог бы спастись только в том случае, если бы спасся кто-либо из находившихся вне ковчега Ноева» с. 14]. Опять же, недоумевают, упрекают: почему, мол, если вне-христианская «праведность» не является самодостаточным основанием для вхождения в Царство святых, Церковь свидетельствует о том, что будущее соцарствование православных, не вполне преуспевших в восхождении по лествице духовных совершенств, не только желанно (для них и для нас), но и возможно (для них)? (Такое положение демонстрируется, в частности, в ряде христианских молитв, как то: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей ( имена их ), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное»).

http://azbyka.ru/apokalipsis/zachem-bogu...

Сравн. Dasein М. Хайдегера. «Наука и религия в распрю прийти не могут… разве кто из некоторого тщеславия и показания своего мудрования на них вражду восклеплет». – М.В. Ломоносов. «Никому не позволено в христианстве быть вовсе неученым и оставаться невеждою… Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа… я не знаю, что ты такое, и что с тобою будет». – свт. Филарет Московский . «Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи» - 2Пет. 2:21-22 . «Только в отношении к человеку можно признавать разделение Церкви на видимую и невидимую, единство же ее есть истинное и безусловное». – А.С. Хомяков. Церковь Одна. «…Все согласовано и осмысленно, ничто не исчезает без следа. Последнее и страшное доказательство тому дает адское пламя: всякая тварь, волей или неволей, свидетельствует об окончательном смысле бытия». – Иеромонах Серафим (Роуз) . Человек наизнанку. «…Никто, возложивший руку на плуг и глядящий назад, не пригоден для Царства Божия» - Лк. 9:62 . «…Буду вам Отцом, и вы будете Мне сынами и дочерьми, говорит Господь Вседержитель» - 2кор.6:18. «Не уклони сердце мое к словам лукавым для извинения грехов с делающими беззаконие» - Пс. 140:4 . «Вы, думая найти в утешительных чувствах Божию любовь, ищете не Бога, а себя, т.е. своего утешения» — прп. Макарий Оптинский . «Не судите, да не судимы будете: имже бо судом судите, судят вас» — Мф. 7:1-2 . «Если гордость некоторых из ангелов превратила в бесов, то, без сомнения, смирение может и из бесов сделать ангелов». – прп. Иоанн Лествичник . Слово 25. «Люди впали в самовожделение, предпочтя созерцание самих себя созерцанию Бога». – свт. Афанасий Великий . Слово на язычников. «Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» — Мф. 7:5 . «…Когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого» — Мк. 11:25

http://azbyka.ru/fiction/pisma-iz-preisp...

Цель... православных, при исполнении заповедей Божиих... — видеть свои недостатки, познавать свою немощь, и через то достигать смирения, без которого все другие добродетели не помогут христианину. Смирение же и при неисправности человека очень ему помогает, как это показывает Сам Господь в Евангелии чрез притчу о фарисее и мытаре. И в другом месте, убеждая нас к смирению, Господь сказал: «Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17, 10). Когда так должно смиряться исполняющим заповеди Божий, то кольми паче потребно и необходимо нарушающим заповеди Божий (преп. Амвросий). Апостол говорит: «незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее» (1Кор. 1, 28). То есть что годится для мира, Господь избирает для Себя и не требует великих способностей, а говорит Своим неспособным: только терпите свою неспособность, а не малодушествуйте, уповая на милость и благость Божию. «В терпении вашем стяжите души ваша» (Лк. 21, 19), глаголет Он в Святом Евангелии; и означил целый ряд блаженных обителей для неспособных для мира. Первая обитель — нищих духом, то есть смиряющихся перед Богом и перед людьми ради своей неспособности. Вторая блаженная обитель — плачущих о грехах своих. Третья обитель — кротких, подавляющих в себе самолюбивые претензии и удерживающих себя от гнева на других, оставляя всякие причины и поводы (преп. Амвросий). ...Никакая добродетель так не приятна Богу, как смирение. А смиряться удобнее неисправному подвижнику, нежели строгому и исправному, чему ясный пример мытарь и фарисей. Правда, что не все строгие подвижники подражают фарисею. Благоразумные из них и смиренные занимают у Бога первое место, а уже сзади их стоят слабые, кающиеся и смиряющиеся. Но обносится мудрое слово: хоть сзади, да в том же стаде, о котором Пастыреначальник и Спас душ наших глаголет: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк. 12, 32). Как слабые, так и строгие подвижники всегда должны испытывать себя тщательно, есть ли в нас залог истинного смирения. Святой Иоанн Лествичник пишет: «иное есть возноситься, иное — не возноситься, а иное смиряться. Первый судит весь день; второй, хотя не судит, но и себя не осуждает; третий, будучи не осужден, всегда сам себя осуждает» (Степень 25, отд. 19). Слова Лествичника ясно показывают, что если мы дозволяем себе судить других, то настоящего смирения в нас нет. Залог истинного смирения обозначается самоуничижением и самоукорением, без которого, по слову святого Аввы Дорофея, трудно устоять человеку на пути благочестия (преп. Амвросий).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Кто приобрел смиренномудрие, тот все победил 5 . «Я полагаю, — говорит св. Иоанн Лествичник, — что путь к смирению — послушание Варсонофий Великий, Иоанн. Ответ 543. 2 Иоанн Лествичник. Слово 25, 4 и 33. 3 Там же. 25, 52. 4 Там же. 25, 37. 5 Там же. 26, 49.   и правость сердца, которые естественно сопротивляются возношению 1 . Послушание, — продолжает он, — есть гроб собственной воле и воскресение смирения 2 , которое от него рождается, а от смирения рождается бесстрастие. Посему ничто не возбраняет сказать, что от послушания рождается бесстрастие, которым совершается смирение 3 . Однажды просил я одного из искуснейших старцев вразумить меня, каким образом послушание имеет смирение? Он отвечал: благоразумный послушник, если и мертвых будет воскрешать, и дарование слез получит, и избавление от брани достигнет, всячески думает, что это совершает молитва отца его духовного и пребывает чужд и далек от суетного возношения, да и может ли он возносится тем, что, как сам сознается, сделал с помощию другого, а не собственным старанием» 4 . Итак, кто вначале не жил в повиновении, тому невозможно приобрести смирения, ибо всякий сам собою научившийся художеству кичится 5 , для смиренного же тягость и жало верить са- " Иоанн Лествичник. Слово 25, 62. 2 Там же. 4, 3. ЭТам же. 4, 71. 4 Там же. 4, 54. 5 Там же. 26, 72.   мому себе, как гордому трудно последовать словам и мнению других 1 . Чтобы нас, и не желающих смириться, побудить к сей добродетели, Господь промыслом Своим устроил так, что никто язв своих не видит так хорошо, как видит их ближний, а потому мы обязаны не себе приписывать исцеление наше, но ближнему 2 . Кроме того, если человек не попросит совета у отцов касательно дела, которое кажется добрым, то последствия сего будут худые и человек тот преступает заповедь, которая говорит: сыне, с советом вся твори (Сирах. 32, 21) и еще: вопроси отца твоего, и возвестит тебе, старцы твоя, и рекут тебе (Втор. 32, 7). И нигде не найдешь, чтобы Писание повелевало кому-нибудь делать что-либо самому по себе; не просить совета означает гордость, и такой человек оказывается врагом Божиим; ибо Бог гордым противится, смиренным же дает благодать (Притч. 3, 34). Кто же после сего будет смиренным, как не тот только, кто преклоняет выю свою пред старцами и принимает совет их по страху Божию 3 . Кто делает что-либо с вопросом, тот исполняет

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

158 Своими дальнейшими рассуждениями я во многом обязан фундаментальному исследованию I. Hausherr, " L " hesychasme. Etude de spiritualite, Orientalia Christiana Periodica xxii (1956), pp. 5—40, 247—85. Эта работа была переиздана в сборнике статей о. Иринея (Хошера) «Hesychasme et Priere», Orientalica Chrisitiana Analecta 176 (Romë Pontificium Institutum Studiorum Orientalium, 1966), 163—237. 159 Достопамятные сказания., Арсений, 1, 2, с. 18. 160 On the Clerical Office 1. 3, 9 (PL 16, 26B). 161 Лествица 27 (PG 88 1100A). 162 Достопамятные сказания.., Антоний 24, с. 15. 163 Патриарх Филофей, Житие св. Исидора, 22//Записки Историко-филологического факультета Императорского. Санкт-Петербургского университета, XXVI. Спб, 1905, с. 21—26. 164 Patriarch Philotheos, Life of St Gregory of Thessalonica (PG 151, 573В-574В). 165 Discourses 5, 122—141: 6, 153—161: ed. Krivocheine, 1: 286—8 2 260—28; tr. DeCantazaro, 93, 123. 166 Достопамятные сказания... Пимен 27, с. 138. 167 Barsanuphius and John, Questions and Answers, § 554. 168 Лествица 27. Эта же фраза повторяется у св. Григория Синаита: St Gregory of Sinai, On Prayer: Seven Texts 5 (PG 150: 1333B) 169 On Prayer 70 (71) (PG 79: 1181C), tr. Philokalia, 1: 164. 170 On Prayer: Seven Texts 5 (PG 150: 1333B), tr. Philokalia, 4, 3 171 The Book of the Poor in Spirit, 2. 3 2: ed. Kelley, 151. 172 On Commandments and Doctrines 113 (PG 150: 1280A), tr. Philokalia 4: 238. 173 Лествица, 27 (PG 88: 1100А); 40 Tito Colliander, The Way of the Ascetics, 79. 174 Tito Colliander, The Way of the Ascetics, 79. 175 The Book of the Poor in Spirit, 2. 3. 2: ed. Kelley, 151. 176 Homily 35(37): tr. Wensinck, 174; tr. Miller, 182. Выше, в статье «Непрестанно молитесь», эта цитата приводится в более развернутом виде. 177 Homily 35(37): tr. Wensinck, 112; tr. Miller, 1116 См. также в «Странная, но все же близкая... » 178 Homily 35(37): tr. Wensinck, 315; tr. Miller, 321. 179 Ср. с определением исихазма, которое дает Пьер Адне. «Исихазм можно определить как по сути своей созерцательную духовную систему, в которое условием духовного совершенства человека выступает его соединение с Богом путем непрестанной молитвы или постоянного молитвенного состояния»//Pierre Adnes, Hesychasme, DS 7: 384.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3484...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010