443 Сказание о жизнии подвигах блаженныя памяти Старца Оптиной Пустыни Иеросхимонаха Макария, составленное оной же пустыни И [еромонахом] Л [еонидом]. Изд. 2. – М.: Изд. Введенской Оптиной пустыни, 1881. С.100–101. [Далее: Сказание о жизни и подвигах... иеросхимонаха Макария.]. 452 Первый Великий Старец Оптинский Иеромонах Леонид (в схиме Лев). – Репр. воспр. изд. Козельской Введенской Оптиуой пустыни, 1917 (Шамордино). – М., 1994. С. 64. [Далее: Первый Великий Старец Оптинский... Леонид (в схиме Лев).] 458 Андроник, архим. История от начала монастыря Нямецкого в Молдавии. Кн. IV. Цит. по: Леонид (Поляков), иером. Схиархимандрит Паисий Величковский и его литературная деятельность: Дисс. на соиск. уч. ст. магистра богословия: В 3 кн. – Л., 1956. Кн. 1. С.141–142. 466 Собрание писем Оптинского Старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам. – Сергиев Посад, 1908. С.66. [Далее: Собрание писем... иеросхимонаха Амвросия к мирским особам.] 467 Душеполезное чтение: ежемес. богосл. журнал. 1860–1917. – М., 1895. Апрель. С. 666. [Далее: Душеполезное чтение.] 470 Агапит (Беловидов), схиархим. Жизнеописание в Бозе почившаго оптинскаго старца иеросхимонаха Амвросия: В 2 ч. – М., 1900. Ч.1. С. 80. [Далее: Агапит (Беловидов), схиархим. Жизнеописание... иеросхимонаха Амвросия.]. 475 Правила пространно изложенные в вопросах и ответах/Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго , Архиепископа Кесарии Каппадокийския: В 5 ч. – Репр. воспр. изд.1901 г. (ТСЛ). – М.: Паломник, 1991. С. 168. Вопр. 53. 492 Таким образом, вторым источником монашества является живое Церковное Предание, носителями которого были опытные старцы – подвижники [ Сидоров А. И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. С. 126]. 500 Отсюда произошло название «скит» – удаленное от человеческого жилья небольшое поселение монахов. 504 Нитрия, Келии и Скит дали последующему монашеству еще одну форму организации жизни – келиотскую. Келиоты жили в отдельных постройках – келиях, принадлежавших какому-либо монастырю. Обычно в одной келии жили преуспевший в духовной жизни старец и один-два ученика. Благословение на поселение в келии давал игумен. Он же определял дисциплинарные и нравственные правила для келиотов, смотрел за их жизнью. Нарушение келиотом распоряжений игумена могло повлечь за собой лишение права жить в келии и даже изгнание из монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Константинопольский Патриарх Варфоломей СМОЖЕТ ЛИ " ЕДИНАЯ ЦЕРКОВЬ НА УКРАИНЕ " НАЗВАТЬСЯ ЦЕРКОВЬЮ? Киевская газета " День " , известная своей антироссийской ориентацией, опубликовала 16 июня заметку Клары Гудзик " Вселенский Патриарх простирает омофор над Украиной " , в которой описывает некоторые важные подробности визита на Украину представителей Константинопольского Патриархата - епископов Вашингтонского Антония (Щирбы) и Скопельского Всеволода (Майданского). Следует обратить внимание на тот факт, что журналистка-радетельница автокефалии Клара Гудзик совсем недавно была специально приглашена в Ватикан " для ознакомления с деятельностью структур Римо-католической церкви, занимающихся Украиной " . Этот факт является еще одним свидетельством того, кто стоит за проектами " Единой Поместной Церкви на Украине " . В упомянутой статье сообщается следующее: " ...Референт патриаршей канцелярии Украинской автокефальной церкви Дмитрий Поляков сообщил: " Действительно, в Киеве недавно побывали епископы УПЦ в США, визит которых связан с выступлением президента Украины на праздновании 2000-летия Рождества Христова. Как известно, Леонид Кучма призвал тогда православных к образованию единой Православной церкви. В связи с этим американские епископы привезли президенту письмо Вселенского Патриарха Варфоломея, котором предлагается организовать этим летом в Киеве встречу представителей всех ветвей расколотого православия Украины для обсуждения возможных путей к единству " . Дмитрий Поляков сообщил также, что УАПЦ уже делегировала двоих представителей для будущей встречи: митрополита Мефодия и архиепископа Игоря. Кроме того, американские епископы имели в Киеве беседы с патриархом Филаретом УПЦ КП и митрополитом Владимиром (Сабоданом), где обсуждались те же вопросы. Как сообщили нам представители КП ( " Киевского Патриархата " К.Ф.) и МП, пожелавшие не называть своих имен, сегодня Вселенский Патриарх Варфоломей проявляет значительный интерес к украинскому православию и имеет самые серьезные намерения содействовать единству Православия в Украине. В частности, в июле месяце в Шамбези (Швейцария) состоится встреча, на которой эти проблемы будут обсуждаться в присутствии Вселенского Патриарха и представителей всех трех православных церквей Украины. Наш источник информации особенно подчеркнул, что об " отставке " патриарха Филарета речь не шла, об этом даже не упоминалось. Стало также известно, что митрополит Владимир (Сабодан) приветствовал инициативы американских епископов, сказав им только: " Делайте обязательно так, чтобы не ухудшить ситуацию, не углубить раскол " .

http://pravoslavie.ru/analit/sobytia/ukr...

1142 Леонид (Поляков Л.Л., 1913-?) – митрополит. С 1949 г. священник в Спасо-Преображенском соборе Ленинграда. В 1952 г. окончил экстерном ЛДА со степенью кандидата богословия. В 1952 г. пострижен в монашество. С 1953–1957 г. доцент ЛДА, с 1957 г. архимандрит, инспектор МДА и ДС, с 1958 г. Магистр богословия, профессор МДА. С 1959 по 1966 г. был последовательно архиереем на кафедрах Курской, Можайской, Ярославской, Пермской. В 1964 г. присвоена учёная степень доктора церковной истории. С 1966 г. архиеп. Рижский и Литовский, с 1979 г. митрополит. 1144 Никон (Фомичёв Н.В., 1910–1995) – архиепископ. С детства прислуживал в ленинградских храмах, в 1923–1932 г. иподиакон. В 1928 г. закончил среднюю школу, до 1931 г. работал на заводе, в 1936 г. окончил институт железнодорожного транспорта, работал инженером-электриком. С 1945 г. диакон, с 1946 г. священник. В 1950 г. закончил экстерном ЛДА, кандидат богословия. Служил в храмах Ленинградской епархии. Петрозаводска, Житомира, Великих Лук, с 1962 г. настоятель Троицкого собора в Ленинграде. С 1962 по 1982 г.г. последовательно занимал кафедры Выборжскую, Лужскую, Рижскую, Архангельскую, Калужскую, Пермскую. В 1984 г. за постоянные конфликты с уполномоченным уволен на покой. Скончался в СПб. 1145 Поляков Филофей Петрович (1893–1958) – протоиерей. С 1921 г. священник, был последователем митрополита Иосифа. Арестовывался несколько раз ОГПУ. В сер. 1930-х г. перешёл в Патриаршую церковь . Служил в различных ленинградских храмах, в 1950-е г. до смерти настоятель Спасо-Парголовского храма. 1146 Раевский Василий Васильевич (1889–1974) – протоиерей. Служил в обновленческих храмах Ленинграда. В Марте 1935 г. выслан из Ленинграда. До 1938 г. служил в Казанском храме в Луге, работал на гражданской службе. С 1946 г. свящ. Николо-Богоявленского собора г.Ленинграда, с 1953 г. благочинный. С 1966 г. за штатом. 1147 Тарасов Павел Петрович (1899–1971) – протоиерей. В последние годы жизни настоятель церкви Волковского кладбища г. Ленинграда. 1148

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Для меня очень дороги также Ф. М. Достоевский, А. И. Цветаева, М. Волошин, Н. Бердяев , С. Аверинцев , В. Распутин, В. Соловьёв – мудрые и глубокие мыслители, умеющие открывать смысл человеческой жизни. Будучи филологом, преподавателем, я решил посвятить себя пастырскому служению, ибо понял, что оно выше, чем служение литературе. Призвание к монашеству я впервые почувствовал, побывав в 1975 году в Почаевской Лавре. Там я ощутил себя не на земле, а на небе. В конце 70-х годов начал свое иноческое служение в Свято-Успенской Почаевской лавре, где пробыл около двух лет. Я стал послушником, пел на клиросе. Но потом стукачи выгнали из Лавры – не понравилось, что у меня высшее образование и что я хорошо проводил экскурсии в монастыре. По решению местных властей я был лишен прописки в городе Почаеве и вынужден был покинуть Лавру. Я приехал в село Ракитное к старцу архимандриту Серафиму (Тяпочкину), который направил меня к митрополиту Леониду, сказав: «Он будет вам как отец». По благословению архимандрита Серафима несколько месяцев провел в Свято-Преображенской Пустыньке Рижского Свято-Троице-Сергиевого монастыря. Митрополит Леонид 13 февраля 1980 года в домовой церкви преподобного Серафима Саровского Рижского женского монастыря постриг меня в монашество, дав имя Виктор, потому что в этот день – память мученика Виктора (251 год). В начале сентября 1980 года митрополит Рижский и Латвийский Леонид (Поляков) рукоположил меня во диакона, а затем в пресвитера. Служил в Рижском Александро-Невском соборе, затем был переведен для служения в город Тукумс. Владыка благословил меня быть духовником Рижского СвятоТроице-Сергиевого женского монастыря. Заочно учился в Московской духовной семинарии. В 1982 году владыка направил меня служить в Свято-Евфросиниевский храм г. Карсава и еще на три прихода: Голышевский, Пудинавский, Квитенский. Он возвел меня в сан иеромонаха, потом игумена и архимандрита. В молодости я был корреспондентом сахалинской газеты «Молодая гвардия». Ныне – постоянный корреспондент латгальской газеты «Лудзас земе». Для меня сейчас очень любимое и самое важное дело – писание духовных книг: они вдохновляют на христианскую жизнь множество людей. В Москве изданы мои книги «Сердце пустыни», «Таинство детства», «Таинство жизни». Готовится к изданию книга «Господь – Пастырь мой».

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Mamonto...

- Бывали неожиданности. Преподавателем катехизиса был у нас в то время иеромонах Пимен, позже Саратовский архиепископ. Вот он меня гонял по катехизису: «Камо пойду от Духа Твоего, от лица Твоего камо бежу? Взыду на небо - Ты тамо еси...» и так далее. На этот текст он меня даже несколько раз поднимал после неудовлетворительной оценки, полученной мною на предыдущем занятии из­за московского послушания. Это заставило меня вызубрить этот текст и ответить на следующем уроке. Сочувствую студентам, которым приходится уделять много времени послушаниям в ущерб учёбе. Владыка Сергий (Голубцов), искусствовед, первый реставратор Свято-Троицкого собора Сергиевой Лавры, преподавал у нас библейскую историю. И он однажды застал меня врасплох. Совершенно необычным человеком был преподаватель гомилетики, епископ, потом Митрополит Рижский Леонид (Поляков), тогда наш инспектор. У нас с ним сложились особые отношения. «Ну, иподиаконы! Вы внесли в кассу Семинарии десятину от ваших заработков?» Мы отвечаем: «Отец Леонид, да мы ещё не получали в этом месяце». А он: «Неверно вы говорите. Вы знаете, где в нашем заведении бухгалтерия?», - и сквозь очки улыбался. Напоминал таким образом: «Мы­то здесь вот живём. Ваши сокурсники трудятся и ничего, кроме стипендии, не получают, а вы? Вас и покормят, вам и заплатят». Вот такие нотации мы выслушивали. Но всё это было с добрым чувством, это походило больше на юмор. Но мог и поднять неожиданным вопросом: «Вот вы не были на прошлой лекции, пропустили, а мы, понимаете, здесь Слово святителя Григория Богослова на Юлиана Отступника изучали. А ну-ка, вы подготовились?» Встаёшь... А где ж тут подготовишься? Всё это было, всё это жизненно, всё это поучительно, и вспоминать об этом по-человечески приятно. - Кто был Вашим вдохновителем в студенческие годы? - Я уже называл имя Митрополита Питирима. Совершенно особое чувство осталось у меня от общения с протоиереем Алексеем Остаповым. Он был душой нашей академической корпорации, очень талантливый человек, много работал над собою.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

175. иерей Валерий Байдак 176. священник Николай Тихончук 177. протоиерей Игорь Гагарин 178. иерей Виталий Коваленко 179. священник Андрей Швайбович 180. диакон Леонид Джалилов 181. протоиерей Димитрий Свистов 182. священник Константин Жемчужин 183. иерей Андрей Поляков 184. иеромонах Петр (Смирнов) 185. диакон Иоанн Овчинников 186. священник Александр Данилов 187. священник Дмитрий Останин 188. священник Александр Лупанов 189. протоиерей Дмитрий Осипенко 190. протоиерей Виталий Шкарупин 191. протоиерей Владимир Вильгертс 192. протоиерей Андрей Пуганов 193. диакон Богдан Сердюк 194. протоиерей Владимир Федоров 195. протоиерей Майкл Карней 196. диакон Алексий Костяновский 197. протоиерей Михаил Владимиров 198. священник Андрей Давыдов 199. иерей Иоанн Абрамчик 200. протоиерей Леонид Грилихес 201. протодиакон Филипп Тернер 202. иерей Олег Усенков 203. диакон Сергий Кульпинов 204. священник Евгений Антонов 205. диакон Иоанн Петерс 206. священник Алексей Цыкин 207. протоиерей Валентин Басюк 208. диакон Артемий Носков 209. священник Силуан Томпсон 210. протодиакон Павел Дроздовский 211. священник Виктор Дунаев 212. протоиерей Андрей Винарский 213. иерей Арсений Стрельцов 214. иерей Петр Галанюк 215. иеромонах Питирим (Дмитриев) 216. протоиерей Андрей Свинарёв 217. иерей Алексей Сураев 218. иерей Пётр Устинов 219. протодиакон Сергий Шалберов 220. священник Роман Кучма 221. иерей Андрей Логинов 222. протоиерей Андрей Хвыля-Олинтер 223. священник Кирилл Крайнюк 224. священник Александр Рульников 225. священник Игорь Москвичёв 226. священник Пётр Коломейцев 227. иеродиакон Дионисий (Волков) 228. протоиерей Константин Гипп 229. протоиерей Андрей Яхимец 230. протоиерей Михаил Владимиров 231. священник Александр Полховский 232. священник Димитрий Пенькевич 233. иеромонах Рафаил (Митрофанов) 234. протоиерей Алексий Попков 235. диакон Аркадий Фомин 236. протоиерей Петр Джексон 237. иеромонах Прохор (Куксенко) 238. иерей Александр Галуц 239. протоиерей Сергий Мирошин, ветеран боевых действий

http://pravmir.ru/svyashhenniki-russkoj-...

Иоанн Лествичник , преподобный. О радостотворном плаче//Лествица, возводящая на небо. М., 1999. Климент (Зедергольм) , иеромонах. О жизни и трудах преподобного Никодима Святогорца . М., 1865/Изд. 2-е. СПб., 1988. Кормчая (Номоканон). СПб., 1997. Леонид (Кавелин) , архимандрит. Сказание о жизни и подвигах старца Оптиной пустыни иеросхимонаха Макария. М., 1861/Оптина пустынь, 1995. Леонид (Поляков), иеромонах. Схиархимандрит Паисий Величковский и его литературная деятельность. Магистерская диссертация, машинопись. Кн. 1–2. Ленинград, 1956. Лисовой Н. Н. Две эпохи – два Добротолюбия . (Преподобный Паисий Величковский и святитель Феофан Затворник )// Церковь в истории России. Сборник 2-й. М., 1998. Лобачевский С., священник. Святый Антоний Великий . Одесса, 1906. Последование малаго образа, еже есть мантия. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1998. Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. Т. 1–2. СПб., 1911–1912/М., 1994. Правила Святых Вселенских Соборов с толкованиями. М., 1877/М., 2000. Преображенский А. Этимологический словарь русского языка. Т. 1. М., 1914. Святая Русь. Энциклопедический словарь русской цивилизации/Сост. О. А. Платонов. М., 2000. Серафим (Курчинский), иеромонах. Монастырский мужской общежительный устав. Т. 1. Нижний Новгород, 1910. Серафим (Курчинский), иеромонах. Первый Всероссийский съезд монашествующих 1909 года. Воспоминания участника. М., 1999. Синайский И. Греческо-русский словарь. Ч. 1. М., 1862. Словарь древнерусского языка XI-XIV вв. Т. 1–4. М., 1988–1991. Словарь русского языка XI-XVII вв. Вып. 1–24. М., 1975–1999. Словарь русского языка XVIII в. Вып. 1–10. СПб., 1984–1998. Словарь церковно-славянского и русского языка. Т. 1–4. СПб., 1867. Смирнов П. А. Жизнь и учение преосвященного Феофана. М., 1915. Собрание писем святителя Игнатия (Брянчанинова) , епископа Кавказского и Черноморского/Сост. игум. Марк (Лозинский) . М.-СПб., 1995. Срезневский И. И. Словарь древнерусского языка. Т. 1–3. М., 1989.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. Учился в Духовной академии, принял монашество и священство. Был одним из руководителей Александро-Невского братства. Важным направлением деятельности братства являлось создание монашеских общин в миру, а также монашеские постриги молодых людей с целью сохранения института монашества в условиях массового закрытия существовавших ранее обителей. Руководил Детским союзом, вел специальные детские богослужения. Для этой цели в Лавре была отведена Надвратная церковь . Дети прислуживали в алтаре, читали, пели. В 1922 году отца Льва выслали в Оренбург. В 1932 году арестован по делу Александро-Невского братства и осужден на десять лет. Расстрелян 20 сентября 1937 года. Сведения о месте казни и захоронения в архивно-следственном деле отсутствуют. Как пишут современные исследователи, «так погиб один из самых замечательных пастырей Петербургской епархии, воспитавший несколько десятков глубоковерующих молодых людей, сохранивших преданность Церкви в пору самых жестоких гонений». На Архиерейском Соборе 2000 года прославлен в лике святых. Леонид (Поляков Лев Львович, 1913–1990), митрополит Рижский и Латвийский. Член Александро-Невского братства. Был прихожанином Федоровского собора в Ленинграде в тот период, когда его настоятелем являлся преподобномученик Лев. Во время Советско-финской и Великой Отечественной войн служил военным врачом. Награжден орденами Ленина, Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. II степени и тремя медалями. Эти заслуги перед Родиной помогали ему по принятии в 1949 году сана священства быть мужественным защитником православия в годы гонений. В разгар гонений в 1960 году удалось принять в Курско-Белгородскую епархию, которой он тогда управлял, гонимого протоиерея Димитрия Тяпочкина. Сумел добиться разрешения от властей и постричь его в монахи с именем Серафим. Леонид , священник Вознесенской церкви в Ливадии (Ялта). Фамилия отца Леонида не сохранилась. В 1920е годы Вознесенская церковь была разрушена.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

11 июня 1959 г. епископом Курским и Белгородским стал Леонид (Поляков) . Благодаря ему приходская жизнь в Курске получила ощутимый импульс к развитию, он сумел укрепить кадры духовенства. Еп. Леонид служил в кафедральном соборе каждый воскресный и праздничный день, по будням присутствовал на всех службах. Заметно увеличилась посещаемость архиерейских служб. Число церквей в епархии продолжало сокращаться. Если в 1955 г. в Курской обл. числилось 154 прихода, в Белгородской обл.- 132, то в 1964 г. насчитывалось 117 приходов в Курской обл. и 98 - в Белгородской обл., из них с янв. 1960 по июль 1963 г. было закрыто в Курской обл. 35 общин, в Белгородской обл.- 33 храма. 14 мая 1960 г. Володин получил рекомендацию Совета по делам РПЦ об изучении «вопроса о возможностях постепенного, но значительного сокращения количества действующих церквей». В итоге в 1960 г. было упразднено 17 церквей, в защиту каждого из приходов в адрес уполномоченного поступали ходатайства. В 1961 г. в Курске были закрыты 3 церкви из 9: Михайловская, Нижне-Троицкая и Успенская. Этому предшествовало проведение в янв.-февр. 1961 г. собраний на предприятиях и в учреждениях города, посвященных закрытию указанных храмов. В 1962 г. в Белгороде был закрыт кафедральный Преображенский собор, после чего по благословению патриарха статус 2-го кафедрального храма Курской епархии получила Николаевская кладбищенская ц. в Белгороде (Иоасафовский собор). В 1959 г. сельсоветы Курской обл. запретили священникам обходить дома верующих. Упразднение церквей вызвало многочисленные протесты со стороны правосл. курян. Сократилось число духовенства: 1 янв. 1955 г. в Курской обл. числилось 177 священнослужителей (из них 163 священника), 1 янв. 1964 г.- 113 священнослужителей (103 священника). Несмотря на стремительные темпы ликвидации приходов, Курская обл. оставалась в числе регионов с устойчивыми высокими церковными доходами: если в 1955 г. доходы общин составили 5890 тыс. р., то в 1959 г.- 8513 тыс. р., притом что налог на свечное производство был увеличен с 4,5 млн р. в 1957 г. почти до 100 млн р. в 1959 г.

http://pravenc.ru/text/2462311.html

И вот то ощущение, от которого при чтении настоящего жизнеописания никак не удавалось избавиться: книга ни о чем. Бесконечное переливание из пустого в порожнее, абстрактные рассуждения – и практически никаких фактов. А те факты, которые все-таки приводятся, поражают какой-то внутренней нелогичностью, несогласованностью друг с другом. Очевидно, что Михаил Иванович Шумилин, 1930 года рождения, был инвалидом детства: “Родился с тяжелым физическим недугом: совсем больной, он не мог ни ходить, ни обслуживать себя хоть сколько-нибудь. Он был старшим, но его, беспомощного и немощного, нужно было кормить с ложечки, поить, умывать…” И это первое, что приводит к неизбежному “конфликту восприятия”: постойте, но как же, да и кем был он пострижен в монашество и рукоположен в священный сан? Ведь исполнять священническое служение, да что служение – и обойти вокруг престола на хиротонии он бы не смог. Тем поразительнее и невероятнее рассказ о том, кто совершал хиротонию. По утверждению авторов, рукоположил Михаила (Шумилина) в священный сан митрополит Тетрицкаройский Зиновий (Мажуга). А присутствовали при этом также митрополит Рижский и Латвийский Леонид (Поляков), архимандрит Таврион (Батозский) и архимандрит Серафим (Тяпочкин). Достойно при этом внимания, что владыка Зиновий жил в Тбилиси, митрополит Леонид и отец Таврион – в Риге, архимандрит Серафим – в Белгороде. Где и почему они собрались вместе ради хиротонии раба Божия Михаила – совершенно непонятно. Еще непонятнее, как митрополит Зиновий, в прошлом Глинский монах, архиерей, привыкший свято чтить церковные каноны, мог рукоположить в священный сан человека, чья хиротония по церковным канонам в виду неспособности к священнодействию была решительно невозможна. Окончательно все запутывает повествование о том, как хиротония происходила на практике, поскольку из описания становится ясно, что была это и не хиротония, а монашеский постриг. Далее следует рассказ о жизни о. Михаила и о его духовнической, а затем и старческой деятельности. Рассказ, впрочем, до крайности туманный. Где служил (да и служил ли вообще) о. Михаил, понять из него практически невозможно. Что опять-таки очень чудно: ведь рукополагается священник всегда не “просто так”, а к конкретному храму или обители.

http://azbyka.ru/fiction/po-vere-vashej-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010